Реестр проверок «комплан»
Содержание:
- Какая содержится информация
- В Единый реестр проверок вносятся сведения:
- Кто или что может быть целью прокурорского контроля?
- Кому ждать проверку
- Понятие и виды проверок прокуратурой
- Какая информация размещается из Единого реестра проверок
- Прокурорская проверка плановой не бывает
- Кто может получить сведения из реестра
- Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 17 апреля 2017 г. № Исорг-71-3702-17/20823 О форме оформления результатов проверок, проводимых органами прокуратуры
- Советы проверяемым
- Что случилось?
- Какие проводятся контрольные мероприятия
- Проведение органами прокуратуры проверок
- Результаты проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Итоги проведения проверки прокуратурой
Какая содержится информация
Реестр проверок представлен открытой базой данных, поэтому доступ к ней может получить любой человек независимо от своего статуса. Полученную информацию можно обрабатывать разными способами. Но не допускается искажение или злоупотребление сведениями.
Внимание! Можно пользоваться имеющимися в реестре данными без заключения соглашения с прокуратурой, но если человек использует информацию в своих публикациях, то требуется ссылка на источник.
ЕРП включает следующие сведения:
- номер запланированной проверки;
- сведения о проверяемом субъекте, причем к ним относится ИНН, ОГРН и другие идентификационные данные;
- формулировка документов, составляемых во время проверки;
- перечень мероприятий, которые необходимы для выявления нарушений со стороны налогоплательщика;
- меры реагирования, применяемые прокурорами.
Содержатся данные не только о планируемых, но и о проведенных мероприятиях. На ресурсе собрана информация, которая накоплена прокурорами во время предыдущих проверок. Это позволяет всем компаниям и частным лицам понять, какие ошибки не рекомендуется допускать.
Бесплатная консультация Юриста
+7 800 350-51-81
Если организация своевременно получит информацию о том, что она включена в план проверок, то она сможет подготовиться к визиту прокуроров.
В Единый реестр проверок вносятся сведения:
а) о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
б) о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводимых в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
в) о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, проводимых в соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
г) о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении федеральных органов исполнительной власти, иных осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
д) о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Указанная информация вносится в единый реестр проверок в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта, в отношении органов местного самоуправления — в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта;
е) о контрольной закупке, проводимой в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и результатах ее проведения.
Информация ЕРП включает в себя множ
-уникальный учетный номер проверки, контрольной закупки. Этот учетный номер присваивается в автоматическом режиме с момента внесения в Реестр проверок информации, присваивается однократно и не может быть ни изменен, ни использован повторно;
-наименование органа контроля, дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, ФИО проверяющих и привлеченных экспертов, представителей экспертных организаций, предмет проверки, срок ее проведения, включая даты начала и окончания проверки, перечень применяемых административных регламентов и иная информация;
-информация, добавляемая по окончанию проверки (дата, время и место составления акта проверки; ФИО и должности должностного лица, проводившего проверку, и иные сведения;
-результаты проверки (обнаружены ли нарушения, какие меры приняты, обжалованы ли эти меры и с каким результатом, включая отмену результатов проведенной проверки).
Кто или что может быть целью прокурорского контроля?
Приказ Генпрокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» устанавливает следующее:
- Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
- Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.
Прокуратура имеет право совершать проверку обширного перечня объектов:
- Юридические лица.
- Индивидуальные предприниматели.
- Государственные органы и органы местного самоуправления – судебные, исполнительные, законодательные и иные системы.
- Образовательные учреждения, детские сады и другое.
Основанием для прокурорской проверки может выступать:
- Уголовное дело.
- Административное дело.
- Гражданское дело.
- Арбитражное дело или иные материалы, имеющие достаточную информации о нарушениях.
Таким образом, прокуратура имеет право инициировать проверку при наличии любой жалобы в случае возможного нарушения прав и свобод человека/гражданина. Также существует плановая проверка, осуществляемая для конкретных сфер.
Кому ждать проверку
Любая организация или ИП могут самостоятельно отыскать себя в сводном Плане проверок бизнеса на 2020 год. Для этого достаточно ввести в форму поиска:
- наименование организации или ФИО ИП;
- ИНН или ОГРН;
- юридический адрес.
В Генропрокуратуре напоминают бизнесменам, что в план включены только те проверки, которые организуются и проводятся надзорными органами в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Но существуют проверки, которые исключены из сферы деятельности данного закона № 294-ФЗ. Это, в частности:
- налоговые проверки;
- прокурорские проверки;
- антитеррористические проверки.
Такие мероприятия искать в сводном плане не имеет смысла.
Кроме того, в план могут быть включены мероприятия в отношении субъектов малого бизнеса, которые осуществляют виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, если существует вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее трех лет.
Понятие и виды проверок прокуратурой
Президент РФ Владимир Путин обещал «не кошмарить бизнес», однако многие предприниматели сетуют на то, что количество проверок не уменьшилось. Поймать бизнесмена на административном или уголовном правонарушении мечтают многие ведомственные органы. Среди них прокуратура, которая имеет широкие основания провести аудит любого субъекта частного экономического сектора 1 раз в 3 года. Такое право надзорному органу предоставляет Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…»
Правда, перед визитом, инспектируемые ООО, ОАО или ИП предупреждают. Данные о предстоящем аудите заносятся в реестр проверок прокуратуры, который находится в открытом доступе (согласно догматам федеральной программы «Открытое государство» от 2011 г.). В зависимости от деятельности организации и сложившихся обстоятельств, к интересующему субъекту могут быть применены следующие виды прокурорского аудита:
- плановый;
- внеплановый.
И та, и другая инспекция могут носить определенный характер:
- Целевая: по жалобе потребителя, муниципального или государственного органа.
- Комплексная: прокурорский аудит исполнения законодательства в разных сферах предоставления услуг. Например, медицина, общепит, гостиничный бизнес и др.
- Сквозная: аудит исполнения отдельно взятого предписания для определенных субъектов частного экономического сектора. Например, пожарные выходы из ТЦ должны соответствовать утвержденным размерам.
- Совместная: проводится сотрудниками различных специализированных прокуратур: контрольно-надзорная, транспортная, природоохранная и другие.
- Контрольная: надзорный аудит за полнотой проведенной проверки одной из специализированных прокуратур.
- Повторная: разновидность контрольной инспекции с целью выявления нарушений в исполнении ранее выданных предписаний.
- Показательная: проводится опытным прокурором для передачи опыта молодому сотруднику.
Вместе с этим, прокурорская проверка может быть:
- выездной;
- документарной (камеральной).
Здесь все понятно: либо вы отвозите документы в надзорный орган, либо сотрудники едут к вам — осматривать территорию, сверять с балансом здания, оборудование, транспортные средства и прочее. Вы можете найти свою организацию в реестре проверок Генеральной прокуратуры и заранее подготовиться к назначенному аудиту, с учетом его вида и характера.
Что надо знать о сводных планах проверок
Утверждением сводных планов проверок занимаются региональные прокуратуры. Как правило, это происходит в конце календарного года, и уже в 20-х числах декабря можно найти (не найти) свою организацию в «черном» списке. О проверках федерального государственного надзора (по отдельным регионам) информация размещена только на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Какая информация размещается из Единого реестра проверок
Размещение информации о предстоящем прокурорском аудите субъекта предпринимательства на государственном портале «Единый реестр проверок» утверждено ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП…» Оператор площадки указывает:
- учетный номер проверки;
- сведения из распоряжения или приказа;
- сведения из акта предстоящей инспекции;
- результаты прокурорского аудита (были ли выявлены нарушения);
- указание на принятые меры в отношении выявленных нарушений.
Ведение реестра и точность предоставляемой информации в открытом доступе контролируется действующим законодательством РФ.
Прокурорская проверка плановой не бывает
Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:
- недовольный клиент;
- ваш контрагент;
- правоохранитель;
- любой бдительный гражданин.
Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.
ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора
Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.
Кто может получить сведения из реестра
Реестр проверок Генеральной прокуратуры доступен каждому человеку, поэтому получить сведения о проведенных или планируемых исследованиях может владелец компании, предприниматель или частное лицо. Для этого достаточно только иметь при себе подходящее устройство и выход в интернет. Благодаря данному реестру обеспечивается прозрачность работы прокуратуры.
Основной недостаток реестра заключается в невысоком уровне безопасности. Поэтому информация о проверяемых лицах доступна даже третьим лицам, которые могут воспользоваться ею для личных и корыстных целей. Поэтому регулярно изменяются нормативные акты, регулирующие правила ведения ЕРП. Выдаваемая информация не позволяет каким-либо образом воздействовать на компании.
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 17 апреля 2017 г. № Исорг-71-3702-17/20823 О форме оформления результатов проверок, проводимых органами прокуратуры
4 мая 2017
Вопрос: Согласно абз. 6 п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации. Таким образом, проведенная прокуратурой проверка исполнения законов, независимо от результата этой проверки, должна завершаться составлением акта, констатирующего наличие или отсутствие нарушений законов.
Однако в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2017 г. N 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» приведена лишь форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.
В связи с этим просим пояснить, по какой форме должен составляться акт проверки, в ходе которой были выявлены нарушения закона, и какими нормативно-правовыми актами должны руководствоваться прокуроры при составлении этого акта проверки?
Ответ: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение от 28.03.2017 № 13/ФА/986 о форме оформления результатов проверок, проводимых органами прокуратуры.
В связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 17.03.2017 № 172, которым утверждена форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.
Вышеназванным законом не установлено требований об установлении формы итогового документа по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законов. В настоящее время проверки исполнения законодательства завершаются составлением справки (акта) и актов прокурорского реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Таким образом, при оформлении результатов проверки прокуроры руководствуются требованиями действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
И.о. начальникаорганизационно-методическогоотдела Главного управленияпо надзору за исполнениемфедерального законодательства | А.В. Климак |
Советы проверяемым
Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.
Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.
Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:
- предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
- отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
- прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.
Что случилось?
Генеральная прокуратура РФ разместила на своем официальном сайте сводный План проведения плановых проверок организаций и предпринимателей на 2020 год. Такой план Генпрокуратура публикует ежегодно в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Во время формирования сводного плана на 2020 год прокуроры рассмотрели 456 тысяч предложений контролирующих органов различных уровней о планируемых проверках юридических лиц и ИП и дали этим запросам правовое обоснование. В план включены только те мероприятия, которые не нарушают прав бизнеса и соответствуют требованиям законодательства. Всего Генпрокуратура отклонила 20% запросов на контрольно-надзорные мероприятия в 2020 году.
Проверки, включенные в сводный план, являются плановыми, и их проведение невозможно без уведомления прокуратуры и предупреждения субъекта проверки. Проведение плановой проверки вопреки указанным нормам, как напоминают прокуроры, является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки.
В 2020 году продолжают действовать «надзорные каникулы» для малого бизнеса, и такие организации и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в план Генпрокуратуры не попали, за исключением некоторых случаев. В частности, запрет на проверки МСП не распространяется на:
- лицензионные проверки;
- проверки объектов с присвоенной категорией риска/классом опасности;
- проверки злостных нарушителей;
- проверки в области радиационной безопасности, использования атомной энергии;
- контроля за соблюдением государственной тайны;
- федерального государственного пробирного надзора и некоторые другие сферы.
Какие проводятся контрольные мероприятия
ЕРП содержит несколько видов проверок, которые могут быть:
- плановыми;
- внеплановыми.
Плановые мероприятия проводятся на основании требований законодательства. Для этого в начале каждого года формируются специальные планы. Компании включаются в план не только при наличии подозрений о незаконной деятельности, так как исследуется работа даже предприятий, которые никогда не нарушали закон.
Внеплановые проводятся спонтанно, причем нередко это связано с получением сведений о нарушении законодательства. Иногда внеплановые мероприятия реализуется по инициативе самой компании, например, если нужно продлить срок действия лицензии. Акт, составляемый прокурором, выступает доказательством возможности продолжения работы, для которой нужно разрешение.
В базе отражаются только плановые мероприятия. Если прокурор осуществляет внеплановую проверку, то сведения о ней отражаются постфактум. ЕРП включает не только особенности проведенных мероприятий, но и список лиц, которые наделяются полномочиями исполнять надзорные функции.
Может назначаться не только один прокурор, но и несколько лиц. Нередко вовсе привлекаются сторонние специалисты, если для выяснения тех или иных обстоятельств требуются экспертные знания.
Камеральные проверки заключаются исключительно в изучении документов. Бумаги передаются предпринимателем на основании специального запроса. Обычно изучается организационно-правовая форма компании, ее права и обязанности, а также соглашения, подписанные с контрагентами. Иногда прокуроры требуют аналогичные документы от партнеров. Это позволяет выявить поддельную документацию или включить ту или иную компанию в план проверок на следующий год.
Наиболее сложными считаются выездные проверки, которые проводятся на территории налогоплательщика. Для этого на территории организации выделяется отдельный кабинет. Здесь трудятся члены проверяющей комиссии, которые могут запрашивать разные документы за различные периоды времени.
К правилам составления плана относится:
- прокуратура каждого региона самостоятельно в конце года утверждает новые планы на следующий год;
- информация о проверках публикуется в ЕРП в конце декабря каждого года;
- компания или ИП проверяются только при условии, что прошло 3 года с момента регистрации или окончания предыдущей проверки;
- если проводятся внеплановые мероприятия на основании актуальной информации о нарушениях, то не учитывается срок в 3 года;
- правила и нюансы реализации проверки приводятся в положениях ФЗ №294;
- для начала мероприятия требуется распоряжение или приказ руководства прокуратуры или местной администрации;
- если проводится плановое исследование, то предприниматель уведомляется за три дня до начала, для чего ему направляется копия приказа;
- по результатам процедуры формируется специальный акт, причем один экземпляр остается у прокурора, а второй передается представителю компании;
- если выявляются несерьезные нарушения, то выдается предписание об их устранении, причем прокурор через некоторое время должен убедиться, что его требования исполнены;
- если обнаруживаются серьезные проблемы, то фирма может принудительно закрываться и привлекаться к административной или уголовной ответственности.
При формировании планов не учитываются некоторые виды проверок. К ним относятся оперативные или розыскные мероприятия, дознания или следственные действия. Не планируется административное расследование, финансовый, валютный и налоговый контроль, а также банковский надзор и контроль финансовых рынков.
Важно! С 18 марта по 1 мая 2020 года были приостановлены все проверки, что связано с пандемией коронавируса. Это относится как к плановым, так и к внеплановым мероприятиям
Далее планируется внесение изменений, так как компании, которые избежали исследования, будут проверены на основании нового плана.
Проведение органами прокуратуры проверок
Проведение органами прокуратуры проверок (далее — прокурорская проверка) является одним из способов осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в частности, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 21, ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре).
Основанием для проведения прокурорской проверки является поступившая в органы прокуратуры информация о требующих принятия мер прокурором фактах нарушения законов, прав и свобод человека и гражданина, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).
Такая информация может содержаться в заявлениях, жалобах и иных обращениях граждан, юридических лиц, должностных и иных лиц (например, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы).
Информация может быть получена также из СМИ, материалов гражданских, уголовных, административных дел, результатов анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, иных материалов, содержащих достаточные данные о нарушениях закона.
Прокурорские проверки могут быть документарными и выездными, плановыми и внеплановыми.
При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре). В случае получения прокуратурой материалов и обращений о нарушениях в сферах, где функции контроля (надзора) осуществляют иные государственные или муниципальные органы, по требованию прокурора соответствующими органами проводится внеплановая проверка поступившей информации (п. п. 1, 4 ст. 22 Закона о прокуратуре, п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон № 294-ФЗ)).
Нормы Закона № 294, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, права и обязанности проверяющих и проверяемых, не подлежат применению в отношении прокурорских проверок (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Это означает, в частности, следующее:
— на органы прокуратуры не распространяется мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса;
— плановые прокурорские проверки не отражаются в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок юридических лиц, размещаемом на сайте Генпрокуратуры;
— в рамках проверки допускается истребование оригиналов документов и материалов;
— не установлен запрет на проведение прокурорской проверки в отсутствие руководителя (уполномоченного лица) проверяемой организации.
Прокуратура города ПартизанскаРезультаты проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Многие организации корректно ведут свою деятельность, поэтому прокурорская инспекция у них не находит нарушений. Но есть такие компании, где руководитель и коллектив практикуют безответственный подход к работе. Здесь прокуратура легко выявит недостатки и грубое попрание закона. В таком случае представитель надзорного органа имеет основание:
- Выписать требование об устранении выявленных нарушений со стороны сотрудников компании.
- Выписать предупреждение о недопустимости определенных действий (бездействий), образовывающих состав административного или уголовного правонарушения.
- Составить иск в судебный орган о приостановке деятельности или ликвидации предприятия в связи с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
В процессе инспекции прокурорский работник может обратить внимание на другие факты пренебрежения законом, не входящие в регламент текущей проверки. В таком случае он обязан действовать в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре…», а именно — сообщить о выявлении недостатков своему начальству
Возможно, по новым фактам будет назначена дополнительная проверка. Требовать устранения выявленных правонарушений в рамках текущего аудита должностное лицо не уполномочено. Но проигнорированы они не будут, а, как было сказано выше, информация поступит руководству.
Любая организация из числа ОАО, ООО или ИП не чаще чем 1 раз в 3 года может попасть под аудит надзорного органа. Генеральная прокуратура публикует сводный план проверок на своем сайте. Аналогичные действия по информированию производят региональные прокуратуры на ведомственных ресурсах. Поэтому узнать о визите инспекции можно заранее и подготовиться надлежащим образом. Главное — помнить, что у прокурорских работников широкие полномочия, и в случае грубых нарушений законодательства они вправе приостановить деятельность компании через суд.
Итоги проведения проверки прокуратурой
Важно отметить, что в ходе прокурорской проверки нарушения в деятельности структур могут быть не выявлены вовсе. Однако при обстоятельствах, предполагающих выявление некоторых нарушений, прокурор наделяется следующими правами:
- Внесение представления с требованием об устранении нарушения со стороны сотрудников организации.
- Внесение предостережения по поводу недопустимости определенного рода правонарушений.
- Обращение в судебные органы с иском по поводу ликвидации организации (общества, объединения). В случае же нарушения антиэкстремистских законов, как правило, приостанавливается деятельность объединения также через обращение в суд.
Тогда, когда в процессе проверки прокурором выявлены иные нарушения, никаким образом не касающиеся оснований начала мероприятия по проверке, и они содержат признаки преступления или правонарушения административной природы, то проверяющее лицо обязано действовать в пределах соответствующего кодекса. Тогда, когда подобные нарушения относятся к компетенции иных органов, к примеру, государственной налоговой службы, то так или иначе прокурор обязуется передать актуальную информацию туда, куда необходимо. Факты нарушений никоим образом не должны быть проигнорированы. Как отмечалось выше, под прокурором в данном случае следует рассматривать также и его заместителя. Помощники же наделены правом только вынесения постановления по поводу возбуждения дела, связанного с правонарушением административного характера.