Критерии налогового риска. как предупредить выездную налоговую проверку
Содержание:
- Применение схем «дробления» бизнеса
- Отслеживаем участие в схемах
- На что обращает внимание ФНС?
- Понятие налоговых рисков
- Периодически проверяем себя в ЕГРЮЛ на наличие недостоверных сведений
- Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
- Информационные ситуации принятия налоговых решений
- Управление налоговыми рисками
- В поисках волшебной пилюли
- Классификация налоговых рисков
Применение схем «дробления» бизнеса
В случае разделения («дробления») бизнеса, если налоговые органы признают такое разделение формальным, возникают налоговые риски.
И хотя само по себе «дробление» бизнеса не противоречит закону, неправомерным признается разделение с целью получения налоговой выгоды, которая не считается самостоятельной деловой целью. Впрочем, споры по данному вопросу не утихают, хотя налоговым органам часто удается найти доказательства отсутствия хозяйственной потребности в разделении.
В этом случае рассматриваются следующие признаки:
-
выделение из одного предприятия других подконтрольных фирм, которые будут работать на других более льготных системах налогообложения;
-
предприятия будут взаимосвязанными лицами;
-
отсутствует деловая целесообразность такого разделения;
-
фактическая организация бизнеса не изменилась после разделения и др.
Стоит, однако, отметить, что по данному виду рисков имеются судебные споры, не всегда решенные в пользу налогоплательщика (например, Письмо ФНС от 19.01.2016 № ССА-4-7/465@).
Отслеживаем участие в схемах
Упоминание в письмах из налогового органа слова «схема» само по себе уже очень тревожный знак
Ведь схему невозможно создать по неосторожности, следовательно, это свидетельствует об умысле налогоплательщика на совершение налогового правонарушения, а это значит, что вы находитесь в зоне повышенного риска. Наличие умысла в два раза увеличивает штраф по ст
122 НК РФ – с 20 до 40%.
Так, в письме ФНС РФ от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» указано, что об умысле свидетельствует совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Как одна из основных в этом документе упоминается схема «дробления» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, которая характеризуется как имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо.
Не стоит ждать предупреждений из налогового органа в виде требования о предоставлении пояснений или вызова на комиссию по легализации налоговой базы. Необходимо периодически проверять свою структуру бизнеса на наличие признаков дробления. Эти признаки содержатся в Письме ФНС РФ от 11.08. 2017г. № СА-4-7/15895@. Периодически проводить работу над ошибками и исключать те риски, которые указаны в этом письме.
Не менее важно не работать с недобросовестными поставщиками. Дело в том, что система АСК НДС-2, которой вооружены налоговые органы, позволяет устанавливать налоговые разрывы и выявлять недобросовестных поставщиков в цепочке
Поэтому даже незначительные поставщики должны быть тщательно проверены. А если все же выявлен такой разрыв необходимо связаться с контрагентом и уточнить обстоятельства. Бывает так, что контрагент без всякого умысла просто забыл отразить выставленный вам счет-фактуру в своей декларации, и всего лишь и требуется, что подать «уточненку». А бывает, что такие действия совершены вашим контрагентом умышленно. И это печально, потому что в этом случае ваш контрагент вас подвел.
Третья, самая часто встречающаяся ошибка налогоплательщиков – использовать в структуре бизнеса ИП-фантома, таким образом увеличивая расходы и получая наличные денежные средства. Это увеличивает налоговые риски, так как может быть расценено налоговым органом в качестве дробления бизнеса, так и фиктивности операций ИП. Об этом, как правило, свидетельствуют протоколы допросов такого ИП. Он не может пояснить ничего по поводу своей деятельности, не ориентируется в ней, не имеет профильного образования, не понимает терминологию, присущую той экономической деятельности, которой он занимается. Дополнительно у налогового органа имеются другие доказательства подконтрольности такого ИП основной организации: один IP-адрес, доверенности в банке на одно лицо, общие номера телефонов, электронной почты, общий сайт.
На что обращает внимание ФНС?
Если говорить про внешние риски, то налоговики не всегда приходят с проверками к предпринимателям. Но специалисты выделяют 12 признаков, которые вызовут подозрения у сотрудников ФНС.
Низкая налоговая нагрузка
Для расчета нагрузки применяют формулу: Сумма уплаченных налогов / Выручка * 100%. Сумму налогов смотрят по декларации, а выручку берут из данных Росстата. Если нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, то это подозрительно.
Расходы увеличиваются, а доходы нет
Всегда подозрительно, если бизнес нескольких отчетных периодов работает в минус. Конечно, есть инвестиционные проекты, но в ФНС могут заинтересоваться ситуацией. Поэтому учет должен быть без ошибок.
Низкая зарплата
На сайте Росстата и ФНС есть показатели средней зарплаты по отрасли. Если сотрудники получают ниже среднего, то это один из признаков серой зарплаты.
Показатели приближаются к предельным значениям спецрежимов
Если за год показатели бизнеса по лимитам выручки, численности сотрудников, стоимости основных средств достигли переделов или меньше только на 5%, то для ФНС это подозрительно.
Доходы равны расходам
Этот критерий относится только к ИП. ФНС подозревает предпринимателя в незаконном уменьшении налогов, если бизнес не получает прибыль.
Сотрудничество с подозрительными контрагентами
Налоговики отслеживают цепочки поставщиков. Подозрительно, если среди контрагентов есть фирмы-однодневки или компании, которые не смогут выполнить обещанных работ.
Игнорирование запросов ФНС
Налоговики присылают требования, чтобы предприниматель объяснил подозрительные моменты в учете. На ответ дают 5-10 рабочих дней. Если этого не сделать, то начислят штраф и заблокируют расчетный счет.
Высокий налоговый риск
Если сотрудничать с контрагентами без информации в открытом доступе, с адресом массовой регистрации, то это признак ухода от налогов.
Понятие налоговых рисков
Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности. Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей. Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.
Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения. Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований. И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.
Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее. Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки. В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.
Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов. Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие. Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.
Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:
- отсутствие вероятности благоприятного исхода;
- значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
- высокий уровень субъективности оценки риска;
- состав вероятности факторов не стабилен во времени;
- возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
- фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.
Периодически проверяем себя в ЕГРЮЛ на наличие недостоверных сведений
Очень много записей о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ появилось в этом году. Во время карантина предприниматели почувствовали преимущества работы из дома, и когда карантин закончился, продолжили работать дистанционно, не посещая офисы.
Но не тут-то было, налоговые органы прошли с проверками достоверности адресов и у тех, кого не оказалось по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, появились сведения о недостоверности, причем не только об адресе, но и об исполнительном органе. На первых порах исправить это досадное недоразумение можно довольно легко – подав уточняющую форму с указанием того же адреса, где вы и находитесь, и того же директора, но эту ситуацию необходимо отследить, потому что мы далеко не всегда получаем письма по почте. Получение такой записи сразу переносит вас в разряд высокорисковых налогоплательщиков.
Аналогичная ситуация с вашими контрагентами. Многие узнают об этом не из выписки из ЕГРЮЛ, а лишь тогда, когда им отказывают в приеме декларации. Почему так происходит? В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 есть перечень оснований для отказа в приеме деклараций. В пп.5 п. 19 Регламента указано, что отказать в приеме декларации могут в случае, если декларация подписана лицом, у которого отсутствуют полномочия на подписание декларации, то есть руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений. В такой ситуации надо очень быстро приводить сведения в ЕГРЮЛ в порядок, чтобы не нарушить срок сдачи налоговой декларации и не попасть под действие штрафа предусмотренного ст. 119 НК РФ.
Аннулировать декларацию из-за недостоверности сведений или по иным причинам сейчас не могут. В 2018 г. была весьма интересная история с письмом ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства». Это письмо содержало 22 признака, по которым декларацию могли аннулировать. Но не без помощи наших коллег из Палаты налоговых консультантов это письмо было отозвано Минюстом 10.10.2018 № 01/133775-ЮЛ, о чем ФНС сообщила Письмом № ЕД-4-15/21496@ от 02.11.2018. Основные доводы заключались в том, что предложенный порядок не предусмотрен Налоговым кодексом РФ. И вот в продолжении этой истории Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ в НК РФ внесены изменения, которые начнут действовать с 1 июля 2021 г. Теперь перечень оснований, по которым налоговый орган вправе не принимать декларации организаций и индивидуальных предпринимателей есть в НК РФ. В НК РФ теперь указано, что налоговая декларация или расчет считаются непредставленными, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации выявляется, что в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего налоговую декларацию в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице до даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации).
Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.
Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью при воздействии на работников вредных и опасных производственных факторов.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.
Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году
Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА
Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.
Пример
Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.
Образец карты проведения оценки профессиональных рисков
Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
- устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
- применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.
Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
Обратите внимание! Продолжать работы на рабочих местах, имеющих критические риски для здоровья, возможно только после проведения мероприятий по изменению производственного процесса и условий проведения работ, обеспечивающих исключение или уменьшение воздействия вредных и (или) опасных факторов до уровня допустимого и разработки соответствующей нормативно-правовой или технической документации.
Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.
Информационные ситуации принятия налоговых решений
----------------------------------------------------------¬------->¦ Условия сравнения доступности исходной информации ¦¦ L-T--------------------------------------------------------¦ ¦/¦ -------+------¬ -- -- -- -- -- -- --¬¦ ¦степень +--------T----------------T-----------------¬¦ ¦достаточности¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦¦ ¦исходной ¦ -------+-------¬ -------+----+-¬ ---------+-------¬¦ ¦информации ¦ ¦полная ¦ ¦вероятностные¦ ¦полная ¦ ¦¦ L------T------- ¦определенность¦ ¦условия ¦ ¦неопределенность¦¦ ¦ L------T-------- L------T------- L--------T-------- ¦¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/¦ -------+------¬ -------+-------¬ -------+------¬ ---------+-------¬ ¦¦ ¦возможности ¦ ¦могут быть ¦ ¦может быть ¦ ¦совсем не могут ¦¦ ¦оценки ¦ ¦оценены ¦ ¦дана ¦ ¦быть оценены ¦ ¦¦ ¦последствий ¦ ¦полностью ¦ ¦вероятностная¦ L--------T--------¦ L-------------- L------T-------- ¦оценка ¦ ¦ ¦¦ ¦ L------T------- ¦¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦¦ -------+-------¬ -------+------¬ ---------+---------¬¦ ¦принятие ¦ ¦управление ¦ ¦поиск информации ¦ ¦¦ ¦обоснованных ¦ ¦налоговыми ¦ ¦для сведения +- -¦ ¦налоговых ¦ ¦рисками ¦ ¦варианта ¦¦ ¦решений ¦ L------T------- ¦к вероятностному ¦¦ L------T-------- /¦ L--------T----------¦ /¦ ¦ /¦¦ ------------------+----------------+-----------------+----¬L------>¦ Рекомендации для рассмотренных ситуаций ¦ L----------------------------------------------------------
Рис. 2
Наиболее обоснованные решения в области воздействия на параметры налогообложения будут приниматься, когда все последствия принимаемого решения могут быть точно оценены. В условиях полной неопределенности необходимо провести работу по поиску достаточной информации, с тем чтобы свести этот вариант к вероятностному и получить возможность анализа последствий таких решений <10>.
<10> Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков. http://www.rosbuh.ru/article.asp?rba_id=1467&rbac_id=4101#chp.
На основе имеющейся информации можно прибегнуть к следующим способам управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование), концентрация рисков и диверсификация.
Нормирование налоговых рисков подразумевает установление допустимых для данной организации потерь от налоговых рисков, что возможно только при достаточности информации о характеристиках риска.
Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.
Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов:
- выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального) уровня (доверительного интервала);
- оценка его реального или ожидаемого уровня;
- анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень;
- выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации;
- применение выбранных методов;
- оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.
Специфика прохождения перечисленных этапов управления налоговыми рисками будет зависеть от формы управления налоговым риском, обусловленной моментом управления по отношению к возникновению налогового риска (табл. 1).
Таблица 1
Управление налоговыми рисками
Основные моменты процесса управления:
- организация работы сделок только с тем, контрагентом, который был полностью проверен;
- всегда выполнять ряд правил, которые установлены действующим законодательством, и не выходить за их рамки при определении налоговой базы и требуемой суммы;
- соответствие показателям, который считают приемлемыми для определенной сферы деятельности и налогообложения;
- систематический анализ с проверкой результата и деятельности на соответствие требованиям.
В первую очередь для того, чтобы избежать различные отрицательные последствия, связанные с НР, требуется создать специальный контрольный орган на предприятии, который будет учитывать все возможные последствия и более эффективно контролировать ситуацию.
Также потребуется учесть все рекомендации от налоговой службы:
- отсутствие сделок с сомнительным характером;
- отказ от услуг подозрительной компании или контрагента;
- проверка всех будущих партнеров;
- документальное оформление любой операции с выполнением обязательных требований;
- отслеживание изменений и дополнений в налоговом законодательстве РФ;
- разработка своей системы управления НР.
Еще одним важным моментом считают необходимость постоянного повышения квалификации работников бухучета, что позволяет избегать большинства неправильных заполнений и технических ошибок.
НР подразумевают собой возможные отрицательные последствия для компании при невыполнении или неправильном трактовании законодательных норм, что приводит к неверному расчету налоговой базы. Для устранения таких моментов требуется выполнять все рекомендации налоговой и не нарушать правила, установленные законодательной базой.
https://youtube.com/watch?v=Sek8U2QLAEg%3F
В поисках волшебной пилюли
Есть сопряженные вопросы: как наладить финансирование внутри группы компаний? Как финансировать смежные (часто дотационные) проекты, параллельные бизнесы (также требующие «накачивания» деньгами на возвратной основе), объединения нескольких бизнесов (как разово, так и на неопределенный срок). Остался за кадром и инструментарий скрытого владения бизнесом, благо отлажены новые инструменты, без необходимости использования иностранных компаний. Между тем, скрытое владение всем бизнесом или его частью становится обязательным элементом, если вы хоть как-то хотите защитить свои и активы.
Классификация налоговых рисков
Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:
- внутренними и внешними;
- предсказуемыми и непредсказуемыми;
-
систематические и несистематические.
Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:
- до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
- в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
- подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.
Имеется три основания, по которым производят деление:
- субъект, обладающий рисками;
- последствие вероятностного характера;
- причина появления или образования.
Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:
- информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
- процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
- окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
- репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.
В последнем случае фирма теряет клиентскую базу, партнеров и возможность расширения на рынке за счет доверия к ней со стороны третьих лиц. Это ведет к снижению доходности.