Реорганизация юл
Содержание:
- Что такое реорганизация?
- Классификация юридических лиц по целям предпринимательской деятельности
- Чем реорганизация грозит работнику?
- Порядок сокращения гражданских служащих.
- Признаки реорганизации
- Обоснование
- Формы реорганизации юридического лица
- Когда необходима реорганизация юридического лица?
- Последствия в налоговой отрасли
- Понятие и особенности реорганизации
- Виды реорганизации
- Цели ОКОПФ
- Материалы по теме Образец протокола о ликвидации ООО Какие услуги могут понадобиться
- Реорганизация шаг за шагом
- Оглавление
- Ч.1 статьи 57 ГК РФ
- Ч.2 статьи 57 ГК РФ
- Ч.3 статьи 57 ГК РФ
- Ч.4 статьи 57 ГК РФ
- Реорганизация – преобразование
- Возможность обжалования решения о реорганизации
Что такое реорганизация?
Каждая организация, предприятие имеет совокупность прав и обязанностей. Они прописываются в правоустанавливающих документах. Если предприятие решили уничтожить, а его права передать другой организации, то говорят о реорганизации. Меняется все. Необходимо утвердить новый пакет документов, который касается права собственности, порядка работы, структуры, штатного расписания. Разбираясь, что такое реорганизация, следует понимать, что права передаются как полностью, так и частично. К примеру, большое предприятие могут поделить на несколько маленьких. Или, наоборот, из нескольких организаций создать одну, которая станет заниматься всем процессом производства и реализации товара полностью. Выделяют несколько видов реорганизации:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- преобразование;
- выделение.
Они проводятся со своими нюансами и по-разному влияют на работников. Давайте поговорим о каждой из названных форм, чтобы выяснить, как они отразятся на людях.
Классификация юридических лиц по целям предпринимательской деятельности
Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Отметим, что субъектами деятельности могут быть:
-
физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);
-
юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:
-
Получение прибыли — для коммерческих фирм;
-
Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих организаций.
Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:
1. Коммерческие компании.
Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.
Основными видами коммерческих организаций являются:
-
хозяйственные товарищества,
-
хозяйственные общества,
-
производственные кооперативы,
-
унитарные предприятия.
2. Некоммерческие организации.
Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и другие виды целей.
Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
Чем реорганизация грозит работнику?
На самом деле перемены затрагивают всех служащих. Например, реорганизация учреждения приводит к тому, что меняется структура. Могут добавить новые обязанности и должности, а другие убрать. Все зависит от цели перемен. Естественно, часть специалистов становится ненужной в этой организации. Им предстоит либо потерять работы, либо переквалифицироваться. Согласно ТК людей обязаны предупредить в письменном виде о том, что начальство (собственник) проводит реорганизацию. Делается этого строго за два месяца, не менее. Потом идет создание новой структуры, разработка штатного расписания. Люди все это время выполняют старые обязанности. В определенный срок каждому предлагают новую должность. Она может отличаться от нынешней объемом и содержание обязанностей.
Однако, должна соответствовать опыту и образованию служащего. Если человек не соглашается, он должен подтвердит это в письменном виде. В ином случае, человека увольняют переводом в новую организацию. Для этого тоже придется написать соответствующее заявление. Кадровик подготовит проект приказа, который завизирует руководитель. Очень часто простые работники даже не замечают, что происходят перемены. Они касаются только документов, изменения функций или просто названия предприятия. Потому не все понимают, что такое реорганизация. С этим больше сталкиваются работники администрации. Правильность оформления документов – их головная боль. Ведь государство следит за тем, чтобы не нарушался закон. Предприятия и организации проверяются с разных сторон, во всех сферах деятельности.
Порядок сокращения гражданских служащих.
Сразу отметим, что сокращение в связи с реорганизации государственных гражданских служащих упраздняемого или реорганизуемого госоргана осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 (далее – Правила).
В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, продолжаются в случае предоставления такому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом государственном органе. При этом необходимо учитывать:
-
уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
-
уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.
В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в течение двухмесячного срока уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона № 79-ФЗ. По результатам такой аттестации служащим, обладающим преимущественным правом на замещение должности, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Признаки реорганизации
К числу общих признаков относится:
- согласование решения о реорганизации юридического лица;
- сбор документов (договоры, акты приема-передачи);
- оповещение налоговой инспекции о запуске процедуры;
- публикация в СМИ (не требуется при выделении);
- регистрация реорганизации юридического лица и учреждение вновь созданного субъекта.
Формирование уставного капитала зависит от способа реорганизации:
- Слияние. Он образуется путем обмена долей уставного фонда отдельных обществ на доли вновь образуемого предприятия.
- Присоединение. Допускается формирование капитала путем суммирования долей или используя собственные средства компаний, участвующих в процессе.
- Выделение. Уставный капитал может формироваться за счет приобретения долей выделяемой компании, деления между участниками вновь создаваемой структуры или посредством уменьшения капитала реорганизуемого субъекта.
- Преобразование. Капитал формируется посредством обмена долей участников/собственников.
- Разделение. Доли разделяемой компании формируют доли организаций, образующихся в итоге.
Обоснование
Пунктом 4 ст. 58 ГК РФ установлено, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При этом нужно учитывать, что до внесения в п. 4 ст. 58 ГК РФ Федеральным от 05.05.2014 N 99-ФЗ изменений, окончание приведенной нормы звучало «… в соответствии с разделительным балансом».
Упоминание о балансе было также исключено из ст. 59 ГК РФ.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
При этом наблюдается интересная ситуация.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
Пунктом 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ установлено, что общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.
При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 55).
Понятие «передаточный акт» упоминается в ст. 52 Федерального закона N 14-ФЗ (Слияние обществ), ст. 56 (Преобразование общества). Но в ст. 55 (Выделение общества) упоминаний о передаточном акте нет, речь идет только о разделительном балансе.
Учитывая несогласованность в определениях, используемых в приведенных НПА актах, по моему мнению, передаточный акт может быть составлен только на основании утвержденного в законодательном порядке разделительного баланса и отражать активы и обязательства выделяемого общества согласно данным разделительного баланса.
Согласно п. 2 ст. 130, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» , деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Следовательно, передача денежных средств выделяемому обществу отражается в передаточном акте в составе прочих активов в обычном порядке.
Официально форма передаточного акта не утверждена и может быть составлена кратко, например:
- Документация.
- Имущество:
2.1. Актив:
Денежные средства — _________ (_____________) рублей.
Прочие дебиторы — _________ (_____________) рублей.
Баланс — _________ (_____________) рублей.
2.2. Пассив:
Кредиторская задолженность — _________ (_____________) рублей.
Баланс — _________ (_____________) рублей.
Формы реорганизации юридического лица
Для реорганизации юридических лиц существуют следующие пять форм (способов):
- слияние — форма, при которой создается новое юрлицо на базе прекращения деятельности нескольких организаций с передачей всех обязанностей и прав;
- присоединение — юридическое лицо увеличивает свои активы за счет вливания нескольких других организаций;
- разделение — создается новое предприятие путем деления юридического лица, прекращающего деятельность, на несколько мелких фирм. Составляется разделительный баланс и осуществляется переход прав и обязанностей;
- выделение — компания продолжает существовать, работает со сниженными объемами, меньшей численностью участников, сокращаются активы, а из ее состава выводится одна или несколько фирм. По разделительному балансу переходят права и обязанности от реорганизованного предприятия к каждой новой компании;
- преобразование юрлица означает смену организационно-правовой формы компании. Новая организация получает права и обязанности по передаточному акту.
Все формы делятся на две категории, принадлежность к которым определяется волей учредителей:
- разделение и выделение;
- слияние, преобразование и присоединение.
Разделение и выделение
Реорганизация происходит по воле участников, учредителей, уполномоченного уставом органа или без их воли по решению государственного органа, наделенного специальной компетенцией. Срок реорганизации устанавливается решением. Если органы управления в установленный решением срок не уложатся, уполномоченный госорган через обращение в суд назначит внешнего управляющего, который проведет реорганизацию. Внешний управляющий получает права органа реорганизуемого юридического лица и занимается составлением разделительного баланса, учредительных документов вновь образованных юрлиц. Баланс, учредительные документы утверждаются судом, после чего проводится государственная регистрация новой организации в ЕГРЮЛ.
Преобразование, присоединение и слияние
Процедура реорганизации юридического лица проводится:
- в установленных законом случаях;
- по решению юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.
Реорганизация бывает:
- добровольной;
- принудительной.
Реорганизация считается завершенной после госрегистрации новых юрлиц, за исключением формы присоединения одного юридического лица к другому, когда первое из них завершает реорганизацию после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности присоединенной компании. При этих формах реорганизации обязательства разделяются передаточным актом или балансом с содержанием положений о правопреемстве по всем долгам, включая спорные обязательства. Разделительный баланс или передаточный акт подписывают участники, учредители юридического лица или органы, принявшие решение о реорганизации. Документы предоставляются государственному регистратору вместе с учредительными документами при внесении сведений о вновь возникших юридических лицах в Реестр и изменении учредительных документов существующих юрлиц.
По своей сути ликвидация и реорганизация — совершенно разные понятия. При ликвидации:
- прекращается деятельность фирмы;
- не происходит перехода прав и обязанностей к другому юридическому лицу;
- собранием акционеров, учредителей принимается решение о ликвидации;
- назначается ликвидационная комиссия.
При реорганизации происходит перерождение предприятия: одно юридическое лицо ликвидируется, вместо него появляются другие компании, проходящие регистрацию в органах юстиции.
Когда необходима реорганизация юридического лица?
Проведение данного мероприятия в добровольном прядке может быть обусловлено различными факторами. Например, наличием крупной кредиторской или налоговой задолженности, модернизацией производственного процесса, приобретением нового оборудования (если у реорганизуемого субъекта не хватает на это собственных средств), расширением бизнеса, когда одна компания увеличивается за счет слияния с другой.
Реорганизация лица в форме разделения или выделения может происходить тогда, когда дальнейшее сотрудничество нескольких соучредителей становится невозможным и т.п.
В каждом конкретном случае изменение коммерческой структуры имеет разные мотивы. Однако практически всегда учредители, инициировавшие ее, стремятся к повышению прибыльности бизнеса и укреплению позиций на рынке.
Принудительная реорганизация более всего распространена в антимонопольном праве, ее инициатором является Федеральная антимонопольная служба.
Последствия в налоговой отрасли
При реорганизации юридического лица в форме преобразования нет смысла снижать до минимального показателя налоговые затраты, поскольку на основании ст. 50 НК РФ выполнение всех обязанностей по выплате налоговых платежей юридическом лицом лежит на его правопреемнике.
Если до начала процедуры, направленной на реорганизацию, проверяющие службы не обнаружили правонарушения, то после её завершения, они не могут накладывать штрафы на ООО или ЗАО, вновь образованное.
Из этого следует, что если юридическое лицо до процедуры реорганизации не выплатило налоговые платежи и у него имеется задолженность, то ответственность по их выплате ложится на вновь образованное сообщество.
Причины реорганизации
Преобразование юридического лица может быть вызвано различными причинами. Выделяют две разновидности:
- Добровольная – принятие решение осуществляется на общем собрании.
- Принудительная – решение о реорганизации принимается уполномоченными государственными органами либо в судебном порядке.
Понятие и особенности реорганизации
Реорганизация юридического лица — изменение его правового статуса вплоть до полного прекращения существования данного субъекта, по факту преобразований возникают отношения правопреемства с одновременным возникновением одного либо нескольких новых юридических лиц либо прекращением существования некоторых из них.
Она может быть:
- принудительной, требование о которой предъявляется судебными инстанциями или антимонопольной службой;
- добровольной – по решению учредителей (участников, акционеров, уполномоченного органа).
Особенностями реорганизации являются:
- общий характер правопреемства, который не зависит от организационно-правовой формы участников процедуры;
- необходимость составления разделительного баланса (при выделении, разделении) и передаточного акта (при присоединении, преобразовании, слиянии);
- обязанность соблюдения прав всех кредиторов реорганизуемых субъектов;
- возможность вовлечения в процесс двух и более юридических лица разной организационно-правовой формы, если это предусмотрено ГК РФ;
- кредитные, страховые, клиринговые компании, а также ряд фондов (инвестиционных, пенсионных и прочих) реорганизуются исключительно в соответствии с законами, которые регулируют их деятельность;
- юридические лица признаются реорганизованными со времени совершения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Виды реорганизации
Закон предусматривает пять видов реорганизации – слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Следует рассмотреть их по отдельности.
№1. Слияние. Под процедурой слияния подразумевается одновременная реорганизация двух и более лиц с наделением организуемой компании правами ее «доноров». Основания для реорганизации юридического лица:
- упрочнение собственного положения на рынке;
- увеличение доходов;
- снижение расходов при объединении предприятий общей технологической цепочки.
После принятия Закона №99-ФЗ от 5 мая 2014 года, изменившего процедуру реорганизации в форме слияния, больше не требуется подготовка передаточного акта.
№2. Разделение. Упразднение юридического лица в форме разделения является противоположностью слияния. Последствия реорганизации юридического лица – ликвидация одной организации и учреждение двух новых компаний с правами донора. Причиной разделения может стать желание собственников организации упростить процесс управления при большом количестве подразделений, сгладить конфликт между учредителями, минимизировать количество выплачиваемых налоговых сборов. Разделительный баланс упразднен ФЗ от №99-ФЗ. Права и обязанности хозяйствующего субъекта переходят по передаточному акту.
№3. Присоединение. Права и обязанности при реорганизации юридических лиц передаются одной организации, а остальные расформировываются. Но при поглощении предприятия путем присоединения не учреждается новая организация. Присоединяемые организации утрачивают права, и становятся структурным звеном главного объединения. Акт передачи также не нужен.
№4. Выделение. Прекращение в форме выделения считается частным случаем процедуры разделения. Ее особенностью является правопреемство при реорганизации юридического лица, которое не приводит к ликвидации основной компании. Это позволяет разделить средства и увеличить число обособленных подразделений. Переход прав и обязанностей осуществляется по передаточному акту.
№5. Преобразование. При реорганизации в форме преобразования предприятие не упраздняется. Меняется лишь организационно-правовой статус с учетом законодательных ограничений:
- ООО может стать хозяйственным обществом или кооперативом.
- ОАО изменяется в ООО, кооператив или некоммерческую структуру.
- АНО становится фондом.
Одно из основных ограничений – недопустимость сокращения состава участников при проведении процедуры.
Цели ОКОПФ
Функции ОКОПФ заключаются в систематизации информации о хозяйствующих субъектах и их деятельности.
Польза для государства
С помощью кода ОКОПФ государственным органам (в основном, контролирующим и статистическим) удобнее учитывать, анализировать и составлять прогноз относительно хозяйственной деятельности в конкретных регионах. Сведения о предпринимателях, собранные по ОКОПФ, составляют достоверную базу данных о бизнес-деятельности в региональном разрезе. На основании ОКОПФ государство может разрабатывать рекомендательные бизнес-документы.
Необходимость для предпринимателей
Самим хозяйствующим субъектам необходимо указывать ОКОПФ при регистрации или перерегистрации своей деятельности, а также сообщать данную информацию в различных документах, таких, как:
- ЕГРЮЛ (нужно указывать не код, а вид деятельности, код присваивается автоматически);
- в некоторых случаях – банковские реквизиты;
- статистические формы;
- бухгалтерская документация и др.
Роль ОКОПФ для предпринимателей – идентификация их соответствия определенной форме хозяйствования (организационно-правовой форме).
Материалы по теме Образец протокола о ликвидации ООО Какие услуги могут понадобиться
При создании и деятельности организации учредителям и руководителям может потребоваться профессиональная помощь.
Виды услуг для юридических лиц:
- юридические: при создании, реорганизации (изменения организационно-правовой формы или структуры), ликвидации. Законодательство постоянно меняется, для правильного оформления документов надо знать практику. Также сюда можно отнести помощь в сделках, судебных спорах, заключении договоров и т. д.;
- бухгалтерские. Составление отчетности также на первых этапах может вызывать сложности;
- профессиональные специализированные в зависимости от видов деятельности. Здесь имеются в виду области, где требуются специальные познания, например, при добыче ископаемых или при изготовлении ювелирных изделий.
Юридическое лицо проходит несколько стадий в своем существовании
Важно и регистрацию, и ликвидацию провести грамотно, так как руководители и учредители всегда отвечают за исполнение законов
Реорганизация шаг за шагом
Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.
Шаг 1. Постановка цели
На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.
Шаг 2. Обращение в ПФР
Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.
Шаг 3. Извещение налогового органа
Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.
Шаг 4. Информирование контрагентов
В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.
Шаг 5. Уведомление через СМИ
Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).
Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа
Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.
Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:
- вычисление амортизации по активам и основным средствам;
- списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
- выплата заработной платы сотрудникам;
- закрытие доходно-расходной документации;
- выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
- последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.
По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:
- ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
- материальные активы;
- документальные архивы.
Оглавление
Ч.1 статьи 57 ГК РФ
1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Ч.2 статьи 57 ГК РФ
2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.
Ч.3 статьи 57 ГК РФ
3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Ч.4 статьи 57 ГК РФ
4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
КонсультантПлюс: примечание.
Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).
Реорганизация – преобразование
Это более сложная перемена в работу предприятия. Она проводится тогда, когда необходимо дополнить круг обязанностей, сменить собственника и так далее. Название в этом случае тоже меняется. Иной раз на несколько букв. При этом утверждаются новые правоустанавливающие документы. Простой работник о процессе может и не подозревать. Ему расскажут только о результатах, когда начальство решит, кого брать на службу в новой организации, а кого сократить. Кстати, зачастую реорганизация используется для того, чтобы избавиться от неугодных. Изменение структуры приводит к тому, что специалисты попадают под сокращение. Конечно, им обязаны предложить иное место. Но это происходит не всегда. В кризисные моменты собственники желают снизить затраты, поделив обязанности среди меньшего числа работников.
Возможность обжалования решения о реорганизации
Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке
При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа
Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.
Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.
Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.
Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.