Налоговое право рф: общие положения, предмет, метод, система

Налоговая политика

Любое государство, сконцентрировано, выразив интерес общества в различных сферах деятельности, разрабатывает и осознает соответствующую политику – экономический, военный, социальный, международный и т.д.

Одно из основного в ходе государственного регулирования использует финансовые механизмы, которые непосредственно поняты в финансовом и налоговой политике государства.

Налоговая политика государства – является системой действий и мероприятий, проведенных государством в области налогов и направленных к внедрению их или тех задач общество столкновения.

1. Цели и задачи налоговой политики обычно определяются в зависимости от определенной экономической среды.

2. Начало налоговой политики положено в течение каждого финансового года посредством принятия государственного бюджета.

3. Выполнение большей части налоговой политики устроено принятием соответствующих регулирующих положений: федеральные законы, декреты президентов, федеральные законы, постановления правительства и другой устав.

4. Нужно отметить, что конституция Российской Федерации (Статья 114 p.1 позиции” B”) консолидировала принцип единственной финансовой политики и поскольку налоговая политика является компонентом финансовой политики государства, внутреннее единство является также врожденным от него.

Система источников налогового права

Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.

Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.

В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.

Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.

Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.

Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.

Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией

На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.

Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения

Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.

В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.

Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.

Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах

1 января 1999 первая часть Кода налога Российской Федерации (далее – Код налога, Код), который убеждают рассчитать отношения в сфере внутреннего налогообложения, вступила в силу. Код налога сохранил преемственность основного акта положений Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, действующей с 1992. Принципы налогообложения и расходов, определяемых в резолюциях Конституционного суда Российской Федерации, и также практике заявления на законодательство 1992-1998 судебными властями и налоговыми органами, рассмотрели.

Первая часть Кода, устанавливая основные принципы российского налогового права, открывает юридическое понятие налоговых отношений в России и уровня налогового бремени, которое является экономическим контентом налоговых правоотношений (экономическое понятие), это будет определено во второй, особенной части Кода налога.

Код налога является федеральным законом с высокой степенью систематизации, которая является юридическим действием кодификации. Это представляет специфическую налоговую конституцию, и кроме того позволяет предоставлять внутреннюю координацию, целостность, и полноту правового регулирования налоговых отношений.

Код налога является также сложным актом, как содержит не только материал, но также и процессуальные нормы (см. главу 14, 19 Кода).

Законодательство Российской Федерации на налогах и сборах (Статья 1), Закон об основах налоговой системы точно не определил уровень регулирующих положений, которые являются частью “Налогового законодательства” из-за того, какая правоохранительная практика по этому вопросу, в некоторых случаях разработанному, является чрезвычайно противоречащей и является противоречивой.

Однако, в данный момент Кодом налога это установлено, которые часть законодательства о налогах и сборах:

  • код налога (высший уровень);
  • законы о федеральном налоге;
  • законы и другие регулирующие положения законодательных (представительных) организаций федерации;
  • регулирующие положения представительных органов местного самоуправления.

Регулирующие положения другого уровня не включены в категорию законодательства о налогах и сборах. В определенных регулирующих положениях исполнительных органов не часть законодательства о налогах и сборах/

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

ВАЖНО!
Полный перечень налогов и их виды, принципы налогообложения закреплен в НК РФ, то есть на федеральном уровне. Региональные и местные власти не могут вводить новые обязательства, однако вправе регулировать порядок обложения по отдельным обязательствам (ставки, объекты обложения, льготы, вычеты, отчетные периоды, авансовые расчеты).. Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия

Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Налоговое право в системе наук

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

  1. швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);
  2. неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);
  3. итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);
  4. французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:
  5. особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;
  6. автономии налогового законодательства;
  7. интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

  • основ налогового права (общей теории налогового права);
  • международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;
  • национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;
  • регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

показать содержание

Свойства источников

Все нормы налогового права из источников, официально определенных законодательством, имеют особенные свойства. Некоторые из них являются общими, то есть таковыми, которые применяются к источникам права остальных норм законодательства. Кроме этого, также встречаются такие свойства, которые присущи только рассматриваемой группе источников.

Основное свойство источников налогового права в России — это формальная определенность. Данное качество означает, что все нормы, которые представлены в их содержании, имеют точное определение и применяются формально по четко предписанной ситуации.

Говоря о таком свойстве, как законность, следует понимать, что все источники должны обладать определенной юридической силой. Иными словами, они должны быть приняты исключительно в порядке, определенном законодательством, а также лицами и органами, обладающими правом законотворчества.

Все источники права, которые были приняты в установленном порядке, имеют еще одно свойство — они являются общеобязательными. Это означает то, что все нормы, которые предписаны в их содержании, являются обязательными для исполнения. В том случае, если субъекты регулируемых ими правоотношений каким-либо образом уклоняются от исполнения предписанных положений, к ним применяются определенные санкции, выраженные в различных формах.

2.3. Система налогового права.

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

Федеральные нормативные акты о нало­гах и сборах

Структура федеральных нормативных правовых актов о нало­гах и сборах включает:

  • НК РФ;
  • принятые в со­ответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах.

НК РФ занимает ведущее место в системе ис­точников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

В настоящее время НК РФ состоит из двух час­тей.

Часть первая устанавливает:

  • законодательство и иные норма­тивные правовые акты о налогах и сборах;
  • систему налогов и сборов в РФ;
  • правовой статус участников на­логовых правоотношений;
  • общие правила исполнения обязанно­сти по уплате налогов и сборов;
  • способы обеспечения обязанно­стей по уплате налогов и сборов;
  • порядок оформления и подачи налоговой декларации;
  • основы налогового контроля;
  • виды и со­ставы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;
  • процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая регу­лирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нор­мативными актами.

В систему источников налогового права также входят нало­говые законы общего действия и законы о конкретных налогах.

В группу федеральных источников налогового права также можно отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах нена­логового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов ох­ватывают разноплановые сферы социально-экономических от­ношений и многие сферы государственной деятельности нуж­даются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.

Федеральные подзаконные нормативные акты о налогах и сборах

В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наде­ленных правом налогового нормотворчества, относятся Прези­дент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Ми­нистерство экономического развития и торговли РФ, Централь­ный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях.

При этом нормативные правовые акты Президента РФ и ор­ганов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не могут детализиро­вать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обя­занных лиц, приобретает юридическую силу только при одновре­менном соблюдении следующих условий:

  • соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах;
  • официальное опубликование;
  • осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.
  • Назад
  • Вперёд

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Основные функции:

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Метод налогового права

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности образующих предмет налогового права, обусловила и особенности способов государственного воздействия на данную сферу финансовой деятельности.

Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых интересов.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, административно-командный), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями содержится в ст. 2 НК РФ. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится и в Гражданском кодексе РФ, п.3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, поскольку они основаны на властном подчинении. Каких-либо иных способов воздействия на налоговые отношения законодательством не устанавливается, что можно объяснить инертностью законодателя и его традиционными взглядами на регулирование публичных отраслей права императивными предписаниями.

Конформизм — должен для предметов следовать инструкциям законодательства, но не опцион является первоначально врожденным от налоговых правоотношений. В налоговых отношениях наиболее ярко метод властных инструкций показан в заявлении на административное распоряжение наложения санкций налоговыми органами. В этой ситуации признак авторитетности состоит в возможности, данной только одной стороне (налоговые органы), независимо, не применяя судебную процедуру, чтобы восстановить нарушенные финансовые права и интересы государства, и также попытаться получить выполнение другой стороной (налогоплательщик) обязательств, переданных к нему. Конечно, налогоплательщики имеют право обратиться неправомерные действия налоговых органов в суде, который не исключает начальную авторитетность отношений.

В современных условиях уместность получена  методом, который показывает переход от первенства общественной формы собственности к поиску компромисса между государственными и личными интересами. Например, возможность формирования из налоговой политики, получения задержки выполнения и обеспечения налогового обязательства, заключения договоров для получения налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, выполняя возмещение долга государства поставщику товаров (работы, услуги) данный частному предмету посредством возмещения встречного требования на выполнении налогового обязательства является последствием отказа государства исключительно властного (обязательного) метода влияния на налоговые отношения.

Конечно, вследствие специфических особенностей налогового права названный метод не является аналогом метода правового регулирования гражданских отношений.

Поэтому, налоговое право является подотраслью финансового права, которое регулирующие положения регулируют обязательный и установочный набором методов единой собственности и связанной неимущественной разработки связей с общественностью между государством, налогоплательщиками и другими лицами относительно учреждения, введения и набора налогов в доходе государства (муниципалитет), внедрение налогового контроля и учета для того, чтобы сделать из налогового нарушения.

Мы коротко рассмотрели значение термина налоговое право, налоговая политика, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, элементы закона о налоге, налоговые правоотношения, ответственность налогоплательщика и налоговых органов за нарушение налогового законодательства, налоговая система Российской Федерации, экономические показатели, прямые, косвенные и целевые налоги, метод налогового права. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Налоговые законы специального характера

Как уже было указано выше, источниками налогового права являются законы, имеющие статус специальных в сфере налогообложения. Следует отметить, что наиболее важным среди них является Налоговый кодекс — он представляет собой кодифицированный акт, имеющий наивысшую юридическую силу. Это означает лишь одно: положения всех представленных ниже нормативных актов должны полностью соответствовать тем, которые имеются в данном Законе, и никоим образом не противоречить ему.

К числу специальных законов относятся также федеральные и региональные нормативные акты, в которых раскрываются положения относительно сборов и налогов, принятых в соответствии с законами РФ и, в частности, с Налоговым кодексом. К числу таковых относятся также нормативные акты, которые были приняты органами местного самоуправления.

Что касается регионального законодательства, то оно также имеет в своем содержании понятия относительно сборов и налогов, а также правил их уплаты. Однако в содержании таких нормативных актов рассматриваются исключительно местные налоги (региональные). Если говорить об особенностях их принятия, то обязательно следует отметить, что все нормативные акты данного типа могут быть разработаны и изданы исключительно субъектами, обладающими правотворческим статусом. Содержание данных законов не должно противоречить нормам, установленным Налоговым кодексом РФ, а также в них обязательно должны быть использованы постановления, решения и иные нормативные акты, изданные относительно определенного вида налога или сбора.

Прямые, косвенные и целевые налоги

Прямые налоги – непосредственно превращенный к налогоплательщику – к его доходу, собственности и другим объектам налогообложения (в случае прямого налога юридический и фактический плательщик предоставлены тем же лицом).

Косвенные налоги – установленный в форме надбавки к цене реализуемых товаров и не связанный непосредственно с доходом или собственностью фактического плательщика (своего рода косвенные налоги акциз, НДС).

Правовое обязательство платежа косвенного налога передано к предприятию, делающему определенные продукты.

Фактический плательщик является потребителем этих продуктов, который покупает его по ценам, повышенным суммой косвенного налога.

Целевые налоги – налоги включены в список в трастовые внебюджетные фонды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector