Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда
Содержание:
- Правила и порядок проведения специальной оценки условий труда
- Исследования РМ
- Штрафы за отсутствие аттестации
- Гарантии в соответствии с классами и подклассами условий труда.
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- V. Порядок проведения оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах
- Сроки аттестации
- Обязательна ли аттестация рабочих мест?
- Каким образом используются заключения оценивания
- Этапы проведения
- Как избежать ошибок?
- Порядок проведения аттестации
- Где пригодится?
Правила и порядок проведения специальной оценки условий труда
Оценку рабочих мест должна проводить специальная комиссия.
Образец аттестата аккредитации
В нее входят представители сторонней независимой организации, специализирующейся на проведении проверок в области охраны труда
Особое внимание следует обратить на наличие специальной аккредитации на подобную деятельность у выбранной организации
Кроме этого, в деятельности комиссии должны принимать участие представитель организации (как правило, руководитель или уполномоченное должностное лицо), представитель профсоюза организации, если таковой имеется, и специалист по охране труда.
Проверке и оценке подлежат все рабочие места, находящиеся на территории юридического лица, в том числе места офисных сотрудников, ранее не подлежавшие проверке. Если в организации есть несколько рабочих мест с аналогичными условиями труда (расположение, вентиляция, оснащение, используемые материалы и т.д.), то оценивать допустимо 20% от таких рабочих мест. При этом, аналогичных рабочих мест нужно проверить не меньше двух.
Сроки проведения специальной оценки совпадают со сроками аттестации, то есть планово она должна осуществляться каждые пять лет, но это относится только к уже действующим рабочим местам, в отношении которых не производилось никаких изменений.
Новые рабочие места должны быть проверены после их введения, а не по истечении пяти лет с даты последней проверки. Если имели место изменения условий труда (оснащение места, смена технологии, переезд и т.д.), то после завершения этих изменений должна быть проведена оценка.
Помимо этого, результаты аттестации и спецоценки используются при расчете скидок или надбавок при уплате страховых взносов в ФСС.
Ответственность за своевременное проведение проверки возложена на работодателя. Он обязан обеспечить формирование комиссии и соблюдение сроков проверки.
Более детально про правила проведения данной процедуры можно узнать из следующего видеоматериала:
Исследования РМ
Комиссия ведёт учёт РМ, на которых не обнаружены ВиО факторы. Идентификация опасности и вреда обстановки производится в соответствии с Классификатором, утверждённым Приказом Минтруда РФ № 33-н от 24.01.2014.
По ч. 3 ст. 10 ФЗ № 426-ФЗ исследованию на наличие ВиО признаков подлежат:
- станки, техника производственные машины;
- сырьё, материалы и прочие объекты, которые используются в рамках профессии на РМ.
Проверка этих объектов обязательна.
Также берутся во внимание:
- показания предыдущих исследований;
- инциденты, когда сотрудник пострадал на производстве вследствие влияния опасного или вредного фактора;
- наличие комментариев сотрудников по поводу обнаружения негативных явлений.
Затем эксперты могут сделать вывод о присвоении объекту статуса (класса) с оптимальными, допустимым, вредными и опасными УТ. Вредность обстановки также подлежит классификации на подклассы. Все ведомости излагаются в отчётности в виде декларации.
Штрафы за отсутствие аттестации
Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.
Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.
Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.
Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.
В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.
При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.
Гарантии в соответствии с классами и подклассами условий труда.
Итак, трудящимся во вредных и (или) опасных условиях работодатель обязан обеспечить:
-
сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
-
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
-
повышение оплаты труда в размере не менее 4 % оклада (ст. 147 ТК РФ).
При этом не всем без исключения работникам предоставляются гарантии. И прежде всего не получают их работники, чьи рабочие места имеют 1-й (оптимальный) и 2-й (допустимый) класс условий труда. Но гарантии предоставляются и не всем работающим во вредных и опасных условиях. Представим варианты в таблице.
Класс |
Подкласс |
Гарантии (компенсации) |
||
---|---|---|---|---|
Сокращенная рабочая неделя |
Дополнительный отпуск |
Повышенная оплата труда |
||
Вредный |
3.1 |
— |
— |
+ |
3.2 |
— |
+ |
+ |
|
3.3 |
+ |
+ |
+ |
|
3.4 |
+ |
+ |
+ |
|
Опасный |
4 |
+ |
+ |
+ |
Итак, гарантии и компенсации работникам должны быть установлены трудовым договором. При этом необходимо учитывать положения отраслевых соглашений, коллективных договоров.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
V. Порядок проведения оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах
- Оценка состояния условий труда на каждом рабочем месте производится с учетом фактических значений условий труда, определенных согласно разд. II — IV настоящего Положения:
1.1. Показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
Примечание. В настоящее время применяются:
- Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.1999 (с изм. от 23.02.2003);
- СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»;
1.2. Показателя (оценки) состояния травмобезопасности.
1.3. Показателя обеспеченности работника (работников) специальными средствами индивидуальной защиты, эффективности этих средств.
- Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса производится в соответствии с Руководством Р 2.2.755-99 и СанПиН 2.2.0.555-96 путем сопоставления результатов измерений всех вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них указанными правовыми актами гигиеническими нормативами. На этой основе определяется класс условий труда как для каждого фактора, так и для их сочетания на рабочем месте.
Рабочие места, условия труда на которых по итогам их аттестации признаны вредными (классы 3.1 — 3.4 условий труда согласно разд. 4 Руководства Р 2.2.755-99), закрываются. Работа на этих рабочих местах может быть продолжена лишь в двух случаях:
3.1. Если условия труда на них будут доведены до уровней оптимальных или допустимых значений (классы 1 и 2 условий труда согласно указанному выше разд. 4).
3.2. При получении разрешения органов и организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы на продолжение работы на этих рабочих местах на определенных условиях в порядке, предусмотренном п. 1.4 разд. 1 Руководства.
- На рабочих местах, условия труда на которых по итогам их аттестации признаны опасными (экстремальными) (класс 4), работа не допускается, за исключением случаев ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ (п. 1.5 разд. 1).
- По результатам оценки рабочего места в соответствии с Классификацией условий труда по травмобезопасности дается заключение о его соответствии одному из классов (1 — 3).
- При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным.
- В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных производственных факторов превышают существующие нормативы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.
При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 — по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
- Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации.
Сроки аттестации
По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.
Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.
-
Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.
-
Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.
-
По требованию инспекции по труду.
-
По просьбе работников и представителей профсоюза организации.
В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.
Обязательна ли аттестация рабочих мест?
АРМ 1 раз в 5 лет на любом предприятии – обязательная процедура, установленная законодательно. Это не зависит от формы его собственности и порядка налогообложения, так как при любых обстоятельствах работодатель должен гарантированно обеспечить работникам надлежащие условия труда. Процедура аттестационных действий призвана оценить, насколько они соответствуют законодательным нормам.
Комиссия оценивает РМ по критериям: уровню шума, вибрации, микроклимату, тяжести и напряженности работы, наличию ионизирующих излучений, химическим и биологическим параметрам. Все показатели оказывают воздействие на здоровье персонала, если не соблюдается норма.
Каким образом используются заключения оценивания
Полученные результаты направлены на улучшение условий в компании.
Так, они выполняют следующие функции:
- Служат основой для последующих разработок и принятия мер по усовершенствованию УТ.
- Если есть нарушения регламентов или законодательных предписаний, то результат оценки помогает привести условия труда в норму.
- Если выяснится, что сотрудник работает во вредящей здоровью обстановке, это заставляет работодателя оформить работающему дополнительные дни отдыха или отпуска, а также предусмотреть материальные выплаты, повысить зарплату или социальные гарантии.
- Обязывают начальство оповестить работников о рисках и опасностях на производстве, рассказать о способах самозащиты и безопасности.
- Позволяют контролировать обстановку, в которой работают люди, на предмет опасности здоровью, оценивать производственные риски.
- На их основании сотрудникам передаются СИЗ.
- Данные заключений берутся для составления статистики об УТ, о дополнительных выплатах, компенсирующих вредное влияние обстановки.
- Формируется список по должностям, работающие на которых люди обязательно должны обследоваться в медицинском учреждении.
- Рассчитывается снижение стоимости страхового полиса по социальным страховкам работающих от инцидентов на рабочем месте и расстройств здоровья по профессиональным причинам.
- Поднимаются и разрешаются вопросы о том, каким образом должна гарантироваться безопасность на работе.
- Сотрудники обеспечиваются медицинскими и санитарно-бытовыми средствами, как того требуют положения об охране труда.
- Приводятся в соответствие с общероссийским классификатором названия должностей и профессий.
Этапы проведения
Создание специальной комиссии – для ее формирования требуется привлечение специализированной организации, сотрудничество с которой оформляется, обычно, гражданско-правовым договором. Сама комиссия формируется из специалистов этой организации, представителя проверяемого предприятия, специалиста по охране труда. Если в структуре работодателя имеется профсоюзная организация, то ее представитель также включается в состав комиссии.
Проверке подлежат все рабочие места
При наличии на предприятии факторов, опасных или вредных для здоровья сотрудников, зон повышенного риска, на них обращается особое внимание. Если в числе подобных факторов есть такие, которые требуют специальных измерений и исследований, они должны быть выполнены
Все полученные данные заносятся в декларацию, которая впоследствии передается в трудовую инспекцию.
По результатам проверки комиссия обязана составить отчет, в который включаются сведения о проведенных исследованиях и измерениях, указывается перечень вредных и опасных факторов, выносится экспертное заключение по условиям труда.
Отчет о проверке должен быть доведен до всех сотрудников организации, а также опубликован на официальном сайте. Ознакомление сотрудников осуществляется под роспись. На опубликование и ознакомление отводится 30 дней с момента составления отчета.
Пенсионные и страховые взносы возрастают пропорционально классу вредности рабочего места сотрудника.
Размеры штрафных санкций за отсутствие отчета о проведенной спецоценке существенно увеличены.
Теперь индивидуальный предприниматель рискует заплатить за это штраф в размере от пяти до десяти тысяч рублей, юридическое лицо – шестьдесят – восемьдесят тысяч. Помимо этого предусмотрена дополнительная мера – приостановление деятельности на срок до девяноста дней для обеих категорий.
Также не следует забывать, что если на территории организации произойдет несчастный случай, а отчет о проведенной оценке условий труда будет отсутствовать, это послужит автоматическим доказательством вины работодателя и может повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.
Вебинар о проведении процедуры специальной оценки условий труда представлен в следующем видеосюжете:
https://youtube.com/watch?v=tg3PZXgGZTs
Об авторе
- Григорий Знайко
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
- 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
- 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
- 2020.07.31В помощь каждомуКак правильно написать расписку о получении денежных средств
Как избежать ошибок?
Первым важным этапом подготовки к аттестации является формирование перечня рабочих мест, ведь от того, насколько правильно составлен данный документ, будет зависеть дальнейший результат. Казалось бы, разве сложно определить рабочие места? Но именно на этом этапе совершается ряд грубейших ошибок.
Одна из самых распространенных — приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников, в то время как при определении количества мест необходимо учитывать воздействие на работника целого комплекса факторов. Предположим, если специалисты одной профессии и одного подразделения работают на одном и том же оборудовании (например, в три смены), производственные факторы, подлежащие оценке, одинаковы, поэтому рабочее место будет рассматриваться как одно. Если каждый из этих специалистов трудится на разных участках или в разные смены (например, два работают только днем, а два — только ночью), считается, что они трудятся на разных рабочих местах.
Следующей распространенной ошибкой является подмена понятий «рабочее место» и «рабочая зона». В течение смены специалист может выполнять свои трудовые обязанности, попеременно работая на различном оборудовании, находясь в разных помещениях. При определении количества рабочих мест такое «комбинированное» место должно рассматриваться как одно, на котором время смены распределено по рабочим зонам. Так, воспитатель в детском саду, как правило, находится в группе 40% рабочей смены, в спальной — 10%, в игровой — 30%, на улице — 20%.
Много ошибок при составлении перечня возникает и из-за отнесения рабочих мест к аналогичным. На аналогичных рабочих местах сотрудники выполняют одни и те же профессиональные обязанности в однотипном технологическом процессе и режиме работы, используют однотипное производственное оборудование и, соответственно, имеют одинаковый набор вредных и опасных производственных факторов.
Однако бывают случаи, когда рабочие места не могут считаться аналогичными. Типичный пример — места операторов или бухгалтеров, оборудованные персональными компьютерами (ПЭВМ) с видеодисплейными терминалами (ВДТ, мониторами). Основным производственным фактором здесь будут неионизирующие (электромагнитные) излучения от блоков ПЭВМ и мониторов. Значение показателей этого фактора зависит от различных составляющих: типа, марки и модели монитора, компоновки самого рабочего места (эти данные не могут быть аналогичными). Дополнительное воздействие оказывают расположение блоков ПЭВМ и периферийного оборудования, планировка рабочего помещения и расположение рабочих мест относительно друг друга, наличие или отсутствие правильно выполненного заземления, расположение мониторов относительно трасс силовой разводки. Даже ориентация вилки питающего кабеля в розетке способна повлиять на интенсивность электромагнитного излучения, воздействующего на работников.
Вторым важным этапом является подготовка к замерам АРМ. Очень часто встречаются ситуации, когда в рабочем кабинете вышли из строя осветительные установки, и это сильно отражается на результатах замеров. Поэтому перед замерами производственных факторов сотрудникам учреждения целесообразно проверить все рабочие места (осветительные установки, заземление электроустановок и оборудования), привести журналы по охране труда в соответствие требованиям законодательства, проверить вентиляцию и т.д. Эти мероприятия, практически не требующие капиталовложений, необходимо периодически повторять. Подобная профилактика улучшит результаты АРМ, а значит, в дальнейшем не придется заново переаттестовывать рабочее место, что позволит сэкономить время и деньги.
Порядок проведения аттестации
Порядок проведения аттестации содержит в себе несколько этапов – подготовительный, основной и послеаттестационный.
Рассмотрим их более немного детальнее:
- На подготовительном этапе задачей работодателя становится формирование аттестационной комиссии, а также назначение графика проведения аттестации. Утверждение этих данных осуществляется непосредственно приказом работодателя.
- Одной из главнейших задач аттестационной комиссии становится составление списка рабочих мест, подлежащих аттестации, а также их нумерация. Кроме того, после аттестации именно комиссии предстоит продумать план мероприятий по оптимизации рабочих мест и устранению выявленных на них недочетов.
- Аттестационный этап предполагает комплексную оценку рабочих мест. Она включает в себя анализ рабочих мест на предмет соответствия гигиеническим нормам, проверку травмоопасности рабочих мест, анализ обеспеченности сотрудников СИЗ, общую оценку условий труда.
- По каждому подлежащему оценке фактору формируется отдельный протокол оценок и измерений. При этом протокол становится действительным лишь тогда, когда его заверяют печатью предприятия и подтверждают все члены аттестационной комиссии.
- Для проверки на предмет вредных либо опасных производственных факторов достаточно проанализировать 20% рабочих мест, но не меньше двух. При этом если выявляется хотя бы одно место, не соответствующее нормам, то проверке подлежит 100% мест.
- По результатам аттестации создается отчет, включающий письменный анализ результатов проверки, а также документы, подтверждающие состав аттестационной комиссии и результаты проверки.
Работодатель обязан подписать полученный отчет о проведении аттестации, а также ознакомить работников с индивидуальными результатами проверки их рабочих мест под роспись.
Где пригодится?
Документация, полученная по итогам СОУТ, дает достаточно информации для заполнения граф бланка 4-ФСС. Сведения, извлеченные экспертами в ходе специальной оценки, необходимы для работников страхового фонда, дабы оценить величину надбавок, скидок по графам, связанным с возможным травматизмом в ходе производственного процесса.
Полученные в ходе специальной оценки сведения необходимы для определения тарифов для пенсионного фонда. Тариф варьируется в пределах 0-8%, причем конкретные показатели зависят от класса, подкласса рабочего места.
Исходя из итогов специальной оценки предприниматель может определить оптимальную частоту прохождения нанятыми работниками медицинского осмотра. Корректно используя информацию, можно удачно подобрать способы и меры оптимизации рабочего процесса, дабы условия стали лучше.