Памятка
Содержание:
Неправильный выбор кода ОКПД2
Заказчику было необходимо купить медицинские нестерильные бахилы одноразового пользования, он вписал в документы код ОКПД2 15.20.11.129, соответствующий «Обувь из полимерных материалов прочая, не включенная в другие группировки».
Антимонопольный орган пришёл к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.3, ч.4 ст.14 44-ФЗ, ведь он ввёл неправильный код, в результате чего был установлен излишний лимит согласно Постановлению №616.
Произошло это потому, что «бахилы медицинские нестерильные одноразовые» предусматриваются каталогом товаров, в том числе работ и услуг, и обозначаются кодом ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включённые в другие группировки». Упомянутый товар входит в перечень товаров, утверждённый Постановлением №616, но запрет распространяется только на медицинские маски.
В рамках одной закупки приобретает товары, включенные в перечень товаров и не включенные в него
Заказчик при организации аукциона в электронном формате вписал такое наименование объекта закупки: «Поставка медицинских изделий — белья одноразового».
Вместе с тем заказчик организовал закупку медицинских масок и других типов продукции, в их число входят: маски 3-хслойные на резинках, маски 3-хслойные на завязках, простыни для стола операционного, одноразовые комплекты белья и т.п.
В то же время заказчик в момент описания объекта установил некоторый код ОКПД2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» для продукции «Маска 3-хслойная на завязках, нестерильно», «Маска 3-хслойная на резинках, нестерильно», которые не описаны в перечне товаров, установленном Постановлением №616.
Также маски относятся к коду 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)».
Так как заказчик установил код ОКПД2, не соответствующий описанию объекта закупки, то требование Постановления №616 не применяется и не используется, в частности, п.12 Постановления №616, устанавливающий, что для целей соблюдения запретов, учреждённых п.1 и п.2 Постановления №616, не могут быть предметом одного контракта (или одного лота) промышленные товары, которые включены и не включены в перечень (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Также медицинские маски не могут стать предметом одного контракта или лота с прочими типами промышленных товаров, которые включены в перечень.
Такие действия расцениваются как нарушение п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров…».
Как изменят закупки с ограничениями постановлению № 617
- Изменить утвержденный список, в частности, добавить в него позиции, исключенные из списка ПП № 616, и некоторые новые позиции, например, щебень и электротрансформаторы. Некоторые позиции убрали из перечня вовсе.
- Предлагается ввести новые основания для неприменения положений постановления, например, без учета его положений заказчики вправе закупать комплектующие и продукцию определенного товарного знака, если это необходимо для обеспечения совместимости с имеющимся оборудованием.
- Подтверждать страну происхождения (для участника на этапе подачи заявки) потребуется соответствующей декларацией и согласием позднее предоставить документы, подтверждающие соответствие товара. К товару не применяется ПП № 617, если у него имеется номер в реестре российской промпродукции или евразийском реестре промтоваров или сертификат СТ-1.
ВАЖНО!
Неправомерно установил запрет на допуск товаров
Заказчик создал аукцион в цифровом формате на право подписания контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд, связанных с различными кодами ОКПД2. Он наложил ограничение, в результате чего не допускается иностранная продукция в контексте Постановления №616. Более того, по всем перечисленным позициям суммарная цена товаров не превосходит учреждённую пп «б» п.3 Постановления №616 (1 млн. руб.).
Антимонопольный орган вынес заключение о незаконной деятельности организатора торгов, ведь предметом указанного договора считаются промышленные товары, перечисленные в перечне к Постановлению №616 и относящиеся к различным ОКПД2, поэтому ограничение к единице любого подобного товара в частности не может распространяться по причине, предусматриваемой п. «б» п.3 Постановления №616.
То есть, если осуществляется закупка продукции в контексте единого кода ОКПД2, где общая цена меньше миллиона рублей, тогда недопуск не применяется и не используется при цене единицы товара не более 100 тыс. руб.
Не установил запрет на допуск
Заказчик покупал бумагу для аппаратуры в офис, код продукта 17.12.14.129-00000025. Такая продукция описывается под номером №10 в перечне товаров промышленной сферы, изготавливаемых за рубежом, кроме стран-участников Евразийского экономического союза, составленном Постановлением №616, они не допускаются при необходимости организации закупок для потребностей государства и муниципалитетов.
Тем не менее, не запрещается использование промышленной продукции, изготавливаемой за рубежом, что следует из Постановления №616, в контексте конкретной закупки, вследствие пп. «б» п.3 Постановления №616, если производится покупка некоторого количества товаров, а их цена в совокупности составляет не более миллиона рублей.
Заказчик сделал заключение о несоответствии заявок участников критериям ст. 14 44-ФЗ под предлогом того, что они при составлении заявок в содержании вторых частей не предоставили информацию об описании товара в реестре промышленной продукции, изготавливающейся в Российской Федерации, или информацию об описании подобного товара в реестре евразийской промышленной продукции.
В итоге, УФАС России города Новосибирск решила, что аукционная комиссия организатора торгов поступила незаконно, так как указанные требования не описывались заказчиком в аукционных документах и не могли использоваться ввиду пп. «б» п.З Постановления №616.
Изменения в постановление № 616
- Предлагается переработать список объектов, подпадающих под действие этого ПП № 616. Так, некоторые наименования из действующего перечня предлагается убрать, например, одежду и обувь, а некоторые, наоборот, добавить, например, пассажирские лифты.
- Уже действующая редакция ПП № 616 позволяет, в отдельных случаях, не применять его положения даже к продукции, указанной в перечне. В частности, разрешается не применять ПП № 616, если закупается одна единица товара из перечня, при условии, что ее стоимость не превышает 100 000 рублей, либо совокупности таких товаров, при условии, что их суммарная стоимость не превышает миллион. Эта возможность имеет некоторые исключения, то есть к отдельным позициям перечня она неприменима. Минпромторг предлагает, во-первых, увеличить допустимую стоимость одной единицы до 300 000 рублей, во-вторых, изменить перечень исключений при закупке совокупности дешевой иностранной продукции. В частности, продукция легкой промышленности из перечня исключений выведена, а устройства программного управления — введены.
- Позволить заказчикам не применять ПП № 616 в случаях закупок в экстренных и аварийных ситуациях.
- Упростить систему подтверждения того факта, что предлагаемый к поставке объект не подпадает под ограничения, установленные ПП № 616. В частности, если поправки примут, перестанет требоваться выписка из реестра Минпромторга. В отдельных случаях достаточно декларации о происхождении. В основном заказчикам придется требовать номер из реестра записи российской и евразийской продукции. Подробнее: «Как получить выписку из реестра промышленной продукции: пошаговая инструкция».
ВАЖНО!
Изменения вступят в силу через 20 дней после официального опубликования. Из пояснительной записки к проекту предполагаем, что это произойдет уже этим летом.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .