Спасатель кто это такой и чем он занимается. личные качества. особенности професиии

Какими личностными качествами должен обладать спасатель?

Специфика работы сталкивает сотрудников МЧС с тяжелыми испытаниями, поэтому они должны иметь отличную физическую подготовку. Кроме того, эта профессия предполагает наличие у кандидата высоких моральных качеств, которые помогут ему справиться со своими обязанностями и обеспечить безопасность населения: чувство ответственности за жизни людей и любовь к человечеству – одно из самых ценных качеств, которое пригодится в профессии.

Ключевыми показателями, отличающими хорошего спасателя, являются

  • физическая выносливость, которая даст возможность преодолеть множество задач по спасению людей,
  • устойчивая психика, поскольку именно она помогает преодолеть частые стрессовые ситуации, сосредоточиться на поиске наиболее оптимального решения проблемы, и оказать необходимую поддержку пострадавшим.

Каждый работник службы спасения является частью команды, от слаженности действий которой зависит исход ситуации

Поэтому для спасателя очень важно уметь не только находить общий язык с другими, но и соблюдать дисциплину. К не менее важным качествам, необходимым в работе относится:

  • решительность,
  • исполнительность,
  • внимательность,
  • стремление к достижению цели.
  • смелость и отвага,
  • доброта и отзывчивость,
  • готовность к ежедневным тренировкам,
  • стремление к систематическому совершенствованию профессиональных навыков,
  • умение превосходно ориентироваться на местности.

Особенности профессии

Спасатель – один из тех людей, кто приходит на помощь одним из первых. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, верхолаз, водолаз, медик и др. Во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы или теракта одновременно страдает большое количество людей. И многим из них помощь нужна незамедлительно. Если человек теряет кровь или его придавило плитой, счёт идёт на минуты.

Прибывшие на место спасатели мгновенно оценивают обстановку, организуют эвакуацию, извлекают раненых, оказывают первую помощь (останавливают кровь, накладывают шину и т.п.). Все эти мероприятия на казённом языке называются ликвидацией последствий. Они требуют от человека решительности, сосредоточенности на работе и отточенных навыков. Спасатели приезжают по вызову и при несчастных случаях, когда требуется не просто оказать медицинскую помощь (иногда она вообще не требуется), а вызволить кого-то из западни, снять с крыши, вынуть из воды и т.п. Иногда сотрудникам МЧС приходится работать, не дожидаясь конца бедствия. Например, не лесных пожарах.

Спасатели работают не только на местах массовых катастроф. Например, если кто-то заблудился в лесу, для поисков также привлекают спасателей.

Спасатели по призванию

В некоторых районах страны для борьбы с пожарами, поиска потерявшихся людей и других мероприятий, требующих масссового участия помощников, всё чаще объединяются добровольцы. Они помогают сотрудникам МЧС совершенно бесплатно, на свои деньги покупают снаряжение и тратят свои выходные не на отдых с друзьями, а на помощь людям. В этом они видят своё призвание. В Москве волонтёры, занятые поисками пропавших детей, объединились в поисковый отряд «Лиза Алерт».

Как они сами пишут, на своём сайте, в наших рядах «кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков». Отряд назван в память о заблудившейся девочке Лизе, которую удалось найти лишь через пять дней после пропажи. К этому моменту она была уже мертва. Свою задачу добровольцы видят в том, чтобы как можно раньше и интенсивнее начинать поиски.

В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не удержится в такой трудной профессии, если не чувствует в этом настоящей потребности. Соображения о зарплате и прочих выгодах не помогут. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы спасатели много тренируются и в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма.

Возможности после школы

При трудоустройстве в МЧС нет ограничений по половой принадлежности. Поступить на службу в одно из подразделений МЧС может не только мужчина.

Список «женских профессий» в МЧС России, уверенно пополняется новыми специальностями, которые предоставляют возможность трудоустройства представительницам прекрасной половины человечества.

Девятиклассницам доступно обучение в профильных колледжах и получение среднего специального образования.

Cайты учреждений для абитуриентов с аттестатом о неполном общем образовании:

  • https://college57.mskobr.ru/#/ (г.Москва);
  • https://www.cps-spb.ru/ (г. Санкт-Петербург);
  • https://amchs.ru/about_the_university/struktura/kadetskiy-korpus/ (Московская область, г. Химки).

Изучив информацию на сайтах, задолго до поступления, можно узнать о будущей специальности. На всех электронных ресурсах имеется раздел «Абитуриенту» или «Приемная комиссия», удобная форма для обратной связи.

Обучение после 11 класса

Основная работа в МЧС, предполагает наличие диплома об окончании профильного вуза, куда возможно поступление только после 11 класса. При наличии аттестата о полном среднем образовании, расширяется список возможностей.

Если в планах получить профильное высшее образование и работать в МЧС, то уже после 9 класса необходимо начинать серьезную подготовку. Независимо от того куда поступать в колледж или в высшее учебное заведение, потребуется высокий балл по результатам ОГЭ или ЕГЭ.

Сайты высших учебных заведений МЧС:

  • https://academygps.ru/ (г. Москва);
  • https://amchs.ru/ (Московская область, г. Химки);
  • https://eduscan.net/colleges/ix19 (г. Воронеж);
  • https://igps.ru/ (г. Санкт-Петербург);
  • https://sibpsa.ru/ (Красноярский край, г. Железногорск);
  • https://uigps.ru/ (Свердловская область, г. Екатеринбург);
  • https://edufire37.ru/ (г. Иваново).

При поступлении абитуриенты проходят медицинскую комиссию, сдают: экзамен на физ. подготовку, тест на предмет психологической зрелости. Из предметов по результатам ЕГЭ ценятся: математика, физика, история и русский язык. Ознакомиться с точным перечнем необходимых дисциплин, можно на официальном сайте любого из учебных заведений. Иногда требуется пройти дополнительное собеседование по профильным предметам.

Подработка для сотрудников МЧС

Конечно, многих сотрудников не устраивают низкие доходы, а сменный график позволяет находить для себя дополнительную занятость и подработки. Официально, можно заниматься лишь преподавательской и научной деятельностью, с обязательным уведомлением об этом Министерства. На практике же, люди занимаются такими вещами, как: проведение консультаций, зарядка огнетушителей, составление планов эвакуации, испытание лестниц и многое другое.

Многие подрабатывают в такси, в грузоперевозках или занимаясь куплей-продажей автомобилей, или иной посреднической деятельностью. Конечно, в этом случае, любые коммерческие отношения оформляются на друзей или родственников.

Оглавление

Глава 1. Общие вопросы

  • 1.1. Краткий терминологический словарь спасателей

    Краткий терминологический словарь спасателей (продолжение)

  • 1.2. Чрезвычайные ситуации
  • 1.3. Чрезвычайные ситуации: мифы и легенды
  • 1.4. Чрезвычайные ситуации: причины возникновения, характеристики, поражающие факторы, последствия

    • 1.4.1. Землетрясения
    • 1.4.2. Наводнения
    • 1.4.3. Сильный ветер: ураган, смерч (торнадо), шторм, шквал, буря, «Бора»
    • 1.4.4. Лавины. обвалы. оползни. сели
    • 1.4.5. Атмосферные осадки: дождь, ливень, снег, град. Гроза
    • 1.4.6. Экстремальные температуры воздуха: холод, жара, засуха, голод
    • 1.4.7. Циклоны. Антициклоны
    • 1.4.8. Туман. Гололед. Гололедица
    • 1.4.9. Извержения вулканов
    • 1.4.10. Природные пожары
    • 1.4.11. Эпидемии
    • 1.4.12. Эпизоотии
    • 1.4.13. Эпифитотии
    • 1.4.14. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
    • 1.4.15. Пожары
    • 1.4.16. Взрывы
    • 1.4.17. Обрушения
    • 1.4.18. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте
    • 1.4.19. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте
    • 1.4.20. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте
    • 1.4.21. Чрезвычайные ситуации на водном транспорте
    • 1.4.22. Разливы и выбросы АХОВ
    • 1.4.23. Чрезвычайные ситуации в энергетическом комплексе и на радиационно опасных объектах
    • 1.4.24. Экологические катастрофы
  • 1.5. Чрезвычайные ситуации: классификация
  • 1.6. Чрезвычайные ситуации: Российская Федерация
  • 1.7. Чрезвычайные ситуации и государство
  • 1.8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 1.9. МЧС России. Поисково-спасательная служба. Спасатели

Глава 2. Профессиональная подготовка спасателей мчс россии

  • 2.1. Организация профессиональной подготовки спасателей
  • 2.2. Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей
  • 2.3. Профессиональная первоначальная подготовка спасателей
  • 2.4. Профессиональная подготовка спасателей
  • 2.5. Критерии оценки уровня профессиональной подготовки спасателей
  • 2.6. Аттестация спасателей

2.6.1. Основные требования, предъявляемые к аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям и спасателям

  • 2.7. Соревнования спасателей
  • 2.8. Российский центр подготовки спасателей
  • 2.9. Академия гражданской защиты МЧС России

Глава 3. Организация и проведение поисково-спасательных работ

  • 3.1. Общие вопросы
  • 3.2. Управление ПСР

    • 3.2.1. Организация дежурства
    • 3.2.2. Действия оперативного состава дежурной смены (оперативной группы) при получении сигнала о ЧС
    • 3.2.3. Действия дежурной смены при проведении АСР
    • 3.2.4. Оповещение и связь при проведении ПСР
  • 3.3. Экипировка спасателей
  • 3.4. Передвижение спасателей к месту и в зоне проведения поисково-спасательных работ
  • 3.5. Основы выживания и жизнедеятельности спасателей

    3.5.1. Ориентирование на местности

  • 3.6. Разведка зоны чрезвычайной ситуации и проведения поисково-спасательных работ
  • 3.7. Организация и проведение поиска пострадавших
  • 3.8. Транспортировка пострадавших
  • 3.9. Такелажные работы при проведении ПСР в ЧС
  • 3.10. Поисково-спасательные работы в условиях завалов
  • 3.11. Поисково-спасательные работы при возникновении ЧС на авиационном транспорте

    • 3.11.1. Поисково-спасательные работы при авариях на железнодорожном транспорте
    • 3.11.2. Поисково-спасательные работы при ЧС на автомобильном транспорте
    • 3.11.3. Поисково-спасательные работы при возникновении ЧС на водном транспорте
    • 3.11.4. Поисково-спасательные работы при авариях на подвесных канатных дорогах
    • 3.11.5. Поисково-спасательные работы при ЧС на трубопроводном транспорте
  • 3.12. Поисково-спасательные работы в условиях пожаров
  • 3.13. Поисково-спасательные работы в условиях радиоактивного загрязнения
  • 3.14. Поисково-спасательные работы в зоне выбросов (проливов) АХОВ
  • 3.15. Поисково-спасательные работы в горах
  • 3.16. Поисково-спасательные работы на воде
  • 3.17. Поисково-спасательные работы с использованием вертолета
  • 3.18. Поисково-спасательные работы в условиях эпидемий. Карантин
  • 3.19. Жизнеобеспечение населения, пострадавшего в ЧС. Эвакуация населения
  • 3.20. Международная и гуманитарная деятельность спасателей МЧС России
  • 3.21. Особенности работы спасателей с пострадавшими детьми и подростками
  • 3.22. Работа спасателей с травмированными, погибшими, юридические и морально-психологические аспекты

Глава 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

  • 4.1. Первая медицинская помощь. Общие вопросы
  • 4.2. Основы анатомии и физиологии человека
  • 4.3. Травмы. Патологические состояния. Первая помощь
  • 4.4. Определение состояния и степени травмирования пострадавших
  • 4.5. Средства для оказания первой медицинской помощи
  • 4.6. Реанимационные мероприятия

Характеристика специальности

Спасатель — это человек, который первым приходит на помощь. В мирное время специалисты выезжают на такие случаи: спасение из водоёмов, снятие с крыш, вызволение из подвалов, поиск заблудившихся в лесу, открытие захлопнувшейся двери в квартире. Сотрудники МЧС должны уметь быстро справляться с ситуацией.

В чрезвычайных условиях от служащих требуется выполнение нескольких задач:

  1. Эвакуация населения.
  2. Правильное применение специального оборудования.
  3. Оказание первой помощи.
  4. Осуществление поисковых работ.
  5. Спасение людей и животных из-под завалов.

Лучше всего с таким набором задач справляются техники-спасатели, которые освоили несколько смежных специальностей и обладают достаточным опытом работы в тяжёлых условиях. Таким образом, профессия МЧС включает в себя несколько специальностей:

  • газосварщики;
  • водолазы;
  • минёры;
  • медики;
  • альпинисты;
  • пожарные.

Девушкам по определению не подходит рассматриваемая специальность, поскольку физические нагрузки нередко бывают слишком высоки для слабого пола. Однако на должность диспетчера берут преимущественно девушек. Их задача заключается в принятии звонков и трезвой оценке ситуации. А также диспетчеры должны по возможности удерживать связь с пострадавшими и оказывать им по телефону психологическую поддержку до прибытия группы спасателей. Примечательно, что врачом, который состоит в отряде, может быть как мужчина, так и девушка.

Причины отказа

Основными причинами отказа в приёме на службу является:

  • Наличие заболевания (проблем с нервной системой, сердцем, опорно-двигательным аппаратом, позвоночником и так далее), в результате чего человек был признан негодным к службе.
  • Предоставление недостоверной информации, обнаруженной во время проверки документов кадровым отделом.
  • Наличие родственников с судимостью или присутствие административных взысканий у самого претендента.
  • Непрохождение тестирования и собеседования у штатного психолога службы.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Приказ МЧС РФ от 11 ноября 2009 г. N 626″О порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «О федеральной противопожарной службе» и в целях обеспечения качественного отбора граждан Российской Федерации для поступления на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы приказываю:

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, образовательных и научно-исследовательских учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителям организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить соблюдение требований Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы.

С.К. Шойгу

Установлен порядок отбора кандидатов на службу (работу) в федеральную противопожарную службу.

Требования к возрасту и уровню образования кандидатов совпадают с требованиями при приеме на службу в органы внутренних дел. Схожи и ограничения в приеме на службу. Так, кандидат не должен иметь судимость (в том числе погашенную или снятую).

Организация работы по отбору кандидатов возлагается на руководителей организаций МЧС России и кадровых служб. Такая работа включает в себя информирование населения о порядке приема на службу (работу) и ее условиях; профессионально-ориентационные мероприятия с населением; непосредственный поиск кандидатов; первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом.

На первоначальном этапе кандидат подает заявление, заполняет анкету и пишет автобиографию (их формы приведены в приложении). Далее он направляется к руководителю структурного подразделения, где предполагается работа, для проведения первоначального собеседования.

В случае прохождения собеседования кандидат направляется на медицинское освидетельствование и психофизиологическое обследование. Проводится проверка представленных им сведений. При необходимости оформляется доступ к гостайне.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Дети, 27 декабря 2018 года в нашей стране отмечают «День спасателя».

Другое распространенное название праздника – День МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям.

В 2018 году его справляют 24-й раз.

В торжествах участвуют сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС, обслуживающий персонал, дежурные бригады, диспетчеры, пожарная охрана, различные структуры министерства.

Спасатель там, где есть беда,

Придет на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин:

Спасать – работа для мужчин.

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд!

Воспитатель:

Профессия спасатель — это героическая работа, о которой мечтают многие люди. Спасателей еще называют сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций).

В МЧС России много других профессий: врачи, водители, пожарные, альпинисты, водолазы, летчики (показываем иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России).

Работа спасателя МЧС очень тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают — отважные, исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, умеющие работать в команде, сочувствовать чужому горю.

Воспитатель:

Ребята мы собрали здесь, не просто так, всю неделю мы с вами разговаривали, изучали, вспоминали всё о безопасности. А сейчас я вас проверю, как вы запомнили и усвоили наш материал.

Загадки:

Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

им к огню не привыкать

Дети:

(пожарные)

Полыхает дом. Кошмар!

Укротит она пожар.

Дети:

(пожарная машина)

Без него мы как без рук,

Нам он самый лучший друг

Но порою он, ребята,

Может стать врагом заклятым

Дети:

(огонь)

Висит-молчит

А перевернешь-шипит

И пена летит

Дети:

(огнетушитель)

Пожарного часто в огне защищала

Такая «фуражка» — она из металла

Дети:

(каска)

Воспитатель:

А теперь немножко поиграем.

Подвижная игра «Торопимся на пожар»

Оборудование: 2 ведра, большой ящик с синими шариками (имитация воды)

Дети делятся на 2 команды, по 7-10 чел.

Принцип игры: Какая команда быстрее потушит предполагаемый пожар. (Дети наполняют ведра шариками и бегут к месту пожара, «выливают воду», бегут обратно, передают ведро следующему).

Воспитатель:

Ребята, а как же человеку, попавшему в беду, вызвать спасателей МЧС?

Дети:

Надо позвонить.

Воспитатель:

Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас сейчас познакомлю с ними. (112)

При пожаре 101.

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас.

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим снаряжение и различные приспособления, которые спасатели используют в своей работе. (Рассматривание иллюстраций)

Физкультминутка:

Воспитатель:

Вы были внимательны, и замечательно справились с этим заданием. Я предлагаю поиграть в игру,которая называется: «Запрещается-разрешается» (детям называются основные правила безопасности жизнедеятельности. Если «разрешается» — то дети хлопают в ладоши, если «запрещается» — топают ногами).

Запрещается:

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается:

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Воспитатель:

Молодцы ребята! Теперь вы знаете кто такие спасатель и как важна их профессия.

Стоит ли учиться на спасателя плюсы и минусы профессии

Основные преимущества, которые даёт «профессия века» связаны со следующими моментами:

  • наличие особого («полувоенного») статуса, не обязывающего придерживаться казарменного положения, но обеспечивающего наличие дополнительной социальной защиты, а также раннюю пенсию и дополнительные льготы,
  • право оставить госслужбу ради частного спасательного учреждения (что зачастую является более выгодным и безопасным вариантом),
  • востребованность.

Есть в работе МЧС-ников и недостатки:

  • необходимость сталкиваться с обстоятельствами, которые могут психологически травмировать, что может быть особенно тяжело для девушек,
  • высокая вероятность того, что сам специалист может погибнуть в ходе исполнения служебных обязанностей,
  • ненормированный график, не позволяющий планировать досуг и вынуждающий всегда находиться в пределах доступности,
  • необходимость тяжело физически работать вне зависимости от погодных условий.

Всё это необходимо учесть прежде, чем сделать выбор в пользу того, чтобы стать специалистом данного профиля. Также рекомендуется ознакомиться с теми интервью, которые дают работники МЧС.

Медицинские противопоказания

Как вы уже поняли, что профессия «спасатель» выдвигает высокие требования к тем, кто хочет прийти в нее. Так мы разобрал личные качества, профессиональные знания и навыки.

А теперь разберем, какие же медицинские противопоказания могут стать барьером к подобной деятельности.

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата, все нарушения подвижности суставов;
  • Отклонения в работе сердца (аритмия, тахикардия, сердечная недостаточность);
  • Повышенное артериальное давление;
  • Заболевания глаз;
  • Расстройства нервной системы, фобии, панические атаки;
  • Вредные привычки и зависимости (алкоголь, наркотики);
  • Нарушения работы вестибулярного аппарата.

Профессиональные качества спасателя

Человек, решивший освоить профессию, должен иметь прекрасное здоровье, быть физически развитым и эмоционально устойчивым, чтобы в сложных ситуациях не поддаться панике. А также спасатель МЧС России должен обладать несколькими профессиональными качествами:

  • выносливость;
  • дисциплинированность;
  • смелость;
  • решительность;
  • умение брать на себя ответственность;
  • отзывчивость;
  • внимательность;
  • прекрасная память;
  • умение ориентироваться на местности.

Сотрудники службы спасения всегда работают в команде, поэтому большое внимание уделяется взаимоотношениям между людьми, которые вместе ликвидируют чрезвычайные ситуации. Если члены группы могут с лёгкостью понимать друг друга, согласуют между собой свои действия и соблюдают дисциплину, значит, шансы на удачное выполнение поставленной задачи повышаются в несколько раз

Подведем итоги

Из данной статьи можно понять, что спасатель, выполняя свои должностные обязанности в помощи людям, нередко подвергают себя смертельной опасности. Но настоящих героев не останавливает даже это, самым главным для них является спасение тех, кто оказался в сложной ситуации.

Мы максимально полно описали, что за профессия «спасатель», как стать им и где пройти квалифицированное обучение. Так же перечень плюсов и минусов может оказать свою роль в принятии решения о том, идти ли в эту сферу деятельности, либо отказаться от подобной идеи.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно утвердительно сказать, что мы ответили на вопрос: «Спасатель кто это такой?»

Возможно вам будет интересна статья:Социолог кто это такой, чем занимается, кратко описание профессии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector