Государство может регулировать цены на социально значимые продукты питания

Введем в суть дела

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона о торговле цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Однако ч. 5 этой же статьи установлены определенные ограничения: не допускается выплата указанного в ч. 4 настоящей статьи вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в Перечне, установленном Правительством Российской Федерации.

Заглянем в этот Перечень <1>. Не допускается выплата вознаграждения за приобретение:

  • мяса кур (тушек кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ Р 52702-2006 со сроком годности менее 10 дней;
  • молока питьевого пастеризованного 2,5 — 3,2% жирности по ГОСТ Р 52090-2003 со сроком годности менее 10 дней;
  • хлеба и хлебобулочных изделий из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки по ГОСТ Р 52961-2008 со сроком годности менее 10 дней;
  • хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки по ГОСТ Р 52462-2005 со сроком годности менее 10 дней.

<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530.

Наличие названной нормы вызвало у предприятий — сторон по договору поставки продовольственных товаров множество вопросов. Например, в ч. 1 «Область применения» ГОСТ Р 52702-2006 установлено, что он распространяется на мясо кур — тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части, предназначенные для реализации и производства продуктов питания. Стандарт не распространяется на мясо кур с добавленными ингредиентами, включая воду. В то же время в Перечне говорится о мясе кур (тушках кур, цыплятах, цыплятах-бройлеров), то есть умалчивается о частях мяса кур (крыльях, окорочках, голенях, бедрах), продажа которых в настоящее время получила широкое распространение. Отсюда возникает резонный вопрос: применяется ли правило, установленное ч. 5 ст. 9 Закона о торговле (запрет на выплату вознаграждения), в отношении указанных продовольственных товаров? Кстати, поставщики других социально значимых товаров также столкнулись с затруднениями.

Цены на социально значимые продукты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, — цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.

Наименование Количество Цена (в российских рублях)
Минимум Средняя Максимум
1 Говядина 1 кг 250 285 320
2 Свинина 190 245 300
3 Курятина 112 122,74 141
4 Замороженная рыба 42,6 68,43 82,8
5 Молоко 1 л 27 32,87 39,5
6 Масло сливочное 1 кг 266,6 337,63 444,8
7 Масло подсолнечное 1 л 63 77,29 86
8 Чай 200 г 51,4 64,7 72
9 Мука 1 кг 18,1 23,73 26,6
10 Хлеб ржаной 1 шт. 20,1 22,77 25,5
11 Хлеб пшеничный 15 16,21 19,8
12 Яйца 10 шт. 41 49,78 53,9
13 Сахар 1 кг 43 49,6 54
14 Соль 7,6 9 8,47
15 Рис 0,8 кг 36 40,67 48
16 Крупа гречневая 49,9 52,83 56,1
17 Вермишель 1 кг 28 35,63 42,5
18 Картофель 10,6 13,3 17
19 Капуста 9,5 12,82 16
20 Морковь 13,2 14,98 17,4
21 Лук 14,9 17,36 19,9
22 Яблоки 59,9 70,56 96

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах — 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте «Российская общественная инициатива» было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Продавец Базовая цена Максимальная наценка
Производитель первичного сырья Себестоимость производства 40%
Переработчик Отпускная цена производителя сырья 15%
Организация оптовой торговли Отпускная цена производителя товара 10%
Организация розничной торговли Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика 15%
Организация общественного питания
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector