Какие обязанности работодателя в области охраны труда?

Содержание:

Обязанности работодателя в области охраны труда

Это помогает в создании и стабилизации производительности за счет сокращения числа травм и развитие профессиональных заболеваний.

Несколько статей Трудового кодекса Российской Федерации относится к этой области:

  1. 21 и 22 — права и обязанности (соответственно) работника (подходящие условия для осуществления деятельности, наличие средств защиты) и работодателей (необходимость предоставления сотрудникам, что им нужно).
  2. No. 212 — обязательства работодателя.
  3. 214 и 219 — права и обязанности (соответственно) работник на безопасное рабочее место (наличие защитного оборудования, соблюдение правил техники безопасности, обучение и т.д.).

Медицинские осмотры работников согласно ТК РФ

Категории трудящихся являются:

    1. Работа опасной или вредная для здоровья или работы, в которых имеются опасные факторы. Они включают в себя химические и биологические, физические агенты (например. Электромагнитных полей), а также конкуренции за условий, требующих, например, тяжелой физической работы или работы с микроскопом и увеличительное стекло.
  1. При транспортировке: водитель, водитель дежурного, операторы и т.д.
  2. Питание и гастрономия: повара, официанты, работники фабрики,
  3. В учреждениях для детей и медицинских работников образования, учителей, врачей, преподавателей.
  4. Системы водоснабжения и водоочистки.

Эти категории граждан должны пройти ряд медицинских осмотров:

  1. Введение: гарантирует, что кандидат может работать в заданном положении.
  2. Регулярный: проводится с теми, кто работает для устранения угроз.
  3. До и после полета или изменились: они, как правило, требуется для водителей и пилотов. Все данные должны быть записаны.
  4. Чрезвычайный: осуществляется в случае медицинских условий, и строго в соответствии с инструкциями. Например, в случае вспышки заболевания, известное из работы на заводе.

Проведение медосмотров

Плановые медосмотры, проведение которых в отношении сотрудников, работающих на предприятии, закреплено в статьях и , — еще одна прямая обязанность руководителя. Он должен организовывать их проведение за счет предприятия. Таким образом, за счет нанимателя оплачиваются медосмотры при поступлении на работу.

Также медицинский осмотр за счет работодателя должны проходить:

  • несовершеннолетние работники;
  • лица, занятые на работах с вредными и опасными условиями;
  • работники пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических и детских учреждений, водопроводных сооружений;
  • работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанные с источником повышенной опасности;
  • работники, чья деятельность связана с движением транспортных средств.

Сотрудники, не прошедшие обязательный медосмотр или обязательное психиатрическое освидетельствование, к работе не допускаются.

Проведение медицинских осмотров

Проведение медицинских осмотров для сотрудников, трудящихся в организации, также входит в обязанности работодателя по охране труда. Данная необходимость закреплена в Трудовом Кодексе нашей страны.

Проведение осмотров рассматриваемого типа осуществляется за счет компании-работодателя:

  • как при поступлении на работу;
  • так и для сотрудников, уже трудящихся в организации.

Также сотрудники в обязательном порядке должны посещать регулярные медицинские осмотры, которые необходимы, дабы вовремя предупредить развитие профессионального заболевания или прочих недугов

Осмотры медицинского характера на средства организации должны в обязательном порядке проходить:

  • сотрудники, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • граждане, трудящиеся в условиях повышенного вреда и опасности;
  • лица, работающие в области производства продуктов питания и сопутствующих товаров, торговли, учреждениях лечебно-профилактического типа, детских организациях, сооружениях водопроводного типа;
  • работники, которые осуществляют отдельные разновидности деятельности, напрямую касающиеся источников повышенной опасности;
  • граждане, работающие в области движения транспортных средств.

Лица, которые по каким-либо причинам избежали прохождения медицинских осмотров, до исправления ситуации не должны допускаться к работе. В частности, речь идет как об оценке физического здоровья, гражданина, так и его психического состояния.

Обязанности работодателя по охране труда, связанные с обучением

Принимая гражданина на работу, лицо, руководящее фирмой, в обязательном порядке должно обеспечить проведение для него инструктажа по правилам охраны труда. Искомые правила и обязанности, возлагаемые на обе стороны, прописаны в трудовом договоре сотрудника

Обратите его внимание на это, дабы он смог тщательно прочитать всю представленную информацию, и усвоить положения, касающиеся требований безопасности на производстве

Кроме того, согласно Трудовому Кодексу нашей страны, на предприятиях обязаны проводить обучение сотрудников обсуждаемым нормам. Осуществлять руководство и проведение обучения должны:

  • либо непосредственно руководитель компании;
  • либо иное уполномоченное на то лицо.

Работодатель фактически отвечает за качество усвоения сотрудниками информации, предоставленной им, и если она была плохо понята или не усвоена вовсе, он не имеет право допускать работников к труду

В рамках данного обучения начальство должно добиться выполнения следующих итогов.

Таблица 1. Какие итоги обучения правилам охраны труда должны обеспечиваться руководством организаций

Итог Описание
Усвоение материала После прохождения обучающего курса, сотрудники компании должны уметь:безопасно выполнять возложенную на них работу;
владеть приемами разрешения экстренных ситуаций;
уметь оказывать первую помощь коллегам, которые попали в несчастный случай на производстве.
Полная передача инструктажа по охране труда Инструктаж носит характер формального руководства, однако, сотрудники обязаны запомнить все, что необходимо, об:охране труда;
прохождении стажировки по будущему месту трудоустройства.
После того, как инструктаж работниками будет прослушан, они должны будут сдать экзамен, способный оценить усвоенные ими знания.
Недопущение к работе сотрудников, не прошедших обучение или тест Если один из сотрудников предприятия не прошел обучение, не выслушал инструктаж по охране труда, не посетил стажировку или в итоге не сдал тест, проверяющий знания по ОТ, то он должен быть не допущен работодателем до работы. Эта ответственность также лежит на руководстве.

Инструктаж обязателен для всех граждан, которые только поступают на работу, а также и для тех из них, кто меняет должность внутри непосредственно предприятия

Помимо того, что в результате всех обучающих мероприятий, обсуждаемые нами лица должны научиться вести трудовую деятельность максимально безопасно, они также должны овладеть навыками первой помощи, которая может понадобиться их коллегам, когда что-либо произойдет на предприятии.

Существуют также и должности, которые могут освобождаться от прохождения инструктажа первичного характера. Речь идет о тех сотрудниках компании, которые не будут задействованы в деятельности, связанной с:

  • использованием рабочего оборудования;
  • инструментарием;
  • созданием условий для хранения сырья;
  • использованием материалов различного типа.

Перечень искомых лиц должен быть фиксированным, он составляется непосредственно лицом, руководящим конторой

Какие обязанности по обеспечению выполнения требований ОТ у руководителя структурного подразделения

Руководители структурных подразделений и иные специалисты, имеющие в подчинении других сотрудников, несут персональную ответственность за соблюдение норм ОТ на своих подконтрольных участках. Так, они должны выполнять обязанности в сфере ОТ, обеспечивать контроль за соблюдением норм безопасности всеми своими подчиненными.

Порядок распределения обязанностей в сфере ОТ обычно прописывается в локальных внутренних актах, издаваемых работодателем. С таким документом должны быть ознакомлены под подпись все сотрудники предприятия.

Руководители структурных подразделений осуществляют непосредственное руководство ОТ на вверенном им участке. В случае невыполнения возложенных на них руководителем предприятия функций по ОТ, а также при препятствовании проведению проверки контролирующими и надзорными органами они несут установленную законодательством ответственность.

В связи с этим им также необходимо обеспечить выполнение требований ОТ в соответствии с трудовым законодательством. А именно они обязаны:

  • разработать свою программу по соблюдению норм ОТ на вверенном им участке и обеспечить ее документальное оформление;
  • выбрать отвечающую специфике работы подразделения и существующим нормативным требованиям систему ОТ, соответствующую стандартам ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ 12.0.230.1-2015;
  • управлять разработанной системой ОТ, непрерывно ее совершенствовать. 

Другой комментарий к статье 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст.ст.213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.

Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст.8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Специальная оценка условий труда

Чтобы осуществить организацию надзора за тем, насколько правильно работники компании используют СИЗ (средства индивидуальной защиты) и соблюдают все правила безопасности труда, начальство должно производить периодическую специальную оценку условий труда.

После проведения данной проверки, выписывается заключение соответствующего содержания, в котором обозначается:

  • соответствие условий труда требованиям нормативного характера;
  • несоответствие условий труда.

Цель проведения проверки, впрочем, заключается не в том, чтобы выдать искомый официальный итог, а в том, чтобы выявить факторы, которые:

  • представляют потенциальную опасность для трудящихся на предприятии граждан;
  • способны оказать воздействие негативного характера на подчиненных во время их работы.

После того, как данная проверка была проведена, работодатель обязан будет выписать заключение, в котором будет обозначено, прошло ли предприятие искомую экзаменацию или нет, и какие факторы риска были выявлены

Искомой проверке должны подвергать все должности на предприятии, задействованные в производственном процессе. Тем не менее, как мы уже говорили, граждан, входящих в перечень исключений и удаленных работников она может не касаться.

Законодательная база, регулирующая проведение данной проверки и дальнейшего анализа сложившейся на производстве ситуации, представлена Приказом Министерства труда № 33, выпущенным 24 января в 2014 году.

Сроки проведения проверки

После того, как на базе организации будет создано новое рабочее место, оценка сложившихся в его рамках условий должна будет производиться не позднее чем через 6 месяцев.

Все сроки проведения проверки и некоторые ее нюансы обозначены в Федеральном законодательстве нашей страны

Кроме того, согласно Федеральному закону №426, проведение подобных проверок для каждой требующей того должности обязано осуществляться не раньше, чем один раз в 5 лет, и только при условии, что за указанный срок на предприятии не произошло каких-либо несчастных случаев.

ФЗ №426 Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда

Если такие случаи все же имели место быть, или, например, у одного из сотрудников обнаружилось профессиональное заболевание, или появились новые средства защиты коллективного или индивидуального характера, специальная оценка проводится вне намеченного плана. В зависимости от того, что послужило причиной для ее инициации, сроки всего процесса могут составлять:

  • 6 месяцев;
  • 12 месяцев.

Спецоценка условий труда

Для организации контроля за правильностью применения средств индивидуальной защиты и соблюдением правил безопасности труда работодателем проводится специальная оценка условий труда (СОУТ), после чего выдается заключение о соответствии или несоответствии условий нормативным требованиям.

Материалы по теме

Специальная оценка условий труда: обязательная процедура для всех предпринимателей

Целью ее проведения является выявление факторов, представляющих опасности или вред, способных оказывать негативное воздействие на сотрудников или процесс работы. Этой процедуре должны быть подвергнуты все рабочие места на предприятии. Но при этом она не касается лиц, работающих удаленно.

Для того чтобы спецоценка и анализ проводились в строгом соответствии с законом, выпущен , в котором прописан строгий регламент мероприятия. Мероприятия по оценке имеют право проводить только профессиональные специализированные компании, действующие на основании контракта с работодателем (ч. 1 ст. 8 ).

Впервые спецоценка условий труда должна проводиться не позднее 6 месяцев с момента создания нового рабочего места.

Проведение спецоценки регламентировано 426-ФЗ, и проводится она не реже одного раза в 5 лет при отсутствии несчастных случаев на производстве. Этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда.

При возникновении обстоятельств (несчастный случай, возникновение профзаболеваний, появление новых средств индивидуальной и коллективной защиты и др.) проводится внеплановая спецоценка. Ее сроки составляют 6 и 12 месяцев, в зависимости от причин.

Средства индивидуальной защиты

Область применения СИЗ строго регулируется следующими нормативными актами:

  1. Статья 221 ТК РФ — определяет понятие таких средств и устанавливает обязанность их использования в конкретных ситуациях.
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 №425-ФЗ – устанавливает принципы оценки условий труда, по результатам которой определяется необходимость использования СИЗ.
  3. Приказ Министерства Труда от 10.12.2012 №580н – определяет меры снижения влияния на людей опасных факторов. В частности, статья предполагает получение работодателем компенсации за обеспечение работников СИЗ.

Согласно установленной классификации, они делятся на:

  • средства общей защиты — системы фильтрации, шумоизоляция и подобные решения. Их применение не выгодно для работодателей — оно не поощряется со стороны государства;
  • средства индивидуальной защиты – для конкретных лиц в форме спецодежды, спецобуви и дерматологических препаратов.

Любое используемое СИЗ должно пройти одну из двух систем проверки качества:

  1. Для средств с простой конструкцией и минимальными рисками при неправильном использовании применяется декларирование соответствия.
  2. Для средств защиты от тяжёлого вреда или рисков для жизни применяется процедура строгой сертификации.

К СИЗ выдвигаются определённые требования, несоблюдение которых ведёт к их непригодности:

  1. Не должны вызывать раздражений кожи, выделять вредные вещества, издавать запах и снижать работоспособность.
  2. Должны быть эффективны и совместимы друг с другом при одновременном использовании, сопровождаться правилами использования и соответствовать физиологическим особенностям сотрудника.
  3. Выдача СИЗ сопровождается консультацией по правилам их использования, а также прохождением практических занятий по работе с ними.

Следующая
СтатьиСт 191 ТК РФ поощрение работников в редакции 2021 года

Пройдите обучение в государственном ВУЗе:

Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда

250 часов 1 раз

Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Дополнительное образование по охране труда

250 часов 1 раз

Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Повышение квалификации специалиста по охране труда

72 часов 1 раз / 5 лет

Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Обучение и проверка знаний требований охраны труда

40 часов 1 раз / 3 года

Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Обеспечение режима труда и отдыха

Длительность рабочего времени установлена законом и не должна быть больше 40 часов в неделю. Работодатель следит за режимом труда и отдыха собственных работников. Такой контроль входит в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Надлежащее следование режиму труда и отдыха на производстве приобретает большое значение, поскольку дает возможность сохранить здоровье работника и способствует повышению его работоспособности. Однако не на всяком предприятии можно устанавливать пятидневную рабочую неделю, поэтому допускаются и измененные варианты рабочего распорядка.

Сюда входят различные технические перерывы, пятиминутки и перекуры. Обязателен перерыв для приема пищи. Нарушение режима может привести к негативным последствиям. Неполноценный отдых может стать причиной невнимания на работе и, как следствие этого, получения производственной травмы. При установлении подобных фактов руководитель может подвергнуться большому штрафу.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

17 августа 2017

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.

В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.

По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.

Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.

В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.

Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда П.С. Сергеев

Подведем итоги

Обязанности работодателя в области охраны труда действительно многогранны. Непросто обеспечивать все то, что необходимо по закону, однако, без этого не построить производственный процесс достаточно безопасно для участвующих в нем людей. Ваша задача, как работодателя, состоит в полноценном осуществлении всех возложенных на ваши плечи обязанностей в области охраны труда, в противном случае последствия, которые могут быть вызваны халатностью, нанесут компании серьезный ущерб. Помните об этом, изучайте законы, и налаживайте согласно им функционирование всех профильных мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector