Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Трудовой кодекс

Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:

  1. При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  2. Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  3. Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе водителем автобуса допускается работник не моложе 21 года, имеющий российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водитель автобуса обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Водитель автобуса обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— применять средства индивидуальной защиты;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

1.4. Водитель автобуса должен уметь:

— проверять техническое состояние автобуса;

— устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации автобуса, не требующие разборки узлов и агрегатов;

— обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку багажа;

— своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

— использовать в работе различные типы тахографов.

1.5. На водителя автобуса возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;

— повышенного уровня шума на рабочем месте;

— повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— нервно-психических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители автобусов обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 шт.
Перчатки с точечным покрытием 12 пар
Перчатки резиновые или из полимерных материалов дежурные
Жилет сигнальный 2 класса защиты 1

1.6. Спецодежда должна содержаться в исправном состоянии, при выполнении работ должна быть застегнута. В карманах не должно быть колющих и режущих предметов.

1.7. К работе не допускаются водители находящиеся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

1.8. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.9. Курение в автобусе, помещениях, предназначенных для стоянки транспортных средств, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается, разрешается только в местах, специально отведенных для  курения, обозначенных знаком «Место курения».

1.10. Водитель автобуса не допускается к управлению автомобиля в случае:

— истечения срока действия водительского удостоверения;

— выявленного в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний;

— лишении права на управление транспортными средствами.

1.11. Запрещается эксплуатация автобуса при отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

1.12. Запрещается эксплуатировать неисправный автобус.

1.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.14. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Новые правила

Работа автотранспорта и его техобслуживание – сфера действия новых Правил, которые с 27 сентября этого года придут на смену Межотраслевым. Юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою работу в автотранспортной отрасли, будут обязаны руководствоваться новым документом. При этом напольный колесный транспорт, работа которого осуществляется внутри территории, новыми правилами не затронут (погрузчики, кары, грузовые телеги). Документ состоит из 7 разделов, в которых подробно описаны новые требования. Даны ссылки на связанные нормативные акты. Пример: при упоминании работ с применением грузоподъемных машин и механизмов дается ссылка на «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

В документе речь идет:

  • о вредных факторах труда: загазованности (запыленности), пониженной (повышенной) температуре воздуха и оборудования, шумах, вибрациях, влажности, плохой освещенности, вплоть до нервно-психических нагрузок работника;
  • о правилах и периодичности прохождения инструктажей;
  • об обязательных медосмотрах;
  • о запрещении женского труда и несовершеннолетних — на опасных участках;
  • о средствах индивидуальной защиты сотрудников;
  • о дополнительных оплачиваемых перерывах в холодное время года;
  • о внешнем освещении производственных площадей, и т.д.

Много внимания уделено ОТ на участках техобслуживания авто и сходных по назначению территориях. Так, кузнечный и сварочный участки должны иметь половое покрытие из несгораемых материалов. ОТ на стоянке или в гараже предполагает, что он расположен отдельно от других помещений, производственного характера и имеет водяной сток. Сварочные, кузнечные, покрасочные и подобные им работы на территории гаража или стоянки запрещены. Спецтранспорт для перевозки горючего хранится отдельно от других машин.

На заметку. Помимо указанных нормативных актов, существуют документы, регламентирующие некоторые специфические сферы оказания транспортных услуг, например, Правила по охране труда на городском электротранспорте (действуют с 20-04-17 г.), транспортных средств на пневмоходу (в действии с 01-10-02 г.), Правила РЖД относительно перевозки собственных сотрудников (в действии с 01-02-16 г.).

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. При возникновении неисправностей автомобиля (отказе тормозов, рулевого управления, аккумулятора и т. п., постороннем шуме) немедленно прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

5.2. При возникновении пожара на машине немедленно остановить ее, заглушить двигатель, перекрыть бензобак и отсоединить аккумулятор. Огонь тушить огнетушителем, песком, землей, кошмой.

5.3. При несчастном случае пострадавший или очевидец, бывший при этом, обязаны известить лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика, которые должны организовать оказание первой помощи пострадавшему и направить его в медпункт.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе водителем легкового автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водитель легкового автомобиля обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Водитель легкового автомобиля обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— применять средства индивидуальной защиты;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

1.4. На водителя легкового автомобиля возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;

— повышенного уровня шума на рабочем месте;

— повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— нервно-психических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители легковых автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 шт.
Перчатки с точечным покрытием 12 пар
Перчатки резиновые или из полимерных материалов дежурные
Жилет сигнальный 2 класса защиты 1

1.6. Спецодежда должна содержаться в исправном состоянии, при выполнении работ должна быть застегнута. В карманах не должно быть колющих и режущих предметов.

1.7. К работе не допускаются водители находящиеся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

1.8. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.9. Курение в помещениях, предназначенных для стоянки транспортных средств, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается, разрешается только в местах, специально отведенных для  курения, обозначенных знаком «Место курения».

1.10. Водитель автомобиля не допускается к управлению автомобиля в случае:

— истечения срока действия водительского удостоверения;

— выявленного в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний;

— лишении права на управление транспортными средствами.

1.11. Запрещается эксплуатация автомобиля при отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

1.12. Запрещается эксплуатировать неисправный автомобиль.

1.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.14. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Вредные и опасные факторы

В процессе осуществления трудовой деятельности на водителя автомобиля воздействуют следующие опасные и вредные факторы:

  • легковоспламеняющиеся вещества, газы;
  • горячая жидкость;
  • оборудование и инструментарий, могущие привести к травмированию;
  • вывешенный автомобиль и его части;
  • бензин;
  • вынужденное положение тела;
  • напряжение глаз и т.п.

Список не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом имеющихся на конкретном предприятии вредных факторов.
В инструкции по охране труда должны быть отражены рекомендации, способствующие минимизации влияния вредных факторов на водителя.

Водитель легкового автомобиля

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

водителя легкового автомобиля (лица, управляющего легковым автомобилем)

(Пункты могут быть изменены применительно к работе вашей организации)

Общие положения

  1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права водителя, управляющего служебным легковым автомобилем.
  2. Водитель служебного легкового автомобиля назначается приказом руководителя организации.
  3. Водитель служебного легкового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение категории «В», «ВЕ».
  4. Водитель служебного легкового автомобиля должен знать:
  • Правила дорожного движения, административную ответственность за их нарушение, основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа.
  • Основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • Основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).
  • Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля.
  • Назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории.
  • Признаки неисправностей, возникающих в пути.
  • Порядок действия в случае дорожно-транспортного происшествия и порядок вызова аварийных и спасательных служб.
  • Правила оказания первой медицинской помощи.
  • Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и порядке.
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Правила и нормы охраны труда.

Обязанности

Водитель служебного легкового автомобиля обязан:

Соблюдать Правила дорожного движения.
Строго выполнять все распоряжения руководителя организации и своего непосредственного начальника

Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.
Не употреблять перед выездом или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
Проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом, в пути, и по возвращению на место стоянки.
Устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства, не требующие разборки узлов и агрегатов, а также самостоятельно выполнять необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
Обеспечить корректное профессиональное вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние автомобиля. Не применять без крайней необходимости резкие обгоны впереди идущих автомобилей

Водитель должен предвидеть любую дорожную обстановку, выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.
Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автомобиль только на охраняемых стоянках.
В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.
Своевременно проходить периодическое техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
Содержать двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте и порядке.
Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях. Всегда находиться на рабочем месте в автомобиле или в непосредственной близости от него.
Ежедневно вести путевые листы, отмечать маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива. При необходимости отмечать количество отработанного времени.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.6

При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.
3.7

Водителю не разрешается:
— управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автомобилем посторонним лицам;
— выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.8. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!»
3.9. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару. Использованную ветошь складировать с негорючие изолированные ящики с плотными закрывающимися крышками.
3.10. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.11. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.12. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.13. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.14. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
3.15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

Законодательная база

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работодателя возложена обязанность разработать для работников документацию по охране труда. Первичный инструктаж по охране труда проводится при устройстве на работу и предполагает, в том числе, ознакомление с инструкцией по охране труда. Ознакомление проводится с проставлением подписи работника:

  • в журнале ознакомления с инструкциями по охране труда;
  • либо в приложении к трудовому контракту;
  • либо на листе ознакомления с инструкциями по охране труда.

При замене инструкции ознакомление производят снова.

Для многих профессий на уровне ведомств разработаны типовые инструкции, которые можно использовать при составлении ИОТ для конкретной должности на конкретном предприятии. Для водителей разработаны следующие типовые инструкции:

  • ТИ Р М-008-2000. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта;
  • ТОИ Р-200-01-95 Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей и другие.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшему несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, своему непосредственному руководителю или диспетчеру, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызват бригаду скорой помощи по телефону 103 принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.
4.3. В случае возгорания вызвать пожарную охрану по телефону 101, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Перед выездом на линию водитель должен:

— пройти предрейсовый медосмотр;

получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии.

2.2. Проверить техническую исправность и укомплектованность автобуса и получить соответствующую отметку в путевом листе

При осмотре особое внимание обратить на:

— исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, стеклоочистителей, дверей салона, отопительного устройства, глушителя и плотность его соединений и т.д.;

— отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;

— давление воздуха в шинах и их исправность;

— чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих надписей;

— надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

2.3. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.

2.4. Перед пуском двигателя транспортного средства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.

2.5. После запуска и прогрева двигателя проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

2.6. В случае обнаружения неисправностей, обнаруженных при осмотре, не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом непосредственному руководителю.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.
4.4. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, непосредственному руководителю, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.5. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector