Фри зоны мира

Содержание и условия

Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, которые регламентируют перевозку товаров через государственную границу. Например, отдельно определены правила транзита и реимпорта. Всего, согласно Таможенному кодексу РФ, существует 17 видов процедур. Беспошлинная торговля – одна из них. В ее рамках может осуществляться ввоз, вывоз и оборот любых товаров, кроме запрещенных законом. Декларантом данной процедуры может выступать исключительно владелец магазина беспошлинной торговли. Он может это делать как самостоятельно, так и через собственного представителя. Размещение данных товаров в магазине осуществляется только после выдачи соответствующего разрешения таможенным органом. Все они должны быть задекларированы, а сама точка продажа — открыта в соответствии с установленным порядком.

Основное требование к реализации таких товаров состоит в том, что оптовая торговля ими является недопустимой. Розничная осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Нереализованные товары по желанию могут быть помещены под другую таможенную процедуру, например реэкспорта или выпуска для потребления внутри государства. Законодательство также определяет действия владельца при закрытии или ликвидации магазина. Он обязан поместить все товары под другую таможенную процедуру в течение 15 дней после вынесения соответствующего решения.

Какие предметы запрещено провозить и вывозить

К ввозу в Беларусь запрещены:

  • огнестрельное оружие
  • военное снаряжение
  • наркотики
  • яды
  • радиоактивные и взрывоопасные вещества
  • более 4 бывших в употреблении пневматических резиновых шин;
  • более 5 литров алкогольных напитков, более 200 штук сигарет либо 200 граммов табака или иных табачных изделий;
  • более 5 литров непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции;

Ввоз животных и растений в Беларусь разрешается только при наличии соответствующих ветеринарных и медицинских свидетельств.

Важным аспектом при ввозе товаров в Республику Беларусь является маркировка товара, а именно его состав. На этикетках в обязательном порядке должны быть указаны все ингредиенты и компоненты, используемые для изготовления этого товара. При отсутствии подобной маркировки, товар могут не пропустить на белорусской границе.

Допустим, если мясо упаковано согласно всем правилам и нормам (и не является свининой), но на самой производственной упаковке отсутствует состав или, наоборот, присутствуют запрещённые компоненты — товар не может быть пропущен на территорию страны.

Нежелательно также провозить на территорию Белорусской Республики растения в горшках, различные семена и саженцы разных культур. Прямого запрета их ввоз не существует. Но согласно законодательству, вся эта продукция в обязательном порядке подвергается фитосанитарному контролю, который занимает весьма продолжительное время.

Весь товар, который входит в список запрещённых для ввоза на территорию государства, подвергается конфискации сотрудниками белорусской таможенной службы без возмещения убытков.

По возможности всю запрещённую продукцию уничтожают непосредственно после конфискации.


Дополнительно к вывозу запрещены:

  • дикорастущее лекарственное сырье;
  • лом и отходы черных, цветных и драгоценных металлов, включая полуфабрикаты и заготовки;

Страна беспошлинной торговли

Но всегда ли при покупке на территории государства, а не в магазине дьюти-фри нужно платить налог? Оказывается, рядом с Испанией находится маленькая страна Андорра. И на ее территории действует режим беспошлинной торговли. Андорра – это настоящий рай для шопоголиков. Непрерывными кажутся ряды магазинов, в которых продают редкие марки дорогих автомобилей, электронику, модную одежду, косметику премиум-класса и продовольственные товары. Многие местные жители активно участвуют в коммерческой жизни страны.

Ежедневно сюда приезжают миллионы людей. Их привлекают не только местные природные красоты и интересная архитектура, но и низкие цены. Все потому, что Андорра – это страна беспошлинной торговли. И здесь туристы могут совместить приятное с полезным. Из Испании практикуются экскурсии в Андорру. На сегодняшний день последняя живет практически полностью за счет туризма и торговли.

Совет по зоне внешней торговли США и ASF

В США Совет по зоне внешней торговли возглавляют министр торговли и министр финансов . В январе 2009 года Совет по внешнеторговым зонам принял предложение персонала Совета ЗСТ о создании так называемой « Структуры альтернативных площадок» (ASF) в качестве средства определения и управления зонами ЗСТ общего назначения посредством реорганизации. ASF предоставляет получателям грантов Зоны внешней торговли большую гибкость для удовлетворения конкретных запросов о статусе зоны за счет использования процесса незначительного изменения границ. Теория ASF заключается в том, что за счет более тесной увязки объема пространства, выделенного для ЗСТ, с объемом пространства, активированного с помощью функции таможенного и пограничного контроля, пользователи зоны получат лучший и более быстрый доступ к преимуществам. Когда грантополучатель ЗСТ оценивает, следует ли расширять свой проект ЗСТ, чтобы повысить легкость использования Зоны существующими компаниями, а также как она привлекает новые перспективные компании, следует рассмотреть Альтернативную структуру площадки (ASF). . ASF может быть подходящим вариантом для определенных проектов зоны внешней торговли, но решение о том, следует ли принимать новую структуру и какая конфигурация площадок должна быть, требует тщательного анализа и планирования. Независимо от решения о расширении проекта ЗСТ, сайты должны быть выбраны, а приложение составлено таким образом, чтобы получить быстрое одобрение и максимизировать выгоду для тех, кто находится в Зоне. Успешные проекты зон обычно являются результатом плана, разработанного и реализованного людьми, которые понимают все аспекты программы ЗСТ.

Совет Зоны внешней торговли (ЗСТ) одобряет реорганизацию Зоны внешней торговли (ЗСТ) 32 в рамках альтернативной структуры площадки. Заявка, поданная получателем гранта, Зона внешней торговли Большого Майами, была одобрена и официально заказана ЗСТ 8 января 2013 года. От Калифорнии до Оклахомы, Северной Каролины и штата Нью-Йорк в последнее время используются ЗСТ по всей стране. гибких возможностей, предлагаемых программой Alternative Site Framework (ASF). Программа ASF предназначена для обслуживания зональных проектов, которым нужна гибкость как для привлечения пользователей / операторов к определенным фиксированным площадкам, так и для возможности обслуживать компании в других местах, где в будущем возникнет потребность в услугах ЗСТ. FTZ 32 была основана в 1979 году и обрабатывает товары на сумму более 1 миллиарда долларов из более чем 65 стран и быстро и эффективно экспортирует их в более чем 75 стран мира. Согласно официальному распоряжению FTZB, существующий участок 1 СТЗ 32, свободная зона Майами, будет классифицирован как участок-магнит.

Реализация

АфКЗСТ планируется реализовать поэтапно, а некоторые из будущих этапов все еще находятся в стадии переговоров.

На саммите в Кигали были найдены области соглашения по торговым протоколам, процедурам урегулирования споров, таможенному сотрудничеству, упрощению процедур торговли и правилам происхождения . Это было частью Фазы I соглашения, которая охватывает либерализацию товаров и услуг. Также была достигнута договоренность о снижении тарифов на 90% всех товаров. Каждой стране разрешено исключить 3% товаров из этого соглашения.

12-я внеочередная сессия Африканского союза по AfCFTA была созвана для запуска нового соглашения в его оперативную фазу, которая проходила в Ниамее 7 июля 2019 года.

При его запуске были задействованы пять оперативных инструментов, которые будут управлять АфКЗСТ: « правила происхождения ; онлайн-форум для переговоров; мониторинг и устранение нетарифных барьеров; система цифровых платежей; и Африканский торговый центр».

Некоторые вопросы Первой фазы, которые еще предстоит обсудить, включают график тарифных уступок и другие конкретные обязательства. Также ведутся переговоры о том, в каком городе будет проходить АфКЗСТ.

Переговоры по Фазе II начались в феврале 2019 года. Эти переговоры будут касаться протоколов конкуренции, интеллектуальной собственности и инвестиций . Ожидается, что переговоры по вопросам этапа II завершатся в 2020 году.

После нескольких месяцев задержки из-за пандемии COVID-19 в Африке 1 января 2021 года АфКЗСТ официально, но в значительной степени символически была запущена.

Основные элементы АфКЗСТ

Соглашение об АфКЗСТ призвано постепенно устранить барьеры, препятствующие внутриафриканской торговле, путем решения проблемы, обусловленной частичным совпадением членского состава региональных экономических сообществ, и тем самым способствовать либерализации торговли и созданию условий для структурных преобразований.

Соглашение имеет три уровня. Первый уровень — непосредственно само Соглашение об АфКЗСТ, которое служит рамочным документом. Второй уровень состоит из протоколов, касающихся торговли товарами, торговли услугами, правил и процедур урегулирования споров, инвестиций, конкурентной политики и прав интеллектуальной собственности (ПИС). А третий уровень включает в себя приложения, руководящие принципы и дополнения к вышеупомянутым протоколам.

Протоколы, касающиеся торговли товарами, торговли услугами и урегулирования споров вступили в силу одновременно с Соглашением об АфКЗСТ. Эти документы являются итогом первого этапа переговоров о создании АфКЗСТ.

В ходе второго этапа переговоров будут рассмотрены протоколы, касающиеся инвестиций, ПИС и конкурентной политики. Первоначально предполагалось, что второй этап переговоров завершится к январю 2021 г., однако в связи с пандемией COVID-19 срок его завершения был перенесен.

Включение инвестиций, ПИС и конкурентной политики в архитектуру АфКЗСТ является верным шагом, поскольку непродуманный режим охраны ПИС и непродуманная инвестиционная политика, а также антиконкурентная практика могут свести на нет выгоды от либерализации торговли.

Международные торговые отношения


Карта соглашений о свободной торговле между ЕАСТ и другими странами
 ЕАСТ
 Соглашение о свободной торговле
 Текущие переговоры о свободной торговле
 Европейская экономическая зона
 Декларация о сотрудничестве или диалоге о более тесных торговых отношениях

ЕАСТ имеет несколько соглашений о свободной торговле со странами, не входящими в ЕС, а также декларации о сотрудничестве и совместные рабочие группы для улучшения торговли. В настоящее время государства ЕАСТ установили преференциальные торговые отношения с 24 государствами и территориями в дополнение к 27 государствам-членам Европейского Союза .

Интерактивная карта свободной торговли ЕАСТ дает обзор партнеров по всему миру.

Соглашения о свободной торговле

  • Албания
  • Босния и Герцеговина
  • Канада ( Соглашение о свободной торговле между Канадой и Европейской ассоциацией свободной торговли )
  • Центральноамериканские государства ( Коста-Рика , Гватемала , Панама )
  • Чили
  • Колумбия
  • Эквадор
  • Египет
  • Грузия
  • Совет сотрудничества стран Персидского залива ( Бахрейн , Кувейт , Оман , Катар , Саудовская Аравия , Объединенные Арабские Эмираты )
  • Гонконг
  • Индонезия (процедуры ратификации в настоящее время продолжаются, и ожидается вступление в силу)
  • Израиль
  • Япония
  • Иордания
  • Южная Корея
  • Ливан
  • Мексика
  • Черногория
  • Марокко (за исключением Западной Сахары )
  • Северная Македония
  • Палестинская национальная администрация
  • Перу
  • Филиппины
  • Сербия
  • Сингапур
  • Южноафриканский таможенный союз ( Ботсвана , Лесото , Намибия , ЮАР , Свазиленд )
  • Тунис
  • Турция
  • Украина

Текущие переговоры о свободной торговле

  • Алжир (переговоры в настоящее время приостановлены)
  • Центральноамериканские государства ( Гондурас ) (переговоры в настоящее время приостановлены)
  • Индия
  • Малайзия
  • МЕРКОСУР ( Аргентина , Бразилия , Парагвай, Уругвай и Венесуэла )
    • Беларусь
    • Казахстан
    • Россия (государства-члены Евразийского экономического союза )

    (Переговоры в настоящее время приостановлены)

  • Таиланд (переговоры приостановлены)
  • Вьетнам

Зона экспортной переработки

Зона обработки экспорта ( ЭПЗ ) представляет собой тип специфика ЗСТ обычно устанавливается в развивающихся странах их правительствами в целях содействия промышленности и коммерческого экспорта. По данным Всемирного банка, «зона экспортной обработки — это промышленная зона, обычно огороженная территория от 10 до 300 гектаров, которая специализируется на производстве на экспорт. Она предлагает фирмам условия свободной торговли и либеральную нормативно-правовую среду. Ее цели состоят в следующем. для привлечения иностранных инвесторов, партнеров и покупателей, которые могут облегчить выход на мировой рынок некоторых промышленных товаров экономики, создавая тем самым рабочие места и иностранную валюту «. Большинство ЗСТ расположены в развивающихся странах ; Программы EPZ есть в Бразилии , Колумбии , Индии , Индонезии , Сальвадоре , Китае , Филиппинах , Малайзии , Бангладеш , Нигерии , Пакистане , Мексике , Доминиканской Республике , Коста-Рике , Гондурасе , Гватемале , Кении , Шри-Ланке , Маврикии и Мадагаскаре. . В 1997 году 93 страны создали зоны экспортной переработки, в которых было занято 22,5 миллиона человек, а пятью годами позже, в 2003 году, в ОЭЗ в 116 странах работало 43 миллиона человек.

Бразилия

В Бразилии было разрешено 25 экспортно-перерабатывающих зон в 17 штатах, и 19 из них уже введены в действие. Правительство Бразилии создало первые экспортные зоны обработки в 1988 году с целью преодоления дисбаланса в стране. Первая действующая зона ЗЭП была расположена недалеко от порта Печем в Сеаре . Компании в этих областях пользуются налоговыми льготами и льготами по налогу на добавленную стоимость (государственному налогу на добавленную стоимость) ICMS . Некоторые бразильские штаты предлагают другие региональные льготы. Компании также могут воспользоваться режимом обмена иностранной валюты, поддерживаемым законом о создании СЭЗ, и близостью таможенных органов к офисам внутри СЭЗ.

Китай

В Китае действуют особые правила, отличающие ЗЭП от ЗСТ. Например, 70% товаров в СЭЗ должны экспортироваться, а для СЭЗ такой квоты нет.

Основные положения соглашения НАФТА

В соответствии с правилами НАФТА о происхождении товара, все тарифы на североамериканскую продукцию, как ожидается, будут существенно изменены.

В соответствии с правилами НАФТА о происхождении товаров, товары считаются «североамериканскими», если они произведены полностью на территории стран-участниц или преобразованы таким образом, что содержат не менее 60% североамериканских компонентов.

После подписания соглашения США и Мексика немедленно устранили все нетарифные барьеры при продаже сельскохозяйственной продукции и преобразовали их в обычные тарифы или квоты. Канада и Мексика постепенно сняли все ограничения на торговлю большинством сельскохозяйственных продуктов.

Торговые и инвестиционные ограничения на автомобильную продукцию были сняты в течение десяти лет с момента создания НАФТА. Для получения тарифных преференций автомобили должны были содержать не менее 60% североамериканского производства.

Тарифы на одежду и текстиль были немедленно отменены.

Следовательно, в каждой стране-участнице был организован рынок государственных контрактов на взаимовыгодной основе.

Включение в НАФТА положения о торговле услугами имеет важное значение, поскольку с 1980-х годов на услуги уже приходилась значительная доля ВВП, а уровень занятости в этом секторе достигал 60%. Поставщики финансовых услуг в странах НАФТА могут осуществлять банковские, страховые и другие финансовые операции в любой стране-участнице соглашения

Однако каждая страна должна разрешить своим резидентам покупать финансовые услуги в другой стране

Поставщики финансовых услуг в странах НАФТА могут осуществлять банковские, страховые и другие финансовые операции в любой стране-участнице соглашения. Однако каждая страна должна разрешить своим резидентам покупать финансовые услуги в другой стране.

В течение многих лет между Соединенными Штатами, Мексикой и Канадой существовали инвестиционные споры. После подписания соглашения инвесторы в Североамериканском регионе получили право начинать, приобретать, расширять и управлять бизнесом без дискриминации. Главным достижением создания НАФТА является снятие многих ограничений и требований к иностранным инвесторам.

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем

17 мая ЕАЭС подписал Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС — Китай, оно вступает в силу в конце октября 2019 г. Документ не является соглашением о ЗСТ, но он определяет единый формат торгового взаимодействия ЕАЭС с КНР. Соглашение включает широкий круг вопросов, в том числе упрощение процедур торговли (например, обеспечение возможностей для электронного декларирования, выпуск товаров в максимально короткий срок), что соответствует изменениям, зафиксированным в новом Таможенном кодексе ЕАЭС; повышение транспарентности и работа по взаимному признанию стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия; защита прав интеллектуальной собственности; регулирование электронной коммерции; сотрудничество в области госзакупок.

Наиболее значимые статьи экспорта в торговле стран ЕАЭС с Китаем — нефть сырая, включая газовый конденсат (доля в экспорте ЕАЭС — 18,6%), лесоматериалы продольнораспиленные (48,3%), уголь каменный (12,7%), медь рафинированная и сплавы медные (26,3%), двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины (62,5%), лесоматериалы необработанные (76,4%), руды и концентраты медные (68,6%). К наиболее значимым статьям импорта можно отнести аппаратуру связи и части к ней (доля Китая в импорте стран ЕАЭС — 64,5%), вычислительные машины для автоматической обработки информации (63,4%), оборудование для термической обработки материалов (47,6%), части и принадлежности для автомобилей и тракторов (15,3%), игрушки (80,3%), обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы (84,9%).

Как мы видим, в структуре экспорта из государств ЕАЭС в КНР доминируют природные ресурсы. Поэтому перед Союзом в целом состоит задача не только увеличить товарооборот, но и диверсифицировать его. Это возможно лишь при увеличении производства продукции с высокой добавленной стоимостью и поиске механизмов ее продвижения на китайский рынок. Сопряжение между ЕАЭС и китайской программы «Один пояс — один путь» должно способствовать сотрудничеству в экономической сфере.

Соглашение имеет более широкий формат, чем просто торговое. В нем определены и перспективные области для развития сотрудничества: сельское хозяйство, энергетика, транспорт, промышленная кооперация, информационно-коммуникационная инфраструктура, технологии и инновации, финансы и окружающая среда.

Вопрос создания ЗСТ с Поднебесной обсуждается много лет — с 2006 г., когда прозвучало подобное предложение Пекина странам ШОС. ЕАЭС занимает осторожную позицию, т.к. «главный риск в том, что экономическая мощь Китая позволит именно Китаю извлечь гораздо больше преимуществ от снижения пошлин, поэтому мы хотим посмотреть сначала, как будет работать непреференциальное соглашение».

Сколько всего фри зон в мире, и где они располагаются?

В настоящее время существует несколько сотен фри зон по всему миру. Регион БВСА (Ближний Восток и Северная Африка) имеет немалую популярность среди инвесторов во фри зоны. В 17 странах БВСА  насчитывается около 73 свободных зон.

Теперь давайте рассмотрим наиболее популярные фри зоны мира.

DMCC (ОАЭ)

DMCC считается наиболее популярной фри зоной Дубая.  Она располагается недалеко от фешенебельного района Dubai Marina.

DMCC приняла стратегию умного города в 2016 году и стала первой фри зоной в мире, которая предложила своим членам возможности электронной подписи. Уже зарегистрировано более 8000 фирм. DMCC ежемесячно регистрирует около 200 новых компаний.

В целом, на территории ОАЭ действует 37 фри зон. Ежегодно ОАЭ привлекает более 10 млрд долларов США прямых инвестиций. Предпринимателей привлекает благоприятное для бизнеса законодательство и налоговая среда государства.

Танжер-Мед (Марокко)

Инвесторов в Танжер-Мед привлекает доступ к морским путям через Гибралтарский пролив, который отделяет Марокко всего на 14 км от Европы. Планируется открыть вторую фри зону в Айн-Дайла — Танжер, которая будет иметь площадь 1200 гектаров и промышленную направленность. Она дополнит существующую ЗСТ производственной и логистической деятельностью.

СЭЗ «Парк инновационных технологий» (Казахстан)

ОЭЗ расположена всего в 28 км от Алматы на юге Казахстана. В ней зарегистрировано более 180 компаний. Инвесторы могут воспользоваться льготными налоговыми ставками, включая 0% налога на имущество и корпоративный доход, социального и земельного налога

Особое внимание уделяется инновационным компаниям, стартапам и, в частности, малому и среднему бизнесу, на долю которых приходится 100% арендаторов

ОЭЗ Катовице (Польша)

Более 63 000 человек работают в ОЭЗ Катовице, которая расположена примерно в 80 км к западу от Кракова на юге Польши. В настоящее время она расширила свою территорию на 269 гектаров, большинство из которых расположены в небольших городах и предназначены для привлечения малых и средних предприятий.

Франка де Богота (Колумбия)

Более четверти компаний в колумбийской ЗСТ Франка де Богота являются транснациональными корпорациями крупных иностранных инвесторов, таких как немецкая логистическая компания DHL, британский телекоммуникационный гигант BT и коммуникационный центр из Испании Telefónica. Колумбийская фри зона предлагает внутреннюю транспортную сеть, программы мобильности и удобства, такие как медицинский центр, стоматологии, салоны красоты и круглосуточный магазин для 30 000 сотрудников местных компаний.

Исследование ОЭСР показало, что фри зоны предоставляют многочисленные преимущества для бизнеса, но слабо регулируемая ЗСТ также привлекательна для лиц, занимающихся незаконной и преступной деятельностью, такой как торговля контрафактными товарами, контрабанда, отмывание денег.

Согласно этому исследованию, каждая дополнительн появившаяся ЗСТ в экономике связана с увеличением стоимости экспорта контрабанды на 6,9%. Увеличение на 1% количества фирм, работающих в СЭЗах, приводит к росту контрабанды на 0,29% и 0,21% соответственно.

Наряду с нарушением товарных знаков и авторских прав, контрафактные и пиратские товары влекут за собой риски для здоровья и безопасности, потерю доходов для компаний и правительств. Ранее ОЭСР выяснила, что 2,5% импортных товаров во всем мире и 5% импорта Европейского Союза являются подделками.

Подбор счетов
Бесплатная консультация

по подбору зарубежных счетов для предпринимате-
лей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентовс опытом 20+ лет.

по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.

Южная Америка

Колумбия

  • Зона Франка дель Пасифико — Кали-Пальмира, Колумбия.
  • Зона Франка Богота — Богота-Кундинамарка, Колумбия
  • Zona Franca de Cucuta
  • Zona Franca Metropolitana Sas
  • Zona Franca de Occidente
  • Зона Франка Сантандер
  • Zona Franca de Tocancipa Sa
  • Зона Франка де Барранкилья
  • Zona Franca Brisa Sa
  • Зона Франка Ла Кайена
  • Зона Франка Лас Америкас

Сьюдад-дель-Эсте

Перу

  • Zona Franca of Tacna — ZOFRATACNA
  • CETICOS Matarani
  • CETICOS Ilo
  • CETICOS Paita

Уругвай

  • Парк Агуада (Itsen SA) — Уругвай
  • Parque de las Ciencias (Parque de las Ciencias SA) — Уругвай
  • Свободная зона ЦМТ (WTC Free Zone SA) — Уругвай
  • Zona Franca de Colonia (Grupo Continental SA) — Уругвай
  • Зона Франка Колония Суиза (Colonia Suiza SA) — Уругвай
  • Zona Franca Floridasur (Florida SA) — Уругвай
  • Zona Franca Libertad (Lideral SA) — Уругвай
  • Зона Франка Нуэва Пальмира (Nueva Palmira) — Уругвай
  • Zona Franca Río Negro (Río Negro SA) — Уругвай
  • Зона Франка Ривера (Ривера) — Уругвай
  • Зона Франка UPM (UPM Fray Bentos SA) — Уругвай
  • Zonamerica Business & Technology Park — Уругвай

Классификация СЭЗ

Выделяют несколько основных характеристик фри зоны (ЗСТ), относящихся к их различным характеристикам:

  • Географическая форма.
  • Тип бизнеса.
  • Промышленная специализация (услуги, технологии, логистика, строительство, сборка и т. д.).

Режим фри зоны пытается обеспечить благоприятные условия, которые снижают издержки деловых операций, способствуют инвестициям, содействуют торговле, стимулируют создание рабочих мест и помогают внедрить определенные экономические реформы.

Фри зоны в основном располагаются вокруг крупных морских портов, международных аэропортов и национальных границ — районов с множеством географических преимуществ для торговли.

Фри зоны обычно делятся на четыре категории:

Зоны свободной торговли

Обычно располагаются рядом с морскими портами или аэропортами, в основном предлагают освобождение от национальных импортных и экспортных пошлин на реэкспортируемые товары. Местные услуги выигрывают, пусть и незначительно, в виде добавленной стоимости к продаваемым товарам.

Особые экономические зоны

Применяют многоотраслевой подход к развитию и ориентированы как на внутренний, так и на внешние рынки. Они предлагают множество стимулов, включая инфраструктуру, налоговые и таможенные льготы, более простые административные процедуры.

Промышленные зоны

Ориентированы на конкретные виды экономической деятельности, такие как медиа или текстильная промышленность, с соответствующей адаптацией инфраструктуры.

Фон

Первая в мире задокументированная зона свободной торговли была создана на греческом острове Делос в 166 году до нашей эры. Это продолжалось примерно до 69 г. до н.э., когда остров был захвачен пиратами. У римлян было много civitas libera , или свободных городов, в некоторых из которых можно было чеканить деньги, устанавливать свои собственные законы и не платить ежегодную дань римскому императору . Это продолжалось, по крайней мере, в первом тысячелетии нашей эры. В XII веке Ганзейский союз начал действовать в Северной Европе и основал торговые колонии по всей Европе. Эти зоны свободной торговли включали Гамбург и Стилъярд в Лондоне. Стилярд, как и другие станции Ганзы, представлял собой обнесенный стеной отдельный поселок со своими собственными складами, весовой, часовней, счетными домами и жилыми кварталами. В 1988 году во время ремонтных работ на станции Кэннон-стрит археологи обнаружили остатки бывшего ганзейского торгового дома, когда-то крупнейшего средневекового торгового комплекса в Великобритании. Шеннон , Ирландия ( Свободная зона Шеннон ), созданная в 1959 году, претендует на звание первой «современной» зоны свободной торговли. Зона Шеннон была создана, чтобы помочь городскому аэропорту приспособиться к радикальным изменениям в авиационной технологии, которые позволили самолетам с большей дальностью полета пропускать ранее требуемые остановки для дозаправки в Шенноне. Это была попытка ирландского правительства сохранить занятость в аэропорту, чтобы аэропорт продолжал приносить доход ирландской экономике. Он имел огромный успех и работает до сих пор

Другие свободные зоны, на которые следует обратить внимание, — это Свободная зона Кандла в Индии, которая началась примерно в 1960 году, и Зона экспортной обработки Гаосюн на Тайване, которая была создана в 1967 году. В конце 20-го века количество всемирных зон свободной торговли увеличилось.

Корпорациям, открывающимся в зоне, может быть предоставлен ряд нормативных и фискальных стимулов, таких как право на открытие бизнеса, право на беспошлинный импорт запчастей и оборудования, право хранить и использовать валютные поступления, а иногда и доход или льготы по налогу на имущество . Также могут быть другие стимулы, связанные с методами таможенного контроля и требованиями к подаче документов. Обоснование состоит в том, что зоны будут привлекать инвестиции, создавать рабочие места и, таким образом, сокращать бедность и безработицу, стимулируя экономику района. Эти зоны часто используются транснациональными корпорациями для создания фабрик по производству товаров (таких как одежда, обувь и электроника).

Зоны свободной торговли следует отличать от зон свободной торговли . Зона свободной торговли обычно создается в одной стране, хотя есть несколько исключений, когда свободная зона может пересекать национальную границу, например, сирийская / иорданская зона свободной торговли. Между странами создаются зоны свободной торговли; например, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАФТА) была создана в соответствии с Договором Монтевидео 1960 года Аргентиной , Бразилией , Чили , Мексикой , Парагваем , Перу и Уругваем ; и Североамериканское соглашение о свободной торговле было заключено между Мексикой, США и Канадой. В зонах свободной торговли тарифы снижаются только между странами-членами. Их также следует отличать от таможенных союзов, таких как бывшее Европейское экономическое сообщество, где несколько стран соглашаются унифицировать таможенные правила и упразднить таможню между членами союза.

В последнее время в некоторых странах зоны свободной торговли также называются особыми экономическими зонами . Особые экономические зоны (СЭЗ) были созданы во многих странах в качестве испытательных площадок для внедрения принципов либеральной рыночной экономики. СЭЗ рассматриваются как инструменты повышения приемлемости и доверия к политике трансформации и привлечения внутренних и иностранных инвестиций. Изменение терминологии было вызвано образованием Всемирной торговой организации (ВТО), которая запрещает членам предлагать определенные типы налоговых стимулов для продвижения экспорта товаров, поэтому термин «зона экспортной переработки» (ЗЭП) больше не используется. с более новыми зонами. Например, Индия преобразовала все свои ОЭЗ в ОЭЗ в 2000 году.

В 1999 г. около 3 000 ЗСТ в 116 странах работали 43 миллиона человек, производя одежду , обувь , кроссовки , электронику и игрушки . Основные цели экономических зон — увеличение поступлений в иностранной валюте, развитие ориентированных на экспорт отраслей и создание возможностей для трудоустройства.

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector