Конспект нод «страна железнодорожных профессий»

Содержание:

Обучение

Работа в РЖД доступна выпускницам профильных колледжей и высших учебных заведений. Получить среднее специальное образование доступно уже после 9 класса. В любой железнодорожный институт можно поступить, окончив 11 класс. В ЖД техникумах также, как и в высших учебных заведениях, возможно обучение по очной и заочной форме.

Наряду с возможностью платного обучения, существуют бюджетные места. В случае освобождения бесплатного места на него может быть переведен студент с платного курса при наличии высокого рейтинга.

На 2020 год, в сфере железнодорожного транспорта действует:

  • 9 высших учебных заведений в разных городах на территории РФ.
  • 47 средне специальных образовательных учреждений: колледжи и техникумы.

Абитуриенты, выбирающие офисное и путейное направления РЖД, должны стремиться окончить ВУЗ.

Для желающих работать именно в железнодорожной отрасли, но не имеющих специального среднего или высшего образования, доступно рабочее направление.

История

Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска. В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.

К

  • К — 1. купейные вагоны; 2. начальник контейнерной службы дороги
  • КБ — купейные вагоны с буфетами;
  • КВР — капитально-восстановительный ремонт;
  • КГМ — комплекс горочный микропроцессорный;
  • КК — козловой кран;
  • КЛУБ — комплексное локомотивное устройство безопасности;
  • КОМ — машина для очистки кюветов;
  • КП — 1. контрольный пост; 2. колёсная пара;
  • КПА — контрольный пункт автосцепки;
  • КПД — контроль параметров движения (электронный скоростемер);
  • КР — 1. купейные вагоны с радиоузлом; 2. капитальный ремонт;
  • КРП — 1. контрольно-ремонтный пункт; 2. капитальный ремонт с продлением срока эксплуатации.

Необходимое образование

Большинство существующих профессий железнодорожников не требуют наличия высшего образования. Достаточно окончить обычную школу, колледж или специализированные курсы. Однако если потенциальный сотрудник претендует не на рабочую должность, связанную, например, с ремонтом дорог, а планирует стать управляющим станции, потребуется обучение в специализированном вузе.

Стоит сразу отметить, что длительность обучения сильно зависит от выбранной специальности. Например, будущему проводнику достаточно окончить специализированные курсы, длительность которых составляет всего три месяца.

Если вас привлекает профессия железнодорожника, которая требует обучения в вузе, будьте готовы к тому, что процесс растянется на пять-шесть лет. Однако это позволит обойти других кандидатов на собеседовании.

Кто работает на железной дороге: список профессий

Железнодорожное сообщение, по меткому определению специалистов экономического профиля, является «кровообращением» всей экономики государства.

Для такой необъятной страны, как Россия трудно переоценить роль этого вида транспорта для перевозки грузов и пассажиров. При этом работа на железной дороге является не чем иным, как задачами и функции представителей железнодорожных профессий в виде строительства и обслуживания железнодорожных путей, станций, а также вокзалов, подвижного состава или поездов. Обеспечивая их безопасность, исправность инфраструктуры, а также точное соблюдение режимов движения.

Что касается того, какие профессии для детей могут быть наиболее привлекательными, имея в виду этот транспорт, то, конечно же, для малышей – это специальности, связанные с непосредственным управлением локомотивов или электровозов.

Для среднего детского или, иначе говоря, для подросткового возраста – это специальности типа начальников станций либо вокзалов, а для выпускников школ – это профессии проектировщиков или строителей сейчас популярных в мире высокоскоростных железных дорог.

Железнодорожный транспорт, если и далее его сравнивать с системами живого организма, обладает собственными биоритмами движения, обладая своими правилами и законами. Не допуская сбоев в обслуживании, как грузов, так и пассажиров, имея целые команды профессионалов различных направлений деятельности, А именно таких как:

  • «путейцы» – это деятельность, начиная с путеобходчиков и мастеров-путейцев и, заканчивая, как машинистами, так и помощниками машинистов локомотивов либо электровозов. Кроме них можно считать, что железнодорожные профессии, которые нужны непосредственно в пути – это начальники поездов, а также проводники;
  • вокзальная деятельность – это начальствующие и обслуживающие коллективы вокзалов. К первой группе работников относятся начальники и диспетчера, а ко второй – это, начиная с кассиров и контролеров и, заканчивая уборщиками помещений, а также работниками общественного питания, медицинских пунктов и отделениями транспортной полиции;
  • работники станций. Здесь опять же градация на начальствующие (начальники и диспетчера грузовых станций), а также на обслуживающие специальности (сцепщики вагонов, электромеханики, электромонтеры).

Если проанализировать вышеприведенный список профессий, то видно, что название профессий, как правило, отражает функциональные обязанности их представителей. И прежде, чем сделать выбор, кем можно работать на железной дороге следует более подробно изучить обязанности тех или иных работников.

Сколько зарабатывает монтер пути в России

Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.

Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.

При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Кто такой железнодорожник

Самые популярные профессии в россии в 2021 году

Представители рабочих специальностей и инженеры разной специализации, сопричастные с железнодорожным транспортом, объединены общим названием — железнодорожник. Именно от их усилий зависит эффективность работы всех составляющих частей железнодорожной инфраструктуры.

Словосочетание «железная дорога» (дорога изготовленная из железа) дало название профессии и комплексной вертикально интегрированной компании. РЖД — государственное предприятие, вооружённое всеми современными средствами техники, позволяющими в заданные сроки доставить к месту назначения грузы и пассажиров.

Изобретение паровоза и строительство в Англии первой железной дороги общего пользования послужило началом появления новой профессии — железнодорожник. В России первая железная дорога, соединившая Царское Село и Петербург, была проложена в 1837 году. Длина её рельсового пути составляла всего 27 км. С дальнейшим стремительным развитием железных дорог, Россия вышла на второе место по протяжённости железнодорожных магистралей в мире.

С профессией проводника и машиниста локомотива знакомы все, кто хоть раз проехал в вагоне поезда. Но система железных дорог не сможет функционировать и без деятельности узких специалистов, неизвестных многим пассажирам: без строителей, сооружающих железнодорожные магистрали, путевых обходчиков, электромехаников, следящих за бесперебойной работой устройств СЦБ, станционных дежурных, начальника состава, поездного диспетчера и ведомственных сотрудников РЖД.

Обязанности работников всех подразделений и ведомств железных дорог разработаны в соответствии с направлением деятельности и строго выполняются. В обязанности железнодорожников — машинистов локомотива и проводников входит обеспечение безопасности и комфорта пассажирам, поддержания подвижного состава в чистоте, соблюдение графика и точное следование по заданному пути, путевого обходчика — регулярный осмотр железнодорожных путей, так как он отвечает за их состояние, поездного диспетчера — координация движения поездов в границах определённого участка. Но, какие бы обязанности не выполнял каждый железнодорожник, он прилагает все усилия, для безопасности перевозок и соблюдения расписания движения поездов.

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Классификация разрядов монтера пути доступными словами

Всего разрядов шесть, но их всех можно условно поделить на три категории:

  • ученик монтера пути — не разряд, а статус, который человек получает при приеме на работу на железную дорогу и это время практики оплачивается;
  • II, III, IV разряды — золотая середина, а разница только в оплате труда и в обязанностях;
  • V, VI — выдают бригадиру и мастеру.

Следует знать, что бригадир V разряда может быть только на почасовой оплате (ставка) или работать с околотком. С другой стороны монтеру пути могут присвоить V разряд с правом замещения бригадира.

Ситуация, когда монтер пути V разряда работает одновременно в статусе бригадира, частенько практикуется. Не из-за того, что бригадир ленивый или не выполняет качественно свои обязанности. Это случается, когда бригадир на больничном, в отпуске, в отгулах, занят документацией и заполняет лист выполненной работы, чтобы люди смогли получить зарплату. Кто-то спросит — «Зачем тогда мастер?». Во время отпуска или больничного, мастер не может знать какой объем работы выполнил околоток. Рекомендуется записывать проделанную работу в блокнот или тетрадь, особенно, когда общий наряд для всей бригады и мастера нет на предприятии. Мастер отвечает за каждого сотрудника, за материалы, за инструменты, защищает интересы околотка перед руководством, добивается улучшение условий труда. Только в реальности, таких «совестных» мастеров мало.

Есть ли карьерный рост для монтера пути?

Да… Только потребуется получить специальное образование. Монтер пути — отличная профессия в плане знаний и опыта. Можно поступить в ЖД техникум или в колледж для начала, на заочную форму обучения. Сделать это для монтера пути железной дороги легче, чем сразу после школы на стационар.

Обучение иногда спасает от сокращения — процесс, когда в целях экономии, предприятие уменьшает штат. Если человек учится, а еще лучше подавал документы с направлением от организации, тогда переживать не о чем. Потому что предприятие оплачивает учебный отпуск (время учебы оплачивают независимо от ВУЗа). Об оплате монтерам пути детальное описание будет в другой статье, но вероятность сохранить рабочее место человеку, который кроме основной работы, параллельно учиться на заочном отделении, крайне велика.

Если мастера сняли за халатное отношение к своим обязанностям, то его место может занять бригадир. Зачастую временно, но если руководство видит в сотруднике потенциал, то могут предложить ему должность на постоянной основе.

Получив VI разряд, для мастера обучение не заканчивается. Предприятие направляет его на повышение квалификации, кто-то называет это классность. Там обсуждают новые технологии в работе, методы повышения эффективности в процессе ремонта пути и т.д.

После полученных знаний, повышения «классности», происходит прибавка к зарплате. Такие «бонусы» есть не у всех ЖД организаций, особенно у тех, где мало работы и не так часто доставляют материал на ремонт пути.На ПМС мастерам повышают оплату труда после предварительного повторного обучения. Образование для монтера пути, независимо от разряда — шанс попасть в техотдел. Необходимо ездить на перегон и перед укладкой составлять расчет и схему сборки нового пути или отмечать, в каких местах требуется замена реек, шпал, деталей стрелочного перевода. Еще есть прораб и начальник ПЧ либо ПМС. Даже будучи начальником, могут предложить перейти в центральное управление.

Опыт и образование гарантировано принесут развитие. Когда меняешь шпалы летом на перегоне под солнцем, а спрятаться негде, то всегда задумываешься об улучшении собственного рабочего положения. Монтер пути — тяжелая профессия, но даже в этой сфере, при желании, можно развиваться.

Математика и физика в профессии железнодорожника

Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.

Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.

Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.

Специальности

Список вузов где учат на Инженера-строителя в Москве:
какие предметы сдавать, стоимость обучения на Инженера-строителя, проходные баллы и выбор специальности.

г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Городское планирование Мат 
Рус 
Общ 
283 210 400 000 ₽

г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Российский университет дружбы народов

Компьютерное моделирование в строительстве Мат 
Рус 
Физ 
232 149 321 200 ₽
Промышленное и гражданское строительство Мат 
Рус 
Физ 
232 149 321 200 ₽
Строительство гидротехнических и мелиоративных сооружений Мат 
Рус 
Физ 
232 149 321 200 ₽

г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38Московский политехнический университет

Строительство Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
193 227 000 ₽

г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9Российский университет транспорта

Промышленное и гражданское строительство Мат 
Рус 
Физ 
166 110 227 400 ₽
Автомобильные дороги и аэродромы Мат 
Рус 
Физ 
163 123 227 400 ₽
Экспертиза и управление недвижимостью Мат 
Рус 
Физ 
186 122 227 400 ₽
Гидротехническое строительство Мат 
Рус 
Физ 
Набора не было 126 227 400 ₽

г. Москва, Ленинградский просп., д. 64Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

Автодорожные мосты и тоннели Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
162 223 800 ₽
Автомобильные дороги Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
162 144 223 800 ₽
Аэродромы Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
162 223 800 ₽
Сметное дело Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
Набора не было Набора не было

г. Москва, Гороховский пер., д. 4Московский государственный университет геодезии и картографии

Градостроительство Мат 
Рус 
ДВИ 

127994, г.Москва, ул. Образцова, д. 9, стр.9Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II

Строительство Мат 
Физ 
Рус 
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей Рус 
Мат 
Физ 
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей Мат 
Физ 
Рус 

109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 32, корп. 11Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт

Строительство  

г. Москва, ш. Ярославское, д. 26Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Градостроительство Мат 
Рус 
ДВИ 
233 128 209 000 ₽
Гидросооружения водного транспорта и морских промыслов Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Гидросооружения на реках и прудах Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Гидротехническое строительство Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Гидроэлектростанции и насосные станции Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Освоение подземного пространства, основания и фундаменты Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Промышленное и гражданское строительство Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Строительство (прикладной бакалавриат) Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Строительство инженерных, энергетических, гидротехнических и природоохранных сооружений Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Строительство тепловых и атомных электростанций Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Строительство ядерных установок Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Теплогазоснабжение, вентиляция, водоснабжение и водоотведение зданий, сооружений, населенных пунктов Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Техническая эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства и городской инфраструктуры Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Экспертиза и управление недвижимостью Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Эксплуатация и ремонт зданий Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Эксплуатация и ремонт инженерных сооружений Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
173 132 209 000 ₽
Автомобильные дороги Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
Водоснабжение и водоотведение Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
Гидротехническое, геотехническое и энергетическое строительство Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
Стоимостной инжиниринг Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
Теплогазоснабжение и вентиляция Мат 
Рус 
Физ 
Инф 
Техническая эксплуатация объектов жилищно-коммунального комплекса Мат 
Рус 
Физ 
Инф 

г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 17Национальный исследовательский университет  «Московский энергетический институт» 

Промышленное гражданское и энергетическое строительство Мат 
Рус 
Физ 
193 130 220 000 ₽

г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49Российский государственный аграрный университет имени К. А. Тимирязева

Гидротехническое строительство Мат 
Рус 
Физ 
157
Промышленное и гражданское строительство Мат 
Рус 
Физ 
157
Экспертиза и управление недвижимостью Мат 
Рус 
Физ 
157

Поступление в колледжи железнодорожного и городского транспорта

Чтобы абитуриенту было легче выбрать проф. обр. учреждение, расскажем о специальностях железнодорожного колледжа, длительности обучения и проходном балле.

Железнодорожный техникум: специальности

Прежде чем выбирать колледж РЖД для поступления, стоит определиться со специальностью. В среднем специальном образовании есть несколько образовательных программ, связанных с ж/д отраслью:

  • техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог;
  • строительство и эксплуатация городских путей сообщения;
  • машинист локомотива;
  • автоматика и телемеханика на ж/д транспорте;
  • машинист электровоза;
  • строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Наибольшей популярностью у абитуриентов пользуется первая специальность.

Особенности поступления в техникумы ж/д транспорта

На каждое из перечисленных направлений можно поступать в железнодорожный техникум после 9-го класса. Выучиться на машиниста в ж/д училище можно всего за 10 месяцев. Срок обучения на других специальностях дольше: 4 года после 9-го или 3 года после 11-го класса.

Рейтинг абитуриентов выстраивают по среднему баллу аттестата, дополнительных экзаменов сдавать не нужно. Проходной балл в железнодорожный колледж зависит от специальности: от 3.3 для того, чтобы поступить на машиниста до 4.2-4.4 для «технической эксплуатации подвижного состава ж/д дорог».

В региональных железнодорожных техникумах проходной балл ниже, чем в Москве или Питере.

«Станционные»

  • «Путейцы» (путевые обходчики, дорожные мастера) проверяют исправность и безопасность железнодорожного полотна на своем участке, устраняют неполадки (чаще в бригадах). График сменный, для работы выдается экипировка и необходимый инвентарь. 95% дня проходит на открытом воздухе, поэтому во многом рабочий комфорт зависит от климата. Зарплата почасовая либо оклад не более 12 тысяч рублей.
  • «Вагонники» (осмотрщики-ремонтники пассажирских и грузовых составов) контролируют состояние вагонов и локомотивов, выявляют неисправности, дают техническое задание ремонтным бригадам, сами устраняют мелкие неполадки. Месячный доход составляет от 15 до 35 тысяч рублей.
  • Электромонтер содержит в исправности светофоры, замки и стрелки механической централизации, устройства электрической централизации стрелок, автостопов, автоблокировки, высоковольтных линий. Профессия сопряжена с опасностью, так как работа в буквальном смысле «напряженная». Слабое здоровье и боязнь высоты (наряду с отсутствием среднего специального образования) будут основными причинами отказать кандидату в такой вакансии. Оплата труда — от 18 до 45 тысяч рублей.
  • Электромеханик СЦБ занимается обслуживанием устройств сигнализации, централизации и блокировки, принимает меры по устранению системных неисправностей, выявляет их причины. Зарабатывает такой специалист от 20 до 50 тысяч рублей.

Обучение на машинист е электропоезда РЖД в Москве

Если необходимы данные для обучения на машиниста электропоезда РЖД в Москве, то на сегодняшний день стать специалистом данного профиля можно, например, в таких колледжах, как:

  • «Московский технический колледж железнодорожного транспорта» – филиал Московского государственного университета путей сообщения. Здесь же можно получить высшее образование после приобретения среднего. Это расширит возможности дальнейшего трудоустройства.
  • «Железнодорожный колледж №52». Обучение в колледже №52 осуществляется на базе 11 классов – 10 месяцев, на базе 9 классов – 2 года 10 месяцев, подготовка идет помощников машиниста электропоезда РЖД местного назначения (электрички).

Определившись с выбором, необходимо представить документы в приёмную комиссию, сдать вступительные экзамены (или результат ЕГЭ) и ждать результата.

Когда кажется, что цель уже близка, в самом деле всё самое трудное только начинается. Обучение на машиниста поезда РЖД достаточно сложное, требования предъявляются жесткие, основные предметы связаны с математическими знаниями, техническими терминами, знаниями механики, электромеханики, информационных технологий.

Как проводится обучение машиниста электропоезда РЖД?

Обучение проводится в несколько этапов – не только теоретических, но и практических. Практика нужна и важна потому, что теоретически невозможно научить управлять электропоездом, знать все неисправности, подготовить электропоезд к рейсу, знать технику безопасности.

Теоретические знания подкрепляются производственной практикой (изучение конструктивных особенностей, неисправностей, предрейсовой подготовки электропоезда), которая проходит в депо.

Также для обучения машинистов электропоезда в РЖД широко используют тренажёры, имитирующие кабину машиниста, приборы управления, визуальную картину реального движения. Здесь же можно проектировать различные аварийные ситуации и способы их решения.

Успешно сдав экзамены на тренажёре, получив направление на практику можно несколько недель почувствовать себя «почти машинистом» под руководством наставника.

К практике допускаются только совершеннолетние практиканты. Завершив обучение и сдав все экзамены, вы получаете долгожданную квалификацию «помощник машиниста» и только после 2х лет стажа безаварийной работы можно повысить должность до машиниста.

Если есть мечта – любоваться красотами страны через лобовое стекло поезда, надо идти к своей мечте и надо быть готовым к тому, что обучение машиниста электропоезда РЖД проходит на протяжении всей работы: повышение квалификации, тренажеры, повышение класса машиниста, внедрение новых технологий, приобретение новых электропоездов. Если выбирается профессия не на один – два года, а на десятилетия – можно смело её приобретать.

Факты про РЖД, о которых вы не задумывались

Масштабы РЖД настолько велики, что нет, пожалуй, ни одного человека, не знающего о существовании этой компании. А масштабная она потому, что государственная (её учредителем и единственным акционером является Российская Федерация) и единственная в своём роде (в России у неё нет конкурентов). Кстати, ОАО «РЖД» входит в тройку мировых лидеров железнодорожных компаний.

Карта-схема железных дорог России обширна. Если видите свой город на карте – вы в игре. 

На сайте карта интерактивная

РЖД занимается как пассажирскими, так и грузовыми перевозками. А ещё это не только междугороднее, но и пригородное сообщение. Так что даже если вы просто ездили к бабушке на дачу на электричке, то вы хотя бы раз были пассажиром РЖД.

Цифры, касающиеся возраста работников компании, даже немного удивляют! 42,2% – столько в РЖД молодых сотрудников (до 35 лет). 

Но есть и другие важные цифры. На сайте РЖД размещена информация о зарплатах:

Кто работает в РЖД?

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО «Российские железные дороги». Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:

  • «подвижной состав железных дорог» по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
  • «эксплуатация железных дорог»,
  • «системы обеспечения движения поездов» по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»,
  • «технология транспортных процессов».

В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:

  • «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»,
  • «электроснабжение»,
  • «организация перевозок и управление на транспорте»,
  • «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»,
  • «автоматика и телемеханика на транспорте».

Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:

  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
  • Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • Петербургский ГУПС,
  • Ростовский ГУПС,
  • Самарский ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
  • Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Путевые обходчики

Представителей данной профессии, а также дорожных мастеров называют общим словом «путейцы». Основная обязанность состоит в проверке исправности дорожного полотна на отведенном участке, а также устранение неполадок. Работа данных специалистов осуществляется в несколько смен. Работодатель предоставляет экипировку, а также инвентарь. Стоит отметить, что данные специалисты большую часть рабочего времени приходится проводить на открытом воздухе, что сильно влияет на уровень комфорта. К сожалению, зарплата на данной вакансии состоит из оклада, который может не превышать двенадцати тысяч рублей.

Требования к характеру будущего железнодорожника

Так как железная дорога требует внимания и осторожности, то для работы железнодорожником необходимо, чтобы человек обладал следующими качествами:

  • должны быть коммуникабельны;
  • иметь наблюдательность;
  • уметь решать различные задачи, даже если все они требуют срочного ответа;
  • быть устойчивым к стрессовым ситуациям;
  • психологической стойкостью;
  • обладать бдительностью;
  • уметь находить выход из сложных ситуаций;
  • соблюдать все взятые на себя обязанности;
  • отличаться осмотрительностью;
  • иметь технический склад ума;
  • быть надежными во время выполнения задания;
  • иметь отличный слух и зрение;
  • отличать развитой координацией движения;
  • железнодорожники должны обладать выносливостью;
  • следует хорошо знать законы физики;
  • иметь навыки по слесарному делу;
  • разбираться в системе сигналов, в том числе и пожарной безопасности;
  • знать строение локомотивов и вагонов, уметь произвести простой ремонт и обслуживание;
  • знать основы устройства железнодорожных путей;
  • хорошо знать и соблюдать правила техники безопасности;
  • знать и уметь использовать специальными компьютерными программами.

Эти и многие другие требования к личности будущего железнодорожника.

Чем занимается железнодорожник?

Стоит осознавать то, что здесь не может быть однозначного ответа, так как идет разделение на несколько профессий, но мы представим все в общих чертах.

  • Машинист управляет железнодорожным составом, отслеживает работоспособность всех технических систем;
  • Механик организовывает ремонт всех технических составляющих железной машины. От головы, до вагонов;
  • Дежурный следит за работоспособностью путей, светофоров, работоспособностью электронных составляющих;
  • Диспетчер отвечает за движение поездов и электричек;
  • Обходчик проверяет состояние путей, очищает рельсы от загрязнений, снега и грязи (если это необходимо).

Кто такой сигналист, обязанности на железной дороге

Сигналист – это сотрудник железной дороги, который отвечает за подачу специальных сигналов и знаков. Они должны быть на путях во время проведения различных ремонтных или профилактических работ вблизи движущихся поездов.

В обязанности сигналиста входит:

  1. отслеживание движения поездов и своевременная сигнализация руководителю бригады;

  2. монтаж и демонтаж специального ограждения и других предупредительных знаков на месте путевых работ;

  3. установка на вагонные составы специальных тормозных устройств, отслеживание их исправности, снятие по распоряжению руководителя;

  4. подача установленных сигналов движущимся поездам во время маневровой работы;

  5. осмотр путей на предмет движения поездов, проверка маршрутов.

Выполнять подобный функционал может только специалист, обладающий следующими знаниями:

  • принцип перевода стрелок на путях;

  • строение тормозных устройств, способы их использования;

  • система сигналов, принятая в железнодорожном сообщении;

  • устройство и функционирование, а также типы сигнальных знаков;

  • принципы работы с сигнальными знаками.

Железная дорога представляет собой объект повышенной опасности. Каждый сотрудник здесь должен четко придерживаться регламентов и техники безопасности. Сигналисты непосредственно работают на путях, так что к ним это относится в полной мере.

Для работы сигналистом нужно иметь представление о работе бригады, уметь использовать пожарное оборудование, оказывать доврачебную помощь. Как видим, профессия весьма серьезная и ответственная. А это в свою очередь приводит к серьезным психологическим нагрузкам.

Можно выделить и другие производственные факторы, которые оказывают негативное воздействие на рабочего:

  • движущиеся поезда;

  • высокий уровень шума;

  • сильная запыленность рабочего пространства;

  • работа на открытом воздухе при различных погодных ситуациях.

Для того, чтобы работать вопреки неблагоприятным условиям необходимо иметь большую физическую выносливость и крепкое здоровье. Кроме того, работодатель обеспечивает сотрудников специальной экипировкой, которая снизить негативное воздействие. Обычно в комплект входит одежда, обувь, перчатки, очки, головной убор. В холодное время года выдается утепленный вариант.

Необходимо также отметить, что сигналисты могут работать и в строительных компаниях, если те при строительные крупных объектов используют железнодорожные рельсы и составы. В этом случае речь идет скорее о проектной работе с вахтовым графиком, когда работодатель компенсирует затраты на жилье и питание или же предлагает служебные.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации
  • освоение технологических изменений и технических новшеств

Чем занимаются работники железнодорожных профессий?

Что касается такой группы, как «путейцы», то:

  • такой работник, как путевой обходчик он под началом мастера пути занимается проверкой исправности, а значит и безопасности полотна железной дороги;
  • сотрудник, который осматривает подвижной состав, отвечает за исправность вагонов;
  • электромонтер отвечает за состояние световой сигнализации, иначе говоря, зона его ответственности – это светофоры;
  • электромеханик-стрелочник, соответственно следит за состоянием стрелочных переводов, обслуживает их и в случае необходимости производит ремонт или замену;
  • машинист управляет локомотивом, а его помощник, соответственно, помогает ему следить, как за техникой, так и за дорожными условиями во время движения;
  • начальник поезда ответственен за обслуживание и за безопасность пассажиров. В его распоряжении находится бригада проводников;
  • проводник отвечает за порядок в вагоне и за обслуживание пассажиров этого вагона.

Относительно работников вокзалов и станций, то для первых – это деятельность, которая непосредственно связана с пассажирами, а для вторых – это формирование либо пассажирского, либо грузового поезда.

Для того, чтобы обрести те или иные железнодорожные профессии начальствующего состава, следует пройти обучение либо в колледжах (техникумах) или в университетах железнодорожной направленности.

Обучение

Работа в РЖД доступна выпускницам профильных колледжей и высших учебных заведений. Получить среднее специальное образование доступно уже после 9 класса. В любой железнодорожный институт можно поступить, окончив 11 класс. В ЖД техникумах также, как и в высших учебных заведениях, возможно обучение по очной и заочной форме.

Наряду с возможностью платного обучения, существуют бюджетные места. В случае освобождения бесплатного места на него может быть переведен студент с платного курса при наличии высокого рейтинга.

На 2021 год, в сфере железнодорожного транспорта действует:

  • 9 высших учебных заведений в разных городах на территории РФ.
  • 47 средне специальных образовательных учреждений: колледжи и техникумы.

Абитуриенты, выбирающие офисное и путейное направления РЖД, должны стремиться окончить ВУЗ.

Для желающих работать именно в железнодорожной отрасли, но не имеющих специального среднего или высшего образования, доступно рабочее направление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector