Регистрация нко

Подготовка документов к регистрации НКО

Этот этап создания некоммерческой организации можно разделить также на несколько фаз. После определения с формой и учредителями нужно придумать название будущей НКО. Оно должно содержать указание на деятельность организации и придуманное организаторами название.

Наименование НКО не должно повторяться.

Если организация с таким названием, даже с другим видом деятельности уже существует, то в регистрации откажут. Посмотреть существующие названия можно на различных ресурсах, например портале «Открытые НКО» или едином реестре юр. лиц (по коду деятельности).

Следующий этап — создание устава. Здесь все достаточно просто. В этот документ включают стандартные разделы:

  • общие положения;
  • цели деятельности;
  • органы управления;
  • внутренние документы организации;
  • порядок реорганизации или прекращения деятельности;
  • заключительные положения.

Отличительной особенностью устава НКО будет раздел, фиксирующий источники дохода. Это необходимо для того, чтобы организация смогла финансировать свои потребности из собственных средств. Если доходную деятельность не прописать в этом основном документе, НКО не сможет принять даже добровольное пожертвование.

Далее идет пакет документов на всех учредителей НКО. Для физ. лиц необходимо предоставить все персональные данные, включая ИНН. Для юр. лиц также стандартный набор регистрационных данных. Эти сведения предоставляются в установленной ФНС форме (приказ № ММВ-7-6/25@).

После того, как все основные документы готовы, собираются учредители. Они утверждают устав и принимают решение о создании НКО. Если учредитель один, то просто выносится решение учредителя. Если таких людей или компаний несколько — решение о создании некоммерческой организации оформляется протоколом.

Также необходимо подтвердить наличие у НКО физического адреса. Помещение может, как принадлежать одному из учредителей, так и быть арендованным. В последнем случае понадобится гарантийное письмо от собственника помещения о согласии на аренду.

Подача документов на регистрацию

Последний и самый важный этап создания НКО — это собственно ее государственная регистрация. После того, как все документы собраны и оформлены нужно заполнить заявление установленного образца (приказ ФНС № ММВ-7-6/25@).

Перед подачей заявления нужно оплатить пошлину за регистрацию.

Для основной массы НКО она равна 4 тыс. рублей. Исключения составляют политические партии (3,5 тыс. рублей) и объединения инвалидов (1,4 тыс. рублей). Реквизиты для оплаты госпошлины можно взять на интернет-ресурсе местного регистрирующего органа или в портале Госуслуги.

Регистрацией НКО занимается Минюст. В эту организацию нужно подать пакет документов, заявление на регистрацию и квитанцию об оплате пошлины.

Дальше остается только ждать решения регистрирующего органа. Если в документах будут допущены какие-либо неточности, то в регистрации могут и отказать. Если огрехи незначительны, то учредителей НКО проинформируют о необходимости их исправления.

Процедура регистрации НКО занимает много времени.

Сначала у Минюста есть 14 рабочих дней на принятие решения о регистрации. Если требуется дополнительная проверка НКО, например, как в случае с религиозными организациями, то этот срок отодвигается до получения результатов соответствующих экспертиз и заключений.

Затем документы перенаправят в ФНС. Срок перенаправления законом не установлен, но, как правило, занимает несколько дней. Затем в течение 5 дней налоговики вносят данные новой НКО в реестр юр. лиц. Еще через три дня учредители получают свидетельство о регистрации.

На этом процедура создания НКО заканчивается и можно начинать работу.

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • общины коренных малочисленных народов;
  • казачьи общества;
  • фонды;
  • государственная корпорация;
  • государственная компания;
  • некоммерческие партнерства;
  • частные учреждения;
  • государственные, муниципальные учреждения;
  • бюджетное учреждение;
  • автономная некоммерческая организация;
  • ассоциации (союзы).

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

  • потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);
  • публично-правовые компании;
  • адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;
  • нотариальные палаты.

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

  • № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995;
  • № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;
  • № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;
  • № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997;
  • № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;
  • № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;
  • № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006;
  • № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;
  • № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;
  • № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.
  • № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Как проводить ликвидацию

Прежде всего нужно поставить в известность о подобном решении управление Министерства юстиции, местные отделения фондов (социальный, пенсионный) и, конечно же, налоговую службу.

Далее учредителю стоит позаботиться о создании ликвидационной комиссии. Также понадобится установить сроки и порядок проведения самого процесса ликвидации.

Следующим шагом будет размещение информации о закрытии организации в СМИ. Затем бухгалтер составляет промежуточный баланс, отражает наличие должников, равно как и задолженностей, после чего производится уплата всех актуальных налогов.

В качестве завершающего этапа можно определить погашение задолженности и работу с кредиторами.

Когда все перечисленные этапы выполнены, учредители получают 2 месяца для того, чтобы подготовить всю необходимую документацию для ликвидации.

Способы создания НКО

НКО создается:

  • при помощи учреждения новой организации;
  • через реорганизацию другого юридического лица. При этом организационно-правовую форму можно оставить ту же или выбрать другую (ст. 13 №7-ФЗ).

Религиозные организации и политические партии можно создать только учреждением. Остальные формы НКО можно создавать при помощи реорганизации.

НКО создается по решению учредителей. В решении об учреждении указываются сведения о принятии устава, о размере и способах образования имущества, о выборе органов управления юридического лица. При создании корпоративной НКО указывается информация о результатах голосования учредителей по вопросам создания и регистрации организации.

НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации новой организации (кроме форм реорганизации в виде присоединения) (ст. 16 №7-ФЗ).

При создании НКО не создается уставный капитал. Имущество НКО формируется в ходе работы организации. Источниками имущества становятся добровольные финансовые и имущественные пожертвования учредителей, участников или других лиц (список источников в ст. 26 ФЗ-7).

Если НКО планирует заниматься деятельностью, которая приносит доход, необходим уставной капитал как для ООО (на 2021 год – 10 000 рублей, п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Устав АНО и его особенности

Как уже описывалось выше, Устав некоммерческой организации должен соответствовать положениям действующего законодательства, в частности: «О некоммерческих организациях». Одним из начальных этапов разработки Устава является формулирование названия такого рода организации.

Согласно закону, название должно легко произносится, быть оригинальным, не дублировать наименований действующих АНО и не нарушать авторских прав (не употреблять слов, что являются торговыми марками).

Правило названия АНО Описание
Прописанное ФИО в названии При использовании имени человека в названии, необходимо разрешение (в письменном виде) от данного человека, если указаны конкретные данные (ФИО)
Использования названия страны и городов Используемое название должно выражать истинную цель деятельности или ключевые задачи. А общегосударственные слова, вроде названия страны или столицы, могут использоваться только с разрешения местных органов власти.

Далее в уставном документе разрабатывается структура управляющих органов, которые будут проводить контроль и менеджмент всех проводимых операций или деятельности. В Уставе отдельная глава выделяется для пункта, описывающего движимое и недвижимое имущество организации.

ВАЖНО: для упрощения схемы заполнения и составления Устава многие прибегают к способу скачивания готового шаблона, которые представлены в Сети. Здесь необходимо учитывать, что законодательные нормы часто изменятся и некоторые пункты могут не соответствовать текущим нормам, актуальным на день подачи заявления

Еще один пункт следует выделить для описания конечной задачи и целей, которые ставят перед собой основатели автономной некоммерческой организации. Нельзя устанавливать, что целевое назначение АНО – это получение материальной выгоды или улучшение собственных материальных благ.

Список документов для регистрации АНО.

Для того чтобы зарегистрировать Автономную некоммерческую организацию Вам необходимы следующие данные:

  1. Полное и сокращенное наименование АНО (сокращенное может отсутствовать), наименование должно быть уникальным.
  2. Сведения на адрес (место нахождения) АНО.
  3. Копии паспортов учредителей (АНО может создать минимум один учредитель – физическое или юридическое лицо); 
  4. Состав и наименование (например — Совет, Президиум) высшего коллегиального органа управления – Фамилия Имя Отчество его членов;
  5. Копия паспорта руководителя АНО и наименование должности, например Директор, Президент, Председатель и т.д., его контактный номер и Email;
  6. Определиться, кто выступит заявителем (заверит документы у нотариуса) – один из учредителей и его контактный телефон.

Образец документов для регистрации АНО:

Регистрация АНО онлайн, через ЭЦП или госуслуги.

Подача документов на регистрацию АНО в 2020 году возможна следующими способами:

  • на бумажном носителе в МИНЮСТ

  • с помощью ЭЦП через портал госуслуги

Мы подаем документы в МИНЮСТ каждый день. Если ситуация изменится, то на следующий день Мы изменим данный раздел статьи и опишем новый и удобный способ зарегистрировать АНО.

Подача документов на регистрацию НКО в Минюст

И напоследок подскажем, что документы можно подать в Минюст следующими способами: 

  1. лично, обратившись в территориальный орган Минюста 
  2. ыыдать нотариальную доверенность доверенному лицу для представления документов в Минюст
  3. по Почте России
  4. через портал государственные услуги без ЭЦП
  5. по электронной цифровой подписи (с ЭЦП) через портал государственные услуги. 

Желаем вам пройти регистрацию НКО без отказов и приостановок. Если у вас оставались вопросы, наши специалисты с радостью вас проконсультируют и помогут в создании НКО.

Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).

Вам также может быть интересно:

Заказать выписку из ЕГРН

Шаг 2. Передача документов на регистрацию

Так, Центральный аппарат Минюста России принимает решение о государственной регистрации в отношении общероссийских и международных общественных объединений; политических партий; отделений международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий; местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями; иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Сроки при регистрации

Важно не пропустить трехмесячный срок для подачи документов на регистрацию с момента принятия решения о создании НКО. Таким образом, пошаговая инструкция открытия НКО в качестве второго шага называет подачу документов в Минюст с соблюдением указанного срока

С момента подачи документов в Министерство юстиции РФ в зависимости от вида НКО следует ориентироваться на следующие максимальные сроки принятия решения:

  • 33 дня — в отношении общественных объединений;
  • 30 дней — политических партий;
  • один месяц и три дня или шесть месяцев и три дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций;
  • 17 рабочих дней — иных НО.

После принятия решения о регистрации Минюст России направляет в регистрирующий орган (инспекцию по налогам и сборам) документы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения. Регистрирующему органу Регламентом отведен срок не более чем пять рабочих дней на внесение записи в ЕГРЮЛ о регистрации. В срок не позднее следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ регистрирующий орган сообщает о данном факте Минюст России.

Шаг 2. Собираем документацию

Пакет состоит из следующих документов:

  • заявления;
  • учредительных документов в 3 экземплярах, 2 из которых прошиваются и заверяются подписью заявителя или нотариуса;
  • решения об учреждении организации;
  • документа об уплате госпошлины (4000 руб. — за регистрацию всех юридических лиц, кроме политических партий и обществ инвалидов; 3500 руб. — за регистрацию политической партии; 1400 руб. — за регистрацию обществ инвалидов);
  • выписки из реестра или иного документа на иностранное юридическое лицо, если таковое будет учредителем НКО;
  • заявления о включении НКО в реестр иностранных агентов по бланку, утвержденному приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 (если имеются основания для включения в такой реестр).

Для отдельных форм НКО (общественных объединений, политических партий, религиозных организаций) Регламентом (пп. 29–32) предусмотрены незначительные особенности представляемых на регистрацию документов.

Направляемые документы (кроме учредительных) представляются в 2 экземплярах, один из которых должен быть оригиналом. Все многостраничные акты должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью заявителя на месте прошивки.

Форма заявления, нюансы ее заполнения

В силу приказа Минюста России «Об определении форм…» от 07.05.2013 № 68 заявление на регистрацию НКО составляется на бланке № Р1101, утвержденном приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, который используется для регистрации коммерческих компаний. При этом стоит отметить один нюанс: в п. 5 ст. 13.1 Закона об НКО в списке документов, представляемых на регистрацию, значатся сведения об учредителях и об их адресе, оформлять которые отдельными документами не надо, так как информация об учредителях и адресе вносится в соответствующие листы формы № Р1101 заявления (п. 28 Регламента).

Однако учредители некоммерческой организации не так важны, как в коммерческих компаниях, поэтому при составлении заявления главное — соблюсти необходимое их количество. Например, в учреждениях допустим только 1 учредитель (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), в обществе взаимного страхования — не менее 5 (п. 3 ст. 5 закона «О взаимном страховании» от 29.11.2007 № 286-ФЗ).

Учредителями НКО могут быть:

  • дееспособные граждане;
  • иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ;
  • действующие юридические лица.

Решение о создании НКО

Решение о создании НКО принимают ее учредители. В указанном акте, согласно п. 5 ст. 13.1 Закона об НКО и п. 42 Регламента, должны указываться:

  • сведения о месте и времени заседания;
  • список его участников;
  • информация о рабочих органах собрания (состав и Ф. И. О. каждого члена);
  • информация об учреждении организации;
  • информация об утверждении учредительных документов;
  • резюме принятых решение с итогами голосования;
  • сведения об избранных органах компании и данные (Ф. И. О.) их членов;
  • фамилия и инициалы председателя и секретаря заседания.

После принятия названного решения у заинтересованных лиц есть 3 месяца для подачи полного пакета документов на регистрацию НКО.

Подружиться с Минюстом, чтобы не потерять время

Юрист, совладелец автономной некоммерческой организации «Человек и общество», блогер «7х7» Наталья Мокрецова:

– Чтобы запустить работу своей некоммерческой организации, мне потребовался почти год. Из него пару месяцев я потеряла на первом этапе, когда регистрировали организацию в Минюсте. Это был мой факап .

Я поняла, что должна «пощупать» все своими руками, после того как пролазила «Гарант» и «Консультант» и увидела, что в жизни все не так. Вот ты хоть тресни, но традиции у нас в Пензе такие: надо прийти, поклониться, поздороваться. Пока не сходишь, в глаза не посмотришь и не возьмешь нужный листочек, ничего у тебя не выйдет.

У нас был довольно небольшой список документов, которые надо было собрать и отнести в Минюст. Написали заявление о регистрации некоммерческой организации по форме Минюста и оплатили госпошлину. Отнесла, сказала: «Посмотрите, все ли правильно, если что, я еще раз приду». Внесла дома все правки сотрудников Минюста. Когда поехала снова подавать документы, то взяла с собой нитки, иголки, клей, ножницы и флешку. Думаю: если надо будет что-то сшить – сошью, расшить – разошью. Выдохнула, все документы приняли без исправлений.

Через месяц приходит письмо: отказано в регистрации, потому что мы что-то не так написали в протоколе и устав надо было «расшитый», а заявление — наоборот, «сшитое». Но у нас были же с собой нитки – почему не сказать сразу? Оказывается, у нас уже поменялся специалист, у нового – другие требования. То был, что называется, «другой президент».

Тут уже я развозмущалась, раскричалась и пригрозила, что пойду жаловаться. Они поняли, что плохо со мной поступили. Сели, разобрали все ОКВЭДы , весь устав построчно разобрали. Все получилось.

Если хотите, чтобы все было быстро, задружитесь со специалистом. Прямо придите в его кабинет и положите на стол не деньги, не цветы и не конфеты, а устав и попросите его прочитать каждую строчку. Чтобы не «заворачивали» потом, иначе первый же косячок — и все придется начинать сначала. Как юрист скажу: все так делают, все минюсты одинаковые. Выход – сходить ногами, сесть вместе со специалистом за стол и «не слезать», пока не сделают.

Когда мы СМИ регистрировали, семь раз в местный Роскомнадзор сходила, потом съездила в Москву. Там все объяснили, все сделали, прислали пакет — отказ. Потеряли два месяца на «пробег почты». Жила бы в Москве — все быстро бы поправили, поэтому везде — своими ногами и глядя в глаза.

Отказ в регистрации после подачи документов на создание НКО

Основания для отказа в регистрации создания НКО перечислены в п. 1 ст. 23.1 закона № 7-ФЗ. Так, отказ можно получить по причине:

  • несоответствия представленной на регистрацию документации Конституции и законодательству РФ;
  • наличия ранее зарегистрированной НКО с аналогичным названием;
  • оскорбительного в нравственном, национальном или религиозном смысле наименования НКО;
  • представления неполного комплекта документов;
  • присутствия в числе учредителей лица, которое не может выступать в этом качестве в силу п. 1.2 ст. 15 закона 7-ФЗ;
  • недостоверности сведений, изложенных в представленных на регистрацию документах;
  • неустранения недочетов, послуживших основанием для приостановления госрегистрации НКО.

Иностранной НКО может быть отказано в регистрации не только по перечисленным выше основаниям, но и в том случае, если цели ее создания противоречат законодательству РФ либо создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности или национальным интересам РФ.

Решение об отказе должно быть принято в течение двух недель с момента подачи документов и доведено до заявителя в течение трех рабочих дней.

Отказ в госрегистрации может быть обжалован в судебном порядке и не служит препятствием для повторной подачи документации после устранения выявленных нарушений.

***

Таким образом, определяясь, как открыть некоммерческую организацию, необходимо прежде всего изучить и учесть соответствующие положения действующего законодательства

Также важно учитывать, что порядок открытия отдельных НКО имеет свою специфику и зависит от вида организации

Надеемся, вы нашли в нашей статье ответ на вопрос о том, как открыть НКО. Однако стоит отметить, что приведенная в ней информация является общей, относимой к любым видам некоммерческих организаций. Подробности же о перечне необходимых документов для открытия НКО вы найдете в другой статье. Кроме того, предлагаем ознакомиться со статьями об учредительных документах некоммерческих организаций и уставах таких компаний.

Сложности регистрации НКО онлайн

Поясню, почему же МИНЮСТ до сих пор так не делал. ООО и ИП давно можно зарегистрировать электронно, почему же НКО нельзя было? Для этого есть несколько причин:

1. Сложность подготовки документации. Если взять самостоятельные подачи без привлечения регистраторов НКО, процент регистраций без отказа и доработки составляет ничтожные 15%. В отличие от регистрации коммерческих организаций документация НКО проходит правовую экспертизу 3 недели. Экспертиза — это суждение конкретного специалиста МИНЮСТА, соответствуют ли Ваши документы всем законам или нет.  И тут важны не только знание, но и опыт по работе с конкретным МИНЮСТОМ и особенности их требований и видения этого закона.

2. Отсутствие точного списка документов. Дело в том, что форм некоммерческих организаций довольно много. Каждая подчиняется своим специальным законам, в связи с чем требуются дополнительные документы. Подавая на регистрацию НКО документы, Вы можете создать:

  • АНО, в том числе образовательную АНО (ДПО, ВО, ДО)
  • Фонд: Благотворительный фонд, Фонд развития, Фонд целевого капитала
  • Общественную организацию: Местную, Региональную, Межрегиональную, Общероссийскую, Федерацию.
  • Ассоциацию
  • Союз
  • Частное учреждение
  • Коллегию адвокатов или Бюро адвокатов
  • Казачьи общества
  • Партию
  • Религиозную организацию
  • Это не полный список возможных форм НКО!

Если создавать электронную форму для регистрации НКО, она будет просто огромной и запутанной. И простому человеку не поможет. А специалисту будет только мешать. Все документы возможно подать через Госуслуги просто скан копиями, заверенными ЭЦП заявителя.

3. Отсутствие целесообразности. МИНЮСТ резонно считает, что если в большинстве случаев заявителю все равно приезжать на доработку документов, а у профессиональных регистраторов есть для этого курьер и он в любом случае каждый день приезжает. Электронная подача не сэкономит время. Более того, «пилотные» попытки показали, что заявители начинают заваливать «сырыми» уставами, безответственно относятся к доработкам и получают отказы в несколько раз больше. В итоге, у МИНЮСТА в два раза больше работы, у заявителей в два раза больше потерянных пошлин и нотариальных расходов.

4. Плохой, похожий пример. По закону, комплект документов можно подать почтой на адрес МИНЮСТА. Никогда так не делайте! Процент успешных регистраций у такого метода вообще стремится к нулю. Не скажу наверняка почему, но к таким подачам МИНЮСТ относится, мягко говоря, прохладно.

5. Постоянное изменение законов. Большое количество форм НКО, подчиняются разным законам. Соответственно и форма электронной заявки для разных форм НКО, должна постоянно обновляться. Это создает дополнительные трудности и требование постоянных обновлений программы.

Как видите, регистрация НКО это ручная, уникальная работа в каждом отдельном случае. В отличие от ООО и ИП, которые давно поставили на конвейер однотипные операции, с некоммерческими организациями такое сделать сложно.

Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).

Вам также может быть интересно:

  • ЭЦП для НКО
  • Регистрация НКО
  • Внесение изменений в НКО

Требования к уставу НКО

Начинать необходимо с устава НКО, поскольку это самый главный документ для НКО, регулирующий ее деятельность. 

Требования к уставу НКО определены в ст. 14 ФЗ 7 «О НКО», однако нужно учитывать, что для каждой организационно-правовой формы НКО и разного направления деятельности может существовать дополнительные условия, которые содержатся либо в отдельных статьях ГК РФ, либо в специальных законах, например: ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», ФЗ  № 82 «Об общественных объединениях», ФЗ № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,  ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ФЗ № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ № 5 «О ветеранах», ФЗ № 100  «О добровольной пожарной охране»  и это только часть законов, которые регулирует социальную сферу, предназначенную для НКО.

Но существует достаточно много общих положений, которые находятся в каждом уставе, независимо от формы НКО. Их не так мало, но мы постараемся максимально перечислить все общие правила. И так, в каждом уставе НКО должны содержаться:

  • организационно-правовая форма НКО
  • полное название НКО и при наличии сокращенное наименование НКО
  • цели, предмет, виды деятельности НКО
  • сведения о символике НКО – описание эмблемы, гербов, гимнов, флагов 
  • права и обязанности членов или участников НКО;
  • условия и порядок приема в члены или в участники НКО и порядок выхода из нее 
  • сведения о представительствах, филиалах или отделениях НКО
  • структура НКО и ее органы управления 
  • порядок формирования органов управления НКО, их компетенция, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов или единогласно 
  • источники формирования имущества НКО
  • порядок изменения устава НКО
  • порядок реорганизации НКО
  • порядок ликвидации НКО и распределение ее имущества после ликвидации НКО.

Я думаю, что на каждой особенности нет необходимости останавливаться, но некоторые мы выделим и расскажем о них более подробно. 

В частности, для будущей деятельности НКО весомое значение играет правильно подобранные цели и предмет, соответствующие ее характеру деятельности, вынесенному в полное наименование НКО. Очень ценно прописать цели и предмет деятельности объемно и понятно. 

Если этого не сделать грамотно, негативные последствия повлияют не только на деятельность НКО, но и на ее имидж и авторитет.  Для полного понимания возможных последствий  в случае осуществления неуставной деятельности, т.е. при реализации направлений, не указанных в уставе  — это возможность вынесения Минюстом решения о приостановке деятельности НКО до устранения замечаний и даже принудительная ликвидации НКО через суд.

Помимо целей и предмета в уставе указываются виды деятельности НКО и деятельность, приносящая доход, которые опять же должны соответствовать целям создания НКО

И тут снова возникает тонкость, которую предпочтительно учитывать при написании данного  раздела устава.  Если деятельность, приносящая доход — это право для НКО, то виды деятельности — обязательное условие Минюста, и хотим  обратить внимание,  что речь идет не об ОКВЭДах (экономических видах деятельности по Российскому классификатору), а о том, чем организация будет заниматься

Символика НКО

Думаю, отдельно стоит остановиться еще и на описании символики НКО, так как  о ней практически нигде не прописана информация с рекомендациями и пояснениями.  В законе сказано только то, что описание эмблемы, герба, флага указывается в уставе НКО. Мы же вам советуем включать в устав не только описание, но и их изображение. Подробнее с требованиями к ее описанию вы можете ознакомиться в статье Символика НКО. Ведь если вы этого не сделаете, ваше графическое изображение будет юридически не защищены, а значит, его могут использовать и другие организации, причем на законных основания. Особенно, если их впишут себе в учредительные документы ранее вас. А в случае если вы вообще не пропишите символику, то не сможете нанести изображение на печать, документы и использовать ее в своей деятельности, поэтому к данному вопросу необходимо подойти более тщательно. А то, что изображение эмблемы, герба, флага уникально в своем роде, и ни в коем случае, не пересекается с государственной символикой, полагаю, вам и так известно. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector