Трасологическая экспертиза

Содержание:

Общие положения методики проведения трасологических экспертиз

Методика трасологической экспертизы состоит из системы методик, способов и приемов, а также различных технических средств, которые применяются для исследования различных объектов и предметов в рамках проводимой экспертизы.

Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:

1) Вещественные доказательства (следы преступления);

2) Материальная обстановка места преступления;

3) Процессуальные документы, содержащие в себе обстановку места происшествия (например — протокол осмотра места происшествия);

4) Материалы справочного характера;

5) Образцы (характеризующие отдельные виды объектов или отображающие свойства проверяемых объектов).

Объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:

1) Идентифицируемые объекты, в отношении которых решается вопрос о тождестве;

2) Идентифицируемые объекты, которые отражают свойства других объектов, а вот сами эти объекты отождествлению не подвергаются.

К идентифицируемым объектам относятся: люди, помещения, предметы, животные, механизмы и др.

Стадии трасологической экспертизы:

1) Предварительное исследование;

На этом этапе эксперт знакомится с материалами, поступившими на исследование, производит осмотр объектов, производит проверку соответствия их постановлению (описанию) следователя, далее эксперт производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объекта. После этого эксперт должен составить план дальнейших исследований.

2) Детальное исследование;

На стадии детального исследования эксперту предстоит выявить идентификационные признаки объекта, которые должны отображать свойства идентифицируемого объекта. Среди видов идентификационных признаков выделяют: признаки группового и индивидуального значения. Также признаки подразделяются на общие и частные, общие признаки характеризуют объект в целом (конструкция, форма, масса и др.), а частные признаки характеризуют детали и части объекта.

По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки делятся на необходимые и случайные признаки.

По времени возникновения признаки делятся на признаки, появившиеся во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения.

По характеру оценки частоты встречаемости признаки делятся на статистически определяемые и субъективно определяемые признаки.

Также стоит сказать об идентификационном периоде, в течение которого можно произвести идентификацию объекта по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться непосредственно сам эксперимент, а также сравнительное и раздельное исследование.

3) Оценка результатов и формулирование выводов;

На данной стадии оценки эксперт должен оценить и сопоставить выявленные совпадающие и различающие признаки и впоследствии сформулировать выводы.

Выводы эксперта должны быть четко сформулированными и не иметь двоякого смысла, выводы должны содержать четкий ответ и пояснения на поставленный вопрос или задачу. В том случае, если эксперт не может решить вопрос, то он должен дать соответствующие пояснения и указать причины невозможности решить поставленную задачу.

Выводы эксперта подразделяются на выводы содержащие ответ на поставленный вопрос, и выводы, которые указывают на возможность решения вопроса.

Также выделяют условные и безусловные выводы, положительные и отрицательные, категорические и вероятные, а также однозначные и альтернативные.

4) Оформление материалов исследований.

На стадии оформления материалов исследований эксперт составляет письменное заключение в соответствии с процессуальными требованиями, вытекающими из требований УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». Этот документ должен иллюстрироваться схемами и фотоснимками, документирующими экспертные находки и выводы.

Вакансии для экспертов по баллистике на рынке труда, средняя зарплата

Правоохранительные органы нуждаются в определенном количестве судебных экспертов, поэтому назначают конкурсы на замещение вакантной должности. Поэтому вакансий для экспертов по баллистике в открытом доступе практически не бывает.

Что касается зарплаты, она зависит от выслуги и стажа работы. Выпускник вуза без опыта скорее всего будет назначен помощником эксперта – его оклад колеблется в районе 20 тысяч рублей. При самостоятельной работе зарплата несколько выше – до 30-35 тысяч рублей без учета премий. Начальник криминалистической лаборатории может получать от 50 тысяч рублей.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

  1. Определить источник какого-либо повреждения;
  2. Установить виновное лицо.

Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы

Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

  1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
  2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
  3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
  4. Механика аварии и возникновения повреждений;
  5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
  6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

Для справки! Эксперт не отвечает на вопрос о том, кто виноват. Это решает суд на основе тех данных, включая и заключение эксперта, которым располагает следствие.

Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

Особенности профессии

В ходе трасологической экспертизы трасолог решает 2 вида задач:

идентификационные и диагностические.

Решение идентификационных задач позволяет установить индивидуальное соответствие и групповую принадлежность следообразования, а также отождествлять целое по определенным признакам частей. В то время как диагностические задачи позволяют обнаруживать и фиксировать следы, устанавливать их пригодность для экспертизы, механизм, время и последовательность следообразования.

Для верного решения поставленных задач огромное значение имеет полнота и правильность подготовки исследуемых объектов. В трасологии четко определены правила съема, упаковки и транспортировки объектов и моделей следов, обеспечивающие сохранность их свойств, которые следует неукоснительно соблюдать. Кроме того, большое значение имеют любые косвенные данные, имеющие отношение к происшествию, которые также должны быть отражены в сопроводительных документах на экспертизу (окружающая обстановка, внешние факторы).

Очень часто эксперту-трасологу приходится решать задачи по установлению факта контактного взаимодействия. Ведь образование следов возможно и без непосредственного контакта, через другие объекты. К решению таких задач привлекаются смежные специалисты — эксперты в сфере материаловедения.

○ Советы юриста:

Выбираем эксперта.

Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

  • Длительность работы на данном рынке услуг.
  • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
  • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
  • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
  • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
  • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
  • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

  • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
  • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
  • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

Видео

Трасологическая экспертиза — важнейший фактор при установлении виновника ДТП. Для чего она нужна и что определяет расскажет эксперт «Союза потребителей» Петров А.В.

Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

  • III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  • II. Виды следов.
  • I. Цели расследования.
  • II. Обследование
  • III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  • II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • I. Определение терминов и предмет исследования
  • A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  • III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  • II. Исследовательская фотография
  • I. Предмет исследования
  • HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?

Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера: 1.

Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.

); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.

Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Трасологическая экспертиза

Вид экспертизы, проводимой с целью исследования следов, следовоспринимающих и следообразующих объектов для установления механизма следообразования, идентификации объектов, оставивших следы, определения групповой принадлежности объектов.

В качестве объектов трасологической экспертизы могут выступать практически все предметы материального мира, которые имеют свойства к отображению.

В зависимости от объектов, подлежащих исследованию, можно выделить следующие виды трасологической экспертизы:

1) Экспертиза следов человека.

2) Экспертиза орудий, инструментов и механизмов.

3) Транспортно-трасологическая экспертиза.

4) Экспертиза следов животных.

В рамках исследования следов человека проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов рук (дактилоскопическая экспертиза);

— экспертиза следов ног;

— экспертиза следов обуви;

— экспертиза следов зубов;

— экспертиза следов губ;

— экспертиза следов ногтей и их частей;

— экспертиза следов иных частей тела.

В рамках исследовании орудий, инструментов и механизмов проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов взлома;

— экспертиза следов орудий и механизмов;

— экспертиза замков, пломб и запирающих устройств;

— экспертиза узлов;

— экспертиза изделий массового производства;

— экспертиза установления целого по частям.

В рамках транспортно-трасологических исследований проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов ходовой части транспортных средств;

— экспертиза следов выступающих частей транспортных средств;

— экспертиза отделившихся деталей транспортных средств.

 В рамках исследований следов животных проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза «тавро»;

— экспертиза следов лап, копыт, подков;

— экспертиза зубов и когтей животных.

Трасологическая экспертиза решает следующие идентификационные и диагностические задачи.

Идентификационные задачи в трасологической экспертизе принято разделять на установление индивидуального тождества и групповой принадлежности.

Диагностические задачи преимущественно решают вопросы обнаружения и фиксации следов, определения их пригодности для идентификации, установления механизма следообразования и др., направлены на обнаружение и фиксацию следов; определение их пригодности для идентификации; установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление взлома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.д.); установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов (например, исправность замка и т.д.).

Технико-криминалистическая экспертиза документов – вид экспертизы, проводимой с целью установления способа изготовления документов в целом или их реквизитов в отдельности, установления фактов изменения первоначального содержания документов, выявления первоначального содержания, а также идентификации материалов, предметов и механизмов, которые использовались для изготовления документов, их реквизитов либо изменения первоначального содержания.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Интересная профессия с элементами точного расчета, научных исследований и творчества
  • Оплата труда выше среднего
  • Возможность льготной пенсии

Минусы

  • Из всех видов криминалистической экспертизы профессия эксперта-трасолога считается самой сложной из-за большого разнообразия следов, их видов и разновидностей
  • Напряженная работа с постоянными выездами на место происшествия
  • Высокий уровень ответственности
  • Возможность ошибочных выводов из-за сложности исследований, логических ошибок, неверного обоснования фактов
  • Риск профессии: на специалистов, принимающих участие в расследовании серьёзных преступлений, может быть оказано давление или запугивание.

Трасология в действии

Может ли пудра стать главной уликой в деле об убийстве? Реально ли поймать маньяка благодаря собачьей шерсти или ворсинкам из ковра? Ответ: «Да»

Важность следов в контексте расследования нельзя недооценивать. Примеры ниже – тому подтверждение:

  • В 1912 году убийство молодой девушки Мари Латель в доме ее родителей шокировало всю Францию. Это случилось в полночь, и никаких признаков взлома не было обнаружено, что дало полиции повод заподозрить в преступлении возлюбленного девушки – Эмиля Гурбена. Но у него оказалось железное алиби: во время убийства Гурбен играл в карты с друзьями, которые единогласно подтвердили этот факт. Поскольку жертва была задушена, полиция приняла решение сделать соскоб из-под ногтей подозреваемого, и обнаружила в образце нечто похожее на частички кожи. В то время криминалистика находилась в зачаточном состоянии, поэтому о биологических тестах не могло быть и речи. При внимательном осмотре под микроскопом следователь заметил, что частицы кожи покрыты розовым порошком, который, как выяснилось, содержал стеарат магния, оксид цинка, висмут и красный оксид железа – компоненты, используемые при изготовлении косметики. Это была пудра для лица, которой пользовалась Мари Латель. Гурбена разоблачили, и он признал вину, сообщив, что специально перевел часы в комнате для игры в карты, чтобы обеспечить себе алиби.
  • Серийный убийца и некрофил Тед Банди, орудовавший в США в 1970-е годы, был осужден отчасти из-за улик, свидетельствовавших, что следы укусов, найденные на теле одной из жертв, были оставлены его зубами.
  • Еще один маньяк Уэйн Уильямс был приговорен к двум пожизненным заключениям в печально известном деле об убийстве детей в Атланте в 1982 году благодаря волокнам из домашнего ковра Уильямса, найденным на теле жертв.
  • Собака – друг человека, но ее шерсть может стать врагом для преступника. Именно шерсть стала одним из ключевых доказательств в деле об убийстве семилетней Даниэль ван Дам в 2002 году в США. Девочка бесследно исчезла из своей спальни ночью. Подозрение пало на соседа. Когда сотрудники полиции обыскали его трейлер, то обнаружили собачью шерсть, хотя подозреваемый не держал домашних животных. Криминалистическая лаборатория установила, что это была шерсть собаки семьи ван Дам, которая попала в трейлер убийцы с пижамы Даниэль.

Эти истории доказывают важность трасологии как одного из криминалистических методов, позволяющих разоблачить преступника

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector