Комиссия по охране труда в организации: положение

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

17 августа 2017

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.

В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.

По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.

Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.

В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.

Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда П.С. Сергеев

Полномочия комитета

Комиссия уполномочена:

  • организовывать совместные мероприятия коллектива и работодателя, направленные на обеспечение требований по охране труда, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма на производстве;
  • инициировать и проводить проверки по соблюдению норм по охране труда на рабочих местах;
  • информировать трудовой коллектив о результатах проверок;
  • собирать предложения в сфере охраны труда для отражения их в коллективном договоре.

Все эти полномочия комиссии должны быть закреплены нормативным актом по организации – Положением. Его типовой вариант утвержден приказом Минтруда от 24.06.2014 № 412н. Работодатель вправе использовать его, как основу, и внести изменения в зависимости от специфики деятельности организации.

Зачем нужны правила и так ли они важны

Правила по электробезопасности являются одним из важнейших документов, которые должны соблюдать работники предприятия.

Придерживаясь норм, прописанных в этом документе, можно предупредить возникновение несчастных случаев, травм и трагедий.

Если какая-то нештатная ситуация все же случается, вина за нее возлагается на работника, нарушившего правила или ответственное за соблюдение данного нормативного документа лицо.

В случае установления виновности кого-либо из персонала, этот человек не только не получит возмещения вреда, причиненного здоровью, но и сам может быть обязан к выплате материального ущерба (например, при поломке дорогостоящего оборудования). Именно поэтому руководство организаций время от времени осуществляет контроль за знаниями по электробезопасности.

Образец приказа о создании комиссии 2019 года

Формирование приказа о создании комиссии в организации происходит в случаях, когда для решения каких-либо задач требуется участие сразу нескольких сотрудников.

По традиции, стандартные файлы бланка и образца типового приказа:

Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.

В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.

Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.

В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.

Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.

Важно

По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.

Как правило, непосредственное составление приказов на предприятиях входит в обязанности кого-либо из «низовых» сотрудников, имеющих определенные навыки в создании такого рода бумаг. Обычно это:

Но, вне зависимости от того, на ком лежит исполнение данной задачи, документ должен быть завизирован директором компании, поскольку без его подписи он не приобретёт законной силы.

Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.

Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органами – налоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).

Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах. Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование

В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования

Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.

В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.

Совет

С 2013 года обязательные к применению унифицированные формы первичных бухгалтерских и кадровых документов отменены, так что приказ можно писать в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри компании.

Однако, в любом случае рекомендуется соблюдать некоторые нормы, установленные для таких документов правилами делопроизводства, а также стандарты русского языка.

В частности, приказ о создании комиссии должен обязательно иметь:

Как проводится идентификация?

Существует классификатор опасных либо вредных факторов, утвержденный Минтрудом России. Эксперты сопоставляют данные конкретных рабочих мест с классификатором и таким образом выявляют те рабочие места, которые требуют оценки и измерений.

Работник со своей стороны также имеет право обратиться к работодателю или напрямую к организации, проводящей СОУТ, с предложением провести проверку для выявления потенциально вредных и/или опасных факторов на его рабочем месте.

Оценка и измерения нужны для последующего присвоения рабочим местам класса условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Однако, если эти места полностью аналогичны, то можно проводить замеры только для 20% таких рабочих мест (минимум 2 рабочих места), а результаты будут действительны для всей группы. Если же выявлено хоть одно различие, то измерения будут проводиться для каждого рабочего места отдельно.

Почему это важно?

От результатов спецоценки напрямую зависят гарантии и компенсации, которые работодатель обязан предоставить своим сотрудникам. Это могут быть, например, сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск или денежная компенсация.

Рабочие места, на которых экспертом были установлены оптимальные или же допустимые условия труда, также подлежат декларированию, если на них ранее не был установлен класс вредных условий труда, и они не входят в списки Постановления №10.

После окончания исследований и измерений специализированная организация предоставляет работодателю отчет, в который включаются:

  • сведения об организации, проводившей СОУТ, с приложением документов, подтверждающих ее соответствие требованиям Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
  • сводная ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда для рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;
  • заключение эксперта (экспертов) организации, проводившей СОУТ

Отчет должен быть утвержден всеми членами созданной работодателем комиссии. Сведения об утверждении отчета работодатель передает в организацию, осуществлявшую СОУТ.

Внеплановая СОУТ

Планово спецоценку следует проводить не реже одного раза в пять лет. Однако Законом № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда нужно провести ее внепланово.

На проведение внеплановой процедуры работодателю может даваться 6 или 12 месяцев. Если в эксплуатацию были введены вновь организованные рабочие места, или же произошли изменения в технологическом процессе, которые могут оказать влияние на условия труда, то внеплановая СОУТ проводится в течение 12 месяцев.

Если же речь идет о получении предписания от государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, изменении состава использующихся материалов и сырья (если это может повлиять на уровень воздействия вредоносных и/или опасных факторов), изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также если был зафиксирован несчастный случай на производстве или было выявлено профессиональное заболевание, то на проведение спецоценки дается 6 месяцев.

Приказ о создании комиссии по охране труда — причины для создания

По установленным в РФ правилам руководитель обязан проводить работникам организации регулярные обучения. Представленные мероприятия являют своей целью ознакомление с деятельностью организации, общим правилам трудового распорядка и с непосредственными обязанностями на месте работы. При обеспечении охраны труда на предприятии важную роль играют специально сформированные комиссии. Представители обозначенных органов играют первостепенную роль в процессе обеспечения безопасности профессиональной деятельности.

Постоянно действующая комиссия может быть назначена не только для экзаменационных действий, но и для проведения иных работ, например:

  • Для проведения проверок сотрудников на их непосредственных местах работы. Их целью является выявление несоответствий требований нормам и их устранению;
  • Своевременное оповещение о замене, изменении и пересмотре внутреннего регламента в организации;
  • Предотвращение повышенного травматизма, заболеваний работников из-за профессиональной принадлежности;
  • Организация специального профилактического питания;
  • Разработка и внедрение мер поощряющих работников соблюдать охрану труда;
  • Непосредственное участие при возникновении трудовых споров и разногласий в области требований безопасности.

Эти функции типовые и прописываются в положении по организации. Они могут дублироваться в приказе при создании комиссионного состава или закрепляться ссылкой на документ.

Как правильно оформить приказ о создании комиссии по охране труда?

Создание комиссии по охране труда утверждается приказом и соответствует нормам ТК РФ.

По закону в данном органе должны быть представлены две стороны:

  • Наниматель;
  • Профсоюз.

При создании комиссии по охране труда необходимо в ее состав включить минимум трех членов. В ее регулярный состав включают:

  • Председатель. Зачастую это директор организации или заместитель руководителя;
  • Члены исполнительного органа. Обязательным членом является представитель профсоюзного комитета. Из трудового коллектива назначаются главные специалисты и инженеры учреждения, начальники участков.

Комиссионный состав утверждается ежегодно в декабре месяце. Завершающим этапом оформления соответствующего процесса будет считаться издание распоряжения. Приказ обязан соответствовать юридическим нормам, о чем свидетельствует подпись соответствующего специалиста. При его составлении необходимо ориентироваться на установленные законодательные нормы и локальные документы, действующие в учреждении.

В его содержании рекомендуется отразить:

  • Личные данные всех задействованных лиц;
  • Причина по которой составляется документ;
  • Прочие дополнения по данному вопросу;
  • Подписи представителей.

Сроки хранения приказа о создании комиссии по охране тура

Приказы о назначении комиссионного состава относят к основной документации. По нормам хранения основных документов, распоряжения хранятся постоянно, пока организация существует.

Приказы формируются в папки в иерархическом порядке и по окончании года складываются в папки, которые оформляются по архивным нормам. Хранение распоряжений может осуществляться в личном архиве предприятия.

Составление приказа о создании комиссии по охране труда

Текст преамбулы приказа обычно содержит ссылки на статьи законов, в данном случае, на Трудовой Кодекс. Полезно упомянуть главные цели, для которых собирается комиссия: для осуществления совместных действий во избежание несчастных случаев, травм и аварий, снижения заболеваний и т.д.

В комитет по охране труда обязательно включаются:

  • руководитель организации, как работодатель и ответственное лицо по организации безопасных рабочих мест предприятия в целом;
  • начальники структурных подразделений, отвечающие в рамках своей компетенции за отведенный им участок работ;
  • специалист по охране труда, прошедший подготовку в этой сфере и имеющий свидетельство установленного образца;
  • представители профсоюза трудящихся, как защитники интересов простых сотрудников.

Проект приказа подготавливается и согласуется с юристом, который делает свои замечания относительно правовых аспектов, упомянутых в документе.

Как правильно оформить?

Приказ о создании комиссии по охране труда, как любой распорядительный документ, оформляется в соответствии с общей инструкцией по делопроизводству, разработанной для организаций.

Распечатывается на листах формата А4 и содержит такие основные разделы:

  1. В верхней шапке документа присутствует полное название организации и заголовок распорядительного документа (приказа).
  2. Порядковый номер приказа и дата его подписания.
  3.  Город.
  4. Краткое содержание, из которого ясно, о чём приказ – «О создании комиссии по охране труда».
  5. Преамбула, служащая основанием для создания приказа, ссылки на соответствующие нормативные акты, главные цели комиссии.
  6. Утверждается состав комитета: назначается председатель, его заместители и секретарь.
  7. Далее могут быть подробные перечисления функций, которые должна выполнять комиссия. Но чаще всего в приказах ссылаются на уже утвержденные положения по охране труда или отдельно изданные регламенты и методики, приложенные к распоряжению.
  8. Назначается лицо, осуществляющее контроль за исполнением приказа. В некоторых организациях эту сферу курирует заместитель руководителя, в других директор оставляет его за собой или может возложить на специалиста, отвечающего за безопасность.

Таким образом, разделы приказа и состав комиссии будет во многом зависеть от структуры самого предприятия.

Кем утверждается?

Право подписи приказа, как главного распорядительного документа, есть у руководителя предприятия или лица, временно исполняющего его обязанности.

Поэтому часто такие приказы имеют две подписи.

Кто визирует?

К приказу прикладывается лист ознакомления.

Все они оставляют свою подпись и дату ознакомления с приказом, а также получают заверенные копии или выписки из приказа.

Пример (образец)

В качестве примера разберём ситуацию на предприятии под названием ОАО «Альфа»:

  • На заседании профкома сотрудники выступили с инициативой о создании комиссии по охране труда.
  • Был составлен протокол, в котором назначили членов комиссии со стороны профсоюза и сотрудников.
  • На основании этого протокола отдел документационного обеспечения составил проект приказа, который утвердил юридический отдел и руководитель предприятия.
  • В организации имеется отдел по охране труда, поэтому руководитель назначает представителей со своей стороны, включая начальника этого подразделения. Ему, как наиболее подготовленному специалисту в данной области, даётся поручение разработать Положение о комиссии по охране труда.
  • Для обеспечения полноценной работы комиссии руководитель приказывает выделить помещение, оборудованное должным образом.
  • Внизу делается пометка с номенклатурным номером дела, куда по тематике относится приказ.
  • Ещё ниже указывается составитель приказа – сотрудник отдела документационного обеспечения.

Пример документа:

Где и сколько хранится?

По своей тематике приказ о создании комиссии является важным распорядительным документом, относящимся к организации работы всего учреждения. Поэтому в соответствии с номенклатурой дел его относят к приказам по основной деятельности.

Поэтому они нумеруются и прошиваются в специальный переплёт и заверяются работником архива.

Комитеты и комиссии по охране труда

В соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

В состав комитета (комиссии) по охране труда на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Представители работников выдвигаются в комитет (комиссию) по охране труда, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Выдвижение в комитет (комиссию) по охране труда представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Численность членов комитета (комиссии) по охране труда может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива).

Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета (комиссии) по охране труда оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Состав комитета и Положение о Комитете (комиссии) по охране труда утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет (комиссия) по охране труда избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря.

Председателем комитета (комиссии) по охране труда, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем – работник службы охраны труда работодателя.

Председателем комитета (комиссии) по охране труда не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Комитет (комиссия) по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.

Члены комитета (комиссии) по охране труда выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Члены комитета (комиссии) по охране труда отчитываются не реже 1 раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в комитете (комиссии) по охране труда работе.

Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава комитета (комиссии) по охране труда своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава комитета (комиссии) по охране труда и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности комитета (комиссии) по охране труда, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

Члены комитета (комиссии) по охране труда должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда в организации определены Типовым положением о комитете (комиссии) но охране труда, утвержденным приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н.

На что обратить внимание при оформлении документа

Как к составлению бланка, так и к его оформлению, никаких однозначных критериев нет: допустим как печатный, так и рукописный вариант документа. Приказ можно писать на фирменном бланке компании или на обыкновенном чистом листе любого удобного формата.

При этом бланк должен быть обязательно подписан директором организации или заместителем, уполномоченным действовать от его имени.

Проштамповывать документ при помощи штемпельных изделий не обязательно, т.к. юридические лица с 2016 года имеют полное право не использовать для удостоверения своей документации различные печати и штампы (только если такая норма не прописана в локальных актах фирмы).

Делается приказ обычно в одном экземпляре и обязательно фиксируется в журнале учета внутренних документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector