Библиотека

Содержание:

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.

Обязанности тьютора

Есть стереотип: педагоги-помощники работают только в инклюзивных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, изначально тьюторское сопровождение предлагалось только этой категории учеников.

Только так оно закреплено современными российскими законами об образовании. Но фактически сейчас к педагогам-тьюторам обращаются в обычных учреждениях, на дистанционном обучении, даже в детских садах.

В обычной школе

В школе педагог-помощник взаимодействует с учениками несколькими путями. Такие преподаватели часто проводят тренинги для целых классов, параллелей. Обычно на такие мероприятия приглашают успешных специалистов, которые показывают изнанку работы, отвечают на вопросы. Возможна и индивидуальная работа через:

  • Беседу. На начальных этапах сопровождающий должен получить доверие несовершеннолетнего. Потом он выступает как активный слушатель, помогает с решением проблем, не напрямую связанных с поиском будущей профессии;
  • Вопросы. Когда контакт установлен, тьютор начинает выявлять сильные стороны школьника через диалог, задания в игровой форме. Позднее он учит ребенка формулировать вопросы себе;
  • Личностно-ресурсную карту. Такой кластер, создаваемый педагог, помогает понять, как ребенок получает, обрабатывает информацию. Обычно с картой работает не школьник, а родители;
  • Опыты. Опыты — возможность для учащегося испробовать себя в новой сфере деятельности. Или в той, которой он планирует реализовать себя, когда вырастет;
  • Дебаты. Этот способ взаимодействия особенно важен для школьников старшего звена. Между ними и организуются дебаты. Еще он помогает развивать коммуникативные способности, отстаивать свои взгляды на учебу.

На дистанционном обучении

При дистанционном обучении сопровождающий педагог особенно нужен. Дистанционка подразумевает другое расписание, самостоятельный подход к учебе.

Некоторым детям трудно смириться со сменой формата. В таких случаях тьютор создает новую модель обучения, правильный график занятий. Многие образовательные центры, школы практикуют онлайн-консультации с тьюторами.

Некоторые дистанционные школы проводят переподготовку основного педагогического состава. Это сокращает расходы на сопровождающих преподавателей. Но результат говорит о том, что лучше работать с узким специалистом.

В детском саду

Фактическая роль сопровождающего — ознакомление малышей с профессиями и будущими направлениями обучения. Чаще всего оно проходит в игровой форме в специальных центрах по типу КидСпейс, КидБург.

Работа педагога-помощника в детском саду похожа на ту, что он ведет в младшей школе. На личностно-ресурсную карту ребенка здесь не ориентируются — в детском саду составить ее нельзя до 7-ми лет.

Тьютор — помощник школьника

Основная роль тьютора и на семейном образовании, и в школе — помочь ребёнку определиться с вектором развития на ближайшее будущее. Обычно для этого проводится несколько личных консультаций, а для ребёнка на семейном образовании они могут быть проведены дистанционно. Работа тьютора состоит из нескольких этапов.

<<Форма демодоступа>>

Исследовать интересы ребёнка

Тьютор выявляет те сферы, которые интересны школьнику и могут пригодиться в будущем. Это можно узнать при помощи тестов, доверительного диалога или «проб»: практических заданий, которые тьютор даёт ребёнку выполнить прямо на месте или дома, например, посещение мастер-класса или образовательного мероприятия, или же ребёнок может попробовать сделать что-то своими руками. 

Выявить сильные и слабые стороны

Для постановки цели и задач нужно понимать, от чего отталкиваться и с чем придётся работать. Для этого тьютор помогает ребёнку проанализировать свои сильные и слабые стороны, советует, над чем нужно поработать и как это сделать. А также во время консультаций он составляет ресурсную карту, в неё входят кружки, дополнительные занятия, возможности для самообразования, даже друзья и семья. 

Рассказывает о профессиях 

Профориентация — важный этап деятельности тьютора. На основе всех проведённых исследований тьютор подбирает несколько профессий, которые подходят ребёнку, и рассказывает о них подробнее: в чём заключается работа, тяжело ли учиться и какие предметы нужно подтянуть уже сейчас. На этом этапе тьютор помогает поставить образовательные цели и строит индивидуальный план обучения. 

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» исследования проводятся при помощи уникального теста Skillfolio, который был разработан специально под индивидуальные образовательные маршруты. После прохождения теста ребёнок узнает, где ему лучше учиться, а тьютор расскажет, в каких профессиях он сможет применить полученные знания. 

Дошкольное образование

Что такое тьюторство в дошкольном образовании? Новый вид педагогической деятельности проявляется там, где необходимо индивидуализировать любой учебный процесс. Детские сады и дошкольные заведения не являются исключением. Напротив, именно здесь задается личностный старт маленького человечка: наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития.

Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, тьютор-воспитатель должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.

В работе с каждым конкретным ребенком тьютором составляется индивидуальная программа (маршрут) развития с учетом возрастных и личностных особенностей малыша. Разработка производится таким образом, чтобы расширить детский кругозор и максимально стимулировать заинтересованность ребенка к самостоятельному познанию в обучении.

Кто такой тьютор

Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос:  «тьютер или тьютор как правильно пишется?».

Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».

Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского  tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять».  Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке.  На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.

Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня.  В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят  стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».

Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:

Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:

 Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?»  я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».

А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется,  кто такой тьютор.

История профессии

Название профессии происходит от английского tutor, что означает «опекун», «наставник-педагог». По некоторым данным, тьюторство возникло еще в XIII-XIV веках в частных британских университетах – Кембриджском и Оксфордском. В этих учебных заведениях были профессора, читавшие лекции для всех, и их ассистенты, проводившие занятия с отдельными группами, а также специалисты, которые работали со слушателями индивидуально.

Уже на заре становления академического образования студентам вовсе не обязательно было прослушивать все курсы университетского факультета. Выбрать предметы для изучения, то есть выстроить путь, пройдя который, можно сдать экзамены и получить определенную ученую степень, помогали тьюторы. То есть в те времена, когда студент и профессор не были ограничены строгими рамками программ, tutor был своеобразным мостиком между канонами обучения и свободой личности.

В XVII-XVIII веках тьюторство все более дрейфует к образованию – наставник начал помогать ученику формировать планы, советовать самые нужные занятия, следить за успеваемостью, подсказывать, как решать возникающие проблемы, готовить к сдаче экзаменов. Сейчас в классических британских университетах тьюторская система применяется параллельно с лекционной.

В России профессия фактически делает свои первые шаги, хотя еще в 2010 году приказом Минздравсоцразвития утвержден квалификационный справочник с характеристиками должностей сферы образования. В этот документ включено описание профессии тьютора и очерчено его место в школах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Сложно привлечь внимание

— Имеет значение диагноз ребенка?    

— Очень большое! Сейчас я работаю в классе, где дети с расстройством аутистического спектра. Диагноз у них один, но они все разные, к каждому нужен индивидуальный подход. При этом приемы и методы работы одинаковые.

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Фото: Из личного архива/ Анастасия Худякова

— С детьми с каким диагнозом работать сложнее?

— Тяжелее всего как раз с аутистами

Сложнее привлечь их внимание, сконцентрировать на чем-то. У них нарушено понимание

Некоторые используют самостимуляцию, например, повторяющиеся движения, крутят головой из стороны в стороны, раскачиваются. Еще один фактор — поведение. Оно у них непростое. Даже если ребенок, несмотря на умственную отсталость, интеллектуально развит хорошо и в меру своих сил делает то, что положено по программе, с поведением возникают проблемы. Мы должны сначала их нацелить на работу, только потом предлагать обучение, начинать занятие.

— Кто помогал таким детям учиться до появления профессии тьютора?

— Были помощники-учителя, которые выполняли ту же работу, что и тьютор. В каждом классе работал один помощник. Сейчас, бывает, что в классе одному ребенку прописан индивидуальный тьютор, есть еще групповой. Тогда в классе работают два специалиста. Если говорить именно о нашей школе, то у нас есть еще ассистенты. Мы не отвлекаемся, если ребенок во время урока захотел в туалет, выводим его в коридор и передаем в руки ассистенту. Он сводит и приведет обратно.

— Как долго длится сопровождение, пока ребенок не окончит школу?

— Если тьютор прописан на все время обучения, они вместе учатся до 9 класса. Если ребенок начинает справляться самостоятельно, то сопровождение могут убрать раньше. Наша задача сделать так, чтобы подопечный делал все сам, без сторонний помощи.

Особенности профессии

Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Каждому по тьютору

Тьютор – это учитель, наставник, психолог. Эта профессия имеет максимально широкий охват применения – детские сады, школы, ссузы и вузы, инклюзивное образование, домашнее обучение.

Недаром говорят, педагог в работе использует ответы, а тьютор – вопросы. Тьюторство максимально отличается от подхода классической школы, где ребенок как индивидуальная единица практически не рассматривается. Подход к обучению группы и индивидуальный подход – разница колоссальная. Тьютор может построить индивидуальный маршрут освоения новых знаний, зная способности конкретного ребенка, опираясь на его интересы. Таким образом, даже школьника, на котором поставили крест, специалист сможет заинтересовать в обучении, дать ему представление о его будущей профессии.

Особое значение имеет профессия тьютора в системе сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. В некоторых случаях такого специалиста еще называют педагогом сопровождения, куратором, поддерживателем, адаптором и освобожденным классным куратором. Миссия этого человека – успешное включение особенного ребенка в школьный социум. И главная его задача – быть проводником между такими детьми с особенностями развития и учителями, родителями, школьными товарищами.

Пока тьюторство в нашей стране больше напоминает эксперимент. В то время как в Европе и США система, выстроенная столетиями, используется максимально широко. Если смотреть на различия между нашим и иностранным подходами, четко видна разница. В России тьюторы чаще работают в образовательных центрах, школах и детских садах с инклюзивным и дистанционным образованием, в то время как за рубежом эта профессия больше распространена в университетах. Увы, дипломированных специалистов в нашей стране крайне мало. Но потребность в этой профессии будущего очевидна.

Оплата труда

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Обучение на Тьютора

Курсы

Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно. Чтобы получить специальность, нужно окончить педагогический вуз, в котором имеется кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Кому необходим наставник?

В первую очередь этот специалист нужен детям с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Ребенок с ДЦП, или с нарушениями слуха или зрения вполне способен обучаться в обычной школе или детском саду, если ему помочь влиться в непривычную среду. Тьюторское сопровождение учеников с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми.

Посмотрите видео о сопровождении наставником ребенка-аутиста в школе:

Тьютор становится связующим звеном между подопечным и учителями, родителями, психологами. Он планирует режим дня, адаптирует помещение, где занимается ребенок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе: логопедов, дефектологов, психологов.

Помощь личного наставника необходима не только ученикам с ОВЗ, но и детям из следующих категорий:

  • Одаренным школьникам для разработки личной программы обучения;
  • Детям, занимающимся спортом или иной деятельностью, предполагающей отрыв от занятий;
  • Ученикам из проблемных семей или попавшим в трудную ситуацию;
  • Авторам личных проектов;
  • Старшеклассникам в период профориентации;
  • Абитуриентам в процессе поступления в учебное заведение и на период пребывания в нем.

Тьюторство в дистанционном обучении

Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.

Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.

Что дальше?

— Вы, как мама особого ребенка и как тьютор, можете сказать, чего не хватает в обучении детей с особенностями развития?

— Не хватает, мне кажется, материалов и пособий, а также практической базы. Чтобы дети получали знания не только в теории, но и приобретали практические навыки. Это пожелание больше касается детей, учащихся в спецклассах. Ребята, которые обучаются по адаптированной общеобразовательной программе, дети со средне-тяжелой умственной отсталостью и с расстройством аутистического спектра, получают практические навыки на уроках труда. Девочек учат шитью, мальчиков — резьбе по дереву, но этот профильный труд начинается с 6-7 класса, а в начальном звене все на плечах одного учителя. Также было бы хорошо, если бы детей могли выводить в сенсорную комнату для релаксации. Есть зоны с сухим бассейном, разные ленты, но этого недостаточно.

Статья по теме

Всесторонняя помощь. Какие льготы предоставляют в Тюмени людям с ОВЗ

— Какое будущее у детей, обучающихся в коррекционной школе, они могут получить профессиональное образование?         

— После окончания нашей школы, если они учатся по первому варианту адаптированной общеобразовательной программы, с легкой умственной отсталостью, могут поступить в колледж. У таких ребят есть будущее. Дети с более тяжелой умственной отсталостью дальше нигде не учатся. Остается только надеяться, что у нас построят центр, где они смогут продолжать заниматься в кружках, выполнять какую-то работу в силу своих возможностей.

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Каким должен быть тьютор?

Образование. Тьюторство — это профессиональная область на стыке педагогики и психологии, поэтому в идеале нужно иметь образование по этим специальностям. Но хорошим тьютором можно стать и пройдя профильные курсы. Главное — иметь представление о сфере, в которой он работает.

Навыки. Важные навыки — тайм-менеджмент и планирование. Тьютор должен ставить цели и сроки их достижения, помогать вовремя проходить нужный материал.

Личные качества. Главное требование — умение общаться с людьми и эмпатия. Если тьютор не располагает к себе, ему будет сложно построить доверительные отношения со студентами. Поэтому при выборе тьютора действуют те же правила, что и при выборе личного психолога: взаимопонимание, доверие и открытость.

Елена Сегал считает, что на первом месте — личные качества: «Хороший тьютор должен слышать проблему студента и понимать, как ее решить. Для студентов он должен быть кем-то вроде надежного друга».

Курс

Data Science с нуля

Начните изучать одну из самых востребованных профессий в IT. Вы получите индивидуальную поддержку тьютора и помощь в трудоустройстве. Скидка 5% по промокоду BLOG.

Узнать больше

Как работает тьютор?

— Ну, понятно, это такой психолог, — решат многие родители и будут не правы. Да, и психолог, и тьютор – это так называемые помогающие профессии. Оба специалиста должны рассматривать любую проблемную ситуацию со стороны ребенка. Например, не загонять по олимпиадам ради школьного рейтинга или помогать говорить «нет», если другие взрослые давят на него в своих интересах. Но тьютор – это именно про образование, карьеру, жизнь в обществе. А психолог – про личное: отношения, эмоции, чувства и мысли по этому поводу.

В методах работы у них есть общее. Тьюторы используют различные психологические тесты для диагностики, общаются при помощи техник, которые помогают человеку самому найти ответы на волнующие вопросы, а не решают за него. Тьютор, как и психолог, стоит на безоценочной позиции по отношению к ребенку. Но, в отличие от психолога, еще и выдает информацию том, где, как и чему можно поучиться, как развивается рынок труда и т.п. Он может выслушать ребенка и предложить ему попробовать себя в каком-то новом деле или по-новому подойти к учебному процессу. Ресурсная карта и метод проб – важные инструменты тьютора.

Тьюторы в школе еще и помогают справляться со школьной неуспешностью. У них в арсенале есть техники тайм-менеджмента, они могут «учить учиться». Например, разобраться в том, как ребенку проще заставить себя сделать тяжелую домашку или как ему проще запоминать информацию.

Кто может быть тьютором?

Как уже говорилось, тьюторство в образовании – это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку.

Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

<<Форма демодоступа>>

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Тьютор в средней школе

Источник фото ArthurHidden/freepik

В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.

Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.

Кроме того, тьютор в школе:

  1. помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
  2. способствует установлению контактов со сверстниками;
  3. учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
  4. составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.

И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?

Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.

Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector