Что представляет собой социальное партнерство в организации

Понятие социального партнерства

В настоящий период времени в странах происходят такие процессы, которые смело можно охарактеризовать как формирование совместного трудового права. Если в стране состояние экономики испытывает трудности, то общество испытывает острую необходимость в получении необходимого социального баланса между работниками работающими по найму, владельцами или, иначе говоря, — работодателями и непосредственно самим государством. В данный момент хорошо видно то, как правовые средства индивидуального трудового права, в которых главными субъектами выступают отдельные нанимаемые рабочие и такой же отдельный работодатель, не в силах разрешить наиболее срочные проблемы. Главным образом можно наблюдать за взаимодействием, субъектов других “весовых категорий” – то есть коллективы нанимаемых служащих и отдельными коллективами работодателей. Общее решение в содействии обоюдных интересов социально-экономических вопросах между указанными субъектами, а также между ними в целом и государством является следствием создания целой системы общественных отношений, которые за рубежом именуются как – институт соцпартнерства, который полностью переплетен с социально-экономическими отношениями, ведя их от национального уровня к конкретному предприятию, или определенному работодателю.

Момент законодательного становления коллективно-договорной системы в широком списке стран запада начал происходить еще в начале XX столетия.

Определенные нормы коллективно-договорной системы уходят корнями своего происхождения еще к датскому Гражданскому кодексу в 1907 г., и Кодекса обязательств в 1911 г. Постановленного в Швейцарии.  В дальнейшем своем развитии, в ходе выделения норм трудового права в независимую область права, были приобретены определенные специальные законодательные акты по коллективно-договорному управлению трудовыми отношениями. Происходило это в Норвегии. Такой акт был принят в 1915 г., в Германии – в 1918, а в Финляндии – 1924 г. В 1948 г. МОР приняла Конвенцию номер – 87, которая гласила о свободе ассоциации, равно как и о защите права на организацию. В 1949 г. – была принята Конвенция номер 98, гласящая о применении основных принципов права на определенную организацию и ведение любых коллективных переговоров. В свою очередь рекомендация номер 91 несла информацию о коллективных договорах (датированная 1951).  Номер 94 поясняла все подробности о консультациях и сотрудничестве между самим предпринимателем и трудящимся на предприятии. Конвенция номер 113 – сообщала положения о консультациях и взаимодействиях между правительством и организациями отдельных предпринимателей и рабочих. Конвенция номер 154 содержит в себе всю информацию о благополучном и грамотном содействии коллективным переговорам (1981). Данные конвенции входят в систему госзаконодательства и представляют собой правила обязательные для выполнения.

Коллективный характер соцпартнерства

Взаимоотношения соцпартнерства носят на себе коллективный характер, в их основании лежит коллективная заинтересованность обеих сторон. Такой коллективный характер соцпартнерства оказывает влияние в трех аспектах: по наличию обоюдного интереса всех принимающих участие субъектов в области применения наемной работы; наличия в обороте общественных взаимоотношений в данной области; коллективной системе и структуре обеих сторон соцпартнерства.

За многие годы опыт множества стран по всему лицу земли неоспоримо доказывает, что проблемы экономики, равно как и общественной жизни, включая и сферу применения наемной работы, решаются самым выгодным и оптимальным образом, если приходит в действие система ориентации не на конфронтацию, а наоборот, на  достижение социального согласия.

Когда достигается социальное согласие, то это, в свою очередь, служит обобщению согласования всех интересов разнообразных общественных групп. Основой и внутренним стержнем соцпартнерства является принцип взаимовыгодного сотрудничества между непосредственно работодателями и нанимаемыми рабочими. Этот принцип вступает в действие в виде проведения переговоров, заключаемых коллективным договоров и соглашениями, и еще в ходе согласования проектов любых нормативно-правовых актов, советов в процессе принятия решений соцпартнерами на всех доступных уровнях.

Основным предметом социального партнерства выступают общие отношения между соцпартнерами, вытекающие из:

  • принятия участия трудовых коллективов в составе правил касательно условий работы;
  • из участия в управлении того предприятия, на котором они работают;
  • заключения. равно как и выполнение общих договоров и соглашений на отраслевом, региональном и национальном уровнях;
  • касательно работы профсоюзов, а также любых других представительных органов рабочего состава в социально-трудовых отношениях;
  • касательно образования и работы общих объединений работодателей;
  • из решения отдельных и общих рабочих споров.

К области социального партнерства относят:

  • достижение общего консенсуса по моментам обеспечения занятости,
  • создание вспомогательных рабочих мест,
  • компаний оплачиваемых общественные работа,
  • гарантия защиты населения от угрозы безработицы,
  • применение наемной работы с гарантией следования технике безопасности,
  • требования из общества здравоохранения рабочих в ходе выполнения работы,
  • оплаты стоимости труда и гарантия обеспечения воспроизводящей, равно как и стимулирующей функций зарплаты,
  • права самих рабочих на получение заработной платы вовремя,
  • гарантия обеспечения нормального графика работы, равно как и отдыха,
  • обеспечение права рабочих на принятие участия в регулировании работы на всем предприятии,
  • в грамотном распределении дохода для гарантии качества соцдеятельности предприятия,
  • в определении соцстандартов и определении их минимальных границ,
  • в учреждении порядка проведения общественных переговоров, решении об коллективных трудовых споров и другое тому подобное.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Ярлыки

  • аттестация персонала
    (2)
  • безвизовые иностранцы
    (5)
  • безработица
    (8)
  • Бюллетень «Судебная практика по трудовым спорам»
    (2)
  • Верховный Суд РФ
    (1)
  • военнослужащие
    (1)
  • вредные условия труда
    (1)
  • выплаты при увольнении
    (6)
  • дисциплинапная ответственность судьи
    (1)
  • Дисциплинарное судебное присутствие
    (1)
  • должностные инструкции
    (1)
  • дополнительные условия трудового договора
    (3)
  • задержка заработной платы
    (1)
  • заработная плата
    (4)
  • защита трудовых прав
    (35)
  • защита чести достоинства и деловой репутации
    (4)
  • звание «Ветеран труда»
    (1)
  • изменение существенных условий труда
    (4)
  • изучаем гражданское право
    (6)
  • изучаем трудовое право
    (11)
  • инвалиды
    (2)
  • иностранцы
    (3)
  • искусство самозащиты
    (4)
  • истории из жизни
    (3)
  • компенсация за неиспользованый отпуск
    (3)
  • компенсация за несоблюдение сроков судопроизводства
    (1)
  • консультации по трудовому праву
    (20)
  • конфликты на работе
    (5)
  • материальная ответственность
    (4)
  • материальная ответственность главного бухгалтера
    (2)
  • мое творчество
    (2)
  • Моральный вред
    (2)
  • Мосгорсуд
    (1)
  • мотивация персонала
    (1)
  • МРОТ
    (1)
  • невыплата заработной платы
    (2)
  • незаконное увольнение
    (1)
  • новое в законодательстве
    (30)
  • новости
    (2)
  • Нормативно-правовые акты
    (13)
  • образцы исковых заявлений
    (11)
  • оплата труда
    (1)
  • отказ в прием на работу
    (2)
  • отпуск
    (5)
  • отпуск по уходу за ребенком
    (3)
  • охрана труда
    (3)
  • ошибки в документах
    (2)
  • ошибки работника
    (6)
  • ошибки работодателя
    (1)
  • педагогические работники
    (1)
  • перевод работника
    (1)
  • передача должности
    (1)
  • перемещение работника
    (1)
  • поиск работы
    (2)
  • порядок исчисления нормы рабочего времени
    (1)
  • пособие по временной нетрудоспособности
    (1)
  • пособия
    (4)
  • пособия по беременности и родам
    (4)
  • постановления ВАС РФ
    (1)
  • правоохранительные органы
    (1)
  • предпринимательство
    (1)
  • премии
    (1)
  • проверка организации
    (1)
  • проверка трудовой инспекции
    (1)
  • прогул
    (2)
  • прожиточный минимум
    (4)
  • простой
    (1)
  • профсоюз
    (1)
  • работодателю на заметку
    (17)
  • разъяснения ВС РФ
    (2)
  • самореализация
    (1)
  • Северная надбавка
    (1)
  • собственный бизнес
    (2)
  • соглашение сторон
    (2)
  • сокращение штата
    (6)
  • соцзащита
    (4)
  • срок исковой давности
    (1)
  • срочный трудовой договор
    (2)
  • статьи
    (1)
  • статьи по трудовому праву
    (1)
  • субсидии
    (2)
  • суд
    (2)
  • судебная практика
    (2)
  • судебная практика по гражданским делам
    (5)
  • судебная практика по трудовым спорам
    (66)
  • судебный прецедент
    (2)
  • текучесть кадров
    (1)
  • теневые трудовые отношения
    (3)
  • трудовая книжка
    (4)
  • трудовой договор
    (7)
  • трудовой договор с иностранцем
    (1)
  • трудовые отношения
    (11)
  • трудоустройство
    (3)
  • увольнение
    (22)
  • увольнение за появление в состоянии алкогольного опьянения
    (4)
  • увольнение после декретного отпуска
    (1)
  • удлиненные отпуска
    (1)
  • Федеральная служба по труду и занятости
    (1)
  • ФСС
    (4)
  • хамство на работе
    (1)
  • центр занятости
    (5)
  • штраф за нарушение законодательства
    (4)
  • электронное правосудие
    (1)

Основные понятия

СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.

Коллективный договор

Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:

  • Размер зарплат и разного рода компенсаций.
  • Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
  • Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
  • Занятость сотрудников.
  • Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
  • Продолжительность оплачиваемого отпуска.
  • Охрана труда.
  • Обязательства участников соглашения перед друг другом.

Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.

ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся

Коллективные переговоры

Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.

ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время

Ответственность сторон

Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:

  • Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
  • 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
  • 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
  • 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).

ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку

Связь социального партнерства и рабочего права

В общем понимании предмет соцпартнерства более обширен по своему смыслу, чем предмет коллективного трудового права. Последний, в свою очередь  изменяется лишь в согласии с коллективными взаимоотношениями, по поводу осуществления работы, а предметом соцпартнерства могут выступать как обозначенные нами вопросы, так и взаимоотношения, которые находятся за пределами их границ, например, сюда можно отнести сферу соцобеспечения, здравоохранения и другое подобное этому.

Авторитетный профессор И.Я. Киселев дает определение правовым рамкам соцпартнерства и характеризует его как комплекс определенных правовых норм, которые управляют статусом и правами профсоюзов, равно как и организаций предпринимателей, их общее сотрудничество на отдельных предприятиях и даже вне них; такие коллективные договоры, стоит особо отметить ту их часть, в которой они оказывают огромное и масштабное содействие смягчению любых трудовых конфликтов (а именно обязанность соц мира во время действия договора или соглашения); решение общих рабочих споров в первую очередь с помощью переговоров и в конце концов, достижение взаимовыгодных компромиссов на базе двустороннего и даже трехстороннего сотрудничества между собой.

По мнению многих уважаемых руководителей управления Федерации Профсоюзов касательно вопросов оказания должной защиты любых экономических интересов рабочих, “объектом соцпартнерства являются все вопросы социально-экономической и рабочей области, потому как невозможно вместить в единую или в несколько отдельных статей все актуальные жизненные направления, в следствии которых заключаются договора соцпартнерами; в законодательстве не найти полного перечня социально-трудовых взаимоотношений, кроме отдельных рабочих отношений, в то время как к социально-трудовым также можно смело отнести отношения занятости, соцстрахования, соцобеспечения, здравоохранения, образования, гарантию жильем, стабильность на рынке работы, ценообразование на рынке спроса”.

Если обобщить итоговое понимание, то предметом соцпартнерства может выступать абсолютно любой вопрос по социально-экономическому содержанию в общественной жизни граждан, касательно которого соцпартнеры полагают за свой долг, достичь согласия. С противоположной стороны, стандарты о соцпартнерстве своей частью, которые координируют сферу применения работы, они в совокупности составляют институт общего рабочего права. Таким образом, соцпартнерство можно рассматривать как основной принцип работы и функционирования субъектов общих рабочих отношений, а также как правовой институт. Соцпартнерство, если рассматривать его как правовой институт – это общее положение норм, которые определяют взаимоотношения между соцпартнерами, то есть рабочими коллективами наемных рабочих и их прямыми представителями (профсоюзами, а также разными другими представителями) между работодателями и их личными представителями. Еще существуют также случаи взаимодействий между объединениями определенных субъектов касательно координирования рабочих и социально-экономических взаимоотношений в области применения наемной работы и решении вопросов общих рабочих споров и разногласий.

Принципы социального партнерства в сфере труда

Противоречия, которые присущи социально-трудовым отношениям, разрешаются путем применения общих начал социального партнерства, основные принципы которого:

  • наличие равноправия между сторонами по инициированию диалога;
  • уважительное отношение к интересам каждой из сторон;
  • наличие заинтересованности сторон в договорном разрешении конфликта;
  • оказание государственного содействия в укреплении демократических основ социального партнерства, в чем участвуют органы власти;
  • соблюдение законодательных трудовых норм, уровни принятия которых могут быть различными, участниками отношений;
  • установление выборности лиц в органы, представляющие интересы сторон;
  • наличие свободы формы выбора, необходимой в процессе обсуждения вопросов трудовой сферы;
  • обязательность признака добровольности в принимаемых на себя обязательствах;
  • наличие фактора реальности, что имеет значение для выполнения принятых обязательств;
  • обязательность в процессе выполнения соглашений и коллективных договоров;
  • осуществление контроля за надлежащим исполнением каждого отдельного коллективного договора и соглашения, представленного как система норм, необходимая для решения проблемы, возникновение которой возможно в ходе исполнения трудовых функций;
  • установление ответственности сторон или лиц из представляющих за ненадлежащее исполнение принятых документов, обязательным условием чего являются признаки индивидуальной вины.

Общественные переговоры

Коллективные переговоры обеспечивают защиту интересов участников

Важнейшей формой социального партнерства является договорная деятельность в виде:

  • подготовки,
  • организации деловой встречи,
  • принятия вердикта о совместной деятельности.

Коллективные переговоры имеют целью обеспечить результативную защиту интересов участников процесса в разногласиях. Деловые встречи могут происходить по инициативе любого лица социального партнерства. Этот процесс ведется поэтапно:

  1. Изначально назревшие для разрешения вопросы обсуждаются в коллективе, принимается решение заседания о неизбежности коллегиального рассмотрения и принятия резолюции.
  2. О назревшем мероприятии формально извещают другую сторону партнерства.
  3. Здесь оговаривается конкретный отрезок времени, при наличии действующего коллективного договора решение принимается за 3 календарных месяца до окончания его функций.
  4. В управляющем трудовом органе в недельный срок после получения сообщения издается приказ (по согласованию с представителем работников) о начале подготовки к переговорным действиям. Параллельно с приказом по данному вопросу проводится заседание профсоюзного комитета. Стороны-участницы предстоящей деловой встречи вырабатывают распорядок ее ведения, время отработки проекта, заключительные положения и состав надзорного инструмента.
  5. Относительно комиссии действует паритет представителей в соответствии со ст.7 Закона. Для ведения подготовительной работы по переговорам сторона работников готовит единый рабочий орган или их представители самостоятельно проводят подготовку, разработку решений, которые защищают профессиональные интересы.
  6. Далее, проект договора обсуждается на участках предприятий, организаций ведется доработка. Сроки дополнительной работы оговариваются. Федеральный закон № 175-ФЗ от 23.11.1995 способствует урегулированию разногласий.
  7. На этом этапе утверждается разработанный проект колдоговора. Единый документ рассматривает общее собрание, осуществляется его подписание лицами, принимавшими участие в работе над  документом. Время действия коллективного договора 1–3 года до заключения нового акта.

Подписанный коллективный договор с приложениями наниматель направляет в вышестоящую трудовую инстанцию, действующую в данной местности, для регистрации. Дальнейший контроль исполнения взятых обязательств осуществляют стороны-подписанты и высший орган местного самоуправления по трудовым вопросам.

О социальном партнерстве в сфере труда смотрите это видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Заключение

Несомненно, в современной России произошли некоторые перемены в области социального партнерства по сравнению с моделью советского времени и эти изменения можно назвать трансформированием формы социально-трудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Однако между субъектами все равно сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.

Социальное партнерство — часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание «социальной стойкости», то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.

Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм. Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов

Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением

Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.

В социальном диалоге принимают участие работодатели или их организации, с одной стороны, и организации трудящихся, с другой.

После достижения определенных договоренностей субъекты социального партнерства оформляют в установленном законодательством порядке договор или соглашение.

В тексте договора или соглашения детализируются условия труда, его оплаты и охраны, наличие компенсаций, льгот, обеспечение разностороннего обслуживания и оздоровления работников.

Контроль за выполнением коллективного договора или иного соглашения проводится непосредственно сторонами, которые его заключили, в порядке, определенном этим коллективным договором или соглашением.

Государство и профсоюзы стараются создать побольше объединений работодателей, а работодатели, используя эту ситуацию, изменяют свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства и каждая сторона старается выжить за счет других.

Хотя профсоюзы и работодатели готовы идти в отдельных случаях на компромиссы, государство не поддерживает это, потому что, уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. При этом новые работодатели пользуются отсутствием законов и часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.

Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающем диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает система социального партнерства в целом, принципы которого Правительство декларирует, но мало что делает для их осуществления.

Литература:

  • Ершова Е.А. Нормативно-правовые соглашения, содержащие нормы трудового права // Российский судья. -2007. — № 12. — С.38.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3.
  • Федеральный закон от 01 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999. — № 18. — Ст. 2218
  • Managing your Money
  • Профессия юрист
  • Адвокатская деятельность
  • Адвокатура
  • Адвокатура (ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ)
  • О профессии адвоката
  • Правовая характеристика государственных ценных бумаг
  • Виды финансового контроля
  • Виды коллизионных норм. Коллизия юрисдикций и коллизия законов
  • Понятие и содержание финансовой деятельности государства. Специфика финансовой деятельности муниципальных образований
  • Виды и содержание юрисдикционных иммунитетов государства
  • Работодатель как субъект трудового права
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector