Пбу 4/99

IV. Содержание бухгалтерского баланса

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

Раздел

1

Группа статей

2

Статьи

3

АКТИВ
Внеоборотные активы Нематериальные активы Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности
Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы
Организационные расходы
Деловая репутация организации
Основные средства Земельные участки и объекты природопользования
Здания, машины, оборудование и другие основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности Имущество для передачи в лизинг
Имущество, предоставляемое по договору проката
Финансовые вложения Инвестиции в дочерние общества
Инвестиции в зависимые общества
Инвестиции в другие организации
Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
Прочие финансовые вложения
Оборотные активы Запасы Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)
Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные
Расходы будущих периодов
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики
Векселя к получению
Задолженность дочерних и зависимых обществ
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал
Выданные авансы
Прочие дебиторы
Финансовые вложения Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Прочие финансовые вложения
Денежныесредства Расчетные счета
Валютные счета
Прочие денежные средства
ПАССИВ
Капитал и резервы Уставныйкапитал
Добавочныйкапитал
Резервныйкапитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток вычитается)
Долгосрочные обязательства Заемныесредства Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Прочие обязательства
Краткосрочные обязательства Заемныесредства Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Кредиторская задолженность Поставщики и подрядчики
Векселя к уплате
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами
Задолженность перед персоналом организации
Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов
Полученные авансы
Прочие кредиторы
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих расходов и платежей

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций

Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений регулируется отдельными нормативными актами. Она отличается от отчетности коммерческих компаний. Более того — для разных типов бюджетных учреждений эта отчетность тоже разная, хотя и имеет схожие принципы и черты.

Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Казенные учреждения при составлении отчетности руководствуются другим документом — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Общие требования к отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений таковы:

  • Отчетность составляется по итогам календарного года.
  • Данные, отраженные в отчетности, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств.
  • Отчет должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером и может быть сдан как на бумаге, так и в электронном виде.

Отчетность необходимо сдавать по следующим формам:

  • Баланс учреждения (форма 0503730 — для бюджетных и автономных, форма 0503130 — для казенных учреждений)
  • Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503710 — для бюджетных и автономных, форма 0503125 — для казенных учреждений)
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета (форма 0503725 — для бюджетных и автономных, формы 0503110 и 0503111 — для казенных учреждений)
  • Отчет об исполнении плана/бюджета (форма 0503737 — для бюджетных и автономных, формы 0503127, 0503317 и 0503117 — для казенных учреждений)
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738 — для бюджетных и автономных, форма 0503128 — для казенных учреждений)
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503721 — для бюджетных и автономных, форма 0503121 — для казенных учреждений)
  • Пояснительная записка (форма 0503760 — для бюджетных и автономных, форма 0503160 — для казенных учреждений)
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184 — только для казенных учреждений)
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120 — только для казенных учреждений)
  • Отчет о движении денежных средств (форма 0503123 — только для казенных учреждений)
  • Отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (форма 0503124 — только для казенных учреждений)
  • Разделительный баланс (форма 0503230 — только для казенных учреждений)
  • Консолидированный отчет о финансовых результатах (форма 0503321 — только для казенных учреждений)
  • Консолидированный отчет о движении денежных средств (форма 0503323 — только для казенных учреждений)

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

  • при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

  • состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

  • состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций — особенная. Она регулируется нормативными документами Банка России. Основополагающими документами являются «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв

Банком России 16.07.2012 № 385-П) и Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Внимание!

Новые формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, которое отменило ранее действовавшее Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.

В числе новых форм отчетности:

  • 0409120 «Данные о риске концентрации», разработанная в целях оценки экономического положения кредитных организаций с учетом риска концентрации;
  • 0409171 «Сведения для расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций»;
  • 0409702 «Информация о неисполненных сделках», разработанная в целях ведения статистики и оперативного мониторинга системных рисков финансовой системы, связанных с неисполнением отдельных видов сделок на финансовых рынках.

Также уточняются требования к формированию показателей отчетных форм и порядку их представления в Банк России.

Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.

Отчет о финансовых результатах

Данный отчет многие называют формой № 2. Утвержденный бланк не имеет кодов строк, поэтому их вписывают самостоятельно.

Некоторые изменения также были внесены в бланк отчета о финансовых результатах. Часть строк исключили, а часть получили новые названия. Изменения вступят в силу вместе с отчетностью за 2020 год.

При составлении баланса, можно брать сальдо по счетам за основу. Обороты по счетам понадобятся для отчета о финрезультатах.

Далее краткое содержание каждой из строк:

Код 2110 — оборот по кредиту счета 90 «Выручка». Если предположить, что ООО «Флаги» сумело заработать 11 000 тыс. руб.

Код 2120 — оборот по дебету счета 90. В этом месте записывается себестоимость товаров, работ, проданной продукции и подобное.  Допустим, ООО «Флаги» выделило затраты на себестоимость в размере 7 000 тыс. руб.

Код 2100 — разница строк 2110 и 2120. Выходит, что в нашем примере расчет такой: 11 000 — 7 000 = 5 000.

Код 2210 — оборот по дебету счета 90. В данной строке запишем коммерческие расходы (счет 44) ООО «Флаги», которые составили 1 500 тыс. руб.

Код 2220 — оборот по дебету счета 90 «Себестоимость продаж» в корреспонденции со счетом 26. Бухгалтер впишет в отчет сумму 1 300 тыс. руб.

Код 2200 = строка 2100 — 2210 — 2220. Прибыль ООО «Флаги» составит 2 200 тыс. руб. (5 000 — 1 500 — 1 300).

Код 2340 — оборот по кредиту счета 91 (не учитываются суммы по строкам 2310 и 2320).

Код 2350 — оборот по дебету счета 91 за вычетом строки 2330.

Код 2300 = строка 2200 + строка 2310 + строка 2320 + строка 2340 — строка 2330 — строка 2350.

Код 2410 — налог на прибыль начисленный (20 % от строки 2300). У ООО «Флаги» прибыль равна сумме 144 тыс. руб. Значит, налог равен 29 тыс. руб. (144 х 20 %).

Код 2400 = 2300 — 2410 — 2460. Также нужно учесть строки 2430 и 2450 (либо вычесть, либо прибавить в зависимости от знака строки).

Составляем годовой отчет с Консультант Плюс

Разработчики справочной правовой системы Консультант Плюс традиционно выпускают ежегодный аналитический материал «Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности». Этот материал обычно включает очень подробные разъяснения о формировании бухгалтерского отчета за год, с примерами, комментариями, образцами заполнения форм документов и т.п.

Уникальный инструмент, заложенный в этом материале, — раздел «Взаимоувязка показателей» поможет еще раз проверить свой готовый отчет на корректность деталей.

Подробнее о Практическом пособии по годовому отчету от Консультант Плюс.

Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

  • типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
  • упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
  • особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
  • порядка публикации бухгалтерской отчетности.

II. Определения

4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

бухгалтерская отчетность
единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
отчетный период
период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
отчетная дата
дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
пользователь
юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Отчетные сроки и санкции за опоздание

У организаций есть 3 месяца после завершения отчетного года, чтобы сформировать отчетные формы. На последний день марта приходится крайняя возможная дата. Сдача бухотчетности после нее грозит штрафами.

В 2018 году эта дата попадает на выходной день, поэтому она смещается на ближайший рабочий день — не позднее 02.04.2018 ваша отчетность должна попасть:

  • в орган статистики (приказ Росстата от 31.03.2014 № 220);
  • к налоговикам (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если не успеть вовремя отправить отчеты, может последовать наказание:

Нарушение Статья кодекса Сумма штрафа, руб. Кто уплачивает
Бухотчетность представлена с опозданием (или не представлена):
19.7 КоАП 3 000 ─ 5 000 руб. нарушитель
300 ─ 500 руб. должностное лицо нарушителя
п. 1 ст.15.6 КоАП
п. 1 ст. 126 НК РФ 200 руб. за каждую отчетную форму нарушитель

Пример

ООО «ТрансГрупп» опоздала с отправкой бухотчетности в статистику на 4 дня. В результате материальные потери ООО «ТрансГрупп» на оплату штрафных санкций составят (минимум) 3 300 руб. (3 000 руб. + 300 руб.), из которых 300 руб. заплатит гендиректор ООО «ТрансГрупп», а 3 000 руб. фирма перечислит со своего расчетного счета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Исправление ошибок

Иногда в бухгалтерском учете могут быть ошибки, которые могут существенно исказить данные. Когда ошибку нашли до формирования отчетности, тогда ее исправляют датой отчетного года, однако присутствуют нюансы:

  • Бухгалтер отыскал ошибку в отчетном году. Тогда сторнирующие записи будут заноситься месяцем обнаружения.
  • Бухгалтер отыскал ошибку в новом году. В таком случае исправление вносится в декабре.

Отчетность уже сдана, тогда следует исправлять ошибки текущим годом. Проводки будут содержать счет 84. Стоит знать, что отчетность не пересдается. Корректировки потребуется вносить за текущий год, при помощи исправления начального сальдо, а также прочих отчетах.

Подробная инструкция размещена в ПБУ 22/2010.

1С:Бухгалтерия 8

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Попробовать 30 дней бесплатно Заказать

Валютные ценности
Внутрихозяйственные расчеты

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

  • типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
  • упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
  • особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
  • порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Бухотчетность должна иметь нейтральный характер, то есть удовлетворять интересы всех групп ее пользователей (п. 7 ПБУ), которых можно разделить на внешних и внутренних.

К внутренним относятся собственники бизнеса, руководящие лица, внутренние службы и сотрудники компании. Например, топ-менеджерам важны итоговые финансовые показатели для стратегического планирования деятельности и корректировки действующего плана; специалистов отдела продаж заинтересует информация о дебиторской задолженности контрагентов с целью дальнейшего ее взыскания.

Для внутренних целей бухгалтерский баланс может:

  • составляться на определенную дату;
  • иметь сокращенную форму;
  • формироваться по каждому виду экономической деятельности фирмы;
  • предстать в виде текущего прогноза, предварительного и промежуточного отчета.

Внешним пользователям финансовая информация может быть необходима для разных целей:

  • налоговым органам — для проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов;
  • кредитным организациям — для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости организации, к примеру, при принятии решения о выдаче кредита или ссуды;
  • инвесторам и спонсорам — для перспективной оценки своих финансовых вложений в коммерческое дело и получения финансовой отдачи;
  • контрагентам — для уверенности в надежности своего делового партнера по бизнесу.

Для правильного анализа показателей отчетности применяются различные методы, о которых вы узнаете из нашего материала «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса».

Анализ ПБУ 4/99 в свете вступления в силу Федерального закона о «БУ» № 402-ФЗ

Ст. Павлова Ю.В

Научный руководитель: ст. преп. Овчинникова И.В

Кузбасский государственный технический университет, Россия

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете». Он пришел на смену действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете»  от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ, также регулирующий бухгалтерский учет. Основная цель изменения данного закона заключается в том, чтобы привести его в соответствие международным (федеральным, отраслевым) стандартам. В связи с этим введены новые нормы по организации и ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 3 ФЗ № 402 – ФЗ). Напомним, что в ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерской отчетностью понималась единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Таким образом, новое определение бухгалтерской отчетности расширяет и дополняет это понятие.

Согласно части 1 статьи 13 данного Федерального закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета

В связи с вступлением в силу рассматриваемого Федерального закона, необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 1 статьи 14 данного закона, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о прибылях и убытках именуется отчетом о финансовых результатах.

Вследствие взаимосвязи положений части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, второго абзаца пункта 6 и второго абзаца пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

· в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

· показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

· раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

· без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности .

Так же следует отметить, что Федеральный закон № 402-ФЗ не устанавливает адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением представления в соответствии со статьей 18 этого Федерального закона обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (помимо органов государственной статистики), а также сроки и порядок такого представления устанавливаются другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector