Статистическая отчетность в 2021 году: что и когда сдавать
Содержание:
- Формирование статотчетности в 1С
- Что еще сдают в Росстат
- Зачем Росстату отчетность?
- Лица, обязанные представлять статистическую отчетность
- Кто обязан сдавать отчетность
- Формы статистической отчётности
- Формы статистической отчетности
- Особенности подачи отчетности
- Преимущества платформы
- Ответственность
- Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
- Основание и правовые основы
- Отчетные формы
- Ответственность за непредставление отчетности
- Штрафы за непредставление статистической отчетности
Формирование статотчетности в 1С
Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.
В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.
На основании универсального статотчета можно заполнить необходимую форму отчетности, выгрузить ее в электронном виде и отправить в территориальные органы статистики. Кроме того, ее можно не выгружать, а после формирования сразу же направить по защищенным каналам в госорганы.
Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку «Статистика» и перейти в раздел «Прочие формы». После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку «Создать», и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в «Шаблоны» и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.
Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:
- представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
- автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
- быстрый сбор и анализ информации;
- снижение затрат труда и времени работников;
- простота и легкость заполнения отчетности;
- формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» автоматически формирует статистические отчеты, которые можно отправить в Росстат в электронном виде сразу из программы по электронным каналам связи, используя 1С-Отчетность, или распечатать:
- сведения о просроченной задолженности по заработной плате (3-Ф);
- сведения о численности и оплате труда по категориям персонала работников сферы здравоохранения (ЗП-здрав), культуры (ЗП-культура), образования (ЗП-образование), социального обслуживания (ЗП-соц) и организаций, осуществляющих научные исследования (ЗП-наука);
- сведения об основных показателях деятельности микропредприятия (МП-микро), малого предприятия (ПМ);
- сведения о численности, заработной плате и движении работников (П-4);
- сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 НЗ).
Что еще сдают в Росстат
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложения к бухгалтерскому балансу.
ВАЖНО!
Если компания вправе вести бухучет упрощенным способом, то и предоставлять бухотчетность в статистику придется по специальным упрощенным формам. А субъекты, освобожденные от ведения бухучета, бухотчетность в Росстат не сдают совсем. С особенностями упрощенного бухгалтерского учета и составления отчетов ознакомьтесь в отдельной статье «Подаем бухотчетность по упрощенной схеме».
Срок дачи бухотчетности — не позднее трех календарных месяцев с момента окончания отчетного периода. То есть не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Сдать бухгалтерскую информацию допустимо на бумажном носителе (лично или почтой) либо заполнить электронную форму и отправить бухотчетность по защищенным каналам связи.
Зачем Росстату отчетность?
Собственно говоря, с какой целью Росстат собирает статистику с предприятий? Для чего эта информация нужна государству?
Основная задача ведомства — отслеживать динамику развития экономики, темпов промышленного производства и оказания услуг. Давать оценку тому, как развиваются отдельные города и регионы, изучать зависимости успешности бизнеса от форм собственности предприятий по различным отраслям, сопоставлять эффективность работы государственных и частных компаний.
В числе самых востребованных типов консолидированной информации, которую собирает Росстат, — средняя зарплата (исчисленная). Ее некоторые эксперты называют одним из макроэкономических показателей. Некоторые аналитики считают, что сведения, собираемые ведомством с помощью статистических отчетов от предприятий, являются одним из инструментов подсчета ВВП России и иных значимых индикаторов развития экономики страны.
Лица, обязанные представлять статистическую отчетность
Общие правила представления статистической отчетности установлены Законом №282-ФЗ. Так, п.2 ст.6 Закона №282-ФЗ выделены определенные категории респондентов, подлежащих федеральному статистическому наблюдению Росстатом. Среди них, например:
— юридические лица;
— органы государственной власти и органы местного самоуправления;
— филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;
— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ.
Означает ли это, что все без исключения респонденты должны представлять в органы Росстата статистическую отчетность?
Нет, поскольку статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.
В части осуществления сплошного наблюдения обязанность представлять определенные формы статистической отчетности возлагается на всех категорий респондентов.
В части выборочного наблюдения ситуация иная. Выборочная форма наблюдения проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) на основе представительной (репрезентативной) выборки, проводимой органами Росстата (п.1 ст.6 Закона №282-ФЗ).
Так, выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом в форме (п. 1 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №79, далее по тексту — Правила №79):
— ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
— ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата (п.2 Правил №79).
В этом случае субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (п.4 ст.8 Закона №282-ФЗ).
Например, с отчета за I квартал 2015 года введены в действие Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Сведения по форме №ПМ представляются ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. Форма включает в себя 2 раздела:
— численность и начисленная заработная плата работников;
— общие экономические показатели
Форма должна быть представлена малым предприятием в подразделение территориального органа Росстата не позднее 29 апреля 2015 г.
А как определить, включен ли субъект малого и среднего бизнеса в перечень освобожденных от представления статистической отчетности респондентов?
Такой перечень утверждается Росстатом ежегодно. На территориальные подразделения Росстата возложена обязанность доведения информации о включении малых предприятий в перечень выборочного статистического наблюдения, а также о формах статистической отчетности и указаний по их заполнению (п. 4 Правил № 79). Однако сам порядок доведения такой информации до респондентов нигде не регламентирован.
На практике территориальные подразделения Росстата осуществляют адресную почтовую рассылку.
В ряде регионах информация о респондентах, обязанных представить статистическую отчетность и перечень самих форм, публикуется на самом сайте территориального подразделения Росстата (в подразделе «Статистическая отчетность»).
Респондент может лично обратиться в подразделение Росстата и получить всю необходимую информацию.
Отметим, что в любом случае малый бизнес не освобожден от представления годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики по месту регистрации (п. 1 ст. 18 Закона №402-ФЗ).
Кто обязан сдавать отчетность
Обратимся к ст. 6 и 8 ФЗ № 282 от 29/11/07 г. В них говорится об обязанности сдавать статотчетность:
- для организаций;
- для ИП;
- для обособленных подразделений российских организаций;
- для филиалов (представительств, подразделений) иностранных фирм на территории РФ;
- для государственных властных структур;
- для органов местного самоуправления.
Внимание! В соответствии со статьей 13.19 КоАП РФ, если отчетность в Росстат не сдавалась, сдавалась не вовремя или с предоставлением ложных данных, может последовать крупный штраф – до 150 тыс. рублей на организацию, до 50 тыс
рублей на руководителя или ИП.
Формы статистической отчётности
Существуют следующие формы статистической отчётности:
- типовая (общая);
- специализированная.
Общая отчётность собирает данные, характерные для определённой отрасли экономики и для всего производственного сектора в целом.
Специализированная отчётность отслеживает изменение показателей, но уже внутри отдельных отраслей экономики.
Необходимость статистической отчётности
Данный вид отчётности отслеживает количественную и качественную структуру того или иного явления, эффективность работы организаций за определённый промежуток времени и другие важные факторы.
Её основной задачей является сравнение показателей по объёму выпускаемой предприятиями продукции (или предоставляемых услуг) и движению денежных потоков, отслеживание изменений в составе кадрового персонала, а также роста или снижения оплаты труда по категориям работников.
Правдивость и важность
Безусловно, предприятия должны показывать в статистических отчётах только достоверные данные. Искажение любых сведений карается штрафом согласно закону об административных нарушениях.
Все данные, предоставляемые в органы статистики, тщательно проверяются и анализируются. Только после этого они могут быть опубликованы и переданы в официальные ведомства. Информация, содержащаяся в статистических отчётах, имеет огромное значение для организации управления страной.
Местные и федеральные структуры власти на основе проверенных данных по субъектам федерации принимают решения о развитии определённых секторов экономики и необходимых для этого инвестициях. Полученная информация действительно позволяет понять, что именно следует сделать для улучшения благосостояния населения, повышения уровня здравоохранения и прочее.
Вот почему рядовые сотрудники на предприятиях должны понимать, насколько важно использовать проверенную информацию для составления отчётов
Спасибо за внимание!
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТАТЬИ
|
Формы статистической отчетности
Росстат утверждает формы статистической отчетности, подписывает заполненные бланки руководитель организации или ответственный сотрудник. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса представления и порядок заполнения формы.
Все формы статотчетности представлены на официальном сайте Росстата. Их довольно много, перечислим лишь некоторые, актуальные для большинства компаний:
- основные сведения о деятельности предприятий (1-Предприятие);
- сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
- сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
- сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
- сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) — для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4.
ВАЖНО!
Полный перечень обязательных для организации форм проверяйте по ИНН или иным реквизитам через специальный сервис Росстата.
Перечислим обязательные формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению в таблице:
Реквизиты статистической отчетности | Последний срок сдачи | Инструкция по заполнению |
---|---|---|
Ежемесячные | ||
П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ, услуг» | 4 рабочий день следующего месяца | |
П-3 «Финансовое состояние организации» | 28 число следующего месяца | |
П-4 «Численность и заработная плата работников» | 15 число следующего месяца | Как подготовить в статистику отчеты по форме П-4 и П-4 (НЗ) |
Ежеквартальные | ||
П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» | 8 число месяца после отчетного периода | Как подготовить в статистику отчеты по форме П-4 и П-4 (НЗ) |
П-2 «Инвестиции в нефинансовые активы» | 20 число месяца, следующего за отчетным периодом | |
ПМ «Показатели деятельности малого предприятия» | 29 число месяца после отчетного квартала | Как подготовить и сдать отчет ПМ (статистика) |
П-5 (м) «Основные данные о деятельности предприятия» | 10 рабочий день месяца, следующего за отчетным периодом | |
5-3 «Затраты на производство и продажу продукции» | 30 число месяца, следующего за отчетным кварталом | |
Ежегодные | ||
1-Т «Сведения о численности и заработной плате» | 01.02.2021 | Форма 1-Т: образец заполнения |
7-Травматизм «Травматизм на производстве и профессиональные заболевания» | 27.01.2021 | Форма 7-Травматизм: бланк и пошаговая инструкция заполнения |
МП (микро) «Основные показатели деятельности микропредприятия» | 05.02.2021 | Заполнение формы МП (микро) |
1-Предприятие «Деятельность организации» | 01.04.2021 | Отчет 1-предприятие: порядок заполнения |
12-Ф «Использование денежных средств» | 01.04.2021 | |
57-Т «Зарплата работников по профессиям и должностям» | 30.11.2021 (сдают по нечетным годам) | Отчет 57-Т: пример заполнения |
23-Н «Производство, передача, распределение и потребление электрической энергии» | 01.02.2021 | |
4-ТЭР «Использование топливно-энергетических ресурсов» | 17.02.2021 |
Особенности подачи отчетности
Для безопасности данных и полной идентификации предприятий Росстатом используется система электронных подписей за счет цифровых ключей. Оформление электронных данных происходит в профильных аккредитованных центрах. Активировать цифровую подпись можно следующим образом:
- Зайти на официальный портал ресурса Веб-сбор.
- Найти раздел “Сертификаты” и кликнуть по нему.
- Начать загрузку сертификата цифрового ключа.
- Нажать на сохранение сведений.
После этого можно приступать к созданию отчетности. Для этого нужно:
- Отыскать раздел “Список отчетов”, нажать на него.
- Выбрать пункт создания отчета.
- Ввести данные предприятия, по которому формируется отчетность.
- Выбрать период, за который предоставляется статистическая информация (месяц, год).
- Добавить поля из справочника, которые соответствуют кодам деятельности.
- Заполнить все поля в таблице, которые помечены как обязательные.
- Нажать на сохранение отчета, отправить материал на проверку.
Важно! Когда данные будут отправляться повторно, можно не заполнять все поля заново, а выбрать опцию “Создать по образцу”, которая переносит данные из прошлой отчетности
Преимущества платформы
Используя электронный сервис, представители бизнеса получают ряд преимуществ:
- вся информация по действующим и сданным отчетам собрана в одном месте;
- доступ к данным о кодах и формах без регистрации;
- не нужно посещать филиал Росстата для подачи статистических данных;
- техническая поддержка оперативно решает проблемы пользователей.
С помощью электронного сервиса websbor.gks.ru в 2018 году в Федеральную службу государственной статистики отправили более 9,7 млн отчетов. Платформу использует больше 859 тысяч респондентов, что говорит об удобстве и практичности решения. Больше не нужно посещать душные кабинеты и заниматься бумажной волокитой, поскольку все действия оформляются онлайн.
Ответственность
В соответствии с Законом РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 «Об ответственности за нарушения порядка представления государственной статистической отчетности» руководители и другие должностные лица, подписавшие отчет, несут административную ответственность за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.
Так, согласно ст.3 данного Закона органам государственной статистики предоставлено право применять к руководителям и другим должностным лицам организаций вне зависимости от их формы собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности согласно п.7 Положения по статотчетности является опоздание, длящееся до одних суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.
Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению государственной статистической отчетности, а также арифметических ошибок (п.8 Положения по статотчетности).
Дела о таких административных правонарушениях рассматривают Председатель Росстатагентства России (Госкомстата России) и его заместители, руководители республиканских (республик в составе Российской Федерации), краевых, областных, автономной области, окружных, Московского городского, Санкт — Петербургского комитетов и управлений статистики и их заместители, начальники районных и городских отделов статистики.
Постановление о наложении административного взыскания должно быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.
Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения начальнику вышестоящего органа государственной статистики или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.
Штраф уплачивается нарушителем в учреждение банка не позднее 15 дней со дня получения постановления или со дня уведомления его об оставлении жалобы на постановление без удовлетворения. Органу государственной статистики предъявляется квитанция об уплате штрафа.
При неуплате штрафа в пятнадцатидневный срок штраф согласно п.15 Положения по статотчетности взыскивается налоговыми органами.
В случае представления искаженных статистических данных, повлекших необходимость исправления итогов сводной отчетности, органы государственной статистики на основании ст.3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 имеют право взыскивать с предприятий, учреждений, организаций, объединений возникший в результате этого ущерб.
Дополнительные работы по исправлению итогов сводной отчетности оформляются актом выполненных работ, где указывается сумма произведенных затрат, т.е. нанесенного ущерба.
В соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3116, в адрес предприятий, представивших искаженные данные, направляется претензия, к которой прилагается копия акта выполненных работ и другие документы, необходимые для урегулирования спора.
В случае отказа предприятия добровольно возместить нанесенный ущерб взыскание производится через арбитражный суд.
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Основание и правовые основы
Хозяйствующие субъекты (организации и предприниматели) наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью обязаны предоставлять государству статистическую отчетность, эта обязанность установлена на законодательном уровне. В федеральном законе №282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и принятом во исполнение этого закона постановлении правительства №620 от 18.08.2008 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» указано, зачем составлять статотчетность, — это требуется для сбора и анализа профильной информации о деятельности экономических субъектов.
Статотчетность сдают в обязательном порядке по установленным формам в бумажном или электронном виде. По правилам формирование статистической отчетности подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.
В 2021 году статотчетность необходимо сдавать в электронном виде. Точная дата ввода нового правила неизвестна: поправки в 282-ФЗ еще не внесли, но приняли во втором чтении. Как только новый закон вступит в силу, отправляйте только электронные отчеты. До этого момента действующий формат сдачи (электронный или бумажный) сохраняется.
Отчетные формы
Значительное число форм статистической отчетности и условий их использования не позволяет сформировать исчерпывающий список отчетов в Росстат. Отметим наиболее важные и распространенные формы:
- Форма 1-предприятие годовая, содержит основные сведения о деятельности организации и действует на основании приказов Росстата № 2 от 13/01/20 г., № 461 от 27/07/18 г.
- Форма П-3 содержит сведения о финансовом состоянии, она месячная и отражена в приказах № 421 от 24/07/19, № 711 от 27/11/19 г. Росстата.
- Форма П-4 сдается в разные сроки. Это сведения о численности и заработной плате. Если в среднем численность персонала превышает 15 и оборот за предшествующий год свыше 800 млн руб.; организация добывает ископаемое сырье; организация новая, появилась в прошлом, в текущем году, то форма сдается ежемесячно. Если по численности и обороту организация не превышает указанных выше цифр и у нее нет особых условий, то форма сдается ежеквартально; а если относится к СРО, благотворительности и другим исключениям, указанным в прил. 15 к приказу 404 от 15/07/19, её заменяют на годовую № 1-Т.
- Важная форма П-4 (НЗ) о неполной занятости. Она квартальная, сдается всеми фирмами, имеющими в среднем более 15 человек персонала и оборот более 800 млн руб.
Малый бизнес
На титульном листе многих статистических форм написано, что их малые предприятия не сдают. На практике микро и малые предприятия сдают отчетность, только если Росстат потребует ее сдать. Наиболее важными считаются формы:
- № ПМ (о показателях деятельности малого предприятия, квартальная);
- № ПМ-пром (о производстве продукции малым предприятием, месячная);
- № МП микро (об основных показателях деятельности микропредприятием, годовая);
- № МП (микро)-натура (о производстве продукции микропредприятием, годовая).
Индивидуальные предприниматели
От ИП чаще всего требуется заполнение годовых форм 1-ИП (годовая) и 1-ИП (торговля), содержащих сведения о деятельности ИП. В последнем случае речь идет о предпринимательстве в сфере розничной торговли. Эти формы содержатся в приказах Росстата № 418 от 22/07/19 г., № 419 от 22/07/19 г., № 472 от 31.07.2018 г., № 461 от 27/07/18 г.
Ответственность за непредставление отчетности
Обязанности представлять в Росстат формы статистической и бухгалтерской отчетности корреспондирует ответственность за их непредставление.
При этом законодателем разграничена ответственность за непредставление бухгалтерской и статистической отчетности.
Непредставление (несвоевременное представление) либо представление в неполном объеме или в искаженном виде бухгалтерской отчетности в органы статистики карается штрафом по статье 19.7 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
— на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;
— на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются мировыми судьями (ст.23.1 КоАП РФ).
Непредставление (несвоевременное представление) либо представление недостоверной статистической информации статистической отчетности в органы статистики карается штрафом по статье 13.19 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей на должностное лицо.
Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются должностными лицами территориальных органов Росстата (ст.23.53 КоАП РФ).
У подобных правонарушений, также как и у кассовых нарушений, существует так называемый срок давности. Так, постановление об административном нарушении выносится не позднее чем через два месяца после истечения сроки сдачи отчетности ( КоАП РФ). Поэтому на практике наложение штрафных санкций на респондентов является нечастым событием.
Так, в одном из дел (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2014 г. №А56-20693/2014) Обществу вменялось сокрытие или искажение экологической информации по форме статистической отчетности №2-ЛС (форма содержит информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов).
Но, как отметили судьи, данные сведения (из формы 2-ЛС) нельзя назвать экологической информацией в смысле, придаваемом такой информации ст.8.5 КоАП РФ. При этом в утвержденных Госкомстатом формах статистической отчетности прямо указано, что ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации наступает по статье 13.19 КоАП РФ.
Таким образом, данные государственной статистической отчетности не могут быть отнесены к полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, а несвоевременное представление такой информации не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Существует еще один вид ответственности, предусмотренный ст.3 Закона №2761-1: респондент, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, должен возместить ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности. На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.
Следует отметить, что на практике территориальные органы статистики редко накладывают штрафные санкции в виду их мизерного размера.
По этой причине Росстат подготовил «золотой» законопроект, увеличивающий штрафные санкции за несдачу экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения (в случае если организация подлежит обязательному аудиту) в 100 раз. Диапазон штрафных значений планируется установить от 100 000 до 500 000 руб.
Однако, думается, что в таком виде законопроект не будет принят, поскольку размер штрафа является несоизмеримым с допущенным нарушением. Да и сами действия Росстата больше исходят из принципа пословицы «Проси больше — дадут меньше».
Штрафы за непредставление статистической отчетности
Игнорирование предоставления отчетности в государственные органы со стороны предприятия считается правонарушением. В этом случае на предприятие накладываются административные санкции, согласно КоАП РФ.
Первичный случай непредставления отчетности чреват штрафом от 10 до 25 тыс. руб. для предпринимателей и от 20 до 70 тыс. руб. — для юридических лиц. При повторном нарушении правил сумма штрафа увеличивается:
- Предприниматели выплачивают порядка 50 тыс. руб. В этом случае на них накладывается ответственность как на должностных лиц.
- Юридические лица обязуются внести штраф от 100 до 150 тыс. руб.
Важно учитывать, что штрафы применяются в отношении каждого несданного отчета. После 2015 года и внесения изменений в ФЗ № 442 ответственность за игнорирование статистической отчетности для предприятий ужесточилась
При этом независимо от начисления штрафных санкций, компания обязуется предоставлять отчетность в Росстат за прошедшие периоды.
Важно! Организация имеет право на оспаривание штрафов при наличии доказательной базы о том, что с ее стороны были приняты все меры по предоставлению статистической документации.
Все предприятия обязуются подавать статистическую отчетность, касающуюся своей деятельности, в уполномоченные государственные органы. Для этих целей предпринимателями и юридическими лицами сегодня используется портал Web-сбор. Он позволяет отправлять документацию в онлайн и оффлайн режиме. Предприятия обязуются предоставлять данные за каждый квартальный период. Игнорирование требований приводит к штрафным санкциям, накладываемым на организации и ИП.
Если респонденты нарушают правила повторно, то сумма штрафов значительно увеличивается. Государство строго контролирует деятельность российских предприятий, об этом говорят меры ужесточения ответственности за непредставление отчетности, введенные в силу в 2015 году.