Большой этнографический диктант 2021 года
Содержание:
- Предмет исследований
- Вопрос №24
- Вопрос №9
- Как добраться до Этнографического музея в Санкт-Петербурге
- Вопрос №10
- Экспозиции и выставки Российского этнографического музея
- Верить или нет?
- Цены и режим работы Российского этнографического музея
- Вопрос №21
- Вопрос №13
- Сказания и былины
- Похожие термины:
- Культура и этнография
- Мифология
- Вопрос №5
- Вопрос №25
- Презентация на тему: » — НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» — народ, «графо» — пишу) – народоописание.» — Транскрипт:
- Немного истории
- Вопрос №7
- Вопрос №19
- Вопрос №16
- Для чего писать диктант по этнографии
- РГО: Русское географическое общество
Предмет исследований
Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.
Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.
Вопрос №24
«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?
- а. Буряты.
- б. Уйгуры.
- в. Калмыки.
- г. Якуты.
Правильный ответ: г
«Ысыах» – это древний якутский праздник, связанный с поклонением Солнцу и началом короткого северного лета, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (21 июня). В Республике Якутия его отмечают как главный национальный праздник в году – с большим размахом. С 2007 г. он проводится и в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское». В этот год, год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в московском музее-заповеднике была установлена Сэргэ – сакральная коновязь, традиционный символ праздника. С тех пор «Ысыах» в Москве проводится ежегодно на одном и том же месте, как правило, в первой половине июня – раньше, чем в Якутии. Якутский праздник Ысыах
Вопрос №9
У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:
- а. После получения паспорта
- б. После развода
- в. После рождения первого внука
- г. После свадьбы
Правильный ответ: г
При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.
Как добраться до Этнографического музея в Санкт-Петербурге
Достопримечательность находится в историческом центре Северной столицы, поэтому попасть сюда в составе экскурсионной группы или самостоятельно не составит никакого труда. Ближайшая остановка — «Инженерная» — к ней несколько рейсовых автобусов и маршруток, музей находится буквально в двух шагах. От метро «Невский проспект» идти дольше — нужно сначала пройти Михайловскую улицу и сквер, а это почти 500 метров.
Насчёт такси переживать тоже не стоит — мобильные приложения Uber, Yandex и Maxim работают бесперебойно и уже много лет. Заказывать машину бывалые туристы советуют хотя бы за 12 часов до поездки — так больше шансов получить скидки и не попасть в ситуацию, когда весь транспорт занят. Уличных извозчиков не рекомендуют никому — иногородних гостей они вычисляют моментально, и тут же взвинчивают цены в несколько раз.
Путешествуя на личном или арендованном автомобиле, нужно держаться координат навигатора — 59.937840, 30.334393. Ближайшая парковка при этом — у здания гимназии напротив. Вдоль инженерной улицы стоянка запрещена, знаки висят, но видят их не все, что становится причиной частых штрафов и увоза транспорта на эвакуаторе.
Вопрос №10
Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?
- а. Сахалин
- б. Медный
- в. Шикотан
- г. Земля Санникова
Правильный ответ: а
В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.
Вопрос №11
Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?
- а. Нганасаны
- б. Шапсуги
- в. Абазины
- г. Ижорцы
Правильный ответ: а
Вопрос №12
Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.
Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?
- а. Пянсе
- б. Юкола
- в. Тала
- г. Чак-чак
Правильный ответ: а
Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.
Экспозиции и выставки Российского этнографического музея
В настоящее время в открытом доступе для посетителей 24 зала с постоянными экспозициями, и первая из них посвящена быту русского крестьянства и материальной культуре XIX века. Гостей знакомят с образцами посуды, деревянного зодчества, национального костюма и многочисленных промыслов, которыми жила и зарабатывала деревня. Отдельный зал посвящён дохристианским обрядам и праздникам — с ростовыми манекенами и утварью.
Уважение к традициям народов бывшего СССР отражено дальше — в богатых инсталляциях, посвящённых украинцам, белорусам и молдаванам. Витрины повторяют типичные для регионов элементы жилищ, белокаменных печей и яркой глиняной посуды, а прославленные Гоголем сельские ярмарки воссозданы по редким архивным фотографиям. Молдавские стенды представлены винодельческими инструментами и ткацкими станками для ковров.
Особого внимания достойны залы народов Севера и Прибалтики — яркие пятна на пёстром лоскутном «одеяле» российской карты. Чукчи-оленеводы и латыши представлены в повседневных сценках из жизни. Большой акцент делается на культурном разнообразии — шаманские верования выставлены в один ряд с прибалтийским католицизмом и протестантами, а элементы костюмов рассматриваются в доскональных деталях, буквально до каждой пуговицы.
Chatsam
Другой не менее интересной экспозицией порадует тема евреев, живших на территории России веками. Бесценные находки и дары из частных коллекций — основа выставок, ведь к семитским народам на протяжении всей истории относились неоднозначно, и множество артефактов не сохранилось до наших дней. Своеобразными святынями считаются предметы культа ашкенази — еврейских диаспор, живших на территории Царства Польского.
Ещё одна сокровищница — Особая кладовая, где собраны накопленные подарки дому Романовых, которые присылали со всех уголков империи. На богатейших витринах можно увидеть откуп татарских ханов в виде серебра и золота, мурманский жемчуг и бирюзу от узбекских правителей. Необычными экспонатами называют буддийские молитвенные барабаны — отделанные драгоценностями инструменты являются дарами калмыков и бурятов.
Дальше на восток — в глубины Сибири и Средней Азии, коренное население которой до сих пор сохранило аутентичные традиции и неповторимый колорит. Строгий исламский мир здесь прекрасно уживается с древней культурой, а пёстрые наряды девушек с суровыми буднями на не слишком плодородных землях. Каждый из народов в остальных залах презентуется с лучших и прославленных сторон, будь то промысел или национальный характер.
Верить или нет?
Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?
Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.
Цены и режим работы Российского этнографического музея
Стоимость билета фиксирована — 350 рублей для обычных посетителей, 200 рублей для льготной категории, куда входят пенсионеры РФ и Беларуси, студенты и курсанты государственных учебных заведений. Для детей до 16 лет стоимость билета — 100 рублей. Скидка предоставляется только при наличии подтверждающего документа (студенческий билет, удостоверение и т. д.) — его нужно предъявить кассиру.
Правом на бесплатное посещение музея могут воспользоваться:
- Дети до 3 лет, независимо от гражданства;
- Люди с инвалидностью I и II групп вместе с одним сопровождающим лицом;
- Ветераны Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда;
- Кавалеры ордена Славы, герои Советского Союза и РФ;
- Солдаты срочной службы, участники боевых действий в локальных конфликтах;
- Гиды и переводчики, возглавляющие группы на забронированных экскурсиях;
- Сотрудники государственных музеев РФ;
- Обладатели карты «Друзей этнографического музея».
Дни открытых дверей объявляются:
- Первое воскресенье каждого месяца — для всех желающих;
- Первый четверг каждого месяца — для студентов;
- Каждый четверг — для курсантов военных и военно-морских училищ.
Стоимость билетов на коммерческие и привозные выставки в 2021 году начинается от 600 рублей. Льготникам предусмотрена скидка в 40%, независимо от цены.
Группа Российского этнографического музея Вконтакте
Вопрос №21
Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.
- а. Балчуг.
- б. Теплый Стан.
- в. Ордынка.
- г. Маросейка.
Правильный ответ: а
В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой.
Вопрос №13
В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?
- а. Племянника по отцу
- б. Брата мужа
- в. Брата жены
- г. Дядю по матери
Правильный ответ: в
Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.
Сказания и былины
Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества
Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена
Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.
Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.
Похожие термины:
-
Важную историческую роль сыграли поселения вдоль среднего течения р. Тигр. Здешние территории не отличались ни суровым климатом сухих тропиков Нижней Месопотамии — пустынь и солоноватых речных
-
наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с
-
журнал, издаваемый Ин-том этнографии АН СССР. В 1931 вышло 4 номера, в 1932-36 — по 6 номеров в год, в 1937 — 4 номера. В 1938-47 под тем же назв. выходили периодич. сборники (последний No 6/7). В 1946 возобновилось издание
-
сотрудн. «Донск. газеты» 1870 гг. {Венгеров}
-
сотрудн. «Северн. пчелы». 1860-х гг., биограф гр. Аракчеева. {Венгеров}
-
МАЭ) — старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк
-
создано в г.Чердыни 4 июня 1899 по инициативе пред. у. земской управы Д.А.Удинцева (1862-1915). Устав утвержден 18 дек. 1902 в Мин-ве внутр. дел. Состояло из учителей, земских служащих, купцов, духовенства. Кроме 3
-
ежемес. информационно- библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б-кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выход
-
1 – первое и единственное коллективное научное издание, предпринятое группой уральских ученых и посвященное истории и этнографии татар. Выпущено в рамках серийного бюллетеня «Образовательные уч
-
имени Н. H. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ) — центральное в СССР науч. учреждение в области этнографии. ИЭ тесно связан с местными (респ. и др.) этнографич. учреждениями и осуществляет координацию этногра-ф
-
Существует при национальном университете им. В.Н. Каразина. Ведет свое начало с 1807, когда при университете был создан кабинет редкостей и привезены первые древности из Ольвии и Воронежской губерни
-
одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы.
-
карта языков, диалектов и этносов на терр. Пенз. края. На 1 янв. 1989 в Пенз. обл. проживало 1,5 млн чел. Русские (1296 тыс. чел., 86,2%), мордва (86 тыс. чел., 5,7%), татары (81тыс. чел., 5,4%), чуваши (7 тыс. чел., 0,5%) и предста
-
монография И.А. Сыркиной и Д.Г. Касимовой, изданная в Глазове в 1994 г. В монографии раскрываются актуальные вопросы этнической истории чепецких татар с XVII по ХХ в., характеризуются черты материальной
-
от греч. etnos — народ и grapo — пишу) — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй ра
-
до 1979 Ирбитский ист.) открыт в 1883 по инициативе чл. УОЛЕ А.А. Ардышева, Д.А.Воробьева, С.А. Удинцева, С.В.Федосеева. В его фондах более 26 тыс. единиц хранения: предметы пром. и кустарного произв., предн
-
создано им на собственные средства в 1890-х для сбора материалов об образе жизни русского народа. Программа включила около 500 вопросов и опиралась на опыт сбора подобных материалов в XVIII-XIX вв. (Академ
-
создано в 1908 в Петербурге по инициативе С. М. Дубнова для изучения истории еврейских общин в России и Царстве Польском. Издавало журнал «Еврейская старина» (1909-30), в 1911-14 провело экспедиции в города и
-
им. Г. Квитки-Основьяненко. Образовано в Х-ве в марте 1912. Председателем его стал К. Бич-Лубенский, заместителем С. Тимошенко, активными членами были Г. Хоткевич, Х. Алчевская, Н. Сумцов и др. Общество вы
Культура и этнография
С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.
Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.
Мифология
Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности
Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.
Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф – это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение – выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.
Вопрос №5
Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?
- а. Калуга
- б. Мамонт
- в. Белуга
- г. Морж
Правильный ответ: б
Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность
Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.
Вопрос №25
Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?
- а. Германия.
- б. Франция.
- в. Швейцария.
- г. Царство Польское.
Правильный ответ: б
Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар.
Презентация на тему: » — НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» — народ, «графо» — пишу) – народоописание.» — Транскрипт:
2
— НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» — народ, «графо» — пишу) – народоописание.
3
До сих пор на Земле живут народы, использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности. Например, некоторые племена Азии, Африки, Латинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.
4
Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших времен. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведенные этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, живших тысячи лет назад.
6
Жизнь некоторых народов Азии, Африки, Латинской Америки мало изменилась с древнейших времен
7
Этнографы собирают предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения разных народов. Собранные материалы хранятся в этнографических музеях.
11
Какие типы жилищ распространены в вашем крае, области? Если какой-то старый район вашего города предназначен под снос, зарисуйте или сфотографируйте дома и улицы этого места. Пройдет время, и эти рисунки или фотографии станут важными историческими документами.
12
Старинные орнаменты, бережно сохраненные этнографами, также являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого. «Орнамент» в переводе с латыни украшение. Он представляет собой равномерное чередование линий, красок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных, растения, причудливые фигурки и многое другое. Во всем мире он используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.
15
При исследовании культуры народов мира этнографы не ограничиваются сбором предметов, они знакомятся с произведениями устного народного творчества и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания и мифы. Древние сказания о героях, богах, явлениях природы, возникшие в первобытном обществе, у некоторых народов. Греческого слово «предания», «сказания».
16
Повествования и поэтические сказания о богах, непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не записывал. Но их хорошо знали и любили в народе.
17
Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а продолжают жить в последующие времена, только по-иному: становясь книгами, кинофильмами музыкальными произведениями, живописными полотнами.
18
История отражается и в песне. В песнях народов мира поется о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В песнях, сочиненных в разные времена, историк находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников.
19
Домашнее задание Рабочая тетрадь: С задание 11.
Немного истории
Стоит обратить внимание на то, что данное мероприятие проводится уже в 6-ой раз. Оно связано со Днем народного Единства и побуждает каждого из нас проверить свои знания в области культурных ценностей каждой народности нашей великой Державы
Первый раз такой диктант провели 4 октября 2016 года. Вначале участие принимало лишь небольшое количество граждан России. И уже тогда к написанию диктанта присоединилось 90 тысяч граждан разных стран. Но к 2020 году количество желающих проверить свои знания увеличилось до 1 742 661 граждан. Подумайте только, что диктант написали жители 123 стран мира!
Поэтому, давайте присоединимся к этому знаменательному событию уже сейчас! Если у вас возникают вопросы, то можно обратиться к своему Координатору. Для этого перейдите в шапку сайта и найдите вкладку «Координатор». Здесь есть не только имя и отчество, но и телефон, электронный адрес координатора, готового ответить на ваши вопросы.
Вопрос №7
В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?
- а. Хомут, в который запрягают лошадь
- б. Серп, которым жнут зерновые в поле
- в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
- г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб
Правильный ответ: г
Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».
Вопрос №8
Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
- а. Шашка
- б. Черкеска
- в. Папаха
- г. Пояс
Правильный ответ: а
Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично.
Вопрос №19
Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?
- а. Ваша религиозная принадлежность
- б. Ваше гражданство
- в. Ваш родной язык
- г. Ваша национальная принадлежность
Правильный ответ: а
В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.
Вопрос №20
Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
- а. Гусь
- б. Кухлянка
- в. Кисы
- г. Бурка
Правильный ответ: г
Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» — как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.
Вопрос №16
Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:
- а. По национальности отца
- б. По национальности матери
- в. По родному языку
- г. По своему усмотрению
Правильный ответ: г
Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.
Для чего писать диктант по этнографии
Вы сможете участвовать в диктанте удаленно, и это огромный плюс. Хотя это связано с распространением коронавирусной инфекции, но зато:
- вы не рискуете заразиться;
- можете участвовать из любых регионов России и других стран, где бы вы не проживали;
- использовать только те задания, которые касаются вашего региона проживания.
Специфика этнографического диктанта 2021 года состоит в следующем:
необходимо ответить на 30 вопросов;
из них 20 тестовых заданий способны проверить ваши знания на федеральном уровне;
10 вопросов теста относятся к знаниям по отдельным регионам (именно поэтому важно правильное указание региона при регистрации);
чтобы ответить на все вопросы выделяют 45 минут, как на школьном уроке;
как только заданное время истекает, диктант считается завершенным, даже если вы не ответили на все вопросы;
из 4 вариантов ответов нужно выбрать только один правильный;
тест завершится, вне зависимости от того, на сколько вопросов вы успели ответить;
рекомендуется быстрее ответить на те вопросы, на которые вы точно уверены в ответах. Пропускайте непонятные вопросы
Имеется возможность после вернуться к ним, если останется время;
завершение работы возможно в любое время. Вы сами должны определить, когда нужно закрыть работу. Ведь вы можете не знать ответы на все заданные вопросы.
Подготовиться к этнографическому диктанту рекомендуется заранее. Вы сможете сделать это до того, как начнете отвечать на вопросы теста. Для этого ищите информацию на доступных источниках в интернете.
РГО: Русское географическое общество
Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями
Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон
В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей
Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин
Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А
Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.