Саунд-продюсер
Содержание:
- Максим Фадеев
- Какие обязанности у продюсера
- Какие продюсеры бывают
- Где работает продюсер?
- Как стать игровым продюсером?
- Мои книги
- Как устроена работа продюсера
- Зачем он нужен музыканту
- Пошаговая инструкция как стать востребованным специалистом
- Какие обязанности у продюсера
- Взаимодействие с музыкантом
- Как стать продюсером?
- Где его найти
- Особенности
- Чем занимается саунд-продюсер
- Виды продюсеров
- Требования к продюсеру
- Зачем игровые студии нанимают продюсеров?
Максим Фадеев
В молодости Фадеев пытался начать сольную карьеру певца, однако все его попытки пробиться на радио или телевидение заканчивались провалом. Происходило это вовсе не из-за отсутствия таланта, а просто потому что он был «не формат». Из-за этого он решил все бросить и на время уехал жить в Германию, оттачивая там свое мастерство продюсера.
Вернувшись, он стал одним из продюсеров второго сезона «Фабрики звезд», подарившего нам такие имена, как Иракли, Полина Гагарина, Елена Темникова и другие. Последнюю, кстати, Фадеев забрал в свой новый проект – группу «Serebro», которая заняла 3-е место на «Евровидении» в 2007 году и стала очень популярна в России и даже за ее пределами.
Какие обязанности у продюсера
В связи с тем, что работа теле- и кинопродюсера несколько отличается от коллег из музыкального бизнеса, рассмотрим их отдельно. В обязанности кинопродюсера входят все организационные и финансовые вопросы по созданию фильма на всех его этапах, и от него во многом зависит, насколько успешным и востребованным будет кинопродукт. В его подчинении находится большая команда различных специалистов, которые все вместе работают на одну цель и результат.
Он также отвечает за художественное качество фильма, чтобы фильм был готов к сроку и вписался в рамки выделенного бюджета. Занимается распространением фильма в кинотеатры или на телеэкраны. Основные обязанности производителя под этапы производства заключаются в следующем:
- Пре-продакшн. Найти литературный материал для будущего фильма. Определить размер и обеспечить финансирование. Выбрать режиссера, исполнителей и других участников творческого коллектива. Провести кастинги. Определить места, где будет сниматься фильм. Определиться с художниками, оператором и необходимостью работы со студиями спецэффектов. Организовать аренду оборудования, транспорта, наемных людей, если нужно — массовки. Составить подробный план работы и график съемок.
- Производство. Работа с режиссером: вносить творческие предложения, обсуждать встречные идеи, утверждать или отклонять их. Решать вопросы и проблемы, возникающие в творческом коллективе и с актерами. Контролировать производственное расписание и бюджет. Просматривать полученный материал ежедневно, давать оценку и вносить предложения.
- Пост-Продакшн. Обсуждать с режиссером отснятые сцены и выбирать лучшие, которые войдут в фильм. Просматривать готовый отрезок фильма после монтажа и редактирования. Убирать или добавлять сцены, создать окончательный монтаж. Работа с дистрибьютором. Организация и запуск рекламной кампании фильма.
Существует должностная инструкция для продюсера теле- и кинофильмов, в которой подробно прописаны все функции, права и обязанности людей этой специализации, профессиональные требования к кандидатам.
В музыкальном бизнесе лицо, ответственное за контроль и разработку композиций, репертуар, производство музыкального продукта для исполнителя, называется музыкальный продюсер. В его обязанности входят поиск идей для проекта, работа с композиторами по выбору песен и музыкантов, помощь певцам и музыкантам по работе в студии, контролирование записи и сведения композиций. Кроме этого, продюсеры зачастую берут на себя обязанности менеджера, такие как рабочее расписание исполнителя, ответственность за бюджет, договоры и переговоры.
В музыкальной индустрии существует несколько видов продюсеров:
- Исполнительный продюсер отвечает за финансирование проекта, ищет спонсоров или инвесторов.
- Музыкальный продюсер отвечает за создание музыки и руководство проектом в целом или частями. Но кроме музыкальной части, он может заниматься отбором сценариев — для концертов или клипов, определять имидж, создание публичного образа и общую линию поведения проекта. Также занимается подбором технического персонала и ассистентов для гастрольной деятельности или каких-либо публичных мероприятий.
- Саундпродюсер обычно отвечает за звучание песни или альбома. Может работать по-разному: для одних артистов нужно только зафиксировать уже их готовый материал, у других есть наброски или только идея, которую нужно доработать, сделать аранжировку, пригласить музыкантов, организовать с ними репетиции и запись с помощью звукорежиссера.
Какие продюсеры бывают
В общих чертах со спецификой профессии разобрались. Теперь давайте выясним, какие продюсеры бывают и чем они отличаются друг от друга.
Продюсер в кино
Этот человек есть в титрах каждого фильма, его роль не менее значима, чем роль режиссера. Без продюсера фильм просто бы не состоялся.
Помните знаменитое «Кина не будет!»? Так вот, без продюсера при создании фильма такое может случиться!
Это незаменимый организатор. Он создает все условия для того, чтобы съемочная группа трудилась в комфорте.
Более того, именно продюсер ищет идею будущего фильма, собирает команду создателей — сценаристов, режиссера, участвует в кастингах и утверждает актерский состав.
Продюсер находит спонсора или спонсоров, договаривается с ними, презентует будущий продукт и убеждает в выгоде такой инвестиции.
По большому счету, благодаря усилиям продюсера мы с вами можем похрустеть попкорном в уютном кинозале и пережить приключения вместе с героями свежего фильма.
Профессия продюсера в киноиндустрии имеет свою историю. Она возникла еще в начале 20-го века, когда кино стало самым демократичным видом искусства, доступным и богатым, и бедным.
Стоп! Снято. С кино разобрались, теперь окунемся в музыкальный мир.
Музыкальный продюсер
Продюсер в музыке, как и в кино занимается широким спектром обязанностей. Он отвечает за успех исполнителя или группы.
В его задачи входит:
- Организация концертов.
- Реклама и продвижение исполнителя.
- Планирование графика артиста.
- Создание и запись новых треков.
- Пиар.
- Имидж «звезды».
- И еще много-много всего.
Финансовые вопросы, выбор режиссера при создании клипа, всевозможные переговоры, решения в каких шоу участвовать, какие интервью давать и кому, что афишировать, а что оставить в секрете — всё это работа музыкального продюсера.
В музыкальной индустрии существует деление обязанностей продюсера на 2 направления. Соответственно, у музыканта может быть 2 продюсера:
- Исполнительный — берет на себя все организационные моменты.
- Музыкальный — занимается творчеством: песни, аранжировка, клипы.
Интернет-продюсер
Продюсер №3 обитает на просторах интернет. Он тот же организатор, только продвигает проекты в сети.
Деятельность интернет-продюсера не менее ответственна, чем работа его офлайн-коллег. Это тот же напряженный график, бесконечные переговоры, аналитика и улучшение функционирования проекта.
Чем занимается онлайн-продюсер?
- Продвижение бренда.
- Создание правильной репутации.
- Организация команды.
- Контроль работы подрядчиков.
- Взаимодействие со всеми участниками проекта.
- Мотивация, организация, поиск эффективных решений.
Продюсер может всё. Или может быстро найти того, кто сможет.
Кого «продвигают» интернет-специалисты:
- Личность — тренера, коуча, специалиста.
- Мероприятия и ивенты.
- Бренды.
- Онлайн-школы и онлайн-обучение.
- Организации.
Продюсер сопровождает проект от начала до конца, отвечает за работу каждого участника команды и за общий результат.
Где работает продюсер?
Разобравшись с тем, кто такой продюсер, не все абитуриенты понимают, где они смогут работать после окончания выбранного факультета. Сегодня должность «продюсер» существует:
- в киностудиях и на киноконцернах, занимающихся производством кинолент;
- на телестудиях и радиостанциях;
- в театральных заведениях, цирках;
- специализированных продюсерских центрах.
Активно развивается с конца прошлого столетия и особый бизнес – продюсер творческих личностей, будь то музыканты, певцы или танцовщики. Такой человек «раскручивает» своего подопечного, создавая ему известность и популярность. Вкладывает время, силы и средства в то, чтобы новоиспеченный артист стал популярной звездой, к примеру.
Как стать игровым продюсером?
«Лёгкий способ стать продюсером — назвать себя таковым, а затем делать работу за кого-то ещё… Но тогда вы не станете настоящим продюсером», — считает Ник Лэйнг, бывший продюсер проектов Microsoft и Electronic Arts.
Forza Motorsport — серия игр, над которой работал Ник Лэйнг. Скриншот: игра Forza Motorsport 6 / Microsoft
Всё дело в том, что продюсера можно сравнить с дирижёром оркестра, который сам на инструментах не играет, но отвечает за то, насколько хорошо сыграет каждый музыкант. Вот и получается, что он должен быть мастером на все руки.
«Джесси Шелл в своей книге „Искусство геймдизайна“ размышлял, какие навыки нужны геймдизайнеру, и пришёл к выводу — почти все. С продюсером, на мой взгляд, то же самое».
Михаил Свиблов, продюсер Adamant Games
Тем не менее есть навыки, которые понадобятся продюсерам вне зависимости от студии, издательства или специфики работы. Михаил и другие профессионалы называют некоторые из них:
Коммуникабельность: продюсер должен найти общий язык с коллективом и уметь решать конфликты, которые возникают внутри команды.
Развитая риторика: от неё зависит, поймут ли разработчики ваши указания, убедят ли ваши аргументы оппонентов в споре, дадут ли вам денег на следующую игру.
Гибкость и способность адаптироваться: несмотря на мнения некоторых геймеров, у игровой индустрии по-прежнему крайне мало общего с конвейером
Условия разработки постоянно меняются, и продюсер должен помочь своей команде к ним приспособиться.
Наигранность и знание рынка: важно понимать, какие тренды в данный момент популярны в индустрии, и уметь распознать качественный продукт, который будет интересен игрокам.
Понимание процессов разработки: есть причина, почему продюсерами становятся чаще всего те, у кого уже есть опыт работы в игровой индустрии. Продюсер должен уметь ответить на базовые вопросы
Кто делает кат-сцены? Как устроено QA-тестирование? Чем больше ответов он знает, тем более эффективные решения принимает.
Кроме этого, есть ещё одно качество, которое не прописывается ни в одной вакансии, но совершенно необходимо хорошему продюсеру, — стремление помочь коллективу.
Аарон Тибо, исполнительный продюсер Gearbox Software, считает, что для него важнее всего помочь команде достичь наилучшего результата, на который она способна.
Borderlands 3 — игра Gearbox Software. Скриншот: игра Borderlands 3 / Steam
Мои книги
Первая книга «Вы и Ваш талант» из серии «Советы саунд-продюсера начинающим музыкантам» рассказывает как определить у себя талант и что с ним делать потом. Книга содержит только полезные и конкретные советы опытного саунд-продюсера. Рекомендуем её прочитать не только новичкам, но и состоявшимся музыкантам, так как эта информация позволит качественно изменить Вашу карьеру.
Цифровая книга:
Литрес ~440р.Amazon ~8euro.У нас ~300р.
Бумажная книга:
Ridero ~363р.+доставкаOzon ~580р.+доставкаСПб Дом Книги ~550р.
Вторая книга «Работа с саунд-продюсером» из серии «Советы саунд-продюсера начинающим музыкантам» расскажет Вам чем может быть полезен саунд-продюсер до записи альбома, во время записи и после на этапе мастеринга. Рекомендации содержат уникальный опыт и десятилетия работы в шоу-бизнесе.
Как устроена работа продюсера
В музыкальной индустрии основная подготовительная работа проходит в офисе и студиях, вместе с исполнителями. Так как творческий процесс бывает спонтанным и непредсказуемым, в процесс работы могут вноситься коррективы и меняться планы, это все контролирует музыкальный продюсер. Кто такой саунд продюсер знают все музыканты. Те, кто работают со звуком, в основном находятся в студии и занимаются с исполнителями всеми этапами записи треков.
Кинопродюсеры могут работать от имени студии и располагают деньгами, имеющимися у нее, или быть независимыми и самостоятельно заниматься поиском финансов, рекламой, организационными и техническими вопросами, прокатом. Учитывая то, что один человек не всегда может справиться с такой нагрузкой, помимо генерального продюсера над кинопроектом также работают его коллеги:
- линейный продюсер — обеспечивает работу творческого коллектива, следит за соблюдением графика съемок и всей работы;
- исполнительный продюсер – на больших проектах руководит процессом на верхнем уровне: контролирует расход средств, заключает договоры, ведет ежедневную рутинную работу съемочного процесса.
Зачем он нужен музыканту
Саунд-продюсер – это профессионал, работающий в индустрии звукозаписи, чьей обязанностью является осуществление общего руководства и контроля качества процесса создания фонограмм артиста. Функции саунд-продюсера включают в себя:
— разработка концепта альбома,
— отбор песен и музыкальных идей артиста,
— подбор сессионных музыкантов для конкретного проекта,
— выбор студий, в которых осуществляются этапы работ по проекту,
— контроль процесса записи,
— определение общего звучания,
— контроль процессов сведения и мастеринга,
— ответственность за получение готового музыкального продукта.
Дополнительные функции саунд-продюсера:
— написание музыки,
— написание песен,
— создание аранжировок,
— работа сессионного музыканта,
— работа звукорежиссера,
— финальный мастеринг,
— разработка дизайна оформления альбомов,
— непосредственное участие в постановке шоу,
— участие в подборе костюмов и декораций,
— участие в подборе сценариев для видеоклипов.
Саунд-продюсер несет ответственность за окончательное звучание музыкального продукта в виде фонограммы.
Пошаговая инструкция как стать востребованным специалистом
С чего же начать свой путь в продюсирование?
Врожденные лидерские качества и предпринимательская хватка — это хорошо, но профильное образование или курсы очень пригодятся.
Шаг 1. Учеба
Где учат профессии «продюсер»? На сегодняшний день существуют несколько профильных учебных заведений, выпускающие таких специалистов.
Кино:
- Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Специальность «Продюсерство кино и телевидения».
- Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Специальность «Продюсерство кино и телевидения».
Музыка:
- Государственный университет управления (ГУУ). Специализация «Менеджмент в музыкальной индустрии».
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Специальность «Социально-культурная деятельность».
Онлайн-продюсеров вузы пока не выпускают.
Вам не придется даже выходить из дома. Все что понадобиться для учебы — это компьютер или ноутбук, хороший интернет и желание с целеустремленностью. Предстоит организовать себя и настроиться на результат, который нужен только вам. Контролировать успеваемость и ругать за неуспеваемость никто не будет.
Дополнительно можно читать профильную литературу, посещать мастер-классы и мероприятия от опытных специалистов
Важно быть любознательным и впитывать любую доступную информацию
Шаг 2. Практика
После окончания учебы обязательно практиковаться. Не нужно сразу гнаться за высокими чеками и крутыми проектами. Достаточно просто пробовать свои силы в профессии: поработать стажером на телевидении, взять в работу проект «за отзыв», снять короткометражку или помочь в записи песни друзьям.
Ошибки и провалы будут. Они неизбежны. Будьте к этому готовы и не отчаивайтесь в случае неудачи. Набирайтесь опыта и никогда не останавливайтесь на достигнутом.
Шаг 3. Репутация
Будьте на виду и не скрывайте чем вы занимаетесь. Научитесь завязывать знакомства. Общайтесь легко, высказывайте свое мнение. Так вы сформируете образ эксперта.
Старайтесь окружить себя людьми, которые уже достигли того, о чем вы только мечтаете. Учитесь у них.
Делитесь своими успехами, участвуйте в профильных мероприятиях и продвигайте личный бренд.
Шаг 4. Работа
Работайте каждый день, не давайте себе расслабиться пока не дойдете до цели. Не отказывайтесь от сложных задач, делайте то, чего никогда раньше не делали. Ничего не бойтесь!
Пробуйте. И даже если упали, вставайте и идите вперед! Помните о том, что успех приходит не только к тому, у кого есть талант, у кого все сразу получается. Успех любит тех, кто упал 100 раз, а поднялся на один раз больше.
Какие обязанности у продюсера
В отличие от киноиндустрии, у музыкального продюсера одновременно десятки задач. На плечи исполнительного продюсера ложатся:
— контроль качества как целых альбомов, так и отдельных песен;
— контроль записи музыки, определение стиля, одобрение аранжировок;
— отбор сценариев для клипов;
— разработка имиджа и продумывание публичного образа;
— подбор технического персонала: от музыкантов до звукоинженеров и монтажеров;
— контроль финансов и финансового эффекта от производства треков и альбомов;
— ведение переговоров с радиостанциями и телевизионными студиями с целью продвижения продукта.
В жизни нашего героя Артема продюсер — и царь, и Бог. Именно с этим человеком начинающий музыкант или коллектив проводят максимально много времени.
Будучи исполнительным продюсером, тот самый «авторитетный дядечка» может выполнять и роль саундпродюссера. Именно этот человек помогает сделать из музыкальных обрывков и текстовых ошметков хорошую композицию, которую, как принято говорить «схавает пипл».
Саундпродюсер отделяет всю шелуху и готовит для будущего трека только лучший материал. Он же проводит оценку песни и выступает главным критиком потенциальной звезды.
Взаимодействие с музыкантом
В современной музыкальной индустрии существует тесная взаимосвязь между саунд-продюсером и артистом. По началу музыканты любого начинающего коллектива сопротивляются «чужаку» и принимают в штыки новые музыкальный ходы, а замечания требующие исправления воспринимаются чуть ли не как личное оскорбление. Но надо понимать, что саунд-продюсер, как человек коммерчески заинтересованный в востребованном продукте (фонограмме песни), наиболее заинтересованная сторона. Этот человек может отвлечься от «эйфории творчества» и трезво оценить успехи.
Кроме творческой и технической роли в создании музыки иногда саунд-продюсер выступает и в роли психолога. Часто к исполнителю требуется найти определенный подход, чтобы получить эмоционально наполненное и вдохновляющее исполнение. Недаром саунд-продюсеров, которые работают с одними и
теми же коллективами на протяжении многих лет иногда называют «ещё одним участником группы».
Саунд-продюсер является ключевой фигурой современного шоу-бизнеса, от которой в большой степени зависит коммерческий успех проекта.
Зачастую именно какая-нибудь гениальная находка саунд-продюсера делает альбом успешным.
Как стать продюсером?
Престижная профессия продюсера привлекает множество молодых людей, но далеко не всем она подходит. Какими качествами должен обладать успешный продюсер:
- коммуникабельность – он должен уметь находить общий язык с различными людьми, производить приятное впечатление;
- умение мыслить нестандартно – это качество необходимо для поиска новых перспективных идей;
- способность быстро принимать решение – долго размышлять продюсеру часто некогда, он должен сразу видеть насколько удачно то или иное решение;
- умение видеть ситуацию в общем и ориентироваться в структурированной информации;
- работоспособность, ответственность, гибкость – эти качества очень важны для продюсера, поскольку его работа важна для множества людей.
Профессия продюсер – где учиться?
Часто продюсерами становятся режиссеры, артисты, музыканты. Образование в таких случаях у них музыкальное, режиссерское. Получить образование продюсера можно и в некоторых вузах:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
- Российский университет театрального искусства;
- Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова;
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова;
- Институт кино и телевидения.
Книги для продюсеров
Более глубоко изучить особенности профессии поможет познавательная литература для продюсеров:
- «Кинопродюсер», Борис Криштул. Книга, написанная преподавателем ВГИКа, имеющим опыт в создании популярных картин («О бедном гусаре замолвите слово», «Экипаж») познакомит начинающего продюсера с опытом российских и зарубежных коллег, особенностями их деятельности;
- «Краткая инструкция для начинающего продюсера», Александр Атанесян. Лаконичное учебное пособие, написанное человеком, участвующим в создании таких фильмов как «Монтана», «Сволочи»;
- «Корпорация гениев», Эд Кэтмелл. Эту книгу написал президент компании Pixar, в ней описан его опыт управления командой творческих людей;
- «Выходит продюсер», Александр Роднянский. Эта книга продюсера фильмов «Облачный атлас», «Питер FM», написанная в форме заметок, наблюдений, интересных случаев, будет очень полезна для человека, начинающего свой собственный проект;
- «Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера», Виталий Сидоренко, Геннадий Иванов, Павел Огурчиков. Этот учебник необходим кино-, телепродюсерам, рекламщикам, в нем можно найти множество полезных таблиц, схем и формул.
Где его найти
Артемка хочет стать известным и знаменитым, но как ему это сделать? Где искать продюсера? Вариантов тут сразу несколько.
Во-первых, последнее время таланты особенно популяризируются через шоу, вроде «Голос» и им подобные. Так вот, тот самый продюсер может ждать Артема в зале, либо входить в состав жюри. И если парень впечатлит продюсера, его ждет встречное предложение.
Во-вторых, по всей стране разбросаны продюсерские-центры, где руководство обещает сделать звезду практически из каждого мало-мальски талантливого певца или музыканта. Разумеется, не бесплатно, да и не всегда с результатом в 100%.
Наконец, если вы уверены в собственных силах, приготовьтесь к самостоятельному штурму интересующего вас продюсера, который уже несколько лет ведет один из ваших любимых коллективов. Подготовьте диск с записями и вперед на осаду крепости. Настырность – главное достоинство в шоу-бизнесе.
По дороге в продюсерский центр нужно морально зарядиться решительностью от Lossless-музыки. Рецепт «коктейля для штурма» прост: загружаете треки в плеер FiiO X3 III, подключаете наушники к балансному порту, классическому «джеку» или спариваете по Bluetooth, и наслаждаетесь неповторимым звучанием.
В FiiO X3 II используются сдвоенные чипы PCM5242, прекрасно показавшие себя в соотношении уровня сигнала/шума. Музыкальных искажений эта модель попросту не допускает.
О «неофициальных» способах выхода на продюсеров мы рассказывать не будем. В конце концов, продюсер – это такой же человек и у него есть свои слабости.
Особенности
Саунд-продюсер согласно значению слова является звукоизготовителем, создателем готового музыкального продукта с управлением всем, из чего состоит процесс его изготовления. Музыкальный продюсер прибегает к сотрудничеству с композиторами и поэтами, аранжировщиками, звукорежиссерами, берет на себя ответственность за результат звучания саунд-продукта. От его профессионализма зависит успех коммерческой стороны раскручиваемого проекта.
Продюсирование музыкального лейбла состоит из череды этапов, сопутствующих рождению музыкальной композиции. Саунд-продюсирование обычно начинается с изучения пожеланий самого певца. Предстоит определить его вокальный диапазон, вникнуть в музыкальный стиль, в котором он работает, его манеру исполнения. Это позволит подчеркнуть лучшие исполнительские грани и скрыть возможные недочеты вокальных данных на начальном этапе создания песни.
Чем занимается саунд-продюсер
«Продюсер отвечает за звучание альбома или песни. Его работа устроена по-разному: одни артисты приносят полностью готовый материал, и его надо только зафиксировать, у других есть идея, которую надо доработать, сделать аранжировку. Иногда нужно пригласить музыкантов, организовать репетиции с ними. Некоторые проекты я свожу сам, некоторые мы отдаем другим микс-инженерам.
Недавно сделали сингл с живущим в Москве грузинским артистом Нэшем Альбертом „Smile of You“, который сводил Фрэнк Филипетти, семикратный обладатель „Грэмми“. Мне нравится то, что получилось. У всех микс- и мастеринг-инженеров есть свой почерк и стиль. Примерно так же, как у музыкантов».
Nash Albert — «Smile of You»
Виды продюсеров
Выделяют три основных вида продюсеров. Давайте рассмотрим их.
Продюсер (без приставок)
Классический продюсер — специалист, в должность которого входят все обязанности по найму сотрудников, формированию бюджета и организации съемок.
Исполнительный продюсер
В основном, исполнительные продюсеры — специалисты, которые находятся в штате определенной компании, выпускающей фильмы. Фирма выделяет их для съемки определенного проекта. Однако, бывают ситуации, когда подобные звания присуждают крупным инвесторам картины. Или селебрити, которые в ней играют.
Исполнительные продюсеры не занимаются наймом сотрудников и распределением бюджета. Их задача — следить, чтобы в фильме была творческая составляющая. Также, они должны контролировать, чтобы работа по съемке картины проводилась качественно. И фильм был сдан точно в срок.
Линейный продюсер
Линейный продюсер занимается технической частью процесса. Следит за тем, чтобы:
- Бюджет не растрачивался впустую. Каждая трата средств должна быть полезной для фильма.
- Не появлялись никакие форс-мажоры. А если они и происходят, то линейный продюсер должен быстро реагировать на них. Устранять возможные негативные последствия.
При этом, линейный продюсер ни коим образом не влияет на творческую составляющую фильма. Он занимается исключительно техническими вопросами.
Требования к продюсеру
При приёме на работу от профессионала требуют:
- диплом вуза;
- умение понимать и сопоставлять все технологические детали проекта;
- способность к аналитике финансовых показателей и влиянию на них;
- общительность, коммуникабельность, умение управлять сотрудниками разных профилей.
- приветствуется хорошее владение международными иностранными языками (английский, немецкий или французский), а также знание экономики и юриспруденции.
Молодым людям, которые чувствуют призвание к управленческой деятельности, стоит попробовать себя в этой профессии, для этого им необходимо окончить высшее учебное заведение, соответствующее будущей специальности.
Интересная профессия, в которой, помимо чёткой финансовой аналитики и расчёта, нужно обладать навыками психолога и координатора, не даст заскучать и обеспечит владельца хорошим денежным доходом.
Зачем игровые студии нанимают продюсеров?
Как подметил в своём посте Эрнст тен Босх (World of Warcraft), многие продюсеры сами затрудняются объяснить, чем они занимаются. Они, как уже говорилось выше, не вносят непосредственного вклада в разработку: не пишут код, не делают уровни или анимации и даже не подсчитывают бюджет. Так зачем же они нужны?
Бернард Йе, продюсер Oculus и Bungie, объяснял нужду в его профессии на примере молодой игровой компании. Когда студия только открывает свои двери, её коллектив состоит из кучки единомышленников, отлично друг друга знающих и понимающих без лишних слов.
Кадр из фильма «Крёстный отец»
Со временем штат компании начинает расти — и вот уже в студии работает не пять, а сорок пять человек с разным бэкграундом, опытом и спецификой работы. Теперь уже на схожесть во взглядах и личную симпатию положиться нельзя: команда становится слишком большой и разобщённой — и то же самое может случиться с проектом, над которым она работает.
«Вы достигаете точки, когда возникают неизбежные ограничения в коммуникации внутри коллектива, — говорит Бернард Йе. — в отсутствие информации у людей появляется убеждение: „Я не знаю, что они делают, они обязательно налажают“».
Поэтому студии нанимают продюсеров — людей, которые отвечают за то, чтобы у всех в команде было единое видение проекта.
«Именно продюсер чаще всего отвечает за то, чтобы игру сделали в оговорённый срок, с определённым бюджетом и требуемым качеством. Часто от продюсера зависит ещё и то, каким этот продукт получится — начиная с жанра и сеттинга и заканчивая конкретными механиками».
Михаил Свиблов, продюсер Adamant Games
Творческий вклад продюсера, как правило, зависит от практик, принятых в компании. Так, в одной из фирм, где работал Михаил, все решения принимал триумвират из геймдизайнера, продюсера и проектного менеджера.
«Геймдизайнер отвечал за фан от игры, менеджер — за сроки и бюджет разработки, а продюсер — за финансовые результаты проекта. Я нахожу такой компромисс между ролями оптимальным, но в других студиях бывает по-другому», — рассказывает специалист.
Тут стоит уточнить разницу между двумя похожими профессиями — продюсера и проектного менеджера:
«Продюсер отвечает за весь проект и его качества — от идеи и бизнес-плана до постпродакшна и продаж, проектный менеджер же занимается каким-то одним аспектом — например, разработкой или планированием. Продюсер может выполнять задачи проектного менеджера, проектный менеджер же для функций продюсера не предназначен».
Алексей Пешехонов, глава студии Blini Games
Продюсер может вести один проект или сразу несколько, причём как непосредственно в студии, так и со стороны игрового издателя. Кроме того, продюсер может отвечать за работу отдельной команды — например, нарративных дизайнеров или художников по спецэффектам.
В процессе он решает самые разные задачи, которые сильно различаются в зависимости от этапов производства. Михаил Свиблов, продюсер студии Adamant Games, называет некоторые из них:
Начальные этапы разработки:
- Анализ рынка и конкурентов.
- Генерация идей.
- Создание питчей и верхнеуровневого дизайн-документа.
Середина разработки:
- Планирование проекта и верхнеуровневая постановка задач.
- Фичекат и ведение бэклога.
Поздние этапы разработки и релиз:
- Контроль качества на всех этапах — от программирования до маркетинга.
- Анализ метрик проекта и поиск способов улучшить эти метрики.
Полный список задач игрового продюсера составить невозможно, убеждён Михаил. Специалист должен уметь решать любые проблемы, возникающие во время работы над проектом.
На крупных проектах сами продюсеры иногда делятся по ролям в зависимости от их вовлечённости в творческий процесс:
- Креативные продюсеры задают общее видение игры и следят за качеством конечного результата.
- Производственные продюсеры занимаются непосредственно менеджментом: следят за графиком, финансовыми показателями и так далее.