Управленческие затраты (счет 26) с 2021
Содержание:
- ПРИМЕР РАСЧЕТА ВЕЛИЧИНЫ ОБЩЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ МЕТОДОМ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ
- Распределение общих косвенных расходов
- Как бюджетировать управленческие расходы?
- Управленческие расходы
- Методы распределения
- Классификация
- Общехозяйственные расходы
- Принципы формирования бюджета на обучение персонала
- Повторение – мать учения
- Service Temporarily Unavailable
- Расходы по обычным видам деятельности по элементам затрат (второй способ отражения) тыс. руб.
- Состав затрат можно уточнить по МСФО
- Финансовый анализ расходов на управление
- Закрытие счета 26 в 1С
- Расходы на хозяйственные нужды: даешь работнику нормальные условия труда!?
- Выводы
ПРИМЕР РАСЧЕТА ВЕЛИЧИНЫ ОБЩЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ МЕТОДОМ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ
1. Административно-хозяйственные расходы:
1.1. Затраты на оплату труда работников определяют по формуле:
где:
Зот — затраты на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала;
Нч — нормативная численность работников административно-хозяйственного персонала;
n — количество работников административно-хозяйственного персонала;
Тс — тарифная ставка (должностной оклад) работника i-той профессии (должности) соответствующего разряда;
Д — доплаты и надбавки.
На предприятии, оказывающем услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда общей площадью 80 тыс. м , нормативная численность административно-хозяйственного персонала составила 21 чел., из них 4 чел. — работники аппарата управления, 13 чел. — работники, осуществляющие оперативное руководство эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда, 4 чел. — рабочие, осуществляющие хозяйственное обслуживание административных помещений. На предприятии действует тарифная система оплаты труда, тарифные коэффициенты соответствуют тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки (утв. постановлением Правительства Российской. Федерации ), месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда — 872 руб. При данных параметрах годовой фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала составит 627 тыс. руб.
1.2. Отчисления на социальные нужды работников административного персонала (единый социальный налог) определяются в соответствии с действующим законодательством в размере 35,6 % от затрат на оплату труда, что составит 223,2 тыс. руб.
1.3. Расходы административно-хозяйственного персонала определяются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:
— почтово-телеграфские и телефонные расходы — 12 тыс. руб.
— расходы на содержание и ремонт вычислительной техники — 8,5 тыс. руб.
— расходы на приобретение канцелярских товаров — 5 тыс. руб.
— расходы на служебные командировки и перемещения работников — 32 тыс. руб.
— оплата аудиторских услуг — 96 тыс. руб.
— затраты по содержанию всех основных средств и инвентаря общеэксплуатационного назначения — 46 тыс. руб.
— амортизационные отчисления — 50,6 тыс. руб.
2. Расходы на обслуживание работников производства учитываются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:
— затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров — 21 тыс. руб.
— затраты на охрану труда и технику безопасности — 27,6 тыс. руб.
3. Расходы по организации работ учитываются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:
— затраты на инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь — 19 тыс. руб.
— расходы на содержание производственных мастерских (в части работ по содержанию и ремонту жилищного фонда) — 27 тыс. руб.
4. Прочие общеэксплуатационные расходы учитываются по данным бухгалтерского учета исходя из конкретных условий, заключенных договоров и намеченных в планируемом периоде изменений:
— платежи по обязательному и добровольному страхованию имущества — 2,8 тыс. руб.
— износ нематериальных активов (приобретение пакета прикладной программы
— 13,7 тыс. руб., приобретение лицензии — 2 тыс. руб.) — 15,7 тыс. руб.
5. Величина общеэксплуатационных расходов составит 1213,4 тыс. руб.
При планируемом годовом фонде заработной платы рабочих, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда — 1150 тыс. руб., общеэксплуатационные расходы составят 105,5 % от фонда оплаты труда рабочих.
Из приведенного примера следует, что при определении общеэксплуатационных расходов методом калькулирования по статьям затрат величина общеэксплуатационных расходов соответствует нормативным общеэксплуатационным расходам.
Распределение общих косвенных расходов
Вид расходов |
Принцип распределения |
|||||
Аренда нежилых помещений |
Пропорционально площади, занимаемойсотрудниками подразделений |
|||||
Эксплуатация офиса |
||||||
Питьевая вода, хозтовары |
Пропорционально численности сотрудниковподразделений |
|||||
Коммунальные и эксплуатационные услуги |
Пропорционально площади, занимаемойсотрудниками подразделений |
|||||
Мытье окон, очистка крыши, чистка ковровых покрытий |
Пропорционально площади, занимаемойсотрудниками подразделений |
|||||
Мелкий ремонт |
Пропорционально площади, занимаемойсотрудниками подразделений |
|||||
Обслуживание оргтехники |
Пропорционально численности сотрудниковподразделений |
|||||
Телефонная связь |
Пропорционально численности сотрудниковподразделений |
|||||
Коммуникации |
||||||
Доступ к сети Интернет |
Согласно списку сотрудниковподразделения, имеющих доступ |
|||||
Использование ПО Инверсия, ПО Lotus, ПО "КонсультантПлюс" |
Согласно списку сотрудниковподразделения, имеющих доступ |
|||||
Техническое обслуживание охранной и пожарной сигнализации |
Пропорционально площади, занимаемойсотрудниками подразделений |
|||||
При распределении косвенных расходов обслуживающих подразделений используется метод взаимного распределения, который учитывает оказание услуг всех обслуживающих подразделений другим обслуживающим и зарабатывающим подразделениям.
В большинстве случаев принципом распределения расходов являются фактические трудозатраты, которые определяются согласно экспертной оценке руководителя. В бухгалтерию банка руководители обслуживающих подразделений предоставляют данные о распределении рабочего времени сотрудников подразделения, участвующих в работе других подразделений банка, в следующем виде (табл. 2).
Таблица 2
Как бюджетировать управленческие расходы?
Управленческие расходы практически не зависят от объема продаж/производства.
Бюджет собирают на основании данных о:
- количестве персонала, окладах и премиях;
- имуществе;
- условиях договоров (аренда зданий, оборудования, коммунальные платежи, консультационные услуги и пр.).
Консолидированный бюджет можно подготовить тремя методами:
- Прямой метод. Собирают заявки на расходы от каждого административно-хозяйственного подразделения.
- Нормативный метод. Руководство устанавливает нормы затрат: 2 пачки бумаги в неделю, 5 командировок в европу в год и т.п.
- Смешанный. Руководитель определяет максимальные суммы расходов. В рамках этих значений подразделения формируют свои бюджеты.
В последнюю очередь рассчитывают план налогов. Его задача: собрать в один документ все платежи в бюджет и оценить налоговую нагрузку на финрезультат компании. В зависимости от специфики бизнеса, в отчет включают НДС, налог на прибыль, имущество и другие налоги и сборы. Базы для расчета будущих налоговых платежей берут из бюджетов, которые предоставили бизнес-подразделения.
Состав бюджета налогов
Управленческие расходы
Управленческие расходы – это затраты на управление организацией, не связанные непосредственно с производственным процессом. Таким образом, если затраты на управление можно связать непосредственно с каким-либо производственным процессом, то эти затраты не могут быть отнесены к управленческим расходам, а включаются в себестоимость соответствующей продукции. Например, заработная плата начальника цеха включается в себестоимость продукции, производимой данным цехом. В тоже время, заработная плата генерального директора, работников отдела кадров и т.п. включается в состав управленческих расходов.
При этом, управленческие расходы могут быть включены в себестоимость продукции, но не прямо, а путем распределения между всеми видами выпускаемой продукции пропорционально экономически-обоснованному показателю (например, заработной плате основного производственного персонала или амортизации производственного оборудования и т.п.).
К управленческим расходам могут быть отнесены:
- административные расходы;
- содержание управленческого персонала, не связанного непосредственно с производственным процессом;
- амортизация и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- аренда помещений общехозяйственного назначения;
- расходы на информационные, аудиторские, консультационные и т.п. услуги;
- другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Анализ управленческих расходов
С точки зрения финансового анализа управленческие расходы относятся к условно-постоянным, т.к. их величина напрямую не зависит от объема выпуска продукции. Увеличение объемов производства приводит к уменьшению величины управленческих расходов на единицу продукции, в результате увеличивается прибыль с единицы продукции за счет положительного эффекта масштаба.
Информацию об общей сумме управленческих расходов можно узнать из строки 2220 отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах). Более детальная информация об управленческих расходах аккумулируется в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Методы распределения
Для грамотного управления расходами, которые можно отнести к категории общехозяйственных, ведется специальная ведомость. Самый распространенный способ связан с поэтапным разнесением между всеми без исключения объектами, основываясь на уровне дохода работников, представляющих данный сектор.
Нередко приходится сталкиваться с тем, что определенные виды ограничены в форме лимитов или других типов, использующихся в системе налогообложения.
При списании любых расходов на разных направлениях хозяйственной деятельности первоначально организуется четкое разделение на незаконченные и готовые товарные партии. Выделяется особая часть для оплаты вспомогательных работ, а также на себестоимость услуг.
В результате от того, как реализуются процессы в отдельных цехах и отделах, на практике применяются разные методы, по которым данные расходы могут распределяться:
- На основании зарплаты работников. Считается самым удобным и практичным среди предприятий, где используется принципиально разный уровень механизации и автоматизации. Именно этот метод позволяет гарантировать учет этих факторов, даже выраженных в разных степенях. Учитывает, насколько производство является трудоемким.
- На основании трат по переделу. Используется в нефтяной отрасли.
- На основании выпущенной/произведенной продукции. Актуален при изготовлении стройматериалов, в области горнодобывающей и металлургической промышленности.
Примечательно, что какой бы метод не был выбран, используется единый алгоритм:
- Перечень трат за определенный период выделяется из регистра учета.
- Организуется суммирование элементов, основанное на формировании уровня расходов при определении экономической стратегии предприятия.
- Устанавливается параметр, обеспечивающий необходимый результат.
- Производится расчет по общей сумме с учетом отдельных базовых элементов.
Выбор определенного метода зависит от отрасли, в которой представлено предприятие.
Классификация
Исходя из экономического содержания, виды бюджетных расходов бывают капитальными и текущими.
Капитальные расходы служат для обеспечения инноваций и инвестиций. Они включают в себя:
- затраты на инвестиции, которые делаются в действующие структуры или же вновь созданные;
- денежные средства, которые предоставляются в качестве бюджетного кредита юридическим лицам;
- затраты на проведение ремонтных работ или расходы, связанные с модернизацией или усовершенствованием оборудования;
- расходы, благодаря которым расширяется имущественное владение Российской Федерации или ее муниципальных учреждений, а также других субъектов;
- иные затраты, которые входят в капитальные расходы России в соответствии с официальной экономической классификацией и действующим законодательством.
Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов.
Текущие затраты бюджета необходимы для того, чтобы обеспечить текущее функционирование органов местного самоуправления, государственной власти, любых бюджетных организаций. Они предназначены также для государственной поддержки целым отраслям экономики. Для этого создаются дотации, субсидии, субвенции и прочее. К данной категории относятся также некоторые бюджетные расходы, которые не входят в категорию капитальных.
Общехозяйственные расходы
Теперь поговорим об управленческих затратах, под которыми подразумеваются расходы, связанные с управлением и обслуживанием организации. Эти затраты зависят не от объема продаж, а от структуры организации, активности деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода. Каким образом торговая организация должна классифицировать эти расходы?
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов счет 26 «Общехозяйственные расходы» используется для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом (это и есть управленческие расходы). На этом счете могут быть отражены:
- административно-управленческие расходы;
- расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;
- другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Это интересно: Каков срок полномочий территориальной избирательной комиссии
Обратим внимание: вышеприведенные рекомендации касаются организаций, которые занимаются производственным процессом. На счете 26 такие компании фиксируют расходы, которые не связаны непосредственным образом с этим процессом (это так называемые накладные расходы)
Однако мы рассматриваем ситуацию, когда компания занимается торговой деятельностью (не вовлечена в производственный процесс).
Инструкция по применению Плана счетов содержит некое исключение из общего правила. Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на этом счете, в дебет счета 90. Таким образом, в Инструкции, по сути, указано, что торговые организации не могут использовать счет 26 для обобщения на нем информации о расходах по своей деятельности, которая не связана с производственным процессом.
Принципы формирования бюджета на обучение персонала
На большинстве предприятий в бюджет общих затрат включены расходы на обучение сотрудников. В отношении данной статьи необходимо соблюдение определенных норм.
Первый – это выделение постоянной суммы денежных средств на проведение тренингов и других обучающих мероприятий. Этот принцип требует строгого контроля, потому что сначала работники охотно записываются на курсы, но через некоторое время интерес у них становится меньше. Также в течение года на крупном предприятии могут увольняться и приниматься новые сотрудники, которых нужно обязательно обучать. При этом движение кадров может быть неравномерным, а сумма расходов на подготовку не изменяется и, хуже того, увеличивается. Без контроля такая система теряет свою эффективность. Отдел кадров начинает в принудительном порядке обучать сотрудников, не придавая значения пользе от таких мероприятий. Происходит нерациональное освоение бюджета. Теряются цели обучения и тратится полезное рабочее время. Это оказывает негативное влияние на весь производственный процесс.
В небольших компаниях, которые более ограничены финансовыми возможностями, определение бюджета происходит по другому принципу. Отдел, сотрудники которого нуждаются в обучении, направляет требование руководству на согласование определенной суммы затрат. Это предложение рассматривается, обосновывается. Далее – утверждается или нет. Сумма не постоянная и каждый раз может изменяться. Также средства допустимо резервировать на определенное необходимое время. Этот подход к составлению бюджета позволяет фактически отследить эффективность производимых затрат.
Повторение – мать учения
Следует запомнить: административные расходы – это траты, которые идут на оплату издержек, обеспечивающих компании приоритет. Ключевым критерием в данном случае является полезность для всего предприятия, а не одного подразделения или отдела. Административные расходы включают в себя заработную плату руководящего состава, оплату научно-исследовательской деятельности, делопроизводителей, издержки судопроизводства и прочее. Следует отметить, что они могут принимать большое количество форм.
Так, это может быть выплата премий руководителям за успехи, годовое отчетное собрание, аренда площадей, офисов, ремонта, страхования, амортизация оборудования, коммунальные услуги, налоги. К административным можно отнести и обращение к сторонним специалистам. Например, к аудиторам, юристам. Сюда относится также и оплата услуг связи на самом предприятии. Ведь без почты, интернета и телефонов было бы потеряно драгоценное время.
Арендаторы земли земельный налог не уплачивают. Ставки налога дифференцированы для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных земель, а также зависят от статуса городов и характера застройки ( для земель, занятых жилищным фондом установлены понижающие коэффициенты).
Все указанные виды налогов объединяет (и сближает с налогом на недвижимость) то, что их исчисление не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Вместе с тем, в способах их определения есть существенные различия, важные на практике.
Помимо налогов на недвижимость (имущество) из получаемых от сдачи в аренду доходов уплачиваются и иные платежи – налог на добавленную стоимость, налоги и обязательные платежи на фонд оплаты труда и пр., относящиеся к категории переменных операционных издержек.
Не входит в состав операционных издержек налог на прибыль, поскольку не имеет прямого отношения к обеспечению функционирования объекта.
Расходы на страхование. Страхование как способ минимизации рисков может рассматриваться в нескольких аспектах, имеющих отношение к операционным расходам. Во-первых, в качестве элемента постоянных операционных издержек выступают страховые взносы по договорам страхования имущества и договорам страхования прав собственности (если таковое является необходимым). Во-вторых, в состав переменных операционных издержек могут также входить страховые платежи, например, по страхованию ответственности управляющего перед пользователями помещений.
Расходы на управление. Управленческие расходы могут закладываться в состав операционных расходов в различных вариантах:
— в виде доли от эффективного валового дохода, приносимого объектом недвижимости;
— в виде доли от чистого операционного дохода;
— в виде долей как от эффективного валового дохода, так и от чистого операционного дохода.
— в виде установления вознаграждения управляющему в абсолютном размере.
Расходы на маркетинг и работу с арендаторами.Расходы на маркетинг, как правило, определяются в размере 4-5% от эффективного валового дохода, хотя наполнение этой величины может существенно отличаться. В общем случае, можно говорить о двух основных составляющих этих расходов (хотя маркетинговые составляющие можно, при желании, найти в любой крупной статье операционных расходов, если под маркетингом понимать нацеленность деятельности на покупателя, арендатора). Эти две составляющие – расходы на исследования рынка и рекламу.
Помимо поиска и привлечения арендаторов для успешного функционирования объекта необходима целенаправленная деятельность по удержанию арендаторов, уже снимающих помещения. Как правило, это одна из задач управляющего объектом и потому такая работа учитывается при определении уровня его вознаграждения. Однако, возможно, что могут потребоваться и дополнительные расходы по созданию благоприятных условий для арендаторов.
Расходы на энергоснабжение, коммунальные услуги и эксплуатацию объекта. Определение уровня соответствующих расходов основывается, во-первых, на основе анализа пользователей недвижимости и их потребностей в тех или иных видах ресурсах и на применении нормативов, определяющих требования к обеспечению объектов недвижимости ресурсами и сервисным обслуживанием. К числу документов, определяющих действующие нормативы, относятся, прежде всего, СНиПы (строительные нормы и правила), а также иные нормативы, например, по определению трудозатрат на уборку помещений и территории.
Во-вторых, уровень затрат на приобретение ресурсов, коммунальные услуги и пр. определяется действующими тарифами, часть из которых контролируется государством (например, уровень тарифов на электроэнергию), а часть определяется на договорной основе.
Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 3072 | Нарушение авторского права страницы
Как отмечено выше, операционные расходы – это те фактические расходы, которые необходимо нести для обеспечения нормального (соответствующего требованиям пользователей) функционирования объекта недвижимости и, следовательно, для обеспечения его доходности. Перечень операционных расходов приведен на рис. 3.3.
Как и любые иные производственные расходы, операционные расходы могут быть разделены на постоянные и переменные. Кроме того, особенности недвижимости как актива предполагают выделение в качестве особого вида операционных расходов расходов на замещение.
Под постоянными расходами понимаются расходы, не зависящие от степени загрузки (занятости) объекта.
К их числу традиционно относят налоги на недвижимое имущество, расходы по страхованию имущества.
Расходы по обычным видам деятельности по элементам затрат (второй способ отражения) тыс. руб.
Показатели |
За отчетный год |
Материальные затраты |
130 (120 + 10) |
Затраты на оплату труда |
600 (400 + 200) |
Отчисления на социальные нужды |
162 (104 + 58) |
Амортизация |
60 (38 + 22) |
Прочие затраты |
230 (158 + 72) |
Итого по элементам затрат |
1182 (820 + 362) |
Изменение остатков: прирост (+), уменьшение (-) |
|
НЗП |
(56) |
Расходы будущих периодов |
|
Резерв предстоящих расходов |
|
Готовая продукция |
(218) |
Данные табл. 6 при таком способе отражения позволят определить расходы по обычным видам деятельности в сумме 908 тыс. руб. (1182 — 56 — 218).
В заключение отметим следующее.
- Несмотря на то что в рассмотренном примере (первый способ) ОХР включены в состав себестоимости готовой продукции, в себестоимости реализованной готовой продукции можно определить сумму управленческих расходов (в примере к способу 1 данная сумма составила 241 120 руб. (12 056 руб. x 20 изд.). Иными словами, в данной ситуации аудитор настаивал на том, чтобы отчитывающаяся организация «разбила» показатель себестоимости реализованной продукции на две статьи — «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» в сумме 547 (788 — 241) тыс. руб. и «Управленческие расходы» в сумме 241 тыс. руб. На примере мы показали, что формирование второго показателя возможно.
Таким образом, говорить о том, что при традиционном способе учета ОХР в составе себестоимости продукции (работ, услуг) сформировать статью «Управленческие расходы» невозможно, было бы неверно. При определенной постановке аналитического учета и составлении расчетов такой показатель может сформировать каждая организация.
Вопрос состоит в том, должна ли сумма управленческих расходов в данном случае быть исключена из строки «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» и перенесена в строку «Управленческие расходы». По нашему мнению, нет. Представляется, что полученная учетно-расчетным путем сумма управленческих расходов может быть раскрыта в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности.
К сожалению, Приказ N 67н не указывает на особенности формирования показателя «Управленческие расходы» в отчете о прибылях и убытках, которые в предыдущих аналогичных документах были достаточно подробно раскрыты, в то время как Приказы N 4н и N 97 утратили силу.
На рынок труда выходят новые бухгалтеры и аудиторы, изучавшие в вузах только действующие нормативные документы, из которых следует, что в отчете о прибылях и убытках есть показатель «Управленческие расходы». Они справедливо полагают, что такие расходы должны быть у каждой организации, и, следовательно, этот показатель должен формироваться каждой организацией.
Порядок формирования статьи «Управленческие расходы» требует уточнения. Кроме того, необходимо определить, какой именно показатель должен быть раскрыт в таблице «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» формы N 5 (например, в ежегодных рекомендациях аудиторским организациям по проверке годовой бухгалтерской отчетности).
Как известно, отсутствие методических рекомендаций по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение целого ряда лет начиная с отчетности за 2004 г. частично компенсируют рекомендации Минфина России, предназначенные для аудиторских организаций. Такие Рекомендации подготавливаются Минфином России начиная с отчетности за 2004 г. (см. Письма Минфина России от 07.02.2005 N 07-03-01/93, от 12.01.2006 N 07-05-06/2, от 19.12.2006 N 07-05-06/302, от 29.01.2008 N 07-05-06/18, от 29.01.2009 N 07-02-18/01). Последняя из названных рекомендаций — Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год были предназначены для аудита отчетности за 2009 г.
Л.В.Сотникова
Д. э. н.,
профессор
Кафедра «Аудит»
ВЗФЭИ
Состав затрат можно уточнить по МСФО
Стоит отметить, что отдельные типы косвенных затрат не определяются Положением о бухгалтерском учете. По крайней мере, такая ситуация с российским стандартом, а вот в международном приводится их исчерпывающая расшифровка.
В МСФО указывается, что можно на законодательном уровне отнести к косвенным видам расходов. К ним причисляется:
- платежи по страхованию за вычетом сумм, направленных на оплату страховки, а также денежных компенсаций за обеспечения и гарантии по конкретным договорам, заключенным со сторонними организациями
- расходы, которые предприятие вынуждено нести на техническую и конструкторскую поддержку, но они при этом не оплачиваются по отдельным договорам
- накладные на строительные услуги
- расходы по займам и кредитам
Данный перечень хоть и считается международным, им вполне можно воспользоваться при работе на российской территории. Возможность использования международных стандартов присутствует в нормах отечественного права, например, в Положении, регулирующем финансовую политику предприятия любой формы собственности. Дополнительно подтверждается приказом Министерства Финансов, изданном в 2008 году.
Соответствующим пунктом Положения определяется понятие времени признания расходов. По нему затраты следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были непосредственно осуществлены.
Финансовый анализ расходов на управление
Управленческие расходы в финансовом анализе относят к условно-постоянным, так как их величина не зависит от объема производства. Если объем выпускаемой (продаваемой) продукции увеличивается, прибыль на единицу товара увеличивается за счет масштаба.
Сложные экономические условия заставляют предпринимателей по-другому взглянуть на штатное расписание администрации. Руководители предприятий стараются совместить функции подразделений, чтобы сократить численность работников. Это позволяет снизить затраты на зарплаты, аренду, транспорт, оргтехнику, командировки. Сэкономленная сумма – объем повышения прибыли.
Некоторые выбирают другой путь – сокращение заработной платы, надбавок и премий при сохранении численности административного аппарата. Этот вариант предпочтительнее, так как не повышает уровень безработицы, не снижает лояльность сотрудников.
Хорошим вариантом считается перевод части персонала офиса на «домашний» режим, позволяющий сэкономить на аренде помещений, коммунальных платежах, служебном транспорте. Практически весь персонал может работать через интернет.
Грамотный финансовый анализ позволяет использовать оптимизацию административных издержек как средство повышения прибыли. Сэкономленные на оптимизации руководящего аппарата средства можно вложить в развитие, реорганизацию, обновление, внедрение инноваций.
Закрытие счета 26 в 1С
С 2021 года в 1С поменялась методика закрытия счета 26. Вне зависимости от настроек Учетной политики 26 счет ежемесячно списывается на расходы (Дт 90.08 или Дт 90.02) и НЕ распределяется. Счета 26 НЕ должно быть в правилах распределения. Запись надо удалить, если она есть.
Главное – Учетная политика – Особые правила распределения
Запись по счету 26 на 2021 лишняя. Даже, если указано, что База распределения – Не распределяется:
Главное – План счетов – Счет 26 (двойной клик мышкой)
Также надо проверить, что случайно не стоит флажок, что это счет группы:
Операции – Закрытие месяца
После внесения изменений надо с января 2021 последовательно отменить закрытие месяца, выполнить закрытие месяца за период с января по текущий месяц:
С 2021 все управленческие затраты полностью относятся на расходы в Дт 90 и больше НЕ распределяются в Дт 20 (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019).
В версии КОРП 26 счет может распределяться в Дт 90.08 по Номенклатурным группам пропорционально базе распределения, указанной в Учетной политике. Для этого в План счетов к счету 90.08.1 в ручном режиме добавляется субконто Номенклатурные группы. В версии ПРОФ такую функциональность внедрять не планируется.
Расходы на хозяйственные нужды: даешь работнику нормальные условия труда!?
Затраты на хозтовары как материалы
При расчете налога на прибыль налогоплательщик может учесть затраты как расходы, уменьшающие налоговую базу, если расходы (п.1 ст.252 НК):
— направлены на получение дохода.
Выполняются ли эти условия для хозяйственных товаров? Затраты на покупку материалов, которые используются для хозяйственных нужд, относятся к материальным расходам (пп.2 п.1 ст.254 НК). С точки зрения Минфина (письмо от 11.04.2007г. №03-03-06/1/229) расходы на покупку хозтоваров и бытовой химии (бумажные полотенца, туалетная бумага, чистящие средства, салфетки и т.п.) могут быть отнесены к материальным затратам.
Затраты на хозтовары как прочие расходы
С другой стороны расходы на обеспечение нормальных условий труда (предусмотренных законодательством) относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК). При этом расшифровка понятия «нормальные условия труда» в НК отсутствует.
Трудовое законодательство также не стоит в стороне от нужд работников. Согласно ст.223 ТК работодатель должен обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников по требованиям охраны труда. Для реализации этого требования на предприятии оборудуются санитарно-бытовые помещения (представить помещение организации без туалетов вряд ли получится), помещения для приема пищи (говорить о санитарии, если работник кушает, используя станок вместо стола, невозможно), помещения для оказания медпомощи, комнаты отдыха и др.
Поддержание чистоты в таких помещениях невозможно без санитарно-гигиенических принадлежностей. Поэтому расходы на хозяйственные нужды (туалетная бумага, мыло, моющие средства, полотенца, хозяйственный инвентарь) можно учесть в целях налогообложения прибыли по пп.7 п.1 ст.264 НК.
Эту точку зрения поддерживает и арбитражная практика (постановления ФАС Московского округа от 27.12.2006г. №КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 03.07.2007г. №А65-20634/06 и от 02.11.2004г. №А55-17257/03-29). Расходы признаются в налоговом учете по мере их списания в производство (п.2 ст.272 НК).
Получается, что расходы на хозяйственные нужды можно учесть по двум основаниям:
— пп.2 п.1 ст.254 НК как материальные расходы;
— пп.7 п.1 ст.264 НК как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
В этом случае налогоплательщик решает сам, к какой группе он отнесет такие затраты (п.4 ст.252 НК).
Подтверждающие документы
Подтверждающими документами будут:
— документы на поступление хозтоваров (товарные чеки, кассовые чеки, накладные и т.п.)
— документы на списание хозтоваров: требование-накладная (форма М-11), акт списания материалов;
— внутренний документ, в котором перечислены меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания согласно требованиям охраны труда.
Бухгалтерский учет
Хозяйственные товары относятся к материально-производственным запасам и принимаются на учет по фактической себестоимости (в сумме фактических затрат на их приобретение) согласно п.2,5,6 ПБУ 5/01. Они учитываются на счете 10 «Материалы» согласно Плану счетов:
Дебет 10 – Кредит 60 – поступили хозтовары от поставщика
Дебет 10 – Кредит 71 – хозтоварыприобретены за счет подотчетных сумм
Стоимость хозтоваров списывается единовременно в момент отпуска материалов для управленческих нужд (п.90,93 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина от 28.12.2001г. №119н). Метод списания организация устанавливает самостоятельно: по себестоимости единицы, по средней себестоимости, методом ФИФО и закрепляется в учетной политике.
Стоимость затрат на хозтовары относится к расходам по обычным видам деятельности (п.5, п.7 ПБУ 10/99) и списывается в дебет счетов затрат 20, 23, 25, 26, 44:
Дебет 26 – Кредит 10 – списаны хозтовары для уборки офиса
О расходах на канцелярские товары читайте здесь .
Выводы
Для управления административно-хозяйственными расходами кредитной организации должны использоваться самые современные методы оптимизации уровня этих расходов, которые учитывали бы все факторы, влияющие на снижение расходов при предоставлении банком услуг, и корректировались с учетом меняющейся ситуации на финансовом рынке. Решение этой задачи позволит преодолеть высокий рост административно-хозяйственных расходов и, как следствие, обеспечить устойчивое функционирование банка.
А.К.Полякова
Старший экономист
отдел бюджетирования бухгалтерии
ОАО «Межтопэнергобанк»