Когда федеральные законы вступают в силу?

Новый налоговый вычет

С 01.08.2021 в вводится новый социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц на физкультурно-оздоровительные услуги. Его максимальный размер на год — 15 600 рублей.

Налоговый вычет — это возврат части денег, потраченных на оплату некоторых товаров и услуг — от покупки лекарств до кредита на квартиру. Налог возвращают всем налогоплательщикам, которые получают в России доходы, облагаемые НДФЛ. Возврату подлежит не вся сумма, а уплаченный с нее налог в размере 13% (15% по повышенной ставке на вычеты не распространяется).

Новый социальный вычет предоставят исходя из фактических затрат налогоплательщика на физкультурно-оздоровительные услуги, включая занятия фитнесом. В расчет за год включат не более 120 000 рублей. Воспользоваться правом на вычет можно не позже 3 лет с момента уплаты НДФЛ.

Налоговики рассмотрят возможность выделения вычета и при положительном решении по заявлению гражданина деньги перечислят на его банковский счет. Получить вычет вправе не только сам налогоплательщик за занятия спортом, но и если в спортивные секции ходят несовершеннолетние дети (включая усыновленных) и подопечные налогоплательщика.

Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:

  • Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?

Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:

  • нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
  • издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
  • правовой акт опубликован полностью, без сокращений.

<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».

Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.

В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.

Нормативные акты налогового права

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.06.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

В ст.5 части первой НК РФ впервые для налогового права собраны специальные положения о действии налогового законодательства во времени. Ранее содержащиеся в различных документах нормы часто противоречили друг другу, что создавало определенные трудности в применении нормативных актов, нередко затрагивающих права и законные интересы граждан.

Так, законодательные акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, если НК РФ не предусмотрено иное.

Пример. Налоговым периодом для НДС является месяц. Федеральный закон об изменении ставки налога опубликован в «Российской газете» 22 января текущего года. Месяц со дня официального опубликования истекает 21 февраля. Однако согласно нормам ст.5 НК РФ такой нормативный акт вступит в силу только с 1 марта, т.е. с 1-го числа очередного налогового периода по данному налогу.

Для законодательных актов о сборах вступление в силу определено не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Источниками официального опубликования являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Законодательные акты о налогах и сборах, изменяющие НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия

Однако необходимо обратить внимание, что действие вышеназванных положений п.1 ст.5 НК РФ приостановлено до 1 января 2000 г. (указанные изменения вступили в силу со 2 апреля 1999 г.)

Пример. Закон г. Москвы о налоге с продаж вступает в силу в соответствии со специальным законом о введении его в действие. Если бы Закон о введении в действие Закона о налоге с продаж вступил в силу до 2 апреля 1999 г. (момента приостановления действия п.1 ст.5 НК РФ), то налог с продаж начал бы действовать в Москве с 1 января 2000 г. Однако, поскольку этот Закон был принят 17 мая 1999 г., а вступил в силу со 2 июня 1999 г., налог с продаж в Москве вводится в соответствии с его положениями, т.е. с 1 июля 1999 г.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Данные положения соответствуют нормам, содержащимся в ст.ст.54, 57 Конституции РФ.

Пример. Федеральным законом, опубликованным официально 23 марта, с 1 января текущего года увеличена ставка налога на прибыль. Налоговый период для исчисления налога составляет квартал. Согласно нормам НК РФ законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют и вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Поэтому указанный нормативный акт вступит в силу лишь 1 апреля текущего года.

Наоборот, при устранении или смягчении ответственности за налоговые правонарушения либо установлении дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц законодательные акты о налогах и сборах обладают обратной силой.

Пример. По результатам налоговой проверки, проведенной в феврале 1999 г., выявлено, что налогоплательщиком неправильно составлены налоговые расчеты (декларации) по НДС за 1998 г. Согласно ст.5 НК РФ в данной ситуации к налогоплательщику могут быть применены соответствующие нормы НК РФ (например, ст.ст.121, 122 НК РФ) только в том случае, если они смягчают ответственность, установленную ст.13 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Если актами законодательства о налогах и сборах отменяются налоги и (или) сборы, снижаются размеры ставок налогов (сборов), устраняются обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц или иным образом улучшается их положение, то такие акты могут иметь обратную силу. Однако указанные положения должны быть прямо предусмотрены в них.

О.Степанова

АКДИ «Экономика и жизнь»

Изменения в налоге на прибыль и госпошлине

Поправками в с 02.08.2021 региональным властям предоставляют право устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков, предоставляющих по лицензионному договору права использования результатов интеллектуальной деятельности. От уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 годов освобождаются организации, которые ведут:

  • творческую деятельность;
  • деятельность в области искусства и организации развлечений;
  • библиотеки, архивы, музеи.

За государственную регистрацию программы облигаций, а также за государственную регистрацию изменений, вносимых в зарегистрированный документ, содержащий условия размещения эмиссионных ценных бумаг, программу облигаций или проспект ценных бумаг, вводится государственная пошлина. Ее размер составит 35 000 рублей.

Временные удостоверения для лиц без гражданства

С 24.08.2021 для лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России, вводятся временные удостоверения личности. Они получат право работать в России без разрешительных документов. При получении иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране временное удостоверение личности аннулируют и человека обяжут покинуть Россию в течение 15 дней.

Лицу без гражданства могут аннулировать или не выдать временное удостоверение, если будет установлен факт сообщения ложных сведений или предоставления поддельных документов. Предусмотрена постановка на учет по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих временное удостоверение, по истечении 7 рабочих дней с даты получения данного документа.

В России постоянно проживают около 5000 лиц без гражданства и без документов, удостоверяющих личность. Их нельзя депортировать, так как у них нет гражданства другой страны.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Закон вступает в юридическую силу с момента

Порядок вступления в силу законов, постановлений Правительства, указов Президента РФ

Сегодня юридическая служба интернет-издания «Выбор мой » рассказывает о порядке вступления в законную силу законов о том, когда вступает в силу законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Порядок вступления в силу законов РФ Итак, основным документом, регламентирующим порядок вступления в силу законов РФ и их опубликования, является Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

. В соответствии с данным законом, датой принятия федерального закона считается день принятия закона Государственной Думой. После того как Государственная Дума приняла закон в окончательной его версии он подлежит одобрению Советом Федерации.

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов: 1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Статья 2 Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Статья 3 Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4 Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Действие нормативного акта это

указание в самом акте либо в акте о-вступлении его в силу календарной даты начала его действия; б) указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.

); в) если в принятом нормативном акте не определены такие сведения, как дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила.

Так, законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Уполномоченный по правам человека в московской области

Постановления Правительства Российской Федерации . за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Новые правила защиты диссертаций

С 01.08.2021 разрешена защита докторской диссертации в виде научного доклада, подготовленного на основе ранее опубликованных работ. У соискателей на докторскую степень, которые специализируются на естественных, технических, медико-биологических и аграрных науках, должно быть не менее 30 публикаций за последние 10 лет. Для гуманитарных, экономических и общественных наук установлен повышенный лимит — не менее 50 публикаций. Установлено, что все научные статьи должны быть опубликованы в изданиях, имеющих международное признание.

Чиновники отметили, что новый формат позволит ученым, занимающимся практическими исследованиями и активно публикующим свои работы в научных журналах, спокойно заниматься этой работой и использовать ее результаты для получения докторской степени.

«Дальневосточный гектар» в Арктике

  • в Мурманской области;
  • в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах;
  • в 23 муниципальных районах Красноярского края;
  • в Архангельской области;
  • в Республиках Коми и Карелии.

До 01.02.2022 выделение земельных участков в Арктической зоне предусмотрено только для граждан России, зарегистрированных по месту жительства в соответствующих регионах. После этой даты получение станет доступно для всех граждан РФ. Участники программы, успешно освоившие землю в других регионах и оформившие ее в собственность или длительную аренду, получат право взять дополнительный гектар в Арктике.

Новые правила охоты

С 01.08.2021 главы регионов на основе утвержденных правил смогут устанавливать виды разрешенной охоты, сроки ее проведения, допустимое для использования оружие. Ограничения необходимо согласовать с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия проводится в общедоступных охотничьих угодьях уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Федерации, в закрепленных охотничьих угодьях — компаниями и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а на особо охраняемых природных территориях федерального значения — федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление данными территориями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector