Важность гуманитарных предметов в школе: мнения экспертов образования

Кому подходит естественно-научный профиль

Если школьник с детства интересуется природой и медициной, лечит кошек и собак, то естественно-научный профиль для него. 

<<Форма демодоступа>>

Естественно-научный профиль подойдёт школьнику, который:

  • Обладает исследовательским интересом. Если ребёнок любит докапываться до сути, узнавать новое и находить взаимосвязи — это поможет в учёбе. 
  • Любит читать и способен запоминать большое количество информации. Это нужно на любой специальности. Но в химии, биологии, физике и математике — особое количество формул и терминов. Без умения обрабатывать массивы информации будет сложнее.
  • Обладает аналитическим складом ума. Часто больным местом становятся задачи и подсчёты. Если у ребёнка математическое мышление — это плюс.  
  • Любит учиться на практике, а не только за партой. На университетском уровне студента ждут полевые практики, многочасовая работа с оптикой и химическими веществами на практикумах.

Учитель немного актер

Ректор театрального училища им. Бориса Щукина Евгений Князев во время интерактивного интервью «Актерское мастерство в профессии учителя» признался, что лично для него слово «учитель» наполнено высоким смыслом.

Кто такой учитель? Эксперт убежден, что это в некоторой степени артист, который приходит в класс и должен увлечь учеников, чтобы им стало интересно.

У департамента образования и науки Москвы немало совместных проектов с театральным училищем, которое возглавляет Евгений Князев. Например, с 2013 года Городской методический центр организует и проводит совместно с Театральным институтом им. Б. Щукина городской конкурс чтецов «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!», масштабный фестиваль-конкурс «Театральный олимп». Интересной инициативой последнего времени стали курсы повышения квалификации для педагогических работников государственных общеобразовательных организаций департамента образования и науки города Москвы по программе «Мастерство учителя» в объеме 72 академических часов. Курсы с успехом окончили и победители профессиональных конкурсов «Учителя года Москвы» и «Молодые педагоги – московскому образованию».

Программа Московского педагогического форума размещена на сайте «Школа большого города». Записи трансляций доступны на Московском образовательном телеканале в разделе «Первый Московский педагогический форум».

Материал предоставлен департаментом образования и науки города Москвы.

Лучшие вузы для обучения

Теперь остановимся на том, куда пойти учиться гуманитарию. В основном получают такие профессии после 11 класса школы, хотя по некоторым направлениям есть и средние специальные учебные заведения. Учиться лучше всего в классических или гуманитарных университетах, где есть квалифицированный преподавательский состав, необходимая литература и материальная база. Остановимся на некоторых из них:

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова – это один из главных вузов страны. В нем можно получить знания по широчайшему спектру профилей. Достаточно взглянуть на структуру заведения. Здесь есть философский, экономический, филологический, юридический, исторический факультеты, высшие школы перевода, телевидения, социальных наук и др. Есть все возможности заниматься наукой, нередко в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Диплом МГУ открывает многие двери и дает серьезные перспективы.
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова обучает студентов на факультетах лечебном, стоматологическом, клинической психологии, сестринского дела, педиатрическом, спортивной медицины. Вуз имеет ряд иностранных партнеров. Среди них университеты из г. Осло (Норвегия), г. Осака (Япония), г. Гронинген (Нидерланды), г. Бордо (Франция) и др. Реализуется ряд международных проектов.
  • Российский государственный университет правосудия учит по четырем основным профилям: «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление». Здесь готовят специалистов по гражданскому, административному, земельному, конституционному, уголовному, международному праву.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) выпускает учителей самых разных специальностей, психологов, дефектологов, лингвистов. Есть филиалы в Выборге, Махачкале и Волхове. Налажено сотрудничество с целым рядом (около 180) университетов, институтов, общественных организаций гуманитарного направления.
  • Московский государственный институт культуры предлагает возможность получить профессиональные знания по ряду специальностей. Здесь действуют хореографический, театрально-режиссерский факультеты, а также факультеты музыкального искусства, медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств, государственной культурной политики. Творческие люди могут в полной мере реализовать свой потенциал в стенах этого вуза и после его окончания.

Те, кто не поступает сразу в вуз, может начать свое обучение в соответствующих колледжах (педагогическом, правовом, медицинском) или училищах культуры, после чего начинать трудовую деятельность или подавать документы в университет.

Склонности

Как понять, что ты гуманитарий? Определить тип склада ума можно, основываясь на том, к каким наукам лежит душа. Такие личности отдают предпочтение дисциплинам, изучающим духовную сущность человека, требующим красиво излагать речь.

Таковыми являются:

  • культурология,
  • социология,
  • история,
  • литература,
  • философия,
  • психология,
  • экономика,
  • этика.

Технарь лучше осваивает дисциплины, связанные с вычислением: информатика, математика, физика. Родитель может предположить, технарь или гуманитарий его ребенок, изучив отметки в дневнике.

Но этих знаний ему будет недостаточно. Возможно, ученику не удалось полностью освоить предмет или дисциплину ведет недостаточно квалифицированный специалист.

1. Эмоциональность

Гуманитарии предпочитают доверять интуиции. В действиях они руководствуются эмоциями и предчувствиями, но не особо полагаются на холодный расчет. Им свойственны импульсивные поступки. Поэтому технари, для которых важна логичность и обоснованность каждого решения, считают их легкомысленными.

2. Коммуникабельность

Гуманитарии умеют общаться и налаживать контакт с другими людьми. Поэтому они добиваются успеха в сферах деятельности, подразумевающих общение. К примеру, гуманитарий гораздо лучше справляется с преподавательской деятельностью, чем технарь с аналогичным уровнем знаний.

3. Открытость

Поскольку технари обычно глубоко изучают предметную область, им свойственны заносчивость и самолюбие. Они считают себя лучшими специалистами и редко прислушиваются к чужому мнению, если оно не совпадает с их собственным.

Гуманитарии, в отличие от них, демонстрируют гораздо большее уважение к чужому мнению. Они всегда открыты для диалога и обсуждения, выслушивают все точки зрения и легко признают собственную неправоту, если оппонент был достаточно убедителен. В споре они всегда стремятся найти истину, тогда как технари чаще хотят доказать собственную правоту.

4. Творческие способности

Чаще всего гуманитарии связывают свои профессии и увлечения с творческими видами деятельности. Они пишут стихи и рассказы, увлекаются живописью, работают в сфере дизайна. Очень часто они работают совместно с технарями, что позволяет им реализовывать свой потенциал максимально эффективно. К примеру, режиссёр может придумать потрясающие спецэффекты, но для их реализации ему нужны технически подкованные помощники.

5. Развитое воображение

Мышление у технаря и гуманитария работает совершенно по-разному. Если первый мыслит преимущественно логическими и абстрактными понятиями, то в голове второго постоянно возникают и взаимодействуют различные образы. Поэтому творческие способности гуманитария развиты лучше. Он может достаточно отчетливо представить и «рассмотреть» образ непосредственно в своём воображении. Технарь же не умеет визуализировать мысли, поэтому увидеть общую картину может, только сделав набросок на бумаге.

Перечисленных 5 признаков достаточно для того, чтобы однозначно понять, кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря. Различия присутствуют, и они достаточно отчётливые

Но важно учитывать, что людей с чисто гуманитарным или чисто техническим складом ума мало. У большинства из нас присутствуют обе составляющие, просто одна из них превалирует, определяя наши интересы и способности

Многие профессии требуют от специалиста наличия и технической, и гуманитарной составляющей. К примеру, преподаватель физики должен быть и технарем, чтобы понимать предмет, и гуманитарием – чтобы уметь общаться с аудиторией. Дизайнер интерфейсов должен совмещать приятный визуальный стиль с продуманной эргономикой, а архитектор должен не только грамотно спроектировать здание, но и сделать его достаточно привлекательным.

Гуманитарий — кто это такой простыми словами?

Приветствуем Вас, наши друзья! Как правило, гуманитариями называют людей, для того, чтобы подчеркнуть их любовь к творчеству, а не к точным наукам. Они являются антиподом технарям.

Гуманитарий — это человек, более склонный к гуманитарным наукам, т. е. к таким, которые изучают человеческие наклонности и его жизнедеятельность в социальном обществе. К ним относится: история, культурология, филология, философия, лингвистика, религиоведение, литературоведение и другие.

Их обычно противопоставляют более точным наукам — информатике, математике, архитектуре, физике, кораблестроению, механике, химии и т.п.

Само слово «гуманитарный» имеет латинские корни. Оно произошло от слова «humanus» (дословно можно перевести на русский язык, как человеческий). Подразумевает собой, что человек с рождения более склонен к творческому мышлению, чем к логическому или техническому.

5 основных признаков

Характерных особенностей существует немало, но мы остановимся на самых главных из них.

  1. Большая эмоциональность. Обычно доверяют своей интуиции, а не логике. Часто совершают импульсивные поступки.
  2. Очень коммуникабельны. Запросто заводят знакомства, могут легко выступать перед публикой, читать лекции.
  3. Всегда открыты для общения. Напрочь отсутствует самолюбование и заносчивость. Уважают чужое мнение, любят дискутировать на разные темы. Запросто признают свою ошибочную точку зрения, если согласятся с доводами оппонента. В спорах для них главным является истина.
  4. Хорошо развита творческая способность. Отлично рисуют, пишут стихии прозу, работают в модельном бизнесе, дизайнерами.
  5. Развито воображение. С лёгкостью могут визуализировать свои мысли. Им не понадобится составлять набросок на бумаге, как технарям.

Плюсы и минусы

В любом деле есть свои положительные и отрицательные черты. Сделаем сравнительный анализ. Они обладают следующими характеристиками.

Сильные стороны

  • развитыми творческими способностями;
  • хорошим воображением;
  • ярким образным мышлением;
  • многозадачностью, общительностью;
  • умением красиво выражать свои мысли;
  • хорошим пониманием чужих эмоций;
  • способностью переживать и поддержать.

Слабые стороны

o нелогичностью по многим выводам и решениям;
o склонностью бросить незавершенное дело;
o излишней чувствительностью и эмоциональностью;
o невнимательностью;
o неумением сосредоточиться на обыденной и рутинной работе.

Отличия от технически подкованных видна налицо.

В чём главные отличия?

Между людьми с техническим складом уму и гуманитарным существует масса отличий. Возьмём для примера 3 области, в которых они весьма заметны.

  1. В восприятии окружающей нас действительности. Для одних — это противостояние зла и добра, а для других — холодный расчёт и железная логика.
  2. Отношение к своей роли в производственном процессе. Для более эффективной работы коллектива, в нём необходимо присутствие обеих групп. Они будут взаимно дополнять друг друга.
  3. В социальном взаимодействии. Гуманитариям (а они чаще всего будут экстравертами) общение имеет большое значение. Технарям обычно нравится тишина, чтобы спокойно поразмыслить над своей задачей. Они замкнуты в своём мирке.

На самом деле не всё так страшно, как кажется. Матушка природа ещё не даёт нам возможности превратиться в роботов. У всех людей в психике заложены как одни, так и другие черты. Технически грамотные личности могут спокойно общаться, а гуманитарии всегда могут рассуждать, основываясь на логике.

Заключение

Если Вы хорошо знаете свои наклонности, то это уже пол дела. Исходя из них необходимо делать выбор своей будущей профессии. Благо выбор большой. Главное, чтобы работа приносила удовольствие. Искренне желаем удачи!

Гуманитарные науки и гуманитарные технологии

Цель гуманистики — самосознание и самотрансформация человека, причём не только индивидуума, но и всего человечества. Технологии шагнули очень далеко вперёд. Гуманитарные науки, не ограничиваясь чисто исследовательским подходом, призваны изменять то, что они изучают. Отсюда один из самых острых методологических вопросов: о практическом, конструктивном потенциале гуманитарных наук, об их воздействии на сознание общества, на этику, на культуру, литературу, искусство, язык. Если естественные науки преобразуют природу посредством техники, а социальные науки преобразуют общество посредством политики, то гуманитарные науки ещё только находятся в процессе разработки методов своего практического воздействия на культуру.

Психолог

Предмет: психические явления личности. Средняя зарплата: 50000 руб. Необходимое образование: высшее профессиональное. Кому подходит: людям любого пола.

Психологи работают с расстройствами, от которых страдают психически здоровые люди. Речь идет о депрессиях, неврозах, разных вариациях нервных тиков, повышенной тревожности. Они взаимодействуют с детьми, рассматривают проблемы семейных пар, рассматривают состояния, от которых страдают взрослые люди. Психолог обязан быть грамотным, тактичным человеком, умеющим хранить чужие тайны. Информацию, услышанную во время сеанса, специалист не имеет права разглашать, обсуждать с кем-либо.

В России психологическая практика не слишком популярная, по статистике более 53% россиян не посещают душеведов, путая их с психиатрами. Около 10-15 % наших сограждан ходят к психологам регулярно. Для сравнения в США этот показатель достигает 40-50%, а каждый 6 американец регулярно принимает антидепрессанты.

Важно! Психологи ежедневно сталкиваются с чужими проблемами и страданиями, поэтому сами называют себя «сапожник без сапог». Происходит профессиональная деформация, мужья и жены психологов утверждают, что их вторые половинки – умные, бескомпромиссные и достаточно авторитарные личности, с которыми договориться практически невозможно

У многих специалистов, выбравшие это направление, есть собственные психологические консультанты.

Инструкция недели: как научиться мыслить критически

Эксперты Всемирного экономического форума включили критическое мышление в число навыков, необходимых во время Четвертой промышленной революции. Критическое мышление помогает думать рационально, принимать решения с опорой на доказательства и объективно оценивать информацию. Чтобы развить этот навык, нужно тренироваться и следовать нескольким правилам:

  1. Принимайте важные решения в спокойном состоянии, не поддавайтесь эмоциям.
  2. Сформулируйте задачу, с которой предстоит справиться. Попробуйте объяснить суть проблемы другими словами. Если акцент сместился, значит, вы неверно поставили задачу.
  3. Предложите несколько решений проблемы, найдите данные в пользу каждого из них.
  4. Всегда проверяйте достоверность информации, отделяйте мнения от фактов.
  5. Прогнозируйте и думайте о последствиях своих действий. Это поможет правильно решить задачу.
  6. Если вы не можете выбрать один вариант действий, остановитесь на самом простом из возможных.

Кому подходят такие специальности

В образовательной сфере есть специальные инструменты, которые помогают определиться с предпочтениями будущего специалиста. На первом же этапе уместен и простой самоанализ. Так, вам лучше подойдут гуманитарные специальности, если вы:

  • любите общение и хотите работать среди людей;
  • часто сопереживаете другим (неравнодушны к животным);
  • считаете себя творческой натурой;
  • с детства мечтали о профессии, связанной с кино или театром;
  • хорошо формируете собственные мысли, умеете выстраивать диалог и доносить свои аргументы (отличная база для всех направлений менеджмента);
  • умеете слушать (тогда вам подойдут гуманитарные специальности, связанные с психологией и психологической помощью);
  • хотите служить людям;
  • умеете быстро обрабатывать значительные объемы информации.

Нельзя сказать, что гуманитарии — это в большинстве своем представительницы прекрасной половины. Хотя, конечно, эмоциональность, присущая людям, которые предпочитают работать с людьми и для людей, у них выше. Тем не менее, некоторые виды деятельности здесь лучше подходят именно мужчинам (служба в полиции, криминалистика, журналистика).

Плюсы и минусы гуманитарных профессий в сравнении с техническими

Представители технических специальностей иногда склонны недооценивать роль гуманитарных профессий, но подумайте, что стало бы с обществом без учителей, психологов, юристов, экономистов, врачей?

Насколько эстетически беднее станет мир без дизайнеров, актеров и режиссеров, танцовщиков?

Плюсы гуманитарных профессий:

Гуманитарная сфера – это огромный пласт, включающий множество необходимых людям специальностей

Список гуманитарных профессий очень широк.
В современном мире особую важность получают soft skills – навыки, напрямую не связанные с профессиональной деятельностью, но позволяющие эффективно трудиться на профессиональном поприще. Они необходимы в любой области

Это гибкость, стрессоустойчивость, дружелюбие, умение работать в команде. Такие качества больше свойственны представителям гуманитарных профессий.
На гуманитарных отделениях в целом легче учиться, процент отчисленных ниже.

Минусы гуманитарных профессий:

  • На профессии гуманитарного направленияя традиционно высокий конкурс на поступление. Например, в МГУ он составляет в среднем 5,7 человека на место (на переводчика – 11, на рекламу и дизайн – 20 человек на место). В других вузах ситуация такая же. Конкурс на технические отделения в престижных московских вузах – 3-4 человека на место.
  • Менее предсказуемая, чем у «технарей», карьера. Впрочем, это иногда может быть плюсом.

Соотношение гуманитарных и социальных наук

Эта предметная сфера научного знания главное внимание уделяет проблемам человека, его жизни. Но мнения исследователей расходятся при включении каких-либо наук только к гуманитарным

Т.е. существуют такие дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но с позиции его жизни в социуме. По мнению большинства ученых, человек не сможет полностью сформироваться и жить без общества. В результате, в ходе решения данного вопроса, возникло объединенное название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как биологическое существо, но и как участника социальных отношений.

Учитель

Предмет: педагогика. Средняя зарплата: 40000 руб. Необходимое образование: высшее. Кому подходит: людям любого пола, в большинстве случаев профессию выбирают женщины.

Сферу педагогики издавна считали женской прерогативой, ведь дамам лучше удается воспитывать детей. Годы идут, но ничего не изменяется, ведь по статистке в школах преподают около 80% и 20% мужчин. Эта профессия подходит для гуманитариев, чаще всего они выбирают следующие предметы:

  • рисование,
  • физическая культура,
  • русский язык, иностранный языки и литература,
  • история,
  • домоводство.

Заработная плата учителей невысокая. Но, если они постоянно трудятся в школе и вкладывают в свою деятельность душу, базовая ставка повышается. Педагог может принимать участие в областных и государственных конкурсах, ездить за границу по обмену для повышения квалификации.

Гуманитарий и технарь: разница в мышлении

В действительности же хобби и даже сфера деятельности человека еще ни о чем не говорят.

Как тогда понять, кто из людей гуманитарий, что это, и по каким признакам определяется?

Существует как минимум 5 черт, указывающих на выраженный творческий склад ума:

  • Коммуникабельность .Гуманитарий и технарь по-разному налаживают контакт с окружающими людьми.

    Первый — замечательный коммуникатор, который легко заводит знакомства, начинает общение и непринужденно поддерживает беседу, даже если она ему наскучила. Именно поэтому многие люди с таким складом ума становятся прекрасными преподавателями, ораторами и психологами.

    Технари же по своей природе более замкнуты и не могут похвастаться такими же качествами коммуникаторов-гуманитариев.

  • Эмоциональность.

Гуманитарии склонны слушать свое сердце, а не голову. Они часто действуют под влиянием эмоций, прислушиваются к своей интуиции.

Технарям этого не понять: для них важна логика в любых своих действиях и здравый смысл. Такой человек полагается на свои знания и опыт, анализирует ситуацию, и лишь после этого принимает решения на основе выявленных закономерностей.

  • Открытость.Люди с гуманитарным складом ума всегда уважительно относятся к другим мнениям и понимают, что их точка зрения — не единственная истина в последней инстанции.

    В спорах они не намереваются победить, и всегда готовы выслушать обе стороны дискуссии. Технари в этом плане более заносчивы и самолюбивы. Они редко признают несовершенство своих мыслей и действий, пытаясь переубедить всех в своей правоте.

  • Любовь к творчеству.Гуманитарии чаще технарей пишут стихи, картины и занимаются искусством. Они любят творить, и им это легко дается.

    Люди с техническим складом ума тоже часто работают в этой сфере или заводят подобные хобби, но их действия приобретают другой характер.

    Гуманитарии часто становятся художниками, а технари — архитекторами и чертежниками. Пока первые пишут книги, вторые — преобразовывают их творения в сценарии и так далее.

  • Воображение .

Если у человека развито образное мышление, скорее всего, он — гуманитарий, и противоположность его типу — технарь, наоборот, отличается понятийным мышлением и рациональным подходом во всем.

Впрочем, разбираясь с понятием стоит отметить еще один немаловажный факт.

В качестве примера можно привести любого талантливого учителя математики, которому легко дается данная дисциплина, но который может легко наладить контакт с учениками и объяснить сложные задачи образными сравнениями.

Нередки и такие случаи, когда ярко выраженный гуманитарий, который занимается творчеством, замкнут в себе и тяжело идет на контакт с людьми.

Работодатели

Наших выпускников трудоустраивают:

  • Фирмы, проводящие маркетинговые исследования (ГфК Русь, Ipsos, ARMI-Marketing, Magram MR, Nielsen Company, РАДАР);
  • Компании, работающие в сфере медиапланирования (TNS Global и др.);
  • Аналитические управления крупных российских и международных компаний (Kaspersky Lab, «МегаФон», «Рольф», Procter&Gamble, Unilever, Kraft Foods, Kimberly-Clark, Google);
  • Рекламные и PR-агентства;
  • Компании, изучающие общественное мнение (Аналитический центр Юрия Левады, ФОМ, ВЦИОМ, Группа РОМИР (НИСПИ, АИСТ, АРПИ);
  • HR-агентства (поиск персонала);
  • Министерства и ведомства (Минэкономразвития и др.);
  • Финансово-кредитные учреждения (Сбербанк России и др.);
  • Университеты (НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МВШСЭН и др.);
  • Исследовательские институты (НИСП, Институт социологии РАН и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector