Фсбу 5/2019 спецодежда: как учитывать в 2021 году
Содержание:
- Амортизация
- Этапы учета и их документирование
- Акт на списание материалов
- Что поменялось в оценке себестоимости запасов при покупке
- Как проводить переоценку запасов, и кто может этого не делать
- Зачем нужно
- Утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета запасов.
- Документация
- Остатки ТЗР при смене способа их учета
- Что относится к запасам по новым правилам
- Анализ остатков по счету 10 на 01.01.2021
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФСБУ 5/2019 «ЗАПАСЫ»
Амортизация
Новый документ устанавливает составляющие расчета амортизационных отчислений: способ, срок полезного использования (СПИ) и вводит термин ликвидационной стоимости (ЛС), которого раньше не было.
Ликвидационная стоимость определена п. 30 документа. Для ее расчета нужно взять:
- сумму, которую могла бы иметь фирма при выбытии ОС, не исключая ценности, образующиеся в результате выбытия;
- расчетную сумму затрат на выбытие.
ЛС является разницей этих двух значений
Важно заметить: в п. 30 указывается, что объект ОС рассматривается как уже достигший завершения СПИ «и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования»
ЛС может принимать нулевое значение, если:
- к завершению СПИ не рассчитывают на поступления от выбытия ОС либо они незначительны;
- сумму поступлений невозможно определить достоверно.
Значения трех составляющих устанавливаются при постановке ОС на учет. Фирма обязана по окончании года и при изменениях, связанных с ОС, отслеживать, соответствуют ли они условиям пользования объектом в реальности; если это необходимо, их изменять (т.н. «изменения оценочных значений»)
Обратим внимание, что в ПБУ 6/01 вопрос об изменении способа расчета амортизации был освещен расплывчато, а новый документ четко указывает на эту возможность (п. 37)
Исчислять амортизацию теперь нужно с дня принятия объекта к учету в БУ, а не с начала следующего за этим событием месяца. Останавливают начисление по аналогичному принципу – от дня списания с бухгалтерского учета, а не с начала последующего месяца, как раньше.
Прежний вариант возможен по решению руководства фирмы, но законодатель употребляет термин «допускается» (п. 33). Из сказанного ясно, что подобное допущение является исключением из правила и его нужно обосновать в ЛНА. Расчет амортизации приостанавливают в одном случае: если ликвидационная стоимость выше балансовой или с ней сравнялась. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость окажется меньше, чем по балансу, амортизационные начисления надо возобновить.
Важно! Амортизацию продолжают начислять даже в ситуации простоя или прекращения работы ОС временно (п. 30 ФСБУ 6/2020)
Способ начисления амортизации связан законодателем с определением СПИ. Он может определяться двояко:
- По времени, периоду, когда ОС будет экономически выгодно.
- По объему продукции (или работ) в натуре, который планируется произвести при помощи конкретного ОС.
Если СПИ определяется временем, когда ОС экономически эффективно, используют линейный способ либо способ уменьшаемого остатка. Линейный способ хорошо известен бухгалтерам, однако здесь придется учитывать фактор ликвидационной стоимости. Амортизацию отчетного периода определяют разницей балансовой и ликвидационной стоимости, разделенной на остаток СПИ.
Говоря о методике уменьшаемого остатка, законодатель лишь обращает внимание: амортизационные расчеты должны быть такими, чтобы амортизация за равные периоды уменьшалась одновременно с уменьшением СПИ объекта. Фирма сама решает, какую формулу применить, чтобы исполнить этот принцип
Если СПИ определяется количеством продукции, пользуются способом пропорционально количеству продукции (объему работ). Алгоритм расчета в рамках отчетного периода такой:
- вычисляют разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью;
- делят количество продукции на остаток СПИ;
- умножают одно значение на другое.
Запрещается исчислять амортизацию по выручке от реализованного того же объема продукции. Необходимо сделать расчет в целом так, чтобы распределить амортизируемую стоимость ОС на весь СПИ.
Этапы учета и их документирование
Работнику склада предстоит иметь дело со множеством форм. Выстроим логическую последовательность на основе этапов учета.
Таблица. Перечень складских документов.
Компонент учета |
Что это |
Образцы складских документов |
Зачем нужны |
Количество экземпляров |
Поступление |
Товарная накладная |
Узнать полную информацию о поступающих ТМЦ |
Два: один — у продавца, второй — у покупателя |
|
Накладная на отпуск материалов на сторону |
Получить ТМЦ с другого адреса |
|||
Приходный ордер |
Зафиксировать прибытие |
Один с подписями кладовщика и экспедитора |
||
Акт о расхождении |
Задокументировать несоответствие по количеству и качеству |
Четыре: для продавца, покупателя, транспортной компании и в приложение к претензии |
||
Чек из кассового аппарата |
Фискальный чек |
Подтвердить факт покупки |
Два: один — для покупателя, второй — для ФНС |
|
Складская ведомость, акт, справка |
Прочие |
Доказать факт прибытия ТМЦ в случае поступления иным способом |
||
Фактический учет |
Партионная карта |
Учесть товары одного наименования или прибывшие одной машиной |
Два: один остается на складе, второй идет в бухгалтерию |
|
Карточка учета материалов |
Учесть материалы по сортам и видам |
Один |
||
Внутреннее перемещение |
Требование-накладная |
Подтвердить перемещение ТМЦ внутри организации (между отделами) |
Два: один остается в отпускающем отделе, другой идет на склад |
|
Инвентаризация |
Приказ о проведении инвентаризации |
Инициировать проверку с указанием причины |
Один — для председателя инвентаризационной комиссии |
|
Инвентаризационная опись |
Отразить фактическое наличие ТМЦ |
Два: один — для МОЛ, другой идет в бухгалтерию |
||
Сличительная ведомость |
Зафиксировать отклонение от учетных показателей |
|||
Ведомость учета результатов инвентаризации |
Оформить результаты |
Два: один остается на складе, второй идет в бухгалтерию |
||
Хранение |
Акт о приеме-передаче ТМЦ на хранение |
Оформить принятие по договору хранения |
В соответствии с договором |
|
Журнал учета ТМЦ, сданных на хранение |
Подтвердить отсутствие претензий у поклажедателя |
Один |
||
Выбытие |
Лимитно-заборная карта |
Отразить отпуск материалов при наличии лимитов |
Два: один остается на складе, другой идет в принимающий отдел |
|
Накладная на отпуск материалов на сторону |
Передать ТМЦ по другому адресу |
Два: один — у продавца, второй — у покупателя |
||
Требование-накладная |
Подтвердить перемещение ТМЦ внутри организации (между отделами) |
Два: один остается на складе, другой идет в принимающий отдел |
||
Товарная накладная |
Предоставить полную информацию о поступающих ТМЦ |
Два: один — у продавца, второй — у покупателя |
Акт на списание материалов
Порядок списания материалов
Для списания материальных ценностей требуется создание специальной комиссии. В ее состав входят материально ответственные лица, как правило, из разных структурных подразделений предприятия. Именно в их обязанность входит выявление и освидетельствование повреждений, дефектов или неисправностей оборудования, техники, мебели, хозяйственного инвентаря, инструментов и пр. ценностей, содержащихся на балансе организации.
После фиксации таких фактов, они уполномочены к оформлению акта о списании материалов. Как правило, в крупных организациях для подобных действий существуют специально разработанные четкие инструкции.
Для списания материалов необходимы веские основания, имеющие документальное подтверждение.
Списание материалов не может происходить без веских на то оснований, подтвержденных определенной доказательной базой. В частности, при процедуре списания материалов могут использоваться вспомогательные документы.
- отчеты о произведенной за определенный период продукции (ее объем, наименования и т.д.);
- отчеты материально ответственных лиц об использованных материальных ценностях;
- письменные документы о расходах материалов свыше установленных нормативов (с обоснованием этих фактов);
- утвержденная калькуляция по нормам материальных затрат для изготовления единицы товара;
- прочие финансовые и учетные документы.
Перед списанием материальных ценностей на предприятии должна быть проведена инвентаризации имущества с внесением её результатов в соответствующие документы.
Как правильно оформить акт о списании материалов
Данный документ в обязательном порядке должен содержать в себе сведения о предприятии и о членах комиссии по списанию: их должности, фамилии, имена, отчества, а также подробный перечень списываемых материалов, включая их количество и стоимость (поштучную и общую), причину списания. Комиссия назначается отдельным приказом руководителя организации, в нем же прописывается председатель комиссии. После внесения всех данных в акт по списанию каждый член комиссии должен поставить под документом свою подпись, тем самым удостоверяя, что вся информация в него внесена верно. Также, по завершении процедуры, акт должен заверить руководитель организации.
Акт о списании материалов имеет юридический статус, поскольку на основе него специалисты бухгалтерских отделов отражают балансовую стоимость списываемых материальных ценностей, а также непосредственную убыль предприятия из-за их утраты. В свою очередь эти сведения отражаются в налоговом учете юридического лица.
Акт не имеет унифицированного, стандартного образца, поэтому составляться он может в свободной форме либо по разработанному внутри организации шаблону, в соответствии с особенностями ведения ею деятельности и потребностями. Документ можно оформить на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке организации в единственном экземпляре, предназначенном для бухгалтерии предприятия (однако при необходимости, члены комиссии как материально-ответственные лица могут потребовать себе копии акта). Заверять его печатью необязательно, поскольку он относится к внутреннему документообороту и фиксируется в специальном журнале.
Инструкция по заполнению Акта на списание материалов
- В верхнем правом углу документа вписываем наименование предприятия, а также должность, фамилию, имя, отчество руководителя, который, после оформления акта утвердит его.
- Затем заполняем название документа, а также коротко передать его суть (в данном случае «о списании материалов»), поставить дату: число, месяц (прописью), год.
- Далее переходим к составу комиссии по списанию: должность каждого сотрудника, фамилию, имя, отчество, а также зафиксировать факт списания материальных ценностей и указать причины их списания (непригодность к использованию, выявленные дефекты, завершенный срок амортизации, моральное устаревание и т.д.).
Что поменялось в оценке себестоимости запасов при покупке
В стоимость запасов при их приобретении входит не только цена поставщика, но и различные дополнительные расходы: по доставке, сортировке и т.п.
В ФСБУ 5/2019 в перечень дополнительных расходов добавились оценочные обязательства по демонтажу и охране окружающей среды. Проценты по кредитам теперь нужно включать в стоимость запасов, только в случае, если материалы предназначены для создания инвестиционного актива. Речь идет об объектах, которые требуют длительного времени для подготовки к использованию, т.е. в первую очередь — об основных средствах (п. 11 ФСБУ 5/2019).
Кроме того, при расчете стоимости запасов необходимо учитывать различные скидки, бонусы, льготы и тому подобные преференции, которые поставщики предоставляют организации. Например — это может быть скидка «за объем», которую поставщик дает при закупке товара на определенную сумму в месяц.
Новым стандартом установлен специальный порядок учета стоимости запасов, которые куплены с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа. По умолчанию речь идет об отсрочке, превышающей 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.
Обычно при длительной отсрочке цена поставщика выше, чем при предоплате или расчете сразу после отгрузки. В этом случае запасы следует ставить на учет по той цене, которая была бы уплачена при покупке без отсрочки. Разницу между фактической и минимальной ценой нужно учитывать, как проценты по займу (п. 13 ФСБУ 5/2019).
Если организация платит за запасы неденежными средствами, например — передает взамен другое имущество или оказывает услуги, то полученные активы нужно оценить по справедливой стоимости передаваемого имущества (оказанных услуг), или самих запасов. Для этого следует пользоваться стандартом МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н).
И только, если справедливую стоимость определить невозможно, допускается учитывать приобретенные запасы по балансовой стоимости переданного имущества или по затратам на оказанные услуги (п. 14 ФСБУ 5/2019).
Если запасы получены безвозмездно, то их в любом случае нужно учитывать по справедливой стоимости (п. 15 ФСБУ 5/2019).
Малые предприятия могут существенно упростить для себя учет запасов при их поступлении (абз. 4 п. 14 и п. 17 ФСБУ 5/2019):
- Представители малого бизнеса имеют право не учитывать в стоимости запасов все дополнительные расходы (например — на доставку), а также оценочные обязательства. Все подобные расходы малые предприятия могут включить в затраты текущего периода. Таким образом, стоимость приобретенных запасов для малых предприятий будет состоять только из цены поставщика. Скидки и бонусы поставщиков при этом также можно не учитывать.
- Малые предприятия могут принимать запасы к учету по фактической цене даже при их покупке с длительной отсрочкой платежа.
- При оплате неденежными средствами малые предприятия имеют право оценивать купленные запасы по балансовой стоимости переданных ценностей или по фактическим расходам на оказанные услуги. Справедливую стоимость по МСФО можно не определять.
Но если запасы получены безвозмездно, то рассчитывать справедливую стоимость придется и представителям малого бизнеса. Поэтому таким компаниям лучше, по возможности, избегать безвозмездного получения запасов.
Интересное нововведение, которое касается всех компаний — возможность без ограничений изменять единицу учета после принятия запасов на баланс (п. 6 ФСБУ 5/2019). Ранее единицу, при необходимости, можно было поменять только один раз в момент оприходовании запасов, и затем было нужно учитывать данный вид запаса только в этом формате.
Торговые предприятия могут включать в стоимость запасов расходы на доставку товаров до центральных складов или баз. Кроме того, розничные продавцы имеют право учитывать товарные запасы по стоимости продажи. В этом случае они должны отдельно учитывать наценки и регулярно пересматривать их (п. 20, 21 ФСБУ 5/2019).
Указанные правила для торговых организаций практически не изменились по сравнению со «старым» ПБУ 5/01. Они распространяются на все компании, вне зависимости от масштаба.
Как проводить переоценку запасов, и кто может этого не делать
Стандарт ФСБУ 5/2019 ввел новое правило — переоценку запасов. В общем случае бизнесмены должны на каждую отчетную дату сравнивать две стоимости запасов (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019):
- Себестоимость по данным учета.
- Предполагаемую цену, по которой эти запасы можно было бы продать в рамках обычной деятельности компании.
Если предполагаемая цена окажется меньше, чем стоимость по данным учета — имеет место обесценение запасов. Такая ситуация может возникнуть, например, при моральном устаревании активов, их порче, снижении рыночных цен. Сумму обесценения нужно списать за счет специального резерва.
Малые предприятия могут не переоценивать запасы и в течение всего периода хранения отражать их в учете по первоначальной себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019). Значит — им не нужен и резерв под обесценение запасов.
Некоммерческие организации (НКО) также могут не проводить переоценку запасов, которые они используют для основной деятельности (п. 33 ФСБУ 5/2019). Но если НКО одновременно ведет и коммерческую деятельность, то запасы, используемые в ней, нужно переоценивать на общих основаниях.
Зачем нужно
Когда выделено помещение для целей хранения и назначены ответственные лица, пора переходить к самому сложному — документообороту. Если первые два действия, скорее, организационные, то последнее — учетное. Очевидно, что бухгалтерский учет, складской учет и другие виды всегда тесно связаны.
Рассмотрим такие вопросы:
- что относится к складским документам;
- в каких ситуациях используется каждый из них;
- где взять шаблон.
Сразу начнем с последнего пункта. Список основных складских документов и их формы содержатся в Приложении 2 к Приказу Минфина России № 52н от 30.03.2015. Но они обязательны только для бюджетных организаций. Частные фирмы имеют право разрабатывать собственные бланки, хотя обращение к готовым не возбраняется. Скачайте их в таблице.
Утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета запасов.
Комментарий
Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее – Стандарт). Он заменит Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).
Стандарт распространяется на все организации (за исключением организаций бюджетной сферы).
Стандарт могут не применять микропредприятия, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Организации могут принять решение не применять Стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд.
Учет запасов, установленный Стандартом, отличается от учета материально-производственных запасов, который предусмотрен ПБУ 5/01. Так, например, ПБУ 5/01 не применяется в отношении активов, признаваемых незавершенным производством.
В соответствии со Стандартом к запасам относятся:
- сырье, материалы, топливо, запчасти, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты;
- инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка, тара и т. д. (за исключением случаев, когда эти объекты признаются основными средствами);
- готовая продукция;
- товары, предназначенные для продажи|;
- незавершенное производство;
- объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации;
- объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.
Стандартом изменен порядок оценки запасов (стоимости), по которой они подлежат отражению в бухгалтерском учете. Согласно ПБУ 5/01 оценка МПЗ осуществлялась один раз – при принятии МПЗ к учету.
В соответствии со Стандартом запасы должны оцениваться при принятии к учету (оценка при признании), а также на отчетную дату (оценка после признания).
Как и прежде, запасы, поступившие в организацию, должны приниматься к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (оценка при признании). Вместе с тем Стандартом предусмотрен новый порядок формирования фактической себестоимости различных видов запасов. Так, например, фактической себестоимостью запасов, полученных организацией безвозмездно, признается справедливая стоимость этих запасов. При этом справедливая стоимость должна определяться в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». Напомним, что по ПБУ 5/01 фактической себестоимостью МПЗ, полученных безвозмездно, признавалась их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.
По Стандарту оценка запасов после принятия к учету (на отчетную дату) должна производиться по наименьшей из величин:
- фактическая себестоимость запасов;
- чистая стоимость продажи запасов (чистая стоимость определяется по правилам, приведенным в Стандарте).
Если в результате произведенной оценки фактическая себестоимость запасов превысит чистую стоимость продажи запасов, организация должна будет создать резерв под обесценение запасов.
Порядок определения себестоимости запасов при отпуске их в производство и ином выбытии не изменился. Как и прежде, она рассчитывается одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени поступления единиц (способ ФИФО).
Стандарт вступает в силу с 6 апреля 2020 года и применяется с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Вместе с тем организация вправе принять решение о применении Стандарта ранее указанного срока.
Документация
Для правильной организации складского учёта необходимо, помимо должностных инструкций материально ответственных лиц, разработать и утвердить в составе учётной политики или иных локальных нормативных актов предприятия следующие документы:
1. Формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций с МПЗ. При последующем изложении вопросов документального оформления тех или иных операций складского учёта будут указаны формы первичных документов из альбомов унифицированных форм. Однако следует помнить, что в соответствии с федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» формы первичных учётных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, с 1 января 2013 г. не являются обязательными. Однако, если нет необходимости в разработке специальных форм, могут применяться формы документов, приведённые в Постановлении Российского статистического агентства от 09.08.99 № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения», Постановлении Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», Постановлении Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту торговых операций» при условии их закрепления учётной политикой организации.
2. Помимо форм первичных документов учётной политикой организации устанавливаются формы регистров складского учёта (карточки, ведомости и т.д.), порядок их ведения и хранения.
3. Положение о документообороте. В данном положении следует указать перечень хозяйственных операций, подлежащих отражению в складском учёте (приём, отпуск и т.д.), определив для каждого типа операций:
- должностных лиц, санкционирующих данную операцию;
- форму первичного документа для оформления соответствующей операции, количество экземпляров документа, место его хранения и лицо, ответственное за сохранность;
- должностных лиц, чьи подписи удостоверяют факт совершения операции.
4. Для некоторых организаций следует определить нормативы складских запасов и нормативы расходования (отпуска в производство) по соответствующей номенклатуре материально-производственных запасов.
Помещения, предназначенные для хранения ТМЦ, должны быть обеспечены защитой от доступа посторонних лиц и оборудованы весовыми и другими измерительными приборами, при необходимости — мерной тарой. Измерительные приборы подлежат регулярной поверке (см. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 № 1815)). Для целей обеспечения быстрого отпуска, приёмки и контроля наличия материально-производственных запасов их размещение следует организовать по секциям складов, а внутри них — по отдельным группам, типо- и сорторазмерам (в штабелях, стеллажах, закромах, на полках и т.п.).
Остатки ТЗР при смене способа их учета
Учет новых товаров через отдельный субсчет счета 41 в 1С не реализован. Транспортные расходы распределяются по общему остатку товаров, т.е. по всем субсчетам счета 41 «Товары», кроме 41.03 «Тара под товаром и порожняя», а также для расчета учитывается остаток по счету 42 «Торговая наценка» и 45.01 «Покупные товары отгруженные». Алгоритм можно доработать с помощью программиста 1С.
Рекомендуем 01.01.2021 остатки транспортных расходов с Дт 44 счета распределить по всем остаткам товаров в Дт 41, тогда:
- для списания остатка ТЗР не будут учитываться новые товары, поступившие в 2021;
- остаток ТЗР будет включаться в расходы (Дт 90.02) одновременно с реализацией товаров, поступивших до 2021, что не нарушит их признание с учетом правил прошлой Учетной политики.
Шаг 1. Сформируйте Оборотно-сальдовую ведомость по счетам:
- все субсчета 41 счета за исключением 41.03;
- 42;
- 45.01.
Или используйте отчет Оборотно-сальдовая ведомость по счету по нужному счету:
Шаг 2. Сформируйте Оборотно-сальдовую ведомость по счету 44 с отбором по статье Транспортные расходы:
Шаг 3. Вне 1С сделайте расчет и распределите сумму ТЗР:
Если БУ отличается от НУ, сделайте 2 отдельных расчета.
Шаг 4. Распределите остаток ТЗР по товарам документом Операция, введенная вручную раздел Операции:
Что относится к запасам по новым правилам
Для целей бухгалтерского учета запасы – это активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо в течение не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 1 Информационного сообщения Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27 – далее Информация Минфина)
Для признания запаса в качестве актива неважно, есть ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) и имеет ли он материально-вещественную форму. Важные условия (п
5 ФСБУ 5/2019, п. 3 Информации Минфина):
- понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод;
- определена сумма понесенных затрат.
Согласно нормам ФСБУ 5/2019 с 2021 года к запасам, кроме всего прочего, относятся незавершенное производство, объекты недвижимости, приобретенные или созданные для продажи и объекты интеллектуальной собственности (п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 2 Информации Минфина).
Материальные ценности, приобретенные для создания основных средств (например, в качестве частей объекта или материалов для строительства), к запасам не относятся. Их следует квалифицировать как капитальные вложения с момента приобретения независимо от того, на каком счета они будут оприходованы (пп. «а» п. 5 ФСБУ 26/2020, пп. «а» п. 2 Информационного сообщения Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-28). Хотя ФСБУ 26/2020 вступит в силу для обязательного применения с 2022 года, в 2021 году стоит применять такие же правила.
Организация может принять решение не отражать в составе запасов все, что приобретено для управленческих нужд и сразу признавать расходы (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Анализ остатков по счету 10 на 01.01.2021
Какие МПЗ имеют СПИ > 12 мес.?
Проведите анализ остатков МПЗ по СПИ — первичный (не оставшийся):
- 10.09 «Инвентарь и хоз.принадлежности»;
- 10.10 «Спецоснастка и спецодежда на складе»;
- 10.11 «Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации»;
- и др.
МПЗ СПИ > 12 мес. нужно переквалифицировать в ОС на 01.01.2021 (пример в Рекомендации Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности»).
На 01.01.2021 стоимость несущественных активов в БУ нужно списать в расходы — Дт 91.02:
В соответствии с УП активы в остатке признаются на 01.01.2021:
Запасами
Дт 10.01 Ткань Лен – производственные материалы
Несущественными активами
- Дт 10.01 Бумага А4 – управленческие запасы;
- Дт 10.03.2 ГСМ в баке авто директора — управленческие запасы;
- Дт 10.05 Шины – МОС (СПИ > 12 мес., стоимость < 100 тыс. руб.);
- Дт 10.09 Компьютер – МОС (СПИ > 12 мес., стоимость < 100 тыс. руб.).
В УП ничего указывать не нужно. Используем рекомендацию – Письмо Минфина РФ от 12.03.2021 N 07-01-09/17431.
Остатки МПЗ в соответствии с учетной политикой признаются несущественными активами – стоимость БУ списать в расходы Дт 91.02 на 01.01.2021:
- Дт 10.10 Спецодежда на складе (СПИ < 12 мес.) – МЗ;
- Дт 10.10 Спецодежда, которую вернул уволенный работник (СПИ > 12 мес.) – МОС.
Спецодежду в эксплуатации (Дт 10.11.1) оставляем, как есть – продолжаем ежемесячно списывать стоимость с Кт 10.11.1 в БУ и НУ.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФСБУ 5/2019 «ЗАПАСЫ»
В соответствии с статьи 23 и статьи 27 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст. 6027), программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2019 г., регистрационный N 55062), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее — Стандарт).
2. Установить, что Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока.
3. С 1 января 2021 г. признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2001 г., регистрационный N 2806);
приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2002 г., регистрационный N 3245);
приказ Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2002 г., регистрационный N 3429);
приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., регистрационный N 4174);
изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 156н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2006 г., регистрационный N 8698);
пункты , и изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 марта 2007 г. N 26н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 апреля 2007 г., регистрационный N 9285);
пункты , и изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный N 19048);
пункты и изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 186н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 г., регистрационный N 19910);
изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2016 г., регистрационный номер N 42429);
приказ Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменений в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 г., регистрационный N 44845).
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Г. СИЛУАНОВ
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2019 N 180н