Бухгалтерский учет налогов и сборов

Запрос данных от ФНС

На бумаге

Запрос (заявление) подавайте по форме, утвержденной , которым определяются порядок, как запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом организации, ИП или физлицу. Вот так оно выглядит:

В бланке заявления указывают:

  1. Полное наименование, ИНН и адрес учреждения (индивидуального предпринимателя), о котором необходимо получить сведения.
  2. Дату или период, за который требуется информация.
  3. Способ получения сведений о расчетах по налогам, сборам и взносам (по почте, лично или в электронном формате).
  4. Ф.И.О. и должность ответственного лица, который подписал запрос. Например, директор организации.

Если справка по налогам выдается официальному представителю, то необходимо указать информацию о доверенности, на основании которой действует поверенное лицо. Оформляется в двух экземплярах, на одном из них поставят отметку о приеме, на основании которой позже выдадут справку.

Этот бланк используется при запросе сверки взаиморасчетов при личном обращении в налоговую инспекцию, но существует возможность запросить информацию в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

В электронной форме

Разберемся, как заказать справку о расчетах с бюджетом в личном кабинете налогоплательщика в электронном виде:

  • по ТКС с помощью сторонних операторов;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

При запросе по ТКС применяется формат, утвержденный . Заявление направляют в налоговую инспекцию по месту учета.

Запрос через личный кабинет налогоплательщика отправьте, выбрав необходимую форму из перечня документов, доступных к оформлению через личный кабинет. Заполнять какие-либо дополнительные формы не нужно, но потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя, ИП или уполномоченного представителя.

Общие положения по урегулированию расчетов по налогам и сборам

Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами (по налогам и сборам) осуществляются в рамках отношений между коммерческой организацией и государственной налоговой системой.

Налоговая система — это система налогов, сборов и других платежей, сбор которых осуществляется в установленном законом порядке.

Порядок определения и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Под налогом понимается обязательная, индивидуальная безвозмездная выплата, взимаемая с организаций и физических лиц в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного или предпринимательского управления денежных средств в целях финансовой поддержки со стороны государства и (или) муниципальных образований.

Под платой понимается обязательная плата, взимаемая организациями и физическими лицами, уплата которой является одним из условий совершения юридически значимых деяний, в том числе за предоставление определенных прав или разрешений (лицензий) в отношении плательщиков платы со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц.

Российская Федерация устанавливает федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы — это налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, введенные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами и сборами являются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, введенными в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательными к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Общая схема налогового учета:

При создании объекта налогообложения производится кредит на счет 68 «Расчеты налогов и сборов» и дебет на счета тех источников, из которых возвращаются налоги — производственных расходов;

  • 20 «Основная продукция»;
  • 23 «Вспомогательная продукция»;
  • 25 «Общие производственные расходы»;
  • 26 «Общие производственные расходы»;
  • 29 «Содержание производства и экономики»;
  • 44 «Коммерческие расходы» и т.д. и т.п. ;
  • Уменьшение доходов со счета продаж 90;
  • «Коммерческие расходы», субсчета «НДС», финансовых результатов — счет 99 «Прибыль и убытки» и т.п.

Источник, за счет которого возмещаются определенные налоги, указан в соответствующих законодательных или административных актах (законах и инструкциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам);

при уплате налогов дебетование и зачисление на кассовые счета — 51 «Текущие счета», 52 «Валютный счет» (в случаях, когда налоговое законодательство разрешает или разрешает уплату налогов в иностранной валюте), 55 «Специальные счета в банках» — при уплате налогов со специальных счетов в банках (в случае недостаточного остатка средств на текущих счетах) При определенных условиях налоги и сборы также могут быть оплачены наличными (поступления: дебетование счета 68 кредит счета 50 «Наличные»).

Расходы организаций по уплате налога на недвижимость добавляются к стоимости товаров (работ, услуг) (дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» кредит счета 68).

Прочие местные налоги и сборы оплачиваются компаниями и организациями за счет части прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль (доход) (дебет на счет 99 «Прибыль и убытки» кредит на счет 68).

Среди основных налогов и сборов, уплачиваемых большинством организаций, — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, единый социальный налог (сбор).

Как читать выписку по расчетам с бюджетом

Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.

В таблице указаны основные расчетные сведения.

В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2017  — это дата когда ИП сдал декларацию за 2017 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации : 25 апреля, 25 июля и 25 октября.

В графе 3 указывается наименование операции. Мы видим две операции: «уплачено» и «начислено по расчету». Бывают и другие операции, например,  «программно доначислена пеня по пересчету»

«Уплачено» —  платежи ИП в налоговую.

«Начислено по расчёту» — налог, который необходимо заплатить. Начисленные платежи налоговая проводит по декларации, из которой узнает когда и сколько должен заплатить ИП.

В графах 4-8 указываются сведения о документе, по которому сделана запись. Так, для декларации указывается дата сдачи в налоговую, а для платежного поручения дата списания с расчетного счета. В столбце «Вид» зашифрованы документы:

РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).

ПлПор — платежное поручение.

ПрРас — программный расчет пеней.

ПС — инкассо

Графа 9 «Вид платежа» может принимать значение налог, пени и штраф.

В графах 10-12 указываются суммы. Платежи предпринимателя попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог — в столбец «Дебет».

В графах 13 и 14 «Сальдо расчетов» подводятся итоги по долгу или переплате нарастающим итогом. Со знаком «+» указываются переплата налогоплательщика, а с «–» задолженность.
Сальдо расчётов разделено на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом указаны сведения по конкретному платежу  — только по налогу, по пени или штрафу. Во втором общий итог по карточке с учетом налога и пени.

Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:

Выписка по налогу УСН с объектом «доходы» содержит сведения за период с 1 января 2017 г. по 13 октября 2017 г.1. Сальдо расчетов на 1 января в пользу налогоплательщика (переплата) составляет 82 126 руб.2. По итогам сданной декларации по УСН за 2016 г. 10 января 2017 начислены обязательства:— за 1 кв 2016 г. 1 920 руб. по сроку 25 апреля 2016 г.— за полугодие 2016 г. 10 295 руб. по сроку 25 июля 2016 г.— за 9 мес 2016 г. 69 911 руб. по сроку 25 октября 2016 г.Всего 82 162 руб. Обязательства погашены переплатой числящейся на 1 января 2017 г. и сальдо расчетов с ИФНС равно 0.3. По платежному поручению № 47 от 10 января 2017 г. поступила сумма 114 760 руб. в оплату налога. Сальдо 114 760 руб. впользу налогоплательщика (переплата).4. По платежному поручению № 11 от 7 апреля 2017 г. поступила сумма 1 720 руб. в оплату налога. Сальдо 116 480 руб. впользу налогоплательщика (переплата).5. Отражено обязательство по налогу за год по декларации за 2016 г. в размере 114 760 руб. по сроку оплаты 2 мая 2017 г.Обязательство погашено переплатой. Сальдо расчетов 1 720 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).6. По платежному поручению № 55 от 6 июля 2017 г. поступила сумма 7 950 руб. в оплату налога. Сальдо 9 670 руб. в пользуналогоплательщика (переплата).7. По платежному поручению № 66 от 5 октября 2017 г. поступила сумма 81 580 руб. в оплату налога. Сальдо 91 250 руб. впользу налогоплательщика (переплата).По состоянию на 13 октября сальдо по налогу составляет 91 250 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).

Данная переплата вовсе не означает, что её можно попросить у налоговой к возврату на расчетный счет. Если посмотреть внимательно, то видим, что сальдо 91 250 руб. состоит из трех платежей:
– 1 720 от 07.04.2017 г.
– 7 950 руб. от 06.07.2017 г.
– 81 580 руб. от 05.10.2017 г.
Эти суммы не что иное как авансовые платежи по налогу, которые платятся каждый квартал в течении года. До сдачи декларации эти платежи числятся в карточке как переплата, но после проведения налоговых обязательств они будут зачтены в оплату налога. Срок сдачи декларации по УСН для ИП до 30 апреля следующего за отчетным годом, поэтому в данном примере переплата «уйдет» после сдачи декларации уже в 2018 году.

Субсчета

Поскольку назначение счета 68 — вести учет всех операций в субъекте бизнеса, связанных с начислением и уплатой налогов, то и субсчета к нему должны открываться по каждому виду таких обязательных платежей.

Например:

  • 68/1 — Расчеты по НДФЛ;
  • 68/2 — Расчеты по НДС;
  • 68/3 — Расчеты по акцизам;
  • 68/4 — расчеты по налогу на прибыль;
  • 68/6 — расчеты по налогу на землю;
  • 68/7 — расчеты по транспортному налогу;
  • 68/8 — расчеты по налогу на имущество;
  • 68/10 — иные платежи в бюджет;
  • 68/11 — расчеты по ЕНВД;
  • 68/12 — расчеты по единому налогу УСН.

Внимание! Организация вправе открывать для себя субсчета только по тем налогам, которые она действительно уплачивает. Поэтому, приведенный перечень может быть как расширен, так и сокращен.. Помимо налогов, субъекту бизнеса может присуждаться штрафы и пени

Их можно учитывать на отдельных счетах внутри субсчетов налогов, либо открыть еще один субсчет 68/ПЕНИ, внутри которого уже учитывать такого рода платежи в разрезе налогов

Помимо налогов, субъекту бизнеса может присуждаться штрафы и пени. Их можно учитывать на отдельных счетах внутри субсчетов налогов, либо открыть еще один субсчет 68/ПЕНИ, внутри которого уже учитывать такого рода платежи в разрезе налогов.

Налоговые ставки

Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% — в бюджеты субъектов РФ.

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки:

Вид дохода

Налоговая ставка

Бюджет

Статья НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в
РФ через постоянное представительство (за исключением доходов, перечисленных
в пп. 2 п. 2, п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

20%

федеральный

1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в
РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи
в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с
осуществлением международных перевозок

10%

федеральный

2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями
от российских и иностранных организаций:

— общая ставка

— ставка при соблюдении определенных условий

13%

0%

федеральный

пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ

пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями
от российских организаций

15%

федеральный

пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным
ценным бумагам, указанным в пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

15%

федеральный

пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам,
эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также иные
доходы, указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

9%

федеральный

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным
облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и иные доходы,
указанные в пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

0%

пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде
дивидендов), выпущенным российскими организациями и учитываемым на счетах
депо: иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного
держателя и (или) депозитарных программ, при выплате которых нарушена
процедура представления налоговому агенту информации в соответствии с п. п.
7, 8, 10, 12, 13 ст. 310.1 НК РФ

30%

п. 4.2 ст. 284 НК РФ

Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности,
связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

0%

п. 5 ст. 284 НК РФ

Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших
на уплату ЕСХН

0%

п. 1.3 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона
N 161-ФЗ, ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

Прибыль участников проекта «Сколково», прекративших
использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на
прибыль

0%

статья 246.1 НК РФ

Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или)
образовательную деятельность (кроме налоговых баз по дивидендам и операциям с
отдельными видами долговых обязательств)

0%

п. п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ

Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным
выбытием (в том числе с погашением) долей в уставном капитале российских
организаций, а также некоторых категорий акций российских организаций

0%

п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ

Прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой
особой экономической зоне, а также в туристско-рекреационных особых
экономических зонах, объединенных в кластер, при условии ведения раздельного
учета доходов и расходов по видам деятельности

0%

федеральный

п. 1.2 ст. 284 НК РФ

Налоговая база участников регионального инвестиционного проекта
при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в рамках
проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении
налоговой базы

0%

федеральный

п. 1.5 ст. 284, п. 1 ст. 284.3 НК РФ

Налоговая база резидентов территории опережающего
социально-экономического развития

0%

федеральный

п. 1.8 ст. 284 НК РФ

Расчет единого социального налога

Расчеты единого социального налога (взноса) организации в отношении взносов в государственные (внебюджетные) фонды, а также расчеты с работниками по причитающимся им выплатам из фонда социального страхования проводятся по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и социальному обеспечению». Исчисление и уплата единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществляются организациями в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 24) и Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465.

У этого счета есть субсчета:

  • 69-1 «Положение о пенсионном страховании»,
  • 69-2 «Пенсионные расчёты,
  • 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»,
  • 69-4 «Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний».

На счет 69 зачисляются суммы выплат по социальному страхованию и страхованию персонала, подлежащие перечислению в соответствующие фонды, в соответствии со счетами, отражающими накопление заработной платы в отношении отчислений, подлежащих произведению организацией.

Налогоплательщиками данного налога являются организации, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Предметом налогообложения по единому социальному налогу являются выплаты и прочие вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям, исчисленные после окончания месяца по методу начисления за год.

В то же время они не включаются в доходы (налоговую базу), особенно следующие платежи:

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законом;
  • все виды законных компенсационных выплат, в том числе связанных с увольнением работников, включая компенсацию за неиспользованный отпуск; компенсацию командировочных расходов и расходов на переезд на другое рабочее место (в размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации);
  • суммы единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и других исключительных обстоятельств, квалифицируемые в качестве таковых в решениях компетентных государственных органов.

В рамках займа на счете 69 отражены суммы взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с дебетированием соответствующих счетов, которые учитывают, в частности, расходы на оплату труда:

  • 08 «Инвестиции в основной капитал» — работники, занятые в капитальном строительстве по экономическому методу;
  • 20 «Основная продукция», 23 «Вспомогательная продукция», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д., включенные в соответствующие счета. — Работники, занятые в основном во вспомогательном производстве и управлении;
  • 70 «Сравнение с персоналом по оплате труда» — в некоторых случаях выплаты производятся за счет сотрудников организации;
  • 91 «Прочие доходы и расходы» — в отношении социальных выплат, отнесенных на прибыль, и штрафов за просрочку платежа.

Дебетование счета 69 «Расчеты в области социальной защиты и безопасности» отражает, в частности, средства, перечисленные в государственные (внебюджетные) фонды или использованные в установленном порядке на социальное обеспечение в соответствии с остатками на счете:

  • 51 «Текущие счета» — перечисление взносов в государственные (внебюджетные) фонды;
  • 50 «наличные», 70 «заработная плата» — выплаты работникам в случае временной нетрудоспособности, за детей, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и отдых для работников и членов их семей и др.

Они не облагаются налогом:

  • пособия по беременности и родам;
  • единовременное пособие для женщин, состоящих на учете в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячные карманные деньги на срок отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • пособие на усыновление;
  • оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами;
  • пособие на похороны.

Порядок учета расчетов по НДС

Объекты налогообложения при исчислении НДС определены в ст. 146, 149 НК РФ.

Предприятие уплачивает НДС при реализации товаров (работ, услуг) по ставке 18%. Сумма налога определяется исходя из налоговой ставки, т.е. как процентная доля налоговой базы.

Оформляется следующей записью:

Д 90-3 К 68 Начислен НДС от продаж продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Д 68 К 51 Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет.

Суммы НДС, фактически полученные от покупателей за проданные им товары, продукцию и отражаемые по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по НДС», уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»:

Д 68 К 19.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.

В практике предприятий возникают также ситуации по НДС, когда величина принятых к зачету сумм по итогам отчетного периода превышает сумму налога, рассчитанную в налоговой декларации.

В таких случаях зачет или возврат образовавшейся отрицательной разницы осуществляется в особом порядке.

В течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имела право самостоятельно зачесть ее в счет уплаты обществом НДС, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

Однако, если этого не произошло, то по истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, была возвращена организации по ее заявлению.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Что такое бухгалтерская проводка

Бухгалтерская проводка — это способ записи информации о деятельности компании на счетах бухучета. В каждой проводке участвуют два счета и одна сумма.

Счета бухучета закреплены в Плане счетов — он содержит 99 балансовых и 11 забалансовых счетов. Этот план обязателен для всех коммерческих организаций, но у каждой из них есть свой рабочий план счетов, который она применяет. В него не обязательно включать все счета, перечисленные в Приказе Минфина, вы можете выбрать те, которыми сами будете пользоваться.

Бухгалтерские счета связаны друг с другом по дебету и кредиту, каждая операция учитывается по дебету одного счета и кредиту другого. Это называется принципом двойной записи.

Налоги, классификация налогов

Определение 1

Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Замечание 1

Важно отметить: сборы или пошлины не являются налогами, так как их уплата не является безвозмездной. 

Принципы работы налоговой системы регулируются налоговым законодательством страны. Главный документ о налогах и сборах – Налоговый кодекс.

Объектами налогообложения могут быть совершенно разные явления. Это и операции по реализации товаров, прибыль, имущество, доход и т.д.

Рассмотрим три основных вида налогов, выделяемые в Российской Федерации:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные

Определение 2

Федеральные налоги – это обязательные на всей территории РФ налоги. Включают в себя следующие виды платежей: НДС, налог на прибыль компании, акцизы на виды товаров, налог на доходы физических лиц и т.д.

Определение 3

Региональные налоги – это налоги, которые регулируются законами субъектов РФ согласно Налоговому Кодексу страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории субъекта РФ. Транспортный налог, налог на имущество организации, а также налог на игорный бизнес относятся к региональным налогам.

Определение 4

Местные налоги в отличие от федеральных и региональных налогов регулируются нормативно правовыми актами органов местного самоуправления, опираясь на Налоговый Кодекс страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории муниципального образования. К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, а также земельный налог.

Бухгалтерия любого предприятия обязана обозначить для себя, какие виды налогов она обязана платить, а от каких выплат организация может быть освобождена. Освобождение от некоторых видов налогов, относящихся к региональным видам выплат необходимо подтвердить соответствующим решением органа местной власти.

Пример 1

Так, например, если налог разбивается между региональным и местным, то районная администрация может освободить организацию от соответствующей части этого налога. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Также налоги возможно классифицировать по источникам начисления. И здесь выделяют четыре основные группы:

  • Косвенные, то есть начисляемые из состава выручки от реализации. К ним относятся акцизы и НДС.
  • Налоги, которые включаются в состав затрат (издержек). Это налог на транспорт, землю, водный налог и т.д. Помимо этих налогов можно выделить выплаты во внебюджетные фонды социального страхования.
  • Налоги, уплата которых идет за счет прочих расходов компании. Это налог на имущество организации.

Налоги, которые необходимо уплачивать за счет валовой прибыли. Это налог на прибыль организации.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» — важный документ в бухучете компании, в котором отображается и суммируется вся информация о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, выплату которых ведет предприятие. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды налогов, пошлин и сборов:

  • Счет №90 и №91. Это счета, к которым относятся продажи и прочие расходы и доходы, такие как налог и акцизы на имущество предприятий, НДС
  • Счета №08, №20, №23, №25, №26, №29, №97, №44. На эти счета дебетуются входящие в стоимость работы, капитальные вложения, услуги и продукция. К ним можно отнести земельный налог, налоги за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду, транспортный налог, водный налог и т.д.
  • Дебет счет №99, кредит счета №68. Это налоги, уплата которых идет с прибыли

Порядок начисления штрафных санкций за не полную или просроченную выплату налогов происходит по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыль и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В случае оплаты налогов выше нормы сумму необходимо отобразить в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68.

Учет расчетов с бюджетом по НДФЛ с процентного дохода по вкладам

Удержание НДФЛ с облагаемого процентного дохода по вкладам физических лиц отражается в балансе следующими бухгалтерскими записями:

Дт 423 (П) «Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц», 426 (П) «Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц — нерезидентов»

Кт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДФЛ.

Перечисление суммы удержанного НДФЛ в бюджет оформляется проводкой:

Дт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДФЛ

Кт 30102 (А) «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

Возврат излишне удержанной суммы НДФЛ во вклад физического лица отражается в балансе проводкой:

Дт 60302 (А) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДФЛ

Кт 423 (П) «Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц», 426 (П) «Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц — нерезидентов»,

а возврат излишне удержанной суммы НДФЛ наличными денежными средствами физического лица — проводкой:

Дт 60302 (А) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДФЛ

Кт 20202 (А) «Касса кредитных организаций«.

Зачет излишне удержанной суммы НДФЛ в счет уплаты текущих платежей оформляется проводкой:

Дт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДФЛ

Кт 60302 (А) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДФЛ.

При возврате излишне удержанной суммы НДФЛ из бюджета оформляется проводка:

Дт 30102 (П) «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»

Кт 60302 (А) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДФЛ.

Какая информация отражается в карточке

В КРСБ отражается информация по следующим видам данных:

  • по начисленным налогам, а также штрафам и пеням по ним;
  • по уплаченным налогам, а также штрафам и пеням по ним;
  • по сальдо между начисленными и уплаченными суммами налога (при этом если формируется отрицательное значение, то это говорит о долге налогоплательщика, а если положительное – то о переплате).

Данные сведения вносятся в карточку на основании представляемых налогоплательщиками и налоговыми агентами деклараций, решений о проведенных камеральных проверках, решений судебных органов, а также иных документов.

Таким образом, в КРСБ отражаются сведения по выплатам налоговых платежей в бюджет, поступающих от разных субъектов хозяйственной деятельности.

Счета для учёта уплаты налогов

Для отражения в учете операций по начислению, учёту и уплате налогов используются следующие счета:

  • Счёт 19 отражает суммы НДС по приобретаемым организацией материальным ценностям: ОС, НМА, материально-производственным запасам.
  • Счёт 68 учитывает все платежи по НДФЛ, налогам на недвижимость, транспортные средства, доходам от операций с ценными бумагами, добычи полезных ископаемых, экологическим сборам, сборам за использование природных ресурсов, и др.
  • Счёт 69 служит для учета взносов на социальное страхование и обеспечение, медицинское страхование, взносов в Пенсионный фонд.
  • Счёт 90 предназначен для учёта налоговых платежей, подлежащих возврату (возмещению) после реализации продукции, прежде всего НДС и акцизов.
  • Счёт 91 используется для отражения НДС и акцизов, относящихся к реализованным материальным и нематериальным активам, находившимся на балансе предприятия.
  • Счёт 99 служит для учёта убытков предприятия, к которым относится уплаченный налог на прибыль, пени, штрафы за нарушения порядка и сроков начисления и уплаты.

Подробнее — Статья об уплате различных налогов в бюджет.

Как заполняется КРСБ

Формирование КРСБ происходит по следующим критериям:

  • срок уплаты налога (КРСБ формируется по налогам, уплачиваемым в настоящий момент, а также поквартально);
  • КБК налогоплательщика;
  • ОКТМО;
  • Статус налогоплательщика или налогового агента.

Бланк карточки заполняется по следующим правилам:

  • в КРСБ вносятся сведения по НДФЛ, только после прохождения соответствующей проверки;
  • суммы НДФЛ, не удержанные налоговым агентом, не заносятся в карточку;
  • недоимка по налогам исчисляется не только на основании данных КРСБ, но и на основании иных документов, содержащих суммы выплат.

Для того, чтобы контролировать состояние своего лицевого счета налогоплательщик обращается в налоговую и запрашивает справку по КРСБ, выписку, а также акт сверки. Узнать информацию о том, если ли у налогоплательщика какие либо долги можно одним из способов:

  • на сайте налоговой ru, через личный кабинет налогоплательщика (начиная с 2015 года проверка стала доступной не только для организаций, но и для ИП);
  • через систему Контур экстерн посредством сервиса ИОН-offline, где также можно провести сверку.

Обративший к сервису информационного обслуживания налогоплательщика, могут быть сформированы следующие документы:

  • справка о состоянии личного счета;
  • акт сверки;
  • выписка о расчетах с бюджетом;
  • справка по исполнению налогоплательщиком своих обязательств по налогам;
  • отчет по представленной налоговой и бухгалтерской отчетности за отчетный год.

С целью автоматизации получения данных из ИОН может быть использовано ПО «Баланс-2», позволяющее импортировать данные в нужную электронную систему документооборота.

На сайте налоговой выдача сведений происходит в формате PDF, что для крупных компаний является неудобным. Для них удобным способом будет автоматическая сверка расчетов.

КРСБ представляет собой довольно важный и информативный документ. Однако, говорить о том, что в карточке представлена исчерпывающая информация – нельзя. Если налоговая при проведении проверки ссылается на данные карточки, то это по отношению к налогоплательщику считается неправомерным, а результаты могут быть оспорены в суде. То есть карточка не может считаться самостоятельным документом, на основании которого не может проводиться сверка по начисленным и выплаченным налогам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector