Государственная поддержка малого бизнеса в россии: программы и условия

Содержание:

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего
предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
В этих целях учитываются:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
  • объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ
    от 04.04.2016 № 265);
  • структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны

Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для
хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ)

Размер доходов от предпринимательской деятельности определяется по правилам НК РФ и включает в себя (см. письмо Минфина
России от 30.01.2018 № 03-11-06/2/4870):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав
    (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы
    (ст. 250 НК РФ).

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать
следующим требованиям:

  Среднесписочная численность работников Объем дохода Структура уставного (складочного) капитала
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств Для акционерных обществ
Микропредприятие не более 15 человек 120 млн рублей Не более 25 % капитала принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % капитала принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % голосующих акций принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют
критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).

Малое предприятие не более 100 человек 800 млн рублей
Среднее предприятие не более 250 человек 2 млрд рублей

Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:

  • организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные
    модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)),
    исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или
    образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным
    законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном
    центре «Сколково»;
  • хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в
    утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной
    деятельности в формах, установленных Федеральным законом от
    23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения
    (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность
    инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда –
    не менее 25 %.

Применение ККТ

До 1 июля 2018 года организации и ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств), бланков строгой отчетности.

До указанной даты предприниматели, применяющие ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа – товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств (, Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако это исключение относится только к тем предпринимателям и организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность определенных видов, установленных , к которым относятся:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и т. д.
  • Производить расчеты без применения ККТ могут также организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности, к которым, в частности, относятся:
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте и т. д. (Федерального закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

Льготы для малого бизнеса

Налоговые льготы

Как таковых налоговых льгот специально для малого и среднего бизнеса в России нет, но по факту такие ИП и предприятия могут использовать один из нескольких специальных налоговых режимов:

  • упрощенная система налогообложения (УСН). Доступна для тех, кто зарабатывает не более 150 миллионов рублей в год при численности работников до 100 человек. Достаточно заплатить налог в 6 или 15% от доходов и фиксированные страховые взносы;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – самая популярная система налогообложения: налог взимается с потенциально возможного, а не с фактического дохода. С 2021 года она полностью отменяется;
  • патентная система (ПСН) – доступна только для ИП с числом работников до 15 человек и выручкой до 60 миллионов рублей в год. Ставка налога – 6% годовых;
  • налог на профессиональный доход (НПД) – тот самый налог на самозанятых. Можно платить 4 или 6% от суммы доходов, без обязательных страховых взносов. Пока работает в 4 регионах, с 2020-го заработает еще минимум в 13 субъектах РФ.

Сами по себе льготы могут вводиться региональным законодательством – в период до 2020 года на срок до 2 лет. Это актуально не везде и только для тех, кто выбрал УСН или ПСН.

Кроме чисто налоговых льгот, есть и так называемые административные льготы – это некоторые преференции и послабления специально для представителей малого бизнеса:

  • все малые предприятия имеют право вести учет в упрощенной форме;
  • малые предприятия и ИП могут вести кассовые операции в упрощенном порядке (без лимита кассы);
  • ИП без работников, которые оказывают услуги, могут не покупать онлайн-кассу до 1 июля 2021 года;
  • до конца 2020 года запрещены плановые неналоговые проверки (хотя налоговые и внеплановые разрешены);
  • срочные трудовые договоры с работниками можно оформлять на срок до 5 лет (для остальных – бессрочно);
  • в государственных закупках на закупки у малых предприятий должно приходиться минимум 15% от общего объема.

Особенно простые условия работы у плательщиков налога на профессиональный доход – нет отчетности; регистрация, выдача чеков и оплата налогов проводится через мобильное приложение.

Льготные кредиты

Проблемы с получением кредитов – одни из самых серьезных для малого бизнеса. Банки предлагают им финансирование по ставкам от 15% годовых и выше – как обычным физическим лицам.

Но чтобы выполнить цели по национальному проекту, кредитовать малый бизнес нужно. Для этого в России стартовала программа по льготному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитанная до 2024 года.

Основные параметры программы такие:

  • кредит нужно оформлять в одном из 90 банков-участников программы;
  • процентная ставка – 8,5% годовых (остальное компенсирует бюджет);
  • сумма – от 500 тысяч рублей до 500 миллионов (для оборотных средств) и до 2 миллиардов (для инвестиций);
  • срок – до 3 лет для оборотных средств и до 10 лет для кредитов на развитие дела.

По программе в первые 3 года запланировано выделить 55 миллиардов рублей субсидий банкам. Государство будет компенсировать 3,5% от ставки по кредиту – в этих условиях кредитовать малый бизнес станет выгодно.

Кредит дадут не всем, а лишь тем, кто работает в некоторых отраслях: это производства, строительство, бытовые услуги, оптовая и розничная торговля, транспорт, сельское хозяйство, медицина и т.д. – почти все популярные направления деятельности.

Однако даже новая программа в рамках национального проекта, по сути, не решает основную проблему – сложность получить кредит из-за необходимости предоставлять целый пакет документов:

  • анкета и копии паспортов заемщика и его соучредителей;
  • правоустанавливающие документы;
  • документы на право собственности или договор аренды на помещение по адресу регистрации бизнеса;
  • отчетность за последние несколько периодов;
  • справки из банка о задолженностях по другим кредитам и обороте по расчетному счету;
  • справка из ФНС об отсутствии долго;
  • копии документов на имущество, передаваемое в залог (или гарантия от Корпорации МСП);
  • копии договоров с крупнейшими контрагентами.

Скорее всего, банк затребует и другие документы: представители малого бизнеса считаются наиболее рискованными клиентами.

Понятно, что не каждый предприниматель захочет все это собирать (и делиться с банком данными о своих контрагентах), и большинство оформит себе обычный потребительский кредит.

Что представляют собой программы по поддержке малого бизнеса

Поддержка малого бизнеса и предпринимательства – совокупность мер по созданию оптимальных условий для развития и стабилизации небольших предприятий. Она включает в себя не только денежную помощь, но и ряд других мероприятий.

Существуют федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Реализуемые в федеральной программе мероприятия и требования определяет приказ Минэкономразвития России на определенный год.

Федеральная программа действует на всей территории России, также она является образцом для создания региональных программ для каждого субъекта РФ. Региональный план создается в среднем на 5 лет.

Какие есть меры поддержки организаций и ИП

Основной оператор финансовой господдержки — Корпорация МСП (Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»). Она реализует финансовую, имущественную, информационную, маркетинговую и иную поддержку МСП на территории РФ через региональную инфраструктуру:

  1. Региональные гарантийные организации.
  2. Консультационная инфраструктура.
  3. Региональные центры компетенций, реализующие мероприятия по «выращиванию».
  4. Центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации.

В каждом регионе созданы центры, работающие по принципу одного окна со всеми стадиями жизни предприятия. Помощь бизнесу и предпринимателям осуществляется по следующим основным направлениям:

Финансовая поддержка

Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)

Финансовые льготы, предоставление грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.

Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.

Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.

Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.

Имущественная поддержка

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.

Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.

На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.

Административная и информационно-консультационная поддержка

Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.

Оказывается по двум основным направлениям:

  • создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
  • создание информационной среды развития предпринимательства.

В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.

Основные меры федеральной поддержки малого и среднего бизнеса

Мера поддержки

Источник регулирования

На что можно рассчитывать

Предоставление льготного кредита

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Выдача субъектам МСП льготных кредитов по ставке до 8,5%

Важно: мера поддержки предоставляется только субъектам МСП из приоритетных сфер

Предоставление микрозайма

Выдача субъектам МСП микрозаймов на сумму до 5 млн руб. и сроком до 3 лет

Предоставление льготного доступа к инфраструктуре

Возможность стать резидентами технопарков и промпарков

Преимущества резидентства: льготный налоговый режим, доступ к необходимой инфраструктуре и способам продвижения продукции, консультационная помощь

Содействие экспорту продукции субъектов МСП

Содействие субъектам МСП в продвижении их продукции на внешних рынках

Предоставление кредитов под залог интеллектуальных прав и субсидий на уплату процентов по таким кредитам

Получение кредитов под залог интеллектуальных прав, принадлежащих субъекту МСП, с поручительством государства. Также предоставляются субсидии на погашение процентов по таким кредитам

Льготный лизинг

Получение оборудования в лизинг на льготных условиях от государственных лизинговых компаний

Консультационно-информационная поддержка

Необходимые для ведения бизнеса знания предприниматели могут получить в центрах «Мой бизнес»

Поддержка предпринимателей из моногородов

Приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов»

Субъекты МСП из моногородов могут рассчитывать на получение беспроцентных и льготных займов для ведения бизнеса

Предоставление кредита под государственную гарантию

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Государство выступает поручителем по кредитам, взятым субъектами МСП в банках

Льготы при участии в госзакупках

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Для государственных заказчиков установлены квоты на размещение закупок только у субъектов МСП. Также для них предусмотрены послабления в части обеспечительного платежа

От кого стоит ждать поддержки

Поддержку для развития малого бизнеса следует искать сразу у нескольких государственных структур.

Центр занятости населения

ЦЗН проделывает большую работу по организации самозанятости населения. Прежде чем организовать свой бизнес, вы можете бесплатно пройти обучение по выбранной специальности и лучше узнать сферу. Размер субсидии, которую предлагает ЦЗН, сравнительно небольшой – 58800 тысяч рублей, однако эти деньги могут стать основой для будущего дела и помочь решить одну из проблем.

Различные программы по субсидированию бизнеса

Эти программы направлены, в основном, на поддержание и развитие сельского бизнеса, развития инновационной области. Государство предоставляет не только финансовую помощь – оно предоставляет фермерам землю, технику, материалы для выращивания продуктов и многое другое на льготных условиях или вовсе бесплатно.

Инвестиционные и гарантийные фонды

Подобные организации являются своего рода подрядчиками между предпринимателями и государством. Они выигрывают тендеры и в качестве третьей стороны участвуют в процессе субсидирования или кредитования малого бизнеса.

Какие фонды поддержки предпринимательства существуют?

На территории РФ действует развитая сеть организаций, оказывающих софинансирование коммерческим проектам:

  • РФПИ – ориентирован на международные проекты и крупные компании;
  • «Роснано» – заинтересован в ЮЛ, занимающихся инновациями;
  • РВК – рассматривает заявки посредством венчурных партнерских фондов и вкладывает в понравившиеся проекты до 25 000 0000 рублей;
  • ФРП – поддерживает высокотехнологичные проекты путем предоставления льготного кредита;
  • «Сколково» – занимается коммерциализацией технологичных проектов;
  • МСП – берут на себя роль гаранта по кредитам заявителей;
  • Фонд Бортника – рассматривает как стартапы, так и хорошо проработанные проекты.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Микропредприятие

до 15 человек

120 млн рублей

Малое предприятие

до 100 человек

800 млн рублей

Среднее предприятие

до 250 человек

2 млрд рублей

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Микрозаймы для предпринимателей

Как можно заметить, размеры льготных кредитов измеряются сотнями миллионов и миллиардами рублей. Однако субъектам предпринимательства далеко не всегда нужны такие деньги. Если речь идёт о более скромных суммах, лучше попытаться получить заём на выгодных условиях в микрофинансовой организации.

Поддержку малого бизнеса от государства начинающим 2021 распределяют государственные МФО при участии Фонда содействия предпринимательству. Кредиты от 100 тысяч рублей до 5 млн рублей выдаются на срок от трёх месяцев до трёх лет под 7,5% годовых. В зависимости от суммы займа, кредиторы вправе потребовать обеспечения:

  • До 100 тысяч рублей можно получить без предоставления залогового имущества или поручительства третьих лиц;
  • До 300 тысяч рублей выдают при условии предоставления одного вида обеспечения — залога или поручительства;
  • До 600 тысяч рублей предоставляют без залога, если поручителями выступают иные физические лица и Гарантийный фонд МСП;
  • До 1 млн рублей можно получить при поручительстве Гарантийного фонда субъекту с хорошей кредитной историей, работающему в приоритетной отрасли.

Помощь для ИП от государства в 2021 году выдаётся в безналичной форме. Для участия в программе заёмщик должен соответствовать определению малого или среднего бизнеса, вести деятельность не менее полугода и получать стабильную прибыль.

Система поддержки малого бизнеса в РФ

Поддержка малого бизнеса от государства в связи с распространением коронавируса была инициирована президентом РФ. На основе его рекомендаций составлена и разработана полноценная программа, содержащая перечень шагов для того, чтобы малый бизнес в России не прекратил свое существование.

Реализация программы поддержки малого бизнеса регламентируется рядом нормативных актов:

  • Постановления Правительства от 03.04.2020 и 10.04.2020;
  • ПП от 02.04.2020 № 409;
  • ФЗ от 15.10.2020 №-320;
  • ПП от 01.10.2020 №1587;
  • ПП 02.09.2020 №1340.
  • мораторий на банкротство – кредиторы не смогут подать заявление на инициацию процедуры банкротства на ту или иную компанию;
  • приостановление плановых проверок – в список попадают даже уже начатые проверки;
  • автоматическое продление разрешений и лицензий – установлен срок в полгода;
  • кредитные каникулы – предпринимателями представлена возможность отсрочить выплаты на полгода либо снизить их;
  • льготный кредит на выплаты заработной платы сотрудникам – помощь государства малому бизнесу включает в себя и заботу о финансовом положении работающих граждан. Поэтому бизнесмены могут оформить кредит без процентов на выплату з/п в период пандемии;
  • снижение страховых взносов – эта помощь затрагивает в первую очередь ИП, взносы которых уменьшились в половину;
  • налоговые каникулы – отсрочки по платежам в пользу государства;
  • отсрочка по арендным платежам – для МБ из наиболее пострадавшего сегмента созданы условия, в которых они могут производить оплату частями в течение 2 лет;
  • адресные консультационные услуги в сегменте экспорта;
  • прямое субсидирование – этот вид господдержки среднего и малого бизнеса представляет собой реальные выплаты в размере, определяемом по количеству сотрудников компании и иным критериям;
  • кредитование без возврата – в Москве и других городах РФ наиболее пострадавшие организации могут получить от государства кредит, рассчитывающийся по индивидуальной схеме.

Регионы правомочны дополнять приведенные меры на свое усмотрение. Но на то, чтобы отменять какие-либо федеральные инструменты, субъекты РФ не имеют законных оснований.

Кто может рассчитывать на поддержку?

На помощь от государства могут рассчитывать далеко не все предприниматели в Москве и регионах. Пакет принятых мер затрагивает только те предприятия, которые в наибольшей степени пострадали от пандемии.

Изначально был утвержден перечень из девяти наименований:

  • культура и досуг;
  • авиаотрасль;
  • услуги в сфере туризма;
  • спорт;
  • общепит;
  • гостиничный бизнес;
  • допобразование и заведения образовательного типа, имеющие негосударственный характер;
  • бытовые услуги;
  • организация общественных мероприятий.

Чуть позже в список была добавлена непродуктовая розница и еще несколько других отраслей.

Перед подачей заявления на господдержку на МБ и ИП предприниматель должен свериться с перечнем ОКВЭД. Если номер, под которым числится его деятельность как хозяйствующего субъекта, не включен в список наиболее пострадавших во время коронавируса, то на специальный пакет мер он может не рассчитывать. Для него будут актуальными стандартные инструменты поддержки МБ и молодых предпринимателей.

Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций. Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов. Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить деньги в долг на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

Как получить помощь государства

Для того, чтобы получить помощь от ЦЗН, необходимо встать на учет в качестве безработного. Механизм работы этой организации заключается в следующем: государство всячески содействует организации самозанятости населения, а потому для тех безработных граждан, кто не просто хочет работать на себя, но еще и согласен предоставить несколько рабочих мест, создаются все условия.

После этого нужно составить бизнес-план, в котором подробно будут описаны все аспекты и преимущества вашего бизнеса по отношению к другим. На специальной комиссии выносится положительное или отрицательное решение по каждому бизнес-плану.

Бизнес для женщин, находящихся в декрете, также является одним из приоритетных направлений работы ЦЗН, а потому молодые мамы часто принимают участие в этой программе.

Чтобы принять участие в грантах, необходимо внимательно ознакомиться со всеми требованиями, которые предъявляет организатор для участников. Как правило, положение конкурса содержит подробное описание будущего проекта и условий, которым он должен соответствовать.

Необходимые документы

Чтобы получить субсидию, необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ с постоянной регистрацией;
  • трудовую книжку;
  • документ, подтверждающий наличие образование (диплом или аттестат);
  • приказ из центра занятости, который подтвердит статус безработного;
  • бизнес-план.

Чтобы встать на учет, необходимо также предоставить ИНН и СНИЛС: пока за вами официально закреплен статус безработного, вы имеете право на получение пособия по безработице, с которого будут проходить отчисления в фонды и налоговую.

Особенности составления бизнес-плана

Наличие качественного бизнес-плана существенно повышает шансы на получение субсидии. В документе должны быть в обязательном порядке следующие параграфы:

  • актуальность бизнеса;
  • исследования конкурентной среды и рынка;
  • смета расходов;
  • расчет прибыли;
  • общая рентабельность бизнеса.

Многие начинающие предприниматели обращаются к специализированным фирмам, которые помогают составить грамотный и убедительный бизнес-план, однако написать его можно и самостоятельно. Главная задача предпринимателя – убедить комиссию в том, что бизнес стоит того, чтобы вкладывать в него государственные деньги. Он должен иметь реальную пользу для населения и позитивный прогноз на быстрый выход на полную самоокупаемость. Также у комиссии должно не вызывать сомнений, что субсидия – это не единственный источник вложений готового бизнеса.

Причины отказа

Причиной отказа может послужить недостаточно подробное изложение подробностей работы будущего проекта. Комиссия может счесть нецелесообразным использование бюджетных средств. Также субсидирование не производится в сферах производства и потребления табачной и алкогольной продукции.

Другие вероятные причины отказа могут быть спрятаны в несоотсветствии рода деятельности предприятия и направленности субсидии. При запросе слишком большой суммы фонды также обычно отвечают отказом.

Процесс рассматривания запроса занимает достаточно долгое количество времени, поэтому целесообразнее подавать заявки сразу в несколько различных организаций, занимающихся субсидированием. Например, чтобы открыть маленькую кофейню, нужно обратиться и ЦЗН, и в другие аналогичные фонды.

Бессрочные декларации СОУТ (специальной оценки условий труда)

С 2021 года изменится порядок проведения специальной оценки условий труда (законопроект № 1034649-7). Сейчас декларация соответствия условий труда (СОУТ) действительна в течение 5 лет с момента проведения спецоценки. При отсутствии несчастных случаев на производстве и нарушений требований охраны труда срок действия декларации продлевается еще на 5 лет.

По истечении десятилетнего периода действия декларации (с учетом ее продления) работодатели обязаны проводить новую спецоценку условий труда работников. Новыми же правилами предполагается установить бессрочное действие декларации СОУТ в случае отсутствия оснований для ее прекращения. Это позволит работодателям не проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.

Для работодателей это уменьшение издержек и, пускай и небольшая, но значимая отмена бюрократических барьеров. Данные действия направлены на снижение и без того избыточную административную нагрузку на предпринимателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector