Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Содержание:

Когда назначат штраф за неуплату налогов

По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа. То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.

  • для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
  • для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок

Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.

В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам

Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.

Непредставление сведений, нужных для налогового контроля

Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.

Грубое нарушение требований к бухучету

К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении.

Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока – если нарушено законодательство о бухучете. Этим административная ответственность выгодно отличается от введенной в НК РФ (там трехлетний срок давности). Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Например, когда истек срок, отведенный для сдачи налоговой декларации.

Особые правила – для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления. Это актуально для отдельных грубых нарушений требований к бухучету (его ведение без первичных документов и пр.).

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение для физлиц, ИП и компаний

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры (гл. 11 НК) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК. Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК;
  • дисциплинарные (ст. 192 ТК) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ).

Налогоплательщик-организация

В том случае, если организация не уплатила налог, к налоговой ответственности привлекается сама организация как юридическое лицо.

Уголовную ответственность могут нести только физические лица. Поэтому к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекается не сама организация, а лица, ответственные за уплату налогов (т.е. лица, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов).

К таким лицам относятся:

  • руководитель организации-налогоплательщика;
  • главный бухгалтер или бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера);
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий (п. 7 Постановления).

Обращаем внимание, что к уголовной ответственности в качестве пособников могут быть также привлечены иные работники организации-налогоплательщика, которые, например, оформляют первичные документы бухгалтерского учета. Но только при условии, что они умышленно содействовали совершению преступления

К уголовной ответственности могут быть привлечены подстрекатели, т.е. лица, которые:

  • склонили руководителя или главного бухгалтера к совершению налогового преступления;
  • содействовали совершению преступления советами, указаниями и т.п.

Поэтому к уголовной ответственности могут привлекаться налоговые консультанты, разработчики схем оптимизации налогообложения и т.д., но также при наличии у них прямого умысла.

Литература

1. Гладких В.И. Преступления в сфере экономической деятельности: курс лекций / В.И. Гладких, А.К. Есаян. Москва: Юнити, 2020. 350 с.

2. Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Кинсбурская. Москва, 2010. 25 с.

3. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса / В.Ю. Малахова // Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 — 136.

4. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России / В.Ю. Малахова, Н.Л. Денисов, М.М. Дайшутов // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 — 120.

5. Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность / В.М. Малиновская // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 — 14.

6. Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения / У.Э. Мамаева // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 — 44.

7. Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений / А.Д. Савенко // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции (г. Ставрополь, 17 — 18 сентября 2018 г.): сборник научных статей. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 — 322.

8. Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения / Д.Г. Селезнев // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 — 680.

9. Томилов Д.А. Проблемы, связанные с ответственностью за правонарушения в налоговой сфере / Д.А. Томилов, О.А. Коротаева // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: материалы XLII студенческой международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, апрель 2018 г.): сборник научных статей / председатель редколлегии Н.В. Дмитриева. Новосибирск, 2018. N 7 (42). С. 787 — 791.

См. подробнее: Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса // Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 — 136; Малахова В.Ю., Денисов Н.Л., Дайшутов М.М. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 — 120.

См. подробнее: Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 — 14.

Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9 — 10.

Гладких В.И., Есаян А.К. Преступления в сфере экономической деятельности: Курс лекций. М.: Юнити, 2020. С. 227.

Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 — 44.

Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 — 680.

Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 — 322.

Томилов Д.А. Проблемы, связанные с ответственностью за правонарушения в налоговой сфере // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. N 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 29.12.2019).

Решение Советского районного суда г. Иваново от 24 июня 2019 г. URL: https://sudact.ru/regular/doc/WT2nttaODQoW/.

Связанные статьи:

  • Институт ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (50%)
  • Налоговая амнистия 2018 г.: к вопросу о зависимости последствий неуплаты налогов, сборов, страховых взносов от их правовой конструкции (часть 1) (50%)
  • Актуальные вопросы привлечения к субсидиарной ответственности за нарушение налогового законодательства (50%)
  • Пути противодействия налоговой преступности (50%)
  • Особенности применения онлайн-касс в расчетных операциях экономической деятельности (50%)
  • Правовые пробелы в законодательстве о защите жилищных прав несовершеннолетних при использовании средств материнского (семейного) капитала (RANDOM — 50%)

Как применяются смягчающие обстоятельства?

Порядок применения смягчающих обстоятельств определен ст. 114 НК РФ. В частности, в п. 3 сказано, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа может быть сокращен не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

Таким образом, при применении санкций Налоговым кодексом обеспечена индивидуализация их содержания (объема) (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-02-08/69062). Более того, уменьшение размера штрафных санкций по основаниям, предусмотренным НК РФ, не ставится в зависимость только лишь от волеизъявления налогоплательщика (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 № 09АП-41791/2019 по делу № А40-49647/2019).

Минфин считает, что при принятии решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговики обязаны учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за его совершение (см. письма от 18.07.2018 № 03-02-08/50214, от 26.12.2018 № 03-02-07/1/95031).

Суды при рассмотрении спора по существу также должны установить наличие либо отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств и исходя из этого определить окончательный размер штрафных санкций, взыскиваемых с налогоплательщика (Постановление АС ЗСО от 28.07.2021 № Ф04-4121/2021 по делу № А02-1486/2020).

Штраф не может быть снижен до нуля!

НК РФ установлен минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (см., например, Постановление АС МО от 15.07.2020 № Ф05-10256/2020 по делу № А40-185452/2019). Но! Уменьшение суммы штрафа до нуля означает освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения, что не соответствует НК РФ. А это недопустимо.

Законодатель разграничил юридические факты, с наличием которых он связывает возможность снижения размера штрафных санкций и освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения. Перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрен ст. 109 НК РФ и является закрытым. Поэтому если перечисленные в названной статье обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения и, соответственно, привлечение его к ответственности, не установлены, то уменьшение штрафа до нуля следует признать незаконным. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683 по делу № А76-5261/2017 (в дальнейшем данный подход был закреплен в п. 30 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2019) (утвержден Президиумом ВС РФ 17.07.2019)).

Суд вслед за налоговиками тоже может снизить штраф

Ранее уже упоминалось, смягчающие обстоятельства при определении окончательного размера штрафа, подлежащего взысканию с учреждения, в равной степени могут быть применены как налоговым органом, так и судом.

Но может ли суд снизить размер штрафа после того, как налоговая инспекция уже снизила его? Никаких четких правил в этой части Налоговым кодексом не установлено. Как, впрочем, и ограничений относительно установления максимального размера снижения штрафа, подлежащего взысканию при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Поэтому в арбитражной практике в настоящее время сформирован следующий подход к разрешению споров о порядке снижения штрафа: суд вправе снизить размер штрафа более чем в два раза даже после того, как сам налоговый орган уже снизил его как минимум в два раза. Так, в Постановлении от 11.06.2015 № Ф04-20325/2015 по делу № А81-4793/2014 АС ЗСО указал, что само по себе применение смягчающих обстоятельств налоговым органом при принятии оспариваемого решения инспекции не означает невозможность их повторного применения судом.

Другой окружной суд тоже считает, что при определении соразмерности примененной налоговой санкции совершенному налоговому правонарушению суды вправе учитывать любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговым органом (см. Постановление АС СКО от 16.12.2019 № Ф08-11338/2019 по делу № А32-12272/2019).

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Налоговые правонарушения, преступления и ответственность за их совершение

Правонарушения в налоговой сфере перечислены в

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Неуплата или неполная уплата налогов как «за себя», так и за иных лиц, т.е. в качестве налогового агента.
  2. Нарушение порядка регистрации в качестве налогоплательщика.
  3. Нарушение правил составления и направления налоговой отчетности.
  4. Нарушение порядка предоставления налоговикам иной информации (кроме деклараций). Это могут быть, в частности, сведения о контролируемых сделках, информация об аффилированных иностранных компаниях, да и вообще — любые сведения, необходимые для контроля, которые запросили налоговики.
  5. Прочие нарушения. Сюда относится, например, уклонение свидетеля от дачи показаний или отказ эксперта от участия в проверке.

Из всех перечисленных вариантов налоговой ответственности к физическим лицам, в том числе к руководителю и главному бухгалтеру, относится только последний пункт, т.к. чаще всего руководителей и главных бухгалтеров привлекают в качестве свидетелей. Штрафные санкции при этом могут достигать от 1 до 3 тыс. руб.

Однако, за налоговые правонарушения к физическим лицам гораздо чаще применяются административные санкции в виде штрафов по статьям 15.3 – 15.11 КоАП РФ. Эти разделы административного кодекса соответствуют нарушениям, описанным в 16 главе НК РФ. Штрафы для физических лиц здесь относительно небольшие — от 500 до 3000 руб.

А вот за грубое нарушение правил бухучета предусмотрены наиболее существенные административные санкции — штраф до 20 тысяч рублей (если нарушение допущено повторно). Кроме того, не исключена и дисквалификация на срок до двух лет.

Важно!

Налоговое правонарушение можно считать преступлением, если суммы, которые «не дошли» до бюджета, превышают установленные лимиты (ст. 199, 199.1, 199.2, 199.4 УК РФ). Для налогов юридического лица — 5 млн рублей в течение трех лет подряд, для страховых взносов — 2 млн рублей за тот же период.

Уголовные санкции гораздо суровее — штрафы могут достигать 2 млн рублей, а дисквалификация – трех лет. Кроме того, в отдельных случаях виновный может быть лишиться свободы на срок до 7 лет.

Подстраховать себя от проблем с налоговиками (и тем более — уголовных дел) можно, сотрудничая с крупной аутсорсинговой компанией, которая свою деятельность максимально автоматизировала. Так, мы в своей работе все документы, операции, индивидуальные особенности каждого клиента фиксируем в базе данных. Это позволяет обеспечить преемственность при смене ответственных исполнителей задач, а также исключает технические ошибки и нарушение сроков.

Например, все учетные операции проверяются «Электронным аудитором». При обнаружении любых отклонений от нормы углубленную проверку данного раздела проводит специалист, вручную исправляя найденные ошибки.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2020), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФ

Предусмотренное наказание

Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.

Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Сокрытие денежных средств и иного имущества

Статья 199.2 УК РФ, устанавливающая ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание по налогам, действует с декабря 2003 г.

Введение этой нормы обусловлено следующим.

Статьями 198 и 199 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов. При этом неуплата налогов выражается в непредставлении налоговой декларации в налоговый орган или в указании в ней заведомо ложных сведений.

Но имеют место ситуации, когда налогоплательщик своевременно и правильно представляет налоговую и иную обязательную к представлению отчетность, но умышленно не производит перечисления в соответствующий бюджет в установленные сроки путем сокрытия денежных средств или имущества (увод денежных средств с расчетного счета, использование при расчетах счетов других организаций и т.д.). В такой ситуации привлечение налогоплательщика (руководителя организации) невозможно из-за отсутствия события налогового преступления.

Поэтому ст. 199.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность, по сути, уже за фактическую неуплату налогов.

Как правило, преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, совершается путем:

  • сокрытия имущества от описи и ареста;
  • непредставления сведений о месте нахождения имущества, в том числе неотражения данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильного указания его места нахождения;
  • фиктивной передачи правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, а также иных форм перехода, предусмотренных гражданским законодательством;
  • сокрытия имущества у третьих лиц, переоформления имущества на третьих лиц и т.п.

Пленум ВС РФ указал, что субъектами такого преступления могут быть:

  • индивидуальный предприниматель;
  • собственник имущества организации;
  • руководитель организации или лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением имуществом (п. 19 Постановления).

Обратим внимание на некоторую неясность в Постановлении относительно того, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, может являться собственник имущества организации

Дело в том, что имущество организации, в том числе переданное ей учредителями, принадлежит организации на праве собственности (п. 1 ст. 66 ГК РФ).

Не обладает правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество только унитарное предприятие (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

Однако собственником имущества в этом случае является либо государство, либо муниципальное образование, которые, конечно, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за данное действие наступает только в том случае, если оно совершено в крупном размере.

Под крупным размером в силу ст. 169 УК РФ следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей 250 тыс. руб.

Здесь следует иметь в виду, что при определении крупного размера при исчислении суммы недоимки в нее не включаются начисленные пени и штрафы (п. 21 Постановления).

Обращаем внимание, что уголовная ответственность за данное преступление наступает после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога (п. 20 Постановления)

Е.Карсетская

Эксперт АКДИ

Налоговая задолженность

Но порой возникают ситуации, когда у порядочного налогоплательщика неожиданно возникает задолженность по налогам. Срок, в который уведомят его об этом налоговые органы, зависит от суммы долга: для тех, кто не выплатил больше 3 тысяч – десять дней, от 500 рублей до 3 тысяч – 3 месяца, меньше 500 рублей – 10 месяцев. Требования о выплате задолженности могут быть отправлены через электронные системы, а также заказным письмом или вручаться налогоплательщику лично. Выплатить задолженность нужно в течение полутора месяцев после вручения извещения. Если же деньги так и не были возвращены, налоговые органы связываются с должником по телефону. Последним способом досудебного урегулирования конфликта является направление информационного письма работодателю налогоплательщика, чтобы тот уведомил своего сотрудника о просрочке платежа.

Подать в суд налоговые службы могут только тогда, когда задолженность по налогам превысит 3 тысячи рублей. В течение четырёх месяцев с момента, когда сумма долга стала больше 3 тысяч рублей, имущество нерадивого налогоплательщика будет конфисковано для покрытия обязательных выплат.

Ответственность за нарушение налогового законодательства в таком случае наступает в виде штрафа. Если у налогоплательщика нет средств для его уплаты (как и имущества, которое можно было бы конфисковать), то необходимые средства будут удерживаться из его заработной платы или других установленных источников дохода. При смене места работы или возникновении нового источника прибыли он обязан уведомить об этом налоговые службы, чтобы те могли продолжить взимание штрафа.

Обстоятельства, смягчающие или снимающие вину

Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со , когда возможно освобождение.

Смягчающие обстоятельства по КоАП РФ связаны либо с отношением лица к случившемуся: раскаяние, добровольное участие в заглаживании ущерба, либо с личностью правонарушителя: беременная женщина, несовершеннолетний, тяжелое эмоциональное состояние. Отягчающие связаны с усугублением ущерба, повышением общественной опасности деяния.

В уголовном праве действуют те же принципы при выделении подобных обстоятельств. Стремление загладить вину, раскаяние всегда расценивается как признак исправления и поэтому может рассматриваться как причина для смягчения наказания. Напротив, рецидив, совершение проступка в составе группы и т. д. указывает на опасность лица для общества.

Что означает каждый из элементов состава НПН

Теперь подробнее о каждом из элементов состава, указанных в первом разделе статьи.

Объект — общественные отношения, которым нарушением причинен ущерб (уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов).

Объективная сторона характеризует нарушение, т. е. говорит о времени, месте, орудии, способе, обстановке его совершения, размере плюс характере последствий, причинной связи между нарушением и его последствиями.

Составы, в чьей объективной стороне присутствуют три элемента:

  1. Противоправное деяние.
  2. Вред.
  3. Причинная связь между первыми двумя, —

именуются материальными (полная или частичная неуплата обязательных платежей).

Составы, где отсутствует непосредственная причинная связь и хватает лишь факта осуществления противоправного деяния, называются формальными (скажем, когда эксперт или специалист отказываются участвовать в проведении налоговиками проверки).

Субъект — физические, юридические лица, ИП, которые совершили фискальное нарушение и могут за него отвечать, т. е. осознают свои поступки и могут руководить ими. Физическое лицо (с 16 лет) признается субъектом при условии вменяемости, а юридическое лицо и ИП — после приобретения соответствующего статуса.

Субъективная сторона характеризует сознание и волю нарушителя. Здесь присутствуют его вина (см. признак виновности), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). В зависимости от вины должностных лиц организации (либо ее представителей) определяется вина юридического лица.

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК, нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности (ст. 113 НК).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК, являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector