Договор транспортной экспедиции 2021 года: скачайте образец бланка для заполнения в word и pdf
Содержание:
- Содержание договора
- Понятие транспортно-экспедиторской деятельности
- Договор транспортной экспедиции
- Ответственность сторон в договоре транспортной экспедиции
- Как заполнять договор транспортной экспедиции?
- Договор аренды транспортного средства с экипажем
- Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
- Образец бланка договора транспортной экспедиции
- Нормативная база договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг
- Стороны и предмет
- Договор транспортной экспедиции
- Права и обязанности сторон
- Оплата услуг транспортной экспедиции
- Договор перевозки
- Условия договора
- Транспортное экспедирование
- Статья 929. Договор транспортного экспедирования
- Статья 930. Форма договора транспортного экспедирования
- Статья 931. Плата по договору транспортного экспедирования
- Статья 932. Выполнение договора транспортного экспедирования
- Статья 933. Документы и другая информация, которая предоставляется экспедитору
- Статья 934. Ответственность экспедитора по договору транспортного экспедирования
- Статья 935. Отказ от договора транспортного экспедирования
- Порядок расчетов
- Выгоды экспедирования для частных грузоперевозчиков
- Предмет договора транспортно-экспедиционных услуг
- Участники транспортной экспедиции
- Подводим итоги по теме договора транспортной экспедиции:
Содержание договора
В Гражданском Кодексе прописано, что экспедитор на основе заключенных договорных отношениях за счет заказчика организует качественное выполнение услуг, которые связаны с перевозкой того или иного груза.
Обычно текст стандартного договора на оказание экспедиторских услуг состоит из нескольких пунктов, основными из которых являются:
- предмет договора;
- условия грузоперевозки, где обычно прописывают основные характеристики груза;
- права обеих сторон;
- обязанности обеих сторон;
- порядок проведения расчетов;
- претензии;
- реквизиты сторон.
Если сторонам договора кажется, что данных пунктов недостаточно, то можно внести дополнительные пункты. В договоре экспедиторы достаточно часто включают пункт о том, что за компанией закрепляется право не отдавать груз получателю, пока услуга не будет оплачена в полном объеме.
Понятие транспортно-экспедиторской деятельности
Определение понятия «транспортная экспедиция» легко можно найти в Законе Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV (далее – Закон №1955). Ее суть сводится к предпринимательской деятельности по организации и обеспечению перевозок груза. Проще говоря, под таким длинным названием «транспортно-экспедиторская деятельность» скрывается более короткое «организация перевозок». То есть на плечи экспедитора ложится обязанность не просто перевезти груз, как в обычном договоре перевозки пассажиров и грузов, но и организовать перевозку груза.
Отправителям груза не нужно самим осуществлять страхование груза, оформлять товарно-транспортные документы, заключать отдельные договора с другими возможными участниками процесса. За все это будет отвечать сам экспедитор. Именно благодаря этому транспортно-экспедиторские услуги пользуются большим спросом и договор транспортной экспедиции получил еще условное название «договор об организации перевозки грузов».
Договор транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции (Скачать образец) | Пример подготовки договора транспортной экспедиции (Скачать) |
Этот транспортный договор заключают, когда дополнительно к перевозке требуется оформление перевозочных и таможенных документов, сопровождение, хранение и охрана груза, обеспечение погрузки-выгрузки, другие дополнительные услуги. Правовые нормы экспедиторской услуги, кроме главы 41 ГК РФ, регулирует закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и специальные Правила ТЭД (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).
Обратите внимание, что экспедиторская услуга — это не услуга самой перевозки, при этом оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик (статья 801 ГК РФ). Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель
Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера
Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.
Транспортный договор об оказании экспедиторских услуг не могут заменить такие документы как: доверенность, счета-фактуры, заявки на перевозку груза, товарно-транспортные накладные и прочее. Сторонам надо обязательно составить договор в виде отдельного документа.
Законодательство не устанавливает жесткий перечень и описание всех возможных экспедиторских услуг, поэтому при согласовании предмета договора стороны должны подробно и полно прописать все обязанности экспедитора в каждом конкретном случае. Указание общей формулировки типа «экспедиторские услуги» или «услуги по сопровождению груза» может привести к тому, что договор будет признан судом незаключенным.
Исполнение договора экспедиции сопровождается следующими документами (формы документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23):
- поручение экспедитору — определяет перечень услуг экспедитора;
- экспедиторская расписка — подтверждает факт получения груза экспедитором;
- складская расписка — подтверждает принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.
Кроме этого, клиент должен предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Если это условие не выполнено, а без таких документов экспедитор не может выполнить свои договорные обязанности, то клиент несет ответственность за возможные убытки, причиненные им экспедитору.
Ответственность экспедитора по договору достаточно серьезна. Как минимум, он отвечает:
- за нарушение сроков исполнения своих обязательств (если не докажет, что просрочка вызвана виной клиента или форс-мажором);
- за утрату, порчу, недостачу груза (если не докажет, что это произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить).
В договоре могут быть прописаны и другие виды ответственности сторон, например, право экспедитора удерживать груз до момента полной оплаты его услуг.
Ответственность сторон в договоре транспортной экспедиции
Сразу отметим, что ни в Гражданском кодексе Украины, ни в Законе №1955 ответственность участников транспортной экспедиции четко не урегулирована. Можно смело сказать, что этот вопрос регулируется только общими положениями об ответственности сторон за нарушение договора. Именно поэтому мы рекомендуем клиенту и экспедитору (сторонам) детально прописать этот вопрос в самом договоре. А мы вам в этом с радостью поможем.
Обращаем ваше внимание на такие нюансы
- Экспедитор несет ответственность за действия привлеченных третьих лиц как за свои собственные. В случае нарушения последними условий договора, экспедитор должен компенсировать заказчику все понесенные убытки, а уже в дальнейшем он вправе обратиться к виновным для взыскания с них понесённого ущерба (регресс).
- Ответственность экспедитора за организацию перевозки, в том числе за сроки в договоре перевозки, своевременную подачу транспортного средства на разгрузку и погрузку, а в случае согласования сторонами ‒ за таможенное оформление груза и другие смежные услуги. В данном случае сторонам следует в договоре прописать все возможные риски в работе, штрафные санкции за нарушение сроков и условий перевозки, доказательства таких нарушений (например, составление актов, фиксирование и т.д.) и сроки для выполнения обоснованных требований другой стороны.
- Ответственность экспедитора за груз, в частности за полную сохранность груза. В данном случае сторонам следует четко прописать в договоре, какая сторона осуществляет погрузку / разгрузку, как другая сторона проверяет качество данных процессов и порядок внесения замечаний.
- Обычно, если при транспортировке груза было допущено повреждение или уничтожение груза, экспедитор обязан в полном объеме возместить убытки, которые понес клиент в результате повреждения или уничтожения товара.
То есть можно сделать вывод, что ответственность клиента и экспедитора по договору транспортной экспедиции следует тщательно прописывать в договоре.
Как заполнять договор транспортной экспедиции?
Обязательное требование – ДТЭ составляется только в письменной форме. Перед его составлением и заключением заказчик обязан передать исполнителю данные о самом грузе, пункте доставки, обеспечить другой информацией, необходимой для выполнения услуги. После получения информации экспедитор определяет способ доставки, предлагает его заказчику.
Все условия вносятся в договор, который имеет типичную для соглашений структуру.
Так, ДТЭ содержит следующие пункты:
- Данные подписантов – указываются во вводной части
- Предмет соглашения
- Стоимость договора и порядок оплаты, другие финансовые вопросы
- Права исполнителя и заказчика, их обязанности
- Ответственность за невыполнение условий соглашения
- Порядок разрешения споров
- Порядок изменения условий договора и его расторжения
- Реквизиты исполнителя и заказчика.
В документе детально указывается каждый элемент предусмотренного комплекса услуг, направленного на доставку груза из одного пункта в другой. Кроме того, сам объект перевозки детализируется, указываются его характеристики: вид, номер, цвет, вес, количество, модель и другие данные. Обязательно записывается его состояние – исправное или нет, новое или бывшее в употреблении.
Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн?
С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других
документов.
14 днейБЕСПЛАТНЫЙ
ДОСТУП
Договор аренды транспортного средства с экипажем
Договор аренды транспортного средства с экипажем (Скачать образец) | Пример подготовки договора аренды транспортного средства с экипажем (Скачать) |
По этому транспортному договору арендатор получает от арендодателя транспортное средство и услуги по его управлению и технической эксплуатации. Идентифицировать передаваемый транспорт надо так же подробно, как мы рассмотрели выше.
В целом, договор аренды транспорта с экипажем мало чем отличается от обычного договора аренды транспорта. Дополнительные условия касаются описания оказываемой услуги по управлению и эксплуатации транспортом.
Предмет договора должен включать в себя два обязательства арендодателя:
- передачу транспортного средства во временное владение и пользование;
- оказание услуги по управлению и эксплуатации транспортом.
Отсутствие одного из обязательств приведет к переквалификации договора – в обычный договор аренды транспорта или в договор возмездного оказанию услуг по управлению им. Рекомендуем прописывать в тексте договора условие об экипаже (состав, квалификацию, водительский стаж, категорию прав), хотя оно и не является существенным.
Обратите внимание: члены экипажа остаются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, но только в части управления и технической эксплуатации транспорта. Что касается коммерческой эксплуатации транспорта (например, графика пассажирских перевозок), то экипаж здесь должен подчиняться распоряжениям арендатора
Особенностью этого транспортного договора будет указание арендной платы, состоящей из двух частей: за предоставление транспорта и за оказание услуг по его управлению и технической эксплуатации. Можно указать и одну сумму, но при этом уточнить, что в арендную плату включена стоимость услуги по управлению.
Дополнительно арендодатель может предложить арендатору другие услуги:
- организацию питания и обслуживания пассажиров;
- услуги гида или переводчика;
- проведение видео и фотосъемки на протяжении маршрута;
- организацию спутниковой связи и др.
Стоимость таких услуг тоже может быть включена в арендную плату или оплачиваться отдельно.
Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.
Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.
Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.
К основным услугам относятся:
- организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза.
Дополнительные услуги включают в себя:
- получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
- хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
- уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Обратите внимание! Не следует путать экспедицию с перевозкой. В компетенцию экспедитора входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения)
Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \»Транспортная экспедиция\», но и гл.40 ГК РФ \»Перевозка\», а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.
Вознаграждением экспедитора является разница между согласованными тарифами и суммой расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчик в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента (п.2 ст.5 Закона № 87-ФЗ).
Экспедитор может заключить договор с перевозчиком, как от своего имени, так и от имени клиента. Необходимость действовать от своего имени (и наоборот) определяется в договоре. Если договор перевозки заключается от имени клиента, последний должен выдать экспедитору соответствующую доверенность. Такой вариант упрощает документооборот между всеми участниками перевозочного процесса, а также бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции. Однако чаще всего экспедитору приходится заключать договор на перевозку вверенного ему груза от собственного имени.
Образец бланка договора транспортной экспедиции
Предлагаем бесплатно скачать образец бланка договора транспотной экспедиции, актуальный в 2018 году:
- Бланк договора транспортной экспедиции 2021 года в Word.
- Бланк договора транспортной экспедиции 2021 года в PDF.
Заполняйте договоры транспортной экспедиции и другие документы быстро и без ошибок – начните пользоваться сервисом КУБ.
Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн?
С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других
документов.
Начать использовать КУБ прямо сейчас
14 днейБЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП
Нормативная база договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг
Отношения в сфере транспортной экспедиции регулируются Гражданским кодексом Украины 16.01.2003 г. № 435-IV, Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, законами Украины «О транспорте» от 10.11.1994 г. № 232/94-ВР, «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959-XII, «О транзите грузов» от 20.10.1999 г. № 1172-XIV, Законом №1955, а также другими нормативно-правовыми актами.
Также заметим, что эта деятельность может попадать в зону действия Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII. Почему? Так как если экспедитор сам будет перевозить опасные грузы, эта деятельность будет подлежать лицензированию. Но не стоит переживать, непосредственно транспортно-экспедиторская деятельность не требует лицензирования.
Стороны и предмет
- аренду автомобиля;
- договор транспортных услуг по перевозке грузов;
- транспортную экспедицию.
Для квалификации сделки оценивается не ее наименование, а фактическое содержание, поэтому участники вправе назвать соглашение «договором на транспортные услуги»; то, каким нормам этот документ в итоге подчиняется, зависит от сути договоренности. Более того, законодательство позволяет заключать смешанные соглашения, содержащие признаки разных видов. Таким образом, под этим понятием скрываются различные типы отношений.
При этом у всех этих вариантов отношений имеются роднящие их признаки, основное из которых то, что одна сторона соглашения располагает транспортным средством и готова на возмездной основе использовать его в интересах второй стороны. Вторая сторона, в свою очередь, нуждается в ТС для тех или иных целей и готова заплатить оговоренную в соглашении сумму. Суть оказываемых с помощью ТС услуг составит предмет соглашения, например:
- по соглашению перевозки груза или пассажира предметом является перемещение объекта перевозки из точки А в точку Б;
- от перевозки груза или пассажира следует отличать аренду ТС с экипажем — цель такой сделки не просто переместить объект из одного места в другое, а предоставить заказчику транспортное средство в его распоряжение на определенный срок;
- договор оказания транспортных услуг без экипажа является, по сути, арендой автомобиля, цель которой — предоставление ТС в распоряжение заказчика.
При разработке текста соглашения сторонам следует четко оговорить, какие услуги имеются в виду — от этого зависит конечная квалификация документа.
Участниками вправе выступать:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица.
Все эти категории участников гражданских отношений вправе выступать как в качестве заказчика, так и исполнителя.
Бесплатно составьте любое соглашение с помощью специального конструктора договоров от КонсультантПлюс.
Договор транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции стоит заключать только в письменной форме во избежание размолвок между клиентом и экспедитором и для подтверждения взятых на себя обязательств. Суть подобных договоров сводится к одному: экспедитор обязуется за плату клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
При этом экспедитор может быть либо непосредственно исполнителем всех услуг, либо может привлекать к выполнению договора третьих лиц. В последнем случае экспедитор выступает в качестве посредника.
Напомним, что договор будет считаться заключенным, если клиент и экспедитор в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям
Поэтому в договоре транспортной экспедиции важно указать:. сведения о сторонах договора:
сведения о сторонах договора:
- для юридических лиц ‒ резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код;
- для юридических лиц ‒ нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;
- для физических лиц ‒ граждан Украины: ФИО, место жительства и индивидуальный идентификационный номер;
- для физических лиц ‒ иностранцев и лиц без гражданства: ФИО (при наличии), адрес места жительства за пределами Украины;
- информацию об услуге;
- информацию о грузе;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон;
- размер платы экспедитору;
- информацию о порядке расчетов;
- пункты отправления и назначения груза;
- порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;
- срок (период) выполнения договора;
- любые другие условия, по которым стороны достигнут соглашения.
Права и обязанности сторон
Раздел о правах и обязанностях прописывается с целью конкретизации действий Контрагентов. Так, наличие в документе таких положений дает четкое понимание, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства.
Итак, формулировки положений могут выглядеть в таком виде:
Заказчик имеет право:
Требовать исполнения обязательств Контрагента согласно договору.
Заказчик обязуется:
Оплатить транспортные услуги согласно индивидуальным заявкам.
Выдать документацию, которая содержит информацию о грузе, маршруте поставки и сроках транспортировки.
Вверить необходимую документацию для осуществления перевозки.
В случае изменения маршрута уведомить об этом Исполнителя в течение 2 (Двух) часов.
Исполнять свои обязательства в соответствии с настоящим соглашением.
Исполнитель имеет право:
Требовать оплаты оказанных им услуг согласно стоимости, определенной в приложении к договору.
Требовать надлежащего исполнения обязательств Заказчиком в рамках заключенного договора.
Исполнитель обязуется:
Оказать транспортные услуги согласно пунктам соглашения.
Осуществлять перевозку грузов согласно заявке заказчика.
Доставить товар в надлежащем состоянии, не причинив ему ущерба или какого-либо урона.
Информировать о возникновении каких-либо проблем. Связанных с транспортировкой.
Исполнять свои обязательства качественно в строгом соответствии с положениями, прописанными в документе.
Оплата услуг транспортной экспедиции
Информация о размере платы экспедитору за услуги транспортной экспедиции и порядке расчетов является существенным условием такого договора, поэтому обязательно должна быть приписана в нем.
При этом фактическая оплата услуг транспортной экспедиции делится на два вида:
- плата за услуги экспедитора (как в фиксированном виде, так и в процентах от объема услуги). Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату. Это означает, что плата в таком случае устанавливается, исходя из обычных цен, которые существуют на аналогичные услуги на момент заключения договора.
- Расходы экспедитора на оплату услуг третьих лиц, на оплату необходимых платежей, уплачиваемых при выполнении договора. Возмещение таких расходов клиентом может быть предусмотрено в договоре. Но для того, чтобы их возместить, они должны быть подтверждены счетами, накладными и прочими документами.
Договор перевозки
Мы уже подробно разбирали этот транспортный договор на примере договора перевозки грузов, поэтому здесь только напомним основы.
По договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз, пассажиров или багаж в пункт назначения вовремя, в целости и сохранности, а отправитель – оплатить его услуги. Необязательно заключать договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Для подтверждения договорных отношений между сторонами достаточно транспортной накладной, которая в кратком виде содержит все существенные условия договора.
Однако в большинстве случаев, особенно если речь идет о грузах, которые используется в дальнейшем в бизнесе (товары, сырье, материалы), сторонам может потребоваться согласование других условий, поэтому заключать письменный договор рекомендуется.
Условия договора
Договор перевозки в первую очередь является договором присоединения. Это значит, что отправитель груза либо присоединяется к условиям, установленным транспортно-экспедиционной организацией, либо лишается возможности воспользоваться ее услугами.
То есть перевозчик является тем, кто диктует отправителю стоимость перевозки, правила погрузки и разгрузки и т.д.
Именно поэтому разовый договор перевозки не предполагает составление некоего документа, который устанавливал бы права и обязанности сторон, содержал бы в себе нотификации о предмете и прочие атрибуты общепринятой формы договора. Правоотношения с экспедиционной организацией в силу критерия присоединения оформляются в виде транспортной накладной. Более подробно ознакомиться с условиями договора грузоперевозки вы можете в соответствующей статье на нашем сайте.
Следует понимать, что договор транспортно-экспедиционных услуг – это не разовый договор перевозки, а контракт, подразумевающий выполнение серии перевозок в течение определенного времени, например, в течение сезона уборки урожая.
Смысл подобного договора состоит в оформлении длительных правоотношений, в ходе которых экспедиционная компания оказывает определенному грузоотправителю множество услуг, что выгодно обеим сторонам договора. Грузоотправитель получает возможность пользоваться более гибкими тарифами и иными преференциями, а перевозчик обеспечивает себе стабильный фронт работ.
Следовательно, предметом договора транспортно-экспедиционных услуг будет не конкретная грузоперевозка, а собственно услуга, которую экспедиционная организация берется предоставлять, а грузоотправитель – оплачивать.
К существенным условиям договора будут относиться:
- предмет договора. В него могут входить не только транспортные услуги, но и погрузочно-разгрузочные работы, складирование товаров на депозитах транспортной организации, сопровождение груза, декларирование груза на таможнях и т.д.;
- срок договора;
- цена договора. Стоимость может определяться как в общей сумме на определенный период времени при однотипных перевозках, так и на каждую грузоперевозку в отдельности, на складирование единицы товара, за час погрузки.
Опционально устанавливаются штрафные санкции, условия расторжения договора, виды документов на перевозку грузов, способы и сроки оплаты, график осуществления грузоперевозок.
Транспортное экспедирование
Статья 929. Договор транспортного экспедирования
1. По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортного экспедирования может быть установлена обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обязательство экспедитора заключить от своего имени или от лица клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой.
Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его загрузка и разгрузка, уплата таможенной пошлины, сборов и затрат, возложенных на клиента, сохранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).
2. Положения этой главы распространяются также на случаи, когда обязанности экспедитора выполняются перевозчиком.
3. Условия договора транспортного экспедирования определяются по договоренности сторон, если другое на установлено законом, другими нормативно-правовыми актами.
Статья 930. Форма договора транспортного экспедирования
1. Договор транспортного экспедирования составляется в письменной форме.
2. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
Статья 931. Плата по договору транспортного экспедирования
1. Размер платы экспедитору устанавливается договором транспортного экспедирования, если другое не установлено законом. Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату.
Статья 932. Выполнение договора транспортного экспедирования
1. Экспедитор имеет право привлечь к выполнению своих обязанностей других лиц.
2. В случае привлечения экспедитором к выполнению своих обязанностей по договору транспортного экспедирования других лиц экспедитор отвечает перед клиентом за нарушение договора.
Статья 933. Документы и другая информация, которая предоставляется экспедитору
1. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также информацию, необходимую для выполнения экспедитором обязанностей, установленных договором.
2. Экспедитор должен сообщить клиенту о выявленных недостатках полученной информации, а в случае ее неполноты — требовать у клиента необходимую дополнительную информацию.
3. В случае непредоставления клиентом документов и необходимой информации экспедитор имеет право отложить выполнение своих обязанностей по договору транспортного экспедирования до предоставления документов и информации в полном объеме.
4. Клиент отвечает за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности относительно предоставления документов и информации, определенных частью первой этой статьи.
Статья 934. Ответственность экспедитора по договору транспортного экспедирования
1. За нарушение обязанностей по договору транспортного экспедирования экспедитор отвечает перед клиентом согласно главе 51 Гражданского кодекса Украины.
Статья 935. Отказ от договора транспортного экспедирования
1. Клиент или экспедитор имеет право отказаться от договора транспортного экспедирования, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Сторона, которая заявила о таком отказе, обязана возместить второй стороне убытки, причиненные ей в связи с разрывом договора.
Порядок расчетов
Данный пункт заключенного договора может быть указан либо в тексте самого документа на оказание услуг, либо вынесен в отдельное приложение к документу. Оплата исполнителя может быть прописана в нескольких вариантах:
- фиксированная сумма;
- определенный процент от определенной суммы;
- тариф, который устанавливает экспедитор.
В стоимость оплаты услуг также включаются все расходы, которые так или иначе связаны выполнением своих обязательств перед заказчиком.
Чаще всего оплата происходит следующим образом. Исполнитель выставляет клиенту счет. Тот в свою очередь знакомиться с ним и если его устраивает сумма, то оплачивает. Оплата поступает на счет в течение 3-5дней.
Некоторые экспедиторы требуют предоплаты, которая обычно составляет не более 30% от общей суммы договора. Однако, стоит сразу отметить, что такого рода требования многие заказчики воспринимают в штыки.
Выгоды экспедирования для частных грузоперевозчиков
Принимая заказы на транспортно-информационном сервисе Transportica, неопытные владельцы частного автотранспорта путают договор транспортной экспедиции и договор перевозки, отличия между которыми заключаются в разной степени ответственности за груз. Опытные водители грузовых автомобилей, понимая свою ответственность, уже при приемке груза непроизвольно выполняют некоторые обязанности экспедитора:
- проверяют целостность и крепость тары, ее маркировку;
- проверяют правильность заполнения накладной;
- руководят погрузочными работами, правильно размещают и штабелируют ящики или паллеты в кузове грузового авто;
- закрепляют неустойчивую тару;
- регулярно проверяют груз в пути.
За исключением последнего пункта, такие работы формально не входят в обязанности водителя. При обычных условиях перевозки грузов эти усилия отдельно не оплачиваются. Но ответственность экспедитора не ограничивается указанными работами. Вместе с тем, договоры с экспедированием оплачиваются по более высоким расценкам, что выгодно грузоперевозчику. Опытным автотранспортным компаниям хорошо известны нюансы и «подводные камни» договоров экспедирования. Сложные перевозки с экспедированием зачастую невозможно провести без спецтранспорта, привлечения грамотных логистов, собственного склада или аренды помещений в проверенном транспортном терминале. Для частных автоперевозчиков ценность сервиса «Transportica» заключается в возможности отказаться от заключения трудновыполнимых договоров.Если вы выполняете грузоперевозки на хорошо оборудованном грузовике, знаете транспортную документацию, чувствуете уверенность в своих силах, на транспортно-информационном сервисе «Transportica» всегда можно найти выгодные договоры с экспедированием грузов.Заключая договор транспортной экспедиции, можно не копировать полностью все пункты обязательств. Сервис «Transportica» не вмешивается в переговорный процесс между сторонами грузоперевозки, все вопросы владельцы автотранспорта и заказчики решают путем переговоров. Правильно оформленный договор на перевозку грузов автомобильным транспортом выгоден обеим сторонам добросовестной транспортной сделки. Он повышает ответственность грузоперевозчика, совмещающего обязанности водителя и экспедитора. Для заказчиков перевозки доставка грузов автомобильным транспортом становится более безопасной, при хищениях или повреждениях товаров, договоры становятся юридическими основаниями для возмещения ущерба.
Предмет договора транспортно-экспедиционных услуг
Именно этот пункт в договоре принято считать самым существенным. Именно он рассматривается на суде в том случае, когда между сторонами возникают споры. В данном пункте обычно указывают все те виды операций, которые заказывает клиент.
Так, стороны могут договориться о доставке грузов определенным видом транспорта. Также в договоре необходимо прописать запланированный маршрут следования автотранспорта. Помимо всего прочего, в список основных услуг, которые обязан выполнить экспедитор входит: заключение договора на оказание конкретных видов услуг; отправка товаров, получение груза, оформление необходимых документов, успешное прохождение таможни, проверка качества и комплектации груза, хранение товаров, уплата обязательных сборов и многое другое.
Участники транспортной экспедиции
Поскольку организация перевозок – это масштабный процесс, то в нем участвует много людей. Среди участников транспортной экспедиции можно назвать клиентов, перевозчиков, транспортных агентов, таможенных брокеров и других лиц, которые связаны с перевозкой грузов.
Но самым главным участником является, конечно же, экспедитор. Исходя из вышеуказанного, можно догадаться, что экспедитор ‒ это субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, указанных в договоре. Экспедиторами могут быть как юридические лица, так и физические лица ‒ предприниматели.
Более того, законодательство разрешает экспедиторам заключать договора с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и другими участниками для выполнения поручений клиентов. Не стоит переживать, в этом нет ничего страшного. В отношениях с такими лицами экспедитор может выступать либо от своего имени, либо от имени клиента в зависимости от того, что прописано в договоре. Но если вдруг третье лицо нарушит свое обязательство, перед клиентом отвечать будет именно экспедитор.
Кстати, клиентом считается лицо, которое поручает экспедитору выполнить или организовать выполнение услуг транспортной экспедиции и оплачивает их (абз. 5 ст. 1 Закона № 1955). Кстати, им тоже может быть как юрлицо, так и физлицо.
Подводим итоги по теме договора транспортной экспедиции:
- Транспортно-экспедиторская деятельность – это вид предпринимательской деятельности, суть которой сводится к организации и обеспечению перевозок груза.
- Договор транспортного экспедирования состоит в следующем: экспедитор обязуется за плату клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. Заключается только в письменной форме.
- Факт исполнения своих обязательств экспедитором должен быть подтверждён единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь груза от пункта его отправки до пункта его назначения.