Как вести бухучет на забалансовых счетах в бюджетном учреждении

Пример бухгалтерского учета

Частное лицо перечислило на р/счет госучреждения 5 000 рублей за оказание определенного рода услуг. Но в дальнейшем покупатель отказался от подписания договора на оказание услуг. Следовательно, госучреждение обязано произвести возврат полученных денег. Причем возмещение средств следует проводить тем способом, который выбрал плательщик. В нашем примере частное лицо выбрало безналичный расчет.

Чтобы отразить в бухучете, бухгалтер составил следующие записи:

Операция

Дебет

Кредит

Бюджетные и автономные

Поступили деньги на Р/С

2 201 11 510 — БУ и АУ

2 201 21 510 — АУ

2 205 31 660

Отражаем движение на забалансовых бухсчетах

17

Средства возвращены частному лицу

2 205 31 560

2 201 11 610

Движение за балансом

СТОРНО 17 (запись со знаком минус)

Казенные

Поступила оплата от частного лица

1 210 04 130

1 205 31 660

Забаланс

17

Отражен возврат денег

1 205 31 560

1 210 04 130

Операция по забалансу

СТОРНО 17 (запись со знаком минус)

При некоторых переводах банковские организации и почтовые отделения вправе взимать комиссию за оказание безналичных расчетов. Размер комиссии определяется условиями договора на обслуживание Р/С.

Формирование номеров счетов бухучета

При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях применяются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах – соответствующие коды КОСГУ.

Что касается бюджетных и автономных учреждений, то для них начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов: 

  • ;
  • ;
  • .

23 января 2017 года

Программа повышения квалификации «Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение»

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды . Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.

И наконец, согласно (в редакции приказа  Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды и расходов бюджета.

Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н предусмотрен ряд исключений из общего порядка формирования 1-17 разряда номера счета. Все новшества обобщены в таблице:

Счет

Разряды номера счета

Примечание

1-4

5-14

15-17

24-26

КРБ (код расходов бюджетов)

101 00 – 105 00, 108 00*

+

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов: 0 401 20 240, 0 401 20 270. По счетам бюджетного учета дополнительно: 0 401 20 250, 0 304 04 000

201 35*

+

нули

нули

+

106 00, 107 00, 00

+

+

+

+

204 00**

нули

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241

4 210 06

нули

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 1

3 304 01

нули

нули

нули

+

304 04

+

+

+

+

При отражении операций по централизованному снабжению

401 30

нули

нули

нули

нули

401 60**

+

нули

+

+

КИФ (код источников финансирования)

201 00

+

+

нули

+

За исключением 201 35, который применяется с КРБ

207 00

+

+

640

+

301 00

+

+

810, 820

+

820 – в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета

* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств ** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств

Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом – учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.

Счета, применяемые для исправления ошибок прошлых лет

Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:

  • кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);

  • в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);

  • требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.

В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 66 000

1 401 16 000

1 401 26 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 76 000

1 401 17 000

1 401 27 000

Если ошибки обнаружены иными лицами, включая работников учреждений, используются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 86 000

1 401 18 000

1 401 28 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 96 000

1 401 19 000

1 401 29 000

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете в ОФК

1. Первичный документ для осуществления безналичных расчетов по оплате денежных обязательств — заявка на кассовый расход.

На получение наличных денег оформляется заявка на получение наличных денег.

Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами проводят в порядке, утвержденном Приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

2. В документах на списание денежных средств с лицевого счета в Органе Федерального казначейства при формировании заявки на кассовый расход указывается КФО. Задача учета кассовых расходов — проконтролировать целевое расходование средств.

3. Субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные ассигнования) и доходы по предпринимательской деятельности, прочие доходы зачисляются на один лицевой счет. Для раздельного аналитического учета движения денежных средств в бухгалтерском учете используются забалансовые счета 17 и 18, открытые к счету 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

4. Федеральное казначейство контролирует кассовые расходы в разрезе статей бюджетной классификации независимо от осуществляемой деятельности — бюджетной или иной приносящей доход.

5. Списываются денежные средства строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по видам деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации (КОСГУ).

ФФБУЗ работает с органом федерального казначейства с использованием СУФД.

Согласно Инструкции по бюджетному учету на счет 09 “Запасные части к транспортным средствам“ необходимо учитывать запасные части, выданные взамен изношенных. Подскажите, пожалуйста: на счете 09 учитываются все выданные запасные части или же

Вопрос: Согласно Инструкции по бюджетному учету на счет 09 “Запасные части к транспортным средствам“ необходимо учитывать запасные части, выданные взамен изношенных. Подскажите, пожалуйста: на счете 09 учитываются все выданные запасные части или же только некоторые из них? Есть ли перечень таких запасных частей и где их можно найти?

Ответ: Согласно п. 263 Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н) на счете 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“ учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (двигатели, аккумуляторы,

шины и покрышки и т.п.).

Организация учета запасных частей на этом счете обусловлена тем, что стоимость аккумуляторов и автошин входит в инвентарную стоимость автотранспортного средства, а срок их полезного использования в несколько раз ниже самой автомашины.

Под запасными частями, предназначенными для замены изношенных частей в транспортных средствах, понимаются материалы, входящие в состав первого комплекта. Срок полезного использования таких материалов может превышать 12 месяцев, но обособленному учету в составе объектов основных средств эти материалы не подлежат. Их замена не влечет за собой изменение первоначальной стоимости объекта основных средств, для комплектации которого подобные материалы предназначены.

Необходимость приобретения запасных частей к транспортным средствам возникает, как правило, по мере износа или выхода из строя первоначального комплекта частей автомобиля, который был установлен в момент его приобретения и включен в первоначальную стоимость.

Замена изношенных или пришедших в негодность авточастей машины рассматривается как текущий ремонт.

Однако снятие, например, зимних шин с автомобиля по весне не влечет их вывода из эксплуатации и сдачи в утиль, если по техническому состоянию они пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном износе и выбытии, а является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. Назвать это ремонтом нельзя.

Данную операцию можно рассматривать как связанную с содержанием автомобиля.

Поскольку в Инструкции по бюджетному учету прямо не установлены способы ведения бюджетного учета операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать порядок их учета и закрепить его в учетной политике исходя из экономического содержания факта хозяйственной деятельности и принципа ведения учета и существенности величины показателей.

Автор считает, что перечень учитываемых запасных частей для учета на счете 09 нужно определить в учетной политике (автошины, аккумуляторы, двигатели), так как если учитывать все запасные части, приобретаемые как для ремонта, так и для замены, на счете 09, это приведет к усложнению учета.

С 1 января 2010 г. вступил в действие Приказ Минфина России от 30.12.2009 N 152н “О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н“, который внес дополнения в трактовку применения счета 09. Согласно этому Приказу “на этом счете учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.) в целях контроля за их использованием.

Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе

Списание материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в количественном выражении с указанием должности и фамилии получившего, даты получения, заводского номера“.

Счет 0 111 00 000

Учет объектов операционной аренды осуществляется на счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» (Инструкция 174н п. 67.2):

  • 0 111 41 000 «Права пользования жилыми помещениями»;

  • 0 111 42 000 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;

  • 0 111 44 000 «Права пользования машинами и оборудованием»;

  • 0 111 45 000 «Права пользования транспортными средствами»;

  • 0 111 46 000 «Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

  • 0 111 47 000 «Права пользования биологическими ресурсами»;

  • 0 111 48 000 «Права пользования прочими основными средствами»;

  • 0 111 49 000 «Права пользования непроизведенными активами».

Операции по отражению прав пользования активами оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1. Признание арендатором (пользователем имущества) объекта учета операционной аренды (производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма)):

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

Кредит счетов 0 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование имуществом», 0 302 29 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

2. Поступление в соответствии с договором в безвозмездное срочное пользование нефинансовых активов, относящихся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях, отражаемое учреждением (пользователем) нефинансовых активов в сумме справедливой стоимости арендных платежей:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

Кредит счета 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования»

3. Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) в сумме балансовой стоимости права пользования активом:

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»

4. Прекращение права пользования активом при досрочном прекращении договора, в соответствии с которым были приняты на учет объекты учета операционной аренды (выбытие объекта учета операционной аренды), отражаемое:

а) способом «красное сторно» в сумме остаточной стоимости права пользования активом:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

Кредит счетов 0 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование имуществом», 0 302 29 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования»

б) в сумме накопленной амортизации права пользования активом:

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»

Учет отложенных обязательств

Операции по начислению резервов и принятию обязательств за счет резервов помимо балансового учета должны быть отражены на счетах по санкционированию расходов. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н уточняет порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства». Обновленными редакциями Инструкции № 162н, Инструкции № 174н и Инструкции № 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:

Содержание хозяйственной операции

Порядок отражения в учете

Дебет

Кредит

Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год):

– в казенном учреждении

1 501 93 000,  1 503 93 000

1 502 99 000

– в бюджетном (автономном) учреждении

0 506 90 000

0 502 99 000

Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года))

– в казенном учреждении

1 502 99 000

1 502 01 000

– в бюджетном (автономном) учреждении

0 502 99 000

0 502 01 000

Счет 104

Значительные изменения претерпел счет для учета амортизационных начислений 104 00 000 «Амортизация».

Во-первых, введена новая группа учета на счете: 0 104 90 000 «Амортизация имущества в концессии».

Во-вторых, изменилось наименование группы учета счета 0 104 40 000 с «Амортизация предметов лизинга» на «Амортизация прав пользования активами».

В-третьих, исключены счета аналитического учета:

  • 0 104 18 000 «Амортизация прочих основных средств – недвижимого имущества учреждения»;

  • 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений – особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 0 104 23 000 «Амортизация сооружений – особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 0 104 31 000 «Амортизация жилых помещений – иного движимого имущества учреждения»;

  • 0 104 43 000 «Амортизация сооружений – предметов лизинга».

Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается в сумме балансовой стоимости права пользования активами проводкой:

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»

Прекращение права пользования активами при досрочном прекращении договора, в соответствии с которым были приняты на учет объекты учета операционной аренды (выбытие объекта учета операционной аренды), отражается в сумме накопленной амортизации права пользования активами записью:

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»

Скорректировано наименование действующих счетов

Приведем в таблице счета, наименование которых в 2018 году звучит по-новому.

Номер счета

Новое название

Старое название

По нефинансовым активам

0 101 02 000

«Нежилые помещения (здания и сооружения)»

«Нежилые помещения»

0 101 03 000

«Инвестиционная недвижимость»

«Сооружения»

0 101 07 000

«Биологические ресурсы»

«Библиотечный фонд»

0 104 02 000

«Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»

«Амортизация нежилых помещений»

0 104 03 000

«Амортизация инвестиционной недвижимости»

«Амортизация сооружений»

0 104 07 000

«Амортизация биологических ресурсов»

«Амортизация библиотечного фонда»

Примечание. Смена наименований указанных счетов произошла в связи с перегруппировкой основных средств. Группировка основных средств по видам имущества в целях обособленного их отражения в учете с 1 января 2018 года осуществляется по-новому (п. 53 Инструкции № 157н, п. 7 СГС «Основные средства»*). Теперь в составе основных средств дополнительно выделяются:

  • инвестиционная недвижимость;

  • биологические ресурсы.

Сооружения и библиотечный фонд, ранее отражавшиеся обособленно, в 2018 году следует включать в состав нежилых помещений и прочих основных средств соответственно

По финансовым активам

0 205 30 000

«Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

«Расчеты по доходам от оказания платных услуг»

0 205 40 000

«Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба»

«Расчеты по суммам принудительного изъятия»

0 205 50 000

«Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

«Расчеты по поступлениям от бюджетов»

0 205 21 000

«Расчеты по доходам от операционной аренды»

«Расчеты с плательщиками доходов от собственности»

0 205 31 000

«Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»

0 205 41 000

«Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

«Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»

0 205 81 000

«Расчеты по невыясненным поступлениям»

«Расчеты с плательщиками прочих доходов»

0 208 91 000

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов»

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»

0 209 40 000

«Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»

«Расчеты по сумма принудительного изъятия»

Примечание. Наименование приведенных аналитических счетов привязано к определенной статье (подстатье) КОСГУ, по которой отражаются соответствующие расчеты. В связи с введением в 2018 году дополнительной детализации статей КОСГУ и изменением в наименованиях изменилось и наименование счетов.

К примеру, счет 00020521000 раньше соответствовал статье 120 «Доходы от собственности» КОСГУ, теперь – подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ

* Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

* * *

Приказом № 64н в Единый план счетов внесены следующие изменения:

1) введены счета для отражения имущества в концессии, права пользования активами, обесценения активов;

2) счета по расчетам (20500, 20600, 20800, 20900, 30200) детализированы новыми аналитическими счетами;

3) добавлены счета для отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет;

4) исключены счета, на которых ранее учитывались предметы лизинга и издержки обращения;

5) скорректировано название отдельных счетов в связи с перегруппировкой основных средств, а также с изменениями в порядке применения КОСГУ.

С учетом изменений Единого плана счетов приказами № 65н, № 66н, № 67н откорректированы также и планы счетов для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Все изменения необходимо применять при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2018 года.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

ВАЖНО!

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector