профессиональная настройка

Содержание:

ДЕЛАЕМ НОЖКИ

Чтобы облегчить изготовление зауженных ножек, необходимо сделать приспособление. При выборке пазов оно удерживает ножки горизонтально, а при зачистке изогнутых граней работает как опора.

Перенесите контуры с масштабной сетки на обрезок МДФ или ДВП, затем перенесите контуры шаблонов на дерево. С припуском выпилите контуры, а затем скобелем и шлифмашинкой сформируйте изгибы до разметки. Быстро обработать изгибы ножек поможет барабанная шлифмашинка.

Склейте две доски из вишни лицевыми сторонами двухсторонней липкой лентой и с шаблонов перенесите на пакет контуры двух ножек и одного подлокотника.

Чтобы сэкономить материалы, совместите прямое ребро каждой ножки с рёбрами досок, а подлокотник расположите между ножками. Сориентируйте шаблоны так, чтобы получить наилучший древесный рисунок. Затем ленточной пилой аккуратно выпилите детали.

Липкой лентой склейте пакет из четырёх ножек и одновременно прострогайте и зачистите их до нужной формы. Для фиксации ножек во время зачистки можно использовать приспособление. Не разбирая пакета, на настольной циркулярке отпилите ножки по длине. С помощью диска для пазов и вспомогательной линейки в месте, где зауженная часть ножки переходит к изогнутой верхней части, выпилите уступ глубиной 16 мм. Чтобы избежать сколов, между линейкой и ножкой положите обрезок деревяшки. Разберите пакет и фрезой 09 мм скруглите рёбра зауженной и фигурной частей ножек.

Липкой лентой склейте подлокотники и скобелем и шлифмашинкой придайте им нужную форму. Разделите их и прострогайте до окончательной толщины. Зачистите подлокотники шкуркой зернистостью 400. Фрезой 09 мм скруглите верхние и нижние рёбра.

Положите каждую ножку на приспособление так, чтобы она располагалась параллельно основанию, и посередине ножек выберите пазы шириной 6 мм и глубиной 21 мм. Пазы начинаются на 12 мм ниже уступов на ножках, длина пазов — 75 мм. Зачистите пазы стамеской и слегка скруглите их углы.

КОРОБКА

Выпилите части коробки нашего самодельного стула из двух досок шириной 100 мм и толщиной 25 мм. Раскраивайте их так, чтобы из каждой доски получилась одна длинная перемычка и одна короткая (боковая). На внутренних сторонах перемычек вдоль нижних граней выпилите пазы глубиной 9 мм для установки дна.

Хотя пазы расположены посередине ножек, шипы смещены к внешней стороне перемычек так, что после сборки внутренняя сторона соединения получается заподлицо. Смещение шипа от середины — половина разницы между толщиной ножки и перемычки.

На ножки и перемычки, исключая места соединений, которые должны быть сухими для впитывания клея, нанесите слой тунгового масла. Когда оно высохнет, приклейте ножки к передним и задним перемычкам. Получатся две отдельные рамки. Не забудьте нанести клей на обе щёчки шипов и боковые стороны пазов. Зажмите струбцинами каждую сборку и убедитесь, что они плоские и прямоугольные.

КАК СДЕЛАТЬ СИДЕНЬЕ

Для сиденья (крышки) выберите доски с красивым древесным рисунком и цветом. Отпилите доски с припуском около 50 мм по длине и прострогайте их до одинаковой толщины. До склейки досок лицевые стороны покройте слоем тунгового масла (так будет легче удалить лишний клей). Маленьким валиком намажьте ровный слой клея на каждую склеиваемую грань. Сожмите доски, затягивая струбцины так, чтобы из стыка выдавился клей. Убедитесь, что крышка плоская, и отложите её на просушку.

Вставки крышки выполнены из бразильского красного дерева. Пять планок равномерно вставлены посередине вдоль крышки, а одна — с краю поперёк.

Выпилите продольные пазы для планок. Установите циркулярку на запил глубиной 9 мм посередине вдоль крышки и выпилите первый паз. Отодвиньте линейку от диска на 37 мм и, разворачивая доску между проходами, выпилите второй и третий пазы. Отодвиньте линейку ещё на 37 мм и таким же способом выпилите четвёртый и пятый пазы.

С припуском по длине напилите планки вставок и с помощью рубанка подгоните их плотно к пазам. Для закрепления вставок используйте полиуретановый клей.

Выступающие концы вставок отпилите вровень с боковыми торцами крышки, затем удалите липкую ленту и прострогайте или зачистите их заподлицо с плоскостью крышки. Потом на расстоянии 100 мм от торца поперёк лицевой стороны крышки приклейте полоску липкой ленты и выпилите паз для поперечной вставки. Вклейте шестую вставку так же, как пять предыдущих. Когда клей высохнет, зачистите сначала её, а потом обе поверхности крышки.

Интонировка и остальные важные мелочи

Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.

Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.

Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.

Что делать после транспортировки

Если перевозка пианино прошла успешно, то это еще не все, ведь необходимо теперь еще и занести инструмент в помещение

Также, как и при погрузке, все манипуляции должны проходить без спеха и осторожно

Рекомендуется немного открыть в комнате, где будет стоять пианино, окно. Таким образом, Вы сможете уберечь инструмент от резких перепадов температур. Первое время пианино в помещении должно постоять со всеми закрытыми крышками. Если на инструменте вы увидели влагу, то не спешите ее вытирать – будет лучше, если она высохнет естественным путем.

Что относительно настройки пианино после транспортировки, то рекомендовано перед этим процессом подождать 7-10 дней. Это очень важный момент.

Историческая справка

В конце XVII века великие композиторы и музыканты начали искать новый клавишный инструмент, который по нежности звучания и широте эмоций не уступал бы скрипке и органу. Хотелось иметь глубокий звук, корой мог бы плавно перетекать из громового фортиссимо в лёгкое пианиссимо.

Первое название пианино дословно передавалось как «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Назвал инструмент Бартоломео Кристофори – итальянский мастер музыкальных инструментов в 1709 году. Исходившая из настроенного пианино музыка не устаревает и по сегодняшний день, затрагивая самые глубокие струны души.

Как часто нужно настраивать

Принято считать, что после приобретения нового пианино в течение следующих 12 месяцев его потребуется настраивать дважды. При покупке с рук провести настройку придется один раз, но практически сразу же после доставки музыкального инструмента на постоянное место. Однако в обоих случаях перед приглашением специалиста все-таки необходимо выждать около недели, чтобы механизм адаптировался к микроклимату комнаты. Постоянно используя фортепиано, регулировать механизм придется через каждые 6 месяцев.

Следует понимать, что данная работа отнимает значительное количество времени. Если пианино настраивается регулярно, то потребуется от 1,5 до 3 часов работы, но если специалист давно не касался инструмента, то количество часов окажется гораздо большим — возможно, даже в три подхода. Чтобы результат работы оставался как можно дольше, в помещении следует поддерживать температуру, равную 20 градусам тепла, а влажность — от 45 до 60%.

Ответы на частые вопросы:

Как часто настраивать пианино?

Напрямую зависит от многих факторов, например:
а. От технического состояния конкретного музыкального инструмента (фортепиано); б. От интенсивности эксплуатации; в. От изменений влажностно-температурного режима помещения и др.

При постоянном, нормальном влажностно-температурном режиме (температура — +20 °C влажность — 45 – 60%) и интенсивности занятий 1 ч/с в сутки и менее, включая в себя случай, когда на инструменте не играют совсем! 1-2 раза в год.

Можно ли настроить старое пианино?

Здесь необходимо конкретизировать. Под старыми пианино часто подразумеваются все инструменты, сделанные 25 и более лет назад. Кроме того отвечая на этот вопрос можно говорить только о вероятности, каждый конкретный инструмент необходимо оценивать отдельно.

И все же

Пианино, выпускавшиеся примерно с 1975 по 1989 г.г.

Если инструмент сделан примерно до середины 70х годов прошлого столетия вероятность того, что его можно настроить и он будет держать строй довольно высока. Правда, если он не настраивался более 3х лет, настроить его придется несколько раз, пока он не привыкнет к правильным нагрузкам. Как отличить такие пианино от всех остальных читайте в статье «Как выбрать пианино – с чего начать?»

Пианино, выпускавшиеся с 1930х по 1975 г.г.

Если пианино было выпущено раньше, вероятность того что его можно настроить и он будет держать строй низка. То есть в некоторых случаях настроить такие пианино в правильный строй можно, но они либо расстроятся очень быстро, либо (даже если они продержатся год), в следующий визит настройщика настроить их будет уже нельзя.

Крайне редко встречаются пианино тех лет с сохранившимся ресурсом вирбельбанка. Исключением являются фортепиано после квалифицированного ремонта. Если у инструмента были заменены колки вероятность того что его можно настроить близка к инструментам из первой группы.

Старинные (дореволюционные) пианино

Если речь идет о старинных, дореволюционных инструментах, с которыми не производились реставрационные работы, вероятность настройки таких пианино близка к нулю.

Но даже в этих случаях необходимо принять во внимание следующее. Все фортепиано (и пианино в частности) инструменты очень благодарные

Если инструмент сохранился в комплекте (не утеряны важные детали конструкции), его технические характеристики и внешний вид можно привести к состоянию нового фортепиано.

После таких, восстановительных, работ пианино станет не только настраиваемым, но и будет соответствовать всем требованиям современного музыканта к инструменту.

Единственным условием является ремонт и восстановление в мастерской с хорошей репутацией и квалификацией мастеров.

Оплата труда

Зарплата настройщика музыкальных инструментов на ноябрь 2021

Россия 15000—75000₽

Москва 45000—200000₽

Зарплата настройщика музыкальных инструментов зависит от места работы, региона проживания и состояния музыкальных инструментов. В Москве — от 40 тыс.руб. В крупных городах России 25-30 тыс. руб. При частной практике зарплата сдельная — в зависимости от количества выполняемых заказов. Например, средняя цена настройки фортепиано — 1500-1800 рублей в Москве и по времени занимает 4 часа. Настройка баяна значительно дороже — около 15 000 рублей и займет не меньше недели. Настройка органа занимает 8 часов времени.

Немаловажный факт: зарплата настройщика во многом зависит от его репутации. Высококлассные мастера передаются «из рук в руки», их советуют друзьям и знакомым. Поэтому их доход стабилен и высок.

Ступеньки карьеры и перспективы

Чтобы стать настоящим профессионалом, нужна длительная практика как минимум 10 лет. Наибольший опыт можно получить на фабрике по производству инструментов. Карьерой настройщика является постоянное повышение мастерства от 4 разряда до 12.

Профессиональный праздник

4 апреля — Международный день настройщика

В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения РФ приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.

Интересные факты

  1. Музыкальные инструменты — это целый мир, в котором есть своя классификация: тип духовых инструментов, класс деревянных духовых, отряд язычковых, семейство саксофонов, виды — альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они создавались для одного и того же, чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.
  2. Вместо таблеток — порция музыки!
  3. Древние врачи считали, что для сохранения здоровья нет лучшего средства, чем правильно подобранная музыка. Современная медицина подтверждает это. Русские ученые В.М.Бехтерев и И.М.Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание и кровообращение. Музыка может как повышать артериальное давление, так и понижать его, убыстрять пульс или замедлять.
  4. Немецкие врачи кроме обычного лечения рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание классической музыки — Бетховена, Моцарта, Шопена, Штрауса и др.
  5. Меланхоликов излечивают звуки скрипки.
  6. Флегматикам показана музыка альта.

  7. Истеричных людей успокаивает арфа.
  8. Заболевания легких и страдания от несчастной любви излечиваются флейтой.
  9. Депрессии и психозы излечиваются элегиями, ноктюрнами и колыбельными песнями.
  10. От бессонницы помогает пение хора, музыка Чайковского, Шумана.
  11. Головную боль снимает «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.
  12. Нервную возбудимость успокаивают «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, музыка Шопена и Штрауса.
  13. Раздражительность и злобу устраняют «Лунная соната» Бетховена, «Кантата № 2» Баха.
  14. Артериальное давление снижает музыка из балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Ноктюрн ре- минор» Шопена.

Обеспечение сохранности пианино и рояля [ править | править код ]

В процессе настройки

Поскольку фортепиано — сложный и дорогостоящий инструмент, а его рама находится под большой нагрузкой, настройка требует от мастера не просто очень ответственного подхода, а профессионализма, под которым подразумевается профессиональное обучение у фортепианного мастера и опыт работы.

Фортепианный мастер (настройщик-техник) умеет не только настраивать фортепиано, но и выполнять его ремонт, вплоть до полной переборки, замены деталей и, зачастую, реставрации.

В российских музыкальных школах в обязанности настройщика, кроме настройки, входят ремонт и регулировка клавишно-молоточкового механизма.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

  • Гаммы построены из 8 нот
  • Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
  • Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.

Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:

Чтобы было проще:

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.

Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)

Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Нумерация пальцев у музыкантов

Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:

Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации

Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа #

Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один – Си b

Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:

Для правой руки:

(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)

И потом, соответственно, в обратную сторону:

(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.

Практики должно быть много

Итак, теория — это конечно хорошо, но какой же пианист и без практики. Давайте немного о ней. Практика — неотъемлемая часть любого процесса, и обучения в том числе. И второе правило — практики должно быть много. Как и теории. Ведь знания без применения никуда вас не приведут. Если вы будете просто изучать теоретические сведения, но не закреплять их игрой на пианино, то они просто-напросто забудутся через время. 

Да, на это нужно время, но лучше так, чем никак. Старайтесь тренироваться как можно больше. Идеально уделять этому каждый день, можно даже несколько раз в день. Если это сложная композиция, а времени у вас немного — поделите на части и изучайте каждую из них отдельно. 

Здесь отлично подойдет сравнение со спортом. Представьте себя спортсменом, который стремится стать асом и профессионалом своего дела. Спортсменам нужны ежедневные тренировки. Вот и вы постарайтесь уделять этому время, ежедневно выполнять хотя бы что-то. Лучше немного, но часто, чем один раз много. Это известное правило. Постоянное получение новых знаний вместе с их отработкой в реальности позволят вам стать намного лучше в игре на пианино. Разве не это ваша цель?

Watch this video on YouTube

Как правило, не нужно.

Скорее всего, такой ответ вызовет недопонимание даже в кругу музыкантов. Тем не менее, это факт, который мы кратко объясним.

Итак, если заглянуть внутрь пианино, то мы легко обнаружим так называемую станину, то есть чугунную раму, на которой натянуты струны.

Именно эта рама и делает пианино таким тяжелым. Оно и не удивительно, ведь общее натяжение всех струн доходит до 15 тонн (давление на сжатие). Мы не оговорились, суммарное натяжение струн фортепиано исчисляется тоннами. Чугунная рама, когда она стоит ребром, должна выдержать на себе более десяти легковых автомобилей.

Теперь обратим внимание на вирбели, в простонародье их называют колками. Каждая струна зацеплена снизу и навита на колок, после чего натянута до определенного уровня, давая соответствующее давление на раму

Вот как раз эти самые колки и должны в совокупности удерживать тонны натяжения струн

Каждая струна зацеплена снизу и навита на колок, после чего натянута до определенного уровня, давая соответствующее давление на раму. Вот как раз эти самые колки и должны в совокупности удерживать тонны натяжения струн.

А теперь вспомним, что пианино весит едва ли каких-то двести килограмм. Разве это вес относительно десяти-пятнадцати тонн? И что же получается? Чуть тряхнули в перевозке двести килограмм — и сразу же колки перестали держать натяжение струн, исчисляемое тоннами? Тогда мы имеем открытую проблему со строем, то есть с колками. Именно они не в состоянии удержать нужное натяжение струн, ослабляют его, после чего инструмент перестает быть хорошо настроенным. Возьмите, к примеру, гитару. Принцип такой же. Настроив ее, перенесите в другую комнату — и настройки как не бывало. Разве это не брак? Но ничего не случится с инструментом, который не имеет такого изъяна. В том числе и с фортепиано.

Так откуда же взялся миф, что инструмент после перевозки нужно обязательно настраивать? Поясним, тут все просто.

Фортепиано после перевозки, возможно, действительно придется настроить. Кто-то из настройщиков говорит — сразу, другие — через неделю. И то и другое неверно. Сразу однозначно дело бестолковое, потому как если нет проблем со строем (колки вашего пианино хорошо держат натяжение струн), то перевозка инструмента весом в двести килограмм никак не может повлиять на возможность колков удерживать натяжение струн в несколько тонн. Это факт из физики. Но вот через какое-то время, когда фортепиано в ваших, возможно, новых климатических условиях адаптируется, оно может выдать некоторые отрицательные сюрпризы, и не только в настройке. Повторимся, это только возможно.

Так когда же нужно настраивать пианино после перевозки?

Только тогда, когда нужно.

Из нашей двадцатилетней практики в пять тысяч проданных инструментов, перепробовав все способы, мы с уверенностью можем сказать, что нет смысла настраивать инструмент после перевозки, если нет такой надобности. Поверьте, прислушавшись, вы определите фальшь ноты, звука, даже если вы не музыкант. А с последними вообще все проще.

Всякий раз, продавая инструмент – а он в нашем магазине обязательно настроен, – мы говорим покупателям: звоните, когда будет нужно, и мы сразу же пришлем мастера. У вас год гарантии, поэтому беспокоиться не о чем, мы приедем и еще раз настроим даже в последний гарантийный день года. И как результат имеем: кто-то просит настроить буквально через пару недель (таких не много), другие через несколько месяцев, а кто-то вообще в течение года не обращается. Заметим, что данный анализ касается только тех покупателей, которые приобретают инструмент, чтобы играть, а не в качестве предмета мебели. В случае же профессиональных пианистов дело обстоит немного хлопотнее, им вообще обслуживание инструмента необходимо несколько раз в год, где настройка лишь часть всей процедуры.

Вот так обстоит дело с настройкой пианино после перевозки.

В конце расскажем короткий, но забавный случай на эту тему. Когда-то, лет восемнадцать назад, такой вопрос был задан одному известному в своих кругах настройщику. Ушлый дедок. И он дал потрясающий ответ: «Вам что нужно, молодежь? Вы забыли, что в одной только Москве в день добрая сотня перевозок пианино и роялей? Возможно, и больше. Новых, б/у, из квартиры на дачу и обратно. Вам что, деньги лишние? Перевезли, пусть настраивают!»

Вот и вся настройка пианино после перевозки!

Повторимся, после перевозки пианино нужно настраивать тогда, когда это действительно необходимо. Прислушайтесь к инструменту — и вы это услышите!

 , Компания «Мир–Пиано»!

Еще две статьи на подобную тему:Надо ли настраивать пианино перед продажей?Гарантия на настройку не существует как таковая

Инструменты

Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ. Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля. Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные. Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).

Литература [ править | править код ]

1. Богино Г. Современная настройка фортепиано // Музыкальное искусство и наука. – (Вып.1.). – М.: Музыка, 1970. — С.191-218.

2. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. — М. , 1980.

3. Фадеев И.Г., Аллон С.М. Ремонт и настройка пианино и роялей. — М. , 1973.

4. Сергеев М. В. О профессионализме настройщиков фортепиано // Общество и цивилизация. 2015. Т. 1. С. 142—158.

У многих, кто занимается музыкой, стоят дома старые советские фортепиано 20−30-летнего возраста. Можно ли настроить их в домашних условиях? Попробуем разобраться.

Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц. Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр). Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона. Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.

Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р. за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники. К технической части и приступим.

Настройка

После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый. Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.

Заключение

Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно. Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство. Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы. Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен. Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии. Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет. И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах). Статья опубликована в выпуске 25.06.2013 Обновлено 11.02.2018

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Чем вооружиться перед настройкой?

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них  необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Процесс настройки

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы. Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав. Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано – слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные – чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Автор – Сергей Пимонов

  • https://fb.ru/article/317401/kak-nastroit-pianino-samostoyatelno
  • https://shkolazhizni.ru/culture/articles/61698/
  • https://music-education.ru/kak-nastroit-fortepianosamostoyatel-no-esli-v-100-km-ot-vas-net-nastrojshhika/
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector