Исключение ооо из егрюл по инициативе налоговой инспекции

Содержание:

Форма и содержание жалобы

Прошение оформляется либо в письменной форме, либо в электронном виде. В первом случае оно подается непосредственно в налоговую или по почте, скрепляется простой подписью без нотариального заверения. В электронном виде направить обращение можно только через интернет, и подписано оно должно быть простой электронной подписью.

Содержание документа можно разбить на 3 части:

  1. Преамбула. Здесь указываются:
    • Данные заявителя:
    • для гражданина: фамилия, имя отчество и место жительства;
    • для организации: наименование и адрес.
    • Название органа, решение и действие которого обжалуются.
    • Реквизиты акта, с которым не согласен заявитель.
  2. Описательная часть. В этом разделе следует раскрыть все основания, по которым нарушены права подателя.
  3. Просительная часть. Требования традиционно состоят в просьбе отменить незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Дополнительно в тексте прописываются:

  1. Почтовый адрес заявителя, телефоны, адрес электронной почты.
  2. В целях точной идентификации можно внести в преамбулу также:
  • для физического лица — ИНН;
  • юридического — ОГРН и ИНН.

К заявлению прикладываются:

  • документы, подтверждающие доводы подателя;
  • доверенность, если подписантом является представитель.

Бланк заявления — форма № 38001. Ее можно найти в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@.

Внимание: приказ действующий. Соответственно, и форма заявления тоже. 

Способы восстановления записи в реестре

Восстановить запись о юридическом лице можно только в крайнем случае и только посредством обжалования решения регистрирующего органа.

Судебная практика исходит из того, что для восстановления записи в реестре юридических лиц необходимо доказать следующие условия:

— Фактическое осуществление деятельности: осуществление поставки товаров, заключенные договоры аренды, электроснабжения, договор на оказание услуг по поиску объекта недвижимости, решения общего собрания (А64-2085/2013 от 29.05.2013, А20-196/2016,N А07-11929/2015 от 31.08.2015 г., N А21-8538/2014 от 12.12.2014).

— Исключение из реестра препятствует возможности взыскания по исполнительным документам (N А60-27322/2014 от 28.09.2014, А28-7030/2016 от 28.09.2016).

— В публикации налогового органа о предстоящей ликвидации юридического лица не представлены все необходимые сведения для предъявления требований (сроки, адрес) (N А76-10816/2013 от 06.09.2013, А53-19202/2012, А82-2106/2014, А60-56597/2014).

— Налоговым органом не были осуществлены контрольные функции в отношении ООО, в том числе не направлялись требования об уплате налогов и сборов, не проводились налоговые проверки (N А41-51242/15 от 24.08.2015).

— Нарушаются права кредиторов и заинтересованных лиц: препятствие возможности списания задолженности (№ А40-42183/10-153-178 от 27.09.10), невозможно возвратить имущество, которое перешло к исключенному юридическому лицу по договору аренды, нарушение прав ИФНС как кредитора по налоговым платежам (А09-2985/2010 от 02.07.2010), затрагиваются права участников юридического лица (невозможность реализации имущества, находящегося в собственности общества).

— Заявление кредитором было направлено в трехмесячный срок, но несмотря на это общество было исключено из реестра.

— Представлены налоговые декларации с отметками по штампу (А77-686/2013).

— Уважительная причина пропуска срока на предъявление заявления (А58-5849/2015 от 06.04.2016).

Практика применения показывает, что регистрирующий орган активно пользуется предоставленным ему механизмом по очистке реестра юридических лиц.

Наша практика показывает, что для многих участников и руководителей обществ факт исключения их спящих обществ становится неприятным сюрпризом при регистрации нового общества, при приобретении доли в другом действующем обществе.

Для того, чтобы избежать подборных неприятных ситуаций, всем участникам и руководителям рекомендуется проверить себя на предмет участия в спящих компаниях и самостоятельно совершить действия по ликвидации/ реабилитации таких компаний.

Кто может оспаривать

Право на подачу заявления/жалобы имеют:

  1. Кредиторы исключенной фирмы. К ним относятся контрагенты по гражданско-правовым сделкам (пп. 1, 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ).
  2. Иные заинтересованные лица. Например, работники компании, участники (учредители).
  3. Что касается самого ликвидированного предприятия, то в п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ оно не указано как обладатель права на оспаривание, хотя в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ недействующая фирма упоминается, наряду с кредиторами и иными заинтересованными лицами, как субъект, правомочный высказать свое возражение. Однако на практике исключенные предприятия выступают полноправными заявителями в таких делах (дело № А33-12125/2015 АС Красноярского края).

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Жалоба направляется:

  • через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
  • непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.

Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.

Исключение предприятия из реестра: общие вопросы

Разбираемые нами вопросы регулируются:

  • ст. 21.1, 22 и гл. VIII.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ);
  • гл. 22, 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ).

Поводом для принудительной ликвидации считается (п. 1, п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):

  1. Одновременное наличие на протяжении 12 месяцев подряд обстоятельств, в связи с которыми лицо признается недействующим, а именно:
  • неисполнение обязанности по сдаче налоговой отчетности;
  • отсутствие операций по счетам.
  1. Отсутствие у компании и ее учредителей средств на проведение ликвидации в общем порядке.
  2. Истечение 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, если фирма не предприняла никаких опровергающих данную отметку действий.

При этих условиях регистрирующий орган (далее — налоговая, инспекция, налоговый орган) принимает решение о предстоящем исключении лица из реестра, размещаемое в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России «Об обеспечении публикации…» от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Сообщение находится в открытом доступе на официальном сайте издания.

В течение последующих 3 месяцев сама компания, ее кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то налоговая вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией (п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ).

Спорные вопросы в практике обжалования

И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.

В отношении коммерческих организаций у арбитражных судов мнения разделились на прямо противоположные:

  1. Одни суды применяют расширительное толкование ст. 21.1 закона № 129-ФЗ, запрещают регистрирующему органу формально подходить к процедуре и отрицают возможность ликвидировать компанию только при наличии 2 оснований (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2013 № Ф03-1381/2013).
  2. Другие суды строго придерживаются буквального толкования нормы ст. 21.1 закона № 129-ФЗ и отказывают в оспаривании предприятиям, если они подпадают под указанные в законе № 129-ФЗ признаки. При этом даже не учитываются факты, например, заключения сделок, ведения судебных процессов и др. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2012 по делу № А45-11367/2012).

***

Итак, чтобы обжаловать изъятие организации из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может воспользоваться либо административным ресурсом, либо сразу пойти в суд. Главное преимущество первого способа — это быстрое рассмотрение вопроса, не требующее никаких материальных затрат в виде госпошлины.

Однако решения регистрирующих органов, как правило, выносятся в соответствии с общей политикой ФНС России, которая может не совпадать с объективной реальностью. В то же время судебное разбирательство всегда ставит точку в споре, является более традиционным средством защиты прав, а арбитражный суд воспринимается как незаинтересованная инстанция.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Судебный порядок. Форма заявления

Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Обращение составляется:

  • в письменной форме;
  • электронном виде с помощью сервиса «Мой арбитр» на официальных сайтах арбитражных судов.

При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ):

  • 300 руб. — для граждан;
  • 3 000 руб. — для организаций.

Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Что означает недостоверность сведений

Недостоверными ФНС называет сведения, которые вызывают сомнения или не соответствуют действительности. Что это может быть?

  • Явно некорректная информация. Например, участником или директором является человек, который числится умершим и это подтверждено записями ЗАГС. Сюда же можно отнести лиц, чьи паспорта внесены в реестр недействительных. Или ФНС получила заявление по форме Р34001, в котором заявитель сообщает, что сведения о нём в качестве руководителя или участника внесены в ЕГРЮЛ без его ведома.
  • Информация о том, что директор ООО внесён в список дисквалифицированных лиц. Даже если с таким человеком заключён трудовой договор, ФНС не признаёт его в качестве руководителя, ведь по закону он не имеет права заниматься управленческой деятельностью.
  • Компания не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Этот факт может выясниться случайно в ходе проверки, или же письма налоговой инспекции возвращаются недоставленными. Кроме того, иногда по юридическому адресу обнаруживается объект, на котором в принципе не может быть создано рабочее место для директора (здание разрушено, не достроено, вообще не существует и др.).

Сам по себе признак массовости не относится к некорректным сведениям, однако он вызывает сомнения у налоговиков. Предположим, человек числится директором в 15 организациях. В таком случае надо быть готовым объяснить ИФНС, каким образом он успевает руководить таким количеством компаний, если должен находится по юридическому адресу каждой из них.

То же самое относится к сведениям об адресе. Если по одному и тому же адресу зарегистрировано больше 10 компаний, ФНС может проверить, создано ли для каждого руководителя рабочее место. Ведь статья 54 ГК РФ определяет, что ООО регистрируется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Таким образом, признак массовости (а это более 10 организаций) будет вызывать у налогового органа сомнения в достоверности сведений, внесённых в ЕГРЮЛ.

Взгляд ФНС

С позиции налоговой службы ликвидация предприятия из ЕГРЮЛ осуществляется исключительно в тех случаях, когда у компании нет долгов по обязательным платежам. Именно поэтому фискальные органы, способные решать вопросы об очищении реестра от предприятий, которые не действуют, вместо процедуры исключения из ЕГРЮЛ подают иск о признании банкротом юридического лица.

Арбитражные суды, в свою очередь, рассматривая заявления ФНС, находят все свойства недействующей организации и не принимают иски о банкротстве к рассмотрению. Наличие в налоговом и гражданском законодательстве разночтений требуют регулирования. Это нужно для того, чтобы в ЕГРЮЛ была исключительно актуальная информация о действующих предприятиях.

Судебная практика

В законе указано, что исключить ЮЛ могут при длительном отсутствии движения по счетам. Последнее подтверждает отсутствие деятельности компании. Однако некоммерческая организация может работать, не прибегая к использованию счетов. Она может оспорить свое исключение в том случае, если докажет наличие деятельности.

Принятие решения по делу зависит от позиции конкретного суда. Некоторые суды полагают, что исключение возможно только при наличии всех условий. Если компанию исключили из ЕГРЮЛ по одному основанию, по обжалованию принимается положительное решение. Другие суды трактуют норму статьи 21.1 ФЗ №129 буквально. Если ЮЛ попадает хотя бы под одно основание, в просьбе об отмене решения отказывают.

К СВЕДЕНИЮ! Куда лучше обращаться? Административное рассмотрение дела отличается скоростью. Через налоговую можно решить вопрос быстро и без уплаты пошлины. Плюсом суда является то, что он является незаинтересованным органом. Судья поставит окончательную точку в деле.

Обзор документа

Действующее законодательство предусматривает проверку регистрирующим органом достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, и порядок размещения указанных сведений на сайте ФНС. Ведомство разъяснило процедуру такой проверки.

Также ФНС напомнила, что организация, которая в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не предоставляло отчетность по налогам и сборам и не проводило операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такая компания может быть исключена из ЕГРЮЛ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ

Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.

По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:

В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ)

Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.. На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ)

Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска

На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.

Административная и уголовная ответственность, как последствие ликвидации

За ликвидацию организации в любом порядке и ее исключение из реестра  участники не несут ни уголовной, ни административной ответственности. Такие виды ответственности могут наступать только при совершении участниками компании преступлений или правонарушений в ходе управления организацией, если их вина будет доказана.

Например, в силу ст. 199.1 УК РФ ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению и уплате налоговых платежей. По ст. 199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие средств и имущества компании, из которых должно производиться взыскание задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам.

Можно ли без ведома учредителей исключить организацию из ЕГРЮЛ, и предусмотрена ли ответственность при таком исключении?

Исключение компании из реестра без ведома ее участников вполне возможно, однако только по определенным ст. 21.1 ФЗ № 129 основаниям. В этом случае процедура ликвидации осуществляется по инициативе налоговой службы, которая принимает решение о прекращении деятельности фирмы.

Исключение производится только в том случае, если:

  1. Организация в течение 1 года не сдает отчетность.
  2. По счетам компании нет движения средств в течение 1 года.

Приведенные два условия должны иметь место в совокупности, то есть одновременно.

ФНС публикует в печатном издании – «Вестник государственной регистрации» информацию о том, что такая фирма будет ликвидирована, и у заинтересованных лиц есть возможность в течение 3 месяцев подать заявление о прекращении процедуры. Если такое заявление не подано, то компания исключается из реестра. Соответственно, исключение влечет ликвидацию. Какой-либо ответственности участников при проведении приведенной административной процедуры нет. Единственное последствие – ликвидация компании.

Кроме того, в административном порядке ФНС может исключить фирму из реестра в том случае, если в течение полугода ее участники не примут мер по внесению изменений в реестр сведений, признанных в установленном порядке недостоверными.

Еще один вариант, при котором возможно исключение компании из реестра в административном порядке – отсутствие средств на ее ликвидацию и невозможность возложения такой обязанности на учредителей.

Точка невозврата

При отсутствии активов у юридического лица, которые возможно реализовать, чтобы удовлетворить требования кредиторов, его долги перед бюджетом и контрагентами, считаются безнадежными с того момента, как происходит исключение из ЕГРЮЛ.

Однако устранение компании из реестра нельзя рассматривать в качестве легкой возможности ликвидации угаснувшей организации. Подобный подход допускается только для предприятий-однодневок, создававшихся на короткое время. При отсутствии среди руководителей и учредителей реальных физических лиц, к которым возможно предъявление налоговых претензий, то внесудебная ликвидация из ЕГРЮЛ будет безболезненной.

Если же у «бросаемой» организации есть фактические учредители, то процедура устранения не дает им права освобождения от субсидиарной ответственности за задолженность перед различными кредиторами или бюджетом.

Недостоверность каких сведений является основанием для исключения из ЕГРЮЛ

С первыми двумя причинами исключения ООО из ЕГРЮЛ в общих чертах всё понятно. Как правило, речь в этом случае идёт о недействующих или уже прекративших свою деятельность организациях.

Но вот среди компаний, которым грозит предстоящее исключение из реестра в связи с недостоверностью, много работающих бизнесов

Поэтому для них особенно важно знать, какие данные об ООО могут быть признаны недостоверными сведениями, и что делать в этом случае

В реестр ЕГРЮЛ включают разные данные об юридическом лице. Это фирменное наименование, коды ИНН/КПП и ОГРН, размер уставного капитала и долей в нём, виды экономической деятельности, юридический адрес, данные учредителей, руководителя и другие.

Однако не все эти сведения могут быть признаны недостоверными, а только некоторые их них. Они перечислены в статье 11 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Это юридический адрес ООО, а также данные о руководителе и участниках общества.

Способы привлечения к ответственности

Кредитор должен иметь неоспоримые доказательства того, что директор и учредитель действительно имели умысел и заведомо действовали недобросовестно, что привело организацию к неисполнению обязательств.
Пример недобросовестных и неразумных действий руководителя — организация длительное время:

  • не сдавала финансовые отчеты,
  • не платила налоги,
  • не сообщила о банкротстве,
  • не приняла попытки погасить образующуюся задолженность.

В результате таких действий (плюс смена руководителя на номинального) компания фактически перестает быть действующим юридическим лицом.

В случае, если директор и учредитель смогут доказать свою невиновность, отсутствие умысла и недобросовестных действий, в результате которых общество утратило признаки действующего, суд может освободить от субсидиарки.

Подать исковое заявление кредитору имеет смысл, если есть четкое понимание, что руководитель компании-должника преднамеренно и осознанно подвел свою организацию к банкротству или ликвидации. В таких случаях, как правило, суд налагает субсидиарную ответственность и взыскивает долг с виновного лица даже если общество уже исключено из реестра.

Административный порядок

Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:

  • Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
  • Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).

ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).

Как подать возражения на исключение недействующего юрлица?

Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:

  • Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
  • Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.

Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.

Особенности составления жалобы

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Ограничения для гражданина после исключения из ЕГРИП.

Со вступлением в силу рассматриваемых изменений не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ):

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

  • не истек один год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;

  • не истекли три года со дня исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа.

Кроме того, индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе данной процедуры.

Также напомним, что не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, установленные законодательством, в случае, когда это физическое лицо имеет или имело судимость, подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, общественной безопасности либо имеет неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, за исключением случаев, предусмотренных законом.

* * *

Поправки к Федеральному закону № 129-ФЗ ужесточают требования, предъявляемые к деятельности индивидуальных предпринимателей: если такие лица не представляют установленную отчетность и имеют задолженность по налогам и сборам, то они подлежат исключению из ЕГРИП по решению налогового органа. Ранее подобное положение отсутствовало. При этом исключенное в данном порядке физическое лицо не может быть снова зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в течение последующих трех лет.

Соответственно, полномочия налоговых органов расширили. Отметим, что для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя при наличии приведенных выше фактов решение суда не нужно, достаточно решения регистрирующего органа.

У индивидуальных предпринимателей, которые формально соответствуют условиям принудительной ликвидации их статуса, но хотят его сохранить, осталось совсем мало времени: до 01.09.2020 нужно представить налоговую отчетность и (или) погасить недоимку по налогам и сборам.

И еще один момент: прекращение статуса индивидуального предпринимателя, даже по решению налогового органа, не избавляет данное физическое лицо от уплаты недоимки по налогам и сборам. В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 отмечено, что согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя (Письмо Минфина России от 24.01.2017 № 03-02-08/3210). 

 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Обзор документа

Юрлицо исключается из ЕГРЮЛ:

— при невозможности ликвидации из-за отсутствия средств на это;

— при наличии в ЕГРЮЛ в течение более 6 месяцев сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Дебиторская задолженность должника, исключенного из ЕГРЮЛ по этим основаниям, не может быть признана безнадежной по основанию ликвидации должника. При этом ничто не препятствует налогоплательщику признать такую задолженность безнадежной по иным основаниям.

Признание списываемой задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Какие существуют основания для оспаривания

Если предприятие оказалось исключенным из реестра в административном порядке как недействующее, то «вернуть его к жизни» можно только в следующих случаях:

  1. Когда по факту отсутствуют причины для прекращения. В таких ситуациях речь идет о наличии у налоговой недостоверных сведений в результате, например, ошибок в работе самого органа (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2013 по делу № А40-113163/12).
  2. Если регистрирующий орган нарушил порядок исключения. Например, не было опубликовано решение о предстоящем исключении (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу № А82-2561/2008-27). Или в размещенном сообщении отсутствовала информация о сроках и порядке направления возражений по факту предстоящего исключения (постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2012 по делу № А64-5746/2010).
  3. При осуществлении принудительного прекращения даже после получения в положенный 3-месячный срок обоснованного возражения от кредиторов, самого юридического лица и иных заинтересованных субъектов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector