Что такое эффективная ставка налога на прибыль и как ее рассчитать?

Ставка налога на прибыль для юридических лиц

Ставка налога на прибыль установлена ст. 284 Налогового кодекса РФ и в соответствии с последними изменениями в законодательстве составляет 20% из них:

  • 3% от суммы налога выплачивается в федеральный бюджет;
  • 17% поступает в бюджеты субъектов федерации.

Такая норма действует с 2017 года и в соответствии с №301-ФЗ будет продлена до 2024 года.  Кроме общей ставки законодательством предусмотрены случаи применения дифференцированных ставок налога на прибыль для определённых категорий предприятий.  В приведённой таблице содержатся основные виды специальных ставок:

Для кого предусмотрена специальная ставка Размер специальной ставки налога на доход
Организация, получившая статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, осуществляющих социальное обслуживание граждан, а также образовательную и медицинскую деятельность. 0%
Организации резиденты свободных экономических зон определённых законодательством 2%
Организации, являющиеся резидентами свободных экономических зон, но ведущие предпринимательскую деятельность, в том числе и за её пределами 13,5%
Организации, получающие прибыль от контролируемых ними иностранных компаний 20% (в федеральный бюджет)
Иностранные организации, получающие дивиденды от акций российских компаний, а также от прибыли получаемой от участия в российских компаниях в другой форме 15%
Российские компании, получающие дивиденды по акциям в иностранных организациях. 30%

Законодательство предусматривало, возможность использовать понижение ставки до 12,5% вместо 17% в части региональных отчислений с дохода на прибыль. Однако с 2019 года критерии применения пониженной ставки определяются на уровне федерального законодательства, а не нормативной базы субъектов федерации. В тех регионах, где до введения изменений была установлена понижающая ставка, ее действие разрешено продлить до 1 января 2023 года, в соответствии с принятыми изменениями предусмотренными ст. 2 №302-ФЗ.

Особенности уплаты налога на прибыль юридическими лицами

Компании, перечисляющие налог на прибыль в государственную казну, являются главным источником доходов, пополняющих окружной бюджет. Полученные средства распределяются между клиниками, учебными заведениями и прочими бюджетными организациями.

Особенности налогообложения юрлиц:

  1. Ставка в 20% не относится к компаниям, чья деятельность связана с добычей углеводородного сырья в морском регионе, и к организациям, контролирующим прибыль иностранных фирм.
  2. По ставке не меньше 12,5% обязаны перечислять средства налогоплательщики, не требующие дополнительной поддержки от правительства в виде дотаций, например.
  3. Не больше 12,5% от полученной прибыли уплачивают компании, расположенные в особых экономических зонах.

Помимо базовой ставки разработаны специальные ставки, относящиеся к определенным организациям, таким как медицинские и образовательные учреждения, сельскохозяйственные и рыбохозяйственные компании, участники инвестиционных региональных проектов, передовые предприятия и социальные службы.

Ставка обязательства для юридических лиц

К 2020 году стандартная ставка налога на прибыль (общегосударственного обязательства) составляет 20%, из которых 3% направляется в федеральную казну, а 17% остается в бюджетах тех регионов, на территории которых юрлицо вело свою работу (так будет происходить до 2024 года включительно). Наряду с этим, законодательство предусматривает еще несколько льготных тарифов.

Суммарный размер ставки, % Размер федеральной части, % Условия применения ставки налога на прибыль для юридических лиц
20 3 Общая ставка, для компаний, не имеющих право на льготу
Не выше 15,5 2 Для юрлиц, деятельность которых происходит на территории особых экономических зон (при условии ведения раздельного учета поступающей выручки и понесенных расходов), а также для организаций, зарегистрированных в Крыму и Севастополе
Не выше 13,5 Для предприятий ОЭЗ в Магаданской области
Не более 10 Для фирм, участвующих в инвестиционных проектах в пределах региона (в первые 5 лет)
Для организаций, работающих в сфере образования, медицины или для резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ
20 20 Для иностранных компаний, не имеющих представительства в России
10 10 Для иностранных организаций, которые получают доход от фрахта судов, самолетов и транспортных средств
При выплате дивидендов в адрес российских резидентов
5 5 Применяется к дивидендам в адрес иностранного получателя, при условии, что плательщик является публичной компанией
15 15 Прочие дивиденды в адрес иностранных соучредителей

Налоговые ставки

Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% — в бюджеты субъектов РФ.

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки:

Вид дохода

Налоговая ставка

Бюджет

Статья НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в
РФ через постоянное представительство (за исключением доходов, перечисленных
в пп. 2 п. 2, п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

20%

федеральный

1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в
РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи
в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с
осуществлением международных перевозок

10%

федеральный

2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями
от российских и иностранных организаций:

— общая ставка

— ставка при соблюдении определенных условий

13%

0%

федеральный

пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ

пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями
от российских организаций

15%

федеральный

пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным
ценным бумагам, указанным в пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

15%

федеральный

пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам,
эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также иные
доходы, указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

9%

федеральный

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным
облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и иные доходы,
указанные в пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

0%

пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде
дивидендов), выпущенным российскими организациями и учитываемым на счетах
депо: иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного
держателя и (или) депозитарных программ, при выплате которых нарушена
процедура представления налоговому агенту информации в соответствии с п. п.
7, 8, 10, 12, 13 ст. 310.1 НК РФ

30%

п. 4.2 ст. 284 НК РФ

Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности,
связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

0%

п. 5 ст. 284 НК РФ

Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших
на уплату ЕСХН

0%

п. 1.3 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона
N 161-ФЗ, ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

Прибыль участников проекта «Сколково», прекративших
использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на
прибыль

0%

статья 246.1 НК РФ

Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или)
образовательную деятельность (кроме налоговых баз по дивидендам и операциям с
отдельными видами долговых обязательств)

0%

п. п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ

Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным
выбытием (в том числе с погашением) долей в уставном капитале российских
организаций, а также некоторых категорий акций российских организаций

0%

п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ

Прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой
особой экономической зоне, а также в туристско-рекреационных особых
экономических зонах, объединенных в кластер, при условии ведения раздельного
учета доходов и расходов по видам деятельности

0%

федеральный

п. 1.2 ст. 284 НК РФ

Налоговая база участников регионального инвестиционного проекта
при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в рамках
проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении
налоговой базы

0%

федеральный

п. 1.5 ст. 284, п. 1 ст. 284.3 НК РФ

Налоговая база резидентов территории опережающего
социально-экономического развития

0%

федеральный

п. 1.8 ст. 284 НК РФ

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества  и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В  том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

20%

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Ставка налога на прибыль в 2021 году

Основная ставка на прибыль в 2021 году останется прежней — 20%.

Распределение прибыли на федеральную и региональную части на следующее:

  • 3% налога зачисляются в федеральный бюджет;
  • 17% налога зачисляются в бюджет субъекта РФ (региональный).

Для отдельных категорий организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, законами субъектов РФ может быть снижена.

Особенности налога на прибыль

Были снижены процентные ставки по налогам для отдельных категорий граждан. Теперь они равняется 12,5 процентов.

А вот налог на прибыль, который зависит от вида получения дохода, никак не изменится. Пятнадцать процентов будет составлять процентная ставка для лиц, которые получают доход с облигаций. А компании, которые отвечают за инфраструктуру на Дальнем Востоке, получат хорошие налоговые льготы.

Изменения с распределение налога направлены на реализацию экономического роста. Несмотря на то, что большее количество денег уходит в федеральный бюджет, чиновники заявляют, что региональные власти также имеют доступ к немалым денежным средствам.

Регионы на сегодняшний день показывают положительную динамику, поэтому там, как никогда важно развивать экономику. А если регион продолжает демонстрировать свою эффективность в работе государство сможет предоставить ему специальный кредит или дотации

Изменения в налоге на прибыль в 2021: новые расходы на оплату труда

Еще с 1 января 2019 года действует расширенный перечень расходов на оплату труда, учитываемых в целях налога на прибыль . Работодатели смогут включить в расходы затраты на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России для работников и членов их семей (родителей, супругов и детей до 18 лет или детей до 24 лет, обучающихся по очной форме). К таким расходам будет относиться стоимость услуг, оказанных по договору, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

  • услуги по перевозке туристов по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и/или железнодорожным транспортом до места отдыха и обратно;
  • услуги проживания туристов в гостинице, объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, включая услуги питания (при условии, что они предоставляются в комплексе с услугами проживания);
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.

Если работодатель заключит договор непосредственно с санаторием (пансионатом) или самостоятельно организует путешествие работников, оплатив гостиницу, проезд, экскурсовода и т.п., такие расходы не будут относиться к расходам, учитываемым в целях налогообложения. Минфин РФ разъяснил, что расходы на оплату услуг по договорам, заключенным непосредственно с исполнителями услуг не могут учитываться в составе расходов на оплату труда.

Также, при при ликвидации организации доходы приравниваются к дивидендам.

Экономическая реальность

Случившийся экономический кризис реально показал проблемы в структуре экономики страны. ВВП перестал расти в связи с обращением цен на нефтяном рынке и завышении кредитных ставок. Но, даже несмотря на то, что кризис закончился, экономике страны необходимы реформы и новшества. Для привлечения инвесторов чиновники решили модернизировать и налоговую сферу, чтобы сделать её более привлекательной для новых инвестиций.

Федеральный бюджет не наполняется, да и ситуация в регионах продолжает ухудшаться. Большинство региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют себя только за счет государственных дотаций. Если ситуация продолжит развиваться в этом духе многие регионы станут «недееспособными», а это может привести к дефолту.

Если реформировать налоговую систему это поднимет её конкурентоспособность. По словам чиновников, планируется пересмотреть политику налоговых льгот и улучшить финансовую помощь.

Налоговая реформа может коснуться и налога на прибыль. В первую очередь это повлечет за собой пересмотр финансирования бюджетов. Федеральному бюджету будет отведено больше отчислений. Из-за этого региональным бюджетам придется повышать свою работоспособность, чтобы находить денежные средства и продолжать оставаться на плаву.

По мнению экспертов, реформа также поможет простимулировать развитие предпринимательской деятельности.

Эффективная ставка

Эффективная ставка понимается как обозначение по отношениям кредитного значения за годовой период. Она отражает в себе не только проценты, которые установлены банковской организацией, но и иные разновидности трат, которые имеют взаимосвязь с получением и использованием денег по кредитам.

Процесс расчета позволяет гражданину установить, будет ли выгода от применяемой программе по кредиту или нет. Отражению подлежат начисленные проценты.

Сложностей в расчете не возникает. Использовать следует простую формулу, которая доступна не только сотрудникам отделения банка, но и любому человеку. В законодательстве не прописываются платежи, которые имеют отношение к рассматриваемому показателю.

По этой причине разные банковские организации применяют разные способы, позволяющие сократить ее значение. Делать это удастся за счет того, что в расчете не участвуют разные платежи, которые обязательны к применению.

Формула выражена так:

ЕП = К*ПС

где:

  • ЕП – платеж, вносимый лицом ежемесячно;
  • К – коэффициенты, назначенные по договорам аннуитетного типа;
  • ПС – полная величина кредита.

Для определения указанного коэффициента используется другая формула:

К = МС * (1 +МС*КМ)/(1+МС) * П – 1

где:

  • МС – размер ставки за 30 дней;
  • КМ – сколько месяцев осталось до гашения задолженности;
  • П – полное значение месяцев по займу.

Общая характеристика налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.

Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.

Налогоплательщиками данного налога являются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, (а) осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или (б) получающие доходы от источников в РФ;
  3. организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Консолидированной группой налогоплательщиков (далее — КГН) признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании КГН в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (ст. 25.1 НК РФ). Ответственным участником КГН является участник КГН, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН и который осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль.

К российским организациям относятся плательщики налога, имеющие статус юридического лица. Следовательно, к числу плательщиков налога на прибыль не относятся простые товарищества, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц. К российским организациям по своему налогово-правовому статусу приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Налоговое резидентство организаций является новым институтом российского налогового права, применение которого началось с 01.01.2015. Его появление обусловлено таким принципом корпоративного налогообложения, как необходимость обеспечения уплаты налога на прибыль в бюджет того государства, где расположен центр управления организацией.

Согласно п. 1 ст. 246.2 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются: а) российские организации; б) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения; в) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, или иное не предусмотренное международным налоговым договором.

Место фактического управления иностранной организацией определяется по правилам п. 2-8 ст. 246.2 НК РФ.

Кто платит налог на прибыль организаций

Платить налог на прибыль обязаны все юридические лица на ОСН, представительства иностранных фирм в России и консолидированные группы организаций. Проще перечислить субъекты хозяйствования, на которых это обязательство не распространяется:

  1. Все физические лица.
  2. Индивидуальные предприниматели и ЮЛ на специальных режимах (ЕСХН, УСН и НДФЛ).
  3. Юрлица, перешедшие на упрощенную систему.
  4. Неприбыльные организации.
  5. Предприятия, участвующие в проектах инновационного центра «Сколково».

Теоретически к неплательщикам налога на прибыль можно отнести любое коммерческое образование, имеющее по итогам отчетного периода нулевое или отрицательное сальдо. Иными словами – нет облагаемой базы, нет и обязательств.

Деятельность индивидуальных предпринимателей на УСН не облагается налогом на прибыль (и НДС тоже). Для них возможны 2 схемы. Для первой, процент налога на выручку составит 6% (без учета расходов). Ставка по второй схеме – 15% от разницы между доходами и документально подтвержденными затратами (ее условно можно назвать прибылью, хотя это будет не совсем корректно).

О консолидированных группах налогоплательщиков

Поскольку это понятие было упомянуто выше, его необходимо разъяснить. Консолидированной группой называется объединение налогоплательщиков, договорившихся суммировать облагаемую базу и поручить выполнение фискальных обязательств одному из участников. Общая нагрузка, как правило, снижается, а документооборот упрощается.

Вступать в консолидированную группу и выходить из нее имеют право любые организации в добровольном порядке.

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Облагаемая прибыль

Налоговая база, из которой производится расчет налога на прибыль, состоит из доходов юридического лица от осуществляемой им предпринимательской деятельности за минусом расходов, понесенных в связи с осуществляемой деятельностью.

Так, в качестве доходов рассматриваются:

  • реализационные доходы (прибыль, получаемая от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, предоставления того или иного имущества в аренду);
  • внереализационные доходы, то есть, по сути, пассивная прибыль в виде, к примеру, процентов по договорам кредитования.

Из совокупной прибыли вычитываются документально подтвержденные расходы предприятия, к которым относятся:

  • расходы на выплату заработной платы работникам;
  • производственные расходы;
  • перечисленные страховые взносы;
  • амортизация и т.д.

Не включаются в число расходов денежные средства, перечисленные в счет погашения кредита. Соответственно, деньги, полученные в виде кредита, также не могут считаться прибылью предприятия.

Таким образом, налоговая база – это собственно сумма, получаемая в результате вычитания совокупной суммы расходов из совокупной суммы доходов.

Некоторые нюансы при исчислении налоговой базы существуют для иностранных предприятий, получающих прибыль на территории РФ или из источников, так или иначе связанных с РФ. В соответствии со ст. 309 НК РФ, эти компании выплачивают налог на прибыль со следующих видов доходов:

  • полученных в виде дивидендов;
  • полученных в результате распределения прибыли;
  • полученных в виде процентов по акциям и иным ценным бумагам и в виде процентов по любым видам долговых обязательств;
  • полученных от использования исключительных прав;
  • полученных от реализации акций (с исключениями, предусмотренными ст. 280 НК РФ);
  • полученных с продажи недвижимого имущества, расположенного на территории РФ;
  • полученных за сдачу в аренду имущества, находящегося на территории РФ (включая доходы от лизинговых операций, чартеров и т.д.);
  • иные доходы, в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Все виды доходов, указанные в ст. 309 НК РФ, учитываются при исчислении налоговой базы.

Нормативная база РФ

До введения в действие второй части НК РФ, налог на прибыль в РФ регулировался отдельным специальным нормативным актом. С 2002 года положения об обложении доходов предприятий содержатся в главе 25 НК. В ней определяется, сколько процентов будет составлять налог на прибыль в каждом конкретном случае, объекты обложения, а также круг налогоплательщиков.

В кодексе оговорено, что в состав валовой выручки, учитываемой при определении базы налогообложения, входят:

  • поступления средств от обычной коммерческой деятельности (в наличном или безналичном виде);
  • выгода от операций по взаимозачету;
  • стоимость товаров и других объектов, полученных на безвозмездной основе.

Оборот (выручку) можно уменьшить на сумму затрат, понесенных в связи с производственными или хозяйственными процессами. В состав таковых включают:

  • стоимость товаров и других материальных запасов;
  • затраты на организацию производства и его обслуживание;
  • зарплату наемного персонала и расходы, связанные с обязательным соцстрахованием сотрудников (в том числе, с 2019 года сюда можно отнести стоимость туристических путевок работников и их семей, если они отдыхали в России, но не более 50 000 рублей на каждого);
  • затраты на ремонт оборудования и инвентаря, а также величина амортизации основных средств;
  • проценты по кредитам и платежи по банковскому обслуживанию;
  • средства, сформированные в виде резервов (по сомнительным долгам, и прочим предстоящим расходам).

Разница между этими двумя показателями считается базой для расчета фискального обязательства. Но и ее можно уменьшить еще больше за счет применения разного рода вычетов.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector