Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

Перечень конфиденциальной информации на территории РФ

В соответствии с действующим законодательством полный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяет локальный нормативный акт — например, соответствующий приказ.

В список обычно включают:

  • список партнеров, клиентов;
  • условия контрактов, договоров, соглашений;
  • данные о потенциальных сделках;
  • данные о методике ценообразования, структуре себестоимости;
  • данные о кредитах;
  • деловую переписку;
  • планы развития, условия инвестиционных проектов, результаты маркетинговых исследований;
  • информацию о незапатентованных изобретениях, разработках, модернизациях, технологических характеристиках продукции;
  • информацию о системах безопасности, охране, внутренних проверках;
  • показатели заработной платы сотрудников;
  • показатели используемого программного обеспечения;
  • структуру кадров;
  • уровень запасов, активов, готовой продукции.

В соответствии со ст. 4 ФЗ №98 определить перечень ограниченной к распространению информации вправе ее обладатель. С учетом установленных в компании правил субординации положение, закрепляющее перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, утверждается уполномоченным в учредительных документах лицом. С лицом, имеющим доступ к тайне, составляется соглашение о неразглашении.

Что не признается коммерческой тайной

Этот список приведен в ст. 5 ФЗ №98, он включает в себя следующие данные:

  • содержащиеся в учредительных документах и ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • приведенные в разрешительных документах, позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • о составе имущества государственных или муниципальных предприятий и об использовании ими бюджетных средств;
  • о загрязнении окружающей среды, безопасности пищевых продуктов, других факторах, оказывающих негативное воздействие на безопасность населения и производственных объектов;
  • о штате, системе оплаты труда, условиях деятельности, охране труда, вакансиях, о производственном травматизме и профзаболеваниях;
  • о задолженности перед работниками;
  • о допущенных нарушениях законодательства и привлечении за это к ответственности;
  • об условиях конкурсов по приватизации объектов госсобственности;
  • об активах некоммерческих организаций, об их штате;
  • о составе лиц, выступающих представителями от имени юрлица без доверенности;
  • иных данных.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Обзор документа

Росрезерв включен в список госорганов, уполномоченных распоряжаться сведениями, отнесенными к гостайне (например, данными о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающими под международные обязательства России).

Некоторыми сведениями ведомство уполномочено распоряжаться вместо Минэкономразвития России. Это, например, информация о содержании планов подготовки страны или ее отдельных регионов к возможным военным действиям.

Напоминаем, что с 2016 г. Росрезерв подведомственен Правительству РФ (ранее — Минэкономразвития России).

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Второй комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Объект — внешняя безопасность Российской Федерации как государства.

2. В ст. 275 дается исчерпывающий перечень деяний образующих объективную сторону состава государственной измены: шпионаж; выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе, или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 УК.

3. Выдача государственной тайны заключается в сообщении гражданином РФ иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Понятие государственной тайны определяется в Законе РФ «О государственной тайне». Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Выдача государственной тайны может осуществляться любым способом.

4. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи заключается в разнообразных действиях, направленных против безопасности Российской Федерации. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения и т.п.

5. С субъективной стороны государственная измена может быть совершена только умышленно. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает одно из деяний, предусмотренных ст. 275 УК РФ, и желает совершить это деяние.

6. Субъект (исполнитель) государственной измены может быть только гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста. Субъект выдачи государственной тайны должен быть наделен еще дополнительной характеристикой: сведения, составляющие государственную тайну, должны быть доверены ему или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Указанная в примечании к ст. 275 УК норма есть конкретизация ч. 2 ст. 75 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и носит ярко выраженный профилактический характер.

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.

Сведения, которые запрещено засекречивать

Фактически внести в перечень секретной, можно любую информацию

Главное обосновать ее важность для государственных интересов и предположить масштаб вреда, который нанесет ее распространение. Однако, для того, чтобы избежать излишнего утаивания сведений и злоупотреблений, в законодательстве определяется перечень данных, не подлежащих сокрытию от общественности, ни при каких обстоятельствах

К такой информации относятся:

  • данные о катастрофах природного и техногенного характера, не только произошедших, но и прогнозируемых;
  • сведения о состоянии социальной сферы общественной жизни (образование, экология, медицина и т. д.);
  • государственные льготы и выплаты компенсационного характера;
  • данные о случаях нарушения прав человека;
  • статистика о состоянии золотовалютных резервов;
  • здоровье высших должностных лиц;
  • нарушения законодательства и превышение полномочий в различных органах власти.

При выявлении фактов отнесения такой информации к гостайне или попытках ее засекретить граждане, пострадавшие в результате таких действий, в судебном порядке могут потребовать возмещения морального и материального вреда. Должностное лицо, принявшее решение об ограничении доступа к таким данным, несет не только дисциплинарную, но и административную ответственность.

Если последствия неинформирования обычных граждан значительны, то сокрывшему сведения работнику органа власти может грозить даже уголовное наказание.

Перечень основных сведений, которые потенциально могут относиться к государственной тайне, содержится в законе № 5485-1 «О гостайне». На основании него разрабатываются списки секретных данных в организациях, министерствах и ведомствах. Включить в них можно только ту информацию, неограниченный доступ к которой нанесет существенный вред интересам страны в целом или какой-либо из отраслей экономики.

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Оформление допуска к гостайне

  • Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
  • Анкета, заполняемая самим сотрудником.
  • Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
  • Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
  • Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
  • Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.

Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.

Инструкция по оформлению

Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:

  1. Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
  2. Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
  3. Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
  4. Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
  5. Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.

С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.

Служебная и профессиональная тайна

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Какие сведения относятся к гостайне

О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.

Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:

Особая важность.
Секретно.
Совершенно секретно.

Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска?

Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  • ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  • Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
  • Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  • Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  • Объем золотого запаса.
  • Правонарушения госучреждений.

К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

Что изменится с 01.01.2019

Изменения коснутся правил ведения реестра контрактов с гостайной, установленных ПП № 1084 от 28.11.2013.

Так, с 01.01.2019 начнет действовать пп. «в» п. 14 Правил: Федеральное казначейство возобновит проверки контрактов на соответствие сведений о сроках исполнения сделки, количестве продукции, исполнении бюджетных обязательств и т. п. документах, которые предоставил заказчик.

До этой даты реестр, в зависимости от уровня контракта, ведет Федеральное казначейство, уполномоченный орган субъекта либо орган местного самоуправления. Эти же инстанции устанавливают и правила обмена информацией с заказчиками.

Как проходят закупки с гостайной по 223-ФЗ

223-ФЗ является рамочным законом, который во многом ссылается на 44-ФЗ. Для заказчиков, которые по нему работают, основным документом в закупочной деятельности является Положение о закупках. В нем могут быть прописаны все особенности проведения процедур с гостайной. Однако при составлении положения следует учитывать правила, которые установлены другими актами, например № 5485-1 от 21.07.1993.

В ч. 15 ст. 4 № 223-ФЗ сказано, что информация о закупках и договорах, которая включает гостайну, не размещается в ЕИС. При этом не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, заказчик должен разместить на официальном сайте данные о том, сколько и на какую сумму было заключено подобных сделок.

Как проходят закупки с гостайной по 44-ФЗ

Информацию, которая относится к гостайне, не публикуют в ЕИС (ч. 4 ст. 4 № 44-ФЗ). Это правило касается измененных и расторгнутых контрактов, планов закупок и планов-графиков — их размещают на официальном сайте, исключая секретные данные.

Информацию о контрактах и банковских гарантиях, представленных как обеспечение заявок или сделок, содержащих гостайну, вносят в соответствующие закрытые реестры, минуя ЕИС.

В целом к таким закупкам закон № 44-ФЗ относит две ситуации. Во-первых, когда секретными являются нужды госзаказчика, для которых приобретают товары, работы или услуги. Во-вторых, когда сведения о самом предмете контракта не подлежат разглашению. Для всех таких торгов предусмотрены закрытые процедуры (ч. 2 ст. 84).

Если в первом случае проводят закрытый конкурс (аукцион), то извещение о самом тендере публикуют в ЕИС за 30 дней до вскрытия конвертов. При этом информация о предмете контракта должна содержаться в документации. В течение этого срока поставщики могут запрашивать ее у заказчика. Подобные запросы составляют в письменном виде с приложением необходимых документов (в т. ч. лицензии ФСБ). Ответ на запрос (документацию) покупатель должен предоставить просителю в течение трех дней. Услуга может быть платной (цена за изготовление копии).

Во втором случае извещение не требуется. Госзаказчик сам направляет приглашения подходящим участникам не меньше чем за 20 дней до вскрытия конвертов (ч. 4 ст. 85).

При закупках у единственного поставщика, в которых содержатся государственные секреты, извещение также не размещают в ЕИС.

Контролирует такие процедуры орган власти, уполномоченный в сфере гособоронзаказа.

Что такое гостайна

Для начала стоит сказать, почему так важно понимать значение этого термина. Дело в том, что заказчики обязаны устанавливать в закупочной документации требования к участникам, согласно п

1 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ. Когда речь идет о закупках, включающих гостайну, одним из таких требований является наличие у поставщика соответствующей лицензии ФСБ.

Отсутствие такого условия может повлечь за собой ответственность для лица, утвердившего документацию (ст. 283 УК РФ). В то же время наличие подобных положений участники могут принять за необоснованное ограничение конкуренции.

  1. Военное дело.
  2. Внешняя политика.
  3. Экономика.
  4. Разведка.
  5. Контрразведка.
  6. Оперативный розыск.

Тем не менее, ни в одном из этих документов не сказано, что список является исчерпывающим. Поэтому при определении категории предмета контракта заказчикам следует пользоваться обоими источниками.

Как утвердить перечень

Реестр в большинстве случаев состоит из двух разделов — коммерческой тайны и информации, доступ к которой ограничен законодательно.

1. Официально утвержденного перечня конфиденциальных сведений в области коммерческой тайны не существует. Каждая организация сама устанавливает, к каким материалам следует ограничить доступ третьих лиц. Чаще всего закрывают данные о:

  • планируемых сделках и контрагентах;
  • маркетинговых исследованиях, анализы рыночной конъюнктуры;
  • научно-технических и технологических решениях;
  • производственных секретах (ноу-хау);
  • механизмах ценообразования;
  • хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерской отчетности.

2. Информация, доступ к которой ограничивается законом. Сюда относятся персональные данные, материалы профессионального характера, налоговая, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная, аудиторская и прочие виды тайн.

Чтобы понять, какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия, необходимо руководствоваться практическими соображениями и требованиями закона:

  1. Коммерческая тайна призвана повысить доходы и (или) сократить расходы, обеспечивать прибыль ее владельцу как раз вследствие сокрытия от третьих лиц — значит, ее необходимо охранять от конкурентов.

На предприятии надо составить и оформить перечень конфиденциальных сведений фирмы и ограничить их распространение. Для этого разрабатываются локальные нормативные акты и проводятся организационные мероприятия, определенные ст. 10 закона №98-ФЗ:

  • определяются и систематизируются данные, требующие защиты от неправомерного использования;
  • устанавливается порядок ограничения доступа, взаимодействия и надзора;
  • учитываются лица или должности, получившие допуск;
  • устанавливаются требования к сотрудникам и контрагентам, получившим допуск в ходе выполнения должностных обязанностей или по соглашению;
  • документы, составляющие коммерческую тайну, грифуются.

Мероприятия, устанавливающие режим конфиденциальной информации, регламентируются положением, инструкцией или регламентами. Документационное оформление зависит от установленных в организации правил документооборота. Для введения в действие документа издается приказ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. С его содержанием надо ознакомить всех причастных к тайне сотрудников.

Кто имеет доступ

Работников, получивших доступ, знакомят с реестром и мерами, обеспечивающими режим конфиденциальности, под роспись. Лиц, допущенных к информации, относящейся к перечню конфиденциальности, определяет руководитель. Обычно это список должностей, который оформляется приложением к приказу или отдельным пунктом в инструкции или положении. Сотруднику обеспечиваются условия для сохранения тайны: специальная мебель, запирающиеся шкафы и пр. Допуск к сведениям ограниченного доступа, если он не предусмотрен трудовым договором, предоставляется с согласия служащего.

Ответственность за нарушение

Работники или контрагенты, разгласившие перечень информации, относящейся к конфиденциальной информации, несут ответственность:

  • уголовную: сбор и огласка данных коммерческого, банковского или налогового характера карается по ст. 183 УК РФ штрафом, принудительными работами или ограничением свободы;

Комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражается в форме действий в виде: а) шпионажа; б) выдачи сведений, составляющих государственную тайну; в) оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Об объективных признаках шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Выдача сведений, составляющих государственную тайну, выражается в сообщении, доведении или передаче соответствующих сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям. Выдача может совершаться разными способами: устно, письменно, посредством электромагнитных установок, тайников и т.п. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен в указанном Законе и Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Выдача государственной тайны окончена с момента перехода сведений соответствующему адресату. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи проявляется в (со)финансировании деятельности иностранных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей, направленной против безопасности Российской Федерации, снабжении их необходимым оборудованием и материалами, оказании им информационной поддержки и т.п. Оказание иной помощи состоит в содействии враждебной деятельности другими действиями: посредством выполнения роли связного, вербовки агентуры для иностранных спецслужб, перехода на сторону врага в военное время и т.п.

2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.

3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.

4. В примечании к данной статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 275, 276, 278 УК. Это возможно если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector