Все о прикладной информатике

Дисциплины учебного плана «Прикладная информатика»

Бакалавр прикладной информатики – это разработчик, экономист, управленец в сфере информационных технологий, аналитик, который умеет анализировать экономические процессы предприятия, строить модели экономических процессов, подготовить техническое задание на проектирование информационной системы, выполнить и реализовать ее проект, а впоследствии эксплуатировать, сопровождать и модернизировать информационные системы на различных уровнях предприятия.

Направление подготовки: 080800.62«Прикладная информатика». Квалификация: бакалавр

Обучение студентов осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки.

Дисциплины учебного плана:

1 семестр 1. Иностранный язык — зачет 2. Физическая культура — зачет 3. Отечественная история — экзамен 4. Экономика — зачет 5. Русский язык и культура речи — экзамен 6. Конфликтология/Риторика- зачет 7. Математика — экзамен 8. Информатика и программирование — зачет 9. Основы алгоритмизации и языки программирования — зачет

2 семестр 1. Иностранный язык — зачет 2. Физическая культура — зачет 3. Экономика — экзамен 4. Философия — экзамен 5. Психология и педагогика — зачет 6. Культурология/Логика — зачет 7. Математика — экзамен 8. Информатика и программирование — экзамен, курсовая работа 9. Концепции современного естествознания — зачет 10. Вычислительные машины, системы — экзамен

3 семестр 1. Иностранный язык — зачет 2. Физическая культура — зачет 3. Математика — зачет 4. Концепции современного естествознания — экзамен 5. Теория вероятностей и математическая статистика — экзамен 6. Экономико-математические методы и модели — зачет 7. Операционные системы, среды и оболочки — экзамен 8. Базы данных — экзамен, курсовая работа 9. Основы бизнеса/Безопасность жизнедеятельности — зачет 4 семестр 1. Иностранный язык — экзамен 2. Физическая культура — экзамен 3. Правоведение — зачет 4. Социология/Этика делового общения — зачет 5. Математика — экзамен 6. Теория вероятностей и математическая статистика — экзамен 7. Теория систем и системный анализ — зачет 8. Экономико-математические методы и модели — экзамен 9. Высокоуровневые методы информатики и программирования — экзамен, курсовая работа 10. Информационные системы — зачет

5 семестр 1. Физическая культура – зачет 2. Теория систем и системный анализ — экзамен 3. Лингвистическое обеспечение информационных систем — зачет 4. Информационные технологии — экзамен, курсовая работа 5. Бухгалтерский учет — зачет 6. Статистика — зачет 7. Менеджмент — зачет 8. Маркетинг — экзамен 6 семестр 1. Физическая культура — экзамен 2. Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий — экзамен, курсовой проект 3. Проектирование информационных систем — зачет 4. Прикладные методы оптимизации — зачет 5. Аудит — зачет 6. Бухгалтерский учет — экзамен, курсовая работа 7. Менеджмент — экзамен 8. WEB-дизайн — зачет 9. Деловой английский язык — зачет

7 семестр 1. Информационный менеджмент — зачет, курсовая работа 2. Проектирование информационных систем – экзамен, курсовой проект 3. Имитационное моделирование — зачет 4. Экономика предприятия — экзамен 5. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности – зачет 6. Технологии разработки программного обеспечения — экзамен 7. Финансы и кредит/Концепции и анализ денежных потоков — зачет 8. Экономическая история России/особенности рынка труда в России и механизм его регулирования — зачет

8 семестр 1. Информационный менеджмент — экзамен 2. Ценообразование/деньги, кредит, банки — зачет 3. Налогообложение — экзамен 4. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности — экзамен, курсовая работа 5. Информационные системы в бухгалтерском учете — зачет 6. Мировая экономика/ Основы внешнеэкономической деятельности — экзамен

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной прог­раммы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечи­ваться педагогическими кадрами,
имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или)
научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны
иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответс­твующей профессиональной
сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению
учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение подготовки высшим учебным
заведением информатика (с квалификацией в области) должно содержать учебники,
учебные и учебно-методические пособия, перечень лабораторно-практических работ
и необходимую информационную базу, обеспечивающие подготовку
высококвалифицированного специалиста, в том числе, перечень профессионально
важных журналов,реферативныхжурналов, научной литературы;указание о наличии информационных бази доступак различным сетевым источникам информации.

Реализация основнойобразовательнойпрограммы подготовки дипломированного специалиста должна
обеспечиваться:

Þдоступом каж­дого студента к
библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному
перечню дисциплин основной образователь­ной программы;

Þналичием методических
пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий:
практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам,

Þа также наглядными посо­биями,
мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому
обеспечениюучебного процесса

Высшее
учебное заведение, реализующее ос­новную образовательную программу подготовки дипломированного
спе­циалиста, должно располагать материально-технической базой, включая
современную вычислительную технику, в том числе объединенную в локальную вычислительную
сеть, иметь выход в глобальные сети электронной коммуникации (Интернет или другие).
Материальная база должна соответствовать действующим санитарно-техническим
нормам и обеспечи­вать проведение всех видов лабораторной, практической, дисцип­линарной
и междисциплинарной подготовки и научно-исследователь­ской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом.

Кем можно работать со специальностью прикладная информатика?

Прикладная информатика является одной из самых перспективных специальностей двадцать первого века. Фактически, прикладная информатика сочетает в себе два направления: экономику и информатику.

Поступать на факультет прикладной информатики следует тем, кто интересуется компьютерами и математикой и считает, что будущее – за автоматизацией процессов и развитием технологий.

Перед специалистами данного профиля ставится конкретная задача: адаптировать технические знания к конкретной области применения.

Кроме того, у будущего специалиста должно быть развито абстрактное мышление

Значит, при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение стоит обратить внимание на такие предметы, как физика, геометрия, алгебра, информатика, а также шахматы (для развития логического мышления)

Самые распространенные вступительные экзамены по данной специальности включают в себя экзамены по математике, физике, информатик и русскому языку, в редких случаях – английскому языку.

Программа бакалавриата включает в себя такие основные дисциплины, как информатика, дискретная математика, статистика, эконометрика, экономика и многие другие.

При получении этой специальности студенту присваивается квалификация «информатик-экономист». Нетрудно догадаться, что основная отрасль работы такого выпускника будет связана с внедрением информационных систем в экономике.

Обучаемые специалисты получают знания, касающиеся экономической теории, самой информатики и математических методов.

Возможные сферы работы выпускников факультета прикладной информатики – это государственные учреждения, отдельные предприятия, управленческие органы, коммерческие структуры, аналитические центры, консалтинговые фирмы.

По сути, автоматизация нужна в любой сфере нашей жизни, начиная от торговли в магазине,  кончая заводами, медицинскими клиниками, бухгалтерскими фирмами.

В помощь молодому специалисту будут такие электронные системы как лингво и промпт. Это облегчит работу специалиста и поможет ему лучше понимать требования к информационным системам. В данном случае под иностранным языком понимается именно английский язык.

Среди конкретных вакансий для выпускника можно назвать аналитика, программиста и разработчика компьютерных программ, менеджера проектов, специалиста по обслуживанию информационных систем, оператора базы данных, системного инженера.

Кроме того, специалист может создать свою собственную фирму для работы в сфере информационных технологий, и она будет востребована.

Аналитик собирает и сортирует сведения, проводит их тщательный анализ.

Программист работает напрямую с созданием информационных программ.

Тестер или тестировщик (инженер по тестированию) проверяет качество работы программы, пытаясь выявить всевозможные сбои в ее работе.

Менеджер проекта совмещает в своей работе несколько функций, он полностью ведет проект, является главой команды.

Специалист по обслуживанию информационных систем создает и проверяет работу информационных систем, занимающихся автоматизацией работы коммерческих предприятий.

Оператор базы данных заносит в базу имеющуюся информацию, предварительно сортируя ее.

Системный инженер занимается обслуживанием внутренней компьютерной сети (установка антивирусов, обновление программного обеспечения, ремонт ПК, контроль работы компьютерных программ), обучает сотрудников по вопросам правильного использования программного обеспечения.

Специалист факультета прикладной информатики учится всегда, постоянно расширяя и совершенствуя свои знания.

Распространенные должности

Из-за специфики прикладной информатики диапазон доступных профессий, должностей — очень велик. Благодаря возможностям штатного расписания люди, выполняющие одни и те же (или сходные) обязанности, в разных организациях могут называться неодинаково. Разным компаниям требуются определенные навыки. Свой отпечаток налагает отрасль. Однако к наиболее распространенным можно отнести, например, следующие должности:

  1. Системный администратор в организации — ищет и устраняет различные неисправности. Многим выпускникам приходится работать на этой должности. Вряд ли стоит ожидать серьезного карьерного роста или большой зарплаты. Зато рабочий график часто позволяет выкроить какое-то количество времени. Его можно использовать для реализации своих проектов. Такая работа не позволит «хватать с неба звезд», но обеспечит стабильный доход и разовьет навыки, необходимые для профессии. В дальнейшем можно применить их, например, для собственного дела. Если требуется свободный график, независимость, стоит подумать об оказании услуг нескольким небольшим организациям. Если нужна большая зарплата — можно попробовать устроиться в какую-нибудь крупную компанию в сфере экономики, дизайна и пр.

  2. Разработчик в стартапе. Новые технологии в последнее время очень востребованы. Если есть креативные идеи, можно попробовать себя здесь. Тем более, что такие мероприятия часто проходят в сотрудничестве с серьезными компаниями, заинтересованными в поиске нового в экономике, образовании, дизайне и других областях. Если проект им понравится, есть шанс попасть к ним на работу или получать регулярные выплаты за свое изобретение.
  3. Сотрудник системы безопасности — защищает информацию от различных угроз. Могут понадобиться курсы. В виртуальном пространстве совершается все больше преступлений, так как здесь — все больше возможностей. Зависимость экономики и других сфер от новых технологий неизбежно увеличивается. Такая должность очень актуальна, однако считается, что специалисты, работающие здесь, обладают несколько однобокими знаниями. Помочь может самообразование. Без него все равно не обходится ни один хороший работник из-за специфики сферы.
  4. Инженер — профессия больше подходит, если ярко выражен интерес к какой-либо отрасли. Хотя это, скорее, смежное направление прикладной информатики. Любых инженеров в стране сейчас не хватает, поэтому профессия очень востребована. Вряд ли будут проблемы с трудоустройством на какое-нибудь предприятие.
  5. Специалист по внедрению новых технологий. Компаниям для оптимизации работы, улучшения показателей приходится осваивать новое. Однако в объявлении о приеме подобная вакансия может означать все что угодно. Под нее подойдет даже менеджер по продажам. Часто имеется в виду разработка обновления к какому-либо продукту или системе.
  6. Аналитик — собирает информацию у заказчиков, потенциальных пользователей продукта. Затем обрабатывает ее и доносит до команды разработки, объясняет, что нужно сделать.
  7. Программист — получает информацию от аналитика, иногда — напрямую. Он решает, как именно нужно сделать что-то, то есть определяет конкретный способ реализации идеи.

  8. Тестер (тестировщик) — отвечает за качество. В его обязанности входит проверка продукта в различных условиях. Способен подсказать программисту, что еще нужно доработать.
  9. Менеджер проектов — обычно управляет общей работой над проектом в области прикладной информатики, иногда берет на себя функции аналитика. Распределяет обязанности, следит за их выполнением, решает возникающие проблемы, обеспечивает ресурсами, помогает работать и пр.

Создание нового софта или усовершенствование имеющегося, — распространенная работа специалиста в области прикладной информатики. Иногда удается создать что-то выдающееся. В таком случае можно не думать о завтрашнем дне и получать заслуженные дивиденды.

Однако это получается у единиц. Но в любом случае навыки разработки — вещь крайне полезная в плане профессионального роста. Опыт преодоления трудностей в команде очень важен и часто остается приятным воспоминанием. Вообще, начинать свой трудовой путь желательно уже на старших курсах. Практические навыки, стаж — всегда неоценимое преимущество в борьбе за хорошее место.

Профессии в области прикладной информатики

Рассматриваемая специальность включает в себя множество востребованных профессий. Поэтому, получив эту профессию, шанс найти хорошую работу по вашему направлению достаточно высок.

Выпускник может рассчитывать на следующие должности:

  • Аналитик – занимается сбором и обработкой информации;
  • Программист – занимается разработкой программ;
  • 1С-специалист – настраивает и сопровождает программу «1С: Предприятие»;
  • IT-управленец – занимается стратегическим планированием технологического совершенствования, управляет командой;
  • Инженер по тестированию – проверяет правильность выполнения программ, выявляет ошибки в работе;
  • Оператор баз данных — сортирует и заносит сведения в БД;
  • Системный администратор – должен обслуживать локальную компьютерную сеть, то есть он должен — устанавливать программное обеспечение, как прикладное, так и системное, обновлять эти программы, ремонтировать вышедшие из строя компьютеры и обучать сотрудников эксплуатировать программные средства;
  • Эксперт по информационной безопасности – настраивает систему защиты информации.
  • Веб-программист. Разрабатывает онлайн ресурсы, веб-сайты, порталы. Поэтому должен знать как клиентскую, так и серверную часть веб-программирования.
  • Графический дизайнер. Создает гармоничную визуально-коммуникативную среду.
  • Предприниматель.

У студента, получившего вышеперечисленные умения, есть возможность заниматься:

  • Веб-программированием;
  • Дизайном;
  • Информационной безопасностью;
  • Разработкой программ решающих различные задачи.

График работы

Свободный график может быть только у квалифицированных программистов в крупных корпорациях. В частных фирмах нет необходимости соблюдать дресс-код. Отпуск предоставляется по стандартному графику после 1 года работы. Он может быть, как принудительным, так и свободным. Временные рамки согласовывают с работодателем на основе веской причины.

Студенты прикладной информатики начинают работать фрилансерами, некоторые продолжают заниматься самозанятостью. В процессе работы придется подстраиваться под заказчика. Компаньон в работе не обязателен, хотя частное обращение к помощникам не помешает. Из оборудования можно приобрести сервера для хостинга, как вариант для самозанятых программистов. Основной софт для работы: ноутбук или ПК, программы и накопители.

Абсолютному новичку в прикладной информатике делать нечего, хотя некоторые индивидуумы умудряются наработать скилл в начале обучения. Студенты начинают с частных заказов, олимпиад и конкурсов, на которых показывают навыки чтобы их заметили. Начальное место работы – штат рядовых программистов, где создание программы зависит от нескольких человек. Есть вариант для амбициозных начинающих программистов – ежегодные вебинары программистов или рассылка своего резюме с послужным списком реализованных проектов по компаниям.

Программист обучается постоянно. За счет технического прогресса и высокой конкурентоспособности работнику придется совершенствовать навыки чтобы не потерять рабочее место. Дополнительным обучением занимаются самостоятельно, посещают курсы. Работодатели организуют всевозможные поездки, тренинги и вебинары.

В каком ВУЗе учат профессии

Прикладная информатика – полностью технический профиль обучения, поэтому гуманитарные институты исключаются. Ответвление из области программирования имеется в техникумах, коммерческих институтах или государственных университетах с математико-физическим уклоном. К примеру, СПбГУ, МГУ, МГТУ имени Баумана, МИФИ или ТГУ. Университеты ежегодно выпускают десятки квалифицированных студентов с гарантированным трудоустройством.

Качество полученных знаний зависит от стремления студента обучиться профессии. Преподаватели играют ознакомительную роль, дают наводки и направления в изучении специальности. По итогу студент занимается самообразованием и самостоятельно корректирует время, уделенное для предметов. На курсе изучают:

  • высшую и дискретную математику,
  • упрощенный курс физики,
  • программирование, ООП,
  • прикладную информатику,
  • функциональный анализ,
  • базы данных, иностранный язык – английский,
  • отдельные курсы языков программирования,
  • историю РФ, экологию, философию и физическую культуру.

Первый год обучения будет похож на школьное повторение с усложненным видом задач. В результате студент научится быстро, креативно и логически мыслить, решать прикладные задачи. Минус университетского обучение в малом предоставлении практики, которой достаточно в колледжах. Предметы техникума ничем не отличаются. Срок обучения – 4 года в университете и 3 года в колледже после 11 классов. Бюджетные места выделяются ежегодно, стоимость обучения зависит от региона – чем ближе к столице, тем дороже.

За рубежом обучение предоставляется на основе грантов, стипендий и платных мест. Есть смысл обучаться в Европе, если присутствует возможность и желание обучаться. Для поступления нужен пакет документов и подтверждение знания иностранного языка. Для российского студента европейская система обучения открывает широкомасштабные перспективы. Практики за рубежом достаточно – студенты начинают работать еще во время начала обучения. Знания преподаются в свободном формате, также можно посещать занятия

Дистанционно или заочно прикладной информатике обучаться нет смысла. Конечно, это предоставляет уйму свободного времени и пространства, комфортную обстановку для обучения. Однако сторонние факторы будут мешать обучению, хотя при желании можно выучиться самостоятельно. Работать можно как удаленно, так и на рабочем месте имея соответствующие сертификаты.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки информатика (с квалификацией в области)

6.1.1.
Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу
Вуза для подготовки информатика (с квалификацией в области)
на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины
по выбору студента являются обязательными для изучения студентом, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными.

Курсовые
работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и
выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По
всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно, либо — зачтено, незачтено).

Специализации
являются частями специальности, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях применения по
профилю данной специальности.

На изучение области применения выделяется до 4108 часов. Специфика
подготов­ки специалистов для конкретной области должна учитываться в дисциплинах:

Þобласти применения в циклах
ОПД и СД, в сумме до 1680 часов (федеральный компонент);

Þспециализации по циклу СД,
объемом 1200 часов;

Þнационально-региональных
(вузовских) компонент, в сумме 614 часа;

Þпо выбору студента,
устанавливаемых Вузом, в сумме 614 часа.

6.1.2.
При формировании основной образовательной программы Вуз (факультет)имеет право

Þизменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате­риала для циклов
дисциплин,в пределах 5%;

Þформировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен
включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык»
(в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408
часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовыедисциплины могут реализовываться по
усмотрению Вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при
сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью
общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и
социально-экономических направлений подготовки(специальностей), выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине
«Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и
экстернате могутпредусмат­риваться
с учетом пожелания студентов.

Высшее учебное заведение имеет право:

Þформировать самостоятельно перечень (наименования) учебных дисциплин и их основные
разделы в виде национально-региональных (вузовских) компонент, по выбору студента,
устанавливаемых Вузом, специализаций (по циклу СД) и факультативов — в сумме 2878 часов, что составляет 35 % от
общего числа часов, отводимых на теоретическое обучение;

Þосуществлять преподавание гуманитарных и социально-эконо­мических дисциплин в форме
авторских лекционных курсов и разнооб­разных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
Вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональ­ную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения пре­подавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

Þустанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих
в циклы гуманитарных и социаль­но-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

Þустанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального
образования
, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх
установленного насто­ящим государственным образовательным стандартом, а также
форму контроля за их освоением студентами;

Þреализовывать основную образовательную программу подготовки информатика в сокращенные
сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов,
полученных на предыдущем этапе профессиональ­ного образования. При этом продолжительность обучения должна сос­тавлять не менее трех лет. Обучениев сокращенные сроки допуска­ется также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

Перспективы для обладателя профессии

Процентное соотношение востребованности программистов на рынке труда 58-62% при высокой конкурентоспособности. Если выпускник уверен в своих намерениях и твердо нацелен получить высокооплачиваемую должность, то необходимо иметь портфолио – ссылку на GitHub, где располагаются только реализованные проекты. Молодого студента примут в молодые IT-компании коммерческого назначения, крупные корпорации с кратковременным сотрудничеством.

На начальном этапе уровень зарплаты составляет 25-35 тыс. в месяц. За неудачные проекты может изыматься неустойка, поэтому для работодателей крайне важен опыт программиста. В крупных мегаполисах страны оклад 60-95 тыс. рублей. Существенная разница в начальном и максимальном заработке зависит от навыков и занимаемой должности.

Жесткий график и временные рамки решения задачи присутствуют как в государственных учреждениях, так и в коммерческих IT-фирмах. Загруженность программиста зависит от правильного распределения задач и времени, отведенных на работу. При этом компания предусматривает условия для комфортной работы: плюшки, кофе, душ и тренажерный зал в одном офисе организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector