Что такое мотивация и как правильно замотивировать себя? определение и основные техники

— Первичная мотивация

Это относится к способности человека поддерживать состояние гомеостаза или баланса в организме. Он врожденный, помогает выживанию и присутствует во всех живых существах.

В качестве триггеров поведения с первичной мотивацией будут входить голод, жажда, секс и бегство от боли. Другие даже ввели потребность в кислороде для регулирования температуры тела, отдыха или сна, удаления отходов и т. Д.

В любом случае, у людей это более сложно, на самом деле они критиковали теорию, которая поддерживает этот тип мотивации, поскольку иногда люди наслаждаются подверженностью риску или вызывают дисбаланс во внутреннем состоянии (например, просмотр фильмов действие или страх или походы в парки развлечений).

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Для чего она нужна

Любой успех складывается из действий. А чтобы их легче совершать, нужна мотивация. Она помогает сделать больше, чем нужно. При этом мотивированному человеку трудности доставляют удовольствие. У мотивации есть три основных плюса:

  1. Дополнительная энергия.
  2. Возможность изменить жизнь.
  3. Она может заменить дисциплину.

Мотивация – это дополнительный источник энергии. А кому не хочется иметь у себя ещё один запас сил? К тому же мотивированный человек может лучше выдерживать трудности.

Тот, кто управляет мотивацией, может с лёгкостью изменить свою собственную жизнь. Ведь действовать нужно во всех сферах. Даже в отношениях. Энтони Роббинс даже сказал:

А с этим поможет мотивация. Ну и большинство людей знают, что нужно делать. Но только не выполняют. Например, человек знает, что нужно правильно питаться. Но не делает этого. А если бы была мотивация, то он бы придерживался диеты.

Учебная

Мотивация учебной деятельности для студентов и школьников является важнейшим звеном в процессе образования. Верно сформированные мотивы и четко поставленный цели деятельности делают образовательный процесс более осмысленным и позволяют обучающимся добиться более высоких результатов. В детском и подростковом возрасте довольно редко возникает произвольная мотивация обучения. Поэтому педагоги и психологи разработали множество методик для формирования тяготы к знаниям среди учеников. Учебная мотивация чаще всего развивается с помощью таких методов:

  1. Создание ситуаций, которые привлекают и заинтересовывают учеников. Это могут быть увлекательные опыты, поучительные рассказы, основанные на примерах из жизни, необычные факты и прочее.
  2. Сравнительный анализ научных постулатов и их житейского толкования.
  3. Имитация научных споров, создание познавательных дебатов.
  4. Радостное переживание достижений и позитивная оценка успехов.
  5. Придание фактам новизны.
  6. Актуализация учебных материалов.
  7. Применение позитивной и негативной мотивации.
  8. Социальные мотивы.

Просоциальная

Это общественно значимый тип мотивации, базирующийся на чувстве долга личности перед социумом или чувстве личной ответственности перед социальной группой. Когда личность опирается на просоциальную мотивацию, происходит ее идентификация с той или иной ячейкой общества. Кроме того, под воздействием общественно значимых мотивов человек имеет с этой ячейкой общие интересы и цели.

Как правило, люди, движимые просоциальной мотивацией, обладают особым внутренним стержнем и набором таких качеств:

  1. Нормативное поведение: ответственность, уравновешенность, добросовестность, и постоянство.
  2. Лояльное отношение к стандартам, принятым в группе.
  3. Признание и защита ценностей, принятых коллективом.
  4. Искреннее стремление, к достижению целей коллектива.

Виды мотивации

Обычно, принято считать, что существует «внешняя мотивация» и «внутренняя мотивация». Проводить между ними четкое разграничение было бы неправильно, поскольку бывает такая ситуация, когда личность испытывает на себе сразу стимулы и первой мотивации, и второй.

Внутренняя мотивация – основывается на каких-либо личных целях и особенностях. Мотивами являются стремления человека, то, что его в большей степени интересует, приносит ему удовольствие, побуждает, подталкивает на работу.

К внутренней мотивации можно отнести:

  • Достижения. Безусловно, если человек достигает на служебном поприще какого-то успеха, эйфория от него затмевает все вокруг, хочется повторения этих положительных эмоций и трудоспособность становится всё сильнее и сильнее.

  • Личностное развитие. Для гармоничного существования, каждому просто необходимо постоянно самосовершенствоваться, обучаться чему-то новому, ведь без изменений внутренних не стоит ожидать изменений внешних.

  • Стремление к власти. И такой способ имеет место быть, в основном, это происходит, когда имеется особое желание контролировать всех и вся, включая свою жизнь и жизнь близких.

  • Социальная потребность. У человека очень часто возникает желание оказаться среди людей, которые его понимают и поддерживают. Сразу появляется воодушевленность.

К внешней мотивации можно отнести:

  • Денежное вознаграждение. Самый популярный и известный способ мотивации в работе. Эта награда – универсальна, наиболее популярна, за достойное денежное вознаграждение сотрудник всегда будет стараться на отведенном ему поприще.

  • Признание заслуг. Тоже довольно распространено, ведь каждому хочется знать, что его работа принесла немало пользы, может быть даже спасла кого-нибудь. Опять же, признавая заслуги, мы выделяем человека среди массы, ему это может быть невероятно приятно, ради того, чтобы испытать это чувство удовлетворения вновь, он будет работать еще усерднее.

  • Страх. Человек боится оказаться в сложной ситуации – это факт, а потому данная мотивация тоже работает. Чтобы избежать любого конфликта, люди пойдут на многое, тем более, на качественное и быстрое выполнение своих же обязанностей.

Что такое мотивация

Мотивацией называют внутреннее желание что-то делать и развиваться. Это стимул работать. Когда говорят о мотивации, то вкладывают одно из двух значений.

Первое научное. Исходя из него для любого действия нужна мотивация. Даже почистить зубы без неё не получится. Но обычно люди всё же ищут мотивацию на какие-то серьёзные свершения.

Получается, что без мотивации не будет никакого развития. Многие считают, что она нужна, чтобы побеждать лень. Но это не совсем так. Лень – это и есть отсутствие мотивации. Если вам не хочется что-то сделать, значит у вас просто нет внутреннего стимула.

Второе простое. Люди называют мотивацией желание действовать. То есть то, без чего в принципе можно обойтись. Но с мотивацией всё намного проще и поэтому её так активно ищут. В этой статье речь пойдёт именно об этом типе.

Отрицательная мотивация: сущность и общие приемы

Система отрицательных стимулов исходит из противопоставления поощрений и наказаний. Типичными примерами применения методов отрицательной мотивации являются фразы «Если ты не выполнишь то-то, ты не получишь того-то», «Сделай это, иначе…» и т.п. При отрицательной (также ее называют негативной) мотивации мы оказываем влияние на психологию личности при помощи набора негативных чувств и эмоций, из которых наиболее эффективно работает страх.

Страх – наиболее сильная эмоция, которая принуждает вас к действию

При этом вы можете бояться лишения зарплаты, причинения ущерба здоровью, потери драгоценной вещи, любимого человека, любимого занятия, чего-либо еще, что приносит вам комфортное существование и является важной частью вашей жизни. Страх движет каждым из нас, ведь все мы чего-то боимся, поэтому для правильного использования отрицательной мотивации нужно найти «слабое место» личности и аккуратно применить данный прием

Чувство вины – еще один «отрицательный мотив», который может двигать человеком. Но в данном случае предполагается, что человек способен на переживания, связанные с его ошибкой, неправильным поведением, что у него появляются муки совести и чувство ответственности за то, что произошло (или не произошло).

Соревновательный дух или дух конкуренции – сильный побудительный мотив для тех, кто стремится всегда и во всем быть первым. А если у человека отсутствует такое качество, то методом отрицательной мотивации здесь может служить порицание за плохие результаты, лишение бонусов и привилегий.

Неудовлетворённость собой, своей жизнью – один из толчков для развития и продвижения. Если вам не нравится то, как вы выглядите, то, как коллеги к вам относятся, или ваш семейный статус, вы будете стараться достичь лучших результатов, завоевывать лучшее положение в обществе, семье, в конце концов, выглядеть более удовлетворительно в своих собственных глазах. Данный вид мотивации особенно эффективен для людей в большей степени робких и неуверенных в себе.

Основная XY-теория МакГрегора

Автор данной научной книги и подробных размышлений — известный американский психолог Дуглас МакГрегор. Над своей работой ученый трудился несколько лет. Он подробно изучал поведение людей, пытался найти связь между желанием и возможностью. Теория МакГрегора содержит два ключевых аспекта:

  • авторитарное пособие работникам X;
  • демократическое пособие работникам Y.

Эти теории совершенно различны, каждому присущи определенные модели поведения и мотивы. Так, размышления по поводу X теории предполагают, что изначально все население страны лениво и безвольно. Они пытаются избежать умственного и физического труда, поэтому должны находиться под тщательным руководством более активных и умелых работников. В данном случае можно сделать вывод о том, что побудить человека к действиям можно лишь с помощью поощрений и наград. Например, человек, трудящийся на заводе, совершенно не заинтересован в дальнейшем повышении по карьерной лестнице и улучшении качества работы, ему нравится быть ведомым. Руководителям необходимо создать условия, которые позволили бы работнику проявить все свои таланты, позаботиться о благоприятном месте работы.

Принципы мотивации по теории Y состоят из представлений о том, что изначально все люди активны и амбициозны. У них развиты способности, они готовы бороться с трудностями, идти до конца. Такие работники могут взять инициативу в свои руки, они понимают, что такое ответственность и самоконтроль. Им не страшно доверить любое дело, поскольку они полностью удовлетворены своими обязанностями и получают от этого удовольствие. Отсюда следует сделать вывод, что среднестатистический работник при наличии благоприятных условий способен мотивировать себя для достижения поставленной цели. Стимулировать работу сотрудников руководителям намного легче, чем в первом случае, ведь работники готовы сами проявлять интерес к выполняемой работе.

Не стоит забывать, что главное условие челоческого побуждения — это свободное пространство, возможность побыть наедине с самим собой, чтобы лучше понять себя, проанализировать ошибки и принять судьбоносные решения. Теорию XY может применить на себе любой человек, она позволит смотивировать на достижение результата, подскажет верный путь и отобразит возможные исходы.

Мотивация взрослых

Мотивацию делят на внутреннюю — когда мы ставим цели и получаем удовольствие от их достижения и внешнюю — признание других.

Внутренние мотиваторы эффективнее внешних. Саморефлексия эффективнее публичных рейтингов. При этом внешняя мотивация действует быстрее. Например, представьте работу над проектом, который вам не очень интересен. Если во время подготовки проекта вы выиграете в конкурсе, мотивация резко взлетит, но эффект будет кратковременным. Если вы с самого начала верите в проект и вкладываете в него максимум усилий, то именно эта вера будет вашей долгосрочной внутренней мотивацией.

Если вы привыкнете полагаться только на внешнюю мотивацию, вам будет намного сложнее вернуть внутреннюю. С возрастом именно внутренняя мотивация становится для нас ключевой, а развитие через принуждение и оценку не работает. Например, многие сотрудники в компании воспринимают обязательные образовательные тренинги как очередную повинность, а не возможность научиться новому.

Что это такое

Прежде
чем говорить об основных методах поощрения рабочего персонала, необходимо
разобраться с самим понятием.

Это некий набор стимулов, определяющих дальнейшее поведение человека. Управленец, владеющий навыками мотивации, способен завоевать незыблемый авторитет в коллективе, а так же привлечь на работу новых успешных сотрудников. О необходимости мотивировать работника человек понимал ещё задолго до оформления официальных институтов власти. Мы на интуитивном уровне понимаем, что без мотивации ни один коллектив долго не проживёт.

Поскольку человек всегда находится в поисках более выгодных предложений, квалифицированный сотрудник, не получающий должного внимания со стороны руководства, принимает решение уйти к другому работодателю.

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

8 правил мотивации, без которых все бесполезно

Мотивированный сотрудник дышит энтузиазмом и приносит больше денег. Нужно лишь найти правильный стимул. Существует более десятка теорий мотивации, основанных в том числе на пирамиде потребностей Маслоу, психоанализе Фрейда и гедонистическом подходе Юнга. На теоретическую основу наложился опыт практиков, благодаря чему вам не придется постигать тонкости психологии: все уже придумано — бери и делай.

Но прежде чем перейти к главному, ознакомьтесь с этими правилами: если их не соблюдать, то никакие способы повышения мотивации персонала вам не помогут.

Чем ближе стимул к интересам сотрудника, тем сильнее его эффект. Зарубежная командировка мотивирует лучше, чем поездка в соседний город.
Стимулирование, основанное только на ощущениях руководителя, не работает. Вряд ли абонементы на йогу повысят энтузиазм работников-любителей бокса.
Измеряйте уровень мотивации каждого работника, например, путем анкетирования. Можно взять готовый тест на мотивацию по Герчикову, мотивационный профиль личности по Ричи и Мартину или же разработать свой опросник.
Всегда пользуйтесь одной и той же методикой измерения, это позволит отследить динамику.
Измерения проводите раз в квартал.
Поощряйте работников всех категорий, а не только продавцов.
Вводите новые способы мотивации каждые полгода: сработает эффект новизны.
С помощью нематериальной мотивации решайте тактические задачи

Например, при наборе в штат сотрудников важно обучить их стандартам работы. Мастер-классы и тренинги помогут в этом, а для работников станут приятным бонусом.
Создайте приятную компенсационную систему

Это оклады, премии и прочие денежные надбавки, который вы платите работникам за их труд. Если компенсации не будут их устраивать, то они от вас уйдут или станут хуже работать.

Самомотивация

Самомотивацией называют индивидуальные способы мотивации, которые основаны на внутренних убеждения конкретной личности: стремлениях и желаниях, решительности и стабильности, целеустремленности и последовательности. Когда человек продолжает идти к своей цели, несмотря на внушительные внешние помехи – это и есть проявление самомотивации. Для развития самомотивации существует несколько способов:

  1. Аффирмации – подобранные специальным образом положительные утверждения, оказывающие подсознательное влияние на человека.
  2. Самовнушение – самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленное на формирования новых моделей поведения.
  3. Изучение биографий выдающихся личностей. Работает по принципу «Если он смог, то и я смогу».
  4. Развитие волевых навыков.
  5. Визуализация – мысленное представление и переживание достигнутых результатов.

Проблема снижения стимула

Отсутствие мотивации знакомо многим людям. Эксперты называют 3 основные причины, которые связаны с потерей желания достичь целей. Тщательно проанализировав их, человек может переосмыслить собственное поведение и найти новые способы решений насущных проблем. Как вернуть мотивацию:

«Тренировка и правильное питание с понедельника». Верит ли сам себе человек, когда говорит о том, что он собирается сесть на диету с понедельника? Конечно, намного проще переложить трудное дело на поздний срок, чем начать именно сейчас. В большинстве случаев такие идеи не воплощаются в жизнь, а затем и вовсе пропадают. Особенно это касается представительниц прекрасного пола. Отличная мотивация для девушек в такой ситуации: «Начну прямо сейчас, а закончу дело намного раньше».
«Хочу быть неповторимым именно сейчас и навсегда». Человек стремится получить все и сразу, мечтает обладать роскошными сокровищами, иметь великолепную фигуру и любящую семью. Но так ли реально сразу же достичь всего этого? В действительности приходится выбирать, что на данном этапе важнее и полезнее. Но это вовсе не значит, что нет возможности достичь других целей.
«Не могу сделать это, потому что…»

Неважно, каким будет ответ, но эту фразу люди слышали миллионы раз. Вместо того, чтобы действительно сделать что-то существенное, человек стремится найти причину, чтобы этого не делать

И, как правило, эти самые причины бывают нелепы и нелогичны.

Как развить мотивацию и бороться с собственной ленью? Успех не приходит просто так, его нужно планировать. Потеря мотивации — это знак того, что индивид должен пересмотреть свои потребности. Человек должен представлять реальную картину желаемого, ставить конкретные сроки, видеть цель и самостоятельно прокладывать путь к ней.

Отрицательная мотивация: примеры

История насчитывает немалое количество примеров, когда методы отрицательной мотивации были испробованы в различных экспериментах. При этом некоторые из них носили более успешный характер, а некоторые – менее. Но в любом случае, в результате эмпирических наблюдений ученые и специалисты в области психологии приходили к выводам. Давай рассмотрим некоторые из этих экспериментов.

Известно, что при неправильном беге в значительной степени травмируются колени, и чтобы предотвратить урон здоровью, необходимо стараться приземляться на носок и избегать соприкосновения пяток с поверхностью. Специально для этой цели была изобретена модель кроссовок с электрическим стимулятором, который несильно бил током всякий раз, когда пятка попадала на землю, что стало серьезным толчком к технике правильного бега. Естественно, человек всячески старается избегать болевых ощущений, связанных с подачей тока, поэтому внедрение аппарата электрической стимуляции мышц в кроссовки принесло свои плоды.

Не очень удачным примером использования отрицательной мотивации является эксперимент, проведенный с целью «излечения» геев. Чтобы мужчины избавились от гомосексуального влечения, им приходилось смотреть на экран и наблюдать картинки. При этом если на картинке было изображено мужское тело, к телу мужчин подавался небольшой электрический разряд, что было болезненно. Соответственно, позже, когда испытуемые видели мужские тела, у них появлялось отвращение и болезненные ассоциации, то есть можно было говорить о том, что эксперимент в какой-то мере удался. Однако неприятной стороной этого экспериментального случая оказалось то, что люди, участвовавшие в опытах, больше не хотели жить, и многие из них совершили самоубийство.

Еще в качестве примера можно привести установку кондиционеров в Калифорнии, США, когда владельцам домов и квартир предлагалась дополнительная услуга в виде теплоизоляции. При этом одной части клиентов предлагалась фраза «Благодаря теплоизоляции вы сможете сэкономить 400 долларов в месяц» (числа условны), а другой – «Без теплоизоляции вы будете терять 400 долларов ежемесячно». Из данных формулировок видно, что первая является образцом положительной мотивации, а вторая – отрицательной. По результатам эксперимента оказалось, что клиенты, которые слышали вторую фразу, реагировали на предложение в два раза чаще.

Данные примеры показывают, что методы отрицательной мотивации все же связаны с негативными чувствами, эмоциями, и они в серьезной степени влияют на психологическое состояние личности

Не стоит забывать, что, применяя методы негативного побуждения, мы рискуем столкнуться со слабой психикой либо неустойчивым психологическим состоянием, поэтому важно понимать, с кем мы имеем дело. По этому поводу психолог Елена Александрова выделяет несколько факторов, которые необходимо учитывать при задействовании приёмов отрицательной мотивации:

  • интеллектуальный уровень личности (чем образованнее человек, тем меньше на него воздействуют методы отрицательной мотивации; как раз в данном случае более действенны методы положительной мотивации – бонусы, поощрения, похвалы, премии и т.д. – в силу более философского взгляда на жизнь и меньшей подверженности страхам);
  • возраст (молодые люди полны энергии и сил, амбиций и целей, поэтому на них методы отрицательной мотивации действуют в меньшей степени, нежели на взрослых, так как в 45 лет и старше человеку уже сложнее найти место работы, сложнее менять свой привычный уклад жизни и в целом идти на какие-то перемены);
  • семейное положение (семья предполагает большой объем ответственности, когда мы заботимся не только о себе, но и о благополучии своих близких, а, следовательно, рычаги мотивационного воздействия будут восприниматься более чувствительно ввиду боязни лишения стабильности и надежности).

Не забывайте также, что каждый может стать жертвой негативной мотивации, поэтому важно стойко реагировать на порицания, чувство вины или страха. Кстати, о том, как сохранять психическую устойчивость во всех ситуациях, можно узнать, записавшись на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция»

На этой программе всего за 6 недель вам будут предложены различные техники и упражнения, которые позволят вам в будущем справляться со стрессом, волнением и страхом, сохранять самообладание и самоконтроль. А интересные кейсы и примеры позволят, помимо теоретических знаний, получить реальные эффективные навыки.

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

Вывод

Мотивация персонала является важной составляющей в создании благоприятного климата внутри коллектива. Мудрый управленец должен в тонкостях владеть всеми основными методами мотивации, чтобы уметь направить потенциал работника в нужное направление

Каждый работник индивидуален, применяя различные методы и комбинируя их, вы сможете создать команду профессионалов, которые всей душой болеют за общее дело и идут к единой цели.

«Как вы считаете, насколько важна мотивация для работника? Возможно, пришло время изучить все способы мотивирования и пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с персоналом?».

Вывод

Реальные истории подтверждают: все мы испытываем необходимость в автономности, компетентности и принадлежности. Ошибка — думать, что люди не мотивированы. Они просто нуждаются в том, что сами не могут назвать. Знаете ли вы кого-нибудь на своей работе, кто всегда делает здравый выбор, обладает детским ощущением чуда, открыт всему доброму и светлому? Я — нет.

Между тем реальная история мотивации свидетельствует, что люди — это, по сути, ученики, которые стремятся расти, наслаждаться работой, вкладывать свои силы и время в позитивные дела и строить длительные отношения. Не из-за внешних мотивирующих сил, а по своей внутренней сущности.

Это — яркий пример пересечения между моделью «ситуационного лидерства II» (SLII) и моделью «спектра мотиваций». Часто потребность человека в автономии омрачается неверной оценкой своего уровня развития. Согласно SLII, он находится на уровне развития D1 с низкой компетентностью и сильным стремлением к цели, задаче или умению, но его потребность «делать для себя», невзирая на недостаток компетентности, побуждает его неправильно оценивать себя и приписывать себе уровень развития D4 — уровень с высокой компетентностью и серьезными обязательствами.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

Версия для печати  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector