Банкротство юридических лиц

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Подробнее: Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Стадии процедуры банкротства

Согласно законодательству, процедура банкротства состоит из нескольких стадий:

  • наблюдение за компанией – для того чтобы оценить реальное положение дел в компании, назначается внешний управляющий, который имеет достаточно широкие полномочия. Его задача – оценить и сохранить от выведения активы предприятия, составить план дальнейших действий, сформировать реестр требований кредиторов, разобраться в причинах нынешнего финансового положения компании. Полномочия номинального руководства юридического лица на этой стадии сохраняются, но имеют существенные ограничения – например, все сделки возможно заключать исключительно с одобрения временного управляющего. Максимальная продолжительность данного этапа – 7 месяцев;
  • санация – если в процессе наблюдения было выяснено, что есть возможность реанимировать компанию и вернуть ее к нормальной деятельности, проводятся соответствующие меры. Конкретный план составляется после представления отчета управляющего на собрании кредиторов. Санация может включать пересмотр невыгодных сделок, временное приостановление выплат дивидендов, приостановление начисления штрафных санкций за долги и т. д. Также на этой стадии банкротства юридического лица обязательно составляется график погашения задолженностей перед кредиторами. Продолжительность этапа санации не может превышать 2 года;
  • внешнее управление – если санация не дала необходимых результатов или этот этап был пропущен по причине неактуальности, переходят к внешнему управлению компанией. Он во многом напоминает санацию, однако управляющий получает более широкие полномочия и может применять радикальные меры: закрытие убыточных направлений бизнеса, сокращение сотрудников, смену профиля деятельности, продажу некоторых активов предприятия, временную приостановку работы и т. д. Главная цель – добиться стабильной деятельности компании и погашения долгов перед кредиторами. Как и санация, внешнее управление не может длиться дольше двух лет;
  • конкурсное производство – если ни санация, ни внешнее управление не принесли результатов, переходят к конкурсному производству. На этом этапе банкротство компании уже неизбежно. Процедура включает в себя погашение долгов перед кредиторами из свободных средств, а также продажу на свободных торгах всего принадлежащего юридическому лицу имущества. Вырученные деньги также идут на погашение задолженности;
  • ликвидация компании – после распродажи имущества и погашения задолженностей перед кредиторами остатки долгов списываются, а компания-должник ликвидируется. Соответствующие записи вносятся в ЕГРЮЛ. На этом процедура банкротства завершена.

Стоит отметить, что на любом из этапов банкротства может быть заключено мирное соглашение между должником и кредиторами. Оно может включать в себя механизмы погашения долгов без ликвидации компании, некоторые уступки (например, продление сроков, списание неустойки) и т. д. Если такое соглашение заключено, процедура банкротства останавливается. Однако в случае нарушения взятых на себя в соглашении обязательств признание компании неплатежеспособной может возобновиться.

Почему к банкротству компании следует готовиться заранее?

Арбитражный управляющий, который занимается банкротством компании, обладает массой полномочий. Он анализирует сделки компании, ищет и инвентаризирует её имущество, взаимодействует с кредиторами. Которые, конечно, хотят взыскать имущество компании по максимуму.

ВАЖНО: арбитражный управляющий может найти основания признать сделки подозрительными, а банкротство фиктивным (признаёт арбитражный суд). Последнее грозит руководителям компании уголовным делом.. Субсидиарная ответственность— тоже серьёзнейшая вещь

По долгам компании могут взыскать личное имущество её директора и учредителей. При наличии достаточных оснований, конечно. Продажа имущества друзьям, жёнам и детям не спасёт. При этом закон можно истолковать по-разному. Директор может считать, что причин привлекать его к субсидиарной ответственности нет, но суд может решить иначе

Субсидиарная ответственность— тоже серьёзнейшая вещь. По долгам компании могут взыскать личное имущество её директора и учредителей. При наличии достаточных оснований, конечно. Продажа имущества друзьям, жёнам и детям не спасёт. При этом закон можно истолковать по-разному. Директор может считать, что причин привлекать его к субсидиарной ответственности нет, но суд может решить иначе.

Всё это говорит о том, что к процедуре надо готовиться заранее, чтобы избежать негативных последствий банкротства юридического лица. Юрист должен заблаговременно привести в порядок документы фирмы, чтобы ни у арбитражного управляющего, ни у арбитражного суда не было ненужных вопросов.

Задача компании «Юридическое бюро №1»— сделать цену банкротства ООО или компании сдругой организационно-правовой формой как можно ниже. Мы умеем это делать, потому что наша компания занимается только банкнотными делами.

В 91% случаев наши доверители добиваются своих целей в процедуре банкротства. Это происходит благодаря опыту юристов компании. Мы оказываем услуги по банкротству более 8-ми лет.

Обращайтесь. Мы сделаем банкротство вашей компании безопасным.

Упрощенная процедура банкротства

Кроме продолжительной процедуры банкротства можно применить упрощенный аналог. Правда, проведение ее возможно лишь при соблюдении некоторых требований:

  • все имущество, принадлежащее компании, после оценки не может покрыть расходы по долгам и обязательствам;
  • арбитражный суд вместо инициации продолжительного банкротства применяет решение о назначении субъекта, ответственного за ликвидацию предприятия, компании.

В случае назначения ликвидатора, последний проводит следующие мероприятия:

  • анализ имеющихся сведений о юридическом лице, признаваемом банкротом;
  • формирование запросов в ответственный налоговый орган, на предмет состояния финансов предприятия;
  • не позже, чем в течение десяти дней, ликвидатор подает заявление на признание предприятия банкротом;
  • после принятия решения арбитражным судом инициируется процесс конкурсного производства относительно рассматриваемого юридического лица.

Как уже было сказано выше – банкротство компаний представляет собой довольно сложную процедуру, отличающуюся от той же, что применяется к лицу физическому. Что касается индивидуальных предпринимателей – банкротство оных проводится с применением иных этапов и мероприятий.

Куда, кому и при каких условиях заявлять о банкротстве юридического лица

Дела о банкротстве разбираются арбитражным судом по месту регистрации ООО. Обратиться в такой суд с соответствующей инициативой вправе:

  • должники (пользуются правом с соблюдением условий ст. 8-9 ФЗ № 127);
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы (налоговики, таможенники и т. п.);
  • бывшие и действующие работники юридического лица, которым не выплатили выходные пособия либо зарплаты.

Сумма долга для банкротства юридического лица — это налоговые, кредитные, зарплатные и др. задолженности, которые вместе составляют минимум 300 000 рублей и наличествуют более 90 дней с момента даты исполнения обязательств. Иной минимальный размер долга для банкротства юридического лица установлен в ФЗ № 127 для юридических лиц:

  • сельскохозяйственных — полмиллиона рублей (ст. 177);
  • финансовых — 100 000 руб. и 14 дней существования долга (ст. 183.16);
  • кредитных — 1000 МРОТ и 14 дней наличия долга либо после отзыва лицензии (ст. 189.64);
  • стратегических — миллион рублей (ст. 190);
  • естественных монополий — миллион рублей (ст. 197).

В заявлении о банкротстве, которое подают в суд, обязательно отмечают:

  • размер долга;
  • всех кредиторов;
  • все активы фирмы;
  • почему невозможно взыскать долги;
  • сумму вознаграждения управляющего (ст. 20.6 ФЗ № 127).

Заявление снабжается приложениями:

  • выпиской из ЕГРЮЛ;
  • бухбалансом;
  • регистрационным свидетельством ООО;
  • протоколом, учредительским решением о подаче этого заявления и осуществлении банкротства;
  • уставным образцом.

Частичное погашение долгов, если оставшаяся их сумма равна установленным ФЗ № 127 минимумам, не препятствует суду в принятии заявления о банкротстве.

Банкротство физического лица — образец заявления

Физические лица также могут подать заявление о банкротстве, но у подачи такого документа имеется несколько особенностей. От правильности его оформления зависит, будет ли он принят судебным органом. Именно потому при подаче в суд заявления, в нем должна быть представлена следующая информация:

  1. О должнике. Полное имя, данные из паспорта, ИНН, СНИЛС, регистрация, брак/развод (даже, если произошел развод за последние три года), детях.
  2. Имуществе. Описать, какое имущество принадлежит должнику и его супругу/супруге.
  3. ИП. Этот статус можно подтвердить или опровергнуть, взяв для этого специальный документ.
  4. Задолженность. Указать конкретные суммы, реквизиты кредиторов, графики платежей, алиментов.
  5. О финансах должника. Зарплате, выписках с карт, депозитах, ценных бумагах и т.п.
  6. Судебных процессах. Есть они или нет.
  7. Перечень сделок за последние три года.
  8. Реквизиты СРО. Управляющий, который будет заниматься делами должника.
  9. Справки. Это могут быть медицинские справки и другие документы, способные повлиять на дело.
  10. Данные о суде.
  11. Перечень приложений.
  12. Дата и подпись.

В случае использования услуг представителя, это также нужно указать. Если отнестись к составлению документа несерьезно, это может стать причиной отказа в рассмотрении дела.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Сколько стоит банкротство?

В разных случаях стоимость процедуры варьируется. Основные затраты:

  • госпошлина — 300 рублей;
  • депозит в суд — 25 000 рублей;
  • расходы финансового управляющего — от 15 000 рублей;
  • публикации в СМИ о реструктуризации долгов, продаже имущества — от 7 000 рублей;
  • почтовые издержки.

Итого: минимальная стоимость стандартной процедуры банкротства — более 40 000 рублей, пройти упрощённую процедуру можно бесплатно.

Зачастую причиной денежных затруднений становится неспособность выполнять обязательства по займам. Чтобы облегчить финансовую нагрузку, кредит можно рефинансировать — привлечь средства в другом банке по более выгодным условиям. Например, это можно сделать в МТС Банке.

Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»

Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия». Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.

Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».

В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.

Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в  варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.

В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.

Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.

Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.

Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.

Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте. Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).

Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

  1. должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
  2. конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  3. уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
  4. арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

  • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
  • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
  • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
  • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
  • иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Отличия юридических и физических структур

В действующем законодательстве описываются общие требования и условия проведения процедуры о банкротстве. Здесь можно выделить определенные отличия между физическими и юридическими лицами, которые зачастую непрофессионалы путают и допускают ошибки в процедуре. Банкротство фирмы – поэтапность процедуры – было представлена выше. Банкротство физического же лица осуществляется в последовательности:

Ликвидация ООО: пошаговая инструкция и виды оформления. — здесь больше полезной информации.

  1. Подача заявления в суд для признания себя банкротом.
  2. Признание физического лица банкротом – также с помощью административного управляющего происходит проверка всех долгов, осуществляется формирование отчета для суда.
  3. После проверки отчета начинается конкурсное производство – продажа имущества для расплаты с кредиторами.

К отличиям также относят и видоизмененный список документов, что объясняется отсутствием у физических лиц некоторых обязательств, которые присутствуют у юридических.

Можно ли путем погашения требований налогового органа прекратить уже инициированную по его заявлению процедуру банкротства?

По Конституции все организации и граждане обязаны платить установленные законами налоги.
Обязанность по их уплате исполняется плательщиком самостоятельно, а её неисполнение влечёт направление требования об оплате и последующее принудительное взыскание.
По Закону о банкротстве учредители организации-должника могут в любое время до окончания конкурсного производства погасить задолженность, удовлетворив требования кредиторов. Или третьи лица могут предоставить должнику средства для удовлетворения таких требований. Конкурсному управляющему, который во время процедуры ликвидации распоряжается делами фирмы, предоставляется в этом случае отчёт о том, что обязательства должника исполнены.
При удовлетворении требований кредиторов организация уплачивает также штрафы, пени, проценты, неустойку и прочие возможные санкционные платежи, за недолжное исполнение обязательств.
Чтобы начать процесс погашения требований, лицо, намеревающееся это сделать, направляет заявление о своём намерении внешнему управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.
Внешний управляющий открывает отдельный счёт, предназначенный только для удовлетворения требований кредиторов, на основании определения арбитражного суда.
Итак, если путем всех этих манипуляций организация погашает свои долги, то внешнее управление завершается и производство по делу о банкротстве прекращается согласно ФЗ №127.
Каких-либо исключений, касающихся налогов, закон не содержит. Если они включены в реестр требований должников, то погашаются в том же порядке, что и остальные требования кредиторов.
Однако спорным является момент о возможности внесения платежей в бюджет не самим должником, а третьими лицами

В такой ситуации есть вероятность признания судом неисполненной обязанности по уплате долга по налогам.
Также важно не забывать, что требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди. Налоги в этой очереди находятся на третьем месте, поэтому погашать задолженность по налогам и сборам при наличии непогашенной задолженности перед кредиторами первой и второй очереди незаконно

В таком случае процедуру банкротства отменить не получится.
Итак, с учетом положений ст 65 ГК РФ и норм ст 113 и ст 125 ФЗ о банкротстве, можно сказать, что путем погашения требований налогового органа, инициировавшего процедуру банкротства, при соблюдении предусмотренного законом порядка, можно эту процедуру прекратить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector