Балетмейстер — это кто?

Особенности профессии

Профессиональным танцором может стать каждый человек, однако начинать обучение стоит в детстве. Хореографы рекомендуют отдавать ребят в танцевальные студии в возрасте 3-7 лет, что позволит развить хорошую осанку, пластику, растяжку, чувство ритма и другие навыки, необходимые для профессионального исполнения

Танцоры чаще всего работают в 1-2 перекликающихся стилях, они уделяют особое внимание тренировкам и репетициям, поддерживая великолепную физическую форму. Карьера непродолжительная, ведь ее пик приходится на возраст 15-25 лет, а после 30 лет большинство специалистов меняют сферу деятельности. Они могут реализовать свой талант и знания в других областях, работая постановщиками, хореографами, школьными учителями

Танцоры самостоятельно или под руководством хореографа создают номера: выбор музыки, последовательность и ритмичность движений, костюмы и образ, мимика, пластика. Перед исполнением танца они на протяжении длительного времени репетируют, оттачивая свое мастерство. Многие представители этой профессии часто путешествуют по родной стране и ездят за границу, где дают концерты. Деятельность сопряжена с определенными трудностями, что накладывает отпечаток на образ жизни и характер танцора.

Творец современного искусства

Современный русский балет получил активное развитие после развала Советского союза. Так как весь мир уже преуспел в развитие нового танцевального направления, то российским хореографам пришлось приложить большое количество сил, что бы создать свое уникальное исполнение.

Занятия балетом сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс, и если от природы человек имеет гибкость, пластику и целеустремленность, то обязательно добьется больших успехов.

Школа современного балета несет в себе порой глубокий философский смысл, и не каждый зритель, может выделить для себя главную мысль, в особенности, если он поклонник классического балета. Но, несмотря на такие сложности, зрители с большим интересом посещают постановки современных мастеров и остаются хорошего мнения об их мастерстве.

Творец современного искусства Борис Эйфман является руководителем всемирно известного Санкт – Петербургского коллектива современного балета.

Современные хореографические решения представлены в многообразных образах:

  • трагедии;
  • драмы;
  • притчи;
  • сказки;
  • рок номера.

И каждая новая постановка будоражит зрителей, уводя в мир исторического русского общества и традиций, ведь именно они взяты за основы. Исполнители в совершенстве усвоили исполнение классических танцев и мастерски перевоплощаются в соответствии с требованиями сценария.

Благодаря этому мастеру классика и современность объединились и просуществуют долгие годы.

  • Урок классического танца
  • Алла Осипенко
  • Екатерина Максимова
  • Академия танца Бориса Эйфмана
  • Как научиться танцевать

Галина Уланова

Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.

У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.

Галина Уланова. (wikipedia.org)

Профессии в сфере хореографии

В хореографии можно быть не только танцовщиком. Иногда человек становится преподавателем или постановщиком хореографических номеров, имея довольно малый исполнительский опыт. Все дело в том, что исполнять самому, учить и придумывать танцы — в корне разные вещи. Можно прекрасно владеть техникой, но не быть способным объяснить ее другому. А можно быть великолепным преподавателем, но абсолютно без фантазии и творческого порыва.

Посмотрим, какие есть возможности проявить себя в танцах.

Профессия артист, исполнитель хореографических постановок

Такой специалист после окончания учебного заведения может пройти отбор в балетную труппу, профессиональный ансамбль, стать частью коммерческого танцевального проекта или строить сольную карьеру.

В зависимости от того, какой путь развития выбрать, финансовая составляющая будет или очень небольшой, или весьма солидной.

Артисты кордебалета в театре и рядовые исполнители в профессиональном ансамбле зарабатывают копейки. Туда идут или от большой любви к искусству, в надежде когда-нибудь получить сольную партию или чтобы набраться опыта.

Некоторые уезжают работать по контрактам в другие страны, идут на подработку в ночные клубы, участвуют в телевизионных проектах. Конечно, это история совсем не про искусство, но только так можно заработать, будучи молодым безвестным артистом.

Профессия хореограф

Этот специалист знает все о технике исполнения танцевальных элементов. Он может преподавать, отрабатывать танцевальные номера, то есть выступать в качестве педагога-репетитора, также, если есть стремление, заниматься постановочной работой.

Работать можно с разными возрастами. В целом, возможностей развития у хореографа огромное количество, например:

  • стать создателем собственного детского или взрослого коллектива;
  • работать преподавателем хореографии в учебном заведении;
  • вести кружок танцев в детском центре;
  • ставить и отрабатывать номера для коммерческих проектов;
  • работать со спортсменами (гимнастика, синхронное плавание).

У хореографа гораздо больше шансов реализовать себя творчески, чем у рядового исполнителя. Поэтому, если добиться успеха в качестве артиста не удалось, стоит попробовать свои силы в роли преподавателя и постановщика. От уровня задач и условий, в которых специалист себя реализует, зависит размер зарплаты.

Профессия балетмейстер

Не все понимают, чем этот специалист отличается от хореографа. Различие в том, что балетмейстер ставит не отдельный номер, а целое представление, и отвечает не только за хореографию, но и за костюмы, грим, декорации. В этом смысле его можно сравнить с режиссером. Вдохновляясь музыкой, балетмейстер создает целое действо.

Балетмейстер должен мыслить масштабно, его задача шире, чем у хореографа. Разработав спектакль, он распределяет обязанности между участниками постановочного процесса: артистами, репетиторами, художниками по костюмам, свету, декорациям. Далее его задача заключается в контроле и внесении корректировок в случае необходимости. 

Балетмейстер может иметь весьма неплохой заработок, только вот в эту профессию идут вовсе не от жажды денег. Балетмейстер прежде всего служит искусству, через него специалист выражает себя.

Майя Плисецкая

По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.

В 1960-е годы, будучи первой танцовщицей Большого театра, Плисецкая требовала больше ролей. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». А в 1970-х был написан балет «Анна Каренина», в котором Майя выступила в роли хореографа.

Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.

Майя Плисецкая. (wikipedia.org)

Вацлав Нижинский

Несмотря на то, что записи выступлений Нижинского не сохранились, он считается одним из самых талантливых танцоров балета в истории. Очевидцы были поражены его прыжками, которые, казалось, бросают вызов гравитации.

В 1911-м Нижинского уволили из Мариинки за то, что он самовольно изменил свой костюм в «Жизели». Выйдя на сцену полуобнаженным, актер шокировал присутствовавших на постановке царских особ. Лишенный права танцевать на сценах императорских театров, Нижинский стал главным танцовщиком в труппе Дягилева.

Вацлав Нижинский. (wikipedia.org)

Несмотря на блестящую карьеру, уже в 29 лет Нижинский был вынужден оставить сцену. Нервные срывы, бывшие следствием шизофрении, не позволяли артисту выступать. Его последний танец публика увидела в 1919 году. Последние годы жизни артист провел в психиатрических больницах и приютах.

Профессиональные качества присущие хореографу:

  • он должен прекрасно знать и владеть искусством танца, при этом сам уметь танцевать, пусть и не на самом высоком уровне                                                                                                 
  • данный специалист должен быть грамотным организатором, ведь даже планирование репетиций полностью ложиться на его плечи

​​                                                                          

очень важно, что бы у него получилось создать и поддержать контакты не только с членами танцевальной группы, но и с другими участниками творческого процесса, а именно музыкантами, работниками сцены, художниками и другими специалистами, вплоть до работника продающего билеты для выступления                                                                                 
этот специалист, вне всякого сомнения, должен быть человеком вдохновения, способным творить и создавать прекрасное действо    

  • хореограф должен уметь анализировать работы своих коллег и использовать их опыт, обогащая его собственной интерпретацией                                                                                                                                                                                                                                               
  • важными качествами присущими представителю данной профессии являются чувство ритма и всестороннее понимание музыки, плюс к этому ему характерны хорошая зрительная память и образное мышление

В круг его общения в основном входят интересные и творческие личности.

Классный хореограф не имеет серьезных проблем с трудоустройством даже за рубежом, даже не владея  языком данной страны. Его повседневная деятельность не имеет ничего общего со скукой и рутиной.

Человек, выбравший для себя этот путь, обязан всегда, находится в прекрасной физической форме. Очень часто вместе со своими танцевальными коллективами хореографы гастролируют не только по нашей стране, но и за ее пределами.

Это прекрасный выбор для тех, кто предпочитает активный образ жизни, позитивное мышление и постоянное внимание к себе и своему творчеству. Человек, выбравший путь хореографа должен быть не только профессионалом в своем деле, но и всесторонне развитой личностью, черпающей вдохновение не только других направлениях и жанрах искусства, но и во всей многогранности окружающего его мира. Человек, выбравший путь хореографа должен быть не только профессионалом в своем деле, но и всесторонне развитой личностью, черпающей вдохновение не только других направлениях и жанрах искусства, но и во всей многогранности окружающего его мира

Человек, выбравший путь хореографа должен быть не только профессионалом в своем деле, но и всесторонне развитой личностью, черпающей вдохновение не только других направлениях и жанрах искусства, но и во всей многогранности окружающего его мира.

https://vk.com/video_ext.php

https://youtube.com/watch?v=hZVGqvJMOP8

Читайте так же:

  • Кто такой балетмейстер!?
  • Борис Эйфман
  • Асаф Мессерер легенда

Новый русский балет

Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.

Михаил Фокин

Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».

Анна Павлова в образе умирающего лебедя

Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.

Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.

Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.

Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.

Анна Павлова, балет «Египетские ночи», 1910 г.

В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.

Алисия Алонсо

Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.

Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.

Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Николай Цискаридзе

“Я не могу сказать, что я коварный. Я человек очень сильный, умеющий давать отпор, потому что когда ты в 18 лет попадаешь в один из самых главных очагов культуры, а, как мы знаем, что все очаги культуры с обратной стороной – грязь, то эту грязь, как правило, не видят, ты должен сразу научиться жить по этим правилам, иначе ты не вырастешь, иначе тебя закопают в этом, ты утонешь.

Я всегда говорил: господа, я, правда, умею давать отпор так быстро и так сильно, что лучше не суйтесь. Другое дело, что я ненавижу наступательные войны, для меня их не существует, потому что я человек верующий. Но не дай бог кому-то зайти на мою территорию”.

Хореография, как вид искусства

В целом танец можно назвать старейшим видом искусства, отображающим потребность человека делиться собственными переживаниями, эмоциями за счет движений. Даже первобытные люди сопровождали танцами все важные для себя события: рождение детей, смерть, успешное завершение похода, избрание вождя племени, выздоровление кого-либо и пр. На основе танцев строились различные ритуалы, посвященные вызову дождя, воззванию к божествам для получения богатого урожая, об удачном завершении войны и пр.

За продолжительную историю человечества они претерпевали изменения, отражающие характер и направление культурного развития. Поэтому сегодня известна масса танцевальных видов, стилей и форм.

У каждого народа наблюдается собственная пластика, приемы «укладывания» движений на музыку. При этом язык танца, формировавшийся из типичных для народа жестов, положений рук, ног, головы, корпуса, складывался в соответствии с особенностями жизни этого народа. Поэтому в народных танцах нередко можно проследить как его историческое, так и социальное прошлое, а также особенности и определенные черты менталитета.

Со временем начали формироваться танцевальные па. Они произошли от таких основных видов движений, как ходьба, бег, прыжки, повороты, раскачивания. В результате их совмещения между собой и модернизации образовались традиционные танцевальные па.

Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свои характеристики. Это в первую очередь:

  • ритм – скорость повторения и варьирования основных движений;
  • рисунок – характер сочетания различных движений при связке их в законченную композицию;
  • динамика – изменение размаха и напряженности движений;
  • техника – полнота владения собственным телом и искусность выполнения танцевальных па и позиций.

В большинстве танцевальных направлений важная роль отводится жестикуляции, в частности движениям рук.

При этом средствами выразительности служат не только ритм движений и динамика, но и гармоничность движений и принятия поз, пластика, мимика, темп движений, а также костюм и реквизит. Танец подчинен законам музыкальной системы, поэтому он так же, как и музыкальное произведение, измеряется теми же длительностями.

Несмотря на все это, хореография остается весьма демократичным видом искусства. С ее помощью тело получает возможность высказаться, выразить свою индивидуальность и неповторимость. При этом она позволяет развить творческий и личностный потенциал, помогает справиться со многими комплексами, расслабиться, а также преодолеть страх перед публичным выступлением.

Изначально, точнее, с момента начала развития хореографии, как отдельного вида искусства, созданием постановок занимались танцмейстеры. Они находились при королевских дворах и являлись предшественниками нынешних хореографов. Именно им принадлежит заслуга создания единых стандартов, которые позже стали именовать танцевальным этикетом и используются до сих пор.

В современной хореографии можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.                                                                                                                                                 
  • Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.  
  • Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.                                                                                                                                  
  • Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

В настоящее время балетмейстеры могут работать в театрах, школах танцев, опереттах, на эстраде, а также давать частные уроки.

Читайте так же:

  • С какого возраста отдавать ребенка на танцы
  • Андрис Лиепа
  • Академия танца Бориса Эйфмана

«Я смотрю на балет со стороны»

— Ваши впечатления от «Красного и черного», где Пьер Лакотт — хореограф, декоратор и художник по костюмам?

— Мне очень нравится хореография, в частности партии ведущих танцовщиков. Немножко есть ощущение, что балет длинноват: все-таки 3 часа 15 минут. Но и роман огромный, а Пьер Лакотт хотел рассказать на сцене как можно больше. Для балета он выбрал музыку Жюля Массне (подборка из более чем 100 часов. — «Известия»). Чтобы быть великим хореографом такого масштаба, как Юрий Григорович, Кеннет Макмиллан, Джон Ноймайер, Иржи Килиан или Пьер Лакотт, надо не ходить по земле, а парить в облаках, быть немножко безумцем. Создание подобного спектакля требует не только огромной энергии, но и полной отдачи всех душевных сил.

— «Красное и черное» — типичный драмбалет, который всегда любили в России. Если его показать или поставить у нас, он, по вашему мнению, будет пользоваться успехом?

Без Григоровича-1

Танцовщик Ирек Мухамедов

Фото: royalacademyofdance.org

— Несомненно. Таких балетов, как «Красное и черное», больше не делают, потому что почти нет хореографов, которые выросли на аналогичных постановках и которые способны передать драму языком танца. Думаю, что этот грандиозный спектакль можно показать в Москве или в Санкт-Петербурге, где любили ставить «Спящую красавицу» на 100 часов (в Мариинском театре этот балет шел 3 часа 55 минут. — «Известия»). Но не в Словении, где я одно время работал. Там люди в 10 часов вечера уже хотят быть дома.

— В программе «Красного и черного» вы обозначены как maître de ballet. То есть вы балетмейстер? Каков ваш вклад в постановку?

— В Парижской опере maître de ballet — это не балетмейстер, а педагог-репетитор. Я помогал ведущим танцовщикам понять хореографию, характер и роли героев «Красного и черного».

— Какими судьбами, уже имея за спиной блестящую карьеру танцовщика, а потом и хореографа, вы попали в Парижскую оперу?

— До сих пор сам задаюсь этим вопросом. Наверное, это случилось благодаря Орели (худрук балетной труппы Парижской оперы Орели Дюпон. — «Известия»). Вначале она приглашала меня репетировать «Лебединое озеро», потом — давать уроки, а с 2019 года я работаю с труппой на постоянной основе. Видимо, она позвала меня потому, что у меня несколько другой взгляд на балет — взгляд со стороны. Поэтому я могу помочь танцовщикам раскрыть свой потенциал.

— В балетном деле вы прошли огонь, воду и медные трубы. Парижская труппа вас чем-то удивила?

Без Григоровича-4

Балет «Красное и черное»

Фото: Svetlana Loboff

— Меня поразило обилие талантов. Это бросается в глаза прямо в классе, когда ребята стоят у станка. Можно только мечтать о том, чтобы готовить с ними спектакли. Я стремлюсь создать такую атмосферу, чтобы они получали удовольствие от нашей совместной работы. Но у каждого артиста — свои понятия о том, как надо. Либо он верит хореографам и педагогам, либо — верит только себе: это же ему самому выходить на сцену.

— Охоты к перемене мест у вас больше нет?

— Я был кочевником, мог бы им и оставаться. И я выжил бы. Но теперь я не молод — и рад, что нашел постоянное место. Надеюсь, что Парижская опера надолго останется моим домом. Работать с танцовщиками — моя профессия, моя жизнь.

Рудольф Нуриев

Легенда русского и мирового балета, один из самых красивых мужчин-танцоров в мире и, безусловно, талантливейший балетмейстер!

Экзотической внешностью мужчина обязан башкиро-татарским корням, которые, по словам танцора, и были причиной его страстного «горячего» характера.

История карьеры Рудольфа поистине удивительна! Мальчик учился танцевать у петербургской балерины Анны Удальцовой, которая была сослана властями в Уфу (где прошла большая часть детства Нуриева). В 1955 году Рудольф смог поступить в Ленинградское хореографическое училище, несмотря на то, что парню уже было 17 лет (возраст поступления в хореографическое училище на тот период — 10-12 лет)! Его сокурсники откровенно насмехались над ним, называли «деревенщиной». Кто вспомнит их имена сегодня? А Нуриева знает весь мир!

Взрывной характер Рудольфа полностью компенсировал его талант. Он был ярким, смелым, умело сочетал в своем танце традиции и новшества. После того, как Нуриев отказался от гражданства СССР и попросил политического убежища во Франции, в его карьере случился новый виток — теперь для его таланта и характера больше не существовало никаких рамок!

Нуриев танцевал во Франции (которая, кстати, отказалась предоставить ему политическое убежище), Дании и даже в Королевском балете Великобритании! Он заводил громкие романы со знаменитыми личностями и умело привлекал к себе внимание прессы. Остаток жизни танцор провел в Париже — городе, который он так любил…

Балет во время Великой Отечественной войны

С наступлением Великой Отечественной войны творческая жизнь Ленинграда не ослабевала.

На сцене Театра им. Кирова в июне 1941 года прошли юбилейный вечер балерины Елены Люком и традиционный выпускной спектакль Хореографического училища, а также шли репетиции нового балета. Однако большая часть труппы театра была эвакуирована из Ленинграда в августе 1941 года в Пермь. Оставшиеся артисты оказали большое влияние на патриотическое настроение граждан и подъём их морального духа.

С начала войны большую часть актёрской жизни составляла военно-шефская работа: все артисты были сформированы в бригады и давали концерты на фронте и в госпиталях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector