Дополнительное профессиональное образование работников образовательных организаций

Содержание:

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Виды ДПО

Designed by standret/Freepik

Дополнительное профессиональное образование обычно получают люди, уже имеющие среднее или высшее образование и желающие совершенствоваться в выбранной профессии, чтобы идти в ногу со временем или приобрести умения в совершенно новой для себя области. К числу популярных направлений ДПО относятся:

  • менеджмент туризма и здравоохранения,

  • управление персоналом,

  • банковская и сервисная деятельность,

  • антикризисное образование.

Основные виды доп. образования:

  1. Профессиональная переподготовка (после ее окончания человеку выдают государственный диплом).

  2. Повышение квалификации (обычно рассчитано на короткий срок, итог – получение удостоверения или свидетельства).

  3. Курсы, мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги (по результатам выдается сертификат).

Некоторые относят к видам допобразования стажировку, но по факту это лишь составляющая одного из первых двух видов ДПО.

Повышение квалификации требуется в том случае, когда надо актуализировать свои знания и навыки – например, научиться пользоваться новым оборудованием или приняться за работу после длительного перерыва. Кроме того, работники получают ДПО в преддверии расширения обязанностей или повышения разряда либо категории.

Профпереподготовка подразумевает приобретение дополнительных знаний и умений, которые нужны для новой должности. Этот вариант идеален для тех, кого не устраивает нынешняя работа и кто хочет попробовать себя в чем-то другом.

А курсы, тренинги, семинары помогают «подтянуть» знания в конкретной области.

Вне зависимости от вида доп. образование связано с получением дополнительной информации и адаптируется под потребности людей. Обучение происходит либо с отрывом от производства по графику образовательной организации, либо без отрыва (тогда материалы доступны студенту на сайте при введении логина и пароля).

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Параллельно с получением СПО

Этим вариантом получить дополнительное среднее профессиональное образование по профессии рабочего во время изучения программы подготовки служащих могут воспользоваться студенты колледжей и техникумов.

Третий абзац пункта 23 приказа Минобрнауки № 464

Да, юридически свидетельство не будет документом о дополнительном среднем профессиональном образовании, но для студента фактически это так – ведь параллельно к своей основной будущей профессии он получит еще одну, а то и сразу три-четыре, и колледж удостоверит это законным документом о присвоении разряда, категории, класса по результатам профессионального обучения. Если ФГОС предусматривает получение нескольких рабочих профессий, то свидетельство выдается по каждому модулю – на каждую квалификацию отдельно.

Студент колледжа может получить и стопроцентно, без всяких оговорок, дополнительное среднее профессиональное образование – если, учась в ссузе, он пройдет еще и программу повышения квалификации или переподготовки. Но в этом случае удостоверение или диплом ему выдадут только после того, как он получит свой основной диплом – об окончании колледжа или техникума. До этого времени на руках у него будет только справка о завершении учебы по дополнительной программе. Если основное и дополнительное среднее профессиональное образование завершается в одни сроки, выдаются два диплома сразу.

Что такое дополнительное профессиональное образование, и чем оно отличается от магистратуры и второго высшего

Дополнительное высшее образование часто путают с вторым высшим и с магистратурой, но это разные формы образования. Общее у них одно: все эти формы образования возможны только после окончания бакалавриата.

Второе высшее, как и первое, – формы основного высшего профессионального образования; магистратура – одна из ступеней основного образования.

Существуют разные варианты развития событий после окончания первого высшего образования:

  • Вы решаете углубить свои знания и поступаете в магистратуру.
  • Вы понимаете, что требуется еще одно высшее и поступаете на второе высшее образование. В России оно всегда платное, а в Германии вы можете получить его бесплатно.

Изучите: Подбор программ обучения.

Вы работаете по специальности, но в какой-то момент понимаете, что ваши знания не соответствуют текущей ситуации в профессии, и необходимо доучиться или переучиться.

Специалисты считают, что второе высшее – вариант для молодых специалистов. Дополнительное высшее образование чаще выбирают люди постарше, с опытом работы; они предпочитают учиться, не отрываясь от рабочих обязанностей.

По окончании дополнительного образования выдается не диплом о высшем образовании, а сертификат или удостоверение либо диплом о дополнительном (к высшему) образовании.

Важно!

Дополнительное образование получает более 40% взрослого населения Германии.

Что может измениться в системе ДПО

Нужен ли вообще региональным и небольшим столичным вузам выход на большой рынок ДПО? Если они уверенно занимают свою удачную нишу, может быть, стоит продолжать возделывать этот участок и не смотреть на другие горизонты?

Судя по выступлениям экспертов на ММСО, поддерживать статус-кво мешают два обстоятельства.

Во-первых, как напомнила модератор сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», руководитель управления развития компетенций Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Инна Андреянова, доходы от ДПО — уже не внутреннее дело вуза.

«Наш учредитель, Министерство науки и высшего образования, смотрит на университет в этом случае так, чтобы ДПО приносило доход, и желательно не меньше 30% в бюджете университета», — заявила она. В частности, вузы — победители программы «Приоритет-2030» будут отчитываться в том числе о своих заработках от ДПО и другой приносящей доход деятельности. Получится ли наращивать доходы за счёт привлечения привычной аудитории? Этот ресурс явно не бесконечен.

Во-вторых, запросы слушателей программ ДПО меняются

На это обратил внимание директор по бизнес-развитию Skypro Михаил Свердлов. По его словам, более половины людей, которые приходят на онлайн-курсы, хотят не дополнительного обучения по своей специальности, а новой профессии

EdTech-компании видят этот запрос, понимают проблемы и потребности своих клиентов. Но неясно, понимают ли университеты потребителей своих ДПО-программ. Может случиться и так, что привычная аудитория — те же студенты бакалавриата — массово будет искать отклик на свой запрос о переобучении на онлайн-платформах.

Как получить ДПО?

Выбирая организацию и программу обучения, следует ориентироваться на несколько вещей:

  1. стоимость;

  2. длительность обучения (краткосрочные или долгосрочные курсы профпереподготовки);

  3. вид документов, которые будут выдаваться по окончании курсов;

  4. наличие у образовательной организации лицензии от Рособрнадзора.

От этого во многом зависит качество и полезность получаемых знаний и навыков.

Для поступления требуется комплект документов:

  • заверенная у нотариуса копия паспорта;

  • заверенная копия документа о получении высшего или среднеспециального образования;

  • заверенная копия трудовой книжки (если вам их выдавали на другую фамилию – например, она изменилась после свадьбы, – надо приложить копию документа об ее смене);

  • копия студбилета или справка из деканата для студентов.

Если обучающая организация расположена в вашем городе, следует уточнить список необходимых документов, подать их и произвести оплату лучше прямо в офисе. В остальных случаях удобнее воспользоваться формой, размещенной на сайте учреждения, – с вами свяжутся, ответят на интересующие вопросы и вышлют квитанцию или реквизиты.

Документ о получении ДПО выдается после итогового испытания – это устный или письменный экзамен, либо тестирование.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Дополнительное образование детей

В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.

Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.

В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.

Для школьников

С 2015 года Департамент образования Москвы запустил для школьников проект «Профессиональное обучение без границ». Его суть состоит в том, что старшеклассники одновременно с учебой в школе могут пройти программы профподготовки на базах колледжей и вместе с аттестатом получить свидетельство о рабочей профессии.

Участвовать в проекте могут:

  • школьники с ОВЗ (с разными формами умственной отсталости) – для них нет ограничений по возрасту, но у них не должно быть аттестата об окончании 9 или 11 класса;
  • ученики 9–11 классов в возрасте до 18 лет.

Каждая из профессиональных программ, которые школьники проходят в учебных заведениях СПО, состоит из набора взаимосвязанных дополнительных общеразвивающих программ. Фактически это занятия в кружках по модулям, соответствующим содержанию блоков определенной профессиональной программы СПО. После окончания каждого модуля ученику выдается сертификат.

Если после завершения первого программного модуля ученик понял, что выбранная специальность ему нравится, он может продолжить учебу и перейти к следующему блоку. Если выбор был неверным, можно попробовать себя в другой области. Направления самые разные: от машиностроения, авиационной техники, электроэнергетики до поварского дела, медицины и фармации, культуры и искусства. Школьники, которые прошли все предусмотренные в профессиональной программе модули, могут сдать квалификационный экзамен и по его результатам получить свидетельство о профессии с присвоением квалификации.

Де-юре, конечно, такая учеба не будет дополнительным средним профессиональным образованием (так как у школьников нет никакого базового профобразования), но де-факто – да. Ведь ученики 9–11 классов могут получить одновременно с обычным школьным общим дополнительное среднее профессиональное образование по интегрированным программам допобразования и профобучения. Вместе с аттестатом им выдадут свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации, к примеру лаборанта-микробиолога третьего разряда или младшего воспитателя второго разряда.

В любом случае каждый из способов получить дополнительное среднее профессиональное образование дает возможность быстро освоить востребованную на рынке труда специальность – современное СПО реагирует на запросы работодателей, остро нуждающихся в квалифицированных кадрах, поэтому курсы не перегружены лишней теорией, а ориентированы на практическую подготовку специалистов. Соответственно, период обучения по «коротким» программам профобучения и дополнительного среднего профобразования сокращен до необходимого минимума, а сами курсы нередко создаются под конкретные рабочие места.

Роль и значение дополнительного образования

Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции. Помимо всего прочего они отвечают за:

  • духовное, патриотическое и трудовое воспитание детей;

  • профессиональную ориентацию подростков;
  • развитие детского творческого потенциала;
  • организацию детского досуга;
  • повышение квалификации, переподготовку и стажировку специалистов;
  • получение новых знаний и развитие профессиональных навыков в определенной сфере всех категорий населения.

На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:

  • очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
  • дистанционная;
  • заочная.

Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения.

Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих

У вас назрела необходимость повысить квалификацию, но вы не знаете, как это сделать? Как всегда, на этот случай у нас есть пошаговая инструкция.

Прочитайте ее, она не займет много вашего времени, а пользу принесет однозначно!

Шаг 1. Выбираем курс

Выбирая курсы повышения квалификации, рекомендую обращать внимания на критерии, от которых зависит качество образовательного процесса и его результат.

Такими критериями выступают:

  • продолжительность обучения;
  • форма обучения;
  • программа курса;
  • форма итогового экзамена;
  • вид документа, выдаваемый по окончанию;
  • преподавательский состав курса.

Каждый из них важен по-своему.

Так, например, зная продолжительность обучения, вы сможете скорректировать свой рабочий график, спланировать очередной отпуск так, чтобы он не накладывался на учебу.

Если повышение квалификации связано с целью получения новой должности, то, возможно, руководство определит срок, к которому вы должны получить нужную квалификацию. В такой ситуации вам необходимо выбрать обучение нужной продолжительности.

Анализируйте программу курса, в ней не должно быть дисциплин, которые вам не нужны на практике. Помните: знания, получаемые на таких курсах, должны иметь практическую ценность.

Форма итоговой аттестации по курсу — ещё один важный фактор. Рассмотрим на примере.

Учтите, если вы хотите кардинально поменять профессию, то повышения квалификации вам будет недостаточно. Здесь потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.

Шаг 2. Подаем заявку

Заявка на обучение подаётся работодателем или самим работником.

Если у работодателя заключен договор с обучающей организацией, то заявку подает его кадровая служба путем ее передачи в офис учебного центра (если компании одногородние) либо направляя заполненную форму по электронной почте или факсу.

В случае, когда обучение планирует физлицо по собственной инициативе, то заявка составляется и отправляется одним из 3 способов.

Способы подачи заявки физлица:

  • при личном посещении офиса;
  • с помощью электронной почты;
  • через сайт обучающей организации.

Шаг 3. Оплачиваем обучение

После принятия и рассмотрения полученной заявки, учебный центр (или иная обучающая фирма) направляет в адрес заявителя перечень необходимых для поступления документов и квитанцию для оплаты.

Оплатить можно по реквизитам через терминалы, с помощью банковской карты и электронных кошельков. Юрлицам выставляется счет на оплату обучения, в котором есть все необходимые сведения для безналичных расчетов.

Шаг 4. Получаем доступ к учебным материалам

После поступления денег на счет обучающей организации у слушателей курсов появляется доступ к учебным материалам. Перечень и доступ к ним зависит от выбранной формы обучения.

Если вы выбрали курсы повышения квалификации дистанционно, то учебный центр предоставит вам доступ в личный кабинет, где есть все необходимые материалы по программе курса.

Если квалификацию повышаете очно, то все методические и учебные материалы выдаются на руки.

Шаг 5. Проходим обучение

Получив программу, вы приступаете к занятиям.

Если учитесь с отрывом от производства, т.е. посещаете курсы в учебном центре, то все понятно и предельно просто. В назначенное расписанием время приходите на занятия и под руководством преподавателя выполняете все необходимые задания, прослушиваете лекции и т.д.

При таком обучении предусматриваются практические занятия, включающие работы, выполняемые под руководством педагога в смоделированных ситуациях или в рамках стажировки.

Если учитесь без отрыва от производства (заочно, дистанционно), то все лекции и задания размещены в личном кабинете студента.

Каждый блок сопровождается подробными инструкциями, пошагово расписывается последовательность ваших действий, предусмотрены видеоуроки и обратная связь с куратором курса и преподавателями.

Нередко проводится промежуточная проверка знаний по каждому блоку. Это позволяет своевременно обнаружить проблемные места и вернуться к их повторному рассмотрению. В случае необходимости всегда можно получить дополнительную консультацию у сотрудников обучающей компании.

Шаг 6. Сдаем экзамен

Итогом обучения, независимо от его формы, служит аттестация. Она проводится письменно, устно или в форме тестирования.

Шаг 7. Получаем удостоверение о повышении квалификации

В случае успешного прохождения итогового испытания вам будет выдан документ установленного образца с указанием следующих сведений: наименования обучающей организации и программы повышения квалификации, количества часов обучения, период обучения, перечень сданных экзаменов.

Формы дополнительного образования

В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:

  • повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
  • освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.

Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании

Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.

При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию «Историк. Преподаватель истории». Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация — «Преподаватель физической культуры«.

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный — также не установлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector