Ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности

Общие положения

Расчеты за товары, работы, услуги являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности практически каждой организации.

Для отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами предназначен субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Порядок учета указанных операций регламентирован Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция N 107н).

На субсчете 178 учитываются все расчеты учреждения, для которых Инструкцией N 107н субсчета строго не установлены. Например, на указанном субсчете учитываются расчеты бюджетного учреждения за оказанные коммунальные и иные услуги, за поставленные товары и выполненные работы различного назначения. Исключение составляют расчеты с поставщиками за строительные материалы, конструкции и детали, оборудование для установки и т.п., приобретаемые за счет бюджетных средств, средств от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений; расчеты с подрядчиками по конструкциям и деталям, переданным им для капитального строительства и монтажа; расчеты за выполненные строительно-монтажные работы, подлежащие учету на субсчете 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналитический учет расчетов

Аналитический учет расчетов по субсчету 178 ведется в накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами по форме N 408 (мемориальный ордер N 6).

В начале каждого месяца из мемориального ордера N 6 за прошлый месяц в открываемую накопительную ведомость записывают данные по каждому дебитору и кредитору, по которым не исполнены обязательства: не получены материальные ценности, не оказаны услуги, не оплачены полученные товары и оказанные услуги. При этом указывают дату и номер документа, подтверждающего образование дебиторской или кредиторской задолженности.

В накопительной ведомости для отражения операций в течение месяца по каждому дебитору или кредитору отводится необходимое количество строк.

При оплате принятого обязательства производятся записи по каждому поставщику с указанием даты и номера платежного документа в дебет субсчета 178.

Полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с договорами отражаются по кредиту субсчета 178 по той же строке, по которой значится задолженность.

На конец месяца выводятся остатки. Они могут быть выведены, например, как по дебиторам и кредиторам с целью классификации задолженности по поставщикам и подрядчикам, так и по кодам ЭКРБ для классификации задолженности по видам расходов.

Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами может вестись на карточке учета средств и расчетов по форме N 292 (по каждому дебитору и кредитору).

Бюджетный учет расчетов с дебиторами и кредиторами

Бюджетный учет расчетов выполняет следующие основные задачи:

  • проверку правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
  • обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженностей и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
  • обеспечение сохранности денежных средств.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за оказанные услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данному бюджетному учреждению, называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной бюджетной организации (например библиотеки, театра, музея) другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

Кредиторов, задолженность по которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, товаров, услуг, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность по которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

Согласно требованиям Инструкции N 25н <1> учет кредиторов ведется на счетах аналитического учета счета 300 00 000 «Обязательства», дебиторов — по счетам 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»; 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»; 210 00 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Рассмотрим более подробно, как осуществляется бюджетный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Какие применяются субсчета

К счету 76 могут быть открыты следующие субсчета:

  • 76.1 Личное и имущественное страхование – учет операций по страхованию здесь происходит только в отношении перечисленных видов страхования, для обязательного пенсионного, медицинского, социального страхования применяются иные счета. Этот субсчет применяется как для учета страховых взносов по страхованию, так и сбора информации по страховым возмещениям. Здесь же фиксируются операции по страхованию жизни и здоровья работников компании. Аналитика осуществляется по видам страхования и страховщикам.
  • 76.02 Претензии — на этом субсчете происходит обобщение информации о возникающих претензиях по качеству поставляемого товара, претензий за нарушение условий по заключенным договорам в отношении сроков, объема и т. д. Здесь учитываются начисляемые штрафы, пени, предусмотренные соглашениями. Аналитика ведется по дебиторам и выставляемым претензиям.
  • 76.3 Дивиденды — здесь происходит обобщение информации о начисленных доходах, причитающихся организации как, учредителю, а также их выплатах. Аналитика ведется по каждому источнику подобного дохода. См. пошаговую инструкцию: как выплатить дивиденды учредителю.
  • 76.4 Депонированная зарплата — предназначен для учета не полученной в срок заработной платы, которая направлена предприятием на расчетный счет с пометкой «Депонировано». Аналитика ведется по работникам, не получившим вовремя свою зарплату.
  • Расчеты по исполнительным листам — предназначен для обобщения информации по производимым работником удержаниям на основании поступивших документов от приставов – алименты, прочие удержания и т. д. Аналитика ведется по работникам-должникам и поступившим исполнительным листам.
  • Расчеты с прочими покупателями и заказчиками — на этом счете учитываются операции, которые не относятся в основной деятельности компании. К примеру, здесь могут отражаться уплата пошлин, расчеты с нотариусом и т.д.

Вам будет интересно:

Счет 28 в бухгалтерском учете: как учитывается брак в производстве, характеристика счета, проводки

В зависимости от особенностей ведения операций, на счете 76 помимо основных субсчетов, рекомендованных типовым Планом счетов, могут открываться аналогичные, но для учета операций в иностранной валюте.

Например, 76/6 — Расчеты с прочими покупателями и заказчиками в рублях и 76/26 — Расчеты с прочими покупателями и заказчиками в валюте.

Внимание! Если перечень открываемый субсчетов отличается от типового, то он обязательно должен быть указан в принятой учетной политике организации

Дебиторская задолженность

Часто встречается ситуация, когда предварительно оплаченные бюджетным учреждением продукция, работы, услуги будут поставлены в следующем отчетном периоде или даже финансовом году.

Такая ситуация может привести к образованию дебиторской задолженности.

Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в Письме от 20.08.2003 N 03-01-01/15-245, если бюджетное учреждение расходует средства, выделенные из бюджета соответствующего уровня, не нарушая условия их получения, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и РФ, то возникновение дебиторской задолженности не должно расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Тем не менее при расчетах с различными организациями за счет средств бюджета соответствующего уровня необходимо учитывать репутацию поставщиков, чтобы не допускать использование бюджетных средств на образование необоснованной дебиторской задолженности.

Так, например, нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в отдельных случаях может быть предусмотрено требование представления поставщиками банковской гарантии возврата аванса. Поставщики, имеющие значительный опыт качественного и своевременного выполнения государственных и муниципальных заказов, распоряжением соответствующего законодательного органа субъекта РФ или местного самоуправления освобождаются от такого обязательства.

Погашение дебиторской задолженности

Средства, поступающие на лицевые счета бюджетополучателей в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, в обязательном порядке и в полном объеме перечисляются в доходы бюджета (ст.7 Закона N 186-ФЗ).

Пример 2. На начало 2004 г. на балансе учреждения числилась дебиторская задолженность ООО «Молочник» в сумме 1200 руб. Задолженность возникла в 2003 г. в результате расчетов по договору, подлежащему оплате за счет средств бюджета соответствующего уровня, с поставщиком за молочные продукты в порядке плановых платежей. В 2004 г. договор на поставку продуктов с ООО «Молочник» учреждение не заключило.

ООО «Молочник» погасило дебиторскую задолженность в январе 2004 г.

В активе баланса по субсчету 178 числится дебиторская задолженность в сумме 1200 руб.

Источником образовавшейся дебиторской задолженности являются средства бюджета соответствующего уровня: в пассиве баланса по субсчету 140 числится остаток 1200 руб.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Д 101-1 — К 178-1 — 1200 руб. — на лицевой счет учреждения поступили от поставщика денежные средства в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, подлежащие перечислению в доходы бюджета.

Согласно п.51 Инструкции N 142н бюджетополучатель не позднее трех дней со дня отражения на лицевом счете поступившей суммы готовит платежное поручение на перечисление ее в доход бюджета. Дебиторская задолженность прошлых лет считается доходом бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Данная сумма зачисляется в бюджет по коду 5020000 «Рыночные продажи товаров и услуг» классификации доходов бюджетов РФ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утв. Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н (с изменениями и дополнениями);

Д 140-1 — К 173-1 «Расчеты по платежам в бюджет» — 1200 руб. — отозваны объемы финансирования на сумму погашенной дебиторской задолженности прошлых лет, подлежащей перечислению в доходы бюджета соответствующего уровня;

Д 173-1 — К 101-1 — 1200 руб. — перечислена в бюджет сумма дебиторской задолженности прошлых лет.

Возврат дебиторской задолженности следует отразить в справке к балансу исполнения сметы доходов и расходов, а также в объяснительной записке к отчету.

При возврате дебиторской задолженности, образовавшейся в ходе исполнения сметы доходов и расходов текущего финансового года, данные суммы учитываются на лицевом счете бюджетополучателя как восстановление кассового расхода (п.50 Инструкции N 142н). Восстановленные суммы дебиторской задолженности отражаются по тем показателям бюджетной классификации РФ, по которым был произведен кассовый расход.

Данная операция по восстановлению кассовых расходов текущего года в бухгалтерском учете будет отражена следующей корреспонденцией счетов:

Д 101-1 — К 178-1.

И.В.Алексеева

Эксперт журнала «Консультант»

Акт сверки взаиморасчетов

Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах.

Акт сверки позволяет не только выявить ошибки в ведении бухучета, но и избежать разногласий с контрагентами. Если дебитор организации подписывает документ, то он соглашается с состоянием расчетов и выражает готовность оплатить долг.

Акт сверки служит основанием для списания безнадежных долгов после окончания срока их исковой давности.

Акт сверки необходим также при обращении организации в суд с целью взыскания с контрагента долга за поставленные товары или оказанные услуги.

Форму акта сверки взаиморасчетов организации разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированной формы данного документа (Письмо Минфина России от 18.02.2005 N 07-05-04/2).

При оформлении акта сверки, рекомендуем использовать следующие положения по его заполнению:

— в начале документа по центру следует написать наименование документа акт сверки, под ним перечислите наименования сторон;

— нужно указать договор или договоры между организациями, по которому составлен акт сверки расчетов. Претензии могут рассматриваться только в рамках действующих договоров;

— в табличной части для каждой из сторон-контрагентов должно быть отведено собственное поле для заполнения данных по общим позициям. Представьте ссылки на первичные документы (накладные, акты приема-передачи результатов выполненных работ/оказанных услуг, платежные поручения, кассовые ордера и т.д.). В конце таблицы подводят итоги по данным каждой из сторон для определения наличия или отсутствия задолженности, которая будет определена после сверки расчетов;

— в конце документа указывается итоговая сумма задолженности (конечное сальдо в денежном выражении) по результатам взаиморасчетов между организациями, по данным каждой из сторон-контрагентов. Определяется место для подписи сторон и Ф.И.О. уполномоченных лиц, подписавших акт. Он может быть подписан в качестве уполномоченных лиц единоличным исполнительным органом организации (генеральным директором, директором, президентом и т.д.) либо представителем, действующим на основании выданной таким органом доверенности.

Чтобы акт сверки стал правомерным, он должен быть подписан с обеих сторон уполномоченными лицами.

Основной частью акта сверки, которая несет в себе информацию о проведенных контрагентами хозяйственных операциях, является табличная часть, которая состоит из двух частей. В левой отражаются, как правило, факты хозяйственной деятельности организации — составителя документа. Она включает четыре столбца. В первом из них указывается порядковый номер записи, во втором — краткое содержание хозяйственной операции, в третьем и четвертом — ее денежное выражение по дебету или кредиту. Правая часть таблицы остается незаполненной; данные туда записываются контрагентом при проведении им сверки.

Таким образом, в рассматриваемый акт вносятся в хронологическом порядке записи обо всех проведенных организацией с участием конкретного контрагента операциях за определенный период. После чего подсчитываются обороты по дебету и кредиту и определяется конечное сальдо на нужную дату.

Если проблем и ошибок не возникло, то суммы, полученные после заполнения первой и второй вкладки, будут выглядеть зеркально в таблице.

Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется в организацию, с которой проводится сверка.

Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные.

Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте.

После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.

Нужно ли заключать государственный контракт при закупке товаров, работ, услуг

В соответствии с положениями ст.70 БК РФ бюджетные учреждения при проведении расчетов с прочими дебиторами и кредиторами могут расходовать бюджетные средства исключительно на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, установленных действующим законодательством, допускаются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Минфин России в Письме от 08.11.2000 N 3-01-08/11-426 разъяснил, что для определения суммы закупки товаров, работ и услуг, осуществляемых на основе государственных или муниципальных контрактов в соответствии со ст.71 БК РФ, применяется базовая сумма, равная 100 руб. (ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). В связи с этим указанная предельная величина в настоящее время составляет 200 000 руб.

Государственные или муниципальные контракты на закупку товаров, работ и услуг стоимостью свыше 200 000 руб. размещаются исключительно на конкурсной основе.

Унифицированная форма инв 17 скачать

У многих существует ошибочное мнение, что инвентаризация всегда связана только с проверкой фактического наличия ОС, ТМЦ, в том числе и готовой продукции. Но это неправильно.

Инвентаризация может проводиться в разрезе разных направлений, и одним из таких направлений является ревизия задолженности с покупателями и поставщиками, другими контрагентами.

И далее кратко о том, как проводиться такая ревизия и что такое форма инв 17.

Особенности инвентаризации

Инвентаризация расчетов с различными кредиторами и дебиторами ничем не отличается от другой инвентаризации.

Она также проводиться на основании приказа руководителя о провидении такой инвентаризации и приказа о создании инвентаризационной комиссии.

Такая ревизия может проводиться с разной периодичностью, но в обязательном порядке проводиться перед подачей годовой отчетности. При этом датой провидения инвентаризации такой задолженности в документах должна быть дата 31 декабря.

Ревизия проводиться в разрезе проверки задолженности по различным субсчетам, проверяется наличие договоров поставок, продаж, других подтверждающих задолженность и уплату по ней документов.

По результатам ревизии составляется единый документ – форма инв 17; бланк имеет стандартную унифицированную форму (акт инв 17 скачать можно легко, без ограничений).

Инвентаризация в бухгалтерском учете

Составление и заполнение

Форма инв 17 бланк скачать можно в свободном доступе. Это стандартная утверждённая форма, которая рекомендована для применения на всей территории России. Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности может быть видоизменен бухгалтером для улучшения качества работы и удобства данной компании (можно учесть специфику работы, добавив или удалив дополнительные графы).

Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности образец можно скачать здесь (ОБРАЗЕЦ). А далее представлен фрагмент, который включен в акт инвентаризации дебиторской задолженности образец

Таблица 1 – Фрагмент, который содержит акт инвентаризации задолженности образец

Наименование кредитора, дебитора; Счет Номер счета в том числе задолженность
всего подтвержденнаядебиторами не подтвержденнаядебиторами с истекшим срокомисковой давности
  Счет 71, А.С. Кондратьев, менеджер   71 1500,00 1500,00 1500,00
  …   …   …   …   …   …
Итого 1500,00 1500,00 1500,00

Акт инвентаризации расчетов инв 17 должен в обязательном порядке раскрывать следующую информацию:

  1. На какую дату составлена ведомость по задолженности;
  2. Кто провел инвентаризацию с расшифровкой их подписей и должностей;
  3. Какая сумма задолженности числиться по счетам в разрезе отдельно по всем кредиторам, и по всем дебиторам. Кстати, многие путают и считают, что необходимо отдельно составлять акт инвентаризации дебиторской задолженности и акт кредиторской задолженности. Это не так. При провидении инвентаризации задолженности составляется единый акт инвентаризации расчетов (можно инв 17 скачать). И только в том случае, если на предприятии нет дебиторской задолженности, то тогда необходимо составлять акт кредиторской. Сам акт инвентаризации кредиторской задолженности образец заполнения аналогичен тому, как заполняется акт инвентаризации инв 17 ;
  4. Предоставление аналитической учетной информации с указанием счетов такой задолженности, на которых она числиться. Да, акт инвентаризации расчетов с покупателями, другими дебиторами и кредиторами должен в обязательном порядке содержать синтетические и аналитические счета. Как показывает представленный инв 17 образец (таблица 1), то здесь фигурирует счет 71.

Важно: инвентаризационная опись расчетов с покупателями поставщиками не может быть составлена и передана в бухгалтерию без дополнения к ней – специальной справки, где указывается информация о задолженностях, которые находятся на счетах учета.  Такую справку распечатывает бухгалтер перед провидением самой ревизии

Она составляется в произвольной или унифицированной форме.

В результате, порядок заполнения инв 17 водиться к следующим действиям:

  1. Необходимо скачать инвентаризация расчетного счета бланк инв 17 (унифицированная форма инв 17 скачать можно легко в интернете);
  2. Ознакомиться с представленным примером заполнения;
  3. Подготовить аналитическую справку по задолженности, которая числиться в учете;
  4. Провести проверку, сверить данные фактических расчетов с контрагентами с данными бухгалтерского учета;
  5. Внести данные в документ – инвентаризация инв 17, внеся в нее наименование контрагента и сумму задолженности.

Все. После этого акт инв 17 дать на подпись инвентаризационной комиссии. Инвентаризация после подписания документа закончена.

2.1 Краткая характеристика организации

ОАО Алтайский приборостроительный завод «РОТОР» (1958- 1965 г.г.- Электромеханический завод; 1966-1972г.г. — Алтайский приборостроительный завод «РОТОР»; 1973-1991г.г. — Алтайский приборостроительный завод имени 50-летия СССР; с 1992г — Алтайский приборостроительный завод «РОТОР») и расположен в 15км. от г. Барнаула.

Завод создавался для выпуска высокоточной специальной продукции по заказам судостроительной отрасли Советского Союза. Первая продукция была выпущена в 1961 году. Сборочное производство высокоточной и специальной вычислительной техники расположены в термоконстантных корпусах с особыми условиями по требованию к чистоте, влажности, температуре и другим параметрам.

В 1994 г. завод преобразован в открытое акционерное общество ОАО АПЗ «Ротор» с контрольным пакетом акций (38%) в федеральной собственности.

В настоящее время завод является широко диверсифицированным по продукции и рынкам предприятием, основные виды деятельности которого — производство продукции оборонного и гражданского назначения; оказание научно-консультационных услуг; осуществление внешнеэкономической деятельности; коммерческая деятельность; торгово-закупочная деятельность.

Структура управления ОАО «АПЗ Ротор» приведена на рисунке 1.

Действующая на ОАО АПЗ «Ротор» система управления сформирована при создании предприятия (в конце 50-х — начале 60-х годов) и не претерпела изменений до настоящего времени. Анализ схемы управления показывает на принадлежность системы управления к иерархическому типу с ярко выраженной линейно-функциональной организационной структурой, достаточно эффективной в условиях планово-распределительной экономики и стабильной внешней среды.

Рисунок 1 — Укрупненная организационная структура

Таблица 1. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Ротор»

Показатели

Единицы измерения

2006

2007

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

2008

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

Выручка

тыс. руб.

2142

2621

479

122,36

3105

484

18,47

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

1631

1806

175

110,73

1978

172

109,52

Валовая прибыль

Тыс. руб.

511

815

304

159,49

1127

312

138,28

сумма

уровень

%

23,86

31,10

7,24

130,34

36,29

5,2

116,71

Прибыль (убыток) от продаж

Тыс. руб.

436

717

281

164,45

1015

298

141,56

Сумма

Рентабельность продаж

%

20,35

27,36

7,00

134,40

32,69

5,33

119,47

Чистая прибыль (нераспределенная), прибыль (убыток) отчетного периода

Тыс. руб.

603

724,28

121,28

120,11

1078,4

354,16

148,9

Рентабельность конечной деятельности

%

28,15

27,63

-0,52

98,16

34,73

7,09

125,67

Сроки проведения расчетов

При заключении договора бюджетному учреждению необходимо обратить внимание на такие его положения, как условия, порядок и сроки оплаты, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Если в договоре предусмотрен день исполнения обязательства или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, или если данные сроки можно определить, то согласно ст.314 ГК РФ обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода

Обязательство, в котором не предусмотрены сроки его исполнения и не содержатся условия, позволяющие их определить, согласно указанной статье ГК РФ должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. Законодательством понятие «разумный срок» не определено. В связи с этим в случае неисполнения обязательств такой срок определяется в судебном порядке.

Учитывая, что бюджетные учреждения не всегда своевременно получают средства на оплату принятых ими обязательств, при заключении договора необходимо обратить внимание на предусмотренные в нем меры ответственности за нарушение сроков оплаты. Если такие меры в договоре предусмотрены, то необходимо направить поставщику протокол разногласий к проекту договора

Во избежание ошибочного толкования законодательства РФ при заключении и исполнении договоров бюджетными учреждениями и исключения необоснованного расходования бюджетных средств некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают типовые формы договоров на принятие различных видов обязательств.

В предлагаемые формы включено положение о том, что финансирование производится по мере поступления средств из бюджета соответствующего уровня и исполнитель не будет иметь претензий к заказчику в случае несвоевременного перечисления средств.

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ.

Существуют два вида задолженности:

1) дебиторская задолженность – это задолженность другой организации работников и физических лиц данной организации, которая называется дебитором;

2) кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям, работникам и физическим лицам, которые называются кредиторами.

Дебиторскую и кредиторскую задолженность по сфере возникновения можно подразделить на две группы:

1) задолженность, обусловленная процессами основной деятельности организации;

2) задолженность по другим операциям.

К первой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Задолженность первой группы учитывается на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

К дебиторской задолженности второй группы относятся:

• авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);

• суммы по предъявленным претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»);

• задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»);

• задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал (счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;

• задолженность по прочим операциям (счет 76).

К кредиторской задолженности второй группы относятся:

• задолженность по различным платежам в бюджет (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

• задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению)»;

• задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (счет 76, субсчет 76-1 «Расчеты по имущественным и личному страхованию»;

• обязательства по выплате дивидендов (счет 75, субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов»);

• задолженность по операциям некоммерческого характера (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Дебиторская задолженность отражается в активе баланса обособленно в зависимости от предполагаемых сроков ее погашения (в течение 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты), кредиторская задолженность фиксируется в пассиве баланса.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Обязательства являются важной составляющей баланса организации. В данном разделе перечисляются синтетические и аналитические счета, предназначенные для отражения в учете бюджетных учреждений кредиторской задолженности

В ее составе отражаются:

  • задолженность перед бюджетом (налоговые обязательства);
  • задолженность перед государственными внебюджетными фондами по ЕСН и страховым взносам;
  • задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, перед сторонними организациями (полученные от них авансы по предстоящим расчетам на основании заключенных договоров) и т.д.

На счете 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются расчеты учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками — за выполненные работы, а также начисление и выплата заработной платы, денежного довольствия и стипендий, оплата пенсий, пособий и иных социальных выплат.

Счет 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» включает аналитические счета в соответствии с кодами операций сектора государственного управления.

Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками или Карточке учета средств и расчетов.

Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.

Аналитический учет расчетов по оплате пенсий и иных социальных выплат ведется в Журнале по прочим операциям или Карточке средств и расчетов.

Реестр закупок

Статья 73 БК РФ обязывает бюджетные учреждения вести реестры закупок.

При закупке товаров, работ и услуг на сумму не более 200 000 руб. за один вид товара или услуг (за один контракт) в данных реестрах закупок должны быть указаны следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Во избежание увеличения объемов учетной работы за счет повторного отражения информации первичных учетных документов в различных учетных регистрах учреждение может утвердить соответствующим распорядительным документом порядок ведения указанных реестров по форме N 292. В частности, по товарам, работам, услугам, закупаемым в порядке расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, форму N 292 заполняют на каждого дебитора и (или) кредитора.

В отношении государственных и муниципальных контрактов порядок ведения реестров закупок товаров, работ, услуг определяется соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector