Как составить акт осмотра товара
Содержание:
Содержание акта
Структура акта, несмотря на отсутствие законодательной регламентации, требует включения в текст некоторых обязательных структурных элементов, а именно:
- наименование документа;
- регистрационный номер (для субъектов предпринимательской деятельности;
- дата и место составления акта;
- состав комиссии с указанием должностей ее членов. Физические лица указывают собственные ФИО, а также ФИО и место работы иных лиц, привлеченных к составлению акта;
- сведения об основаниях составления акта. Например, «Комиссия была создана на основании приказа директора ООО «Свет и тьма» с целью проверки соответствия качества товара….»;
- сведения об основном договоре, в силу которого был получен товар, объект или услуга с указанием даты получения товара;
- сведения о товарах (объектах, услугах) с указанием идентификационных признаков и характеристик – наименование, вид, модель, цена, количество единиц и т.д;
- гарантийный срок или срок годности товара (объекта, услуги);
- сведения о выявленных недостатках с подробным их описанием. При большом объеме наименований товара рекомендуется применять таблицы;
- способ выявления недостатков – поверхностный осмотр, проверка работоспособности, начало эксплуатации, экспертная проверка, тестовое испытание;
- заключение эксперта, если он привлекался для осмотра и проверки;
- сведения о примененных во время осмотра технических средствах – тестерах, стендах, иных приспособлений, предназначенных для проверки;
- рекомендации комиссии по результатам акта – списать, вернуть поставщику, вернуть производителю, направить на гарантийный ремонт и т.д.;
- подписи членов комиссии.
Акты, составляемые на предприятиях и в организациях, должны быть завизированы руководителем. Виза проставляется в правом верхнем углу первого листа акта.
Составляется акт в двух экземплярах, один из которых остается на предприятии, издавшем акт, а второй направляется контрагенту.
Основные правила составления
Законодательство не указывает на наличие унифицированной формы документа. Бумага составляется в свободной форме с соблюдением общих норм деловой документации. Формат преимущественно А4, в печатной форме или от руки.
Чтобы составленный документ о выявленных недостатках (недочетах) выполненных подрядных работ не потерял свою правомерность, в нем должны содержаться следующие важные элементы:
- Шапка документа – название, с порядковым номером.
- Дата и место формирования.
- Номер договора и дата.
- Информация о лицах причастных к написанию.
- Сведения об уведомлении исполнителя о наличии недочетов.
- Основная часть.
- Наименования и подписи сторон.
Печать, по закону, не считается необходимым элементом. Таким образом, ее отсутствие не будет считаться нарушением.
Поэтапное составление (образец)
- Наименование акта с порядковым номером
- Дата и место формирования
- Данные о лицах, участвующих в написании акта. Уполномочиваемые документы.
- Наименование основного договора с датой и номером.
- Информация об извещении исполнителя по факту обнаружения недочетов.
- В основной части акта в зависимости от ситуации:
- Перечень обязательств, взятых на себя исполнителем по договору. Стоимость сроки их выполнения.
- Обнаруженные недочеты с суммой убытка (если есть возможность). Дату и обстоятельства, при которых выявили недочеты.
- Заключение экспертизы либо решение комиссии, или другие документы, являющиеся доказательством обнаруженных недостатков.
- Информация о достигнутом сторонами соглашении по устранению недочетов.
- Сроки исправления.
- Если в основном договоре есть пункт, который регулирует действия в сложившейся ситуации, то дать на него ссылку.
- Перечислить приложения к акту, если таковые имеются.
- Подписи представителей заказчика и исполнителя. С расшифровкой и указанием должности.
Образец
Последствия составления акта
В зависимости от того к какому решению пришли стороны существует несколько исходов возникшей ситуации.
Вариант | Решение |
Первый | Принято решение об уменьшении оплаты по договору на сумму понесенного убытка. |
Второй | Исполнитель обязуется устранить имеющиеся недостатки самостоятельно. Указываются сроки. |
Третий | Возместить расходы на устранение недочетов заказчиком. Если это условие прописано в договоре. |
Четвертый | Отказаться от выполнения обязательств по договору. Если это обоснованно по закону. Недочет значительный либо неустраним. |
Основной договор
Составление акта о выявленных недостатках – это не прерогатива субъектов предпринимательской деятельности, хотя основная масса актов рассматриваемого типа составляется именно ими. Это связано с тем, что именно субъекты предпринимательской деятельности являются основными игроками на рынке, связанном с поставками и подрядами.
Для субъектов предпринимательской деятельности своевременное и четкое оформление акта о выявленных недостатках является основанием для последующих обращений с претензией к контрагенту и с исковым заявлением в суд.
Что касается физических лиц, то требование по составлению актов на них не распространяется. То есть физическое лицо вполне может обратиться в суд или с претензией по качеству и без соблюдения процедуры оформления акта.
Впрочем, в случае выявления дефектов акт никогда не будет лишним.
Основанием для составления акта является сам факт передачи объекта, предмета, товара или услуги ненадлежащего качества от одного лица другому. Передача может осуществляться в силу договоров купли-продажи, оказания услуг, мены, аренды и т.д. То есть акт о выявленных недостатках – это всегда продолжение правоотношений, связанных с основным договором.