Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после дтп
Содержание:
- Экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопическая экспертиза)
- Как оспорить результаты
- Классификация исследований
- Особенности работы
- Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
- Вопросы эксперту
- Где можно заказать
- Дактилоскопическая экспертиза.
- Экспертиза следов ног и обуви.
- Виды и подвиды трасологической экспертизы
- Экспертное заключение
Экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопическая экспертиза)
Объектами экспертизы следов орудий и инструментов считаются разные предметы вещной обстановки со следами деяния таких орудий (разные препятствия со следами взлома, предметы одежды с повреждениями, орудия и инструменты, изъятые у обвиняемых и т.д.)
Задачами экспертизы следов орудий и инструментов считается установление фактических событий, связанных с отождествлением орудий и инструментов (идентификационные задачи) и определением приспособления и критерий следового взаимодействия (диагностические задачи)
Примерный список вопросов, решаемых при экспертизе следов орудий и инструментов:
При решении идентификационных задач:
— орудием какого семейства, вида оставлены отпечатки взлома на месте происшествия?
— оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия одним либо различными орудиями?
— не оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия определенным орудием?
При решении диагностических задач:
— каким методом была взломана преграда?
— с какой стороны была взломана преграда?
— какова очередность деяний злоумышленника?
— владел ли злоумышленник проф умениями по применению орудий взлома?
— какова очередность образования отпечатков, найденных на месте происшествия?
Как оспорить результаты
Если появляются веские причины, результаты экспертизы могут поддаваться опровержению и обжалованию. Но для того чтобы желающий оспорить результаты не потратил деньги впустую, он должен убедиться в наличии существенных доводов для оспаривания, к которым относят такие:
Доказательства того, что эксперт превысил свои полномочия.
Присутствие в заключении специалиста выводов, которые могут трактоваться неоднозначно.
Наличие в заключении необоснованных фактов и отсутствие выводов по какому-либо пункту.
Спорные места и нестыковки, суть которых противоречит фактам происшествия и реальному ходу событий во время аварии.
Отсутствие аргументов относительно достижения цели проведения экспертизы, что бывает в случаях, когда специалист, несмотря на щепетильно проведённый анализ, уклоняется от заключений и ответов на поставленные вопросы.
Неполнота собранной информации.
Пренебрежение материалами исследования.
Важно! Чтобы поддать результаты экспертизы обжалованию, необходимо подать иск в суд с требованием провести ещё одно независимое экспертное исследование
Классификация исследований
При расследовании уголовных дел, а также и по другим причинам, чтобы восстановить обстоятельства аварии на дороге с участием транспортного средства, проводят трасологические исследования, которые имеют свою классификацию и деление. Каждое из направлений экспертизы изучает конкретные элементы и направления, которые в итоге и в совокупности дают основания делать заключение.
Гомеоскопическая экспертиза позволяет дать оценку следам человека, куда относят обувь, ноги, пальцы, зубы, одежду и многое другое. Благодаря этому восстанавливается ситуация на дороге, касающаяся пешехода, который мог бежать, идти, ползти, иметь ровную или шаткую походку и многое другое.
Механоскопическое исследование тщательно анализирует имеющиеся повреждения на объектах, возможные следы и отпечатки. Не все агрегаты автомобиля могут быть изготовлены заводским способом, а кустарных, то есть самостоятельно. В процессе эксплуатации их начинают возникать проблемы и поломки, которые могут привести к аварии на дороге
Это важно учитывать, но стоит произвести оценку этих действий, а также установить, каким образом было все сделано
Транспортная экспертиза производит анализ оставленных на участке дороге следов шин, на транспортном средстве царапин и вмятин, любых других повреждений. Объем повреждений при этом может быть различный и не всегда соответствовать тем повреждениям, которые имеются на авто. По этой причине начинают возникать споры между участниками происшествия на дороге.
Вообще классификаций существует огромное количество, и все они могут быть различны в зависимости от производимого исследования и необходимости получения конкретного ответа.
Особенности работы
Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.
Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.
Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза
Это изучение различных по происхождению следов человека.
Например:
- отпечатков пальцев;
- зубов;
- следов ног;
- следов обуви;
- различных частей тела;
- следов перчаток и других элементов одежды.
Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.
Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.
Вид 2. Механоскопическая экспертиза
Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.
Категории и объекты механоскопической экспертизы:
№ | Категория | Объекты и раскрываемые вопросы |
1 | Орудия и инструменты | Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д. |
2 | Механические повреждения одежды | Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д. |
3 | Узлы и петли | Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д. |
Вид 3. Экспертиза замков
При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.
Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:
- можно ли считать замок исправным;
- пригоден ли он для отпирания и запирания;
- имеются ли на нем признаки взлома;
- если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).
Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.
Вид 4. Изучение пломб
Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.
В этом виде исследования рассматриваются вопросы:
- Пытались ли сорвать пломбу?
- Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
- Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
- Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
- Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?
Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах
Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.
Здесь перед экспертом встают такие вопросы:
- На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
- Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
- Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
- Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.
Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.
Вид 6. Транспортная экспертиза
Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.
Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.
Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.
Вид 7. Исследование отпечатков животных
Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.
В ходе этого исследования решаются задачи:
- какое животное оставило следы;
- было ли это одно существо или несколько;
- в каком направлении двигалось животное.
Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.
Вопросы эксперту
Условно вопросы, задаваемые экспертам-трасологам на тему проводимого исследования, можно разделить на две группы:
- идентификационные;
- диагностические.
Типовыми вопросами первой группы являются:
- Оставленные на месте происшествия следы принадлежат одному или нескольким объектам?
- Какими объектами были оставлены найденные следы?
- Могли ли оставленные следы быть нанесены автомобилем, участие которого в ДТП было доказано?
- Являются ли оставленные следы и повреждения результатом рассматриваемого ДТП?
Список типовых диагностических вопросов выглядит следующим образом:
- Есть ли на месте дорожно-транспортного происшествия следы, пригодные для исследования?
- Какова была траектория тех или иных транспортных средств, принимавших участие в аварии?
- Какова марка автомобилей, чьи следы удалось обнаружить на месте происшествия?
- Как располагались объекты, автомобили и пешеходы в момент столкновения?
- В какой последовательности происходило столкновение различных объектов и образование следов?
- Что можно сказать о механизме рассматриваемой аварии?
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
- Примерный список:
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Где можно заказать
Проведением транспортно-трасологических экспертиз в РФ занимаются специальные компании и судебно-экспертные учреждения, расположенные практически в каждом городе. Подробнее — о самых прогрессивных.
«Атлант Оценка»
«Атлант Оценка» — консалтинговый лидер на российском рынке уже на протяжении 6 лет. Компания принадлежит к крупнейшим объединённым негосударственным судебно-экспертным организациям. Разветвлённая сеть компании состоит из представительств по всей России. «Атлант Оценка» сотрудничает с самыми крупными государственными учреждениями России, среди которых — и Арбитражные суды РФ. Специалисты «Атлант Оценка» гарантируют наивысшее качество экспертных работ и защищают интересы своих клиентов в судебных и следственных делах.
Поэтому услуги Компании «Атлант Оценка» рекомендованы всем, кого несправедливо обвинили в аварии, или кому страховщики отказываются возмещать ущерб. Профессионалы «Атлант Оценка» проведут рациональные и объективные исследования транспортной трасологии и помогут вам отстоять и защитить свои права в любых судебных инстанциях. Специалисты компании работают по своим особым методикам, благодаря чему их работа — самая качественная.
«Honest»
Ещё одним экспертно-правовым бюро, которое занимает почётное место среди подобного рода учреждений и имеет отменную репутацию в РФ, является «Honest». Деятельность компании «Honest» базируется на проведениях судебных и досудебных экспертиз транспорта. Филиалы предприятия расположены в самых крупных городах России.
Клиенты «Honest» доверяют, в первую очередь, безупречному опыту учреждения: компания лидирует на рынке экспертных услуг уже 10 лет, и за это время был зафиксирован только 1 случай проигранного клиентом процесса.
Важно! Если клиент компании проиграет процесс, то ему будет возмещено 80% средств, потраченных на оплату экспертных услуг. Для проведения экспертиз правительство «Honest» залучило 20 лучших экспертов, имеющих высшую категорию в своей области деятельности
Ежемесячно специалисты компании проводят в среднем 300 экспертиз, подробные и качественных результаты которых рассматриваются в судебных учреждениях
Для проведения экспертиз правительство «Honest» залучило 20 лучших экспертов, имеющих высшую категорию в своей области деятельности. Ежемесячно специалисты компании проводят в среднем 300 экспертиз, подробные и качественных результаты которых рассматриваются в судебных учреждениях.
Как итог, можно сказать следующее: лучше всего никогда в жизни не обращаться к услугам специалистов, занимающихся проведением транспортно-трасологических экспертиз. Но если жизнь преподнесёт такой неприятный сюрприз, как ДТП, то необходимо быть осведомленными о том, как вести себя в подобной ситуации и что представляют собой транспортно-трасологические исследования.
Дактилоскопическая экспертиза.
Объектами дактилоскопической экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки с раскрытыми или предполагаемыми следами папиллярных узоров.
Задачами дактилоскопической экспертизы считаются установление лица оставившего следы папиллярных узоров пальцев рук на месте происшествия а еще установление времени и критерий следообразования.
Примерный список вопросов решаемых при дактилоскопической экспертизе:
— есть ли на представленных объектах отпечатка папиллярных узоров и ежели да то пригодны ли они для идентификации человека оставившего их?
— не оставлены ли отпечатки папиллярных узоров определенным человеком?
— какими пальцами и какой рукой оставлены отпечатки папиллярных узоров?
— принадлежат ли отпечатки папиллярных узоров 1-му либо нескольким лицам?
— какова условная давность отпечатков папиллярных узоров?
Экспертиза следов ног и обуви.
Объектами предоставленной экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками босых ног, ног в чулках (носках) и со отпечатками обуви. Они могут быть найденными на предметах либо перекопированные на дактилоскопическую пленку а так же слепки больших отпечатков ног либо масштабные фотоснимки отпечатков.
Задачами экспертизы следов ног и обуви считаются:
— идентификационные задачи (установление прецедента оставления отпечатков конкретным человеком либо изъятой у него обувью установление групповой принадлежности отпечатков).
— диагностические задачи: 1) определение вида и размера обуви, оставившей отпечатки. 2) вида и особенностей чулок либо носков, отобразившихся в отпечатке. 3) размеров и особенностей босой ноги, оставившей отпечаток. 4) физических параметров лица оставившего отпечаток — пол, возраст, рост, особенностей походки.
Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов ног и обуви:
При идентификационных задачах:
— не принадлежат ли отпечатки необутых ног определенному человеку?
— не оставлены ли отпечатки обуви обувью, изъятой у определенного человека?
— не оставлены ли отпечатки ног в чулках чулками (носками) изъятыми у определенного человека?
— не носились ли калоши (боты) на обуви определенного человека?
— носилась ли обувь определенным человеком? При диагностических задачах:
— каков вид и размер обуви, оставившей отпечатки?
— каков вид и особенности чулок (носков) оставивших отпечатки?
— каковы размер и особенности босой ноги оставившей отпечатки?
— каковы физические данные (пол, возраст, рост) человека оставившего данные отпечатки?
Для установления механизма действия могут быть установлены последующие вопросы:
— в какой направленности и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек, оставивший отпечатки?
— как давно оставлены отпечатки?
— какие особенности имеют ступни ног (обувь, чулки) отпечатки которых выявлены на месте происшествия?
— возникли ли отпечатки при переносе тяжестей, при скольжении и остальных определенных критериях?
Виды и подвиды трасологической экспертизы
Виды (подвиды) экспертиз | Диагностические задачи |
Гомеоскопические | |
Экспертиза следов рук (дактилоскопическая) |
|
Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви) |
|
Экспертиза следов зубов человека |
|
Экспертиза следов губ человека |
|
Экспертиза следов кожного покрова головы человека |
|
Механоскопические | |
Экспертиза следов орудий и инструментов |
|
Экспертиза механических повреждений одежды |
|
Экспертиза узлов и петель |
|
Экспертиза замков |
|
Экспертное заключение
Как уже писалось выше, перед началом трасологического исследования обстоятельств происшествия на дороге, местах парковки, важно сформулировать актуальные вопросы эксперту. В ходе проведения анализа условий аварии профессионал найдет ответы на все поставленные вопросы, определит виновника случившегося, опишет характер повреждений транспортных средств с указанием, соответствуют ли они обстоятельствам аварии, или были получены до нее
В ходе проведения анализа условий аварии профессионал найдет ответы на все поставленные вопросы, определит виновника случившегося, опишет характер повреждений транспортных средств с указанием, соответствуют ли они обстоятельствам аварии, или были получены до нее.
Также эксперт создает ряд фотографий, которые отображают дефекты автомобилей вследствие аварии. Такие фото прилагаются к экспертному выводу и значительным образом упрощают судебное расследование.
Случается так, что водитель не соглашается с вводами трасологического анализа условий столкновения авто. При таком стечении обстоятельств документ можно оспорить, обратившись для этого в суд.
Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.
Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.
Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:
- задавайте вопросы автоэксперту;
- получайте профессиональную помощь юриста;
- наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.
Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.
Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.
Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.
Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.
Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.
В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.
Как показывает практика последних лет, трасологическая экспертиза при ДТП помогает разобраться во многих запутанных ситуациях, которые требуют дополнительного исследования. С помощью экспертов удаётся установить не только виновного в происшествии водителя, но и восстановить всю картину произошедшего.
Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.
Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:
- Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
- Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
- Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.