Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Содержание:
- Понятие и содержание валютного регулирования.
- Валютное законодательство, валютное регулирование и валютный контроль
- Новый регламент валютного контроля на 2021 год
- Штраф за нарушение требований валютного законодательства
- Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Методы
- Валютная проверка
- Обязанности и права участников при проведении операций
- Принципы валютного регулирования
- Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
- Цессия при ВЭД допустима
- Понятие и нормативная основа процедуры
- Штраф за нарушение валютного контроля
- Что нового принес валютным резидентам 2021 год
- Способы и инструменты
- Направления
- Валютное законодательство РФ
Понятие и содержание валютного регулирования.
Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.
Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.
Основные направления валютного регулирования:
1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.
2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.
3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.
4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.
5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.
6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.
8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.
Валютное законодательство, валютное регулирование и валютный контроль
Валютное современное законодательство, регулирующее валютные правоотношения в РФ и валютное взаимодействие, представлено ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятыми в дополнение к нему и в соответствии с ним иными законодательными актами, рассматривающими валютное правоотношение. Федеральный закон закрепляет принципы валютного закона, регулирует валютное взаимодействие, разграничивает сферу действия и компетенцию уполномоченных органов, осуществляющих валютное регулирование, определяет права и обязанности граждан относительно валютных правоотношений. Закон определяет ответственность за действия, нарушающие валютное современное законодательство и законное валютное взаимодействие, если их выявляет проверка. За нарушение закона о валюте предусмотрены санкции.
Рассматриваемый закон содержит множество отсылок к другим актам валютного закона и подзаконным актам, поэтому валютное законодательство в РФ представлено широким перечнем нормативных актов. К источникам законодательства, рассматривающего валютное взаимодействие, валютное регулирование и контроль в РФ относятся указы Президента РФ, акты, издаваемые Правительством, акты Центробанка РФ, международные соглашения и договоры, регламентирующие валютный контроль и валютное регулирование.
Валютное регулирование – деятельность госорганов по регулированию валютных операций. Правовое валютное регулирование заключается в издании нормативных актов, регламентирующих валютное взаимодействие резидентов и нерезидентов. Также валютное регулирование выражается в применении норм в определенных обстоятельствах. Органы, осуществляющие валютное регулирование, рассматриваются основным федеральным законом, и другими законами и подзаконными актами, закрепляющими валютное регулирование и валютное взаимодействие в РФ.
Валютный контроль – деятельность госорганов по надзору за соблюдением резидентами и нерезидентами законов, иных нормативных актов, регламентирующих валютное взаимодействие. В целях контроля исполнения закона уполномоченной структурой проводится проверка, которая выявляет неправомерные действия граждан, должностных лиц и организаций. Проверка соблюдения требований закона осуществляется органами, уполномоченными контролировать исполнение запретов, ограничений и обязанностей, которые накладывает валютное современное законодательство. Уполномоченными структурами применяется наказание за валютное нарушение. Валютное взаимодействие с нарушением норм закона грозит привлечением нарушителя к ответственности, если проверка установила факт нарушения.
Новый регламент валютного контроля на 2021 год
Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:
- Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
- Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
- После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.
Штраф за нарушение требований валютного законодательства
Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Категория административного нарушения | Наказание | Ст. КоАП |
Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д. | Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием | П. 4 ст. 15.25 |
От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета
На должностное лицо от 20 000 до 30 000 |
||
Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки) | На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или предупреждение | П. 4.1 ст. 15.25 |
На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение | ||
Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом | 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока или предупреждение | П. 5 ст. 15.25 |
От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы или предупреждение
На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение |
Важно! С 12.04.2020 введена новая часть 5.2 ст. 15.25, предусматривающая наказание за нарушения правил репатриации, если причитающаяся сумма в течение 1 года по одной или нескольким сделкам превысила 100 млн рублей
Ее установлена, в частности, дисквалификация должностных лиц от полугода до 3-х лет.
В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.
Обратите внимание, что ограничительные меры иностранных государств могут служить основанием для освобождения от штрафа за нарушения валютного законодательства. Подробнее об этом читайте Обзор КонсультантПлюс
Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Ответственность за нарушение валютного законодательства
За действия, нарушающие валютное современное законодательство в России, за валютное нарушение предусмотрена административная, гражданско-правовая, а в некоторых случаях уголовная ответственность.
Уголовное наказание за нарушение валютного законодательства предусмотрена за валютное нарушение, выразившееся в невыполнении компанией обязательств по репатриации денег. В соответствии с действующим валютным законом и уголовным законом РФ за вышеуказанное валютное нарушение, к руководителю предприятия, после того, как проведена проверка по счетам, может быть применено наказание в виде лишения свободы, если он умышленно не вернул денежные средства из-за границы на российские счета в уполномоченный банк, чем нарушил валютное законодательство.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена за валютное правонарушение, связанное с неправомерными операциями с валютой. Наказание последует и за валютное правонарушение, выразившееся в непредставлении сведений об открытии счета в финансовой организации, уполномоченной на валютное взаимодействие, находящейся за пределами РФ, или предоставление таких сведений с нарушением сроков. Статьей 15.25 К РФ об АП предусмотрены санкции за валютное нарушение, связанное с иными запрещенными действиями. Лицам, нарушившим валютное российское законодательство по указанной статье и совершившим валютное нарушение, в случае, если проверка подтвердила неправомерные действия, будет применен административный штраф.
Гражданско-правовое наказание за валютное правонарушение и иное нарушение валютного законодательства в гражданских правоотношениях предусматривается ГК РФ и выражается в признании недействительности соглашений и сделок, заключенных в нарушение правил, которые устанавливает валютное регулирование.
Валютное регулирование за неправомерные действия в некоторых случаях предусматривает дисциплинарные санкции за нарушения валютного закона.
Методы
Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.
К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
- требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
- лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
- требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
- требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
- лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).
Валютная проверка
Валютное современное законодательство обязательно для соблюдения резидентами и нерезидентами на территории РФ, валютное правонарушение влечет санкционные меры. Валютное регулирование и валютная плановая проверка проводится уполномоченными органами. Проверка уполномоченных структур направлена на выявление действий, составляющих валютное правонарушение и привлечение виновных лиц к ответственности. Плановая проверка проводится Службой Финансово-Бюджетного надзора. Определенные нарушения запретов, которые устанавливает валютное регулирование, выявляет плановая проверка Налоговой службы. По операциям, связанным с переводом товаров и средств за рубеж в нарушение валютного законодательства и требований, которые устанавливает валютное регулирование, налоговая проверка проводится таможенными органами.
Вышеуказанными инстанциями плановая проверка может быть проведена после уведомления организации о проведении проверки исполнения правил и требований, которые устанавливает валютное законодательство. Плановая проверка производится в отношении документации и счетов предприятия, а именно проверяются документы, сопровождающие валютное импортно-экспортное взаимодействие, валютное движение денежных средств по счетам. После того как валютная плановая проверка проведена, уполномоченный орган принимает решение о привлечении предприятия к ответственности за валютное нарушение, если нарушено валютное регулирование, закон о валюте, и имеется соответствующая доказательная база, подтверждающая, что валютное законодательство нарушено.
Вопрос: Наша фирма планирует начать валютное взаимодействие с заграничной организацией, какое наказание нас ждет, если мы не предоставим информацию в налоговую службу об открытии счета в зарубежном банке? Скрытие этой информации нарушает валютное российское право?
Ответ: Валютное регулирование предусматривает административное наказание за непредставление информации об открытии счета в уполномоченный орган. Сокрытие данных признается неправомерным и влечет наложение санкций. Валютное взаимодействие без уведомления налоговых органов, в Вашем случае, грозит штрафом.
Вопрос: Какие санкции устанавливает валютное законодательство, если организация не вернула в установленный срок на российский счет деньги, которые уплатила иностранная организация за не привезенные на территорию РФ товары?
Ответ: За указанное валютное нарушение предусмотрены штрафные санкции. Определяется размер штрафа за валютное нарушение п.5 ст. 15.25 К РФ об АП, за неправомерные действия, совершенные неоднократно, штраф увеличивается.
Вопрос: Возможно ли валютное взаимодействие между резидентами посредством совершения валютных операций?
Ответ: Валютные операции между резидентами по общему правилу запрещены, их совершение – валютное нарушение. Однако существует перечень исключений. Например, валютное регулирование разрешает валютные операции резидентам в беспошлинных торговых точках «duty free». Полный список операций, которые не входят в понятие «валютное нарушение» содержится в ст. 9 основного закона о регулировании и контроле.
Вопрос: Мною было совершено валютное правонарушение, а именно я не предоставил в налоговую службу отчет о движении денег на счете в иностранном банке. За указанное валютное правонарушение мне был назначен штраф в 3000 рублей, который я вовремя оплатил. В связи с некоторыми обстоятельствами, я во второй раз не представил отчет. Какое наказание предусмотрено за подобное валютное нарушение, совершенное повторно?
Обязанности и права участников при проведении операций
Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.
Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.
Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.
Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями
Принципы валютного регулирования
Валютное регулирование может быть выражено в денежных переводах из одной страны в другую, оттока денежного капитала и запрете свободной торговли иностранной валюты. Определяющее значение в валютном регулировании играет бивалютная корзина, то есть курс национальной валюты относительно двух валют – американского доллара и евро.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим систему регулирования валютных операций со стороны специальных органов валютного контроля, является закон о валютном регулировании.
Валютное регулирование определяется следующими элементами:
- установленный порядок проведения валютных сделок;
- совокупность условий формирования валютного резерва государства и валютного капитала хозяйствующих субъектов;
- валютный контроль.
К основным принципам валютного регулирования можно отнести:
- государственная защита прав и экономических интересов субъектов хозяйствования, осуществляющих валютные сделки;
- приоритет экономических мероприятий в области валютного регулирования;
- неразрывность внешней и внутренней политики и системы валютного регулирования;
- исключение бездоказательного вмешательства специальных органов валютного контроля в валютные сделки резидентов и нерезидентов.
Государственное валютное регулирование рассматривает следующий круг валютных сделок:
- финансовые сделки, связанные с международным движением капитала;
- финансовые сделки, связанные с развитием международных отношений;
- финансовые сделки по купле-продаже золота и других финансовых инструментов.
Таким образом, валютное регулирование является неотъемлемой частью валютной политики любого государства, определяющее развитие национальной экономики. Валютная политика также определяет конкретные направления валютного регулирования.
Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. |
документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции |
|
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
|
свыше 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Цессия при ВЭД допустима
Нередко общество привлекается к ответственности при отсутствии объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Например, административный орган не учитывает такое обстоятельство, как прекращение всех прав и обязанностей импортера в отношении внешнеторгового контракта с момента заключения договора уступки права требования (договора цессии).
Данный договор достаточно часто применяется в практике коммерческих организаций. Рассмотрим некоторые примеры разрешения судами споров, связанных с такими договорами.
В Постановлении от 09.04.2010 N А12-23953/2009 ФАС ПО установил, что компания-импортер заключила с российской компанией договор об уступке права требования, по условиям которого цессионарию переданы права требования, вытекающие из внешнеторгового контракта на тех условиях, в которых они существуют к моменту перехода прав.
По условиям дополнительного соглашения к договору оплата по договору цессионарием должна быть произведена зачетом задолженности цедента перед цессионарием по уплате роялти согласно договору о переводе долга и иных договоров. Оставшуюся задолженность цессионарий перечисляет на расчетный счет цедента до установленного срока.
В подтверждение доказательств, свидетельствующих об исполнении обязательств по договорам, импортер-цедент представил паспорта сделок, оформленных на его имя и имя общества-цессионария. При данных обстоятельствах оставшаяся часть оплаты за отгруженный товар от нерезидента на счет импортера-цедента в уполномоченный банк не поступила.
Посчитав, что договор уступки не является достаточным основанием для закрытия в уполномоченном банке паспорта сделки и неполучения валютной выручки, административный орган пришел к выводу о его ничтожности и неисполнении резидентом требований подп. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, то есть не обеспечено получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты РФ.
Суды отклонили заявленный довод управления, поскольку с момента заключения договора об уступке права требования все права продавца (заявителя) по внешнеторговому контракту перешли к третьему лицу — цессионарию, а уступка была совершена до истечения сроков оплаты, предусмотренных внешнеторговым контрактом. Таким образом, с момента заключения договора уступки все права и обязанности импортера в отношении внешнеторгового контракта, в том числе по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки, прекратились.
В связи с заключением договора об уступке паспорт сделки к внешнеторговому контракту, оформленный импортером, уполномоченным банком был закрыт, а паспорт сделки открыт и оформлен надлежащим образом на имя цессионария. Следовательно, обязанность по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки возникла не у импортера, а у цессионария.
Доводы управления о ничтожности договора об уступке права требования уплаты денежных средств суды отклонили, указав, что требования действующего законодательства России в отношении перехода прав кредитора к другому лицу изложены в параграфе 1 главы 24 ГК РФ. Статья 383 ГК РФ устанавливает закрытый перечень прав, переход которых к другим лицам не допускается. Это права, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Иные ограничения гражданское законодательство не содержит. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» также не содержит запрета на осуществление резидентами уступки прав требования по внешнеторговым сделкам. Значит, ссылка управления на ч. 1 ст. 388 ГК РФ неправомерна, поскольку права кредитора — юридического лица, в том числе право требовать оплату по внешнеторговым сделкам и получать ее на свой расчетный счет в уполномоченном банке, могут быть переданы кредитором другому лицу. При этом согласие должника-нерезидента или каких-либо органов на уступку не требуется.
Надеемся, что проанализированные в статье вопросы помогут избежать привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и необходимости нести чрезмерные расходы по уплате штрафов.
Понятие и нормативная основа процедуры
Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.
Как осуществляется валютный контроль?
Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.
Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.
Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?Посмотреть ответ
Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:
- ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
- Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
- Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.
Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?Посмотреть ответ
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней |
от 5 до 15 тыс. руб. |
от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней |
от 20 до 30 тыс. руб. |
от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней |
от 40 до 50 тыс. руб. |
от 4 до 5 тыс. руб. |
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Что нового принес валютным резидентам 2021 год
Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:
- Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
- Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
- Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
- Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
- Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
- Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.
Отчет о движении финансовых активов
С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:
- платежных системах;
- страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
- профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
- управляющих по договору доверительного управления активами;
- негосударственных пенсионных фондах;
- акционерных инвестиционных фондах;
- других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.
Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:
- брокерских счетах;
- счетах учета ценных бумаг;
- счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
- правах требований по договорам страхования;
- долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
- счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.
Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.
Способы и инструменты
Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:
- принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
- экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).
Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:
- изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
- изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
- изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
- проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
- изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.
Направления
Основные направления валютного регулирования в России:
- развитие национального валютного рынка;
- регламентация режима валютного курса;
- определение сферы применения иностранной валюты в стране;
- регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
- определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
- определение полномочий и функций органов валютного регулирования.
Валютное законодательство РФ
Регулирование операций связанных с обслуживанием международных контрактов, открытием счетов в иностранных банках, оборотом валютных ценностей осуществляется с помощью валютного законодательства. Последнее устанавливает правила на российском валютном рынке и предусматривает контроль за их выполнением.
Валютное законодательство представляет собой сборник нормативных актов, которые условно можно разделить на следующие блоки:
- №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» — базовый закон, который устанавливает правила для всех участников валютных операций внутри страны.
- Инструкции Центробанка – регулируют взаимоотношения между банками и их клиентами, которые возникают во время валютных операций.
- Другие законы, влияющие на валютные операции резидентов – «О биржах», «О банках и банковской деятельности» и т.д.
В соответствии с валютным законодательством РФ, агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, Центробанк, Федеральная таможенная служба, ФНС, профессиональные участники рынка ценных бумаг, госкорпорация «ВЭБ.РФ».
Есть вопросы по валютному контролю и регулированию, обращайтесь к нашим лицензированным юристам за консультацией.