Ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности
Содержание:
- Общие положения
- Аналитический учет расчетов
- Бюджетный учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- Какие применяются субсчета
- Дебиторская задолженность
- Погашение дебиторской задолженности
- Акт сверки взаиморасчетов
- Нужно ли заключать государственный контракт при закупке товаров, работ, услуг
- Унифицированная форма инв 17 скачать
- 2.1 Краткая характеристика организации
- Сроки проведения расчетов
- ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ.
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Реестр закупок
Общие положения
Расчеты за товары, работы, услуги являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности практически каждой организации.
Для отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами предназначен субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Порядок учета указанных операций регламентирован Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция N 107н).
На субсчете 178 учитываются все расчеты учреждения, для которых Инструкцией N 107н субсчета строго не установлены. Например, на указанном субсчете учитываются расчеты бюджетного учреждения за оказанные коммунальные и иные услуги, за поставленные товары и выполненные работы различного назначения. Исключение составляют расчеты с поставщиками за строительные материалы, конструкции и детали, оборудование для установки и т.п., приобретаемые за счет бюджетных средств, средств от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений; расчеты с подрядчиками по конструкциям и деталям, переданным им для капитального строительства и монтажа; расчеты за выполненные строительно-монтажные работы, подлежащие учету на субсчете 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Аналитический учет расчетов
Аналитический учет расчетов по субсчету 178 ведется в накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами по форме N 408 (мемориальный ордер N 6).
В начале каждого месяца из мемориального ордера N 6 за прошлый месяц в открываемую накопительную ведомость записывают данные по каждому дебитору и кредитору, по которым не исполнены обязательства: не получены материальные ценности, не оказаны услуги, не оплачены полученные товары и оказанные услуги. При этом указывают дату и номер документа, подтверждающего образование дебиторской или кредиторской задолженности.
В накопительной ведомости для отражения операций в течение месяца по каждому дебитору или кредитору отводится необходимое количество строк.
При оплате принятого обязательства производятся записи по каждому поставщику с указанием даты и номера платежного документа в дебет субсчета 178.
Полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с договорами отражаются по кредиту субсчета 178 по той же строке, по которой значится задолженность.
На конец месяца выводятся остатки. Они могут быть выведены, например, как по дебиторам и кредиторам с целью классификации задолженности по поставщикам и подрядчикам, так и по кодам ЭКРБ для классификации задолженности по видам расходов.
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами может вестись на карточке учета средств и расчетов по форме N 292 (по каждому дебитору и кредитору).
Бюджетный учет расчетов с дебиторами и кредиторами
Бюджетный учет расчетов выполняет следующие основные задачи:
- проверку правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей;
- своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженностей и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
- обеспечение сохранности денежных средств.
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за оказанные услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данному бюджетному учреждению, называются дебиторами.
Кредиторской называют задолженность данной бюджетной организации (например библиотеки, театра, музея) другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Кредиторов, задолженность по которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, товаров, услуг, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность по которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
Согласно требованиям Инструкции N 25н <1> учет кредиторов ведется на счетах аналитического учета счета 300 00 000 «Обязательства», дебиторов — по счетам 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»; 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»; 210 00 000 «Расчеты с прочими дебиторами».
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Рассмотрим более подробно, как осуществляется бюджетный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Какие применяются субсчета
К счету 76 могут быть открыты следующие субсчета:
- 76.1 Личное и имущественное страхование – учет операций по страхованию здесь происходит только в отношении перечисленных видов страхования, для обязательного пенсионного, медицинского, социального страхования применяются иные счета. Этот субсчет применяется как для учета страховых взносов по страхованию, так и сбора информации по страховым возмещениям. Здесь же фиксируются операции по страхованию жизни и здоровья работников компании. Аналитика осуществляется по видам страхования и страховщикам.
- 76.02 Претензии — на этом субсчете происходит обобщение информации о возникающих претензиях по качеству поставляемого товара, претензий за нарушение условий по заключенным договорам в отношении сроков, объема и т. д. Здесь учитываются начисляемые штрафы, пени, предусмотренные соглашениями. Аналитика ведется по дебиторам и выставляемым претензиям.
- 76.3 Дивиденды — здесь происходит обобщение информации о начисленных доходах, причитающихся организации как, учредителю, а также их выплатах. Аналитика ведется по каждому источнику подобного дохода. См. пошаговую инструкцию: как выплатить дивиденды учредителю.
- 76.4 Депонированная зарплата — предназначен для учета не полученной в срок заработной платы, которая направлена предприятием на расчетный счет с пометкой «Депонировано». Аналитика ведется по работникам, не получившим вовремя свою зарплату.
- Расчеты по исполнительным листам — предназначен для обобщения информации по производимым работником удержаниям на основании поступивших документов от приставов – алименты, прочие удержания и т. д. Аналитика ведется по работникам-должникам и поступившим исполнительным листам.
- Расчеты с прочими покупателями и заказчиками — на этом счете учитываются операции, которые не относятся в основной деятельности компании. К примеру, здесь могут отражаться уплата пошлин, расчеты с нотариусом и т.д.
Вам будет интересно:
Счет 28 в бухгалтерском учете: как учитывается брак в производстве, характеристика счета, проводки
В зависимости от особенностей ведения операций, на счете 76 помимо основных субсчетов, рекомендованных типовым Планом счетов, могут открываться аналогичные, но для учета операций в иностранной валюте.
Например, 76/6 — Расчеты с прочими покупателями и заказчиками в рублях и 76/26 — Расчеты с прочими покупателями и заказчиками в валюте.
Внимание! Если перечень открываемый субсчетов отличается от типового, то он обязательно должен быть указан в принятой учетной политике организации
Дебиторская задолженность
Часто встречается ситуация, когда предварительно оплаченные бюджетным учреждением продукция, работы, услуги будут поставлены в следующем отчетном периоде или даже финансовом году.
Такая ситуация может привести к образованию дебиторской задолженности.
Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в Письме от 20.08.2003 N 03-01-01/15-245, если бюджетное учреждение расходует средства, выделенные из бюджета соответствующего уровня, не нарушая условия их получения, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и РФ, то возникновение дебиторской задолженности не должно расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Тем не менее при расчетах с различными организациями за счет средств бюджета соответствующего уровня необходимо учитывать репутацию поставщиков, чтобы не допускать использование бюджетных средств на образование необоснованной дебиторской задолженности.
Так, например, нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в отдельных случаях может быть предусмотрено требование представления поставщиками банковской гарантии возврата аванса. Поставщики, имеющие значительный опыт качественного и своевременного выполнения государственных и муниципальных заказов, распоряжением соответствующего законодательного органа субъекта РФ или местного самоуправления освобождаются от такого обязательства.
Погашение дебиторской задолженности
Средства, поступающие на лицевые счета бюджетополучателей в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, в обязательном порядке и в полном объеме перечисляются в доходы бюджета (ст.7 Закона N 186-ФЗ).
Пример 2. На начало 2004 г. на балансе учреждения числилась дебиторская задолженность ООО «Молочник» в сумме 1200 руб. Задолженность возникла в 2003 г. в результате расчетов по договору, подлежащему оплате за счет средств бюджета соответствующего уровня, с поставщиком за молочные продукты в порядке плановых платежей. В 2004 г. договор на поставку продуктов с ООО «Молочник» учреждение не заключило.
ООО «Молочник» погасило дебиторскую задолженность в январе 2004 г.
В активе баланса по субсчету 178 числится дебиторская задолженность в сумме 1200 руб.
Источником образовавшейся дебиторской задолженности являются средства бюджета соответствующего уровня: в пассиве баланса по субсчету 140 числится остаток 1200 руб.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Д 101-1 — К 178-1 — 1200 руб. — на лицевой счет учреждения поступили от поставщика денежные средства в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, подлежащие перечислению в доходы бюджета.
Согласно п.51 Инструкции N 142н бюджетополучатель не позднее трех дней со дня отражения на лицевом счете поступившей суммы готовит платежное поручение на перечисление ее в доход бюджета. Дебиторская задолженность прошлых лет считается доходом бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Данная сумма зачисляется в бюджет по коду 5020000 «Рыночные продажи товаров и услуг» классификации доходов бюджетов РФ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утв. Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н (с изменениями и дополнениями);
Д 140-1 — К 173-1 «Расчеты по платежам в бюджет» — 1200 руб. — отозваны объемы финансирования на сумму погашенной дебиторской задолженности прошлых лет, подлежащей перечислению в доходы бюджета соответствующего уровня;
Д 173-1 — К 101-1 — 1200 руб. — перечислена в бюджет сумма дебиторской задолженности прошлых лет.
Возврат дебиторской задолженности следует отразить в справке к балансу исполнения сметы доходов и расходов, а также в объяснительной записке к отчету.
При возврате дебиторской задолженности, образовавшейся в ходе исполнения сметы доходов и расходов текущего финансового года, данные суммы учитываются на лицевом счете бюджетополучателя как восстановление кассового расхода (п.50 Инструкции N 142н). Восстановленные суммы дебиторской задолженности отражаются по тем показателям бюджетной классификации РФ, по которым был произведен кассовый расход.
Данная операция по восстановлению кассовых расходов текущего года в бухгалтерском учете будет отражена следующей корреспонденцией счетов:
Д 101-1 — К 178-1.
И.В.Алексеева
Эксперт журнала «Консультант»
Акт сверки взаиморасчетов
Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах.
Акт сверки позволяет не только выявить ошибки в ведении бухучета, но и избежать разногласий с контрагентами. Если дебитор организации подписывает документ, то он соглашается с состоянием расчетов и выражает готовность оплатить долг.
Акт сверки служит основанием для списания безнадежных долгов после окончания срока их исковой давности.
Акт сверки необходим также при обращении организации в суд с целью взыскания с контрагента долга за поставленные товары или оказанные услуги.
Форму акта сверки взаиморасчетов организации разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированной формы данного документа (Письмо Минфина России от 18.02.2005 N 07-05-04/2).
При оформлении акта сверки, рекомендуем использовать следующие положения по его заполнению:
— в начале документа по центру следует написать наименование документа акт сверки, под ним перечислите наименования сторон;
— нужно указать договор или договоры между организациями, по которому составлен акт сверки расчетов. Претензии могут рассматриваться только в рамках действующих договоров;
— в табличной части для каждой из сторон-контрагентов должно быть отведено собственное поле для заполнения данных по общим позициям. Представьте ссылки на первичные документы (накладные, акты приема-передачи результатов выполненных работ/оказанных услуг, платежные поручения, кассовые ордера и т.д.). В конце таблицы подводят итоги по данным каждой из сторон для определения наличия или отсутствия задолженности, которая будет определена после сверки расчетов;
— в конце документа указывается итоговая сумма задолженности (конечное сальдо в денежном выражении) по результатам взаиморасчетов между организациями, по данным каждой из сторон-контрагентов. Определяется место для подписи сторон и Ф.И.О. уполномоченных лиц, подписавших акт. Он может быть подписан в качестве уполномоченных лиц единоличным исполнительным органом организации (генеральным директором, директором, президентом и т.д.) либо представителем, действующим на основании выданной таким органом доверенности.
Чтобы акт сверки стал правомерным, он должен быть подписан с обеих сторон уполномоченными лицами.
Основной частью акта сверки, которая несет в себе информацию о проведенных контрагентами хозяйственных операциях, является табличная часть, которая состоит из двух частей. В левой отражаются, как правило, факты хозяйственной деятельности организации — составителя документа. Она включает четыре столбца. В первом из них указывается порядковый номер записи, во втором — краткое содержание хозяйственной операции, в третьем и четвертом — ее денежное выражение по дебету или кредиту. Правая часть таблицы остается незаполненной; данные туда записываются контрагентом при проведении им сверки.
Таким образом, в рассматриваемый акт вносятся в хронологическом порядке записи обо всех проведенных организацией с участием конкретного контрагента операциях за определенный период. После чего подсчитываются обороты по дебету и кредиту и определяется конечное сальдо на нужную дату.
Если проблем и ошибок не возникло, то суммы, полученные после заполнения первой и второй вкладки, будут выглядеть зеркально в таблице.
Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется в организацию, с которой проводится сверка.
Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные.
Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте.
После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.
Нужно ли заключать государственный контракт при закупке товаров, работ, услуг
В соответствии с положениями ст.70 БК РФ бюджетные учреждения при проведении расчетов с прочими дебиторами и кредиторами могут расходовать бюджетные средства исключительно на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, установленных действующим законодательством, допускаются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Минфин России в Письме от 08.11.2000 N 3-01-08/11-426 разъяснил, что для определения суммы закупки товаров, работ и услуг, осуществляемых на основе государственных или муниципальных контрактов в соответствии со ст.71 БК РФ, применяется базовая сумма, равная 100 руб. (ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). В связи с этим указанная предельная величина в настоящее время составляет 200 000 руб.
Государственные или муниципальные контракты на закупку товаров, работ и услуг стоимостью свыше 200 000 руб. размещаются исключительно на конкурсной основе.
Унифицированная форма инв 17 скачать
У многих существует ошибочное мнение, что инвентаризация всегда связана только с проверкой фактического наличия ОС, ТМЦ, в том числе и готовой продукции. Но это неправильно.
Инвентаризация может проводиться в разрезе разных направлений, и одним из таких направлений является ревизия задолженности с покупателями и поставщиками, другими контрагентами.
И далее кратко о том, как проводиться такая ревизия и что такое форма инв 17.
Особенности инвентаризации
Инвентаризация расчетов с различными кредиторами и дебиторами ничем не отличается от другой инвентаризации.
Она также проводиться на основании приказа руководителя о провидении такой инвентаризации и приказа о создании инвентаризационной комиссии.
Такая ревизия может проводиться с разной периодичностью, но в обязательном порядке проводиться перед подачей годовой отчетности. При этом датой провидения инвентаризации такой задолженности в документах должна быть дата 31 декабря.
Ревизия проводиться в разрезе проверки задолженности по различным субсчетам, проверяется наличие договоров поставок, продаж, других подтверждающих задолженность и уплату по ней документов.
По результатам ревизии составляется единый документ – форма инв 17; бланк имеет стандартную унифицированную форму (акт инв 17 скачать можно легко, без ограничений).
Инвентаризация в бухгалтерском учете
Составление и заполнение
Форма инв 17 бланк скачать можно в свободном доступе. Это стандартная утверждённая форма, которая рекомендована для применения на всей территории России. Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности может быть видоизменен бухгалтером для улучшения качества работы и удобства данной компании (можно учесть специфику работы, добавив или удалив дополнительные графы).
Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности образец можно скачать здесь (ОБРАЗЕЦ). А далее представлен фрагмент, который включен в акт инвентаризации дебиторской задолженности образец
Таблица 1 – Фрагмент, который содержит акт инвентаризации задолженности образец
Наименование кредитора, дебитора; Счет | Номер счета | в том числе задолженность | |||
всего | подтвержденнаядебиторами | не подтвержденнаядебиторами | с истекшим срокомисковой давности | ||
Счет 71, А.С. Кондратьев, менеджер | 71 | 1500,00 | 1500,00 | 1500,00 | |
… | … | … | … | … | … |
Итого | 1500,00 | 1500,00 | 1500,00 |
Акт инвентаризации расчетов инв 17 должен в обязательном порядке раскрывать следующую информацию:
- На какую дату составлена ведомость по задолженности;
- Кто провел инвентаризацию с расшифровкой их подписей и должностей;
- Какая сумма задолженности числиться по счетам в разрезе отдельно по всем кредиторам, и по всем дебиторам. Кстати, многие путают и считают, что необходимо отдельно составлять акт инвентаризации дебиторской задолженности и акт кредиторской задолженности. Это не так. При провидении инвентаризации задолженности составляется единый акт инвентаризации расчетов (можно инв 17 скачать). И только в том случае, если на предприятии нет дебиторской задолженности, то тогда необходимо составлять акт кредиторской. Сам акт инвентаризации кредиторской задолженности образец заполнения аналогичен тому, как заполняется акт инвентаризации инв 17 ;
- Предоставление аналитической учетной информации с указанием счетов такой задолженности, на которых она числиться. Да, акт инвентаризации расчетов с покупателями, другими дебиторами и кредиторами должен в обязательном порядке содержать синтетические и аналитические счета. Как показывает представленный инв 17 образец (таблица 1), то здесь фигурирует счет 71.
Важно: инвентаризационная опись расчетов с покупателями поставщиками не может быть составлена и передана в бухгалтерию без дополнения к ней – специальной справки, где указывается информация о задолженностях, которые находятся на счетах учета. Такую справку распечатывает бухгалтер перед провидением самой ревизии
Она составляется в произвольной или унифицированной форме.
В результате, порядок заполнения инв 17 водиться к следующим действиям:
- Необходимо скачать инвентаризация расчетного счета бланк инв 17 (унифицированная форма инв 17 скачать можно легко в интернете);
- Ознакомиться с представленным примером заполнения;
- Подготовить аналитическую справку по задолженности, которая числиться в учете;
- Провести проверку, сверить данные фактических расчетов с контрагентами с данными бухгалтерского учета;
- Внести данные в документ – инвентаризация инв 17, внеся в нее наименование контрагента и сумму задолженности.
Все. После этого акт инв 17 дать на подпись инвентаризационной комиссии. Инвентаризация после подписания документа закончена.
2.1 Краткая характеристика организации
ОАО Алтайский приборостроительный завод «РОТОР» (1958- 1965 г.г.- Электромеханический завод; 1966-1972г.г. — Алтайский приборостроительный завод «РОТОР»; 1973-1991г.г. — Алтайский приборостроительный завод имени 50-летия СССР; с 1992г — Алтайский приборостроительный завод «РОТОР») и расположен в 15км. от г. Барнаула.
Завод создавался для выпуска высокоточной специальной продукции по заказам судостроительной отрасли Советского Союза. Первая продукция была выпущена в 1961 году. Сборочное производство высокоточной и специальной вычислительной техники расположены в термоконстантных корпусах с особыми условиями по требованию к чистоте, влажности, температуре и другим параметрам.
В 1994 г. завод преобразован в открытое акционерное общество ОАО АПЗ «Ротор» с контрольным пакетом акций (38%) в федеральной собственности.
В настоящее время завод является широко диверсифицированным по продукции и рынкам предприятием, основные виды деятельности которого — производство продукции оборонного и гражданского назначения; оказание научно-консультационных услуг; осуществление внешнеэкономической деятельности; коммерческая деятельность; торгово-закупочная деятельность.
Структура управления ОАО «АПЗ Ротор» приведена на рисунке 1.
Действующая на ОАО АПЗ «Ротор» система управления сформирована при создании предприятия (в конце 50-х — начале 60-х годов) и не претерпела изменений до настоящего времени. Анализ схемы управления показывает на принадлежность системы управления к иерархическому типу с ярко выраженной линейно-функциональной организационной структурой, достаточно эффективной в условиях планово-распределительной экономики и стабильной внешней среды.
Рисунок 1 — Укрупненная организационная структура
Таблица 1. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Ротор»
Показатели |
Единицы измерения |
2006 |
2007 |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % |
2008 |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % |
|
Выручка |
тыс. руб. |
2142 |
2621 |
479 |
122,36 |
3105 |
484 |
18,47 |
|
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
тыс. руб. |
1631 |
1806 |
175 |
110,73 |
1978 |
172 |
109,52 |
|
Валовая прибыль |
Тыс. руб. |
511 |
815 |
304 |
159,49 |
1127 |
312 |
138,28 |
|
сумма |
|||||||||
уровень |
% |
23,86 |
31,10 |
7,24 |
130,34 |
36,29 |
5,2 |
116,71 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
Тыс. руб. |
436 |
717 |
281 |
164,45 |
1015 |
298 |
141,56 |
|
Сумма |
|||||||||
Рентабельность продаж |
% |
20,35 |
27,36 |
7,00 |
134,40 |
32,69 |
5,33 |
119,47 |
|
Чистая прибыль (нераспределенная), прибыль (убыток) отчетного периода |
Тыс. руб. |
603 |
724,28 |
121,28 |
120,11 |
1078,4 |
354,16 |
148,9 |
|
Рентабельность конечной деятельности |
% |
28,15 |
27,63 |
-0,52 |
98,16 |
34,73 |
7,09 |
125,67 |
Сроки проведения расчетов
При заключении договора бюджетному учреждению необходимо обратить внимание на такие его положения, как условия, порядок и сроки оплаты, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Если в договоре предусмотрен день исполнения обязательства или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, или если данные сроки можно определить, то согласно ст.314 ГК РФ обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода
Обязательство, в котором не предусмотрены сроки его исполнения и не содержатся условия, позволяющие их определить, согласно указанной статье ГК РФ должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. Законодательством понятие «разумный срок» не определено. В связи с этим в случае неисполнения обязательств такой срок определяется в судебном порядке.
Учитывая, что бюджетные учреждения не всегда своевременно получают средства на оплату принятых ими обязательств, при заключении договора необходимо обратить внимание на предусмотренные в нем меры ответственности за нарушение сроков оплаты. Если такие меры в договоре предусмотрены, то необходимо направить поставщику протокол разногласий к проекту договора
Во избежание ошибочного толкования законодательства РФ при заключении и исполнении договоров бюджетными учреждениями и исключения необоснованного расходования бюджетных средств некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают типовые формы договоров на принятие различных видов обязательств.
В предлагаемые формы включено положение о том, что финансирование производится по мере поступления средств из бюджета соответствующего уровня и исполнитель не будет иметь претензий к заказчику в случае несвоевременного перечисления средств.
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ.
Существуют два вида задолженности:
1) дебиторская задолженность – это задолженность другой организации работников и физических лиц данной организации, которая называется дебитором;
2) кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям, работникам и физическим лицам, которые называются кредиторами.
Дебиторскую и кредиторскую задолженность по сфере возникновения можно подразделить на две группы:
1) задолженность, обусловленная процессами основной деятельности организации;
2) задолженность по другим операциям.
К первой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Задолженность первой группы учитывается на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
К дебиторской задолженности второй группы относятся:
• авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);
• суммы по предъявленным претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»);
• задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»);
• задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал (счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
• задолженность по прочим операциям (счет 76).
К кредиторской задолженности второй группы относятся:
• задолженность по различным платежам в бюджет (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»);
• задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению)»;
• задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (счет 76, субсчет 76-1 «Расчеты по имущественным и личному страхованию»;
• обязательства по выплате дивидендов (счет 75, субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов»);
• задолженность по операциям некоммерческого характера (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Дебиторская задолженность отражается в активе баланса обособленно в зависимости от предполагаемых сроков ее погашения (в течение 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты), кредиторская задолженность фиксируется в пассиве баланса.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Обязательства являются важной составляющей баланса организации. В данном разделе перечисляются синтетические и аналитические счета, предназначенные для отражения в учете бюджетных учреждений кредиторской задолженности
В ее составе отражаются:
- задолженность перед бюджетом (налоговые обязательства);
- задолженность перед государственными внебюджетными фондами по ЕСН и страховым взносам;
- задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, перед сторонними организациями (полученные от них авансы по предстоящим расчетам на основании заключенных договоров) и т.д.
На счете 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются расчеты учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками — за выполненные работы, а также начисление и выплата заработной платы, денежного довольствия и стипендий, оплата пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Счет 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» включает аналитические счета в соответствии с кодами операций сектора государственного управления.
Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками или Карточке учета средств и расчетов.
Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.
Аналитический учет расчетов по оплате пенсий и иных социальных выплат ведется в Журнале по прочим операциям или Карточке средств и расчетов.
Реестр закупок
Статья 73 БК РФ обязывает бюджетные учреждения вести реестры закупок.
При закупке товаров, работ и услуг на сумму не более 200 000 руб. за один вид товара или услуг (за один контракт) в данных реестрах закупок должны быть указаны следующие сведения:
- краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
- наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
- цена и дата закупки.
Во избежание увеличения объемов учетной работы за счет повторного отражения информации первичных учетных документов в различных учетных регистрах учреждение может утвердить соответствующим распорядительным документом порядок ведения указанных реестров по форме N 292. В частности, по товарам, работам, услугам, закупаемым в порядке расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, форму N 292 заполняют на каждого дебитора и (или) кредитора.
В отношении государственных и муниципальных контрактов порядок ведения реестров закупок товаров, работ, услуг определяется соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.