Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после дтп

Экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопическая экспертиза)

Объектами экспертизы следов орудий и инструментов считаются разные предметы вещной обстановки со следами деяния таких орудий (разные препятствия со следами взлома, предметы одежды с повреждениями, орудия и инструменты, изъятые у обвиняемых и т.д.)

Задачами экспертизы следов орудий и инструментов считается установление фактических событий, связанных с отождествлением орудий и инструментов (идентификационные задачи) и определением приспособления и критерий следового взаимодействия (диагностические задачи)

Примерный список вопросов, решаемых при экспертизе следов орудий и инструментов:

При решении идентификационных задач:

— орудием какого семейства, вида оставлены отпечатки взлома на месте происшествия?

— оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия одним либо различными орудиями?

— не оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия определенным орудием?

При решении диагностических задач:

— каким методом была взломана преграда?

— с какой стороны была взломана преграда?

— какова очередность деяний злоумышленника?

— владел ли злоумышленник проф умениями по применению орудий взлома?

— какова очередность образования отпечатков, найденных на месте происшествия?

Как оспорить результаты

Если появляются веские причины, результаты экспертизы могут поддаваться опровержению и обжалованию. Но для того чтобы желающий оспорить результаты не потратил деньги впустую, он должен убедиться в наличии существенных доводов для оспаривания, к которым относят такие:

Доказательства того, что эксперт превысил свои полномочия.
Присутствие в заключении специалиста выводов, которые могут трактоваться неоднозначно.
Наличие в заключении необоснованных фактов и отсутствие выводов по какому-либо пункту.
Спорные места и нестыковки, суть которых противоречит фактам происшествия и реальному ходу событий во время аварии.
Отсутствие аргументов относительно достижения цели проведения экспертизы, что бывает в случаях, когда специалист, несмотря на щепетильно проведённый анализ, уклоняется от заключений и ответов на поставленные вопросы.
Неполнота собранной информации.
Пренебрежение материалами исследования.

Важно! Чтобы поддать результаты экспертизы обжалованию, необходимо подать иск в суд с требованием провести ещё одно независимое экспертное исследование

Классификация исследований

При расследовании уголовных дел, а также и по другим причинам, чтобы восстановить обстоятельства аварии на дороге с участием транспортного средства, проводят трасологические исследования, которые имеют свою классификацию и деление. Каждое из направлений экспертизы изучает конкретные элементы и направления, которые в итоге и в совокупности дают основания делать заключение.

Гомеоскопическая экспертиза позволяет дать оценку следам человека, куда относят обувь, ноги, пальцы, зубы, одежду и многое другое. Благодаря этому восстанавливается ситуация на дороге, касающаяся пешехода, который мог бежать, идти, ползти, иметь ровную или шаткую походку и многое другое.

Механоскопическое исследование тщательно анализирует имеющиеся повреждения на объектах, возможные следы и отпечатки. Не все агрегаты автомобиля могут быть изготовлены заводским способом, а кустарных, то есть самостоятельно. В процессе эксплуатации их начинают возникать проблемы и поломки, которые могут привести к аварии на дороге

Это важно учитывать, но стоит произвести оценку этих действий, а также установить, каким образом было все сделано

Транспортная экспертиза производит анализ оставленных на участке дороге следов шин, на транспортном средстве царапин и вмятин, любых других повреждений. Объем повреждений при этом может быть различный и не всегда соответствовать тем повреждениям, которые имеются на авто. По этой причине начинают возникать споры между участниками происшествия на дороге.

Вообще классификаций существует огромное количество, и все они могут быть различны в зависимости от производимого исследования и необходимости получения конкретного ответа.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Вопросы эксперту

Условно вопросы, задаваемые экспертам-трасологам на тему проводимого исследования, можно разделить на две группы:

  • идентификационные;
  • диагностические.

Типовыми вопросами первой группы являются:

  • Оставленные на месте происшествия следы принадлежат одному или нескольким объектам?
  • Какими объектами были оставлены найденные следы?
  • Могли ли оставленные следы быть нанесены автомобилем, участие которого в ДТП было доказано?
  • Являются ли оставленные следы и повреждения результатом рассматриваемого ДТП?

Список типовых диагностических вопросов выглядит следующим образом:

  • Есть ли на месте дорожно-транспортного происшествия следы, пригодные для исследования?
  • Какова была траектория тех или иных транспортных средств, принимавших участие в аварии?
  • Какова марка автомобилей, чьи следы удалось обнаружить на месте происшествия?
  • Как располагались объекты, автомобили и пешеходы в момент столкновения?
  • В какой последовательности происходило столкновение различных объектов и образование следов?
  • Что можно сказать о механизме рассматриваемой аварии?

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • Примерный список:
  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Где можно заказать

Проведением транспортно-трасологических экспертиз в РФ занимаются специальные компании и судебно-экспертные учреждения, расположенные практически в каждом городе. Подробнее — о самых прогрессивных.

«Атлант Оценка»

«Атлант Оценка» — консалтинговый лидер на российском рынке уже на протяжении 6 лет. Компания принадлежит к крупнейшим объединённым негосударственным судебно-экспертным организациям. Разветвлённая сеть компании состоит из представительств по всей России. «Атлант Оценка» сотрудничает с самыми крупными государственными учреждениями России, среди которых — и Арбитражные суды РФ. Специалисты «Атлант Оценка» гарантируют наивысшее качество экспертных работ и защищают интересы своих клиентов в судебных и следственных делах.

Поэтому услуги Компании «Атлант Оценка» рекомендованы всем, кого несправедливо обвинили в аварии, или кому страховщики отказываются возмещать ущерб. Профессионалы «Атлант Оценка» проведут рациональные и объективные исследования транспортной трасологии и помогут вам отстоять и защитить свои права в любых судебных инстанциях. Специалисты компании работают по своим особым методикам, благодаря чему их работа — самая качественная.

«Honest»

Ещё одним экспертно-правовым бюро, которое занимает почётное место среди подобного рода учреждений и имеет отменную репутацию в РФ, является «Honest». Деятельность компании «Honest» базируется на проведениях судебных и досудебных экспертиз транспорта. Филиалы предприятия расположены в самых крупных городах России.

Клиенты «Honest» доверяют, в первую очередь, безупречному опыту учреждения: компания лидирует на рынке экспертных услуг уже 10 лет, и за это время был зафиксирован только 1 случай проигранного клиентом процесса.

Важно! Если клиент компании проиграет процесс, то ему будет возмещено 80% средств, потраченных на оплату экспертных услуг. Для проведения экспертиз правительство «Honest» залучило 20 лучших экспертов, имеющих высшую категорию в своей области деятельности

Ежемесячно специалисты компании проводят в среднем 300 экспертиз, подробные и качественных результаты которых рассматриваются в судебных учреждениях

Для проведения экспертиз правительство «Honest» залучило 20 лучших экспертов, имеющих высшую категорию в своей области деятельности. Ежемесячно специалисты компании проводят в среднем 300 экспертиз, подробные и качественных результаты которых рассматриваются в судебных учреждениях.

Как итог, можно сказать следующее: лучше всего никогда в жизни не обращаться к услугам специалистов, занимающихся проведением транспортно-трасологических экспертиз. Но если жизнь преподнесёт такой неприятный сюрприз, как ДТП, то необходимо быть осведомленными о том, как вести себя в подобной ситуации и что представляют собой транспортно-трасологические исследования.

Дактилоскопическая экспертиза.

Объектами дактилоскопической экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки с раскрытыми или предполагаемыми следами папиллярных узоров.

Задачами дактилоскопической экспертизы считаются установление лица оставившего следы папиллярных узоров пальцев рук на месте происшествия а еще установление времени и критерий следообразования.

Примерный список вопросов решаемых при дактилоскопической экспертизе:

— есть ли на представленных объектах отпечатка папиллярных узоров и ежели да то пригодны ли они для идентификации человека оставившего их?

— не оставлены ли отпечатки папиллярных узоров определенным человеком?

— какими пальцами и какой рукой оставлены отпечатки папиллярных узоров?

— принадлежат ли отпечатки папиллярных узоров 1-му либо нескольким лицам?

— какова условная давность отпечатков папиллярных узоров?

Экспертиза следов ног и обуви.

Объектами предоставленной экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками босых ног, ног в чулках (носках) и со отпечатками обуви. Они могут быть найденными на предметах либо перекопированные на дактилоскопическую пленку  а так же слепки больших отпечатков ног либо масштабные фотоснимки отпечатков.

Задачами экспертизы следов ног и обуви считаются:

— идентификационные задачи (установление прецедента оставления отпечатков конкретным человеком либо изъятой у него обувью установление групповой принадлежности отпечатков).

— диагностические задачи: 1) определение вида и размера обуви, оставившей отпечатки. 2) вида и особенностей чулок либо носков, отобразившихся в отпечатке. 3) размеров и особенностей босой ноги, оставившей отпечаток. 4) физических параметров лица оставившего отпечаток — пол, возраст, рост, особенностей походки.

Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов ног и обуви:

При идентификационных задачах:

— не принадлежат ли отпечатки необутых ног определенному человеку?

— не оставлены ли отпечатки обуви обувью, изъятой у определенного человека?

— не оставлены ли отпечатки ног в чулках чулками (носками) изъятыми у определенного человека?

— не носились ли калоши (боты) на обуви определенного человека?

— носилась ли обувь определенным человеком? При диагностических задачах:

— каков вид и размер обуви, оставившей отпечатки?

— каков вид и особенности чулок (носков) оставивших отпечатки?

— каковы размер и особенности босой ноги оставившей отпечатки?

— каковы физические данные (пол, возраст, рост) человека оставившего данные отпечатки?

Для установления механизма действия могут быть установлены последующие вопросы:

— в какой направленности и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек, оставивший отпечатки?

— как давно оставлены отпечатки?

— какие особенности имеют ступни ног (обувь, чулки) отпечатки которых выявлены на месте происшествия?

— возникли ли отпечатки при переносе тяжестей, при скольжении и остальных определенных критериях?

Виды и подвиды трасологической экспертизы

Виды (подвиды) экспертиз Диагностические задачи
Гомеоскопические
Экспертиза следов рук (дактилоскопическая)
  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви)
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов зубов человека
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов губ человека
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
Экспертиза следов кожного покрова головы человека
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
Механоскопические
Экспертиза следов орудий и инструментов
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
Экспертиза механических повреждений одежды
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
Экспертиза узлов и петель
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
Экспертиза замков
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

Экспертное заключение

Как уже писалось выше, перед началом трасологического исследования обстоятельств происшествия на дороге, местах парковки, важно сформулировать актуальные вопросы эксперту. В ходе проведения анализа условий аварии профессионал найдет ответы на все поставленные вопросы, определит виновника случившегося, опишет характер повреждений транспортных средств с указанием, соответствуют ли они обстоятельствам аварии, или были получены до нее

В ходе проведения анализа условий аварии профессионал найдет ответы на все поставленные вопросы, определит виновника случившегося, опишет характер повреждений транспортных средств с указанием, соответствуют ли они обстоятельствам аварии, или были получены до нее.

Также эксперт создает ряд фотографий, которые отображают дефекты автомобилей вследствие аварии. Такие фото прилагаются к экспертному выводу и значительным образом упрощают судебное расследование.

Случается так, что водитель не соглашается с вводами трасологического анализа условий столкновения авто. При таком стечении обстоятельств документ можно оспорить, обратившись для этого в суд.

Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.

Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.

Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:

  • задавайте вопросы автоэксперту;
  • получайте профессиональную помощь юриста;
  • наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.

Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.

Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.

Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.

Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.

Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.

В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.

Как показывает практика последних лет, трасологическая экспертиза при ДТП помогает разобраться во многих запутанных ситуациях, которые требуют дополнительного исследования. С помощью экспертов удаётся установить не только виновного в происшествии водителя, но и восстановить всю картину произошедшего.

Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.

Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:

  1. Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
  2. Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
  3. Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector