Как создать успешную программу обучения и развития сотрудников

Содержание:

Психология образования

Где: Coursera.

Формат: 18 видеороликов, 9 материалов для самостоятельного изучения и 3 теста.

Уровень: средний, продвинутый.

Язык: английский, есть субтитры на русском.

Каким образом мозг усваивает новую информацию? Как на этот процесс влияют наши эмоции и социальная среда? Специалистам по обучению важно знать ответы на эти вопросы, чтобы образовательный процесс был эффективным и увлекательным. Благодаря курсу Learning, Knowledge, and Human Development вы узнаете об основных механизмах нашей психики, которые задействованы при обучении, и изучите методы воздействия на них

Благодаря курсу Learning, Knowledge, and Human Development вы узнаете об основных механизмах нашей психики, которые задействованы при обучении, и изучите методы воздействия на них.

Это полноценный образовательный курс, который входит в магистерскую и докторскую программы студентов Педагогического колледжа при Иллинойском университете. А значит, вы сможете эффективно заполнить пробелы в знаниях о психологии образования, даже если не учились в профильном вузе.

Уроки записаны на английском языке, есть субтитры на русском. Однако перевод машинный, поэтому базовые знания английского для просмотра видео всё-таки пригодятся.

Модульное обучение

Особенность этого метода в том, что весь объем информации разбивают на небольшие, не зависящие друг от друга блоки (модули). Например, один модуль может служить для решения конкретной бизнес-задачи или для развития навыка планирования.

Плюсы:

  • Метод модульного обучения очень гибкий: можно добавлять, убирать блоки или менять их последовательность с учетом конкретной программы.
  • Это отличный вариант для проработки конкретных навыков и умений.
  • Преподаватель проверяет, верно ли Слушатели усвоили материал, оценивает их работу, дает обратную связь.
  • Можно организовать индивидуальное обучение или работать по некоторым блокам только с определенной группой Слушателей.

Минусы:

  • На разработку и внедрение модулей уходит немало времени.
  • Метод плохо подходит для массового обучения.
  • Преподаватель необходим на каждом занятии — это повышает расходы.

Источники

  1. Корпоративный университет Сбербанка — «Обучение как драйвер изменения поведения: предпосылки и практические подходы», 2020

  2. Senge P. M. — ‘’The art & practice of the learning organization’’ — In: The New Paradigm in Business: Emerging Strategies for Leadership and Organizational Change (eds. Ray M. and Rinzler A.) 1993 by the World Business Academy — New York: Jeremy P. Tarcher, 1990

  3. Де Гиус А. — «Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде», 2004

  4. Bersin J. — ‘’Predictions for 2013: Corporate Talent, Leadership and HR-Nexus of Global Forces Drives New Models for Talent. Bersin by Deloitte, 2013

Проанализируйте окружающую среду. Оглянитесь вокруг

В сфере интернет-маркетинга изменения происходят настолько быстро, что уже через полгода без обучения специалистов технологиям невозможно эффективно работать с клиентом и выводить бизнес на новый уровень.

В этом смысле обучение — это не только профильные курсы, но и посещение отраслевых мероприятий, обмен опытом с коллегами по рынку, изучение практики зарубежных агентств. Так можно понять, что нужно знать сотрудникам для выхода компании на топовый мировой уровень.

В том же интернет-маркетинге важно регулярно обновлять сертификаты по «Яндекс.Метрике», Google Analytics, Google Ads и «Яндекс.Директу», не говоря уже о сертификатах myTarget, «ВКонтакте» и прочему

Методы обучения персонала

В зависимости от целей и задач обучающий процесс может быть организован как с отрывом от производства или частичным отрывом от производства, так и без отрыва — на рабочем месте. Методы обучения персонала разнообразны, и их выбор зависит от предмета обучения, сроков и бюджета, например:

  • Самообучение, менторство, коучинг и наставничество;
  • Систематические лекции и курсы повышения квалификации;
  • Получение дополнительного высшего образования;
  • Конференции и семинары;
  • Практические тренинги и деловые игры.

Онлайн обучение персонала (eLearning)

Онлайн обучение — это популярный метод обучения, при котором создаются обучающие порталы с использований возможностей Интернета. Организация создает собственный учебный портал, куда загружается библиотека учебных материалов, книги, лекции, презентации, видео уроки, электронные курсы и т.п. Каждый сотрудник обладает индивидуальным логином и паролем, проходить обучение в любое удобное время и самостоятельно выстраивать график занятий.

Дистанционное обучение персонала

С развитием коммуникационных технологий все большую силу набирают формы дистанционного обучения — типа вебенары и занятия через Skype. Такой метод обучения используется как для проведения стандартных программ повышения квалификации и тренингов, так и для полных курсов высшего образования. Преподаватели и ученики могут общаться в онлайне режиме. При этом ученики получают мгновенный доступ к широкой библиотеке, включая базы данных со спецификой по отраслям.

Стажировка — Secondment

Направление сотрудника на работу в другое подразделение компании, находящееся в другом городе или даже стране на определенный срок для замещения сотрудника, для заполнения определенных сложных позиций внутри организации, также может рассматриваться и как форма обучения и развития персонала, и как форма ротации кадров. Такая ротация кадров в большинстве случае носит временный характер — на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. При ротационном горизонтальном перемещении сотрудников внутри организации работник получает возможность приобретения нового профессионального опыта и дополнительных компетенций.

Делегирование и усложнение заданий

Руководитель передает часть функций и полномочий в рамках определенного проекта своим подчиненным. Иногда менеджер осуществляет поэтапное усложнение задач для сотрудника с учетом объема ответственности и сложности. Такой подход к обучению позволяет сотрудникам приобретать новые практические управленческие навыки, принимать решения в рамках определенных задач.

Наставничество (mentoring)

Система наставничества предполагает обучение между участниками коллектива, когда более опытный сотрудник (Mentor) закрепляется за менее опытным сотрудником и помогает ему усвоить определенные компетенции, приобрести новые знания и опыт как в профессиональной сфере, так и в вопросах личностного развития.

Коучинг (coaching)

Очень часто идет в связке с наставничеством, основное отличие состоит в том, что коуч помогает сотруднику развивать и использовать уже имеющийся потенциал, что позволяет работнику достичь максимальной производительности. Коуч может быть «внутренний», т.е. из самой организации (на пример: линейный менеджер, специально обученный специалист внутри организации), или профессиональный «внешний» коуч.

Shadowing

Менее опытный или новый сотрудник копирует действия более опытного специалиста. Очень часто эта форма обучения используется при найме молодых сотрудников, выпускников вузов для успешной адаптации в организации.

Buddying

Работа в паре двух успешных сотрудников при абсолютно равноправных взаимоотношениях, при которых пользу извлекают обе стороны за счет изучения опыта друг друга.

Рабочие и проектные группы

В рамках одного проекта или задачи внутри организации создается рабочая группа из сотрудников разных отделов. В процессе они обмениваются опытом и приобретают новые знания и умения.

Как выяснить всё, что важно для целей

Целевая аудитория, причины проблем, эффективное и неэффективное поведение, контекст — как найти ответы на все вопросы? Проведите исследования. Если заказчик просит обойтись без них — переубеждайте его, объясняйте, иначе есть риск напрасно потратить деньги и время на обучение, оно не даст эффекта.

Какие методы исследований стоит использовать:

  1. Интервью с заказчиком и экспертами.
  2. Анализ методических и регламентирующих документов, которые предписывают сотрудникам определённое поведение в конкретных обстоятельствах (регламентов, инструкций, стандартов).
  3. Кабинетное исследование темы обучения и лучших практик в других компаниях.
  4. Полевое исследование (интервью или опрос целевой аудитории и их руководителей, смежных целевых групп, наблюдение на рабочих местах).

Необязательно использовать все методы, но одного варианта обычно недостаточно, потому что получается неполная картина.

В каких целях осуществляется обучение?

Для работодателя наиболее важным является развитие персонала для последующего понимания и решения текущих проблем, приспособленности его к разного рода нововведениям, формирование квалифицированного управляющего состава персонала. С позиции работника потребность в обучении заключается в сохранении и повышении его квалификационного уровня как специалиста, приобретении новых профессиональных навыков и знаний, развитии собственных умений осуществлять планирование в области руководства и ведения производственных процессов.

На сегодняшний день обучение персонала принято разделять на три категории:

  • подготовку сотрудников;
  • повышение их квалификации;
  • переподготовку наемных работников.

Этап подготовки предполагает хорошо организованный процесс обучения персонала, передачи ему соответствующей базы информации и умений для последующей реализации в выбранной области будущего сотрудничества.

В процессе повышения квалификации основную роль играет намерение улучшить уровень знаний работников, усовершенствовать их теорию и практику в условиях растущих требований к профессиональному уровню или в случае карьерного роста.

На этапе переподготовки персонала работники получают новые знания, умения и навыки в связи с получением дополнительной профессии или если требования к качеству работы резко изменились в последнее время.

Профессиональное обучение на производстве — специфика услуги

При необходимости подтверждения квалификации, овладения узкоспециализированными знаниями можно воспользоваться услугами дорогих качественных школ, дающих за 4-7 дней квинтэссенцию теоретического и практического материала. Методики их работы  дают мощный толчок в развитии сотрудника.  У них как правило, обучение персонала на производстве разбито по отраслям. Помимо курсов и тренингов, предлагающих повысить профессиональный уровень, есть компании-производители, готовые обучать сотрудников Клиента работе на своем оборудовании или со своей программой или материалом.

В целях получение каких-либо  управленческих навыков, способствующих карьерному продвижению можно воспользоваться предложениями  организаций, проводящих открытые курсы, тренинги и профессиональное обучение на производстве. Они подходят почти всем, а результат зависит от того, насколько ученик «вычерпывает» учителя. Таких большинство.

Для расширения кругозора сотрудников, источника новых идей есть конференции, проводимые для большого количества слушателей одной отрасли (Строительные материалы,  недвижимость, маркетинг, HR и другие), которые позволяют Работодателю и его сотрудникам быть в курсе проблем своей отрасли.

Отличный вариант для организаций из регионов — компании, предлагающие обучение персонала на производстве в формате вебинара или онлайн-обучения. Только вопрос  контроля качества усвоения и результативности остается пока открытым.

На рынке наступила пора гибкого, точечного обучения персонала, где каждый Работодатель сам вынужден решать проблемы  обучения и развития персонала, и в их решении он может опираться не только на свои знания, опыт и интуицию, но и на проверенных консультантов по обучению.  Видимо,  скоро они будут востребованы более глобально. Пока что эту роль выполняет  специалист отдела обучения персонала, или просто грамотно подобранная программа обучения на производстве.

Отправляем сотрудника на регулярный курс: всегда ли результат перекликается с ожиданиями?

В классическом варианте модель организации обучения выглядит следующим образом:

  1. В начале года внутренний T&D (специалист по обучению) собирает потребности всех вверенных ему подразделений;
  2. Проводит анализ рынка: «Сколько стоит?», «Какие курсы закрывают задачи?», «Синхронизируется ли потребность конкретного сотрудника с бизнесом?» и так далее;
  3. Вносит обучение в план;
  4. Управляет процессом подписания договора, оплаты счета, организации обучения.

На первый взгляд модель вполне логично выстроена, процесс налажен и вообще — «всегда так работало», но есть несколько «но»:

Специалист по обучению очень часто не разбирается  в предметной области курса. То есть, ему приходит запрос от сотрудника вида: «Хочу DevOps», и T&D начинает искать все курсы по DevOps

Важно на этом этапе уточнять: «Какие задачи нужно решить курсом?», «Кто будет слушать курс?», «Какой уровень предварительной подготовки?» и так далее.

Бывает, запланированное обучение по определенному предмету устаревает. Допустим, в начале года мы выбрали курс по приготовлению кофе на классической кофемашине, запланировали его, а от классических кофемашин все резко отказались в пользу гейзерных турок, на них и быстрее, и вкуснее, и проще. 
Тогда обучение нам нужно уже по новому предмету. 

Сотрудники выбирают себе курс не по уровню предварительной подготовки, а по уровню желаемого результата — не совсем объективно оценивая свои знания, чаще всего, кстати, преуменьшая их.

Таким образом, если в нашем процессе возникает хотя бы одно «но», качество обучения снижается по экспоненте.

Правила и особенности отработки за обучение

Однако легко представима ситуация, в которой руководитель вкладывается, но ничего не получает из-за неблагодарного сотрудника. Работник, после прохождения обучения, вполне может уволиться и устроиться в другую компанию с обновленным за чужой счет профессиональным багажом. Как этого не допустить? Работодатель может указать в договоре обязанность отработки за обучение. То есть, сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет компании, не может просто так уйти. Он обязуется отработать определенный срок. Возможность постановки такого условия оговорена в статье 197 и 199 ТК.

Если сотрудник отказывается от обязательной отработки, он обязан возместить расходы работодателя на оплату образовательной услуги.

Данное правило прописано в статьях 207 и 249 ТК РФ. Для защиты своих интересов руководитель должен правильно оформить соглашение с сотрудником.

Юридическое оформление отработки

Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:

  • Трудовом договоре.
  • Дополнительном соглашении.
  • Ученическом договоре.

В документе обязательно нужно указать следующую информацию:

  • Специальность или направление обучения.
  • Сроки и стоимость образовательной услуги.
  • Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.

Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:

  • Стоимости образовательной услуги.
  • Ценности получаемых знаний.
  • Продолжительности обучения.

Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.

Особенности взыскания расходов с сотрудника при увольнении

С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ. Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики. К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:

  • Сокращение штата.
  • Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
  • Призыв работника на военную службу.

Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.

Иммерсивное обучение

Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.

«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.

Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.

Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.

Индустрия 4.0

Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.

О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:

«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.

Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.

Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.

При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».

Похожие термины:

  • форма повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, создаваемая при министерствах и ведомствах, предприятиях, научноисследовательских и проектно-конструкт

  • действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической профессиональной учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на учрежде

  • образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследо

  • (ФПК) – учебное подразделение, организуемое при высшем учебном заведении и осуществляющее учебную и научно-методическую работу по повышению квалификации руководящих работников и специалистов с

  • образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потреб

  • учебно-методическая документация, направленная на совершенствование имеющихся у работников и (или) освоение ими новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения тру

  • Профиль обучения и форма совершенствования научной, педагогической и методической подготовки преподавателей. Основной формой П. к. п. является самообразование – самостоятельное изучение препод

  • документ о дополнительном профессиональном образовании, выдаваемый образовательными учреждениями слушателям, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, заверяемый печатью соответствующ

  • учебнопрограммный документ, который устанавливает цели и задачи дополнительной образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или дополнительной обра

  • на производстве предусматривает ступенчатый характер овладения педагогическим мастерством и включает в себя: получение начальной психолого-педагогической подготовки; коллективную и индивидуа

  • Обучение преподавателей с целью повышения квалификации, получившее широкое распространение во многих странах и являющееся компонентом национальной системы подготовки преподавателей. Система З

  • Прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять

  • . Основными формами являются следующие: обучение рабочих вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и эффективной работы в условиях бригадной формы организации труда; повыше

  • институт, в задачи которого входит повышение квалификации информационных работников. Готовит специалистов в области информационной деятельности для различных отраслей народного хозяйства.

eLearning: от стратегии внедрения до разработки контента и оценки эффективности

Где: eTutorium.

Формат: 6 вебинаров с дополнительными материалами и домашними заданиями.

Уровень: начальный, средний.

Язык: русский.

Это настоящая настольная книга для специалиста в онлайн-образовании. Вы узнаете о eLearning всё: от стратегий внедрения онлайн-обучения до дизайна и сборки курса.

Автор — Марина Литвинова, программный директор в EdMarket, эксперт по обучению и развитию сотрудников с почти 15-летним стажем. Спикер постаралась, чтобы в уроках не было воды: только практический опыт и разбор ошибок, совершённых при разработке онлайн-контента и взаимодействии с заказчиками. Вся самая ценная информация из первых уст.

Виды обучения

Собственно, строгой классификации нет, это условный список, но он позволяет выделить особенности разных видов:

  1. Внутренняя аттестация.
  2. Прием на работу ученика, практиканта.
  3. Подтверждение, повышение квалификации, аттестация или проверка знаний в соответствии с требованиями законодательства.
  4. Повышение квалификации, семинары, тренинги, дополнительное образование.
  5. Получение образования по новой профессии в связи с производственной необходимостью или карьерным развитием.

Первый, второй и в некоторых случаях четвертый пункт – это внутренние виды обучения. Третий, пятый, шестой и четвертый (чаще всего) – внешние.

Обучение повышает моральный дух сотрудников.

Существует тесная взаимосвязь между моральным состоянием сотрудников и ростом компании. Когда моральный дух сотрудников низкий, это приводит к таким вещам, как низкая производительность и высокая текучесть кадров. Именно по этой причине мы можем утверждать, что моральный дух сотрудников может либо «сделать», либо «сломать» компанию. Тренинги, организованные для сотрудников, играют важную роль в повышении морального духа и, соответственно, в повышении производительности сотрудников и их желании сотрудничать с руководством компании.

Мы уделяем большое внимание так называемому веерному обучению, когда происходит максимальная вовлеченность всех обучаемых сотрудников в использование новых и современных технологий. А также обучению действием, когда ваш персонал учится на реальном проекте, имеющим отношению к профильному бизнесу компании, имея дело с реальными кейсами и давая обратную связь

Наша основная задача сводится к тому, чтобы изученный  в тренинге материал применялся тут же на рабочем месте.

В вашей компании будет самый надежный и соответствующий персонал!

Обучение персонала – незаменимый способ сохранить конкурентоспособность вашей организации.

Мы работаем с экспертами и бизнес-тренерами первой величины, которые готовы делиться своим опытом, ведут консалтинговые проекты в рамках различных направлений, специализируются на оценке персонала и занимаются комплексным обучением персонала в рамках проведения тренингов, деловых игр и семинаров. 

Если вы хотите провести обучение сотрудников – мы найдем подходящее для вашей компании решение!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector