Форма приказа об утверждении учетной политики

Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?

Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:

• Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года). • Все изменения и дополнения в УП вносить, не «переутверждая» всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.

При внесении изменений в учетную политику необходимо:

1.Подготовить текст, который содержит изменения с объяснением причин внесения изменений;

2.Установить дату с которой будут действовать соответствующие изменения;

3.Осуществить проверку не нарушаются ли отдельные пункты, утвержденной ранее политики; 4.Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта.

Пример внесения изменений в учетную политику в части налогового учета с 01.01.2021г.

С 01.01.2021 вступят в силу изменения в ст. 164 НК, которые увеличат ставку НДС с 18% до 20%. В связи с данным повышением, законодатели подготовили новую форму декларации по НДС. Таким образом, изменения в законодательстве, обязывающие откорректировать применяемую юридическим лицом УП с 2021 года, есть. И прежде всего необходимо урегулировать вопрос с переходным НДС, например, при получении авансов в 2021 году НДС рассчитывается исходя из ставки 18/118, а при реализации товаров в 2021 году уже нужно будет рассчитать налог исходя из ставки в 20%.

Причем все поправки на 2021 год делают до 31 декабря 2021г.

Новшество с 01.01.2021г. в учетной политике. Минфин России издал приказ от 30 декабря 2021 г. № 274н. Приказ определил стандарт ведения бухгалтерского учета государственных и автономных учреждений, который все они обязаны применять с 1 января 2021 года, в том числе при: составлении бюджетной отчетности, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; ведении бухгалтерского учета. Этим стандартом в том числе предусмотрена обязанность таких организаций публиковать свою учетную политику на официальных сайтах в интернете и подробно раскрывать ее положения в отчетности. Кроме того, при необходимости, организации при изменении учетной политики должны пересмотреть сравнительные показатели отчетности прошлых лет. Поэтому Минфин России в письме от 31 августа 2021 г. № 02-06-07/62480 напомнил, что теперь как учетная политика организации, так и все ее изменения являются объектом внимания со стороны контролирующих органов. В письме приведены методические рекомендации, с помощью которых можно (и нужно!) скорректировать учетную политику с учетом требований нового СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Факторы выбора

Документом, регламентирующим правила формирования учетной политики (УП), является ПБУ 1/2008. Существует два основных ее вида:

  • УП для целей налогового учета;
  • УП для целей бухгалтерского учета.

На заметку! Юрлица, составляющие отчетность по МФСО, формируют и принимают отдельную учетную политику, касающуюся использования международных стандартов отчетности.

Жестких регламентов формирования законодательство не содержит. Так, если организация считает необходимым, она может принимать единый документ, в котором обособленно будут изложены правила налогового и бухгалтерского учета соответственно. В то же время крупные организации, как правило, принимают отдельные документы, поскольку объем каждого из них может быть значительным.

На начальном этапе работы над документом берется во внимание режим налогообложения и размер фирмы

Это важно, поскольку для малого бизнеса есть возможность вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме. Исключения составляют адвокатские конторы, юрлица, для которых обязателен аудит, МФО, некоторые виды кооперативов

Исключения составляют адвокатские конторы, юрлица, для которых обязателен аудит, МФО, некоторые виды кооперативов.

Система НО и соответствующие ей положения НК РФ оказывают решающее влияние на учетную политику для целей налогового учета. Организация, имеющая обособленные подразделения, отражает в учетной политике способы и регламент взаимодействия с ними.

Основу учетной политики составляют:

  • рабочий вариант плана счетов;
  • формы первичной документации, учетных регистров, других документов, участвующих в документообороте;
  • порядок инвентаризации;
  • способы оценки активов, обязательств;
  • порядок документооборота и обработки документации;
  • правила контроля движения ресурсов фирмы;
  • другие правила, принятые для эффективного ведения учета.

Любой раздел учетной политики требует тщательной предварительной проработки и изучения соответствующих законодательных норм. Пример: при определении способов оценки основных средств требуется проанализировать ПБУ 6/01; способы и порядок инвентаризации определяют «Методические указания по инвентаризации», утвержденные приказом Минфина №49 от 13/06/95, и т.д.

Для составления учетной политики в целях НУ делается акцент на налогах и роли организации как налогоплательщика; используются принципы, заложенные в ПБУ 1/2008. Статья 11-2 НК РФ определяет налоговую УП как избранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ методов определения доходов, расходов, их признания, оценки и распределения; учета других необходимых для целей налогообложения показателей деятельности.

Отмечают важные моменты по каждому налоговому платежу и вносят в документ. Пример: по налогу на прибыль дата получения дохода (осуществления расхода) определяется по методу начисления, в соответствии со ст. 271, 272 НК РФ.

Очевидно, что для подготовки указанного документа необходимо хорошее знание законодательства и его текущих изменений, высокий уровень профессионализма.

ФОРМИРОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика бюджетного учреждения (УП) — основополагающий элемент учетного процесса, перечень правил, по которым ведется учет на предприятии.

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ учетная политика — совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. В настоящее время требования к составлению учетной политики бюджетных организаций определены Инструкцией № 157н, Инструкцией № 174н, Законом о бухгалтерском учете, Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ).

Кто утверждает учетную политику?

Бюджетные организации формируют учетную политику самостоятельно в зависимости от специфики отраслевой деятельности и своей структуры.

Учетную политику формирует главный бухгалтер, утверждает руководитель организации. Если бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерий, учредитель разрабатывает учетную политику, которую применяют организации, находящиеся в ведении данного учредителя, например филиалы, обособленные подразделения.

Разработка УП главным бухгалтером позволяет максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности организации и обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Какие требования предъявляются к учетной политике?

В учетной политике предусматриваются следующие обязательные разделы:

  • Рабочий план счетов, необходимый для ведения синтетического и аналитического учета.
  • Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, а также методы их оценки и порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности.
  • Формы первичных документов, которые применяются для оформления хозяйственных операций. Порядок документооборота и сроки предоставления первичных документов, обработка учетной информации.
  • Регистры учета.
  • Регламент и порядок инвентаризации активов и обязательств.
  • Применяемая система налогообложения. Методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).
  • Контрольные мероприятия (порядок организации внутреннего финансового контроля).
  • Методы учета по пунктам, в отношении которых закон предоставляет выбор или вообще не содержит какие-то нормы, в том числе методы оценки активов и обязательств.
  • Технология обработки учетной информации.
  • Другие принципы, иные решения, влияющие на учет.

Обратите внимание!

С 2020 г. все организации обязаны размещать применяемую ими учетную политику со всеми поправками и изменениями на своих сайтах, детально излагая ее положения.

Для чего необходима учетная политика

Положения по бухгалтерскому учету предусматривают определенные правила отражения доходов и расходов, а НК РФ — свои. Выбранные организацией методы влияют:

  • на величину себестоимости продукции, работ и услуг;
  • на ее финансовые показатели;
  • на размер налогов.

Все это и следует предусмотреть в УП для целей бухгалтерского и налогового учетов. Требование о ее составлении регламентируется:

ВАЖНО!
Разработанная учетная политика организации утверждается приказом руководителя. Не обязательно готовить два отдельных распоряжения: объедините УП для целей бухгалтерского и налогового учетов в одном указе

Распишите локальные нормативы в приложениях к распорядительному документу.

Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно конструктор учетной политики на 2021 год от экспертов КонсультантПлюс.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Л.И.Куликова

Д. э. н.,

профессор

Казанский федеральный университет

Какие факторы нужно учитывать для оптимизации деятельности предприятия?

Учетная политика, которую выберет компания обязана направляться на оптимизацию деятельности предприятия и брать в расчет некоторые факторы:

  1. Форма собственности и организационно-правовая форма.
  2. Тип и объем деятельности предприятия.
  3. Льготы в системе налогообложения (свобода от каких-либо налогов, а также ставки и различные льготы).
  4. Может ли компания индивидуально принимать решения в таких вопросах, как ценообразование, выбор партнера или инвестора.
  5. Какова стратегия финансового и хозяйственного развития деятельности предприятия, а также цели и задачи развития компании, пути этого развития на ближайшее будущее, а также состояние материальной базы и системы информационного обеспечения.
  6. Квалификация сотрудников предприятия, их дееспособность и возможность принятия собственных решений.
  7. Существует ли, и в каком состоянии, система материальной заинтересованности и ответственности.

Во время того, как формируется учетная политика, необходимо соблюдать основные требования и допущения.

Основными задачами учетной политики организации являются:

  1. Полное отражение деятельности компании.
  2. Формирование полной картины об учетной политике компании с целью эффективного управления ее работой.

Бухгалтерская служба организации, контрольные подразделения и менеджера предприятия использует учетную политику для успешного управления компанией. Приказ по учетной политике также используется внешними пользователями, например, аудиторами – для того, чтобы подтверждать достоверность отчетов, другими пользователями – для изучения отчетности и оценивания ее различных показателей. Учетная политика организации имеет большое значение как для сотрудников и акционеров предприятия, так и для внешних пользователей.

Полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рационализация и соблюдение приоритета содержание над формой необходимо для корректной работы с учетной политикой организации.

Целью создания учетной политики компании является финансовый, управленческий и налоговый учет.

Для того, чтобы выбрать подходящую учетную политику организации необходимо изучить ряд факторов, которые частично зависят от хозяйствующего субъекта: род деятельности и размеры предприятия, организационные и технические моменты, правовой статус и перспектива целей, характер процесса закрепления бюджета и долгосрочность договоров, компетенция работников, а также налоговая и валютная политика страны и так далее.

Существует несколько стадий процесса формирования учетной политики организации:

  1. Определить объекты и субъекты бухучета, во взаимодействии с которыми должна быть создана учетная политика.
  2. Выявить, проанализировать и оценить факторы, с помощью которых и будет выбран способ ведения бухгалтерского учета.
  3. Выбрать и обосновать исходные положения установления учетной политики.
  4. Отобрать способы ведения бухгалтерского учета в соответствии с каждым приемом и объектом учета.
  5. Подобрать способы ведения бухучета, которые пригодны для применения в данной компании.
  6. Документально оформить выбранную учетную политику.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете учетной политики, признается совокупность правил ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами. Такие субъекты в индивидуальном порядке создают свою учетную политику, но при этом пользуясь Законодательством Российской Федерации о бухучете, а также другими федеральными и отраслевыми стандартами.

Формируя учетную политику по отношению к отдельному субъекту бухучета, также индивидуально подбирается способ из представленных, с применением которого и будет вестись учетная политика компании. Если по отношению к конкретному объекту бухучета на основе федеральных стандартов не устанавливает способ ведения бухучета, разработкой способа, основывая на требованиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также федеральными и отраслевыми стандартами, занимается сама организация. Также необходимо помнить, что выбранная учетная политика должна проводиться из года в год.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Учет операций с ценными бумагами

Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.

Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учетной политике. Вариант выбора основывается на профессиональном суждении уполномоченных сотрудников организации.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.

В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.

Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.

Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.

II. Изменение учетной политики

Случаи изменения учетной политики. Учетная политика изменяется (п. 10 ПБУ 1/2008) в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Причем новые способы должны давать:

  • более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;
  • меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности;
  • существенные изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

Не считается изменением учетной политики:

  • утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее;
  • факты хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики. Ретроспективное отражение изменений учетной политики. Отражение корректировки в связи с изменением учетной политики. Существенные последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности организаций ретроспективно по правилам, установленным в п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008 в денежном выражении. Оценка последствий изменения в учетной политике производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Общее правило отражения результатов изменения учетной политики ретроспективно состоит в том, что организация должна пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При этом корректируется входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Так до каких же пор нужно производить перерасчеты? Видимо, до тех пор пока у организации имеются необходимые данные. Поскольку максимальная продолжительность такого периода регламентируется 5 годами (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ <1>), перерасчет следует производить за пять периодов.

<1> Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

Если последствия изменений учетной политики вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерской отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ или нормативным актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не устанавливают порядка отражения последствий изменения, то они отражаются в бухгалтерской отчетности по общему правилу — ретроспективно.

Отражение изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства. В п. 15.1 ПБУ 1/2008 субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) разрешено осуществить выбор одного из двух способов отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности:

  • ретроспективно;
  • перспективно.

Эти способы отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности применяются, за исключением случаев, когда иной порядок изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства установлен законодательством РФ или нормативно-правовым актом по бухгалтерскому учету.

Какова структура учетной политики?

Структура учетной политики государственного (муниципального) учреждения раскрыта в п. 6 Инструкции N 157н. В соответствии с нормами данного пункта внутренними актами субъекта учета (в данном случае — автономного учреждения), устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Если структура учетной политики регулируется на законодательном уровне, то вопрос о форме данного документа каждая организация решает самостоятельно. Учетная политика может быть отдельным документом, утвержденным руководителем автономного учреждения, а рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок инвентаризации будут приложениями к нему. Возможен и другой вариант — издание приказа, утверждающего все вышеперечисленные документы, тексты которых приведены в приложениях к этому приказу. В данном вопросе учреждению предоставлена полная свобода. Главное, чтобы все решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, были разработаны и утверждены надлежащим образом.

Общие требования к составлению учетной политики

Напомним, что учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу п. 8 ФСБУ «Учетная политика» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером учреждения. При этом, если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы другому государственному (муниципальному) учреждению, особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением), заключенным между ними.

Отметим, что утверждать учетную политику должен руководитель бюджетного учреждения. В том случае, если формированием учетной политики занималась централизованная бухгалтерия, нелишним будет и наличие на учетной политике подписи руководителя (главного бухгалтера) централизованной бухгалтерии. При этом такую возможность необходимо прописать в соглашении.

Основные положения утвержденной учетной политики должны быть размещены на сайте учреждения. Указанное требование может быть реализовано бюджетным учреждением путем размещения:

  • обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), которые установлены документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов));

  • копий документов учетной политики.

Причем указанная информация может быть размещена как по отдельности, так и в совокупности.

Напомним, что бюджетное учреждение должно обеспечить хранение документов учетной политики в течение не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ст. 29 Закона о бухгалтерском учете, п. 22 ФСБУ «Учетная политика»).

В силу п. 7 ФСБУ «Учетная политика» при формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться не только положениями данного стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности учреждения и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований ФСБУ «Концептуальные основы».

Заключение

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее: если учетная политика полностью устраивает ваше учреждение и администрация организации в 2013 г. собирается ее применять без каких-либо изменений, достаточно в декабре 2012 г. издать приказ руководителя о том, что в следующем финансовом году при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться учетной политикой 2012 г.

Если же есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, тогда в конце 2012 издается приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и в нем перечисляются только те моменты, которые будут изменены.

В заключение заметим, что учетная политика государственного (муниципального) учреждения является результатом огромной и кропотливой работы. Приведенные выше рекомендации будут хорошим подспорьем главным бухгалтерам при пересмотре собственной учетной политики для целей организации бухгалтерского учета.

М.Зарипова

Эксперт журнала

«Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector