Виды налогов
Содержание:
- Основные виды налогов в России
- Кто может применять общий налоговый режим
- Классификация по различным признакам
- Рыночные модели
- Способ обложения
- Налоги: сущность, функции, виды
- Страховые взносы
- Виды налогов
- Виды систем налогообложения в РФ
- О проблеме стабильности налоговой нагрузки
- Понятие налоговой системы
- ОСНО: налоги с выплат работникам
- Понятие налоговой системы России
- Другие налоговые платежи и взносы
- Функции налогов
- Уровни налогов
- Бухгалтерская отчетность на общей системе налогообложения
- Отраслевые сборы и платежи
- Федеральные нормативные акты о налогах и сборах
Основные виды налогов в России
Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.
Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.
Федеральные налоги и сборы — обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.
То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся)
И, что важно, размер федеральных налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).
Примерами таких налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);
Региональные налоги и сборы — обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.
При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;
Местные налоги и сборы — устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.
Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.
Кто может применять общий налоговый режим
Для применения ОСНО НК РФ не устанавливает никаких ограничений. Общая налоговая система применяется по умолчанию с момента регистрации организации или ИП. Для отказа от нее необходимо подать в налоговую инспекцию заявление.
Для ОСНО расчет налогов является самым сложным. Также налогоплательщики должны сдавать большой объем отчетности в контролирующие органы. Но, тем не менее, у нее есть и свои неоспоримые плюсы.
Основная система налогообложения — это форма расчета и перечисления налогов, которую применяют многие средние и крупные компании
Для них очень важно, чтобы поставщик был плательщиком НДС. Поэтому если целью работы компании является сотрудничество с такими организациями, то им должна применяться ОРН система налогообложения
Классификация по различным признакам
Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.
Налоговая система РФ, виды налогов, таблица:
Критерий группировки |
Наименование подвида |
Описание критерия классификации налогов с примерами |
---|---|---|
По предмету обложения |
Имущественные Доходные Рентные Потребления Исключительные |
Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ. |
По назначению |
Общие Целевые |
Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог. |
По методам исчисления |
Твердые |
Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто). |
Пропорциональные |
НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе). |
|
Ступенчатые |
Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы). |
|
Фиксированные |
ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения). |
|
По бухгалтерскому источнику уплаты |
С выручки |
УСН «Доходы». |
С заработной платы |
НДФЛ, страховые взносы. |
|
Относимые на финансовый результат |
На имущество организаций. |
|
Относимые на себестоимость готовой продукции |
Транспортный, страховые взносы, НДФЛ. |
|
Исчисленные с валовой прибыли |
На прибыль организаций. |
Рыночные модели
Рыночные модели разных стран существенно отличаются друг от друга. Но в целом выделяют две модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.
Суть либеральной модели в том, что государство незначительно вмешивается в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Нет огромного государственного сектора предприятий, а для хозяйствующих субъектов предоставляется максимальная свобода действий. Государство мало участвует в решении социальных проблем, заботясь лишь о незащищённых слоях населения, а также регулирует монетарную политику и участвует в макроэкономических процессах. Либеральная модель характерна для США, Канады, Англии и Франции.
Замечание 5
Стоит заметить, что классическая либеральная модель скорее свойственна прошлому этих стран, поскольку в настоящее время они активно движутся в сторону социально ориентированной модели.
Для социально ориентированной модели характерна высокая степень государственного регулирования экономики. Здесь внушительных государственный сектор, предпринимательская деятельность обязательно регламентируется, государство даёт гарантии на определённый уровень удовлетворения потребностей. Такая модель свойственна Германии, Австрии Нидерландам, Швеции, Норвегии, а также очень близка Японии.
Логично предположить, что либеральная и социально ориентированная модели требуют наличия у государства финансовых ресурсов. Очевидно, что налоги в странах с социально ориентированной экономикой должны быть выше. Уровень этих налогов должен соответствовать целям и задачам, которые государство ставит перед собой.
Пример 7
А. Лэффер – сторонник либеральной модели, говорит о 30% налогов.
Задачи, которые в настоящее время ставятся перед Россией, требуют проведения адекватной налоговой политики. В стране давно созрели предпосылки для модернизации экономики, внедрения новейших технологий, решения крупных социальных проблем. Эти и многие другие задачи опубликовал в своей предвыборной кампании В. В. Путин.
Налоговая политика на данном этапе развития страны имеет особое значение, поскольку выступает как инструмент для решения важнейших стратегических задач в России.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Способ обложения
В зависимости от того, кто или что облагается НО, выделяют два вида налогов и сборов в Российской Федерации: прямые и косвенные.
К прямым НО относят те платежи, размер которых определяется напрямую пропорционально объекту обложения. То есть к установленной налоговой базе применяют процентную или фиксированную ставку. Наглядным примером данной категории являются НДФЛ или ННП организаций.
Как это работает? К совокупным доходам налогоплательщика применяется определенная налоговая ставка. Например, для физических лиц — 13 %, для организаций — 20 %.
Косвенные платежи не определяются напрямую к налоговой базе. Размер таких платежей обычно скрыт в стоимости товаров, работ, услуг, реализуемых или приобретаемых налогоплательщиками. Например, акциз на бензин уже включен в стоимость топлива. Аналогично определяется НДС, размер фискального платежа уже включен в стоимость приобретаемого или реализуемого товара (работы, услуги). Например, при покупке товара в магазине НДС можно увидеть в товарном чеке.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Основные функции:
- Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
- Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
- Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
- Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Страховые взносы
Кроме указанных платежей, любые организации и ИП платят страховые взносы с выплат работникам. Обычная ставка страховых взносов составляет:
- 22 % — на пенсионное страхование;
- 2,9 % — на социальное страхование;
- 5,1 % — на медицинское страхование.
Некоторые категории страхователей на спецрежимах имеют право на применение пониженной ставки страховых взносов. Она устанавливается в размере 20 % на пенсионное страхование. Взносы в ОМС и ФСС не уплачиваются вовсе. Право на пониженную ставку имеют:
- организации и ИП на УСН с основными видами деятельности, поименованными в пп. 5 п. 1 ;
- ИП на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;
- ИП на ПСН
ИП также независимо от применяемой системы перечисляют страховые взносы за себя:
- фиксированный платеж (независимо от полученного дохода): устанавливается ежегодно. В 2020 г. он равен 36 238 руб.;
- допвзнос в ПФР в размере 1 % с суммы превышения дохода 300 000 руб. за год.
Виды налогов
Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:
- Федеральные: поступающие в государственную казну.
- Региональные: собираемые в пользу определенного региона — республики, области, края.
- Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта — города, села, поселка и т. д.
По типу налогоплательщика выделяются налоги:
- С физических лиц — на их доходы, имущество и т. д.
- С юридических лиц — на прибыль, НДС и т. д.
- Смешанные.
По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:
- доход;
- потребление;
- имущество;
- капитал.
По виду изъятия:
- прямые;
- косвенные.
Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.
Косвенные налоги | Прямые налоги | |
По способу оплаты | Перекладываются на плечи третьих лиц, потребителей | Вносятся самим налогоплательщиком |
По способу взимания | По тарифам | По кадастрам, окладным документам |
По экономическому признаку | Взимаются с расходов, пользования, потребления | Взимаются с производства, прибыли, имущества |
Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.
Виды систем налогообложения в РФ
Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:
- Основная система налогообложения (ОСН).
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
- Упрощенная система (УСН).
- Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).
Правильное функционирование налоговой системы — это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.
О проблеме стабильности налоговой нагрузки
Для того, чтобы бизнес и граждане могли уверенно планировать свою деятельность и инвестировать, налоговая система должна быть стабильной, налоговое законодательство – достаточно статичным, а перемены – предсказуемыми. Однако нельзя гарантировать, по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, что тезис о стабильности налоговой фискальной системы будет реализовываться на протяжении всего экономического цикла до 2024 года. Так, наряду с повышением ставки НДС собирались снизить тарифы страховых взносов, чтобы стабилизировать налоговую нагрузку на бизнес. А в итоге, заметил эксперт, тарифы страховых взносов остались на прежнем уровне. Их снизили в совокупности до 30% вместо 34%, что ранее относилось к пониженным тарифам (). Но , которая с 1 января 2019 года утратила силу, на период с 2017 года по 2020 год и так устанавливала тарифы на уровне 30%. То есть изменений, направленных на выравнивание налоговой нагрузки на бизнес, фактически не произошло.
«Нужна не финансовая поддержка бизнесу, а именно стабильность налоговой нагрузки, которая должна выражаться в том, что базовые налоги не меняются, а если идет перераспределение нагрузки, то при этом не страдают главные принципы налоговой системы, в том числе стимулирования экономического роста и обеспечения социальной справедливости», – подчеркнул Александр Шохин. Между тем Минфин России в конце ноября 2018 года представил доработанный проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный в целях привлечение инвестиций в экономику России путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемости условий ведения производственной и иной хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов. А наряду с этим существуют, как отметил Александр Шохин, перспективы внедрения новых обязательных платежей. Так, не исключается возможность введения так называемого «углеродного налога», предполагаемого на данный момент в качестве неналогового платежа в виде сбора в федеральный бюджет за выбросы парниковых газов. Речь идет о подготовленном Минэкономразвития России в декабре 2018 года проекте закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, что идея установления такого платежа обсуждалась еще в 2016 году. Законопроектом определяются понятия «изменения климата», «парниковых газов», «источников выбросов парниковых газов» и т. д. Согласно документу предполагается, что хозяйствующие субъекты должны будут уплачивать сбор в случае превышения установленных разрешений на выбросы парниковых газов.
«Если углеродный «налог» вводить, то это нужно делать в рамках всех экологических платежей», – считает эксперт. Тем более, что Минфин России разработал в августе 2018 года законопроект о замене различных экологических платежей экологическим налогом. Налогоплательщиками согласно этому проекту признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное на нее воздействие. Идеологическое возражение бизнес-сообщества против введения экологического налога связано, по словам Александра Шохина, с тем, что он может быть обнулен при надлежащем осуществлении хозяйствующим субъектом своей деятельности, а налог по существу – это то, за что соответствующие органы власти должны «бороться». «Получается, что окружающая среда не обязательно должна быть благоприятной, иначе, не будет налогов», – пояснил проблему эксперт.
Понятие налоговой системы
Предыстория
Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Определение понятия «налоговая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено термином «система налогов и сборов».
Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к нему с позиций теории систем.
Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два элемента являются объектами.
В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.
Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:
- два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков);
- два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).
Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:
- законодательства о налогах и сборах;
- совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);
- плательщиков налогов и сборов;
- налоговых администраций.
Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.
В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения:
- федеральный (на уровне РФ);
- региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения);
- местный (на уровне муниципальных образований).
Однако, в рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
ОСНО: налоги с выплат работникам
Компании и ИП на ОСНО достаточно крупные и используют труд наемных работников. Поэтому, кроме вышеперечисленных фискальных платежей, они исчисляют и уплачивают фискальные платежи с выплат сотрудникам:
- НДФЛ;
- страховые взносы;
- взносы от несчастных случаев на производстве.
С выплат работникам-резидентам НДФЛ удерживается по ставке 13 %. В этом случае работодатель выступает как налоговый агент.
Страховые взносы уплачиваются по следующим ставкам:
- 22 % — на пенсионное страхование;
- 5,1 % — на медицинское страхование;
- 2,9 % — на социальное страхование на случай нетрудоспособности.
Понятие налоговой системы России
Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем пару наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).
Налоговая система России — совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.
Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.
Налоговая система РФ — совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.
Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2020 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику.
В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами).
Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования
Обратите внимание, что налоговая система России — это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения»
Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:
- принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
- основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
- права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
- ответственность за нарушение налогового законодательства;
- формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
- информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т. д.).
Другие налоговые платежи и взносы
Если юридическое лицо работает по общей системе налогообложения и имеет в штате наемных сотрудников, у него возникает обязанность удерживать с заработной платы работников подоходный налог по ставке 13%. Также необходимо перечислять из бюджета фирмы обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.
При наличии вредных и опасных условий труда, выявленных в ходе СОУТ (специальной оценки условий труда), у работодателя на общей системе появляется обязанность по перечислению дополнительных взносов в Фонд социального страхования по ставке 3,1–11,4%. К таким факторам относится недостаточное освещение рабочего места, высокий уровень шума и вибрации, превышение ионизирующего излучения, повышенная концентрация пыли и химических веществ в воздухе.
Кроме федеральных взносов, компании на общей схеме налогообложения перечисляют обязательные платежи в региональные и местные бюджеты. Это может быть транспортный налог, взносы за эксплуатацию водных и земельных ресурсов, добычу полезных ископаемых. Окончательный перечень налогов определяется деятельностью предприятия.
Функции налогов
В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:
- Фискальная функция — наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
- Социальная — перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
- Регулирующая — решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
- Контрольная — отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.
Уровни налогов
Какие же бывают налоги? Начать стоит с того, что Налоговый кодекс делит все налоги на три вида в зависимости от того, кто устанавливает и вводит тот или иной налог. Итак, выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Соответственно федеральные вводятся руководством страны, региональные устанавливаются правительством конкретного региона, а местные – администрацией конкретного муниципального образования. Для наглядности стоит привести несколько примеров. Налогами на уровне федерации являются НДС, НДФЛ и другие. В качестве региональных налогов и сборов рассматриваются: транспортный, налог на игорный бизнес и другие. К местным же относятся: земельный, сбор средств на имущество физических лиц и другие. Стоит понимать, что уровень того или иного налога не соответствует уровню бюджета, в который он поступает. Проще говоря, федеральный налог на прибыль организаций не перечисляется в полном размере в федеральный бюджет, а распределяется следующим образом: 17% от суммы обязательного платежа отправляется в бюджет региона, где зарегистрирована организация, и лишь 3% от этой суммы направляется в федеральный бюджет. Таким образом, в данной теме огромное количество нюансов и нужно проявить внимательность при изучении того или иного вопроса в тематике налогов.
Бухгалтерская отчетность на общей системе налогообложения
Объем бухгалтерской и налоговой отчетности для предприятия на общей схеме налогообложения зависит от размера организации. Крупные и средние фирмы должны вести и предоставлять для проверок полный набор документов: справки о финансовых операциях, передвижении денежных средств, изменении капитала, балансе, пояснения к обозначенным отчетам. Общая схема налогообложения в данном случае предполагает сдачу бухгалтерской отчетности один раз в 12 месяцев в два контролирующих органа — в службу государственной статистики и в налоговую инспекцию.
Для организации малого масштаба, работающей по традиционной системе налогообложения, допустим упрощенный вариант бухгалтерской отчетности. Он состоит из баланса и документа о финансовых результатах. К субъектам малого предпринимательства относятся фирмы, годовой доход которых ниже 800 миллионов рублей, а в штате зарегистрировано не более 100 сотрудников. Некоммерческие организации на общей схеме налогообложения также могут вести упрощенный вариант бухгалтерской отчетности. Кроме баланса, они должны предоставить информацию о целевом расходе денежных средств и пояснения к обозначенным документам.
Отраслевые сборы и платежи
Существует ряд обложений, которые характерны только для конкретных отраслей. Соответственно оплачивать такие сборы должны только те юридические и физические лица, которые заняты работой в определенной сфере. К отраслевым платежам относят:
- сборы за использование объектов животного мира;
- платежи за пользование недрами;
- платежи за использование водных биологических ресурсов.
Данные налоговые обложения устанавливаются и регулируются НК РФ. Ставки за сборы и платежи также устанавливаются отдельными статьями кодекса.
Чтобы узнать, кто именно должен и каким образом необходимо оплачивать отраслевые сборы, требуется внимательно изучить нормативные акты.
Федеральные нормативные акты о налогах и сборах
Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает:
- НК РФ;
- принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах.
НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.
В настоящее время НК РФ состоит из двух частей.
Часть первая устанавливает:
- законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах;
- систему налогов и сборов в РФ;
- правовой статус участников налоговых правоотношений;
- общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- порядок оформления и подачи налоговой декларации;
- основы налогового контроля;
- виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;
- процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.
НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.
В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах.
В группу федеральных источников налогового права также можно отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.
Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов охватывают разноплановые сферы социально-экономических отношений и многие сферы государственной деятельности нуждаются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.
Федеральные подзаконные нормативные акты о налогах и сборах
В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях.
При этом нормативные правовые акты Президента РФ и органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не могут детализировать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновременном соблюдении следующих условий:
- соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах;
- официальное опубликование;
- осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.
- Назад
- Вперёд