Личный опыт: как мы открыли музей науки
Содержание:
- Преимущества и недостатки открытия музея
- Victoria & Albert Museum, Лондон
- Бесценный груз
- Помещение
- ❶ Как открыть музей
- Третьяковская галерея, Москва
- Выбор помещения для музея
- Другие статьи
- С чего все начиналось?
- Как создаются музеи
- Преимущества и недостатки открытия музея
- Свой бизнес: как открыть музей
- Ремонт и оборудование
- Определение тематики
- Персонал
Преимущества и недостатки открытия музея
Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.
Преимущества |
Недостатки |
Простота открытия | Высокие арендные платежи за помещение в центре города |
Не требует наличия большого количества персонала | Наличие экспертных знаний при составлении коллекции |
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудитории | Неравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00 |
Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).
Victoria & Albert Museum, Лондон
Логотип Victoria and Albert Museum. Изображение: Victoria and Albert Museum
Фрагмент постера музея 1977 года, в верхней части расположена версия логотипа со шрифтом ITC Baskerville Italic. Изображение: Victoria and Albert Museum
Фрагмент постера музея 1975 года, в верхней части расположена версия логотипа с портретами основателей музея. Изображение: Victoria and Albert Museum
Музей Виктории и Альберта — первый в мире музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1852 году в Лондоне. Его основатели — королева Виктория и её муж, принц-консорт Альберт. Сегодня коллекция музея включает более миллиона экспонатов и представляет многовековую историю нашей цивилизации — от первых керамических поделок, изготовленных около пяти тысяч лет назад, до современных образцов дизайна и графики.
Только за последние полвека предпринималось несколько попыток разработать логотип музея. Так, в 1970-е он был создан на основе шрифта Baskerville Italic с витиеватым амперсандом, а в 1975 году бюро HMSO Graphic Design добавило к логотипу портреты основателей.
Оба варианта не прижились, и в 1989 году музей обратился в студию Pentagram к знаменитому Алану Флетчеру. Требования в задании были очень конкретными — логотип должен состоять только из трёх символов V, & , A и быть функциональным, вневременным и запоминающимся.
Алан Флетчер выбрал шрифт с высоким контрастом — элегантную антикву «нового стиля» Bodoni, разработанную более двухсот лет назад. После долгих попыток соединить буквы в единую композицию, решение пришло как озарение — дизайнер удалил один из штрихов буквы «А», заменив её амперсандом. Получилась лаконичная и в то же время динамичная композиция, в которой все три знака образуют неделимое целое.
Бесценный груз
Алексей Шабуров рассчитывает, что Минкультуры в некоторых случаях согласится на включение в реестр музеев с «неправильным» правовым статусом, если у них есть ценная коллекция. Впрочем, определить это — задача не из легких. Ведь многие собрания состоят не из предметов антиквариата и искусства, а из вещей, которые сами по себе, может, и не уникальны, но вместе неординарно раскрывают определенную тему. Например, в России существуют Музей козла и Музей яблока. Поэтому к экспертизе планируется привлечь государственные учреждения тех регионов, где функционируют частные институции, претендующие на включение в реестр.
В Минкультуры признают: главная сложность — отделить малые частные заведения, формирующие региональную культурную среду, от тех, которые пользуются вывеской «музей», но по своей сути скорее относятся к коммерческим организациям.
Однако не факт, что сами музеи будут стремиться попасть в реестр. Слишком мало пока информации о том, в какой конкретно форме будет оказываться поддержка включенным в список организациям, а вероятность дополнительного контроля со стороны государства — настораживает.
к4
Музей «Традиционные лодки Белозерского края» в Вологодской области
Фото: официальный портал о туризме Вологодской области/vologdatourinfo.ru
— Может оказаться так, что я как владелец небольшого частного музея ничего не выиграю от включения в этот реестр, только получу новые обязанности. Будет приходить масса запросов — «дайте вот такой отчет, заполните такую таблицу…», — беспокоится Сергей Кузнецов. — Помимо меня в музее работает только один человек: он и экскурсовод, и хранитель, и полы может помыть, когда надо. Малые учреждения в регионах не дают того оборота, который позволяет держать большой штат. Как правило, это два-три человека персонала. Когда они будут заниматься обработкой подобных запросов?
Помещение
Территория для размещения экспонатов подбирается под целевое назначение. Если планируется музей под открытым небом, то необходим земельный участок со сроком аренды более 20 лет или приобретенный в собственность.
Для закрытой выставки подойдет любое помещение. Организаторы специально выбирают заброшенные производственные площади для экономии средств и ради большого пространства. Небольшие экспозиции размещают в залах с малой квадратурой. Так как предполагается одновременное присутствие в помещении нескольких человек, то рассчитывается минимум на 40 кв. м.
Основные требования к помещению:
- отдельное местоположение;
- подъезд для транспорта и место для стоянки;
- установка пожарной и охранной сигнальной системы;
- наличие коммуникационных систем.
Все зависит от конкретного вида коллекции и формы реализации проекта. Арендные платежи будут входить в постоянные затраты бизнеса, поэтому лучше заранее найти выгодный вариант. Если заранее известно, что экспозиция будет открыта несколько месяцев в году, то выгодно заключить соглашение только на этот период.
При найме помещения существует риск расторжения договора. Так как в музейной деятельности стабильность местоположения является ключевым фактором, то наилучшим выходом будет вложение средств в приобретение недвижимости.
❶ Как открыть музей
Инструкция
Подумайте, для чего вы собираетесь создать музей. От цели будет зависеть форма вашей дальнейшей деятельности. Возможно, вы хотите рассказать вашим землякам и гостям вашего города о ваших ценностях, показать им интересные экспонаты, рассказать историю ваших мест. Может быть, вы предполагаете в дальнейшем создать клуб единомышленников. Кстати, эти две цели могут и объединиться. Нет ничего плохого и в том, чтобы заработать — но тогда это должен быть уникальный музей.
Определитесь с источниками финансирования и бюджетом. Если музей находится в квартире или на вашей даче – автоматически решаются вопросы с коммунальными платежами. В этом случае можно сэкономить и на уборке, поскольку ее все равно делаете вы или члены вашей семьи. Но понадобятся какие-то суммы на приобретение и реставрацию экспонатов, а также на рекламу. Заранее подумайте, где вы их возьмете.
Придумайте виды деятельности, которые будут у вас помимо экскурсий и выставок. Это могут быть вечера, встречи с учащимися, презентации и многое другое.
Обратите внимание
Очень полезно доказать необходимость открытия музея руководителю отдела культуры. Если это получится, вы сможете получить помещение на условиях льготной аренды в каком-либо из муниципальных зданий.
Полезный совет
Для муниципального музея нужен весь комплект учредительных документов. Он обычно имеется в отделе культуры.
Если вы собрали коллекцию, которая может представлять историческую ценность или интерес для других людей, вы можете открыть собственное дело, показать миру свое увлечение, найти единомышленников, словом, организовать музей. Дело это хлопотное, но интересное и перспективное.
Инструкция
Видео по теме
Третьяковская галерея, Москва
Логотип Государственной Третьяковской галереи. Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Логотип Государственной Третьяковской галереи с фрагментом картины «Девочка с персиками» Валентина Серова. Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Знак Государственной Третьяковской галереи, использовавшийся до редизайна. Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Третьяковская галерея — один из главных российских музеев изобразительного искусства. Она была открыта в Москве в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, который собирал коллекцию русской живописи и поддерживал российских художников.
По мере роста коллекции здание постоянно достраивалось, а в 1904 году помещения были объединены общим фасадом в виде древнерусского терема по проекту Виктора Васнецова. Именно этот «терем» служил символом и логотипом Третьяковской галереи вплоть до 2017 года.
Новый логотип, выпущенный к 150-летию музея, разработан студией ONY и представляет собой стилизованную букву «Т». Знак состоит из простых геометрических форм — два треугольника отсылают к русскому авангарду, а в широкий основной штрих можно вписывать разные произведения живописи, тем самым объединяя знак с текущими выставками.
Задача перед дизайнерами стояла непростая — с одной стороны, новый знак должен отражать глубокие традиции музея, с другой — быть современным, а также понятным зарубежному посетителю.
Выбор помещения для музея
Желательно чтобы оно находилось в собственности владельца.
Переезд для музея равноценен даже не пожару, а извержению вулкана.
И сложности возникают не только из-за транспортировки хрупких экспонатов и оборудования.
Музей не может себе позволить кочевать, так как посетители привязываются именно к месту. И с переездом можно большую часть их потерять.
Другими важными требованиями к помещению являются:
- отсутствие соседей в здании или сведение их к минимуму (это убережет от затоплений и других коммунальных приключений);
- подходящие условия для приема больших групп посетителей (должны быть соответствия пожарным требованиям и т.д.);
- наличие охраны и сигнализации (слово «музей» привлекает мошенников);
- расположение в доступном месте, где музей с легкостью найдут и местные жители и туристы (наличие удобной парковки обязательно).
Другие статьи
Как выгодно презентовать бизнес при помощи интерактивов?
В XXI веке уровень конкуренции растет с каждым годом. Сейчас практически невозможно найти свободную нишу, поэтому каждой компании необходимо регулярно оставаться в курсе трендов — только таким способом возможно сохранить и приумножить число клиентов.
08.11.2021
Брендбук для музея — зачем он нужен?
Каждый музей несёт в себе определенную идею — она трансформируется в создание тематической экспозиции. Тем не менее, музеев много и тематики могут совпадать — это влечет за собой путаницу, ведь легко спутать один музей с другим. Разработка фирменного стиля призвана решить эту проблему, ведь благодаря отличительному признаку музей приобретет уникальность.
08.10.2021
Разрабатываем дизайн-проект для музеев разной тематики
Любая музейная экспозиция “начинается” с ТЭП (тематико-экспозиционный план или идея). Идея о значимости события или предмета становится началом новой концепции экспонатов. Для того, чтобы усилить эмоциональную вовлеченность посетителей в экспозицию, музею необходима уникальность — дизайн-проект. Концепция, разработанная с учетом тематики музея и грамотно расставленными акцентами. Как устроен процесс разработки дизайн-проекта, как взаимосвязаны тематика и концепция музея — читайте в статье!
29.09.2021
С чего все начиналось?
Предлагаем отправиться в прошлое, и оценить уровень технологичности музеев более 10 лет назад.
Все началось с 2008-2009 года, когда Бруклинский музей решил провести эксперимент, с применением мобильных телефонов. У каждого экспоната был свой короткий номер — отправив на него СМС, посетитель сообщал системе, что ему понравился именно этот экспонат, и она предлагала ему другие похожие. Таким образом музейные работники взаимодействовали с посетителям методом рекомендаций.
Далее, в 2011-2014 годы набирают свою популярность сайты, а также интерактивные элементы – в формате сенсорных киосков и экранов для трансляции различной информации. Так например, в 2011 Метрополитен-музей Нью-Йорка создал сайт для удобства посетителей.
Благодаря этому примеру, и другие музеи начали создавать сайты, а также оснащать пространства технологиями.
Как создаются музеи
Всё начинается с идеи, которая проходит красной нитью через музейную концепцию. Основатели сами решают, какая информация будет представлена на всеобщее обозрение и каков будет масштаб проекта. Далее создание музеев под ключ выполняется примерно в такой последовательности:
-
построение концепции музея;
-
подготовка 2D- или 3D-проекта с визуализацией музейного пространства;
-
разработка интерактивной составляющей (если это предусмотрено проектом);
-
изготовление мобильных конструкций, мебели, витрин и другого музейного оборудования;
-
печать полиграфии и изготовление других изделий, необходимых для оформления (плакатов, табличек, стендов и т. д.);
-
подготовка площадей;
-
поставка оборудования, экспонатов на объект;
-
расстановка всех составляющих по предназначенным для них местам;
-
обучение персонала.
Нужно отметить, что, хотя мы и привыкли считать музеями целые здания с множеством экспонатов, некоторые создатели ограничиваются небольшими экспозициями в пределах одного помещения.
Преимущества и недостатки открытия музея
Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.
Преимущества музейного бизнеса:
- Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
- Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
- Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
- Быстрая окупаемость.
Недостатки:
Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
Наличие специальных знаний
Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.
Свой бизнес: как открыть музей
Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.
Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план
Люди творческого склада нестандартно подходят к предпринимательству, превращая хобби в бизнес. Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план реализации оригинального проекта с расчетом окупаемости инвестиций.
Музей часто ассоциируется с историческими и монументальными направлениями — краеведческий, художественный, военный. На самом деле выставочными экспонатами могут быть абсолютно любые вещи, главное, чтобы присутствовал интерес широкой публики. Зачастую идея организовать музей как бизнес приходит в голову состоявшемуся коллекционеру, и тогда остается решить административные вопросы.
Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:
№ | Плюсы | Минусы |
1 | Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. | Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала. |
2 | Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. | Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней. |
3 | Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. | Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями. |
При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы
Инструкция к действию
Если речь не идет о формате «музей на дому», то прежде необходим бизнес-план с расчетами базовых показателей как для идейного вдохновителя проекта, так и для привлечения инвесторов со стороны:
- Концепция предприятия.
- Регистрация в государственных органах.
- Подбор помещения.
- Ремонт и оборудование.
- Персонал.
- Финансовые расчеты.
Шаги стандартные для развития любого дела, но везде есть свои особенности.
Концепция
В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное
Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.
В городах с изначально туристической направленностью проще — люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор.
Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев — ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях.
Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.
Музеи обычно бывают 2 типов:
- в помещении;
- под открытым небом.
Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.
Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе — ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.
Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.
Традиционной считается художественная направленность — галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.
Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.
Ремонт и оборудование
Оформление помещения производится в соответствии с общей задумкой проекта. В отдельных случаях ремонт не выполняется. Например, в музее под открытым небом огораживается участок, и на территории размещаются экспонаты по разработанному плану. В традиционном выставочном зале может понадобиться тематический дизайн, под который необходимо сделать перепланировку, реставрацию или сложные ремонтные работы.
Обычно в музей необходимо установить:
- Пожарную и охранную сигнализации.
- Стеллажные конструкции.
- Витрины.
- Системы крепежей на стены, пол, потолки.
- Мебель для посетителей.
Чаще всего выставки проходят в закрытых помещениях, поэтому необходимо позаботиться о качественном освещении в залах и оснастить дополнительной подсветкой предметы экспозиции.
Если предусмотрена интерактивная модель функционирования музея, то потребуются экраны, стереосистема, компьютерные панели. Чтобы не допустить порчи коллекции, экспонаты ограждают от непосредственного контакта с людьми. Но большинство посетителей привлекает возможность прикоснуться к интересным вещам, поэтому имеет смысл выделить зону, где часть предметов разрешено рассматривать вблизи.
В музее нужен отдел для оказания дополнительных услуг – реализации товаров и сувениров, фотоплощадка, проведение мастер-классов. Необходимо выделить небольшую территорию для нужд персонала, администрации и санитарии.
Определение тематики
Выбор тематики определяется рядом факторов:
- Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
- Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
- Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
- Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
- Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.
При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.
Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.
Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.
После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.
Музеи бывают двух типов:
- закрытые;
- под открытым небом.
Персонал
В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:
- экскурсоводы;
- специалисты по коллекции;
- менеджеры;
- организаторы представлений;
- подсобные рабочие;
- охранники;
- бухгалтера.
Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации — реклама, обеспечение защиты, ведение учета.
В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.
Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.
В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:
- Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
- Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
- Реклама в интернете.
- Объявления в СМИ.
- Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
- Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами — отечественными и зарубежными.
Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.
Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.
Видео: как открыть в России частный музей.