Постконтроль

Документы, подпадающие под проверку

Список документов также максимально широк, в него могут быть включены любые бумаги, связанные как с самим грузом, так и с его бывшими и нынешними владельцами, если имел место факт передачи прав. Сюда относятся всевозможные декларации, документы, подтверждающие право собственности, договоры с транспортными компаниями и перевозчиками, соглашения на предоставление посреднических услуг и т.д.

Последний пункт особенно важен, если учесть что довольно большой процент перевозимого через границу имущества на территории Таможенного союза осуществляется не прямым собственником, а его посредниками и представителями.

Добросовестность и штраф

Казалось бы, какое отношение имеют покупатели импортных товаров второй или третьей очереди к незаконному ввозу такой продукции? Все дело в том, что таможенным законодательством предусмотрена солидарная ответственность по уплате платежей за такого рода товары – как у ввозивших лиц, так и у участвовавших в дальнейшей перепродаже.

Однако пределы ответственности приобретателя незаконно ввезенных импортных товаров зависят от деталей. Ключевой момент состоит в том, будут ли обнаружены доказательства того, что лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза таких товаров.

В случае, если приобретатель добросовестный и ревизоры не находят подтверждения незаконности, инспекторы либо арестовывают, либо изымают спорный товар и выставляют требование об уплате таможенных пошлин и налогов без начисления пеней и требование о проведении таможенного декларирования (ст. 168 ФЗ № 311).

4 полезных совета

1) Храните таможенные декларации и товаросопроводительные документы в течение трех лет с даты выпуска товара. 

2) Предоставляйте документы и сведения таможенному органу при проведении камеральной таможенной проверки. 

3) Проявляйте должную осмотрительность и запрашивайте копии ДТ у контрагентов, а также проверяйте информацию о выпуске товаров на сайте ФТС России. 

4) Лучше заранее готовиться к проведению таможенных проверок, если у компании есть условно выпущенные товары, товары, ввезенные со льготами, преференциями; если вы подали заявление на получение статуса УЭО.

В случае, если таможенники обнаружат, что покупатель — недобросовестный, и тому будут подтверждения, покупатель будет обязан уплатить пошлины и налоги. Кроме того, таможенный орган имеет полное право взыскать пеню и недоимку ввиду такой неуплаты. Кроме этого недобросовестному приобретателю грозит административная ответственность по статье 16.21 КоАП. Напомню, согласно норме, юрлицам грозит штраф в размере от 50 до 200 процентов стоимости незаконно ввезенных товаров с их возможной конфискацией.

Как правило, факты незаконного ввоза вскрываются при проведении таможенных проверок. По аналогии с налоговым законодательством, таможенные ревизии делятся на камеральные и выездные. Камеральные проводятся таможенными органами без выезда к проверяемому лицу в месте своего нахождения и заключаются в анализе данных из деклараций и товаросопроводительных документов. Камеральные проверки проводятся неограниченное число раз и без оформления таких проверок решениями.

Выездную таможенную проверку, как следует из ее названия, инспекторы проводят по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности компанией или ИП. Как правило, выездная проверка проводится на основании информации, полученной таможенниками самостоятельно – этим занимаются аналитические отделы таможен; также часто выездные проверки назначают по информации из иных государственных органов (например, ФНС) в рамках межведомственного взаимодействия, иностранных государственных органов, после проведения камеральной таможенной проверки, от банков, а также из открытых источников.

Права и обязанности таможенников при проверке

В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:

  1. Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):

    • коммерческие и транспортные документы;
    • данные бухгалтерского учета и отчетности;
    • иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
  2. Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:

    • владеющих;
    • пользующихся;
    • перевозящих;
    • реализующих;
    • перерабатывающих такие товары.
  3. Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
  4. Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
  5. Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
  6. Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
  7. Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.

В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:

  • соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
  • полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
  • обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
  • соблюдать служебную этику;
  • сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
  • представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).

ПЛ в ходе ТП вправе:

  • получать у ТО информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • представлять имеющиеся в его распоряжении документы и данные, подтверждающие соблюдение международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов стран ЕАЭС;
  • обжаловать решения, действия или бездействие ТО в порядке, установленном законами государств ЕАЭС;
  • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством государств ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • после получения акта ТП, с разрешения начальника или заместителя начальника ТО, знакомиться с материалами ТП, не содержащими охраняемую законодательством ЕАЭС тайну, а если представление ПЛ указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами ТП, содержащими такие сведения;
  • в порядке, предусмотренном ст. 237 Закона № 289-ФЗ, представить в ТО возражения по акту ТП (ст. 235 Закона №289-ФЗ).

ПЛ в процессе ТП обязано:

  • представлять по требованию ТО в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также и на ином носителе;
  • представлять должностным лицам ТО, проводящим ТП, перевод документации в случае, если необходимая в целях ТП документация составлена на языке, отличном от государственного языка страны ЕАЭС, ТО которого проводит ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств — членов ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС).

Ответ

Россия ведет рыночные отношения как внутри страны, так и за ее пределами. Между странами оформлен Таможенный Союз, и документом, регулирующим этот процесс, считается Таможенный Кодекс.

За соблюдением правил наблюдает Таможенный контроль. Одним из методов выявления нарушений в данной области является камеральная и выездная проверка таможенная. Порядок ее проведения описан в ст. 19 ТК ТС.

Досмотру подлежат:

  1. Товары, ввозимые на территорию РФ для дальнейшей реализации.
  2. Товары, вывозимые за пределы РФ, для реализации в соседних странах.
  3. Помещения, предназначенные для хранения импортируемых и экспортируемых товаров.
  4. Транспорт, участвующий в международных перевозках.
  5. Документы, сопровождающие работу в рамках установленных правил.
  6. Отчетность о прибыли, налогах и пошлинах, которую ведут организации, занимающиеся экспортом и импортом.

Вид контроля может быть:

  • камеральным;
  • выездным.

Камеральная таможенная проверка — это процедура, проводимая непосредственно на месте контролирующего органа. Объектом осмотра назначаются декларация или другие документальные материалы, отражающие работу проверяемой организации.

Камеральная таможенная проверка длится до двух месяцев. Если ошибок не выявлено, процедура заканчивается.
Если материала недостаточно или найдены ошибки, то срок сверки может быть продлен без уведомления проверяемого лица. Инспекция уполномочена запросить уточненную декларацию, добавить неуплаченный размер налогов и пени или инициировать выездную проверку.

Выездная таможенная проверка – это более скрупулёзный вид контроля, когда сотрудники уполномоченных органов выезжают на место фактического нахождения организации.

Для осмотра оформляется письменное требование, заверенное руководителем проверяющей службы на предъявление объектов для осмотра. 

Инспекторы выверяют сопроводительную документацию, наличие разрешения на экспорт, импорт, маркировку продукции. При необходимости инициируют вскрытие упаковки товаров.

Плановые визиты проводят не чаще одного раза в год, внеплановые – неограниченное количество раз по востребованию.

Выездная проверка проводиться в течение двух месяцев, по результатам возможно продление сроков, о чем проверяемая организация уведомляется письменно.

Итоги выездного осмотра оформляются в виде доначисления неуплаченных налогов, штрафов. 
Как крайняя мера – возбуждение уголовного дела или инициация банкротства проверяемой организации.

Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы

  • Изучение и проверка документов, касающихся непосредственно перевозимых товаров. Все документы должны соответствовать установленной форме, бумаги должны давать все необходимую правовую информацию и давать надлежащие представление о товаре и т.д.
  • Проводить осмотр и ревизию ввозимых/вывозимых товаров, которые должны соответствовать заявленной информации в документах.
  • Введение таможенного учета товаров, а также транспортных средств, осуществляющих перевозку данных товаров.
  • Также в качестве контроля со стороны органов исполнительной власти входит осмотр складов и технических помещений, предназначенных для хранения товаров, проверка финансово-хозяйственного состояния организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, проведение бесед с должностными лицами для сбора необходимой информации и т.д.

Популярные вопросы

Изменения в таможенном законодательстве ставят новые вопросы даже перед профессионалами. Вот ответы на некоторые из них.

ТО уведомляет ПЛ о проведении камеральной ТП путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа (ст. 228 Закона №289-ФЗ).

При отсутствии документов или сведений либо возникновении других обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, ПЛ обязано представить до истечения установленного срока письменное объяснение причин неисполнения требования ТО о представлении таких документов или сведений (ст. 236 Закона №289-ФЗ).

Объекты и субъекты проверки

Учитывая, что главная задача подобных мероприятий – выявить нарушения, связанные с транспортировкой, оформлением и хранением различных грузов, под контроль попадает довольно широкий круг лиц и практически вся документация, связанная с этими грузами. В частности, проверять могут:

  • Перевозчика, который осуществляет транспортировку груза через границу в рамках Таможенного союза.
  • Владельца перевозимого имущества.
  • Юридическое или физическое лицо, которое осуществило передачу прав на груз на различных условиях.
  • УЭО (уполномоченный экономический оператор).
  • Любых других лиц, которые косвенно или напрямую связаны с перевозкой груза через границу, а также владельцев временных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.

Камеральная проверка

Данный вид контрольных мероприятий отрабатывается таможенниками на месте, без выезда к проверяемому лицу. Алгоритм ее проведения прописан в ст. 332 ТК ЕАЭС и ст. 228 ФЗ-289.

В ходе ее изучаются и анализируются:

  • сведения из таможенной декларации;
  • сведения из иных документов, предоставленных участником ВЭД в таможенный орган;
  • сведения из документов госорганов;
  • иные сведения и содержание документов, имеющих отношение к объекту проверки.

Проверяемый должен быть извещен о проверке. Это делают таможенные органы в день начала процедуры, в т.ч. направляют уведомление заказной почтой либо отправляют по интернету электронным письмом.

День получения после отправки обычной почтой считается либо по дате, указанной в уведомлении, либо на 6-й день после отправки, если у таможенников нет на руках такого уведомления.

Обычно проверка длится не более 90 календарных дней. В исключительных случаях, по решению руководителя таможенного органа, процедура может продляться один раз, до 120 дней.

Периодичность таких проверок законом не установлена – если таможенный орган считает целесообразным проверку, он имеет право провести ее. Результат камеральной проверки может быть поводом для проведения выездной проверки участника ВЭД.

Таможенная ревизия может быть общей и специальной.

В соответствии с положениями таоможенного кодекса РФ, общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, указанных в статье 16 таможенного Кодекса и не выступающих в качестве декларанта.Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации.
Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.
Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами, при обнаружении данных, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных настоящим Кодексом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Исходя из требований названной правовой нормы, для проведения специальной таможенной ревизии необходимо наличие двух обязательных условий:
обнаружение данных о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением Закона;
наступление последствий, выразившихся в нарушении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством. Какими документами регламентируется порядок проведения таможенных ревизии? Проведение таможенных ревизий регламентируется положениями ст. 376 и др. таможенного кодекса, приложением к приказу ГТК РФ от 11.06.2004 N 663 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ РЕВИЗИИ

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка подразумевает собой изучение и анализ сведений, которые содержатся в декларациях на товары, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных при совершении таможенных операций или по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».

Форма уведомления утверждена Приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258.

В случае, если уведомление отправлялось по почте заказным письмом, оно считается полученным:

  • в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении;
  • на 6 рабочий день со дня направления заказного письма, если уведомление о вручении не поступило в таможенный орган.

Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения и назначаются начальником таможенного органа либо уполномоченным заместителем, либо другими замещающими лицами.

Срок проведения камеральной таможенной проверки — 90 календарных дней (со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении проверки).

Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на 120 календарных дней, если необходимо:

  • проведение таможенной экспертизы;
  • направление запроса в компетентный орган другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств-членов ЕАЭС и в иных случаях.

Указанный сроки были введены принятием нового ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества.

Камеральная таможенная проверка может быть продлена (однократно).

В ходе камеральной проверки таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и сведения, необходимые для проведения данной формы таможенного контроля.

Перечень запрашиваемых документов и сведений зависит от имеющегося комплекта проверяемых документов и сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения.

При этом срок проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении декларации на товары не может превышать 60 календарных дней со дня представления запрошенных таможенным органом документов и сведений.

По результатам проведения камеральной таможенной проверки может назначаться выездная таможенная проверка.

В настоящее время информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов позволяют проводить камеральные таможенные проверки путем обмена документами между таможенным органом и проверяемым лицом через АПС «Личный кабинет участника ВЭД». В «Личном кабинете участника ВЭД» есть раздел «Камеральная таможенная проверка». Здесь происходит электронный обмен документами и сведениями между таможенным органом и участником ВЭД в ходе проведения камеральной проверки.

Результаты

Как оформляются результаты и принимаются решения по окончании таможенной проверки, подробно рассказывает ст. 237 ФЗ-289

Обратим внимание на основные положения этой статьи:

  1. Результаты проверки отражаются в акте. Он составляется в 2-х экземплярах. Дата его составления – это дата окончания проверки.
  2. Акт должен быть утвержден руководителем таможенного органа не позднее чем через 3 рабочих дня после оформления, а вручен проверяемому лицу – через 5 дней, под роспись.
  3. Получение акта проверки проверяемым лицом фиксируется по тем же правилам, что и получение решения о проверке.
  4. В течение 15 рабочих дней после получения проверяемый может направить в таможенный орган свои письменные возражения, касающиеся содержания акта. В течение 10-дневного срока (в рабочих днях) с момента поступления возражений таможенный орган обязан дать на них письменный ответ по существу.

Права и обязанности

Что же делать, если инспектор из таможенных органов постучал в дверь? Самое главное в данной ситуации – не паниковать и выполнять требования таможенного законодательства. Крайне не рекомендуется блокировать доступ в помещения, так как ТК ЕЭС прямо предусматривает обязанность проверяемых обеспечить доступ инспекторов на объект. Кроме того, в проведении таможенных проверок часто принимает участие таможенный СОБР, который имеет право пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения.

Актуально

Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России. Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

При проведении выездной проверки таможенным инспекторам предоставлено право получать от проверяемого товаросопроводительные документы, бухгалтерскую отчетность, требовать документы у других лиц, связанных сделками с проверяемым. Помимо этого, таможенники имеют право требовать представить товары, по которым проводится проверка, отбирать пробы, изымать документы и арестовывать товары, опечатывать помещения и склады, получать доступ к базам данных компаний. Также при проведении проверки фирма обязана обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов на объекты компании и предоставить рабочее место контролерам.

Но при этом нужно помнить, что фирма вправе отказать инспекторам в проведении проверки на вполне законных основаниях. Это возможно в случаях, если инспекторы не предъявили решение о проведении выездной таможенной проверки, не показали служебные удостоверения либо если Ф. И. О. инспекторов не указаны в решении о проведении контрольного мероприятия.

Не стоит забывать, что декларант при проведении проверки имеет право получать информацию о порядке проведения процедуры ревизии; присутствовать на проверке, а также обжаловать решения и действия таможенников.

Подводя итоги, стоит отметить, что таможенные проверки, несмотря на свою суровость, является важным и действенным механизмом контроля товаров после выпуска. Развитие и детализация нормативного регулирования института таможенных проверок – важнейшее условие внедрения постконтроля, что влечет за собой ускорение и упрощение таможенного декларирования товаров. И если компания является добросовестным участником ВЭД и проявляет должную осмотрительность в выборе контрагентов, ей нечего опасаться. А все незаконные действия и акты таможни, если они и будут иметь место, можно и нужно обжаловать в судебном или административном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector