Малое предприятие — критерии отнесения в 2020 — 2021 годах

Понятие малого бизнеса

Малое предпринимательство – это деятельность на рынке, выполняемая организациями. Она осуществляется при определенных условиях, согласно действующему законодательству и утвержденным государством критериям.

Малый бизнес доступен каждому

Субъект малого предпринимательства – это компания (ООО или ИП), все действия которой направлены на достижение прибыли. К данной категории могут относиться следующие виды деятельности:

  • фермерское хозяйство;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Дополнительная информация. Под определение субъекта малого предпринимательства не попадают некоммерческие компании и государственные организации.

Малым предпринимательством принято считать такую организацию, численность работников которой не превышает 100 человек, а выручка за год составляет не более 800 млн рублей. При этом основной гарантией успешности такого предприятия может считаться размер собственного капитала.

Такие формы бизнеса легко приспосабливаются ко всем нововведениям, хорошо адаптируются к изменениям условий торговли. Мелкий предприниматель чаще всего является первооткрывателем тех сфер рынка, которые считаются неизведанными и рискованными.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство — это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве — не более шестидесяти, в оптовой торговле — пятидесяти, в розничной же — до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства — физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего
предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
В этих целях учитываются:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
  • объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ
    от 04.04.2016 № 265);
  • структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны

Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для
хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ)

Размер доходов от предпринимательской деятельности определяется по правилам НК РФ и включает в себя (см. письмо Минфина
России от 30.01.2018 № 03-11-06/2/4870):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав
    (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы
    (ст. 250 НК РФ).

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать
следующим требованиям:

  Среднесписочная численность работников Объем дохода Структура уставного (складочного) капитала
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств Для акционерных обществ
Микропредприятие не более 15 человек 120 млн рублей Не более 25 % капитала принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % капитала принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % голосующих акций принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют
критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).

Малое предприятие не более 100 человек 800 млн рублей
Среднее предприятие не более 250 человек 2 млрд рублей

Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:

  • организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные
    модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)),
    исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или
    образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным
    законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном
    центре «Сколково»;
  • хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в
    утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной
    деятельности в формах, установленных Федеральным законом от
    23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения
    (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность
    инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда –
    не менее 25 %.

Льготы малым предприятиям

Выделение их в отдельную категорию преследует цель создать комфортные условия для малого бизнеса, его развития. На сегодняшний день действуют льготы, закрепленные целым рядом законодательных и нормативных актов:

  1. Право вести бухучет по упрощенной форме и льготы по статотчетности. Разработаны специальные бланки отчетности, без излишней детализации сведений, специально для малых предприятий. Обязанностью такой упрощенный учет не является, МП может применять и общеустановленный учетный порядок. В органы статистики отчитываться МП обязано раз в 5 лет, кроме попавших в статистическую выборку.
  2. Лимит кассы можно не устанавливать.
  3. Для «упрощенцев» во многих регионах законодательно закреплены пониженные ставки налога, имеются льготы по транспортному и налогу на имущество.
  4. При проведении госзакупок, согласно ФЗ-44, малые предприятия имеют льготы. Заказчики обязаны производить закупки у них не ниже 15% годового объема.

Кроме того, в отношении малых предприятий в настоящее время «заморожены» проверки со стороны Миграционной службы, Пожарнадзора, Технадзора, Трудиспекции. Таково общее правило.

Однако существует значительный список исключений из него. С проверкой могут прийти, если:

  • она касается валютного, таможенного законодательства;
  • относится к лицензируемой деятельности;
  • юрлицо или предприниматель привлекался к ответственности за нарушения административного характера, был дисквалифицирован или у него приостанавливалась лицензия;
  • МП работает в сфере, предполагающей установление классов опасности (риска).

Кроме того, из зоны проверок не уходит социальная, образовательная сфера, здравоохранение, энергетика. В плановом режиме проверяются сферы деятельности, связанные с гостайной, атомной энергией, радиационной безопасностью и т.п. Не освобождены от внешних проверок аудиторы.

Тезисно

  1. Критериями малых предприятий, как и иных, входящих в сферу малого и среднего бизнеса, являются: численность (не более 100 среднесписочно), доход (не более 800 млн руб. за календарный год) и доля юрлиц в УК компании. Не более 1⁄4 должно принадлежать государству и его образованиям, субъектам, общественным организациям, БФ.
  2. Иностранные организации ограничены долей в 49%, если сами не относятся к МСП. Если критерии численности и дохода ими соблюдены и они не работают в оффшорах, ограничение снимается.
  3. Доход считается по правилам налогового учета. Компания вносится в реестр МСП и может пользоваться рядом льгот. Среди них: право вести упрощенный бухгалтерский учет, отчитываться в статистические органы раз в несколько лет, пользоваться надзорными каникулами. Последнее правило действует, если малое предприятие не осуществляет особо контролируемой государством деятельности, не привлекалось как нарушитель, не приостанавливалась его деятельность, не было лишения или приостановления лицензии.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля — пятнадцати человек, непроизводственная сфера — двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера — пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание — ста человек, промышленность — двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ «О малом и среднем предпринимательстве»).

Государственная политика

В период кризиса от государства ожидают мер по стимулированию деловой активности, в особенности в отношении малого предпринимательства.

Предпочтительные меры налоговой политики должны сводиться к:

  • снижению налоговых ставок;
  • предоставлению льготных условий налогообложения для инновационных программ и инвестиций;
  • проведению мероприятий ускоренной амортизации.

Однако, несмотря на действующую программу государственной поддержки, особых подвижек в развитии малого бизнеса не ощущается. Правда, июль 2015 года отмечен рядом решительных изменений в принципах налогообложения, подписанием ФЗ о так называемых надзорных каникулах, изменением критериев категорий малого и среднего бизнеса.

Какой должна быть стратегия

Главная стратегия развития малого бизнеса в России, по мнению специалистов, должна заключаться в следующем: общее количество малых предприятий в стране должно превышать 2,5-3 миллиона, которые будут равномерно распределены территориально и по отраслям.

Каждый округ должен развивать те малые формы бизнеса, которые будут наиболее эффективны с учетом характерных особенностей территории.

В сложившихся условиях требуется:

  1. Проработать законодательную базу, которой бы регламентировалось функционирование малого предпринимательства в производственных отраслях, выпускающих конечный продукт.
  2. Разработать эффективную систему кредитования небольших компаний как государством, так и частными финансовыми учреждениями.
  3. Эффективная поддержка со стороны государства, которая бы способствовала распространению малого бизнеса в научной сфере и производственном секторе экономики.
  4. Установить связи между научными учреждениями, которые занимаются инновационными разработками, малыми компаниями и предприятиями массового производства.

14.4. Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)

Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции.

Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путем непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность.

Исследование организационных структур и механизмов поддержки МБ в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МБ в России. К их числу относятся:

  1. наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;
  2. разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия МБ;
  3. сочетание прямых и косвенных мер поддержки МБ;
  4. выделение ассигнований на реализацию программ поддержки МБ из бюджетов различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования;
  5. наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства (Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно президенту; Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; государственные корпорации финансирования малого бизнеса в Японии, Южной Корее, ЮАР и Чехии; специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом в Германии; министерства среднего класса в Бельгии и Люксембурге и т. п.);
  6. рациональное распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти с делегированием широких полномочий на уровень административно-территориальных единиц и муниципалитетов при сохранении за центральными органами общих координационных функций;
  7. взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений.

Кто входит в эту категорию

Правом называться малым предприятием обладают:

  • Предприниматели, занимающиеся индивидуальной
    деятельностью – ИП.
  • Юридические лица, не входящие в объединения.
  • Фермерские хозяйства.

Все они должны соответствовать вышеописанным критериям.
Малое предпринимательство широко распространено во всех направлениях, поэтому и
предельная численность штата у них отличается:

  • в производстве – 100 ч.
  • строительные фирмы – 100 ч.
  • транспортные компании – 100 ч.
  • сельскохозяйственные объединения – 60 ч.
  • научно-техническое направление – 60 ч.
  • оптовые продажи – 50 ч.
  • реализация розничных товаров, обслуживание – 30 ч.
  • другие сферы – 50 ч.

Виды малого и среднего предпринимательства

Предпринимательская деятельность в России представлена огромным разнообразием. Определить назначение можно по законодательно сформированным признакам: сфера деятельности, форма собственности, количество собственников, использование наемного персонала.

По виду деятельности

Разделение по виду деятельности неоднозначно. Одна организация может одновременно совмещать несколько сфер. Самый распространенный пример — совмещение торговой деятельности и оказание услуг.

По форме назначения предпринимательство делится на производственное, коммерческое, финансовое или консультативное.

По форме собственности

Официальное разделение по форме собственности выглядит следующим образом:

  • частная, то есть находится во владении частного лица или группы лиц;
  • муниципальная. Все активы принадлежат муниципальной организации;
  • государственная. Деятельность полностью контролируется государством;
  • общественная.

Важно! Не следует забывать про законодательные ограничения для частной формы собственности. Суммарное участие государства в капитале организации не может превышать 25 %

По числу собственников

Предприятия делятся согласно количеству собственников на индивидуальные и коллективные. Разница зависит от того, сколько людей участвует в бизнесе. Если бизнес принадлежит одному частному лицу, он будет считаться индивидуальным. Коллективная собственность может быть долевой или совместной.

Внимание! Существует различие между индивидуальным предпринимательством и описанной выше правовой формой собственности

По степени использования наемного труда

Существует две формы использования наемного труда:

  • Если предприниматель сам осуществляет свою деятельность и не вовлекает в работу наемных сотрудников.
  • В штатном списке присутствуют работники, осуществляющие свою деятельность, например, по законодательно оформленным трудовым договорам.

Главные недостатки

Успешность малого предпринимательства целиком зависит от его
руководителя. Ведь это он должен нанять профессионалов, вести строгий контроль
над их работой, и полностью отдаваться новому делу. Только тогда компания
сможет занять достойное место среди конкурентных фирм разного звена.

Конечно, малый бизнес имеет свои недостатки, что стоит
учитывать еще на старте предпринимательского проекта:

Маленькие активы

Чаще всего предприниматели малого звена располагают
небольшим капиталом. С одной стороны это приводит к значительным ограничениям,
а с другой – вложения осуществляются только в прибыльные пункты, которые перед
этим долго и тщательно обдумываются.

Конкуренция с крупными фирмами

Кроме жесткой конкуренции среди аналогичных организаций, малым предприятиям необходимо противостоять и крупным корпорациям.

Большие затраты на сырье

Крупные организации имеют возможность производить закупку
сырья или комплектующих в больших объемах, получая при этом хорошие скидки.
Малые предприятия не нуждаются в огромных поставках, что увеличивает
себестоимость продукции.

Опасность банкротства

Переживая тяжелые экономические времена, организация может
разориться в условиях кризиса. Как правило, люди начинают экономить, что
приводит к снижению потребительского спроса. Это вряд ли существенно коснется
фирм, занимающихся производством необходимой для жизнедеятельности товаров. Но
для остальных это может стать причиной закрытия.

Надзорные каникулы для малого бизнеса

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.

Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:

  • за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
  • ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.

Мораторий распространяется только на плановые проверки. Если вопреки мораторию организацию из реестра МСП проверят планово, это будет грубым нарушением, а результаты проверки будут недействительными.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства — как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Критерии отнесении организации к малым предприятием

К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице:

N   

Критерий

Предельное значение

1

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

2

Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций

49%

3

Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

49%

4

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

100 человек

5

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год

800 млн руб.

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение:

  • критерия 1, 2 или 3 — с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
  • критерия 4 или 5 в течение трех календарных лет подряд — по истечении этих трех лет, т.е. на четвертый год.

Пример. Определение соответствия организации критериям субъекта малого предпринимательства

В уставном капитале организации на протяжении 2013 — 2016 гг. не участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные, общественные, религиозные организации, фонды и организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства. Значения остальных критериев признания организации субъектом малого предпринимательства были такими.

Организация

Критерий

Средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, млн руб.

2013

2014

2015

2013

2014

2015

110

95

105

350

400

700

Так как средняя численность работников и выручка организации не превышали предельных значений на протяжении трех лет подряд (2013 — 2015 гг.), организация признается малым предприятием в 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector